Раздел 1.Мои чувства (14часов)

Тропинка к своему Я

(рабочая программа по психологии для начальной школы)

 

Исполнитель:

Синкина Ирина Борисовна,

Учитель-психолог СОШ № 2

г. Междуреченск

 

 

 

Кемерово 2012

 

Пояснительная записка

Тропинка к своему Я

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие

школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

— умение адекватно вести себя в различных ситуациях

— умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

— способность справляться со страхами, обидами, гневом

14 стр., 6508 слов

Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками

... биографией Фрейда З. А Рассмотреть его отношения с учениками А Пронаблюдать за формированием школы З. Фрейда. Его личность рассматривали различные ученые, к примеру, Э. Фромм - знаменитый ... свободных рассказов больных о своих симптомах. Брейер и Фрейд предприняли совместное исследование психологических причин истерии и методов терапии этого заболевания. Их работа завершилась публикацией книги ...

— умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

— умение справляться с негативными эмоциями

— стремление к изучению своих возможностей и способностей

— успешная адаптация в социуме.

Целькурса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).

Общий объём учебного времени составляет 136 часов.

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологическийкомпонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальныйкомпонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационныйкомпонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развитияявляются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

4 стр., 1924 слов

В помощь учителю и ученику

... задание – 50 баллов Справка(то, о чём рецензент должен иметь представление) В помощь учителю и ученику Рецензия– это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и ... - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями. • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения. • Излагайте подробно и обоснованно. Рецензия - не комментарий, где ...

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Метапредметными результатамиизучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Класс

Регулятивные УУД:

· овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

· извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

· учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

· уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

· учиться исследовать свои качества и свои особенности

· учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

· учиться наблюдать

· моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

· учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

· учиться работать в паре и в группе

· выполнять различные роли

· слушать и понимать речь других ребят

· осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Регулятивные УУД:

· учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

· учиться прогнозировать последствия своих поступков

· определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

· учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

· делать выводы в результате совместной работы в группе

· учиться графически оформлять изучаемый материал

· моделировать различные ситуации

· усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

· учиться позитивно проявлять себя в общении

· учиться договариваться и приходить к общему решению

· учиться понимать эмоции и поступки других людей

· овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

 

3 — 4 класс

Регулятивные УУД:

· осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

· извлекать необходимую информацию из текста

· определять и формулировать цель в совместной работе

· учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

· осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

· реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

· планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

· соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

12 стр., 5990 слов

Минимум содержания образования по разделам

... доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий(эталон). Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.) Роль учителя в учебной деятельности (помощник ... деятельности», 1 класс. 1 класс1 ч в неделю, всего 32 часа   Минимум содержания образования по разделам   Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно ...

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

· наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

· обогатить представление о собственных возможностях и способностях

· учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

· оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

· учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

· находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

· адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

· учиться контролировать свою речь и поступки

· учиться толерантному отношению к другому мнению

· учиться самостоятельно решать проблемы в общении

· осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

· формулировать своё собственное мнение и позицию

· учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.

 

Содержание программы

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Первый класс

Раздел 1.Мои чувства (14часов)

Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.

Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.

Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?

Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.

Как справиться с гневом?

Может ли гнев принести пользу?

Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)

Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?

Как мы видим друг друга?

Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.

В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.

Кто такой сердечный человек.

Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)

Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.

Как научиться находить положительные качества у себя?

Как правильно оценить себя?

Как распознать положительные качества у других людей?

Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.

Какие качества нужны для дружбы?

Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)

Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?

Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.

Второй класс.

Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?

Школа моей мечты — какая она?

Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?

Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?

Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?

Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.

Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?

Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?

Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!

Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.

Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?

Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».

Почему родители наказывают детей?

Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

Раздел 4. Я и мои друзья (8часов)

Каким должен быть настоящий друг.

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?

Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

Третий класс

Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)

Моё детство.

Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?

Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.

Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.

Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?

Раздел 3.Моё будущее (5часов)

Как заглянуть во взрослый мир?

Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.

Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)

Поведение человека зависит от его качеств.

Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.

Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?

Что такое идеальное Я?

У многих людей есть некий идеальный образ самого себя — то, каким бы ему хотелось стать.

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (8часов)

Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?

Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».

Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?

В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

Учебно — методическое обеспечение программы

Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:

1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.

Москва, «Генезис», 2011.

2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

Тематическое планирование

Первый класс

Раздел1. Мои чувства(занятия 1 – 13)

№ п/п Тема занятия Количество часов Характеристика деятельности учащихся Примечания Универсальные учебные действия (УУД)
1. Знакомство. Введение в мир психологии Познакомиться с новым предметом, учителем и одно классниками.   Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению.   Осваивать правила общения со сверстниками .. Беседа «Введение в мир психологии»Упр. « Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец». Работа со сказкой.   Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)   Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П)   Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах(К)  
2. Радость. Что такое мимика
3. Радость. Как её доставить другому человеку.
4. Жесты.
5. Радость можно передать прикосновением
6. Радость можно подарить взглядом
7. Страх.
Страх. Его относительность
9. Как справиться со страхом.
Гнев. С какими чувствами он дружит?
Как справиться с гневом?
12. Может ли гнев принести пользу?
13. Разные чувства.

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (занятия 14 – 17)

Качества людей Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. Упр. «Отношения», «Придумай и отгадай», «Снежная королева», «Ладошка», «Мы похожи -мы отличаемся». Работа со сказкой. Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П)
Люди отличаются друг от друга своими качествами
В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества
Как мы видим друг друга   Учиться работать в парах (К)

Раздел 3. Какой Я – какой Ты?(занятия 18 – 22)

Какой Я? Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. Разминка «Противоположные чувства» Упр. «Психологическая разгадка», « Цыганка», «Заяц-Хваста». Работа со сказкой. Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения(К)
Мой автопортрет
Моё настроение
Какой ты?
Я и другие

Раздел 4. Трудности первоклассника(занятия 23-27)

Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. Разминка «Разнообразие характеров». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисование «Трудные ситуации первоклассника». Работа со сказкой. Конкурс достижений. Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р) Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П) Уметь договариваться и приходить к общему решению(К)
Школьные трудности
Домашние трудности
На улице(поведение и общение)
В магазине(поведение в общественных местах)
Итоговое занятие

Второй класс

Раздел 1. Я – фантазёр(занятия 1 – 7)

1. Я — второклассник Угадывать партнёра по описанию его качеств. Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению. Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. Разминка «Мы снова вместе». Упр. « Небы лицы», «Кто это?». Рисование «Мой сон». Работа со сказкой. Строить речевое высказывание в устной форме(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Учиться выполнять разные роли(К)
Кого можно назвать фантазёром?
Я умею фантазировать
Мои сны
Я умею сочинять
Мои мечты
Фантазии и ложь

Раздел 2. Я и моя школа (занятия 8 – 12)

Я и моя школа Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её. Разминка «слова и действия». Упр. «Мешок хороших качеств», «Школьные ситуации». Работа со сказкой «О ленивой звёздочке» Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К)
Я и мой учитель
Я и мои одноклассники
Что такое лень?
Как справиться с «Немогучками»?

Раздел 3. Я и мои родители(занятия 13 – 16).

Я и мои родители Познакомиться с историей своей семьи. Участвовать в групповой работе по составлению родословной. Обсуждать и анализировать полученный Конкурс рисунков «Моя семья», «История моей семьи». Составление родословной Этюд «Дружная семья» Подвижные Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р) Учиться графически оформлять изучаемый материал(П)
«Урок мудрости» (уважение к старшим»
Я умею просить прощения результат. Участвовать в беседе «Почему родители нака- зыват детей?»   игры: «Бабушка Маланья», «Ловишки» Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К)
Почему родители наказывают детей?

Раздел 4. Я и мои друзья(занятия 17– 23).

Настоящий друг Выполнять различные роли в играх. Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. Разминка «Добрые дела и отношения». Беседа» Нужно ли уметь дружить?». Работа со сказкой. Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р) Осознавать качества настоящего друга(П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)
Умею ли я дружить?
Трудности в отношениях с друзьями
Я и мои «колючки»
Ссора и драка
Что такое одиночество?
Итоговое занятие

Третий класс

Раздел 1. Умение владеть собой(занятия 1 -5)

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений

(занятия 6 -9)

Мой любимый герой (примеры для подражания) Работать с литературными текстами. Объяснять и обосновывать сделанный выбор. Моделировать и оценивать своё поведение в различных ситуациях Разминка « Чувства и ассоциации». Упр. « Агрессивные чувства», «Изобрази ситуацию». Работа с текстами литературных произведений. Извлекать необходимую информацию из текста(Р) Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П) Учиться толерантному отношению к другому мнению (К)
Добро и зло (совесть)
Что такое хорошо и что такое плохо(хорошие и дурные привычки)
Конфликт. Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения(занятия 10 -15)

Волшебные слова Познакомиться с понятием «этикет» Познакомиться с правилами поведения в обществе. Участвовать в игре-драматизации. Обсуждать особенности поведения в различных ситуациях. Игра-драматизация «Кот, петух и лиса», «Теремок». Беседы «Ваши добрые поступки»,«Мнения». Упр. на развитие речи и доброго отношения друг к другу: «День рождения», «Уроки сказки». Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р) Обогатить своё представление о культуре общения людей(П) Соблюдать правила этикета(К)  
Учимся вежливо говорить
Я вам пишу
Мой день рождения
Мы смеёмся
Мальчик и девочка

Раздел 4. Что такое сотрудничество (занятия 16 – 20)

Что такое сотрудничество? Участвовать в групповой работе. Обсуждать полученный результат. Сравнивать полученный результат с предполагаемым, делать выводы. Передавать разные чувства с помощью мимики.   Разминка «Умей сказать приятные слова». Упр. «Передай чувство», «Извини меня». Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?», «Я умею договариваться». Работа со сказкой «Чтобы тебя любили». Определять и формулировать цель в совместной работе (Р) Расширить своё представление о понятии «сотрудничество (П) Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К)
Я умею понимать другого
Я умею договариваться с людьми
Мы умеем действовать сообща
Что такое коллективная работа?
Итоговое занятие

Четвёртый класс

Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности (занятия 1 – 10)

Моё лето Познакомиться с понятием «способности». Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением. Исполнять различные роли. Моделировать и анализировать ситуации. Разминка «Летние впечатления». Упр. «Я-четвероклассник», «Роли», «Конкурс портретов». Беседа «Что такое способности». Этюды «Отгадай, кто я?», «Отражение в озере». Рисование «Мой автопортрет». Работа со сказкой. Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)   Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)   Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)
Кто я?
Какой я? Большой или маленький?
Мои способности
Мой выбор, мой путь
Мой внутренний мир
Кто в ответе за мой внутренний мир?
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
Что значит верить?

 

 

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь(занятия 11 – 13

Моё детство Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации.   Разминка «Вспомним детство». Упр. «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределённые картинки» Рисование «Любимая фотография» Беседа «Раньше и сейчас». Работа со сказкой Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р) Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П) Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)
Нужно ли человеку изменяться?
Я расту, я изменяюсь

Раздел 3. Моё будущее(занятия 14 – 16)

Моё будущее Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья   Разминка «Заглянуть во взрослый мир». Упр. «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас». Рисование: «Я в настоящем и в будущем». Беседа о взаимосвязи физического и психологического здоровья Планировать цели и пути самоизменения (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П) При работе в группе учитывать мнение товарищей(К)
Кем бы я хотел стать?
Хочу вырасти здоровым человеком.

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно?

(занятия 17 – 19.)

Кто такой интеллигентный человек? Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал» Участвовать в беседе. Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность. Разминка «Качества человека и поведение» Упр.»Улыбнись как…», «Антонимы». Этюд «В ресторане». Беседа «Кто может стать интеллигентным человеком?». Работа со сказкой Соотносить результат с целью и оценивать его(Р) Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П) Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К)
Хочу вырасти интеллигентным человеком.
Что такое идеальное «Я»?

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?

(занятия 20 — 25)

Кто такой свободный человек? Произносить заданную фразу с разными интонациями Составлять устные сочинения на заданную тему. Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека. Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои. Разминка «Наладить контакт». Упр. «Должен и имею право», «Синонимы». Беседа «Кто такой свободный человек». «Пять главных прав» Этюд «Ссора друзей». Работа со сказкой. Игра-драматизация «Я так хочу». Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р) Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию(П) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей(К)
Права и обязанности школьника
Что такое «право на уважение»?
Права и обязанности
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам
Как разрешить конфликты мирным путём?
Итоговое занятие

 

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский

(1893 — 1930)

Основные этапы творчества:

_________________

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

Били копыта,

Пели будто:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала!

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные…

 

Улица опрокинулась,

течет по-своему…

Подошел и вижу —

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

 

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть,

— старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И всё ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило. (1918г).

 

1.Как называется прием нанизывания сходных согласных звуков, который использован в первой строфе для звукоподражания?____________________________________________

2. Назовите тип рифмы, благодаря которой связываются слова «шерсти» и «шелесте»____

3. «Ветром опита, льдом обута» — такой видит поэт улицу. Какой тип иносказания (тропа) использован в заключительных двух стихах?_______________________________________

4. Какой прием поэтического синтаксиса использован в заключительных двух стихах («и стоило жить/ и работать стоило»)?________________________________________________

 

«Все мы немножко лошади», — заявляет лирический герой стихотворения. В чем он чувствует сходство между собой и лошадью? Главная идея стихотворения.____________

 

Стихотворения для чтения наизусть: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся».

 

Сергей Александрович Есенин

(1895 — 1925)

Основные этапы творчества:

______________________________________________________

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком (1924 г).

1.Какой троп, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строчке: «В саду горит костер рябины красной»?__________________________________________________________

2. Как называется вид рифмовки, который использован автором в стихотворении?_____________________________________________________

3. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного ряда слов, например постановке определяемого слова перед определением («рябины красной», «роща золотая»)?_________________________________________________________

4. Назовите номер строфы, в которой в состав метафоры, передающей внутреннее состояние лирического героя, входит диалектное слово._____________________________________________________________

 

В чем, на ваш взгляд, смысл уподобления падающих с дерева листьев «грустным словам»? Стоит ли безоговорочно принимать на веру утверждение лирического героя о том, что ему «не жаль» «ничего в прошедшем»?

____________

Стихотворения для чтения наизусть: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». (одно стихотворение на выбор)