Тропинка к своему Я
(рабочая программа по психологии для начальной школы)
Исполнитель:
Синкина Ирина Борисовна,
Учитель-психолог СОШ № 2
г. Междуреченск
Кемерово 2012
Пояснительная записка
Тропинка к своему Я
Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие
школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
— умение адекватно вести себя в различных ситуациях
— умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
— способность справляться со страхами, обидами, гневом
Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками
... биографией Фрейда З. А Рассмотреть его отношения с учениками А Пронаблюдать за формированием школы З. Фрейда. Его личность рассматривали различные ученые, к примеру, Э. Фромм - знаменитый ... свободных рассказов больных о своих симптомах. Брейер и Фрейд предприняли совместное исследование психологических причин истерии и методов терапии этого заболевания. Их работа завершилась публикацией книги ...
— умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
— умение справляться с негативными эмоциями
— стремление к изучению своих возможностей и способностей
— успешная адаптация в социуме.
Целькурса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).
Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологическийкомпонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальныйкомпонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационныйкомпонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развитияявляются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
В помощь учителю и ученику
... задание – 50 баллов Справка(то, о чём рецензент должен иметь представление) В помощь учителю и ученику Рецензия– это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и ... - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями. • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения. • Излагайте подробно и обоснованно. Рецензия - не комментарий, где ...
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатамиизучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс
Регулятивные УУД:
· овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
· извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
· учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
· строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
· уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
· учиться исследовать свои качества и свои особенности
· учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
· учиться наблюдать
· моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
· учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
· учиться работать в паре и в группе
· выполнять различные роли
· слушать и понимать речь других ребят
· осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Регулятивные УУД:
· учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
· учиться прогнозировать последствия своих поступков
· определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
· учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
· строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
· делать выводы в результате совместной работы в группе
· учиться графически оформлять изучаемый материал
· моделировать различные ситуации
· усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
· учиться позитивно проявлять себя в общении
· учиться договариваться и приходить к общему решению
· учиться понимать эмоции и поступки других людей
· овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 — 4 класс
Регулятивные УУД:
· осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
· извлекать необходимую информацию из текста
· определять и формулировать цель в совместной работе
· учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
· осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
· реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
· планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
· соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
Минимум содержания образования по разделам
... доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий(эталон). Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.) Роль учителя в учебной деятельности (помощник ... деятельности», 1 класс. 1 класс1 ч в неделю, всего 32 часа Минимум содержания образования по разделам Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно ...
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
· наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
· обогатить представление о собственных возможностях и способностях
· учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
· оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
· учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
· находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
· адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
· учиться контролировать свою речь и поступки
· учиться толерантному отношению к другому мнению
· учиться самостоятельно решать проблемы в общении
· осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
· формулировать своё собственное мнение и позицию
· учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.
Содержание программы
Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Первый класс
Раздел 1.Мои чувства (14часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)
Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
Как мы видим друг друга?
Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Как правильно оценить себя?
Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)
Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.
Второй класс.
Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?
Школа моей мечты — какая она?
Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?
Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?
Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?
Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.
Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!
Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».
Почему родители наказывают детей?
Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8часов)
Каким должен быть настоящий друг.
Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?
Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Третий класс
Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)
Моё детство.
Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?
Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.
Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.
Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3.Моё будущее (5часов)
Как заглянуть во взрослый мир?
Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.
Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)
Поведение человека зависит от его качеств.
Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.
Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?
Что такое идеальное Я?
У многих людей есть некий идеальный образ самого себя — то, каким бы ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (8часов)
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?
Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».
Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?
В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
Учебно — методическое обеспечение программы
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.
Москва, «Генезис», 2011.
2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
Тематическое планирование
Первый класс
Раздел1. Мои чувства(занятия 1 – 13)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. | Знакомство. Введение в мир психологии | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками .. | Беседа «Введение в мир психологии»Упр. « Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец». Работа со сказкой. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах(К) | |
2. | Радость. Что такое мимика | ||||
3. | Радость. Как её доставить другому человеку. | ||||
4. | Жесты. | ||||
5. | Радость можно передать прикосновением | ||||
6. | Радость можно подарить взглядом | ||||
7. | Страх. | ||||
Страх. Его относительность | |||||
9. | Как справиться со страхом. | ||||
Гнев. С какими чувствами он дружит? | |||||
Как справиться с гневом? | |||||
12. | Может ли гнев принести пользу? | ||||
13. | Разные чувства. |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (занятия 14 – 17)
Качества людей | Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. | Упр. «Отношения», «Придумай и отгадай», «Снежная королева», «Ладошка», «Мы похожи -мы отличаемся». Работа со сказкой. | Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П) | ||
Люди отличаются друг от друга своими качествами | |||||
В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества | |||||
Как мы видим друг друга | Учиться работать в парах (К) |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты?(занятия 18 – 22)
Какой Я? | Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. | Разминка «Противоположные чувства» Упр. «Психологическая разгадка», « Цыганка», «Заяц-Хваста». Работа со сказкой. | Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения(К) | ||
Мой автопортрет | |||||
Моё настроение | |||||
Какой ты? | |||||
Я и другие |
Раздел 4. Трудности первоклассника(занятия 23-27)
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Разминка «Разнообразие характеров». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисование «Трудные ситуации первоклассника». Работа со сказкой. Конкурс достижений. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р) Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П) Уметь договариваться и приходить к общему решению(К) | ||
Школьные трудности | |||||
Домашние трудности | |||||
На улице(поведение и общение) | |||||
В магазине(поведение в общественных местах) | |||||
Итоговое занятие |
Второй класс
Раздел 1. Я – фантазёр(занятия 1 – 7)
1. | Я — второклассник | Угадывать партнёра по описанию его качеств. Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению. Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. | Разминка «Мы снова вместе». Упр. « Небы лицы», «Кто это?». Рисование «Мой сон». Работа со сказкой. | Строить речевое высказывание в устной форме(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Учиться выполнять разные роли(К) | |
Кого можно назвать фантазёром? | |||||
Я умею фантазировать | |||||
Мои сны | |||||
Я умею сочинять | |||||
Мои мечты | |||||
Фантазии и ложь |
Раздел 2. Я и моя школа (занятия 8 – 12)
Я и моя школа | Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её. | Разминка «слова и действия». Упр. «Мешок хороших качеств», «Школьные ситуации». Работа со сказкой «О ленивой звёздочке» | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К) | ||
Я и мой учитель | |||||
Я и мои одноклассники | |||||
Что такое лень? | |||||
Как справиться с «Немогучками»? |
Раздел 3. Я и мои родители(занятия 13 – 16).
Я и мои родители | Познакомиться с историей своей семьи. Участвовать в групповой работе по составлению родословной. Обсуждать и анализировать полученный | Конкурс рисунков «Моя семья», «История моей семьи». Составление родословной Этюд «Дружная семья» Подвижные | Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р) Учиться графически оформлять изучаемый материал(П) | ||
«Урок мудрости» (уважение к старшим» | |||||
Я умею просить прощения | результат. Участвовать в беседе «Почему родители нака- зыват детей?» | игры: «Бабушка Маланья», «Ловишки» | Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К) | ||
Почему родители наказывают детей? |
Раздел 4. Я и мои друзья(занятия 17– 23).
Настоящий друг | Выполнять различные роли в играх. Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. | Разминка «Добрые дела и отношения». Беседа» Нужно ли уметь дружить?». Работа со сказкой. | Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р) Осознавать качества настоящего друга(П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К) | ||
Умею ли я дружить? | |||||
Трудности в отношениях с друзьями | |||||
Я и мои «колючки» | |||||
Ссора и драка | |||||
Что такое одиночество? | |||||
Итоговое занятие |
Третий класс
Раздел 1. Умение владеть собой(занятия 1 -5)
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений
(занятия 6 -9)
Мой любимый герой (примеры для подражания) | Работать с литературными текстами. Объяснять и обосновывать сделанный выбор. Моделировать и оценивать своё поведение в различных ситуациях | Разминка « Чувства и ассоциации». Упр. « Агрессивные чувства», «Изобрази ситуацию». Работа с текстами литературных произведений. | Извлекать необходимую информацию из текста(Р) Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П) Учиться толерантному отношению к другому мнению (К) | ||
Добро и зло (совесть) | |||||
Что такое хорошо и что такое плохо(хорошие и дурные привычки) | |||||
Конфликт. Моё поведение в трудных ситуациях |
Раздел 3. Культура общения(занятия 10 -15)
Волшебные слова | Познакомиться с понятием «этикет» Познакомиться с правилами поведения в обществе. Участвовать в игре-драматизации. Обсуждать особенности поведения в различных ситуациях. | Игра-драматизация «Кот, петух и лиса», «Теремок». Беседы «Ваши добрые поступки»,«Мнения». Упр. на развитие речи и доброго отношения друг к другу: «День рождения», «Уроки сказки». | Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р) Обогатить своё представление о культуре общения людей(П) Соблюдать правила этикета(К) | ||
Учимся вежливо говорить | |||||
Я вам пишу | |||||
Мой день рождения | |||||
Мы смеёмся | |||||
Мальчик и девочка |
Раздел 4. Что такое сотрудничество (занятия 16 – 20)
Что такое сотрудничество? | Участвовать в групповой работе. Обсуждать полученный результат. Сравнивать полученный результат с предполагаемым, делать выводы. Передавать разные чувства с помощью мимики. | Разминка «Умей сказать приятные слова». Упр. «Передай чувство», «Извини меня». Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?», «Я умею договариваться». Работа со сказкой «Чтобы тебя любили». | Определять и формулировать цель в совместной работе (Р) Расширить своё представление о понятии «сотрудничество (П) Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К) | ||
Я умею понимать другого | |||||
Я умею договариваться с людьми | |||||
Мы умеем действовать сообща | |||||
Что такое коллективная работа? | |||||
Итоговое занятие |
Четвёртый класс
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности (занятия 1 – 10)
Моё лето | Познакомиться с понятием «способности». Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением. Исполнять различные роли. Моделировать и анализировать ситуации. | Разминка «Летние впечатления». Упр. «Я-четвероклассник», «Роли», «Конкурс портретов». Беседа «Что такое способности». Этюды «Отгадай, кто я?», «Отражение в озере». Рисование «Мой автопортрет». Работа со сказкой. | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р) Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П) Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К) | ||
Кто я? | |||||
Какой я? Большой или маленький? | |||||
Мои способности | |||||
Мой выбор, мой путь | |||||
Мой внутренний мир | |||||
Кто в ответе за мой внутренний мир? | |||||
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | |||||
Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | |||||
Что значит верить? |
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь(занятия 11 – 13
Моё детство | Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации. | Разминка «Вспомним детство». Упр. «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределённые картинки» Рисование «Любимая фотография» Беседа «Раньше и сейчас». Работа со сказкой | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р) Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П) Формулировать своё собственное мнение и позицию (К) | ||
Нужно ли человеку изменяться? | |||||
Я расту, я изменяюсь |
Раздел 3. Моё будущее(занятия 14 – 16)
Моё будущее | Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья | Разминка «Заглянуть во взрослый мир». Упр. «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас». Рисование: «Я в настоящем и в будущем». Беседа о взаимосвязи физического и психологического здоровья | Планировать цели и пути самоизменения (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П) При работе в группе учитывать мнение товарищей(К) | ||
Кем бы я хотел стать? | |||||
Хочу вырасти здоровым человеком. |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно?
(занятия 17 – 19.)
Кто такой интеллигентный человек? | Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал» Участвовать в беседе. Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность. | Разминка «Качества человека и поведение» Упр.»Улыбнись как…», «Антонимы». Этюд «В ресторане». Беседа «Кто может стать интеллигентным человеком?». Работа со сказкой | Соотносить результат с целью и оценивать его(Р) Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П) Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К) | ||
Хочу вырасти интеллигентным человеком. | |||||
Что такое идеальное «Я»? |
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?
(занятия 20 — 25)
Кто такой свободный человек? | Произносить заданную фразу с разными интонациями Составлять устные сочинения на заданную тему. Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека. Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои. | Разминка «Наладить контакт». Упр. «Должен и имею право», «Синонимы». Беседа «Кто такой свободный человек». «Пять главных прав» Этюд «Ссора друзей». Работа со сказкой. Игра-драматизация «Я так хочу». | Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р) Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию(П) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей(К) | ||
Права и обязанности школьника | |||||
Что такое «право на уважение»? | |||||
Права и обязанности | |||||
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | |||||
Как разрешить конфликты мирным путём? | |||||
Итоговое занятие |
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский
(1893 — 1930)
Основные этапы творчества:
_________________
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило. (1918г).
1.Как называется прием нанизывания сходных согласных звуков, который использован в первой строфе для звукоподражания?____________________________________________
2. Назовите тип рифмы, благодаря которой связываются слова «шерсти» и «шелесте»____
3. «Ветром опита, льдом обута» — такой видит поэт улицу. Какой тип иносказания (тропа) использован в заключительных двух стихах?_______________________________________
4. Какой прием поэтического синтаксиса использован в заключительных двух стихах («и стоило жить/ и работать стоило»)?________________________________________________
«Все мы немножко лошади», — заявляет лирический герой стихотворения. В чем он чувствует сходство между собой и лошадью? Главная идея стихотворения.____________
Стихотворения для чтения наизусть: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся».
Сергей Александрович Есенин
(1895 — 1925)
Основные этапы творчества:
______________________________________________________
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком (1924 г).
1.Какой троп, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строчке: «В саду горит костер рябины красной»?__________________________________________________________
2. Как называется вид рифмовки, который использован автором в стихотворении?_____________________________________________________
3. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного ряда слов, например постановке определяемого слова перед определением («рябины красной», «роща золотая»)?_________________________________________________________
4. Назовите номер строфы, в которой в состав метафоры, передающей внутреннее состояние лирического героя, входит диалектное слово._____________________________________________________________
В чем, на ваш взгляд, смысл уподобления падающих с дерева листьев «грустным словам»? Стоит ли безоговорочно принимать на веру утверждение лирического героя о том, что ему «не жаль» «ничего в прошедшем»?