В помощь учителю и ученику

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Учебный год

Этап I (школьный)

Ответы к заданиям для 10-11-ых классов

Максимальный балл за работу108 баллов + 5 дополнительных баллов.

1 задание – 58 баллов + 5 баллов

2 задание – 50 баллов

Задание №1

 

Прочитайте предложенную вам ниже информацию.

1.1. Придумайте кеннинги к следующим словам:

Орёл_____________________________, лес________________________________, дуб______________________________, соловей____________________________, солнце___________________________, волк_______________________________, речка____________________________, золото_____________________________ луна_____________________________,

радуга____________________________,

Каждый верный творческий ответ – 3 балла. Оригинальный образ – 1 дополнительный балл.

Итого:30 баллов + 3 дополнительных балла.

1.2. Сочините миниатюру (любого жанра) из 5 предложений (общее впечатление – 15 баллов), предварительно озаглавив её (3 балла), с одним из созданных вами кеннингов. В работе используйте 5 разнообразных средств художественной изобразительности, подчеркните их в тексте одной линией и укажите, надписав сверху, как они называются (каждый верно подчёркнутый и указанный троп – 2 балла).

2 балла – за оригинальную работу.

Итого:28 баллов +2 дополнительных балла.

Максимальный балл за задание– 58 баллов + 5 дополнительных баллов.

Комментарий к заданию №1

Творческое задание

См. распределение баллов по ходу работы.

Задания этого типа выявляют умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, требуют широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

10 стр., 4543 слов

Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... использовать тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи

См. выше.

Итого:30 баллов + 3 дополнительных балла.

Итого:28 баллов + 2 дополнительных балла.

Максимальный балл за задание:58 баллов + 5 дополнительных баллов.

Задание №2

2. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

· Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. Озаглавьте свою работу.

Опорные вопросы

1. Что в понимании поэта олицетворяет Красота? Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор заглавия?

2. Какой основной приём использует поэт, рисуя портрет героя? Как вам кажется, почему в финале он отказывается от этого приёма?

3. Каковы особенности композиции стихотворения, какой основной композиционный приём использует автор?

4. Какие особенности строфической и синтаксической организации стихотворения вы бы выделили? Как они связаны с развёртыванием сюжета стихотворения?

5. Какая фраза, на ваш взгляд, является ключевой? Как она связана с идеей стихотворения?

6. Каково ваше отношение к галерее человеческих портретов, нарисованных автором?

7. Можете ли вы утверждать, что это стихотворение – завещание поэта потомкам? Докажите.

Итого: 50 баллов.

Максимальный балл за задание– 50 баллов.

Аналитическое задание

См. распределение баллов по ходу работы.

Целостный анализ текста предполагает не столько обязательный учёт и скрупулёзное, наукообразное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста, а желание и умение ученика сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени работают на раскрытие заложенных в нём смыслов, позволяют ученику вступить в диалог с автором произведения.

*Если ученик выбрал собственный путь анализа, он имел на это право, и оценивать работу надо в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы. Назначение опорных вопросов лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста.

Критерии оценивания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Итого:5 баллов.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

12 стр., 5809 слов

Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма ...

... исследования является французский экзистенциализм, предметом исследования - французский экзистенциализм на примере произведений Камю и Сартра. Методология работы определяется основными положениями экзистенциализма. Цель данной ... « Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма, на примере произведений К иС». Новизна данной курсовой работы состоит в том, что мы попытаемся ...

Итого:: 10 баллов.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Итого:20 баллов.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Итого:10 баллов.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Итого:5 баллов.

Максимальный балл за задание – 50 баллов

Справка(то, о чём рецензент должен иметь представление)

В помощь учителю и ученику

Рецензия– это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий:

1. Развернутая аннотация — в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции.

2. Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) — в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.

3. Эссе — в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование.

4. Авторецензия — излагается взгляд автора на свое произведение.

9 стр., 4453 слов

Прочитайте стихотворение «Дон» («Белая гвардия, путь твой вы­сок…»). ...

... жить образцово и просто...». Какой темой они объединены? Прочитайте стихотворение «Дон» («Белая гвардия, путь твой вы­сок...»). Проанализируйте ... с тематикой произведения? В чем их роль как средства выражения авторской позиции? 7.Как вы думаете, почему автор называет Киев ... и как предает Пилат? Подтвердите ответ примера­ми из текста. 26.Проанализируйте композицию романа. Что такое «роман в рома ...

5. Обзор (обозрение) — рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку. Уровни рецензий:

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя.

2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя.

3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.

Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:

1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.

2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).

3. Критический разбор или комплексный анализ текста:

— смысл названия;

— анализ его формы и содержания;

— особенности композиции;

— мастерство автора в изображении героев;

— индивидуальный стиль писателя.

4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

— основная мысль рецензии;

— актуальность тематики произведения.

 

Советы(как писать рецензию)

• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения — занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения.

• На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным — он может быть назидательным, познавательным, весёлым.

• В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки — это пойдёт на пользу автору.

• Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора — это стимулирует автора к работе над новыми произведениями.

• В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения.

• Излагайте подробно и обоснованно. Рецензия — не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.

• Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

Типичные ошибки в написании рецензии

• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом.

• Подмена рецензии комментарием или отзывом.

• Отсутствие аргументации.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...

• Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству.

• «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы.

• Неясность позиции рецензента.

• Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения).

• Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне.

• Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Справка

Алгоритм анализа стихотворения(то, о чём рецензент должен иметь представление)

Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ стихотворения, дополняя её пунктами, обозначенными в конкретной учебной программе.

1. В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения.

2. Затем следует рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии, которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо написать. Потребуется осмыслить контекст произведения в целом, соотнести его с конкретным этапом поэтического творчества автора, выделить типичные и нетипичные черты. Таким образом выясняют место данного стихотворения в творчестве поэта.

3. Когда можно выделить определённое литературное течение, к которому относится автор, его нужно указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма, акмеизма и т.п.

4. Выделяется тема стихотворения. Это своеобразная основа любого текста. Поскольку нередко возникают сложности с отнесением произведения к той или иной теме, принято для начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.

5. Важно сказать о развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой смотрит на…». Для лиро-эпического жанра характерен развёрнутый сюжет, а в лирических стихотворениях он заметно ослаблен.

6. На данном этапе, выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее стихотворения. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства.

4 стр., 1765 слов

39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой

... сумел сделать сказ очень емким и художественно выразительным. Герой-рассказчик только говорит, и автор не усложняет структуру произведения дополнительными описаниями тембра его голоса, его манеры ... разговор, свидетелем которой/которого он стал. Ярчайший пример — «Аристократка». Как пример анализа рассказа Это небольшая комическая зарисовка, в которой изображен порок общества. Повествование ведет ...

7. Затем нужно определить основное настроение стихотворения, проследить, как оно изменяется. Чаще всего чувства лирических героев описаны в динамике.

8. Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных, мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.

9. Далее нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста.

10. Следует указать, какую лексику использует автор в стихотворении: неологизмы, окказионализмы, архаизмы, бытовую лексику, повседневную, публицистическую, книжную.

11. Важно правильно перечислить все литературные приёмы, художественные средства, точно определить стихотворный размер. В школе чаще ограничиваются указанием размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий или анапест) и изображением его графического рисунка, определением количества стоп. Пишут основные тропы (эпитеты, сравнения, аллегории, гиперболы, олицетворения, метафоры).

Студенты университетов обязательно дают более детальный анализ. Расписывают подробно средства поэтического синтаксиса и интонационные фигуры (риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, градация, кольцо, стык, антитеза, пропуск, параллелизм, инверсия, бессоюзие, инвектива, сопоставление противоположностей).

Также детально пишут о поэтической лексике, подробно обозначают рифму (например, мужская, смежная, точная), указывают ритмообразующие элементы (метрические ударения, концевые паузы, внутренние созвучия и т.д.).

Если стихотворение было отнесено к конкретному направлению, важно доказать это примерами, разбирая художественные средства.

12. Указывается жанровая принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира), стилевая (народно-песенное течение, классическое, агитационное).