3. Парадигма ограниченных эффектов. Обзор теории двухступенчатого потока информации, когнитивного диссонанса и убеждающей коммуникации

  1. Понятие МК, сущностные признаки. Особенности аудитории СМИ.

Винтерхорф — Шнурк Медиапсихология. Основные принципы 2007

Харрис. Психология МК

Бакулев МК

Психология масс-медиа как дисциплина.

Задача психологии массмедиа — описание и объяснение переживаний и поведения человека, который испытывает на себе влияние СМИ.

Отправитель. Послание, получатель.

Микроуровень: индивид. Мезоуровень: небольшие группы. Макроуровень: социальный слой, нация, культура.

Связи с другими областями психологии: психология личности, социальная психология, психология коммуникаций, психология языка.

Взаимодействие с другими науками: социология, политология, языкознание, семиотика.

МК — систематическое распространение сообщений с помощью технических средств среди численно больших рассредоточенных групп людей с целью информирования и формирования мнений.

Место МК в типологии коммуникаций:

— интраперсональная (сам с собой)

— межличностная

— групповая

— массовая

Признаки МК:

— опосредованность (пространственная и временная дистанция)

— техническое обеспечение (передающие и накапливающие медиа)

— односторонность (без смены ролей говорящий — слушающий)

Особенности массовой аудитории:

— дисперсность (разнообразность): пол, возраст, образование, уровень дохода

— анонимность (обезличенность)

— рассредоточенность людей

— целевая и потенциальная

Методы массовых аудиторий

«общество спектакля» (Дебор)

«общество переживаний» (Герхард Шульце)

«беспокойное общество» (Сеннет)

  1. Ранний этап медиаисследований. Концепция «магической пули». «Общественное мнение» У. Липпмана.

История исследования психологии медиавосприятия. Ранний этап 1920−1930-е гг. модель сильного влияния СМИ (воздействие кино, радио, телеграфа, первой мировой войны).

6 стр., 2915 слов

Каковы перспективы людей с ранним детским аутизмом?

Клиника и диагностика раннего детского аутизма Коробенко Н.В. Термин «аутизм» (от греческого autos - сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от реальности и уход в себя. ...

Доминантная концепция: теория «магической пули» («инъекции»).

Объекты исследования: кинематограф, военная пропаганда, радио, пресса.

Основные исследователи: Г. Лассуэлл 1927 г «Техника пропаганды в мировой войне» кто что говорит по какому каналу и с каким эффектом

У. Липпман «Общественное мнение» 1922 г.

Фонд Пейна (изучение влияния кино на детей)

Основные результаты:

— рефлексия над профессиональной традицией

— становление академической дисциплины

— экспериментальный подход

— анализ влияния медиа на индивида

— анализ структуры медиапроизводства

Этап концепции слабого влияния 1940−1960 гг. Доминирующая концепция: парадигма ограниченных эффектов (медиа скорее усиливают, чем изменяют уже имеющиеся установки)

Объекты исследования: влияние медиа на электоральное поведение, военная пропаганда

Основные исследователи:

П. Лазерфельд 1944 «Выбор людей», 1955 «Личное влияние»

К. Левин, Д. Уайт Эффект привратника (вратаря)

К. Ховланд «Коммуникация и убеждение» 1953 (йельская школа убеждающей коммуникации)

Дж. Клаппер Теория подкрепления (нет перевода)

Леон ФЕстингер Теория когнитивного диссонанса и селективных процессов

Теория ограниченных эффектов Лазерфельда:

— взаимодействие МК и ФТФ-коммуникаций

— защитная избирательность аудитории

— функция подкрепления медиа

— модель «двухступенчатого потока информации» лидеры мнений и последователи мнений

— типология эффектов: немедленные, краткосрочные, долгосрочные, институциональные

15 стр., 7326 слов

Психологическая теория и ее влияние на эксперимент в психологии

  Содержание Стр. Введение 2 1. Структура построения теорий в психологии 4 2. План и критерии создания теорий. 8 3.Влияние теории на экспериментальную психологию: принципы построения 24 Заключение 31 Список использованной литературы 33 Введение Тема данной работы - психологическая теория и ее влияние на эксперимент в психологии. Теория (от греческого theōria – наблюдение, исследование) – ...

К Ховланд и изучение влияния военной пропаганды. Параметры эффективности убеждения:

— переменные источника: желание убедить, власть, доверие, близость и др.

— переменные сообщения: понятность, вознаграждение внутри сообщения, аппеляция к страху, аргументы, повтор сообщения.

— переменные получателя: сегментация, ум, самоуважение

Выводы Ховланда:

— слабое использование страха ведет к бОльшим изменениям, чем сильная опора на страх

— аргументы «за» и «против» более эффективны для людей с высоким уровнем образования, либо для сомневающихся

«ясный» вывод эффективнее «спрятанного» вывода

К Ховланд и Йельская школа убеждающей коммуникации:

Убеждающая коммуникация — процесс, процесс, с помощью которого коммуникатор распространяет стимулы с целью изменения мнения аудитории

Мнения, как и другие свойства личности, сохраняются, пока человек не подвергается новому воздействию.

Процесс убеждающей коммуникации по Ховланду:

— привлечь внимание к информации

— сделать так, чтобы она была правильно воспринята

— правильно интерпретирована

— сохранена в памяти для дальнейшего исследования или использования

ТЕОРИЯ когнитивного диссонанса и когнитивных процессов Л. Фестингера

— Когнитивное соответствие — тенденция поддерживать состояние когнитивного баланса или возвращаться к нему

— когнитивный баланс поддерживается с помощью селективных процессов

Селективная экспозиция — запоминание — перцепция

4.Этап медиаисследований влияния телевидения и новых медиа. Обзор теорий и направлений.

С начала 1960-х годов. Объекты исследования: ТВ, комиксы. Значимые концепции:

8 стр., 3521 слов

Теория подходы

В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. В дидактических целях мы классифицируем их рассуждения на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные. Цель данной статьи - раскрыть, сравнить и оценить эти теоретические подходы. Естественно, ...

— теория пробела в знаниях

— теория выстраивания приоритетов (формирования повестки дня)

— теория спирали молчания

— теория социального научения

— теория культивации

— теория обретения пользы и удовлетворения

— развитие теории пользы и удовлетворения.

5. Теория обретения пользы и удовлетворения. Типология мотивов использования сми.

Теория обретения пользы и удовлетворения:

-Медиапотребители — активные участники процесса медиадистрибуции информации (ситуация выбора)

— Люди используют СМИ для удовлетворения своих индивидуальных потребностей (проактивные и пассивные мотивы, осознанный выбор.

— социальные, психологические и другие факторы обуславливают особенности потребления медиапродукта и соответственно реакцию на него.

Активность аудитории начали изучать в 40-х годах. Герта Герцог. Типы мотивации и удовлетворения слушателей ежедневных сериалов.

Развитие теории пользы и удовлетворения

Уилбур Шрамм — модель ожидания-оценки К. Розенгрен и С. Уиндал — модель использования и зависимости (1972)

2) Типология мотивов использования СМИ аудиторией (МакКуэйл)

А)Информация — поиск иформации, советов, знаний, удовлетворение чувства любопытства, обретение чувства безопасности через знания)

Б) — личная идентификация — поиск подкрепления правильности системы личных ценностей, поиск моделей поведения, самоанализ, идентификация с тем, кого медиа выделяют в качестве образца для подражания

В) — интеграция и социальная интеракция:

— анализ обстоятельств, в которых находятся другие

— отождествление с другими и обретение чувства принадлежности

11 стр., 5197 слов

Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.

Подготовили: Бодрова Екатерина, Боева Анна, студентки 2 курса магистратуры 207 гр.   Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам. Здоровьекак категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья ...

— поиск темы для разговора

— замена реального общения

— поговорить об этом с семьей

Г) развлечение

— уход от проблем

-отдых

— эмоциональная разрядка

— заполнение свободного времени

— получение внутреннего культурного удовольствия

6. Теория формирования повестки дня

(Шоу) (выстраивания приоритетов, структурирования темы)

Основатели: Максвелл Мак-Комбс и Дональд Шоу 1972

— доказана значимая корреляция между постановкой темы в СМИ и постановкой темы общественностью.

— медиа, как главный агент социализации оказывает влияние не на то, что думает аудитория, а о чем она думает

— актуализация одних тем засчет вытеснения других

Способы актуализации темы в СМИ

— место в структуре выпуска

— анонсирование

— хронометраж

— жанр материала

— формат медиа/ передачи

— степень концентрации (насколько часто об этом упоминается)

-финишинг (модель накопления) когда собеседник возвращается, оно развивается

Стадии формирования повестки дня:

— медиа предлагает тему

— медиа предлагает оценку темы

— согласование приоритетов между разными СМИ — интермедийный уровень

10 стр., 4599 слов

Рабочая программа 21

13 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ») ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДАЮ: Председатель УМСУ Сумина Г.Н. ___________________ «___» ________20__ г. по дисциплине: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Направление ...

Модели формирования повестки дня:

— модель очередности (последовательность тем, которым СМИ уделяет основное внимание)

— модель осознанности: популярные темы зрители рассматривают как предмет для дискуссий (внутренне значимые, межличностные, публичные)

— модель важности (важные и неважные)

Критика теории:

— исследование обратной причинной связи

— Исследование ограниченности роли СМИ в формировании повестки дня и значение других структур

— тенденция к увеличению разнообразия тем, значимых для общества в 54−94 гг 20 В (клиповость мышления) т е фрагментами

— различие эффекта структурирования темы в зависимости от личного опыта (потребность в ориентации)

— приоритет ТВ в установлении повестки дня с 1980-хгг (особенно национальные и международные темы)

7. Теории «спирали молчания», разрыва в знаниях и социального научения.

1) теория спирали молчания

Автор — Элизабет Ноэль-Нойман 1973г

Люди стараются скрывать свое мнение, если оно противоречит мнению большинства из страха оказаться в изоляции

Процесс формирования общественного мнения подобен движению по спирали

— СМИ — инструмент формирования господствующего общественного мнения

2) Теория разрыва (продела) в знаниях: медиа не способствуют уменьшению разрыва в знаниях между разными социальными слоями, а, наоборот, только увеличивает его (1970)

Люди более высокого социально-экономического статуса усваивают массовую информацию быстрее, охотнее и в большем количестве, чем представители менее обеспеченных социальных слоев общества (на основе детской программы «улица сезам» и новостных выпусков)

-избирательное использование СМИ и избирательное запоминание.

— феномен «хронического незнания» — часть аудитории с низким уровнем образования мало поддается информированию и влиянию медиа

19 стр., 9473 слов

Развитие межфункциональных корковых связей как основа коррекционной программы у детей с нарушением речи

51 РАЗВИТИЕ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОРКОВЫХ СВЯЗЕЙ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (Дипломная работа) ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Психология речи 1.1 Связь речи с другими ВПФ 1.2 Влияние процессов восприятия на формирование речи у детей 1.3 Слово как единство звука и значения Глава 2. Номинативная функция и предметный образ при несформированности речи у детей Глава 3. ...

— разрыв в знаниях минимален в темах, вызывающих интерес малообразованной части аудитории и для ТВ

— Для малообразованной аудитории более характерно знание фактов, чем знание контекста

3) Теория социального научения.

А. Бандура, Дж. Роттер — теоретики

Социальное научение происходит посредством символических репрезентаций (моделей) в СМИ

Способы социального научения:

— научение через наблюдение

-подавление

— растормаживание

Компенсаторное подкрепление — подкрепление, которое только наблюдается у индвида, но им не испытывается.

8. Теория культивации мнений

Дж. Гербнер 1969

— изучение влияние ТВ на когнитивное развитие человека (социальные установки, страхи)

— ТВ является основной инстанцией социализации

— Влияние ТВ состоит не столько в передаче установок и мнений, сколько в их культивизации

— полученные через СМИ знания зритель ошибочно считает верными и использует для повседневных ситуаций.

Просмотр ТВ => Восприятие действительности телевизионных событий => перенос на повседневную действительность

Виды культивации мнений/ установок:

— мнения первого порядка: частота оценок определенных событий и групп (уровень преступности итд)

— мнения второго порядка: общие установки (недоверие к политикам и гипотеза «видеонедомогания», гендерные роли, религия — всякая битва экстрасенсов там)

— феномен основного направления (мейн-стриминг): ТВ унифицируют установки различных социальных групп

— феномен резонанса: представители социальных групп, которые находятся в зоне риска, более подвержены эффекту культивации

— вопрос о направленности причинно-следственной связи между стратегией телепросмотра и формированием мнений

— вопрос об «экстремальных телезрителях» (свыше 8 часов просмотра)

9. Стратегии телепросмотра. Специфика группового просмотра. Проблема инертности внимания.

I) 1) Телепросмотр: этапы, мотивы, стратегии, аспекты использования.

Психологически значимые этапы телепросмотра:

— принятие решения и выбор программ

— восприятие и обработка контента

— решение об окончании просмотра

2)Факторы, определяющие выбор программы и стратегию просмотра:

— структурные факторы: количество доступных телеканалов, время трансляции конкретной программы, структура программ в целом

— социокультурные условия: социальный слой, профессия, половозрастные характеристики, семейное положение.

— потребности и предпочтения

— информированность/запланированность

— количество рецигментов (индивидуальный, групповой)

— наличие вторичной деятельности

3) Запланированная и незапланированная стратегии телепросмотра.

Виды запланированного включения (предполагается информированность и многократный просмотр)

— лояльность к определенной программе (передаче)

— лояльность к определенному жанру

— лояльность к определенному каналу («эффект наследования зрителя»)

Выбор в случае незапланированного включения:

— поиск информации в телепрограмме

— осуществление выбора путем переключения каналов, где способ действия может быть автоматическим (переключение поочередно всех каналов) и контролируемым (включение выборочно некоторых из доступных телеканалов (по их предпочтению).

Система поиска: тщательный (полный поиск) и ограниченный (неполный поиск)

Оценка: полная (просмотр всех каналов и возврат к самому лучшему варианту) и ограниченная (поиск до первого достойного внимания канала)

II) Особенности группового телепросмотра:

— чаще происходит смена канала (модель скольжения)

— различия в выборе членов группы (мужчина и женщина, родитель и ребенок)

— константные группы (равные созрители) и изменяющиеся группы

III) Модели телепросмотра. Активное внимание и инертность внимания:

— концепция «количества вложенных ментальных усилий»: чем больше вложено ментальных усилий, тем выше запоминаемость (корреляция с возрастом)

— модель управления вниманием (четкого распределения ресурсов): люди могут гибко использовать свои ограниченные когнитивные ресурсы (способность к обработке) в зависимости от моментальных требований (новая, сложная, противоречивая информация)

— концепция «10 секунд»: через десять секунд после непрерывного просмотра программы вероятность дальнейшего просмотра достигает 90%

Очень простые и слишком сложные по содержанию программы будут вызывать скуку.

Факторы, способствующие выключанию:

— структурные особенности: рекламные блоки и между передачами

— содержательные особенности: слишком простой или слишком сложный контекст

— неудовлетворение потребностей или ожиданий

— доступная фторичная деятельность

— влияние группы (коллективное поведение)

10. Особенности влияния медиа на эмоции аудитории. Модель жажды ощущений. Эмпатия

Классификация эмоциональных переживаний по интенсивности и продолжительности: настроение чувства аффекта — при этом продолжительность увеличевается, а интенсивность понижается.

Базальные (основные эмоции): злость, страх, грусть, радость, беспокойство, стыд, симпатия, удивление.

Классификация эмоций, возникающих под влиянием медиа:

— эмоции, как реакции на реальные события

— эмоции, как реакции на вымышленную информацию

— коммоции — чувства, вызваные наблюдением за эмоциями других людей

Модель жажды ощущений. Основные положения:

— эстетика напряжения как стабильное состояние

— потребность поддерживать определенный уровень внутренней активизации: чтобы сохранить напряжение необходимы новые переживания

— потребность активизации как на индивидуальном, так и на социальном уровне

— использование медиа как один из способов поддержания напряжения

Низкий уровень активизации: документалистика. Средний: боевики, комедии, игровые шоу. Высокий: фильмы ужасов, спортивные программы, информационные передачи с насилием.

Корреляция уровня возбуждения и размера экрана.

Особенностивозникновения страха:

— мотив сильного желания страха и удовольствия от его переживания (восстановление ощущения безопасности)

— реакция социального отталкивания: дистанцируясь, зритель стабилизирует свое «я».

Концепции в рамках модели поиска ощущений:

— Концепция «управления настроением» (Д.Зиллман): зрители активно управляют своим настроением, выбирая те программы, от просмотра которых ожидают желаемого уровня активации и специфических эмоций)

— эффект переноса активации

— эффект привыкания (многократный просмотр снижает активацию, зритель утрачивает личную ответственность (в т.ч. «усталость от сочувствия» и «эффект упрощения»)

Когнитивно-аффективная модель эмпатии:

— когнитивная способность воспринимать и определять эмоции других

— когнитивная способность более высокого уровня, которая позволяет перенять позицию и роль другого человека

— готовность к эмоциональной реакции, способность переживать эмоции

11. Влияние сми на детей. Направления исследований и выводы.

Влияние ТВ на детей (когнитивный аспект)

Стадии умственного развития детей:

— Сенсомоторное (довербальное) развитие — до 18 мес. Формирование предстваления об окружающем мире.

— дооперациональное наглядное мышление (18 мес — 7 лет): эгоцентризм мышления, низкая концентрация внимания

— конкретно-операциональная стадия (7−12 лет): способность классификации, выстраивания последовательности, понимание веса

— формально-операциональная стадия (от 12 лет) — способность строить гипотезы, мыслить теоритически, понятие пропорций.

Сенсомоторное развитие в 6−12 месяцев — фиксация ребенком акустических ТВ-стимулов.

18 мес — 7 лет: Наглядное мышление

Громкая музыка, быстрый темп действия

Трудность выявления главного, временных связей и скрытых мотивов, сегментация контента и рекламы, различие вымысла и реакции

7−12 лет: устанавливается взаимосвязь просмотренного и личного опыта, делает выводы

От 12 лет: анализ контента, избирательное запоминание

«Улица Сезам» как пример обучающего ТВ

Миссия-обучение детей из малообеспеченных семей. Целевая аудитория: дети 3−6 лет. Подготовительный этап — 2 года, локализация — почти для 100 стран.

Выводы о влиянии передачи на детей:

-самую большую пользу получили трехлетние зрители

— рост толерантности к этническим меньшинствам

— участие родителей усиливало эффект телепрограмм

— увеличение дифференциации знаний между представителями разных слоев общества

Взаимосвязь телепросмотра и владения речью:

— телепросмотр как следствие дефицита внимания: отриц корреляция между речевыми комплетенциями детей и продолжительностью телепросмотра

— телепередачса становится объектом для межличностной коммуникации

— Телепросмотр как вытеснение чтения

Влияние ТВ на развитие воображения:

— ТВ может стимулировать работу воображения

— определ. условия ТВ может сокращать работу воображения

— Гипотезы «вытеснения», «пассивности», «потока информации», «возбуждения», «страха».

12. Критерии селекции новостей. Сопоставление нормативных теорий и реальной практики медиапроизводства

Критерии селекции новостей.

Основные селекторы: новизна, конфликт, герой, необычность.

Дополнительные селекторы: локальность, предсказуемость, квантитативность

= Новизна — как индикатор важных новостей: либо регулярные бесконфликтные события с участием представителей политической элиты, либо неожиданные драматические события

Значение селектора новизна: 44% - конфликт выражен, 40% - конфликт без жертв и пострадавших, 16% - конфликт с жертвами и/ или пострадавшими.

= Конфликт (драматичность) — не является определяющим, т.к. в случае низкой выраженности действует механизм драматизации, в случае высокой — механизм нормализации (Жилфонд)

= Герой — чем выше статус ньюсмейкера, тем менее значемы остальные селекторы (+ несоразмерность хронометража).

Большое количество новостей без главного героя обусловлено жанровым фактором, наличием героев «второго плана», тематикой.

Значение селектора герой: 46% - герой не выражен, 22% - незнакомый персонаж, 15% - президент или премьер, 11% - другие ньюсмейкеры, 6% - персонализированный герой.

= Необычность — Значение нормативной необычности зависит от того, насколько сильно отклонение и насколько обязательны нормы (взаимосвязь с селектором конфликта)

Статистическая необычность предполагает обобщение до определенного типа событий. Не необычные новости драматизируются.

Значение селектора необычность: 41% - нормативная, 25% - нет, 22% - статистическая, 12% - нормативная и статистическая

= Локальность — определяется тематикой, необычностью, героями новостных сообщений (чем больше удаленность от центра, тем более значимы другие селекторы).

Стабильная структура: новости из центра (жесткие), новости из регионов (мягкие), новости из заграницы (жесткие и мягкие)

Значение селектора локальность: 42% - другие регионы, 27% - другие страны, 21% - мск и мск область, 10% - не определена

= Предсказуемость — бывает тематической, типической, процессуальной. Тематическая предсказуемость обеспечивает баланс выпуска и приоритетность отдельных тем. Для печатных медиа — определяет структуру издания.

Значение селектора предсказуемость: 33% - криминальная хроника и ЧП, 26% - политика и законотворчество, 16% -социальная сфера, 8% - спорт.

= Квантитативность

Как инфоповод обнаружена в 7% новостей. Как свойство информации присутствует практически везде. Соотношение ограниченного периода и множества.

Принципы селекции новостного контента:

— удовлетворение большему числу критериев

— компенсация одного критерия другим (локальность и необычность, герой и драматичность, герой и необычность)

— сбалансированность относительно новостного выпуска (жесткие и мягкие, центр и регионы, тематический баланс).

13. Новости: способы манипулирования содержанием, тенденции в производстве. Особенности восприятия аудитории.

1) Способы манипулирования новостным содержанием.

— драматизация (по отношению к обычным и бесконфликтным сообщениям)

— нормализация (по отношению к драматичным кризисным новостям)

— персонализация (персонификация)

— фрагментаризация (клиповость)

— конструирование комфортной позиции при кажущейся альтернативности мнений (подбор героев) Джей Тагмен

— «Локализация» события на регионы

2) Тенденции в производстве новостного контента:

— хронометраж сюжета сокращается

— Экземплификация насилия (Д. Зиллман)

— Увеличение доли политических новостей, не связанных с «личной жизнью» аудитории

— увеличение доли новостей о запланированных событиях

— увеличение количества новостей без героя (обезличивание)

— распространение стратегии «мягких» новостей (У.Хачтен, Т. Паттерсон): пониженные критерии новизны, повышенный критерий необычности.

3) Особенности восприятия и поведения аудитории

— феномен «иллюзии знания»: аудитория считает себя более информированной, чем есть на самом деле (низкая запоминаемость)

— преобладание развлекательных мотивов вызывает поверхностное восприятие

— эффект разрыва в объеме знаний у разных групп (теория «пробела в знаниях»): объем потребления и запоминания

— эффект структурирования темы

— тенденция к снижению популярности новостей по сравнению с другими ТВ-жанрами

14. Влияние медианасилия. Трудности эмпирического исследования. Гипотезы и факторы

Влияние медианасилия на поведение человека.

  1. Вопрос о дефиниции насилия (агрессии):

— характер вреда (угрозы) физический, психологический, материальный, социальный, экологический.

— последствия (результат) насилия: реальный или потенциальный (возможный)

— преднамеренность агрессии: умышленное или непреднамеренное (халатность, несчастный случай, природное бедствие)

— характер средств выражения насилия: оружие, вербальные, невербальные

— характер жертвы: человек, животное, общество, окружающая среда

2) вопрос о выборе единиц анализа медианасилия:

— сцена насилия

— агрессивные действия (акты): подготовка, осуществления, последствия

— эпизоды насилия: преступник и жертва

— передача

3) уровень медианасилия на ТВ в разных странах

— Высокий: США и Япония

— Средний: Европа (без Англии) и Австралия

— Низкий: Англия и Скандинавские страны

4) Гипотезы влияния медианасилия на поведение:

— гипотеза катарсиса (Фешбах)

— гипотеза торможения

— гипотеза отсутствия влияния

— гипотеза привыкания и потеря чувствительности, усталость от сочувствия, эмоциональное выгорание

— гипотеза возбуждения

-гипотеза стимултрования

— теория социального научения

Факторы, усиливающие влияние медианасилия:

-фактор t объема просмотра агрессивных сцен

— фактор контекста (правдоподобие, детализация)

— личностный фактор (возраст, пол, высокая импульсивность, расстройства личности)

— ситуативный фактор (эффект оружия, шум, жара, общее возбуждение)

— фактор среды (высокий уровень преступности)

Выводы о влиянии медианасилия на аудиторию:

— зрители смотрят передачи со сценами насилия, руководствуясь, как правло, мотивом развлечения (модель «жажды ощущений»: напряжение — снятие напряжения)

— при определенном стечении обстоятельств медианасилие может воздействовать на поведение аудитории

15. Репрезентация образцов просоциального и асоциального поведения в СМИ.

1) Просоциальное поведение в СМИ.

Категории просоциального поведения на ТВ:

-симпатия и эмпатия

-помощь

-контроль агрессии

— поведение, свободное от предрассудков

-социальное взаимодействие

— самоконтроль (обеспечение личной безопасности и здоровья)

Виды медиконтента, содержащие просоциальные образцы:

— детские передачи

-новости

— благотворительные кампании

— социальная реклама (в т.ч. на темы экологии, здоровья…)

2) Сопоставление просоциального и асоциального поведения:

— зависимость от жанра и аудитории: детские передачи чаще демонстрируют просоциальные образцы поведения, чем взрослые, а информационное вещание чаще, чем художественные фильмы

— просоциальная репрезентация исследуется реже, хотя в целом чаще имеет место быть, чем асоциальная

— демонстрация просоциального поведения также имеет негативные эффекты («менеджмент сострадания»)

16. Теории медиавоздействия на электорат (5 шт)

— теория ограниченных эффектов (Лазерфельда)

— теория выстраивания повестки дня

— теория спирали молчания

— концепция прайминга

— теория медиавмешательства

1) Теория ограниченных эффектов Лазерфельда

— влияние предвыборной кампании низкое (в 53% медиа подкрепляли уже принятые решения, в 14% активировали скрытые решения, в 17% происходила конверсия)

— интенсив

2) теория выстраивания повестки дня: дают о чем думать, но не дают как думать (так конструируют соц проблемы)

3) теория «спирали молчания» Ноэль-Нойман.

В ходе предвыборной кампании электорат воспринимает СМИ как репрезентанта мнения большинства, хотя в действительности медиа репрезентируют либо свое мнение, либо мнение элиты, т.о. спираль молчания закручивается.

Критика теории спирали молчания

Лидеры мнений передают свое влияние горизонтальным путем.

Тест на ж/д

4) Теория прайминга (priming)

— Эффект прайминга: понятия, имеющие некоторое отношение друг к другу объединяются в ментальные структуры, так что при активации одного понятия активируются и другие, связанные с ним понятия.

— СМИ репрезентируют политиков/партии в тесной связи с решением проблем. Чем больше интерес электората к проблеме, тем сильнее последствия для имиджа.

Прайминг может вызвать как положительную, так и негативную реакцию, в зависимости от ряда факторов (личный опыт индивида, оценка ситуации)

5) Теория медиавмешательства

— Медиа как инструмент воздействия на электорат влияет и на сам политический процесс (медиатизация политики)

— ТВ не позволяет представить партии и программы, дебаты конструируются в соответствии с ТВ-форматом

— ТВ негативно сказывается на демократическом развитии общества, мешая партии контроля над выборами и выдвигая медийных героев

Элеторальное поведение все большн определяется аффективным, а не когнитивным аспектом.

17. Особенности и способы формирования имиджа политиков. Анализ отечественной практики

Составляющие политического имиджа при восприятии аудиторией:

— профессиональная компетентность (способность к анализу и решению проблем)

— качества характера (целостность, правдивость, достоверность)

— манера поведения (телегеничность и харизма)

Формирование имиджа политика средствами видеосъемки/монтажа:

— точка съемки/ перспектива/ «лягушачья перспектива», сверху, на уровне глаз

— крупность плана

— детали атмосферы (реакция публики, аплодисменты)

ВЫВОДЫ о политическом медиавлиянии:

— В ходе предвыборных кампаний можно добиться легких изменений интенсивности мнений (усилить или ослабить)

— формирование имиджа политика — длительный процесс, который включает выстраивание определенной повестки дня, использование механизмов нормализации, драматизации и персонификации, эффекты прайминга и спирали молчания, организацию GR-акций, личные коммуникации и др.

— Влияние политических акторов посредством медиа ведет к медиатизации самой политики

18. Реклама: модели и особенности воздействия.

Социальная реклама содержит просоциальные образы

  1. Влияние рекламы на детей

— дети до 6 лет не могут отличить рекламу от других жанров, если нет специальных маркеров-разделителей (визуальных и др)

— факторы, изменяющие влияние рекламы на детей: вид рекламы и продукта, поведение/ мнение окружающих, влияние матери.

— в целом влияние рекламы на детей носит относительно умеренный характер

2) Фазовые (иерархические) модели влияния рекламы:

Модель Карла Ховленда

— предъявление (контакт с рекламой)

— внимание

— понимание (когнитивная обработка)

— склонность (эмоциональная обработка)

— сохранение интереса (потребительского намерения)

— решение о покупке (потребительское поведение)

3) Фазовые (иерархические) модели влияния рекламы

— Формула AIDA (attention, interest, desire, action)

— Формула РРРР (picture, promise, prove — доказательство, push — стимул)

ВЫВОДЫ о воздействии рекламы:

— прямая связь рекламы и поведения покупателя недостаточно изучены

— влияние ТВ рекламы ограничено (60% аудитории переключается на другой канал или вид деятельности)

— в связи с привыканием к уже существующим способам подачи рекламы идет постоянный поиск новых рекламных носителей и форм.