Общая психология (познавательные процессы)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н. М. Пинегина

Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

2011

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-09 от 08.12.2011

Рецензент канд. пед. наук, доцент Кунаковская Л.А.

Учебная программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендована для студентов 1 курса очной и очно-заочной форм обучения направления «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.

Для направления: 030300 − Психология.

Б3.Б.2

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Общая психология (познавательные процессы)» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Она про­должает знакомить студентов с основами психологической науки и вклю­чает в себя наиболее традиционные темы данного университетского курса. Сквозной линией построения учебного материала выступают психологические закономерности познавательной деятельности чело­века.

11 стр., 5317 слов

Философия образования и науки 2

... зрения и быть способным к обнаружению недостаточно исследованных проблем философии образования инауки. Владетьтерминологией современной философии образования и науки, грамотно пользоваться основополагающими понятиями и категориями истории ... понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. 6 ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК- ...

Ведущая цель изучения дисциплины «Общая психология (познава­тельные процессы)» – сформировать у студентов научное мировоззрение в отношении психической реальности человека, её природы, механизмов её возникновения и развития.

Достижение этой цели предполагает решение следующих дидакти­ческих задач: а) дать представление о человеке как субъекте познания; б) познакомить с научными фактами и теоретическими концеп­циями, в кото­рых накопленные экспериментальные данные получают своё объяснение и связываются в закономерности и законы протекания основ­ных познава­тельных процессов человека; в) показать исторически сложившиеся тен­денции в изучении по­знавательных процессов и современное состояние когнитивной психоло­гии.

Дисциплины «Общая психология (познавательные процессы)» направлена на изучение таких познавательных процессов, как: ощуще­ние, восприятие, внимание, память, мышление, воображе­ние и речь. При изложении материала главной зада­чей является показать студентам логику становления научной мысли, зна­чение вклада в общемировую психологическую науку исследований отечест­венных учёных, опирающихся на методологические принципы диалектического материализма. Вместе с этим уделяется большое внима­ние и последним достижениям зарубежной науки, в частности, когнитив­ной психологии.

Усвоение учебного материала предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов. Каж­дая тема, выносимая на семинарское занятие, сопровождается ключевыми понятиями, чёткое представление о которых является необходимым усло­вием успешного усвоения учебной информации.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и кон­спектирование рекомендуемой преподавателем литературы. Конспекты студентов под­лежат последующей проверке для получения допуска к эк­замену по дан­ной дисциплине.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии (в частности, такому ее разделу, как введение в психологию).

Без глубокого изучения и понимания базовых психологических категорий, включённых в раздел «Введение в психологию», таких, как «психика», «психический образ», «психофизическая проблема», «методы психологического исследования», «высшие психические функции», «сознание», «бессознательное», невозможно полноценное усвоение знаний о познавательной сфере личности. У студентов должны быть сформированы компетенции: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способность и готовность квладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).

Учебная дисциплина «Общая психология (познавательные процессы)» является предшествующей для следующих дисциплин: «Общепсихологический практикум», «Общая психология (психология личности и деятельности)», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Введение в клиническую психологию», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии», «Основы консультативной психологии», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», «Психофизиология».

В ходе изучения дисциплины предполагается проведение нескольких текущих аттестаций в форме письменных контрольных работ. Изучение дисциплины «Общая психология (познавательные про­цессы)» завершается экзаменом.

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК) – способность и готовность к:

– пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

– использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

б) профессиональные (ПК) – способность и готовность к:

– прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

– применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

– правильному объяснению фактов повседневной жизни, в которых проявляются индивидуальные особенности познавательной сферы личности.

Объем дисциплины в зачетных единицах / часах в соответствии с учебным планом — 4 ЗЕТ/144 часа(очная форма обучения) и5 ЗЕТ/180 часов(очно-заочная форма обучения).

Виды учебной работы:

Вид учебной работы

Трудоемкость (часы)

Всего

По семестрам

2 сем.

Аудиторные занятия

68

68

в том числе: лекции

34

34

практические

34

34

лабораторные

0

0

Самостоятельная работа

76

76

Итого:

144

144

Тематический план (очная форма обучения)

п/п

Наименование тем курса

Лек-ций

Семин./

практ.

Всего

ауд.

Сам.

раб.

1.

Человек как субъект познания

2

0

2

3

2.

Ощущения

4

2

6

5

3.

Восприятие

4

4

8

5

4.

Внимание

4

2

6

5

5.

Память

4

6

10

8

6.

Мышление как предмет психологического исследования

2

2

4

8

7.

Мышление как высшая психическая функция

2

4

6

8

8.

Механистический подход в изучении мышления

2

2

4

4

9.

Телеологический подход в изучении мышления

2

2

4

4

10.

Целостный подход в изучении мышления

2

2

4

4

11.

Генетический подход в изучении мышления

2

4

6

4

12.

Мышление и принятие решений

2

0

2

4

13.

Диагностические исследования мышления

2

0

2

4

14.

Мышление, воображение, творчество

0

2

2

6

15.

Проблема искусственного интел­лекта в исследованиях мышления

0

2

2

4

Итого:

34

34

68

76

Тематический план (очно-заочная форма обучения)

п/п

Наименование тем курса

Лек-ций

Семин./

практ.

Всего

ауд.

Сам.

раб.

1.

Человек как субъект познания

2

0

2

10

2.

Ощущения

4

2

6

8

3.

Восприятие

4

2

6

8

4.

Внимание

4

2

6

8

5.

Память

4

2

6

8

6.

Мышление как предмет психологического исследования

2

1

3

8

7.

Мышление как высшая психическая функция

2

2

4

10

8.

Механистический подход в изучении мышления

2

1

3

8

9.

Телеологический подход в изучении мышления

2

1

3

8

10.

Целостный подход в изучении мышления

2

1

3

8

11.

Генетический подход в изучении мышления

2

1

3

8

12.

Мышление и принятие решений

2

0

2

9

13.

Диагностические исследования мышления

2

0

2

8

14.

Мышление, воображение, творчество

0

1

1

10

15.

Проблема искусственного интел­лекта в исследованиях мышления

0

1

1

10

Итого:

34

17

51

129

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Человек как субъект познания

Познание как особая сторона взаимодействия человека с миром. Психологическая категория познавательной деятельности. Направленность активности познающего субъекта – окружающий человека предметный мир и мир других людей (социальный мир).

Отличия гносеологического (философского) и психологического подходов к изучению человеческого познания. Чувственный и рациональ­ный уровни человеческого познания в гносеологии. Взаимосвязанность по­знавательной и потребностно-мотивационной сфер личности. Предмет психологии познавательных процессов – человек познающий мир. Основ­ные характеристики познавательной сферы человека («персональные по­знавательные конструкты» (Дж. Келли)).

Понятие «образ мира» (А. Н. Ле­онтьев).

Тема 2. Ощущения

Ощущения как исходные, начальные ступени человеческого позна­ния, обеспечивающие ориентировку человека в окружающем мире и управление своим поведением. Ощущения – «кожа» нашей психики. Про­блема истинности ощущений и её ре­шение в философии и психологии. Принцип специфической энергии ор­гана чувств (И. Мюллер).

Эволюция органов чувств как специализация на отражении определённого типа раз­дражителей (специфического вида энер­гии).

Понятие сенсорной системы. Психофизика ощущений. Чувстви­тельность органа чувств. Нижний и верхний абсолютные пороги чувстви­тельности. Разностный (дифференциальный) порог чувствительности. Психофизические методы измерения порогов. Ос­новной психофизический закон Вебера-Фехнера. Адаптация органа чувств как изменение чувстви­тельности под влиянием действия раздражителя. Виды адаптации. Взаимо­действие ощущений. Сенсибилизация и синестезия как результат взаимо­действия ощущений.

Классификация ощущений. Виды ощущений по характеру отраже­ния и месту расположения рецептора (экстероцептивные, интероцептив­ные, проприоцептивные).

Виды ощущений по типу контакта с раздражите­лем: контактные (осязательные, вкусовые); дистантные (слуховые, зри­тельные, обонятельные).

Протопатическая и эпикритическая чувствитель­ность как результат эволюционного процесса (Г. Хэд).

Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длитель­ность (продолжительность), пространственная локализация, эмоциональ­ный тон.

Проблема ощущений в когнитивной психологии. Теория обнару­жения сигналов, её основные положения. Проблема порога ощущения как проблема принятия решения о выделении сигнала на фоне шума. Факторы, определяющие критерий принятия решения.

Тема 3. Восприятие

Общее представление о восприятии. Проблема соотношения ощу­щений и восприятия. Ощущения и образы. Основные свойства перцептив­ных образов. Необходимость различения, с одной стороны, предметного и физического миров, с другой стороны, воспринимаемого и знаемого миров. Предметность образа восприятия, раскрывающаяся в его свойствах: реальность, объективированность, означенность, константность, полимо­дальность (А. Д. Логвиненко).

Феноменология восприятия. Двойственная природа образов вос­приятия: чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э. Титченер); пер­вичный образ и образ восприятия (Г. Гельмгольц); видимый мир и видимое поле (Дж. Гибсон); чувственная ткань и предметное содержание (А. Н. Ле­онтьев).

Феномены восприятия (Ф. Олпорт).

Свойства восприятия: избира­тельность, осмысленность и обобщённость, структурность, константность, целостность и предмет­ность. Явление апперцепции.

Теории восприятия: ассоциация чувственных представлений в пси­хологии сознания (И. Мюллер, Э. Мах, Г. Гельмгольц, Э. Геринг и др.); перцептивная организация в гештальтпсихологии (В. Кёллер, М. Верт­хаймер, К. Коффка); эко­логический подход (Дж. Гибсон); деятельностный подход в отечественной психологии (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев); процессы пе­реработки информации в когнитивной психологии. Научение в воспри­ятии, проблема врождённого и приобретённого в вос­приятии. Восприятие и деятельность.

Виды восприятия: по преобладанию анализаторной системы и по форме существования материи. Восприятие пространства: формы, вели­чины, объёмности и удалённости предметов. Зрительные иллюзии. Вос­приятие движения. Феномен фи-движения. Восприятие времени. Ритмичес­кая смена возбуждения и торможения в ЦНС как основа воспри­ятия времени.

Проблема распознавания образов, основные подходы: принцип перцептивной организации; сравнение с эталоном; распознавание по про­тотипу; подетальный анализ.

Тема 4. Внимание

Общее представление о внимании. Проявление внимания в избира­тельности восприятия. Внимание и сознание.

Теории внимания: внимание как сосредоточение и концентрация сознания (У. Джеймс); «моторная» теория внимания (Т. Рибо); взаимосвязь внимания и установки (Д. Н. Уз­надзе); внимание в ориентировочно-иссле­довательской деятельности (П. Я. Гальперин).

Экспериментальные иссле­дования внимания.

Внимание и деятельность. Развитие внимания как высшей психичес­кой функции (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев).

«Культурное» внимание – опосредованное словами-стимулами и выпол­няющее функцию самоконтроля и самоуправления поведением.

Виды и свойства внимания. Непроизвольное, произвольное и после­произвольное внимание, их роль в жизни и деятельности человека. Факторы, определяющие возникновение непроизвольного внимания (но­визна, сила, структурированность, личностная значимость раздражителя).

Устойчивость, сосредоточённость, переключаемость, распределение и объём как основные свойства внимания.

Исследование внимания в когнитивной психологии. Когнитивные модели внимания. Модель фильтра Д. Бродбента. Модель делителя Э. Трейсман. Модель уместности Д. Нормана. Модель распределения ре­сур­сов Д. Канемана.

Тема 5. Память

Общее представление о памяти. История психологического изуче­ния памяти. Первые экспериментальные исследования памяти (кривая за­бывания Г. Эббингауза).

Память как запечатление, сохранение и воспроиз­ведение следов прошлого опыта. Основные факты и закономерности пси­хологии памяти. Память и научение.

Виды памяти. Кратковременная, оперативная и долго­временная память. Произвольная и непроизвольная память. Механическая и логическая память. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая па­мять. Основные методы психологического изучения памяти.

Теории памяти. Физиологические, биохимические и химические теории памяти. Психологические теории и концепции памяти (ассоциатив­ная, гештальт­психологическая, психоаналитическая).

Память и деятель­ность. Понятия «мнемической задачи», «мнемической деятельности», «мнемических дей­ствий и операций». Генетическая теория памяти П. П. Блонского. Память как высшая психическая функция (Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев).

Процессы памяти, основные закономерности их функционирова­ния. Исследования непроизвольного запоминания (П. И. Зинченко).

Крат­ковременное, долговременное, непо­средственное и опосредованное запо­минание, их роль в развитии памяти (А. Н. Леонтьев).

Запоминание, сохра­нение, забывание и воспроизведение. Виды вос­произведения (узнавание, припомина­ние, воспоминание).

Явление реми­нисценции.

Аномалии памяти. Виды амнезий. Причины и факторы, опреде­ляющие нарушения памяти. Профилактика забывания.

Развитие и тренировка памяти. Мнемотехнические приёмы.

Принципы организации памяти. Исследование памяти в когнитив­ной психологии. Когнитивные мо­дели памяти. Модель И. Во и Д. Нор­мана. Модель Р. Аткинсона и Р. Шиф­рина. Теория уровней обработки информации Ф. Крейка и Р. Локхарта. Различия эпизодической и семантической памяти в модели Е. Туль­винга.

Семантическая организация памяти: основные модели (кластерная, групповая, сравнительных семантических признаков, се­тевая).

Тема 6. Мышление как предмет психологического изучения

Роль и место мышления в человеческом познании. Изучение мыш­ления как познавательного процесса. Общефилософские основы исследо­вания мышления. Логика – исторически первая наука о мышлении. Формы мышления. Взаимосвязь различных наук, изучающих мышление. Пред­ставления о природе мышления, его механизмах и процессах. Опре­деления мышления в смежных с психологией науках.

Объект и предмет психологии мышления. Отличия философской и психоло­гической точек зрения на мышление. Мышление как полиморфное психи­ческое образование (А. Н. Леонтьев).

Методы изучения мышления: наблю­дение, беседа, эксперимент, анализ продуктов человеческой дея­тельности и др. Их специфика и взаимосвязь в конкретном исследовании.

Виды мышления в различных классификациях. Дихотомические типологии: наглядное и вербальное; реалистическое и аутистическое (Э. Блейлер); интуитивное и аналитическое; теоретическое и практическое (Б. М. Теплов); творческое и критическое; абстрактная и конкретная «мыс­лительные установки» (К. Гольдштейн).

Генетическая классификация: на­глядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический уровни мышления (Дж. Брунер).

Определения мышления в широком и узком смыслах. Мышление как решение задач. Понятие мыслительной задачи. Объективная и субъек­тивная (психологическая) структура задачи. Условия и требования в струк­туре задачи. Акт субъективного принятия задачи. Процессы целеобразова­ния в ходе решения задачи (О. К. Тихомиров).

Алгоритмы и эвристика в решении задач.

Основные подходы в изучении мышления: механистический, те­леологический, целостный и генетический.

Тема 7. Мышление и речь как высшие психические функции

Фило-, социо- и онтогенез мышления. Развитие понятийного мыш­ления. Понятийное мышление как предмет психологического исследова­ния. Проблема соотношения мышления и речи (Л. С. Выготский).

Генети­ческие корни мышления и речи. Проявление единства мышления и речи в речевом мышлении. Значение слова как единица анализа речевого мышле­ния. Знак как единство обозначающего (чувственно воспринимаемой формы) и обозначаемого. Язык, сознание и мышление.

Речь и язык. Язык как система знаков и правил их преобразования, речь как реальный процесс оперирования языком. Речь и речевая деятель­ность. Виды речи. Внешняя и внутренняя речь. Внешняя человеческая речь – основное средство комму­никации в совместной деятельности. Функции внешней речи: индикатив­ная (указания); сигнификативная (обозначения); гностическая (познания).

Формы внешней речи: устная и письменная; монологическая и диалогичес­кая.

Развитие речи в онтогенезе. Внутренняя речь как средство органи­зации и управления собственной жизнедеятельностью. Дискуссия между Л. С. Выготским и Ж. Пиаже о происхождении и функции эгоцентрической речи.

Формирование понятий, основные пути изучения. Функциональные эквиваленты понятий. Методы образования искусственных понятий. Ме­тодика Н. Аха. Методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова. Стратегии образования понятий в исследованиях Дж. Брунера. Основные линии развития современных исследований понятийного мышления.

Представление о субъекте мыслительной деятельности. Индивиду­ально-личностная детерминация мышления. Мышление и мотивация. Принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский).

Исследова­ния мышления с позиций деятельностного подхода. Зависимость целеобра­зования в мыслительной деятельности от мотивационной составляющей. Соотношение вербализованного и невербализованного компонентов по­иска решения задачи. Понятие операционального смысла (О. К. Тихоми­ров).

Тема 8. Механистический подход в изучении мышления

Перенос общих механизмов, созданных для описания и объяснения психических процессов вообще, на высшие познавательные процессы в механистическом походе. Реализация механистического подхода в теориях ассоцианизма, бихевиоризма и в информационной теории мышления.

Проблемы мышления в ассоцианизме. Мышление как ассоциация чувственных представлений. Тождественность общего и существенного в ассоцианистических теориях мышления.

Мышление в бихевиоризме. Мышление как «безгласное поведе­ние» (Дж. Уотсон).

Мышление как научение. Теория «проб и ошибок» Э. Торндайка.

Мышление как процесс переработки информации. Отождествление моделирования процесса мышления с его объяснением в информационной теории мышления.

Общие характеристики механистического подхода: бессубъект­ность мыслительного процесса, его реактивность, неспецифичность мыш­ления по сравнению с другими психическими процессами и др. Направле­ния развития механистического подхода.

Тема 9. Телеологический подход в изучении мышления

«Вюрцбургская школа» психологии мышления. Понятие детерми­нирующей тенденции (Н. Ах).

Утверждение специфичности мышления как самостоятельного психического процесса, его ненаглядный, «безо́браз­ный» характер.

Решение задач как метод изучения мышления. Мышление как дей­ствие. Психологическая структура процесса решения задачи. «Теория ком­плексов» О. Зельца. Значение прошлого опыта субъекта в психологической структуре задачи.

Общая характеристика телеологического подхода и его значение для психологии мышления.

Тема 10. Целостный подход в изучении мышления

Эмпирические и теоретические основы гештальтпсихологии (М. Вертхаймер).

Поня­тия «продуктивное мышление» и «целостная орга­низа­ция проблемной си­туации».

Феномен «инсайта» как прямого усматривания правильного реше­ния. Структура инсайта: описание и объяснение. Исследования интеллек­туального поведения человекообразных обезьян (В. Кёллер).

«Основной конфликт» проблемной ситуации в опытах К. Дункера. Рассуждение вслух как метод исследования творческого мышления. Особенности «дункеровс­ких» задач.

Дальнейшее развитие целостного подхода.

Тема 11. Генетический подход в изучении мышления

Принцип развития в психологии мышления. Проблема развития интеллекта в работах Ж. Пиаже. Структурное и генетическое определение стадий развития интеллекта у ребёнка. Основные понятия генетического подхода в изучении мышления: ассимиляция, аккомодация, операция и ин­териоризация. Сенсомоторный, дооперациональ­ный уровни развития ин­теллекта, уровни конкретных и формальных опе­раций, их характеристика.

Тема 12. Мышление и принятие решений

Формально-логический подход в изучении мышления. Логические законы мышления. Типы силлогизмов. Дедуктивное и индуктивное рас­суж­дения.

Решение как выбор на основе оценки значимых параметров. Аль­тернативная модель А. Тверски – решение на основе «устранения по пара­метрам». Факторы, влияющие на решение задач: гипотеза доступности, рамки решения, неверная оценка характерности свойств объекта для дан­ной группы и недооценка математической вероятности события. Оценка вероятности исходов.

Этические основы принятия решений. Две этические системы – «восточная» и «западная» – в математической психологии В. Лефевра.

Тема 13. Диагностические исследования мышления

Мышление и интеллект. Диагностика интеллектуальных способнос­тей: общая характеристика и краткая история развития. Разно­видности интеллектуальных психодиагностических методик. Шкалы Бине-Симона. Понятия «умственное развитие» и «коэффициент интеллектуаль­ности» (Л. Термен).

Структура интеллекта. Факторный анализ интеллекта, модель фак­торной структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

Понятие «персональный познавательный конструкт» (Дж. Келли).

Основные характеристики познавательной сферы человека: когнитивная сложность; устойчивость, осознанность, противоречивость персональных конструктов. Диагностика «креативности» (творческих способностей).

Достижения и проблемы диагностических исследований мышления.

Тема 14. Мышление, воображение, творчество

Воображение и творческое мышление. Воображение как процесс творческого мышления образами (В. В. Петухов).

Творческая личность.

Виды воображения. Пассивное воображение (преднамеренное и непреднамеренное) как замена реальной деятельности, как воображение, не связанное с волей. Активное воображение: воссоздающее (на основе ус­ловного изображения, описания) и творческое (создание новых образов).

Функции воображения. Механизмы воображения: концентрация (сгуще­ние) в образе всей сути проблемы; агглютинация (слипание деталей раз­личных объектов в одном образе); перемещение (сдвиг) отдельных эле­ментов относительно оригинала. Роль воображения в психическом разви­тии ребёнка.

Мышление и построение эффективных систем обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).

Тема 15. Проблема искусственного интел­лекта в исследованиях мышления

Понятие «искусственный интеллект». Возможности и ограничения компьютерного моделирования человеческого мышления. Алгоритмичес­кая и неалгоритмическая модели мышления. Диалог человека и компью­тера.

Психология понимания и проблемы создания понимающих систем. Возможности использования компьютера при изучении человеческого мышления. Перспективы изучения искусственного интеллекта.

Основная литература

1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – 480 с.

2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – 320 с.

Дополнительная литература

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М. : Прогресс, 1980. – 528 с.

2. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – М. : Лабиринт, 1998. – 336 с.

3. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М. : Прогресс, 1977. – 412 с.

4. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 336 с.

5. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М. : Академия, 1997. – 496 с.

6. Вертхаймер М. Продуктивное мышление / М. Вертхаймер. – М. : Прогресс, 1987. – 335 с.

7. Восприятие и деятельность / под ред. А. Н. Леонтьева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 320 с.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2: Проблемы общей психологии. – 482 с.

9. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А. Л. Галин. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1989. – 136 с.

10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. – М. : Прогресс, 1988. – 461 с.

11. Горелов И. Н. Разговор с компьютером : Психолингвистический аспект проблемы / И. Н. Горелов. – М. : Наука, 1987. – 256 с.

12. История зарубежной психологии (30-е-60-е годы ХХ века) / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 342 с.

13. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы / Р. Клацки. – М. : Мир, 1978. – 319 с.

14. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М. : Прогресс, 1983. – 302 с.

15. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 164 с.

16. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл : КДУ, 2001. – 511 с.

17. Линдсей П. Переработка информации у человека. Введение в психологию / П. Линдсей, Д. Норман. – М. : Прогресс, 1974. – 572 с.

18. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства / А. Д. Логвиненко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 224 с.

19. Логвиненко А. Д. Психология восприятия / А. Д. Логвиненко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 81 с.

20. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 112 с.

21. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 413 с.

22. Мегрелидзе К. Основные проблемы социологии мышления / К. Мегрелидзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1973. – 483 с.

23. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. – М. : Прогресс, 1981. – 230 с.

24. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 687 с.

25. Общая психология : Тексты / [отв. ред. В. В. Петухов]. – М. : Психология, 2001. – Т. 1 : Введение. – 607 с.

26. Петухов В. В. Психология мышления / В. В. Петухов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 87 с.

27. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – 628 с.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер КОМ, 2000. – 720 с.

29. Смирнов С. Д. Психология образа / С. Д. Смирнов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 231 с.

30. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – 589 с.

31. Страхов И. В. Психология воображения / И. В. Страхов. – Саратов : Саратов. гос. пед. ин-т, 1975. – 235 с.

32. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

33. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.

34. Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 295 с.

35. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 296 с.

36. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : ЧеРо, 1981. – 400 с.

37. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 1979. – 272 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Петровский А. В. Психология [Электронный ресурс] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский ; звукореж., читает И. Бобылёв. – М. : Говорящая книга : Равновесие-Медиа, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

    – (Учебники для высшей школы).

    – CD-плеер с поддержкой МР3 или Pentium-233 с Windows 9.x-XP, CD-ROM, звуковая карта.

  2. Петровский А. В. Психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вуза / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Электрон. текстовые и граф. дан. – М. : Говорящая книга, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

    – (Учебники для высшей школы) (Учебники и учебные пособия для высшей школы) (Комфортное чтение).

    – Систем. требования : CD-плеер с поддержкой МР3 или Pentium-233 с Windows 9.x-XP, CD-ROM, звуковая карта.

  3. Психология [Электронный ресурс] : Реферативный журнал : РЖ / ВИНИТИ. – М. : ВИНИТИ, 2002-. – В ЗНБ ВГУ с 2002 г. – ЭБ. – Ежемесячно.
  4. Полнотекстовая база «Университетская библиотека» — образовательный ресурс. —
  5. Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/).
  6. Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология : Библиогр. база данных. 1981–2010 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2011. – (CD–ROM).

Планы семинарских занятий

Тема 1. Психология ощущений (2 часа)

Ключевые понятия: ощущения, модальность ощущений, интенсивность, пространственная локализация ощущений, эмоциональный тон ощущений, длительность ощущения, анализатор, орган чувств, пороги ощущений, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия.

Вопросы для обсуждения

1. Значение ощущений в жизни человека. Различные взгляды на природу ощущений в психологии.

2. Общие свойства ощущений.

3. Строение анализатора, основные закономерности его функцио­нирования.

4. Чувствительность органа чувств. Психофизические методы из­мерения порогов.

5. Адаптация органа чувств. Взаимодействие ощущений, явление сенсибилизации и синестезии.

Основная литература

1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – С. 25–40.

2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 96–120.

Дополнительная литература

1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 4–42.

2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 165–180.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 177–225.

4. Хелсон Х. Уровень адаптации / Х. Хелсон // Психология ощуще­ний и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 291–292.

Литература для конспектирования

1. Кравков С. В. Пороги ощущения и их измерение / С. В. Кравков // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 242–249.

Тема 2. Психология восприятия (2 часа)

Ключевые понятия: восприятие, феномены восприятия, осмысленность и обобщённость восприятия, структурность и предметность восприятия, целостность восприятия, апперцепция, вос­приятие времени, пространства и движения, восприятие человека челове­ком.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема соотношения ощущений и восприятия.

2. Феномены и свойства восприятия.

3. Влияние на восприятие субъективных факторов: явление аппер­цепции.

4. Классификации видов восприятия.

Основная литература

1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 120–153.

Дополнительная литература

1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 43–69.

2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 181–197.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 225–240.

Литература для конспектирования

1. Олпорт Ф. Х. Феномены восприятия / Ф. Х. Олпорт // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 67–76.

Тема 3. Восприятие пространства, движения и времени (2 часа)

Ключевые понятия: восприятие величины, формы, объемности и удалённости предметов; зрительные иллюзии, восприятие времени, вос­приятие движения, «фи-феномен».

Вопросы для обсуждения

1. Восприятие формы, величины, глубины и удалённости предме­тов.

2. Зрительные иллюзии.

3. Восприятие времени.

4. Восприятие движения.

Основная литература

1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М., 2002. – С. 41–58.

2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 153–164.

Дополнительная литература

1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 69–110.

2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 182–190.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 240–255.

Литература для конспектирования

1. Вудвортс Р. С. Зрительное восприятие глубины / Р. С. Вудвортс // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 343–380.

2. Грегори Р. Л. Зрительное восприятие движения / Р. Л. Грегори // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 461–489.

3. Креч Д. Восприятие движения и времени / Д. Креч, Р. Кратч­филд, Н. Ливсон // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 447–460.

Тема 4. Психология внимания (2 часа)

Ключевые понятия: «моторная» теория внимания, внимание и ус­тановка, внимание в ориентировочно-исследовательской деятельности, внимание как высшая психическая функция, устойчивость, сосредоточен­ность и переключаемость внимания, распределение и объём внимания.

Вопросы для обсуждения

1. «Моторная» теория внимания Т. Рибо.

2. Природа внимания в теории установки Д. Н. Узнадзе.

3. Теория внимания П. Я. Гальперина.

4. Развитие внимания как высшей психической функции (Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев).

5. Свойства внимания, их проявления в учебной и профессиональ­ной деятельности.

Основная литература

1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – С. 59–78.

2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 165–191.

Дополнительная литература

1. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 202–214.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 417–434.

Литература для конспектирования

1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском воз­расте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 184–219.

2. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин // Хре­стоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 220–228.

3. Рибо Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по внима­нию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 66–101.

4. Узнадзе Д. Н. Установка у человека / Д. Н. Узнадзе // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 260–270.

Тема 5. Общее представление о памяти (2 часа)

Ключевые понятия: физиологическая теория памяти, биохимичес­кая и химическая теории памяти, психологическая теория памяти; кратковременная, оперативная и долговременная виды памяти, механическая и логическая память, произвольная и непроизвольная па­мять, двигательный, эмоциональный, образный и словесно-логический виды памяти, запоминание, кратковременное и долговременное запоминание, непроизвольное и произвольное запоминание, воспроизведение (произволь­ное и непроизвольное), узнавание, припоминание, воспоминание.

Вопросы для обсуждения

1. Физиологическая, биохимическая, химическая и психологичес­кие теории памяти.

2. Виды памяти, основания для классификаций.

3. Общая характеристика основных процессов памяти: запоминания и вос­произведения.

4. Основные методы психологического изучения памяти.

Основная литература

1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 192–228.

Дополнительная литература

1. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы / Р. Клацки. – М. : Мир, 1978. – С. 26–54.

2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 218–232.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 256–283.

Литература для конспектирования

1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П. И. Зинченко // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 207–216.

2. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание / А. А. Смирнов // Хре­стоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 217–225.

3. Флорес Ц. Память / Ц. Флорес // Хрестоматия по общей психоло­гии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 244–270.

Тема 6. Развитие памяти (4 часа)

Ключевые понятия: генетическая теория памяти, память как высшая психическая функция, сохранение, забывание, реминисценция, ано­малии памяти, амнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, прогрессирующая амнезия, мнемотехнические приёмы.

Вопросы для обсуждения

1. Генетическая теория памяти П. П. Блонского.

2. Развитие памяти как высшей психической функции (Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев).

3. Процессы памяти: сохранение и забывание. Основные законо­мерности.

4. Аномалии памяти. Виды амнезий.

5. Тренировка памяти, мнемотехнические приёмы.

Основная литература

1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 228–234.

Дополнительная литература

1. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 232–254.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 283–294.

3. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – С. 196–203.

Литература для конспектирования

1. Блонский П. П. Основные предположения генетической теории памяти / П. П. Блонский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 145–153.

2. Выготский Л. С. Память и её развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хре­стоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 155–162.

3. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леон­тьев // Хрестоматия по общей психоло­гии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 163–176.

4. Рибо Т. Общие амнезии (потери памяти) / Т. Рибо // Хрестоматия по общей психоло­гии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 25–48.

Тема 7. Мышление как предмет

психологического изучения (2 часа)

Ключевые понятия: гносеология, логика, обобщённость мышления, опосредованность мышления, понятие, суждение, умозаключение, индук­ция, дедукция, мышление как полиморфное психическое образование, ме­тоды изучения мышления.

Вопросы для обсуждения

1. Место и роль мышления в познавательной сфере личности.

2. Определения мышления в смежных с психологией науках.

3. Основные отличия философского и психологического подходов в изучении мышления.

4. Мышление как полиморфное психическое образование.

5. Психологические методы изучения мышления.

Основная литература

1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – С. 171–240.

Дополнительная литература

1. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 274–305.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 309–372.

3. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 16–20.

Литература для конспектирования

1. Леонтьев А. Н. Мышление / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по об­щей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 60–70.

2. Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе / С. Л. Ру­бинштейн // Хре­стоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 71–77.

Тема 8. Виды мышления, их характеристика (2 часа)

Ключевые понятия: дихотомическая классификация мышления, на­глядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-ло­гическое мышление, аутистическое мышление, первобытное мышление, абстрактная и конкретная мыслительные установки, практическое мышление.

Вопросы для обсуждения

1. Сравнительный анализ критериев дихотомических классифика­ций мышления.

2. Специфика наглядного и действенного представления ребёнком окружающего мира (по Дж. Брунеру).

3. Характерные признаки аутистического мышления.

4. Пралогичность первобытного мышления, его проявления.

5. Абстрактная и конкретная мыслительные установки. Практичес­кое мышление.

Дополнительная литература

1. Юнг К.Г. Мышление у экстравертов и интровертов / К.Г. Юнг // Хрестоматия по об­щей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 391–398.

Литература для конспектирования

1. Блейлер Э. Аутистическое мышление / Э. Блейлер // Хрестоматия по об­щей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 113–122.

2. Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребёнком / Дж. Брунер // Хре­стоматия по общей психологии. Психо­логия мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 87–96.

3. Гольдштейн К. Абстрактное и конкретное поведение / К. Гольд­штейн // Хрестоматия по об­щей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 141–144.

4. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Хре­стоматия по об­щей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 130–140.

5. Теплов Б. М. Практическое мышление / Б. М. Теплов // Хрестома­тия по об­щей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 145–148.

Тема 9. Проблема предмета и метода в психологическом исследовании речевого мышления л. С. Выготским (2 часа)

Ключевые понятия: анализ «по элементам», анализ «по единицам», речевое мышление, единица речевого мышления, метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словес­ного значения, значение слова, связь интеллекта и аффекта.

Вопросы для обсуждения

1. Сложившиеся к 30-м годам ХХ в. подходы к решению проблемы мышления и речи. Их оценка Л. С. Выготским.

2. Сравнительная характеристика психологического анализа «по элементам» и «по единицам». Значение слова как единица анализа рече­вого мышления.

3. Взаимосвязь предмета и метода психологического исследования на примере изучения Л. С. Выготским проблемы речевого мышления.

4. Связь интеллекта и аффекта и её значение для изучения про­блемы речевого мышления.

Дополнительная литература

1. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – С. 31–78.

Литература для конспектирования

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психо­логии. – С. 10–23.

Тема 10. Генетические корни мышления и речи (4 часа)

Ключевые понятия: отношение между мышлением и речью, доин­теллектуальная стадия развития речи, доречевая стадия развития мыш­ления, речевое мышление, интеллектуальная речь, эго­центрическая речь, эгоцентрическое мышление, внутренняя речь.

Вопросы для обсуждения

1. Факты, лежащие в основе вывода Л. С. Выготского о различных генетических корнях мышления и речи.

2. Филогенетическая и онтогенетическая линии развития мышле­ния и речи: их сопоставительный анализ.

3. Роль эгоцентрической речи в становлении мышления ребёнка.

4. Стадии развития речевого мышления как высшей психической функции.

5. Динамика соотношения мышления и речи у взрослого человека.

Дополнительная литература

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 372–380.

Литература для конспектирования

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психо­логии. – С. 89–118.

2. Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь / Ж. Пиаже // Хре­стоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 183–187.

Тема 11. Экспериментальные исследования развития понятий (4 часа)

Ключевые понятия: метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классификации, метод формирования искусственных понятий, синтетически-генетический метод, метод двойной стимуляции, синкретический образ, мышление в комплексах, псевдопонятия, мышление в понятиях, стратегия сканирования, целостная стратегия, концепту­альное правило, ассоциация, проверка гипотез.

Вопросы для обсуждения

1. Сравнительная характеристика методов изучения понятий в пси­хологии мышления.

2. Сходство и принципиальные различия синтетически-генетичес­кого метода Н. Аха и методики двойной стимуляции Выготского-Саха­рова.

3. Виды функциональных эквивалентов слов (стадий допонятий­ного мышления ребёнка), выделенные и описанные в исследованиях Л. С. Выготского.

4. Стратегии образования понятий в экспериментах Дж. Брунера.

5. Основные линии развития современных исследований понятий­ного мышления.

Дополнительная литература

1. Брунер Дж. Стратегии приёма информации при образовании по­нятий / Дж. Брунер // Хре­стоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 204–209.

2. Выготский Л. С. Исследование образования понятий : методика двойной стимуляции / Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров // Хре­стоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 194–203.

3. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – С. 79–105.

4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – С. 461–465.

Литература для конспектирования

1. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М. : Прогресс, 1977. – С. 131–138, 170–209.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психо­логии. – С. 118–184.

3. Рэдфорд Дж. Формирование понятий : после Брунера. Гуднау и Остин / Дж. Рэдфорд, Э. Бартон // Хре­стоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 210–214.

Тема 12. Мысль и слово (2 часа)

Ключевые понятия: значение слова, единство слова и мысли, внеш­ний план речи, внутренний план речи, эгоцентрическая речь, эгоцентричес­кое мышление, внутренняя речь, соотношение значения и смысла.

Вопросы для обсуждения

1. Функциональная роль словесного значения в акте мышления, по Л. С. Выготскому.

2. «Особые законы движения» внешнего и внутреннего плана речи.

3. Особенности эгоцентрической речи, положенные в основу экс­периментального исследования Л. С. Выготского.

4. Вопрос о соотношении значения и смысла, его постановка и ре­шение Л. С. Выготским.

Литература для конспектирования

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психо­логии. – С. 295–361.

Тема 13. Мышление, воображение, творчество (2 часа)

Ключевые понятия: воображение, творчество, функции вообра­жения, конкретное воображение, абстрактное воображение, пассивное воображение, преднамеренное воображение, непреднамеренное вообра­жение, активное воображение, творческое воображение, воссоздающее воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, фантазия, мечта, грёзы, сновидения, галлюцинации, агглютинация, ги­перболизация, заострение, схематизация, типизация.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность взаимосвязи мышления, воображения и творчества.

2. Основные функции воображения.

3. Классификации видов воображения и их основания.

4. Роль воображения в психическом развитии ребёнка.

5. Формы синтезирования образов (механизмы воображения).

Дополнительная литература

1. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М. : Прогресс, 1977. – С. 304–319.

2. Галин А. Л. Личность и творчество Психологические этюды / А. Л. Галин. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1989. – С. 64–102.

3. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршу­нова, Б. И. Пружинин. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – С. 18–39, 83–138.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 295–308.

5. Страхов И. В. Психология воображения / И. В. Страхов. – Саратов : Саратов. гос. пед. ин-т, 1975. – 235 с.

Литература для конспектирования

1. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М. : Ака­демия, 1997. – С. 222–238.

2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие у детей / Л. С. Вы­готский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психо­логии. – С. 436–454.

3. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 260–271.

Тема 14. Проблема искусственного интеллекта (2 часа)

Ключевые понятия: информационные процессы в теории мышле­ния человека, искусственный интеллект, компьютер, роботы.

Вопросы для обсуждения

1. Основные этапы развития исследований искусственного интел­лекта.

2. Возможности и ограничения моделирования человеческого мышления средствами вычислительной техники.

3. Основные направления современных исследований проблемы искусственного интеллекта.

4. Перспективы изучения искусственного интеллекта.

Дополнительная литература

1. Горелов И. Н. Разговор с компьютером : Психолингвистический аспект проблемы / И. Н. Горелов. – М. : Наука, 1987. – 256 с.

Литература для конспектирования

1. Ньюэлл А. Моделирование мышления человека с помощью ЭВМ / А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г. А. Саймон // Хре­стоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 305–318.

2. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – С. 535–581.

Вопросы к промежуточной аттестации

1. Человек как субъект познавательной деятельности: общая харак­теристика проблемы.

2. Значение ощущений в жизни человека. Различные взгляды на природу ощущений.

3. Общие свойства ощущений. Строение анализатора.

4. Чувствительность органа чувств. Сенсорные пороги.

5. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.

6. Психофизические методы измерения порогов.

7. Адаптация органа чувств. Взаимодействие ощущений.

8. Основные положения теории обнаружения сигналов.

9. Классификация ощущений.

10. Понятие восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятия.

11. Предметность образа. Двойственная природа образов воспри­ятия.

12. Феномены (свойства) восприятия.

13. Теории восприятия, их сравнительная характеристика.

14. Основные закономерности восприятия пространства.

15. Основные закономерности восприятия времени и движения.

16. Распознавание образов: основные исследовательские подходы.

17. Понятие внимания. Теории внимания.

18. Развитие внимания как высшей психической функции.

19. Виды и свойства внимания, их проявление в учебной и профес­сиональной деятельности.

20. Когнитивные модели внимания. Модель Д. Бродбента. Модель Э. Трейсман.

21. Когнитивные модели внимания. Модель Д. Нормана.

22. Когнитивные модели внимания. Модель Д. Канемана.

23. Понятие памяти. Классификации памяти.

24. Физиологические, химическик, биохимические и психологические теории памяти.

25. Процессы памяти: запоминание и воспроизведение.

26. Процессы памяти: сохранение и забывание. Мнемотехнические приёмы.

27. Когнитивные модели памяти. Модель И. Во и Д. Нормана. Модель Р. Аткинсона и Р. Шифрина.

28. Когнитивные модели памяти. Теория уровней обработки ин­формации. Модель Е. Тульвинга.

29. Семантическая организация памяти: основные модели.

30. Основные нарушения памяти. Виды амнезий.

31. Мышление как предмет психологического изучения. Методы изучения мышления.

32. Классификации видов мышления, их основания.

33. Мышление как решение задач. Мыслительная задача. Её струк­тура.

34. Проблема метода в исследовании мышления Л. С. Выготским.

35. Генетические корни мышления и речи.

36. Речь и язык. Виды и функции речи.

37. Полемика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о природе и роли эго­центрической речи в психическом развитии ребёнка.

38. Формирование искусственных понятий: основные подходы и методы изучения.

39. Функциональные эквиваленты слов на этапе допонятийного мышления ребёнка, по Л. С. Выготскому.

40. Механистический подход в изучении мышления. Обща харак­теристика, тенденции развития.

41. Мышление как сочетание чувственных представлений в ассо­цианизме.

42. Мышление как научение в бихевиоризме.

43. Мышление как процесс переработки информации.

44. Телеологический подход в изучении мышления. Общая харак­теристика, тенденции развития.

45. Вюрцбургская школа психологии мышления. Мышление как решение задач.

46. Мышление как действие в Вюрцбургской школе психологии мышления. Теория комплексов О. Зельца.

47. Целостный подход в изучении мышления. Природа мышления в гештальтпсихологии.

48. Структура «инсайта» в исследованиях К. Дункера.

49. Генетический подход в изучении мышления. Проблема разви­тия интеллекта в работах Ж. Пиаже.

50. Мышление как деятельность (мыслительные действия и мысли­тельные операции).

Понятие «операциональный смысл» (О. К. Тихоми­ров).

51. Теоия поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

52. Мышление и принятие решений. Модели принятия решений.

53. Мышление, воображение, творчество. Их взаимосвязь.

54. Виды и функции воображения.

55. Роль воображения в психическом развитии ребёнка.

56. Проблемы диагностики интеллектуальных способностей. Структура интеллекта, по Дж. Гилфорду.

57. Понятие когнитивной сферы личности. Персональные познава­тельные конструкты.

58. Когнитивные стили.

59. Мотивационные (эмоциональные) детерминанты мышления. Когнитивные теории мотивации.

60. Проблема искусственного интеллекта и перспек­тивы исследования.

Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации

1

Контрольная работа.

Вариант 1. Основные отличия философского и психологического подходов в изучении мышления.

Вариант 2. Психологические методы изучения мышления.

Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации

1

Контрольно-измерительный материал № 1.

1. Человек как субъект познавательной деятельности: общая характеристика проблемы.

2. Семантическая организация памяти: основные модели.

2

Контрольно-измерительный материал № 2.

1. Значение ощущений в жизни человека. Различные взгляды на природу ощущений.

2. Основные нарушения памяти.

Оценка

Критерии оценок экзамена

Отлично

Оценка «отлично» выставляется в любом из трех случаев:

1. Выполнение пяти требований к ответу на каждый вопрос экзаменационного билета:

1) правильность, полнота и глубина ответа (верное и глубокое изложение фактов, понятий, законов, закономерностей, принципов; опора при ответе на исходные методологические положения; анализ основных теоретических материалов, описанных в различных источниках, связь теории с практикой; иллюстрация ответа конкретными примерами; отсутствие необходимости в уточняющих вопросах);

2) логическая последовательность изложения материала в процессе ответа;

3) грамотное изложение материала на высоком научном уровне, высокая культура речи;

4) наличие полных и обоснованных выводов;

5) демонстрация собственной профессиональной позиции (творческое применение знаний в практических ситуациях, демонстрация убежденности, а не безразличия; демонстрация умения сравнивать, классифицировать, обобщать).

2. Невыполнение одного из перечисленных требований (к одному из вопросов экзаменационного билета) и правильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы.

3. Невыполнение двух из перечисленных требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета) и правильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы.

Хорошо

Оценка «хорошо» выставляется в любом из трех случаев:

1. Невыполнение одного из требований к ответу (к одному из вопросов экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы.

2. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы.

3. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.

Удовлетворительно

Оценка «удовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев:

1. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы.

2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы.

3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.

Неудовлетвори-тельно

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев:

1. Невыполнение более четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1).

2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы.

3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один из не менее двух дополнительных вопросов в пределах программы.

Учебное издание

Пинегина Наталья Михайловна

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ)

Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов

31