- Риторика как предмет. Основные понятия риторики. Законы современной риторики.
Риторика как наука в том виде, в котором она известна зародилась в Древней Греции в 5 веке до н.э. «Риторика-это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи». (А.К. Михальская) «Риторика есть наука о способах убеждения» (Аристотель) Риторика – наука, которая имеет своё содержание и предмет исследования – законы, нормы, правила, средства и приёмы создания речевого высказывания во время общения. Риторика – интегративная наука. Чтобы выполнить свои задачи, она опирается на данные других научных исследований прежде всего в области лингвистики, философии, психологии, психолингвистики, этики, эстетики, социологии, социолингвистики.
Основные понятия риторики – этос, логос, пафос.
Этос — это уместность и уважительное отношение к себе и адресату.
Логос — словесные средства, которые необходимо, которые необходимо использовать в данной ситуации общения для реализации замысла автора речи. «Мысль формируется и формируется в речи» (Выготский)
Пафос – воодушевление, которое вдохновляет оратора создать тот или иной текст и выступить с ним. Пафос – эмоциональность. Эмоции – шум в речи, но люди не готовы слушать без этого шума.
Законы современной риторики (по А.К. Михальской)
- Закон гармонизирующего диалога (диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог, установление с адресатом гармонических и двусторонних отношений)
- Закон продвижения и ориентации адресата (автор должен помочь слушателю сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с её восприятием)
- Закон эмоциональной речи («Если красноречие ума соединяется с красноречием сердца, то нет почти сил им противиться» — Н.Ф. Кошанский)
- Закон удовольствия
- История риторики. Трансформация понимания риторики у Горгия, Аристотеля, Цицерона, Ломоносова, в трудах русских риторов ХIХ века.
Риторика как наука в том виде, в котором она известна зародилась в Древней Греции около 5 века до н.э. Её рождение было связано с периодом демократии в Афинах.
Причины её появления:
- социальный строй – рабовладельческая демократия
- характер греческой литературы
- риторика – высшая ступень образования
- большое внимание уделялось воспитанию нравственности
- греческое судопроизводство
- появление хвалебного красноречия (панигирик)
Софист – человек, умеющий за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищрений истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Софизмы (их суждения) логически были построены верно, но не соответствовали истине. Самым известным софистом был Горгий из Леонтии. Он первым стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение, применение слов в несобственном смысле и т.п. «Риторика есть искусство делать людей рабами, но не по принуждению, а по доброй воле» (Горгий).
Риторика_20 век
... подавателей и учителей риторики, ежегодно проводится международная конференция по проблемам риторики. Современная риторика — это наука о публичном речевом воздействии, ... и законы. В большинстве случаев некоторые коммуникативные законы и прави- ла, если их соблюдать, делают наше общение более ... советы по отработ- ке всех компонентов публичной речи — от конспектирования и составления плана до голоса. ...
Аристотель (4 век до н.э.) – древнегреческий философ, написал учебник «Риторика» (3 части, дошёл до наших дней).
«Риторика- способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Законы речи/правила риторики:
- речи могут быть разделены на совещательные, судебные и эпидейктические)
- ораторская речь – единство этоса, пафоса и логоса
- всякий вид ораторской речи имеет своё отношение к действительности и времени
Аристотель разработал «риторический канон» ( 5 компонентов): 1) изобретение
2) расположение 3) словесное выражение 4) запоминание 5) произнесение. Риторический идеал: сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения и его максимальную информативность.
Марк Тулий Цицерон – самый крупный представитель римского классического красноречия. Главные труды: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».
Риторические постулаты Цицерона:
- основа риторики – философия
- речь – средство познания мира
- оратор должен практиковаться и выступать перед публикой
- оратор – прежде всего мыслитель
- оратор обращается к народу, его слушатели многочисленны, а речь проста и понятна
Первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к красноречию» создал М.В. Ломоносов в 1743 году, а в 1748 году был выпущен второй дополненный вариант. Эта книга – фундаментальный научный труд, определивший развитие риторики 18 века и последующих периодов. Главный вопрос-«адресность речи».
Ещё с конца 17 века существует деление на общую и частную риторику. Оно же встречается в учебниках 18-19 веков под авторством риторов Кошанского, Зеленецкого, Фойгта. Задача общей риторики – отражение главных правил расположения слов в речи, а задача частной риторики – описание жанров речи. Было выделено до 10 видов частных риторик, каждая из которых помогала регулировать речевое общение в обществе. Например, 1) судебное красноречие. Её образцы – работы Сергеича «Искусство речи на суде», А.Ф.Кони «Приёмы и задачи обвинения» и т.д. 2) Социально-бытовое красноречие: Ключевский, Чичерин, Грановский. Во второй половине 19 века интерес к риторике начал угасать (связано с острой критикой В.Г.Белинским «Общей риторики» Кошанского).
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:
- соответствие структуре языка;
- массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;
- общественное одобрение и признание.
К основным источникам языковой нормы относятся:
Риторика 1.Подготовка публичного выступления
... Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора. Обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею. ... речи, оратор может повторить тренировку несколько раз. На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, ...
- произведения писателей-классиков;
- произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
- публикации средств массовой информации;
- общепринятое современное употребление;
- данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются:
- относительная устойчивость;
- распространенность;
- общеупотребительность;
- общеобязательность;
- соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную. Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Профессор С.И. Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. С.И. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием).
В литературном языке различают следующие типы норм:
- нормы письменной и устной форм речи;
- нормы письменной речи;
- нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
- лексические нормы;
- грамматические нормы;
- стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
- нормы орфографии;
- нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
- нормы произношения;
- нормы ударения;
- интонационные
Этические и этикетные нормы
Этические нормы – нормы общечеловеческие. Регулируют взаимоотношение между субъектами. Принцип – проявить уважение к себе и к партнерам по общению. Базируются на чувстве собственного достоинства. Главные нормы: Доброжелательность, Правдивость, Искренность, Лицемерие, Ответственность, Понятность, Содержательность, Краткость.
Этикетные нормы – зависят от культуры каждого, ситуации. Ситуативно – применительно к роли личности.
С течением времени этикетные нормы меняются.
Принцип гармонизации предполагает, что знаки внимания должны быть равными применительно ко всем участникам общения.
Трансактный анализ Э.Берна: «Каждая единица этикета приравнивается к одному «социальному поглаживанию»
Иногда гармония в «социальных поглаживаниях» не может быть достигнута, так как полодение младшего не предполагает.
# Комплимент может быть посвящен: внешнему виду, внутрен миру, достижениям, качествам, таланту, характеру.
Этические нормы делового общения
... информацию, побудитьсобеседника учесть в своих действиях его интересы и т. д. Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни,важнейший вид отношений между людьми. Регулятором этих отношенийявляются этические нормы, ... только от нас самих; • когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основнойимператив – начни с себя. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает ...
Ошибки ответа – отрицание = неуважение
Нужно придавать радость «социальным поглаживаниям», ответом поднять статус человека и показать свое к нему расположение в соответствии с социальными ролями.
Этические нормы носят глубинный характер далеко не только в этикетных вещах и отношениях.
Этикетные нормы – строго ситуативные и носят внешний хар-р.
Чем дальше от человека хотим держаться, тем более вежливыми и этикетными мы должны быть («холодная этика»)
Этикетные нормы предписывают, что и как нужно делать/говорить. Они являются внешними и соблюдение регулируется тем, что человек их знает.
Этические нормы не зависят от языка и от средств.
Этикетные – зависят от соотношение социальных ролей, от языка (у каждого – свой)
4. Общение. Функции и цели общения. общение и коммуникация.
Общение – 1) реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих)
2) одно из основных условий существования культуры
3) процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающий степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.
Функции общения (по А.А. Брудному):
- Инструментальная (общ – как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности)
- Синдикативная (=объединение. Когда общ предполагает создание единства вступивших в него участников)
- Самовыражения (ориентирована на взаимопонимание, на контакт)
- Трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. Например, обучение)
Для реализации любой функции общения нужен субъект, который это общение и осуществляет.
Функции субъекта:
- Коммуникативная (Взаимосвязь)
- Информационная (Взаимовыражение)
- Когнитивная (Взаимопознание)
- Эмотивная (Переживание взаимоотношений)
- Конативная (Взаимопроявление)
- Креативная (Взаимовлияние)
Цели общения:
- находятся вне самого взаимодействия субъектов
- заключена в нем самом
- состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения
- является приобщение самого инициатора к ценностям партнера
Коммуникация- информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Под коммуникацией понимают передачу речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем от отправителя. А под общением – речевое взаимодействие между людьми.
- В своем прямом значении является исключительно информационным процессом, адресованным кому-то. А общение всегда двухслойно (и практич и информ хар-р)
- Предполагает информационную связь субъекта с объектом. Объект – что угодно. Общение же возможно только м/субъектами.
- Прежде всего процесс передачи информации (односторонность и монологичность) Общение – процесс взаимодействия (двусторонен и диалогичен)
Коммуникация предназначена для передачи и приема инфы, а общение — +развитие информации в процессе диалога.
Речь как средство коммуникации
... достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, ... самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают ...
Коммуникация м.б. направлена конкретному получателю (аксиальная комм) и «всем сразу» (ретиальная).
Общение – всегда предполагает взаимную точную адресованность речи всех партнеров.
И всё же обе эти формы – коммуникация и общение – необходимы человеку, общественному развитию и культуре, поскольку имеют разные сферы применения и взаимно дополняют друг друга.
5. Виды и формы общения. Фатическое – информационное. Вербальное – невербальное. Устное – письменное
По цели-фат\инф, по знаковой системе- верб\неверб, по форме языка-уст\письм.
Фатическое – информативное.
Информативное: цель связана с информацией. В ходе общения появляется что-то новое для адресата. Нацелено на поддержание контакта с собеседником, на удовлетворение потребности в общении. Не может относиться к коммуникации.
Фатическое общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание,- цель фат.общения.
Характерны: Спонтанность, Диалогическая форма, Тематическая свобода, Разговорность стиля. Принадлежит преимущественно устной речи и ярче всего проявляется в диалоге. Две основные стратегии: диссонанс и унисон.
Вербальное – невербальное общение.
Вербальное – словесное общение на одном из естественных национальных языков. Невербальное – несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи- сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной- расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно, т.к. вербальная и невербальная стороны очень редко существ друг без друга.
Устное – письменное. Специфика устного и письменного общения определяется 2 группами причин: 1. Особенностями ситуаций ус и пис общ. 2. Особенностями, определяемыми формой речи. Ситуации, которые треб ус общ, обычно характ тем, что м/участниками возможен личный контакт: зрительный и акустический или только акустический(телефон).
Если такой контакт невозможен, то прибегают к письменной форме общения. Выбор формы общения:
- зависит от того, насколько быстро нужно получить отклик
- диктуется особенностями информации (в устной речи иногда большее значение играет интонация, когда в пис речи – всё предается только словесно)
- определяется важностью и объемом информации (пис – можно много раз перечитывать)
- зависит от адресата
Устная речь ограничена в отборе языковых и не- средств для выраж определ смысла. Пис предполаг полное выраж замысла.
Устная обычно создается в момент говорения. Пис – точная фиксация текста
Устная содерж больше повторов и обобщ. Пис – мало или нет
6. Виды и формы общения. Монологическое – диалогическое. Контактное – дистантное. Опосредованное – неопосредованное. Межличностное – публичное – массовое. Частное – официальное. Свободное – стереотипное.
Монологическое – диалогическое. Диалог – непосредственный обмен высказываниями м/двумя или несколькими лицами. Монолог – речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. Полилог – разговор нескольких лиц.
Диалог предполагает особое сотрудничество коммуникантов на основе взаимной заинтересованности. Более характерен для устной речи, т.к. нужно обязательно следить за мыслью собеседника.
Грамматика речи человека в экстремальной ситуации
... средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение вовремя речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.). Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают эффективность общения. ... различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта. Изучение правил и приемов эффективного ...
Монологическая речь – чаще всего речь публичная, т.е. такая, которая адресована большому количеству слушателей. Но это не всегда так. Черты монологической речи:
- Непрерывность (не ограничивается одной фразой)
- Последовательность, логичность
- Относительная смысловая законченность
- Коммуникативная направленность высказывания
- Тематичность (развертывание одной темы)
- Синтаксическая усложненность
Монолог предполагает, что в его основе лежит текст – цельное высказывание.
Контактное – дистантное. Отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени. При контактном – собеседники рядом, поэтому почти всегда устное (можно использовать не описания а указания на предметы, действия…-понимание достигается легче) Дистанционное – разделяет время или расстояние (пример – книга от автора к читателю. Снижается доля невербальных средств общения, теряется его живопись и мгновенность ответной реакции)
Опосредованное – неопосредованное. Тесно связаны с контактным и дистанционным. Контактное, не треб дополнительных средств для его осущ, — общение неопосредованное. А общение на расстоянии требует «посредников» — опосредованное (# «посредников»: телефон, письмо, книга…)
Межличностное – публичное – массовое. Межличностное – общение 2 (1+1) человек (делится на персональное [на «внутренней» дистанции – официальное и полуофициальное. Тяготеет к коммуникации – на первый план выходит информационная сторона] и личностное [свидетельствующее о дружеских взаимоотношениях. Характерен диалог. Значительная доля информации поступает с помощью невербальных средств. Обязательно присутствует фатическая сторона общения])
Публичное – общение «1+немного». В таком общении возможен диалог. Необходим лидер, кот будет регулировать общение. Обычно протекает в ф монолога. Требует структурирования для достиж цели. Целенаправленность и содержательность речи.
Массовое – общение «1+много». Когда аудитория превышает 100 человек. Устная форма (митинг… но это уже коммуникация).
Адресат теряет конкретные очертания. Требуются точный подбор речевых средств и технических (микрофон, камера…)
Частное – официальное. Официальное – взаимодействие в строгой деловой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей. Частное – не ограниченное строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями, подчиняется общим законам речевого взаимодействия. Официальное происходит в сфере производственно-деловых отношений (чел выступ как представ организ).
Свободное – стереотипное. Стереотипное используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении определенных ритуалов (типовое поведение в типовых ситуациях).
Присутствуют рекомендации речевого этикета (готовые словесные фр и правила поведения).
Свободное— творчество в выстраивании взаимоотношений и в словесном оформлении высказывания.
7. Стили речи. Стилистическая окраска текста
Стили речи – реализованные средства языка по законам его функционирования в соответствующих тем же сферам общения речевых разновидностях. Их обычно называют функциональными. Функц стили формируются под влиянием следующих условий:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...
... рассматривается в современном языкознании в качестве коммуникации, как средство общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию. Для ...
- Особенности ситуации (форм/не-, кол-во участн)
- Функции и цели общения (поговорить, сообщить…)
Сферы жизнедеятельности со своими функциями:
- Бытовое общение (неофиц, диалог, цель – непринужд разговор)
- Учебная и научная деят (офиц, цель – сообщение/передача данных в ус/пис ф)
- Деловое общ (офиц, цель – составл/изуч материалов инструктивного хар-ра)
- Публицистическая деят (реализ с пом СМИ, цель – воздействие и формиров общ сознания)
В соответствии с этим выделяются стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический.
Разговорный. Непринужденные беседы в бытовой сфере. Реализация функции общения.
Основные черты: непринужденность, свобода в выборе слов и выражений, проявление своего отношения к сообщаемому собеседником, эмоциональность.
Языковые особенности: активность разговорных средств, использов оценочных и эмоционально-экспрессивных средств, неполная структурная оформленность, ослабленность синтаксических связей между частями предложения, активность фразеологизмов. Противопоставлен книжному стилю.
Научный. Испол в научной или учебной деятел. Специфика – обобщение результатов научных исследований, научное описание явлений и т.п. Реализует ф сообщения. Передача научной инфы требует точности, логичности и доказательности. Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, точность, строгость. Языковые средства: слова-понятия, термины, повышенное употребление существительных (35%) и прилагательных (13%) и причастий (6%), использование инфинитивов, логический синтаксис, сложные конструкции. Реализация: научный, научно-учебный и научно-популярный.
Публицистический. Испол в сфере общественных отношений. В основном в газетах, журналах… основные жанры: статья, очерк, репортаж… важнейшие жанры устной публиц речи: выступления на митингах, собраниях, интервью… Основные функции: воздействие и информирование. Стилевые черты: экспрессивность, выразительность, простота, доступность, рекламность, официальность. Языковые средства: спец газетные слова, газетная фразеология, активность иноязычных суффиксов, образное употребление слов, использование антитез инверсий и параллелизмов, конструкции с однородными членами, риторические вопросы, восклицания, конструкции разговорного характера.
Художественный. Стиль художественной литературы. Специфика – отражение действительности при помощи слова, создание худ образа при помощи слова. Использует языковые средства всех других стилей. Эстетическая функция языковых средств – отбор в соответствии с содержанием.
Официально-деловой. В сфере офиц-делов отношений.релиз при составлении гос актов, инструкций, договоров… реализует фукцию сообщения, котор регулир отношения м/людьми. Стилевые черты: предписывающий хар-р, точность, объективность. Языковые средства: Высокий процент стандартных средств, употребление слов в прямом значении, использов отглагольн существ и относительных прилагательных и прилагат со значением долженствования, значительные по длине предложения с осложнениями.
Стилистическая окраска – дополнительные функц и экспрессивные свойства, кот несут стилистич информацию о возможности употребления этой единицы в определенной сфере и ситуации общения.
Стили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика 2
... 2 Из истории вопроса §3 Педагогическое общение §4 Стили общения §5 Значениеиндивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога. Список литературы. §1 ... своихотношений с учащимися, т. е. стиль общения; 2. конструироватьвыразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянноменяется под влиянием ...
Стилистическая окраска: эмоц-экспрессивн (передает настроение) и функционал (передает информацию о типичных сферах употребления языковой единицы)
8. Коммуникативная ситуация. Границы коммуникативной ситуации. Слагаемые коммуникативной ситуации. Технические предпосылки коммуникации
Основное общение происходит на уровне коммуникативной ситуации. Чтобы полностью понять мотивы и цели общающихся, нужно рассматривать всю ситуацию в целом. Вне ситуации общения невозможно проанализировать невербальную сторону речи. Именно на уровне коммуникативной ситуации проявляется в большей мере культура речи.
Основные компоненты к.с.: отправитель и получатель информации, цели каждого, сама информация, форма её преподнесения.
На успешность общения влияют факторы:
- Внеязыковые (взаимоотношения, характер инфы, условия общения…)
- Языковые и речевые (специфика языка, устная или письменная речь, особенности жанра и стиля речи…)
Общение – конкретная коммуникативная ситуация, в которой действуют партнеры по общению, имеющие определенные цели, обменив определ инфой, используя для этого общий код, и действ в определен обстоятельствах.
Обстоятельства общения: внутренние (мотив, причина…)
Внешние (место, время…)
9. Коммуниканты, их постоянные и ситуативные речевые роли. Официальные и неофициальные речевые роли. Коммуникативный лидер.(111)
В общении – как минимум двое. Это адресат и адресант (-по хар-ру деятельности) или говорящий-слушающий (-по степени активности)
На характеристику коммуникантов оказывает влияние и сфера общения (бытовая, проф., учебная..).
от этого зависит степень официальности коммун.. различ и степень симметричности их взаимодействия (коллеги/начальник-подчиненный/старший-младший)речевые роли (постоянные — пол возраст профессия. Переменные=ситуативные – пассажир покупатель…)
Успешность коммуникации часто зависит от того, насколько успешно человек оценивает свою речевую роль, и от того, насколько его речевое поведение соответствует и этой роли, и коммуникативным ожиданиям окружающих.
Типы взаимодействия:
- Псевдо-соответственное (каждый реализует свой план, не соответств плану другого)
- Реактивно-соответственное (оба не имеют плана)
- Ассиметрично-соответственное (один имеет план)
- Взаимно-соответственное (наличие согласующихся целей и планов)
В рамках коммуникативной ситуации очень часто вне зависимости от количества участников и диалогической или монологической формы речи кто-то из партнеров берет на себя роль коммуникативного лидера. эта роль характерна для реализации старшинства при асимметричных речевых ролях, но проявляется и при формальном равноправии коммуникантов.Коммуникативный лидер выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт, прямо выражает свои речевые намерения, ведет в беседе, руководит развитием и сменой тем, задает уясняющие и уточняющие вопросы, завершает общение и подводит его итоги. Коммуникативное лидерство оказывается средством структурирования общения и придания ему большей целенаправленности.
10. Основные классификации целей коммуникантов.
коммуникативные цели речи— цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств.
Общение. Виды общения
... автора этой точки зрения, однако очевидно, что речь идет о взглядах А. А. Леонтьева, который считал, что общение —это особый вид деятельности и выступает как компонент, составная ... переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи. Бехтерев выделяет «непосредственное» и «посредственное» общение. Последнее связано с наличием какого-либо посредника в ...
цели:
-общего характера
-основная- сообщить какие-то факты
-дополнительная- сделать максимально интересно, произвести впечатление на слушателей.
по степени гармоничности:
-общая или синонимичная- решить общую проблему, договориться о распределении ролей при выполнении какого-то поручения, обменяться впечатлениями.
-разные- говорят о разном
-противоположные
по степени выраженности:
— явная
-скрытая
11. Текст. Признаки и категории текста. Речевые жанры
текст— единица общения, созданная для достижения целей общения.
процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру адресата, специфики сферы и ситуации общения.
речевые жанры— относительно устойчивые тематический, композиционные, и стилистические формы высказывания.
категории текста:
-информативность. присуща только тексту. содержание любого законченного текста является информация. типы информации: содержательно- фактуальная, содержательно- подтекстовая. факты, события.
-связанность и цельность(целостность).
все коммуникативные элементы текста должны быть связаны. целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов.
-интеграция и завершенность. категория интеграция спаивает, объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно- следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста.
12. Этапы речевой деятельности и риторический канон как основа действий по созданию текста.
1) Речевая деятельность – способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения. Речь при этом – средство формирования и формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер речевой деятельности.
2) Речевая деятельность – деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.
Нужно учитывать:
- Полноценная (эффективная) речевая деятельность основана на субъект—субъектных отношениях между коммуникантами, когда собеседники становятся равноправными субъектами общения
- Эффективная речевая деятельность реализуется прежде всего в диалоге (в широком смысле), в диалоговой форме общения, которая создает базу для совместных размышлений в поисках истины, знания, идеи, преобразующей представление о действительности
Продуктивные виды речевой деятельности—говорение и письмо—предполагают создание текстов в устной и письменной форме.
Этапы речевой деятельности
- Побудительно-мотивационный (возникновение мотива речевой деятельности. Возникает ситуация, которая побуждает человека высказать свою точку зрения)
- Ориентировочный этап (один из важнейших в процессе порождения высказывания. Происходит обдумывание, планирование…выбор способа реализации. Возникает общий замысел будущего высказывания)
- Исполнительный этап—завершает процесс создания или восприятия высказывания. Озвучивание замысленного.
- Контроль—«достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?»
Риторический канон:
I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.
II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.
III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.
IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.
V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.
13. Невербальные средства речи. Виды невербальных средств
Невербальное общение — общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи- сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной- расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
Виды невербальных средств
- Визуальные невербальные средства—те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Сюда включается физический облик человека.
— жестикуляция(эмоциональные, изобразительные, указательные, регулирующие, жесты-символы).
по назначению- обыденные, символичные, ритуальные. по составу- простые, составные, сложные. индивидуальные \ индивидуально- взаимные \ взаимные. по происхождению- исконные, заимствованные. по времени- архаичные, современные, неологичные.
— мимика. комплекс изменений мышц лица дает возможность точно определить выражаемую эмоцию.
— положение в пространстве. поза, движение
- Акустические невербальные средства—средства, воспринимаемые на слух. Это голос, интонация, темп, тембр…
— темп речи. зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контекста.
-тембр. зависит от высоты основного тона.
-благозвучность голоса. чистота и приятность тембра
-интонация. формирует тональность общения, атмосферу, которая делает общение мукой или наслаждением.
-логическое ударение.
-логические паузы. разделение потока речи на смысловые такты.
-подтекст- передача истинного отношения автора речи к ее предмету и собеседнику посредством интонации.
-молчание. контакт внимания и понимания.
- Тактильные невербальные средства—рассчитаны на осязание, т.е. на различного рода прикосновения. Могут быть использованы только при непосредственном контактном общении. Это жесты-прикосновения для привлечения внимания, рукопожатия… в письменной—материал для письма, способ его обработки… именно на тактильных средствах построена азбука Брайля для слабовидящих
Паралингвистика—раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию. Этнолингвистика. Невербальные средства представляют собой язык разнообразных несловесных знаков.
Свойства невербальных средств:
- Знаки с определенным смыслом
- Более объемная информация
- Большая часть через визуальный канал (80% инфы—зрение)
- Меньший внутренний контроль
- Иногда точнее выражают эмоции
Функции (по отношению к вербальной речи):
- Внесение дополнительной информации
- Комбинируется с ней, передавая тот же смысл
- Помощь в сохранении контакта с партнером
Но не всегда невербальные средства дополняют вербальные! Они могут использоваться вместе, дополняя друг друга, и отдельно.
Правила:
- Использование невербальных средств не должно создать помех в приеме и понимании высказываний
- Несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл, тем самым облегчая взаимопонимание
- Несловесное поведение так же подчиняется правилам этикета
14. Публичная речь и ее специфика. Виды и жанры публичной речи.
- Краткость, но достаточность
- Последовательность (подчинение одной теме, которая в заглавии)
- Речевое воздействие на слушателей усиливается
- Результативность. Вывод не только подразумевается, но и формулируется словесно.
- Структурированность (вступление, основная часть, заключение)
- Заинтересовать аудиторию
Виды публичной речи:
- Аргументирующая
- Информирующая
- Эпидейктическая
- Агитирующая
Жанры: доклад, лекция, тост, дискуссия, митинговая речь…
Виды публичной речи:
- Социально-политический (доклады на полит темы, митинговая речь…)
- Академический (вузовская лекция, научный доклад)
- Судебный (прокурорская/обвинительная речь…)
- Социально-бытовой (речь на юбилее, тост…)
- Богословско-церковный (проповедь, речь на соборе)
- Военное
- Дипломатическое
- Деловое
- Диалогическое
- торговое
Специфика публичной речи:
- Рационально-логический тип (мало эмоций)
- Эмоционально-интуитивный тип (страстная увлеченная речь, часто без жесткого плана)
- Философский тип (достат эмоциональны и логичны)
- Лирический/художественно-образный тип (глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность, проникновенность)
15. Особенности структуры публичного выступления
Формируя и корректируя свой стиль публичных выступлений, необходимо ориентироваться на уже разработанные правила, стараясь не повторять типичных ошибок, которые свойственны, как правило, всем начинающим говорить публично.
Общие принципы при подготовке:
- Краткое, но достаточно длинное
- Последовательность—соответствие единой теме в заглавии
- Усиление—речевое воздействие наращивается
- Результативность. Есть вывод
- Структура. Вступление—основная часть—заключение
Вступление: установить контакт, привлечь внимание, заинтересовать, сформулировать тему, обозначить план при необходимости.
Основная часть: раскрыть основные положения темы, доказать основной тезис и тезисы разделов, продумать композицию выступления, подобрать примеры и факты, продумать переходы между частями.
Заключение: дать возможность вспомнить осн полож выступления, закончить речь, активизировать аудиторию.
Варианты вступлений:
- Апелляция ко времени/месту
- К интересам аудитории
- Юмористическое замечание
- Обращение к конфликту
- Передача приветствий
- Апелляция к личности оратора
- обращение к историческому эпизоду, цитир известн личности
- краткое изложение целей и задач выступления
- использование парадоксального цитирования
- риторический вопрос
Виды заключений:
- подытоживающее повторение
- призыв
- интригующая концовка
- обращение к аудитории
- иллюстративная концовка
Способы изложения материала:
- Индуктивный (от предъявления отдельных фактов к обобщению)
- Дедуктивный (от общего к конкретному)
- Аналогии (сходство, тождество 2х или нескольких явлений…)
- Концентрический и ступенчатый (1й—один центр и инфа вокруг него; 2й—последовательное изложение проблемы)
- Исторический и пространственный (1й—последовательность, биография; 2й—#в форме заочной экскурсии с использованием средств наглядности)
- Тактический—эффективен в агит.речи (предложение тактики действий)
16. Информирующая речь. Цели и особенности информирующей речи. Жанры информирующей речи.
Информирующая речь—один из видов устных высказываний, её коммуникативная цель—дать новые сведения о чем-то, побудить интерес к предмету речи. Особенности: удовлетвор потребн слушателей в получении исчерпывающей инфы по данн вопросу, пробужд любознательности; актуальность для данной аудитории; демонстрация нерешаемых проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчёркивание новизны. Данному типу речи характерна тематическая однородность, если это не выпуск новостей. Данный вид содержит еще и небольшой блок, включающий эмоционально окрашенную воздействующую информацию, подтв/опров объективную инфу.
Информирующие жанры – это всегда сплав объективного (основной содержательный элемент) и субъективного (оценочное отношение к информации).
Жанров информирующей речи довольно много, однако практически наиболее часто встречающимся является доклад на научную или научно-популярную тему. Комм цель—передать инфу для максимально полного усвоения слушателями. Особенности: порционная подача для фиксации моментов, чёткие формулировки, произнесение особо важных моментов «под запись».
Этапы подготовки:
- Побудительно-мотивационный (выбор темы)
- Ориентировка (мысленный отбор наиболее интересного, отбрасывание ненужного)
- Исполнительский (запись продуманного)
- Произнесение вслух, репетиция (произношения, жестикуляция…)
Использование средств наглядности (словесная=образная речь и таблицы/плакаты…).
Правила:
- Использовать только когда необходимы
- Открывать только в нужный момент
- Не использовать, если плохо видны аудитории
- Статистику лучше делать в виде диаграмм
- Обязательно связывать слова с изображением обращаясь при этом к слушателям
Использование цифрового материала—убедительность, повышение внимания.
17. Эпидейктическая речь. Цели и особенности эпидейктической речи. Жанры эпидейктической речи
Эпидейктическая речь—речь, цель которой выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Этот тип речи появился в Греции в 5 веке до н.э.
Жанры: поздравление, тост, похвала. Основное содержание—похвала, порицание, но может информировать, развлекать слушателя, содержать элементы аргументации.
Бывает бытовая и официальная. Особенности: главная задача — возбудить у аудитории высокие чувства: восхищения, благодарности, ликования, гордости, радости (параллельно может возбуждать и противоположные чувства).
Правила:
- Хвалить то, что больше всего ценится в обществе
- Речь требует преувеличений
- Выделение на фоне других
- Случайно осуществленный поступок есть обдуманный
Композиция: Вступление (привлечение внимания) — основная часть (рассказ о событии) —заключение (похвала герою…)
18. Аргументирующая речь. Структура аргументативного текста.
Этот тип речи один из самых распространённых. В риторике к нему относят как убеждающую, так и агитирующую речь. Коммуникативная цель — убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, а также уговорить его на что-то, склонить к к-л. действию.
Основы логики в создании аргументирующей речи
- Вступление не обязательно
- Тезис—мысль или положение, истинность которого требуется доказать.
Требования к тезису:
- Истинность («из 2 прямо противоположных суждений одно является истинным, другое – ложным» – 2й закон логики)
- Чёткость формулировки (краткость и непротиворечивость)
- Спорность (не очевидность)
- Не меняется в течение всей речи
- Доказуемость
Формулировке тезиса всегда должна предшествовать формулировка дискуссионного вопроса (фигура речи, которая предполагает ответом на него два противоположных высказывания).
Формулировка дискуссионнного вопроса предполагает использование разделительной частицы или/либо, вопросительной ли/либо.
- Обоснование тезиса – объяснение смысла, который вкладывается в каждое ключевое понятие тезиса.
- Аргументы – суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса).
Типы аргументов:
- Сильные и слабые (сильный трудно опровергнуть, слабый – легко)
- Собственно аргументы и контраргументы (возможные возражения слушателей)
- Аргументы «к делу» (рациональные, факты) и «к человеку» (иррациональные, психология, чувства)
Системы аргументов:
- Нисходящая и восходящая аргументация
- Односторонняя и двусторонняя аргументация
- Индуктивная и дедуктивная аргументация
- Примеры
Пример – частный случай, конкретизирующий аргументы.
Виды примеров: 1) факты, события; 2) заведомо истинные суждения ( аксиомы); 3) ссылки на авторитет.
6. Вывод.
19. Виды аргументов. Аргументы логические и психологические. Восходящая и нисходящая аргументация. Односторонняя и двусторонняя аргументация.
Аргументы—используются для доказательства тезиса. Это суждения/совокупность суждений, приводимые для подтверждения других суждений.
- Сильные (сложно найти опровержение) и слабые
- «к делу» и «к человеку» (рациональные—это и законы природы и аксиомы…, иррациональные/психологические—апеллируют к личным качествам оппонента или к чувствам аудитории)
- Собственно аргументы и контраргументы
Виды аргументации:
- Нисходящая и восходящая (различаются по направлению вектора аргументации – сначала сильные потом слабые аргументы или наоборот)
- Односторонняя и двусторонняя (только хорошие/плохие аргументы или и те, и другие вместе)
20. Спор. Виды спора. Культура проведения дискуссий и дебатов
Спор—столкновение противоречащих друг другу мнений, диалог, в основе которого сталкиваются противоположные или разнообразные точки зрения или убеждения. Высказывание в споре представляет собой единство логического и коммуникативного компонентов и является аргументацией. Аргументация=логика+коммуникация.
Виды спора:
- Полемика—1) публичный вид спора, имеющего враждебный характер; 2) острый спор, который связан со стремлением спорящих обязательно однозначно решить тот или иной вопрос, чаще всего большого гражданского значения. Характерна работа на публику. Цель—победа любой ценой. Убедительность, доказательства…-не существенны.
- Диспут—заранее подготовленный публичный спор на заданную тему (фильм, спектакль, статья, книга и т.п.).
В процессе диспута возникают разнообразные точки зрения. Диспут эффективно осуществляется под руководством опытного ведущего. Выступают 1 раз. Цель—высказать подготовленное мнение.
- Дискуссия—публичная речь, в процессе которой сталкиваются различные (как правило, противоположные) точки зрения. В течение дискуссии задаётся один и тот же вопрос. Осуществляется под руководством ведущего. В нем рождается истина. М.б. устной и письменной. Научный/публиц стиль (научный только в дискуссии).
Всего 2 стороны. Выступления с полным аргум текстом.
- Прения – жанр дискуссионной речи, который реализуется в устной форме на собраниях, совещаниях или в парламенте после прочитанного доклада или основного выступления, часть процедуры собрания. При этом каждый аспект рассматривается в отдельности. Выступления с подтверждением/опровержением. Каждый со своим тезисом.
- Дебаты—публичное обсуждение с целью рассмотрения к-л. предмета обсуждения как можно глубже. Характерна соц направленность. Обсужд не более 6 человек. Цель—повлиять на решение публики, прийти к общему решению, установить истину и одержать победу над оппонентом. Спор для публики. Форм дебатов очень много. Ведущий.
Культура:
- Не перебивать. Это нужно уметь делать твердо, решительно и ради чего-то важного.
- Эмоции. Без них нет убедительности. Грамотное проявление. Говорить с горячностью и по существу. Логика в приоритете перед эмоциями.
- Доброжелательность даже с оппонентами. Спор идет с позицией человека, а не с ним. Важно не упустить цель.
- Не доказав одного положение не переходи к след
- Не навязывать свою т.зр.
- Слушать оппонента, а не возражать с ходу.
- Не горячиться—говорить спокойно.