3. Современная система речевых норм. Ее отличие от норм оценки речи, сложившихся раньше. Этические и этикетные нормы

  1. Риторика как предмет. Основные понятия риторики. Законы современной риторики.

Риторика как наука в том виде, в котором она известна зародилась в Древней Греции в 5 веке до н.э. «Риторика-это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи». (А.К. Михальская) «Риторика есть наука о способах убеждения» (Аристотель) Риторика – наука, которая имеет своё содержание и предмет исследования – законы, нормы, правила, средства и приёмы создания речевого высказывания во время общения. Риторика – интегративная наука. Чтобы выполнить свои задачи, она опирается на данные других научных исследований прежде всего в области лингвистики, философии, психологии, психолингвистики, этики, эстетики, социологии, социолингвистики.

Основные понятия риторики – этос, логос, пафос.

Этос — это уместность и уважительное отношение к себе и адресату.

Логос — словесные средства, которые необходимо, которые необходимо использовать в данной ситуации общения для реализации замысла автора речи. «Мысль формируется и формируется в речи» (Выготский)

Пафос – воодушевление, которое вдохновляет оратора создать тот или иной текст и выступить с ним. Пафос – эмоциональность. Эмоции – шум в речи, но люди не готовы слушать без этого шума.

Законы современной риторики (по А.К. Михальской)

  • Закон гармонизирующего диалога (диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог, установление с адресатом гармонических и двусторонних отношений)
  • Закон продвижения и ориентации адресата (автор должен помочь слушателю сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с её восприятием)
  • Закон эмоциональной речи («Если красноречие ума соединяется с красноречием сердца, то нет почти сил им противиться» — Н.Ф. Кошанский)
  • Закон удовольствия
  1. История риторики. Трансформация понимания риторики у Горгия, Аристотеля, Цицерона, Ломоносова, в трудах русских риторов ХIХ века.

Риторика как наука в том виде, в котором она известна зародилась в Древней Греции около 5 века до н.э. Её рождение было связано с периодом демократии в Афинах.

Причины её появления:

  • социальный строй – рабовладельческая демократия
  • характер греческой литературы
  • риторика – высшая ступень образования
  • большое внимание уделялось воспитанию нравственности
  • греческое судопроизводство
  • появление хвалебного красноречия (панигирик)

Софист – человек, умеющий за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищрений истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Софизмы (их суждения) логически были построены верно, но не соответствовали истине. Самым известным софистом был Горгий из Леонтии. Он первым стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение, применение слов в несобственном смысле и т.п. «Риторика есть искусство делать людей рабами, но не по принуждению, а по доброй воле» (Горгий).

2 стр., 688 слов

Риторика_20 век

... подавателей и учителей риторики, ежегодно проводится международная конференция по проблемам риторики. Современная риторика — это наука о публичном речевом воздействии, ... и законы. В большинстве случаев некоторые коммуникативные законы и прави- ла, если их соблюдать, делают наше общение более ... советы по отработ- ке всех компонентов публичной речи — от конспектирования и составления плана до голоса. ...

Аристотель (4 век до н.э.) – древнегреческий философ, написал учебник «Риторика» (3 части, дошёл до наших дней).

«Риторика- способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Законы речи/правила риторики:

  1. речи могут быть разделены на совещательные, судебные и эпидейктические)
  2. ораторская речь – единство этоса, пафоса и логоса
  3. всякий вид ораторской речи имеет своё отношение к действительности и времени

Аристотель разработал «риторический канон» ( 5 компонентов): 1) изобретение

2) расположение 3) словесное выражение 4) запоминание 5) произнесение. Риторический идеал: сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения и его максимальную информативность.

Марк Тулий Цицерон – самый крупный представитель римского классического красноречия. Главные труды: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Риторические постулаты Цицерона:

  • основа риторики – философия
  • речь – средство познания мира
  • оратор должен практиковаться и выступать перед публикой
  • оратор – прежде всего мыслитель
  • оратор обращается к народу, его слушатели многочисленны, а речь проста и понятна

Первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к красноречию» создал М.В. Ломоносов в 1743 году, а в 1748 году был выпущен второй дополненный вариант. Эта книга – фундаментальный научный труд, определивший развитие риторики 18 века и последующих периодов. Главный вопрос-«адресность речи».

Ещё с конца 17 века существует деление на общую и частную риторику. Оно же встречается в учебниках 18-19 веков под авторством риторов Кошанского, Зеленецкого, Фойгта. Задача общей риторики – отражение главных правил расположения слов в речи, а задача частной риторики – описание жанров речи. Было выделено до 10 видов частных риторик, каждая из которых помогала регулировать речевое общение в обществе. Например, 1) судебное красноречие. Её образцы – работы Сергеича «Искусство речи на суде», А.Ф.Кони «Приёмы и задачи обвинения» и т.д. 2) Социально-бытовое красноречие: Ключевский, Чичерин, Грановский. Во второй половине 19 века интерес к риторике начал угасать (связано с острой критикой В.Г.Белинским «Общей риторики» Кошанского).

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

  • соответствие структуре языка;
  • массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;
  • общественное одобрение и признание.

К основным источникам языковой нормы относятся:

3 стр., 1114 слов

Риторика 1.Подготовка публичного выступления

... Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора. Обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею. ... речи, оратор может повторить тренировку несколько раз. На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, ...

  • произведения писателей-классиков;
  • произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
  • публикации средств массовой информации;
  • общепринятое современное употребление;
  • данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

  • относительная устойчивость;
  • распространенность;
  • общеупотребительность;
  • общеобязательность;
  • соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.      Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.      Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу.     Профессор С.И. Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. С.И. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием).

В литературном языке различают следующие типы норм:

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

  • лексические нормы;
  • грамматические нормы;
  • стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

  • нормы орфографии;
  • нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

  • нормы произношения;
  • нормы ударения;
  • интонационные

Этические и этикетные нормы

Этические нормы – нормы общечеловеческие. Регулируют взаимоотношение между субъектами. Принцип – проявить уважение к себе и к партнерам по общению. Базируются на чувстве собственного достоинства. Главные нормы: Доброжелательность, Правдивость, Искренность, Лицемерие, Ответственность, Понятность, Содержательность, Краткость.

Этикетные нормы – зависят от культуры каждого, ситуации. Ситуативно – применительно к роли личности.

С течением времени этикетные нормы меняются.

Принцип гармонизации предполагает, что знаки внимания должны быть равными применительно ко всем участникам общения.

Трансактный анализ Э.Берна: «Каждая единица этикета приравнивается к одному «социальному поглаживанию»

Иногда гармония в «социальных поглаживаниях» не может быть достигнута, так как полодение младшего не предполагает.

# Комплимент может быть посвящен: внешнему виду, внутрен миру, достижениям, качествам, таланту, характеру.

7 стр., 3425 слов

Этические нормы делового общения

... информацию, побудитьсобеседника учесть в своих действиях его интересы и т. д. Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни,важнейший вид отношений между людьми. Регулятором этих отношенийявляются этические нормы, ... только от нас самих; • когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основнойимператив – начни с себя. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает ...

Ошибки ответа – отрицание = неуважение

Нужно придавать радость «социальным поглаживаниям», ответом поднять статус человека и показать свое к нему расположение в соответствии с социальными ролями.

Этические нормы носят глубинный характер далеко не только в этикетных вещах и отношениях.

Этикетные нормы – строго ситуативные и носят внешний хар-р.

Чем дальше от человека хотим держаться, тем более вежливыми и этикетными мы должны быть («холодная этика»)

Этикетные нормы предписывают, что и как нужно делать/говорить. Они являются внешними и соблюдение регулируется тем, что человек их знает.

Этические нормы не зависят от языка и от средств.

Этикетные – зависят от соотношение социальных ролей, от языка (у каждого – свой)

4. Общение. Функции и цели общения. общение и коммуникация.

Общение – 1) реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих)

2) одно из основных условий существования культуры

3) процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающий степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Функции общения (по А.А. Брудному):

  • Инструментальная (общ – как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности)
  • Синдикативная (=объединение. Когда общ предполагает создание единства вступивших в него участников)
  • Самовыражения (ориентирована на взаимопонимание, на контакт)
  • Трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. Например, обучение)

Для реализации любой функции общения нужен субъект, который это общение и осуществляет.

Функции субъекта:

  • Коммуникативная (Взаимосвязь)
  • Информационная (Взаимовыражение)
  • Когнитивная (Взаимопознание)
  • Эмотивная (Переживание взаимоотношений)
  • Конативная (Взаимопроявление)
  • Креативная (Взаимовлияние)

Цели общения:

  • находятся вне самого взаимодействия субъектов
  • заключена в нем самом
  • состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения
  • является приобщение самого инициатора к ценностям партнера

Коммуникация- информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Под коммуникацией понимают передачу речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем от отправителя. А под общением – речевое взаимодействие между людьми.

  • В своем прямом значении является исключительно информационным процессом, адресованным кому-то. А общение всегда двухслойно (и практич и информ хар-р)
  • Предполагает информационную связь субъекта с объектом. Объект – что угодно. Общение же возможно только м/субъектами.
  • Прежде всего процесс передачи информации (односторонность и монологичность) Общение – процесс взаимодействия (двусторонен и диалогичен)

Коммуникация предназначена для передачи и приема инфы, а общение — +развитие информации в процессе диалога.

7 стр., 3271 слов

Речь как средство коммуникации

... достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, ... самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают ...

Коммуникация м.б. направлена конкретному получателю (аксиальная комм) и «всем сразу» (ретиальная).

Общение – всегда предполагает взаимную точную адресованность речи всех партнеров.

И всё же обе эти формы – коммуникация и общение – необходимы человеку, общественному развитию и культуре, поскольку имеют разные сферы применения и взаимно дополняют друг друга.

5. Виды и формы общения. Фатическое – информационное. Вербальное – невербальное. Устное – письменное

По цели-фат\инф, по знаковой системе- верб\неверб, по форме языка-уст\письм.

Фатическое – информативное.

Информативное: цель связана с информацией. В ходе общения появляется что-то новое для адресата. Нацелено на поддержание контакта с собеседником, на удовлетворение потребности в общении. Не может относиться к коммуникации.

Фатическое общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание,- цель фат.общения.

Характерны: Спонтанность, Диалогическая форма, Тематическая свобода, Разговорность стиля. Принадлежит преимущественно устной речи и ярче всего проявляется в диалоге. Две основные стратегии: диссонанс и унисон.

Вербальное – невербальное общение.

Вербальное – словесное общение на одном из естественных национальных языков. Невербальное – несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи- сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной- расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.

Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно, т.к. вербальная и невербальная стороны очень редко существ друг без друга.

Устное – письменное. Специфика устного и письменного общения определяется 2 группами причин: 1. Особенностями ситуаций ус и пис общ. 2. Особенностями, определяемыми формой речи. Ситуации, которые треб ус общ, обычно характ тем, что м/участниками возможен личный контакт: зрительный и акустический или только акустический(телефон).

Если такой контакт невозможен, то прибегают к письменной форме общения. Выбор формы общения:

  • зависит от того, насколько быстро нужно получить отклик
  • диктуется особенностями информации (в устной речи иногда большее значение играет интонация, когда в пис речи – всё предается только словесно)
  • определяется важностью и объемом информации (пис – можно много раз перечитывать)
  • зависит от адресата

Устная речь ограничена в отборе языковых и не- средств для выраж определ смысла. Пис предполаг полное выраж замысла.

Устная обычно создается в момент говорения. Пис – точная фиксация текста

Устная содерж больше повторов и обобщ. Пис – мало или нет

6. Виды и формы общения. Монологическое – диалогическое. Контактное – дистантное. Опосредованное – неопосредованное. Межличностное – публичное – массовое. Частное – официальное. Свободное – стереотипное.

Монологическое – диалогическое. Диалог – непосредственный обмен высказываниями м/двумя или несколькими лицами. Монолог – речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. Полилог – разговор нескольких лиц.

Диалог предполагает особое сотрудничество коммуникантов на основе взаимной заинтересованности. Более характерен для устной речи, т.к. нужно обязательно следить за мыслью собеседника.

12 стр., 5700 слов

Грамматика речи человека в экстремальной ситуации

... средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение вовремя речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.). Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают эффективность общения. ... различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта. Изучение правил и приемов эффективного ...

Монологическая речь – чаще всего речь публичная, т.е. такая, которая адресована большому количеству слушателей. Но это не всегда так. Черты монологической речи:

  • Непрерывность (не ограничивается одной фразой)
  • Последовательность, логичность
  • Относительная смысловая законченность
  • Коммуникативная направленность высказывания
  • Тематичность (развертывание одной темы)
  • Синтаксическая усложненность

Монолог предполагает, что в его основе лежит текст – цельное высказывание.

Контактное – дистантное. Отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени. При контактном – собеседники рядом, поэтому почти всегда устное (можно использовать не описания а указания на предметы, действия…-понимание достигается легче) Дистанционное – разделяет время или расстояние (пример – книга от автора к читателю. Снижается доля невербальных средств общения, теряется его живопись и мгновенность ответной реакции)

Опосредованное – неопосредованное. Тесно связаны с контактным и дистанционным. Контактное, не треб дополнительных средств для его осущ, — общение неопосредованное. А общение на расстоянии требует «посредников» — опосредованное (# «посредников»: телефон, письмо, книга…)

Межличностное – публичное – массовое. Межличностное – общение 2 (1+1) человек (делится на персональное [на «внутренней» дистанции – официальное и полуофициальное. Тяготеет к коммуникации – на первый план выходит информационная сторона] и личностное [свидетельствующее о дружеских взаимоотношениях. Характерен диалог. Значительная доля информации поступает с помощью невербальных средств. Обязательно присутствует фатическая сторона общения])

Публичное – общение «1+немного». В таком общении возможен диалог. Необходим лидер, кот будет регулировать общение. Обычно протекает в ф монолога. Требует структурирования для достиж цели. Целенаправленность и содержательность речи.

Массовое – общение «1+много». Когда аудитория превышает 100 человек. Устная форма (митинг… но это уже коммуникация).

Адресат теряет конкретные очертания. Требуются точный подбор речевых средств и технических (микрофон, камера…)

Частное – официальное. Официальное – взаимодействие в строгой деловой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей. Частное – не ограниченное строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями, подчиняется общим законам речевого взаимодействия. Официальное происходит в сфере производственно-деловых отношений (чел выступ как представ организ).

Свободное – стереотипное. Стереотипное используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении определенных ритуалов (типовое поведение в типовых ситуациях).

Присутствуют рекомендации речевого этикета (готовые словесные фр и правила поведения).

Свободное— творчество в выстраивании взаимоотношений и в словесном оформлении высказывания.

7. Стили речи. Стилистическая окраска текста

Стили речи – реализованные средства языка по законам его функционирования в соответствующих тем же сферам общения речевых разновидностях. Их обычно называют функциональными. Функц стили формируются под влиянием следующих условий:

5 стр., 2426 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...

... рассматривается в современном языкознании в качестве коммуникации, как средство общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию. Для ...

  • Особенности ситуации (форм/не-, кол-во участн)
  • Функции и цели общения (поговорить, сообщить…)

Сферы жизнедеятельности со своими функциями:

  • Бытовое общение (неофиц, диалог, цель – непринужд разговор)
  • Учебная и научная деят (офиц, цель – сообщение/передача данных в ус/пис ф)
  • Деловое общ (офиц, цель – составл/изуч материалов инструктивного хар-ра)
  • Публицистическая деят (реализ с пом СМИ, цель – воздействие и формиров общ сознания)

В соответствии с этим выделяются стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический.

Разговорный. Непринужденные беседы в бытовой сфере. Реализация функции общения.

Основные черты: непринужденность, свобода в выборе слов и выражений, проявление своего отношения к сообщаемому собеседником, эмоциональность.

Языковые особенности: активность разговорных средств, использов оценочных и эмоционально-экспрессивных средств, неполная структурная оформленность, ослабленность синтаксических связей между частями предложения, активность фразеологизмов. Противопоставлен книжному стилю.

Научный. Испол в научной или учебной деятел. Специфика – обобщение результатов научных исследований, научное описание явлений и т.п. Реализует ф сообщения. Передача научной инфы требует точности, логичности и доказательности. Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, точность, строгость. Языковые средства: слова-понятия, термины, повышенное употребление существительных (35%) и прилагательных (13%) и причастий (6%), использование инфинитивов, логический синтаксис, сложные конструкции. Реализация: научный, научно-учебный и научно-популярный.

Публицистический. Испол в сфере общественных отношений. В основном в газетах, журналах… основные жанры: статья, очерк, репортаж… важнейшие жанры устной публиц речи: выступления на митингах, собраниях, интервью… Основные функции: воздействие и информирование. Стилевые черты: экспрессивность, выразительность, простота, доступность, рекламность, официальность. Языковые средства: спец газетные слова, газетная фразеология, активность иноязычных суффиксов, образное употребление слов, использование антитез инверсий и параллелизмов, конструкции с однородными членами, риторические вопросы, восклицания, конструкции разговорного характера.

Художественный. Стиль художественной литературы. Специфика – отражение действительности при помощи слова, создание худ образа при помощи слова. Использует языковые средства всех других стилей. Эстетическая функция языковых средств – отбор в соответствии с содержанием.

Официально-деловой. В сфере офиц-делов отношений.релиз при составлении гос актов, инструкций, договоров… реализует фукцию сообщения, котор регулир отношения м/людьми. Стилевые черты: предписывающий хар-р, точность, объективность. Языковые средства: Высокий процент стандартных средств, употребление слов в прямом значении, использов отглагольн существ и относительных прилагательных и прилагат со значением долженствования, значительные по длине предложения с осложнениями.

Стилистическая окраска – дополнительные функц и экспрессивные свойства, кот несут стилистич информацию о возможности употребления этой единицы в определенной сфере и ситуации общения.

6 стр., 2986 слов

Стили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика 2

... 2 Из истории вопроса §3 Педагогическое общение §4 Стили общения §5 Значениеиндивидуального стиля общения и средства повышения      коммуникативности педагога.  Список литературы. §1 ... своихотношений с учащимися, т. е. стиль общения; 2.    конструироватьвыразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянноменяется под влиянием ...

Стилистическая окраска: эмоц-экспрессивн (передает настроение) и функционал (передает информацию о типичных сферах употребления языковой единицы)

8. Коммуникативная ситуация. Границы коммуникативной ситуации. Слагаемые коммуникативной ситуации. Технические предпосылки коммуникации

Основное общение происходит на уровне коммуникативной ситуации. Чтобы полностью понять мотивы и цели общающихся, нужно рассматривать всю ситуацию в целом. Вне ситуации общения невозможно проанализировать невербальную сторону речи. Именно на уровне коммуникативной ситуации проявляется в большей мере культура речи.

Основные компоненты к.с.: отправитель и получатель информации, цели каждого, сама информация, форма её преподнесения.

На успешность общения влияют факторы:

  • Внеязыковые (взаимоотношения, характер инфы, условия общения…)
  • Языковые и речевые (специфика языка, устная или письменная речь, особенности жанра и стиля речи…)

Общение – конкретная коммуникативная ситуация, в которой действуют партнеры по общению, имеющие определенные цели, обменив определ инфой, используя для этого общий код, и действ в определен обстоятельствах.

Обстоятельства общения: внутренние (мотив, причина…)

Внешние (место, время…)

9. Коммуниканты, их постоянные и ситуативные речевые роли. Официальные и неофициальные речевые роли. Коммуникативный лидер.(111)

В общении – как минимум двое. Это адресат и адресант (-по хар-ру деятельности) или говорящий-слушающий (-по степени активности)

На характеристику коммуникантов оказывает влияние и сфера общения (бытовая, проф., учебная..).

от этого зависит степень официальности коммун.. различ и степень симметричности их взаимодействия (коллеги/начальник-подчиненный/старший-младший)речевые роли (постоянные — пол возраст профессия. Переменные=ситуативные – пассажир покупатель…)

Успешность коммуникации часто зависит от того, насколько успешно человек оценивает свою речевую роль, и от того, насколько его речевое поведение соответствует и этой роли, и коммуникативным ожиданиям окружающих.

Типы взаимодействия:

  • Псевдо-соответственное (каждый реализует свой план, не соответств плану другого)
  • Реактивно-соответственное (оба не имеют плана)
  • Ассиметрично-соответственное (один имеет план)
  • Взаимно-соответственное (наличие согласующихся целей и планов)

В рамках коммуникативной ситуации очень часто вне зависимости от количества участников и диалогической или монологической формы речи кто-то из партнеров берет на себя роль коммуникативного лидера. эта роль характерна для реализации старшинства при асимметричных речевых ролях, но проявляется и при формальном равноправии коммуникантов.Коммуникативный лидер выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт, прямо выражает свои речевые намерения, ведет в беседе, руководит развитием и сменой тем, задает уясняющие и уточняющие вопросы, завершает общение и подводит его итоги. Коммуникативное лидерство оказывается средством структурирования общения и придания ему большей целенаправленности.

10. Основные классификации целей коммуникантов.

коммуникативные цели речи— цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств.

19 стр., 9076 слов

Общение. Виды общения

... автора этой точки зрения, однако очевидно, что речь идет о взглядах А. А. Леонтьева, который считал, что общение —это особый вид деятельности и выступает как компонент, составная ... переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи. Бехтерев выделяет «непосредственное» и «посредственное» общение. Последнее связано с наличием какого-либо посредника в ...

цели:

-общего характера

-основная- сообщить какие-то факты

-дополнительная- сделать максимально интересно, произвести впечатление на слушателей.

по степени гармоничности:

-общая или синонимичная- решить общую проблему, договориться о распределении ролей при выполнении какого-то поручения, обменяться впечатлениями.

-разные- говорят о разном

-противоположные

по степени выраженности:

— явная

-скрытая

11. Текст. Признаки и категории текста. Речевые жанры

текст— единица общения, созданная для достижения целей общения.

процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру адресата, специфики сферы и ситуации общения.

речевые жанры— относительно устойчивые тематический, композиционные, и стилистические формы высказывания.

категории текста:

-информативность. присуща только тексту. содержание любого законченного текста является информация. типы информации: содержательно- фактуальная, содержательно- подтекстовая. факты, события.

-связанность и цельность(целостность).

все коммуникативные элементы текста должны быть связаны. целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов.

-интеграция и завершенность. категория интеграция спаивает, объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно- следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста.

12. Этапы речевой деятельности и риторический канон как основа действий по созданию текста.

1) Речевая деятельность – способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения. Речь при этом – средство формирования и формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер речевой деятельности.

2) Речевая деятельность – деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

Нужно учитывать:

  • Полноценная (эффективная) речевая деятельность основана на субъект—субъектных отношениях между коммуникантами, когда собеседники становятся равноправными субъектами общения
  • Эффективная речевая деятельность реализуется прежде всего в диалоге (в широком смысле), в диалоговой форме общения, которая создает базу для совместных размышлений в поисках истины, знания, идеи, преобразующей представление о действительности

Продуктивные виды речевой деятельности—говорение и письмо—предполагают создание текстов в устной и письменной форме.

Этапы речевой деятельности

  1. Побудительно-мотивационный (возникновение мотива речевой деятельности. Возникает ситуация, которая побуждает человека высказать свою точку зрения)
  2. Ориентировочный этап (один из важнейших в процессе порождения высказывания. Происходит обдумывание, планирование…выбор способа реализации. Возникает общий замысел будущего высказывания)
  3. Исполнительный этап—завершает процесс создания или восприятия высказывания. Озвучивание замысленного.
  4. Контроль—«достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?»

Риторический канон:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) –  изобретение  содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. 

III  этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

13. Невербальные средства речи. Виды невербальных средств

Невербальное общение — общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи- сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной- расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.

Виды невербальных средств

  • Визуальные невербальные средства—те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Сюда включается физический облик человека.

— жестикуляция(эмоциональные, изобразительные, указательные, регулирующие, жесты-символы).

по назначению- обыденные, символичные, ритуальные. по составу- простые, составные, сложные. индивидуальные \ индивидуально- взаимные \ взаимные. по происхождению- исконные, заимствованные. по времени- архаичные, современные, неологичные.

— мимика. комплекс изменений мышц лица дает возможность точно определить выражаемую эмоцию.

— положение в пространстве. поза, движение

  • Акустические невербальные средства—средства, воспринимаемые на слух. Это голос, интонация, темп, тембр…

— темп речи. зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контекста.

-тембр. зависит от высоты основного тона.

-благозвучность голоса. чистота и приятность тембра

-интонация. формирует тональность общения, атмосферу, которая делает общение мукой или наслаждением.

-логическое ударение.

-логические паузы. разделение потока речи на смысловые такты.

-подтекст- передача истинного отношения автора речи к ее предмету и собеседнику посредством интонации.

-молчание. контакт внимания и понимания.

  • Тактильные невербальные средства—рассчитаны на осязание, т.е. на различного рода прикосновения. Могут быть использованы только при непосредственном контактном общении. Это жесты-прикосновения для привлечения внимания, рукопожатия… в письменной—материал для письма, способ его обработки… именно на тактильных средствах построена азбука Брайля для слабовидящих

Паралингвистика—раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию. Этнолингвистика. Невербальные средства представляют собой язык разнообразных несловесных знаков.

Свойства невербальных средств:

  • Знаки с определенным смыслом
  • Более объемная информация
  • Большая часть через визуальный канал (80% инфы—зрение)
  • Меньший внутренний контроль
  • Иногда точнее выражают эмоции

Функции (по отношению к вербальной речи):

  • Внесение дополнительной информации
  • Комбинируется с ней, передавая тот же смысл
  • Помощь в сохранении контакта с партнером

Но не всегда невербальные средства дополняют вербальные! Они могут использоваться вместе, дополняя друг друга, и отдельно.

Правила:

  • Использование невербальных средств не должно создать помех в приеме и понимании высказываний
  • Несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл, тем самым облегчая взаимопонимание
  • Несловесное поведение так же подчиняется правилам этикета

14. Публичная речь и ее специфика. Виды и жанры публичной речи.

  • Краткость, но достаточность
  • Последовательность (подчинение одной теме, которая в заглавии)
  • Речевое воздействие на слушателей усиливается
  • Результативность. Вывод не только подразумевается, но и формулируется словесно.
  • Структурированность (вступление, основная часть, заключение)
  • Заинтересовать аудиторию

Виды публичной речи:

  • Аргументирующая
  • Информирующая
  • Эпидейктическая
  • Агитирующая

Жанры: доклад, лекция, тост, дискуссия, митинговая речь…

Виды публичной речи:

  • Социально-политический (доклады на полит темы, митинговая речь…)
  • Академический (вузовская лекция, научный доклад)
  • Судебный (прокурорская/обвинительная речь…)
  • Социально-бытовой (речь на юбилее, тост…)
  • Богословско-церковный (проповедь, речь на соборе)
    • Военное
    • Дипломатическое
    • Деловое
    • Диалогическое
    • торговое

Специфика публичной речи:

  • Рационально-логический тип (мало эмоций)
  • Эмоционально-интуитивный тип (страстная увлеченная речь, часто без жесткого плана)
  • Философский тип (достат эмоциональны и логичны)
  • Лирический/художественно-образный тип (глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность, проникновенность)

15. Особенности структуры публичного выступления

Формируя и корректируя свой стиль публичных выступлений, необходимо ориентироваться на уже разработанные правила, стараясь не повторять типичных ошибок, которые свойственны, как правило, всем начинающим говорить публично.

Общие принципы при подготовке:

  • Краткое, но достаточно длинное
  • Последовательность—соответствие единой теме в заглавии
  • Усиление—речевое воздействие наращивается
  • Результативность. Есть вывод
  • Структура. Вступление—основная часть—заключение

Вступление: установить контакт, привлечь внимание, заинтересовать, сформулировать тему, обозначить план при необходимости.

Основная часть: раскрыть основные положения темы, доказать основной тезис и тезисы разделов, продумать композицию выступления, подобрать примеры и факты, продумать переходы между частями.

Заключение: дать возможность вспомнить осн полож выступления, закончить речь, активизировать аудиторию.

Варианты вступлений:

  • Апелляция ко времени/месту
  • К интересам аудитории
  • Юмористическое замечание
  • Обращение к конфликту
  • Передача приветствий
  • Апелляция к личности оратора
  • обращение к историческому эпизоду, цитир известн личности
  • краткое изложение целей и задач выступления
  • использование парадоксального цитирования
  • риторический вопрос

Виды заключений:

  • подытоживающее повторение
  • призыв
  • интригующая концовка
  • обращение к аудитории
  • иллюстративная концовка

Способы изложения материала:

  • Индуктивный (от предъявления отдельных фактов к обобщению)
  • Дедуктивный (от общего к конкретному)
  • Аналогии (сходство, тождество 2х или нескольких явлений…)
  • Концентрический и ступенчатый (1й—один центр и инфа вокруг него; 2й—последовательное изложение проблемы)
  • Исторический и пространственный (1й—последовательность, биография; 2й—#в форме заочной экскурсии с использованием средств наглядности)
  • Тактический—эффективен в агит.речи (предложение тактики действий)

16. Информирующая речь. Цели и особенности информирующей речи. Жанры информирующей речи.

Информирующая речь—один из видов устных высказываний, её коммуникативная цель—дать новые сведения о чем-то, побудить интерес к предмету речи. Особенности: удовлетвор потребн слушателей в получении исчерпывающей инфы по данн вопросу, пробужд любознательности; актуальность для данной аудитории; демонстрация нерешаемых проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчёркивание новизны. Данному типу речи характерна тематическая однородность, если это не выпуск новостей. Данный вид содержит еще и небольшой блок, включающий эмоционально окрашенную воздействующую информацию, подтв/опров объективную инфу.

Информирующие жанры – это всегда сплав объективного (основной содержательный элемент) и субъективного (оценочное отношение к информации).

Жанров информирующей речи довольно много, однако практически наиболее часто встречающимся является доклад на научную или научно-популярную тему. Комм цель—передать инфу для максимально полного усвоения слушателями. Особенности: порционная подача для фиксации моментов, чёткие формулировки, произнесение особо важных моментов «под запись».

Этапы подготовки:

  1. Побудительно-мотивационный (выбор темы)
  2. Ориентировка (мысленный отбор наиболее интересного, отбрасывание ненужного)
  3. Исполнительский (запись продуманного)
  4. Произнесение вслух, репетиция (произношения, жестикуляция…)

Использование средств наглядности (словесная=образная речь и таблицы/плакаты…).

Правила:

  • Использовать только когда необходимы
  • Открывать только в нужный момент
  • Не использовать, если плохо видны аудитории
  • Статистику лучше делать в виде диаграмм
  • Обязательно связывать слова с изображением обращаясь при этом к слушателям

Использование цифрового материала—убедительность, повышение внимания.

17. Эпидейктическая речь. Цели и особенности эпидейктической речи. Жанры эпидейктической речи

Эпидейктическая речь—речь, цель которой выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Этот тип речи появился в Греции в 5 веке до н.э.

Жанры: поздравление, тост, похвала. Основное содержание—похвала, порицание, но может информировать, развлекать слушателя, содержать элементы аргументации.

Бывает бытовая и официальная. Особенности: главная задача — возбудить у аудитории высокие чувства: восхищения, благодарности, ликования, гордости, радости (параллельно может возбуждать и противоположные чувства).

Правила:

  • Хвалить то, что больше всего ценится в обществе
  • Речь требует преувеличений
  • Выделение на фоне других
  • Случайно осуществленный поступок есть обдуманный

Композиция: Вступление (привлечение внимания) — основная часть (рассказ о событии) —заключение (похвала герою…)

18. Аргументирующая речь. Структура аргументативного текста.

Этот тип речи один из самых распространённых. В риторике к нему относят как убеждающую, так и агитирующую речь. Коммуникативная цель — убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, а также уговорить его на что-то, склонить к к-л. действию.

Основы логики в создании аргументирующей речи

  1. Вступление не обязательно
  2. Тезис—мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

Требования к тезису:

  1. Истинность («из 2 прямо противоположных суждений одно является истинным, другое – ложным» – 2й закон логики)
  2. Чёткость формулировки (краткость и непротиворечивость)
  3. Спорность (не очевидность)
  4. Не меняется в течение всей речи
  5. Доказуемость

Формулировке тезиса всегда должна предшествовать формулировка дискуссионного вопроса (фигура речи, которая предполагает ответом на него два противоположных высказывания).

Формулировка дискуссионнного вопроса предполагает использование разделительной частицы или/либо, вопросительной ли/либо.

  1. Обоснование тезиса – объяснение смысла, который вкладывается в каждое ключевое понятие тезиса.
  2. Аргументы – суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса).

Типы аргументов:

  • Сильные и слабые (сильный трудно опровергнуть, слабый – легко)
  • Собственно аргументы и контраргументы (возможные возражения слушателей)
  • Аргументы «к делу» (рациональные, факты) и «к человеку» (иррациональные, психология, чувства)

Системы аргументов:

  • Нисходящая и восходящая аргументация
  • Односторонняя и двусторонняя аргументация
  • Индуктивная и дедуктивная аргументация
  1. Примеры

Пример – частный случай, конкретизирующий аргументы.

Виды примеров: 1) факты, события; 2) заведомо истинные суждения ( аксиомы); 3) ссылки на авторитет.

6. Вывод.

19. Виды аргументов. Аргументы логические и психологические. Восходящая и нисходящая аргументация. Односторонняя и двусторонняя аргументация.

Аргументы—используются для доказательства тезиса. Это суждения/совокупность суждений, приводимые для подтверждения других суждений.

  • Сильные (сложно найти опровержение) и слабые
  • «к делу» и «к человеку» (рациональные—это и законы природы и аксиомы…, иррациональные/психологические—апеллируют к личным качествам оппонента или к чувствам аудитории)
  • Собственно аргументы и контраргументы

Виды аргументации:

  • Нисходящая и восходящая (различаются по направлению вектора аргументации – сначала сильные потом слабые аргументы или наоборот)
  • Односторонняя и двусторонняя (только хорошие/плохие аргументы или и те, и другие вместе)

20. Спор. Виды спора. Культура проведения дискуссий и дебатов

Спор—столкновение противоречащих друг другу мнений, диалог, в основе которого сталкиваются противоположные или разнообразные точки зрения или убеждения. Высказывание в споре представляет собой единство логического и коммуникативного компонентов и является аргументацией. Аргументация=логика+коммуникация.

Виды спора:

  • Полемика—1) публичный вид спора, имеющего враждебный характер; 2) острый спор, который связан со стремлением спорящих обязательно однозначно решить тот или иной вопрос, чаще всего большого гражданского значения. Характерна работа на публику. Цель—победа любой ценой. Убедительность, доказательства…-не существенны.
  • Диспут—заранее подготовленный публичный спор на заданную тему (фильм, спектакль, статья, книга и т.п.).

    В процессе диспута возникают разнообразные точки зрения. Диспут эффективно осуществляется под руководством опытного ведущего. Выступают 1 раз. Цель—высказать подготовленное мнение.

  • Дискуссия—публичная речь, в процессе которой сталкиваются различные (как правило, противоположные) точки зрения. В течение дискуссии задаётся один и тот же вопрос. Осуществляется под руководством ведущего. В нем рождается истина. М.б. устной и письменной. Научный/публиц стиль (научный только в дискуссии).

    Всего 2 стороны. Выступления с полным аргум текстом.

  • Прения – жанр дискуссионной речи, который реализуется в устной форме на собраниях, совещаниях или в парламенте после прочитанного доклада или основного выступления, часть процедуры собрания. При этом каждый аспект рассматривается в отдельности. Выступления с подтверждением/опровержением. Каждый со своим тезисом.
  • Дебаты—публичное обсуждение с целью рассмотрения к-л. предмета обсуждения как можно глубже. Характерна соц направленность. Обсужд не более 6 человек. Цель—повлиять на решение публики, прийти к общему решению, установить истину и одержать победу над оппонентом. Спор для публики. Форм дебатов очень много. Ведущий.

Культура:

  1. Не перебивать. Это нужно уметь делать твердо, решительно и ради чего-то важного.
  2. Эмоции. Без них нет убедительности. Грамотное проявление. Говорить с горячностью и по существу. Логика в приоритете перед эмоциями.
  3. Доброжелательность даже с оппонентами. Спор идет с позицией человека, а не с ним. Важно не упустить цель.
  4. Не доказав одного положение не переходи к след
  5. Не навязывать свою т.зр.
  6. Слушать оппонента, а не возражать с ходу.
  7. Не горячиться—говорить спокойно.