Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса.

Тема №1: Понятия о коммуникации, коммуникативном процессе. Понятия коммуникативной компетентности. Роль участников коммуникативного процесса.

2. Цель:Дать студентам понятие о коммуникации и ее процессе, коммуникативной компетентности. Объяснить роль участников коммуникации в коммуникативном процессе.

3. Задачи обучения:

— дать студентам понятия о коммуникации и коммуникативном процессе.

— сформировать понимание коммуникативном компетентности.

— донести студентам роль участников коммуникативного процесса.

 

4. Основные вопросы темы:

— Что такое коммуникация?

— 3 стороны общения?

— Виды коммуникации: продуктивная и непродуктивная?

— Что из себя представляет коммуникативный процесс?

— Три основных воздействий при коммуникации?

— Семь основных структурных компонентов процесса коммуникации?

— Что такое коммуникативная компетентность?

— Из каких способностей фармацевта складывается коммуникативная компетентность?

— Что такое коммуникативный потенциал личности фармацевта?

 

5. Методы обучения и преподавания:

практическое занятие — семинар.

 

6. Литература:

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004

 

7. Контроль (тесты):

1) Коммуникация – это … .

а) действующий канал связи

б) кодирование и выбор канала для передачи информации

в) общение, при помощи которого «я» обнаруживает себя в другом

2) Три стороны общения – это … .

а) персептивная, интерактивная и коммуникативная стороны

2 стр., 685 слов

13. Коммуникативная сторона общения

... рассмат­ривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влия­нии и существовании ...

б) продуктивная и непродуктивная стороны

в) вербальная, невербальная, интерактивная стороны

3) Коммуникационный процесс – это «…».

а) канал связи

б) источники информации

в) действующий канал связи

4) Виды коммуникации:

а) вербальная и невербальная

б) продуктивная и непродуктивная

в) персептивная и интерактивная

5) Коммуникативная компетентность – это:

а) система внешних ресурсов, необходимых для построения эффективной

коммуникации

б) система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной

коммуникации

в) средство, с помощью которого происходит передача сообщения

6) «Агенты» коммуникационного процесса:

а) коммуникатор, коммуникант

б) фармацевт, врач

в) фармацевтический и нефармацевтический персонал

7) Коммуникативный потенциал личности фармацевта – это характеристика … .

а) знаний фармацевта

б) умений фармацевта

в) возможностей фармацевта

8) Коммуникатировать можно с помощью трех воздействий:

а) персептивного, интерактивного, коммуникативного

б) тела, тона голоса, слов

в) коммуникатора, резидента, перцепции

9) Помехи это:

а) тело, тон голоса, слова и т.д.

б) канал связи, код, перцепция, коррекция и т.д.

в) «предвзятое отношение», «стереотипы», конфликты, личные борьеры и т.д.

10) Процесс коммуникации включает семь основных компонентов:

а) коммуникатор, сообщение, рецензент, канал коммуникации, шум, перцепция,

коррекция

б) конгруэнтность, ответственность, самокритичность, установление контакта,

декодирование, стереотипы, шум

в) кодирование, конфликты, конгруэнтность, коммуникатор, шум, стереотипы,

коррекция

 

 

Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса.

2. Цель:формирование и развитие навыков у студентов, необходимых для эффективного общения «фармацевт и пациент».

3. Задачи обучения:

— определять особенности общения «фармацевт и пациент»;

— научить студентов правилам коммуникативного общения фармацевта с пациентом;

— знать факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса;

— знать факторы, препятствующие эффективности коммуникативного процесса.

4. Основные вопросы темы:

1. Сколько уровней общения существует в аптечном коллективе?

2. Каковы правила коммуникативного общения фармацевта с пациентом?

3. Какое значение в общении «фармацевт-пациент» имеют индивидуально-психологические свойства человека?

4. Создание первого впечатления?

5. По каким 3 каналам происходит общение между фармацевтом и пациентом?

6. Правило «трех плюсов».

7. Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса.

8. Техника установления контакта – раппорта.

9. Принципы активного слушания.

10. Факторы, препятствующие эффективности коммуникативного процесса.

 

5. Методы обучения и преподавания:

Практическое занятие — презентация.

7 стр., 3425 слов

Коммуникативный аспект общения. Вербальное и невербальное общение 2

... пределы простого человеческого общения. Специфика межличностногоинформационного обмена определяется наличием процесса психологической обратнойсвязи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением ... на лекции.           Для анализа коммуникативного аспекта общения частоиспользуется теория информации, получившая распространение в ...

6. Литература:

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004

 

Контроль: тесты.

1. В аптечном коллективе существует … уровней общения.

а) 4

б) 3

в) 2

2. Общение между фармацевтом и пациентом происходит по … каналам.

а) персептивному, интерактивному, коммуникативному

б) вербальному, темп и ритм речи, визуальному

в) сообщение, перцепция, коррекция

3. Правила «трех плюсов» — это … .

а) улыбка, имя, комплимент

б) приближение к пациенту, внешний вид, зрительный контакт

в) конкретность, своевременность, конструктивность

4. Благоприятному контакту способствует приближение к пациенту, которое осуществляется за счет … .

а) улыбки, имени, комплимента

б) отражение: позы, темпа речи, ритма движений

в) невербального и вербального поведения

5. Создание первого впечатления создается при помощи … .

а) отражение: позы, темпа речи, ритма движений

б) внешнего вида, невербального поведения, приближения к пациенту, улыбки,

имени, комплимента

в) конгруэнтности, ответственности, самокритичности, владение техникой

установления контакта

6. Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса … .

а) декодирование «стереотипы», «предвзятое представление», конфликты и т.д.

б) конгруэнтность, ответственность, самокритичность, владение техникой

установления контакта (раппорта) и т.д.

в) кодирование, передача информации, декодирование, зарождение идеи и т.д.

7. Принципы активного слушания … .

а) замолчать, подавать сигналы внимания, задавать уточняющие вопросы,

проверять правильность понимания

б) внешний вид, приближение к пациенту, улыбка, имя, комплимент

в) «отражение»: позы, темпа речи, ритма движений

8. Факторы, препятствующие эффективности коммуникативного процесса … .

а) конгруэнтность, ответственность, самокритичность, владение техникой

установления контакта (раппорта) и т.д.

б) декодирование, «предвзятое представление», стереотипы, разное эмоциональное

состояние, конфликты и т.д.

в) кодирование, передача информации, декодирование, зарождение идеи и т.д.

9. Приемы «эмпатии» — это … .

а) замолчать, улыбнуться, сказать комплимент

б) повторить услышанное, переварив информацию, вернуть основную идею,

поделиться с собственными переживаниями

в) «отразить» позу, темп речи, ритм движения

10. Первое впечатление при контакте с незнакомым человеком формируется в течении … секунда.

14 стр., 6980 слов

Особенности общения с пациентами, страдающими психологическими расстройствами

... лечебного процесса . Провести эксперимент, изучающий особенности коммуникативных навыков и развития самооценки пациентов, страдающих психическими заболеваниями. Методы исследования: анализ литературы по заданной теме; изучение ... социальной роли в семье и вне семьи, в поддержании и установлении контактов, связей), в обретении самостоятельности; помощь в преодолении жизненных трудностей и стрессов. ...

а) 50 секунд

б) 3-5 секунд

в) 1 секунды

 

Тема № 6-7-8: Подходы фармацевта к пациенту в зависимости от качеств его индивидуальности, возраста и характера заболевания.

2. Цель:овладеть подходами, которыми фармацевт пользуется при общении «фармацевт-пациент», в зависимости от возраста, характера заболевания и индивидуальности пациента.

3. Задачи обучения:

— Дать студентам понятие о I уровне общения «фармацевт-пациент»;

— сформировать понятие о менталитете фармацевта и пациента;

— научить студентов общению с пациентами в зависимости от их возраста;

— научить студентов общению с пациентами а зависимости от их характера заболевания.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Три уровней общения в аптечном коллективе. Охарактеризовать I уровень.

2. Охарактеризуйте 6 этапов профессиональных фармацевтических подходов к пациенту аптеки.

3. Что такое менталитет?

4. Дайте характеристику следующим менталитетам пациентов аптек: «среднестатистический», «потребитель фармацевтических услуг», рациональный пациент, многословный пациент.

5. Дайте характеристику следующим менталитетам пациентов аптек: обеспокоенный пациент, напористый пациент, негативно настроенный пациент, неуверенный пациент.

6. Что такое «техника заинтересованного слушания»?

7. Взаимоотношения фармацевта с родными больного.

8. Что такое врачебная тайна?

9. Подходы к пациенту в зависимости от возраста.

10. Подходы фармацевта при общении с беременными женщинами.

11. Подходы фармацевта при общении с больными с психическими отклонениями.

 

5. Методы обучения и преподавания:

Практическое занятие: семинар, презентация.

6. Литература:

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004

7. Контроль (тесты):

1. I уровень общения в аптечном коллективе – это … .

а) фармацевт – врач

б) фармацевт – пациент

в) фармацевт – фармацевт

2. 6 этапов профессиональных фармацевтических подходов к пациенту аптеки – это … .

а) знание препарата пациента, установление контакта, сбор и анализ информации о

потребностях пациента; аргументация и демонстрация ЛС, правильные ответы,

завершение контакта

б) знание портрета пациента, начало контакта, дружеские связи, официальная

структура, отношение пациента с администрацией аптеки, завершение контакта

в) знание портрета пациента, начало контакта, реклама ЛС, сегментация рынка,

7 стр., 3103 слов

Вопросы по «Ком.Навыкам» 2 курс

... решению этических проблем 37. Явные и скрытые потребности и опасения пациента 38. Методы оценки удовлетворенности пациента качеством предоставленных медицинских услуг 39. Этические аспекты в момент сообщения печальных ...

выбор канала связи, завершение контакта

3. Менталитет – это … .

а) внимание, вежливость, уверенность в своих знаниях, традиции и обычаи;

б) качественное своеобразие интеллектуальной переработки человеком

информации о себе и окружающей действительности;

в) качественное своеобразие интеллектуальной переработки человеком

информации об окружающей действительности.

4. Менталитет «среднестатистического» пациента можно описать словами:

а) человек «не с мира сего»

б) человек «на конвейере»

в) человек «не с того теста»

5. Менталитет «потребителя фармацевтических услуг», выражается фразой.

а) «за свои деньги я хочу получить, то что хочу»

б) «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»

в) «за свои деньги я не хочу получать то, что мне предлагают»

6. Рациональный пациент задает вопросы.

а) с раздражительностью

б) в лаконичной форме

в) пространственно

7. Многословный пациент формирует заказ:

а) в лаконичной форме

б) раздражительно

в) пространственно

8. Обеспокоенный пациент выражает заостренный интерес по поводу:

а) какого-либо личного обстоятельства

б) какого-либо общего обстоятельства

в) не выражает интереса

9. Напористый пациент заявляет о себе:

а) с осторожностью

б) пространственно, без желания

в) с активностью и торопливостью

10. Скептически настроенный пациент, отличается:

а) ироническим тоном

б) безразличным тоном

в) доброжелательным тоном

11. Негативно настроенный пациент проявляет:

а) хладнокровие

б) агрессивность

в) доброжелательность

12. Неуверенный пациент говорить:

а) доброжелательным тоном

б) извиняющимся тоном

в) агрессивным тоном

13. Прием «эхо» — это … .

а) обобщенное повторение основных высказываний пациента

б) уточнение отдельных высказываний пациента

в) дословное повторение основных высказываний пациента

14. Прием «резюме» — это … .

а) воспроизводство сути высказывания пациента в сжатом и обобщенном виде

б) воспроизводство основных высказываний пациента в обобщенном виде

в) воспроизводство дословного повторения основных высказываний пациента

15. Прием «уточнения» — это … .

а) воспроизводство сути высказывания пациента в сжатом и обобщенном виде

б) уточнение отдельных положений высказываний пациента

в) дословное повторение основных высказываний пациента

16. При общении фармацевта с больным большое значение имеет.

а) возраст

б) сарказм

в) чуткость

17. Врачебная тайна – это … .

а) сведения о ЛПУ и его врачах

б) сведения о лекарственных препаратах, имеющих в аптеке

в) сведения о больном, не подлежащие разглашению

18. В общении «фармацевт — ребенок» необходимы определенные знания в области:

а) физики, химии, математике

б) психологии детских игры

в) психологии брачных отношений

19. В общении «фармацевт — пожилой человек» необходимо учитывать, такие заболевания, как:

а) простудные заболевания

б) гиперактивность и депрессию

в) старческие психозы

20. При общении «фармацевт – лицо с отклоняющимся поведением» фармацевту приходится сталкиваться с вопросами, относящимся к компетенции:

а) правоведа

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... духовная ценность. - универсальное и всеобщее понятие культуры. - фундаментальное качество человека, определяющее его как личность. - все перечисленное. Вопрос 39. Абстракция – это: - результат абстрагирования. - одна из ... бытии; воззрение, утверждающее самоценность личности, право человека на свободу, на развитие своих способностей; способ отношения к человеку как к цели. Вопрос 46. Детерминизм – ...

б) психиатра

в) лор врача

 

1. Тема №9: «Профессиональные знания и умения фармацевта. Умение задавать вопросы – открытого и закрытого типа».

2. Цель: Раскрыть роль профессиональных знаний и умений фармацевтов в фармацевтической деятельности. Научить студентов задавать вопросы пациентам аптек – открытого и закрытого типа.

 

3. Задачи обучения:

— Дать студентам представление о том, в качестве кого, выступает фармацевт в своей профессиональной деятельности;

— раскрыть суть главного умения фармацевта – его искуссного психологического взаимодействия с пациентами, врачами и коллегами;

— научить студентов задавать вопросы – открытого и закрытого типа.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Фармацевт – в качестве средства общения;

2. Фармацевт – в качестве поставщика качественных медикаментов, в качестве «ученика» и «учителя»;

3. Фармацевт – в качестве сотрудничающего лица, в качестве пропагандиста здоровья;

4. Что такое «главное умение фармацевта»?

5. Умение задавать вопросы. Как задавать вопросы открытого типа?

6. Как задавать вопросы закрытого типа?

 

5. Методы обучения и преподавания:

Практическое занятие: семинар.

6. Литература:

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004

Контроль: тесты

1. В качестве средства общения:

а) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

б) фармацевт должен предоставлять объективную информацию о ЛС

в) участвовать в программах по оценке (скринингу) здоровья населения

2. В качестве поставщика качественных медикаментов:

а) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом

б) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

в) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию

3. В качестве «ученика» и «учителя»:

а) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию

б) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом

в) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

4. В качестве сотрудничающего лица:

а) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию

б) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом

в) фармацевт должен сотрудничать с другими работниками здравоохранения и т.д.

5. В качестве пропагандиста здоровья:

а) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

б) фармацевт должен участвовать в программах по оценке (скринингу) здоровья

населения

в) фармацевт должен сотрудничать с другими работниками здравоохранения и т.д.

17 стр., 8208 слов

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме вопросу развития коммуникативных ...

... выделить противоречие между признанием важности коммуникативных умений в воспитании личности ребенка и не разработанностью методов развития данных умений, в соответствии с требованиями государственного ... 1. Теоретические подходы к проблеме вопросу развития коммуникативных умений у старших дошкольников   Изучение проблемы развития коммуникативных умений в психолого- педагогической литературе & ...

6. Необходимый элемент профессиональных знаний и умений фармацевта:

а) знание номенклатуры ЛС, торговых наименований, аналогов, списков ЖНЛВС

б) отсутствие культуры коммуникативных навыков, ориентация систем

вознаграждений на поощрение индивидуальных результатов

в) сарказм, чуткость, депрессия, доброжелательность

7. Главное умение фармацевта – это:

а) его умение воспроизводить суть высказываний пациента

б) его искусное психологическое взаимодействие с пациентами, врачами и

коллегами

в) его искусное психологическое взаимодействие с администрацией аптеки

8. Открытые вопросы:

а) это вопросы, на которые нет ответа;

б) это вопросы, на которые можно ответить однозначно: «Да» или «Нет»

в) это вопросы, на которые трудно ответить однозначно

9. Закрытые вопросы:

а) это вопросы, на которые можно ответить однозначно: «Да» или «Нет»

б) это вопросы, на которые нет ответа

в) это вопросы, на которые трудно ответить однозначно

 

Тема №10: «Личность фармацевта. Психологические требования к личности фармацевта».

2. Цель:Сформировать у студентов понятие о личности фармацевта.

3. Задачи обучения:

— Дать студентам понятие о личности и ее параметрах;

— научить студентов пользоваться качествами успешной личности;

— раскрыть суть психологических требований к личности фармацевта.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Что такое личность?

2. Что значит индивидуальность личности?

3. Каковы параметры личности? Дать им характеристики.

4. Каковы качества успешной личности? Перечислить.

5. Что значит результативность?

6. Что значит чувствительность, гибкость?

7. Что представляют собой профессионально значимые качества фармацевта?

8. Что такое психологическая подготовленность фармацевта?

9. Отдача фармацевта. Формула «отдачи фармацевта».

10. 7 критерий цели: ПАК ПРРЭ.

 

5. Методы обучения и преподавания:

Практическое занятие: глоссарий.

 

6. Литература:

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004

Контроль: тесты

1. Личность – это … .

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе ... так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, ... субъектов, направленном на реализацию педагогических целей, — воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса — ориентация ...

а) результат, цель

б) все, что есть социального в человеке

в) направленность, мотивация

2. Индивидуальность личности:

а) это темперамент, характер, поведение;

б) это сочетание наследственности во взаимодействии с окружающей средой;

в) это сочетание темперамента во взаимодействии с окружающей средой.

3. Параметры личности:

а) направленность, возможности, темперамент, «я — концепция» и т.д.

б) результативность, чувствительность, гибкость

в) направленность, депрессия, темперамент, «Я — концепция» и т.д.

4. Качества успешной личности:

а) рецепция, кодирование, анкетирование

б) цель, объективность, мотивация

в) цель, чувствительность, гибкость

5. Результативность – это … .

а) умение вести диалог с пациентом

б) умение правильно ставить цель

в) умение торговать ЛС

6. Чувствительность – это … .

а) замечать изменение происходящие вокруг нас

б) замечать изменение происходящие внутри нас

в) замечать изменение происходящие в политической обстановке страны

7. Гибкость – это … .

а) настойчивость без вариативности

б) вариативность

в) вариативность плюс настойчивость

8. Психологическая подготовленность фармацевта – это … .

а) его знание основ фармации, понимание особенностей поведения пациента,

умение эффективно общаться с пациентом

б) его знание основ психологии личности, понимание эффективно особенностях

поведения пациента, умение эффективно общаться с пациентом, способность к

самоорганизации собственного поведения

в) его знания номенклатуры ЛС, торговых наименований, аналогов, списков

ЖНЛВС

9. Формула «отдача фармацевта» равна:

а) профессионально значимые качества + профессиональные знания и умения

б) профессионально значимые качества + профессиональные знания и умения +

психологическая подготовленность

в) профессионально значимые качества + психологическая подготовленность

10. Работа фармацевта требует от личности наличия особых качеств:

а) готовности к общению, работоспособности, раздражительности, выдержки и

внимания при высокой психологической подготовленности

б) мотивацией к эффективной работе, ориентацией на вознаграждения по

результатам труда, коммуникативных навыков

в) готовности к общению, работоспособности, терпеливости, выдержки и

внимания при высокой психологической подготовленности