1) Системный и комплексный подходы к процессу воспитания военнослужащих (см. 29)

Системный подход

Воспитание военнослужащих — это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

Комплексный подход в воспитании означает: объединение гуманитарного, военного, правового и других направлений воспитательной работы в единый, неразрывный процесс; четкое размежевание деятельности каждой категории воспитателей в этом процессе; учет всех особенностей службы воинов: социально-демографических, социально-образовательных, социально-профессиональных, личностно-психологических и т.п.: целесообразный выбор методов, приемов и средств педагогического влияния с учетом определенных признаков и условий ситуации, которая составляется. Важное место в структуре воспитательной работы занимают методы воспитания.

2) Сущность основные задачи и направления информационно пропагандистской работы.

Общее руководство информационно-пропагандисткой работой в подразделении, части возложено на командира, а ее непосредственная организация – на заместителя по воспитательной работе. Офицер несет ответственность за планирование, методическое обеспечение информационно-пропагандисткой работы, организует и проводит подбор, расстановку и обучение руководителей групп, обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложения по комплектованию учебных групп, разрабатывает методические материалы и методику применения технических средств обучения и воспитания в ходе занятий.

В Руководстве по организации информационно-пропагандисткой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации подчеркивается: «Информационно-пропагандисткая работа является одним из основных предметом обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания».

Цельинформационно-пропагандисткой работы заключается в разъяснении в Вооруженных Силах государственной политики в области обеспечения военной безопасности страны, формировании у личного состава осознанной готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооружённым Силам, своему виду войск, соединению, части, а также совершенствовании психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.

11 стр., 5140 слов

Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил ...

... ей. В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения ... в целях укрепления обороны страны, раз-вития Вооруженных Сил Российской Феде рации, а также при ... обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военно го управления, а от ком андиров (нач альников) всех степеней -- считать воспитание ...

Основными задачами информационно-пропагандисткой работы являются:

а) в области обучения личного состава:

вооружение военнослужащих знаниями об истории Отечества, о традициях его вооружённой защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений;

формирование у военнослужащих умения и навыков анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооружённых конфликтов, умения аргументировано защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооружённых Сил;

совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений командиров, необходимых в практической деятельности по руководству воинскими коллективами;

б) в области воспитания военнослужащих:

формирование у личного состава государственно-патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций её вооружённых защитников;

воспитание у военнослужащих уважения к Конституции и законам Российской Федерации, сознательного отношения к исполнению воинского долга, требований Военной Присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, личной ответственности за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, выполнение поставленных задач;

развитие у воинов стремления к добросовестному освоению воинских специальностей, качественному выполнению военно-боевых задач, повышение профессионального мастерства, формирование морально-психологической готовности к решительным действиям в боевой обстановке;

формирование у командиров осознанной потребности в совершенствовании знаний, навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчинённым[3].

Условием успешного решения всей совокупности постановленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и чёткая организация и функционирование всех звеньев системы информационно-пропагандисткой работы. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.

разрабатываются:

1. приказ об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения, в котором определяются:

задачи информационно-пропагандисткой работы на период обучения;

состав учебных групп, их руководители (заместители руководителя) и помощники;

время и места проведения занятий по информационно-пропагандисткой работы;

дни и время проведения инструктивно-методических занятий с руководителями информационно-пропагандисткой работы, а также должностные лица, отвечающие за их проведение;

6 стр., 2819 слов

II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии

... изд., испр. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2008. - 702с.   Внеаудиторная работа Вопросы для самоподготовки 1. Чем отличаются первичные и вторичные иммунодефициты между собой? ... в тот период был практически здоров). В условиях хронического стресса, испытываемого на работе, и неблагоприятных климатических условий Санкт-Петербурга в 25-летнем возрасте впервые перенес ...

порядок выделения руководителям служебного времени для подготовки к занятиям;

офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых занятий по информационно-пропагандисткой работы.

К приказу прилагаются календарные учебные планы информационно-пропагандисткой работы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала полка.

2. Планы проведения ежемесячных инструктивно-методических занятий с руководителями информационно-пропагандисткой работы.

3. График проведения показных занятий для руководителей информационно-пропагандисткой работы полка.

4. График участия руководящего состава в проведении занятий информационно-пропагандисткой работы (разрабатывается ежемесячно).

5. График контроля учебных занятий в подразделениях полка (разрабатывается ежемесячно).

6. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий (см. прил.3), донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию информационно-пропагандисткой работы личного состава, издаваемых в течение учебного года (периода обучения)[4].

В каждом воинском подразделении должны быть в наличии и своевременно разрабатываться:

1. Выписка из приказа командира части об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения и учебные планы в части касающейся.

2. Расписание занятий.

3. Раздел информационно-пропагандисткой работы в журнале боевой подготовки.

4. График проведения показных занятий для руководителей информационно-пропагандисткой работы подразделения.

5. Утвержденные непосредственным командиром планы (конспекты) проведения занятий у руководителей учебных групп по изучаемым темам.

3) Анализ состояния воинской дисциплины

Метод научного исследования, проводимый путем рассмотрения отдельных сторон, свойств и состояний частей воинской дисциплины.

Цели анализа:

Выявление реального положения дел

Вскрытие причини условий, способствующих нарушениям

Определение мер воздействия на нарушителей

Принципы:

Объективность

Всесторонность

Конкретность

Систематичность

Комплексность

Этапы:

Подготовительный – определение содержания, целей, методики анализа

Проведение анализа – сбор фактического материала, его систематизация, обработка и оценка воспитательной практики

Оценка результатов анализа – выводы по проведенной работе, предложения и рекомендации

Предмет изучения в процессе сбора данных

Состояние учета военнослужащих и контроль над военнослужащими находящимися в отрыве от подразделения

Вопросы поддержания установленного порядка и службы войск

Количество и характер правонарушений и грубых дисциплинарных поступков

Уровень требовательности командиров всех степеней и их участие в дисциплинарной практике

Степень исполнительности должностных лиц и всех категорий военнослужащих

Источники информации:

6 стр., 2566 слов

Методические рекомендации по организации работы муниципального ...

... по которому запланирована работа муниципального информационно-консультативного пункта) и планом работы органа по делам молодежи на …. год организована работа муниципального информационно-консультативного пункта (далее ... проблемам воспитания здорового поколения. Помещение оборудовано столами и стульями в соответствии с количеством участников. – врач психиатр-нарколог проводит занятие по медицинскому ...

Анализ результатов проверок

Отношение военнослужащих выполнению боевых задач

Личное наблюдение

Доклады командиров

Доклады лиц суточного наряда

Индивидуальные и групповые беседы

Участие в проводимых мероприятиях

Изучение служебных карточек и др. документов

Анализ приказов и материалов расследований

Анализ писем, жалоб и заявлений

По результатам анализа выпускается приказ командира подразделения

Оценка состояния правопорядка и воинской дисциплины (уд/неуд.)

Организаторская работа командиров по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, ее (работы) периодичность

Спланирована ли работа и обеспечен контроль над ее исполнением?

Налажено ли взаимодействие с военной прокуратурой?

Обеспечена ли необратимость воздействия на данных правонарушителей?

Фактическое состояние правопорядка и в.д.

Отсутствие случаев гибели военнослужащих или гражданских лиц в результате совершения правонарушения

Не больше чем в 50 % подразделений имеются правонарушения

Нет суицидов

Подведение итогов состояния воинской дисциплины с личным составом роты каждую неделю

В документах необходимо изложить:

Как в целом исполняются требования министерства обороны

Оценка состояния в.д. в каждом взводе и отделении

4) Основные направления воспитания (такой же 40)

1. Государственно-патриотическое воспитание *+ Военно-патриотическое воспитание

2. Воинское воспитание 3. Нравственное воспитание 4. Правовое воспитание 5. Экономическое воспитание 6. Эстетическое воспитание 7. Физическое воспитание 8. Экологическое воспитание

9. Половое воспитание

Государственно-патриотическое воспитание – оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Основными направлениями государственно-патриотического воспитания военнослужащих являются: формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Воинское воспитание — процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества. Основными направлениями воинского воспитания являются: создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам; моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

5 стр., 2258 слов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ ...

... граждан ГУ «Североуральский центр занятости» ………………… 36 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТ- НЫХ ГРАЖДАН В ГУ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОС- ТИ» ... Напряженность на рынке рабочей силы усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще ...

Нравственное воспитание – оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств. Основными направлениями нравственного воспитания являются: вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы; стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Правовое воспитание — целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Экономическое воспитание – воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов; создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

3 стр., 1286 слов

Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации

... авторитарным стилем руководства, неблагоприятными ситуациями в семье членов коллектива, оказывает неблагоприятное и дестабилизирующее влияние на эффективность работы организации, выражающееся в повышенной конфликтности участников ... 216 с. 21. Литвинов В.Н. Психологический климат и экономические показатели // Социальные проблемы труда и образования. Материалы научной конференции, вып. 2. – Рига, ...

Эстетическое воспитание – воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира. Основными направлениями эстетического воспитания военнослужащих являются: формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание – воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач. Основными направлениями физического воспитания военнослужащих являются: организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание – воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды. Основными направлениями экологического воспитания военнослужащих являются: разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.

Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.

5) Содержание, организация и основные задачи общественно государственной подготовки и информирования военнослужащих (также 51)Общественно-государственная подготовка является неотъемлемой составной частью боевой подготовки войск (сил), средством поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава, важнейшей формой воспитания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.  Цель общественно-государственной подготовки — разъяснение в войсках (силах) государственной политики в области обороны страны, формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам, своему виду (роду) войск, соединению, части (кораблю), а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.  Основные задачи общественно- государственной подготовки :  а) в области обучения личного состава:  — вооружать военнослужащих знаниями об истории Отечества, о традициях его вооруженной защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений;  — формировать у военнослужащих умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооруженных конфликтов, умение аргументированно защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооруженных Сил;  совершенствовать психолого-педагогические и правовые знания, навыки и умения командиров (начальников), необходимые в практической деятельности по руководству воинскими коллективами.  б) в области воспитания военнослужащих:  формировать у личного состава государственно-патриотическое сознание, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций ее вооруженных защитников;  воспитывать у военнослужащих уважение к Конституции и законам Российской Федерации, сознательное отношение к исполнению воинского долга, личную ответственность за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, выполнение поставленных задач, требований военной присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников;  развивать у воинов стремление к добросовестному освоению воинской специальности, качественному выполнению учебно-боевых задач, повышению профессионального мастерства, формировать морально- психологическую готовность к решительным действиям в боевой обстановке;  формировать у командиров (начальников) осознанную потребность в совершенствовании навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчиненными.  Условием успешного решения всей совокупности поставленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и четкая организация всех звеньев системы ОГП. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.

3 стр., 1315 слов

41. Социальная работа с семьёй после брака

... поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она ...

Организация ОГП Основными документами, определяющими организацию и проведение общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах, являются приказ Министра обороны РФ 1993 г. № 250 “Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации”, указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, типовые учебные планы ОГП личного состава Вооруженных Сил РФ на очередной учебный год.  Общее руководство общественно-государственной подготовкой в полку (на корабле) возложено на командира, а ее непосредственная организация — на заместителя командира по воспитательной работе. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля) несет ответственность за планирование, методическое обеспечение ОГП, организует и проводит обучение руководителей групп ОГП, обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложения по комплектованию групп ОГП, подбору и расстановке руководителей, разрабатывает методические материалы по ОГП, методику использования технических средств воспитания.  Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает следующие основные элементы: 

6 стр., 2883 слов

Организация социальной работы с семьями безработных

... (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях предусмотрено преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия. 1.2 Методы социальной работы с ...

планирование ОГП;  формирование учебных групп ОГП, подбор, назначение и обучение руководителей групп, а также их помощников;  определение места и времени проведения занятий во всех группах ОГП;  организация учебно-методического обеспечения ОГП, создание и совершенствование ее учебно-материальной базы;  организация проведения занятий по ОГП в учебных группах;  организация контроля за состоянием и ходом ОГП.

6) Организация военно-социальной работы подразделения

К формам проведения военно-социальной работы относятся:  нормотворческая деятельность по улучшению социальной защиты военнослужащих и членов их семей;  социологические исследования с целью выявления положения дел по вопросам социальной защиты военнослужащих; 

выработка предложений по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы , и членов их семей, гражданского персонала;  индивидуальная работа;  собрания военнослужащих, профсоюзных организаций, семей военнослужащих;  работа общественных приемных;  приемы по личным вопросам;  ответы на обращения и жалобы военнослужащих и членов их семей, ветеранов военной службы, гражданского персонала по социальным вопросам.  Содержание военно-социальной работы:  1. Прогнозирование развития социальных процессов в районах дислокации части, подразделений и их влияние на социальную защищенность военнослужащих и членов их семей.  Изучение состояния военно-социальной работы и внедрение в практику передового опыта.  2. Выработка, принятие и организация выполнения управленческих решений в части касающейся социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала, и членов их семей. Внесение предложений и дополнений в разрабатываемые законодательные акты, другие нормативные акты(в т.ч. и органов военного управления), решения местных органов власти, влияющих на социальный статус военнослужащих, членов их семей.  3. Непосредственно социальная защита военнослужащих, гражданского персонала, членов их семей.  4. Участие в проверках, в том числе совместно с органами военной юстиции, внутрипроверочными комиссиями, общественными организациями, выполнения законов и иных правовых актов, определяющих статус военнослужащих.  5. Участие в решении вопросов, связанных с реализацией прав военнослужащих по обязательному государственному личному страхованию.  6. Координация деятельности, взаимодействие и партнерство с общественными организациями.  7. Представительство интересов коллективов военнослужащих, гражданского персонала, и членов их семей в местных государственных и общественных организациях, взаимодействие со средствами массовой информации.

9) Социальная работа с членами семей

Реальная социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов.

Организационные методы — это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, — подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Данные методы помогают социальному работнику адекватно организовывать социально-правовую помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, информировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.

13 стр., 6343 слов

Медико-социальная помощь семьям "группы риска"

... Цель: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска». Задачи: 1. определить сущность и особенности семей «группы риска» ... уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким ...

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественно-полезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп. Методы психологического исследования: наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя; эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента: лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий; естественный эксперимент — проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни; формирующий эксперимент — сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

Данные методы позволяют социальному работнику выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Метод индивидуальной социальной работы с военнослужащими и членами их семей

представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).

В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах; изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой

предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей. Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.

Цель использования метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Метод социальной работы в общин

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам военнослужащих и членам их семей, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине — добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ. Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей военнослужащего как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья. Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.

В общем можно сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными.

10) Система принципов воспитания и условия их реализации в подразделении

Основными принципами обязательными для всех воспитателей являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда; сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания; согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное в воспитании.

Особенность реализации принципов состоит в систематическом и полном выполнении их требований. Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования военнослужащих, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы России (мужества, призывника и т.д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений, осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.

Применение методов, принципов, средств и форм воспитания военнослужащих осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.

12. Содержание деятельности должностных лиц подразделения по сохранению психического здоровья военнослужащих

Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности. Необходимость данного вида психологической помощи обусловлена прежде всего его ролью: болезнь (проблему) легче предупредить, чем вылечить.

Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальными работниками, юристом и др.).

Психологическая профилактика и психогигиена предполагают:

своевременное выявление таких индивидуальных особенностей военнослужащего, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;

предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в связи с возрастными и социализационными кризисами (психическое расстройство — общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает основание для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);

оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима деятельности и отдыха, выявление ситуаций и условий воинской деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологическое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания и т.д.).

13. Создание здоровой морально-нравственной обстановки в воинских коллективах

Особая роль отводится прапорщикам и мичманам, занимающим командные должности. От них требуются высокие организаторские способности и умелое руководство подчиненными в любой обстановке. Прапорщик или мичман в первую очередь сам должен неукоснительно соблюдать требования уставов и наставлений, показывать личный пример во всем и всегда. Необходимо подчеркнуть исключительную важность личного примера прапорщика (мичмана) в деле организации воспитания солдат и матросов. Личный пример — лучшая форма воздействия на подчиненных.

Высокая дисциплинированность прапорщика, помноженная на воинское мастерство и опыт, служит хорошим примером для подчиненных, вызывает стремление во всем подражать ему, укрепляет моральный дух солдат и сержантов, вселяет уверенность в успешном выполнении служебных обязанностей.

Успех деятельности прапорщиков в немалой степени зависит от их умения строить взаимоотношения с подчиненными. Искусство руководства это прежде всего искусство управлять сложными человеческими отношениями, способность сплотить личный состав в единый монолитный коллектив, умение распорядиться теми правами, которые даны прапорщику уставами, побуждать подчиненных к четкому выполнению воинского долга, совершенствованию боевого и служебного опыта.

Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от прапорщиков творческого применения разнообразных форм, методов и приемов воспитания военнослужащих с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного.

Работать с каждым — значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества воина, знать его мысли, настроения.

В подразделении, карауле, войсковом наряде прапорщикам предоставляется хорошая возможность непосредственно наблюдать за поведением подчиненных в трудных ситуациях. Здесь можно лучше оценить их выучку, морально-боевые качества. Эти знания, наблюдения надо умело использовать в индивидуальной воспитательной работе с воинами, направляя их сознание и волю на дальнейшее повышение боевой готовности подразделения, укрепление воинской дисциплины.

Глубоко знать личные качества подчиненных — одна из основных обязанностей командира и начальника, предусмотренная Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Разумно используя метод индивидуального подхода к подчиненным, прапорщики формируют из разных по уровню подготовки, духовному складу и физическому развитию молодых людей дружные, спаянные едиными целями воинские коллективы.

Чутко и внимательно относиться к людям, проявлять отеческую заботу о них, решительно утверждать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных — в этом долг и обязанность каждого прапорщика части.

Изучив и проанализировав индивидуальные особенности своих подчиненных, прапорщик приступает к осуществлению индивидуально-воспитательной работы.

Постоянной заботой прапорщика должна стать и деятельность по формированию в подразделении правильного общественного мнения, здоровой моральной атмосферы, уставных взаимоотношений между военнослужащими. Войсковой опыт свидетельствует, что каждый пришедший в воинский коллектив имеет свои привычки, взгляды, вкусы, обусловленные воспитанием в семье, школе. Иногда эти особенности личности могут вызвать у сослуживцев неодобрение, раздражительность, высокомерное отношение. И здесь очень важно, чтобы каждый солдат и сержант с пониманием, чуткостью, дружеским участием и вниманием относился к товарищам, скромно и самокритично оценивал свои достоинства, не подчеркивая своего превосходства, тактично помогал сослуживцу преодолеть трудности. В этих условиях задача прапорщика заключается в продуманной и четкой организации служебно-боевой деятельности своего подразделения, равномерном распределении нагрузок между солдатами различных сроков службы, понимании настроения воинов, умении опереться на сержантов и актив коллектива.

В создании здорового морально-психологического климата подразделения немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика прапорщика.

При определении вины военнослужащего он должен прини мать во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.

При наложении взыскания прапорщики должны помнить, что мера взыскания и сама форма его наложения должны восприниматься не как действия, направленные на унижение человеческого достоинства военнослужащего, а как стремление помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, а к боязни совершать проступки.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Прапорщики должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и моральных сил, способствовала развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности.

Таким образом, здоровый морально-психологический климат — это сложный и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть его заключается в том, что на основе личного примера и профессионализма прапорщиков в коллективе создаются необходимые условия повышения боевой готовности и укрепления воинской дисциплины.

14) Организация и проведение социометрического исследования

Поскольку в малой группе всякое поведение преломляется через межличностные отношения, обобщенным показателем служит ее структура и величина симпатий и антипатий ее членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами. Существуют следующие требования к проведению социометрического опроса:  1. Социометрический опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев. 2. Размер исследуемой группы не должен превышать .12-15 человек. 3. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно понимаемым всеми членами группы. 4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.  Процедура социометрического опроса состоит из следующих этапов: 1. Подготовительный, на котором определяется проблема, формулируются цели, задачи исследования, определяется объект, изучаются его социально-демографические характеристики. 2. Социометрическая разминка — установление прямого контакта с членами группы, определение содержания социометрического критерия. 3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор. 4. Обработка и анализ полученной информации.  Социометрический тест является разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический критерий.  Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:  — выбор, — выраженное желание сотрудничать с другими (+); — отклонение — отрицательный выбор — выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими (-);  — опускание — оставление одним индивидом другого без внимания (*).

Социометрический критерий — это вопрос, основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.  При проведении социометрических опросов применяются самые различные типы критериев.  Социометрическое исследование базируется на основе опроса (вопрос:«С кем бы из членов группы вы хотели бы проводить свободное время?»).

Результаты опроса заносятся в социометрическую карточку, на основе которой строится социоматрица. 

16) Основные методы воспитания военнослужащих

Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.

В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:

Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.

Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.

Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.

Эффективность и качество решения воспитательных задач зависит от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической культуры. В практической воспитательной работе это проявляется в знании закономерностей и противоречий воспитательного процесса и владении вытекающими из них принципами.

17. Планирование общественно-государственной подготовки в полку и подразделении

Общее руководство общественно-государственной подготовкой в полку (на корабле) возложено на командира, а ее непосредственная организация — на заместителя командира по воспитательной работе. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля) несет ответственность за планирование, методическое обеспечение ОГП, вырабатывает предложения по комплектованию учебных групп ОГП, подбору и расстановке их руководителей, проявляет заботу о создании учебно-материальной базы для проведения занятий. Он же организует и проводит обучение руководителей групп ОГП, принимает участие в обобщении и распространении передового опыта, направляет деятельность клуба и библиотеки в помощь руководителям групп и организации самостоятельной работы офицеров, разрабатывает методические материалы по ОГП, методику использования технических средств обучения и воспитания в ходе занятий. Организация общественно-государственной подготовки в полку

(на корабле) включает:

планирование ОГП;

формирование учебных групп ОГП;

подбор, назначение и обучение руководителей групп, а также их помощников;

создание внештатных лекторских групп;

подбор и назначение организаторов инструктивно-методических занятий с руководителями групп ОГП;

определение мест проведения занятий для каждой группы;

методическое и материально-техническое обеспечение учебных групп;

18. Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы

 Боевое дежурство и караульная служба являются наиболее важными задачами, которые повседневно и повсеместно решают войска. Эти виды деятельности имеют свои особенности, обусловленные их спецификой. Боевое дежурство – это деятельность военнослужащих по обеспечению высокой готовности боевой техники и оружия к внезапному началу военных действийК факторам,  определяющим особенности несения боевого дежурства и караульной службы, можно отнести следующие.

Частота и фиксированная временная цикличность несения службы вызывают одновременно действие противоречивых тенденций в сознании и поступках военнослужащих: с одной стороны, отрабатываются и закрепляются необходимые психологические образования (знания, навыки, умения), формируется опыт, а с другой — возникают негативные психические состояния, ведущие к притуплению бдительности.

Осознание особой значимости выполняемых задач, объективно мобилизующее возможности военнослужащих, со временем сменяется снижением функционального настроя психики вследствие включения ее защитных механизмов, поэтому у военнослужащего формируется привычка выполнять профессиональные действия при пониженном уровне психической активности.

Условия относительной изоляции, монотония, ограничения в комфортности рабочего места (места несения службы на посту), регламентированный режим труда и отдыха обусловливают относительно длительную депривацию  обычных потребностей и привычек военнослужащего. А сочетаясь с такими факторами, как повышенная ответственность, потенциальная опасность, внезапность, новизна, повышенная интеллектуальная сложность, эти условия могут вызывать вследствие значительной нагрузки на психику различного рода негативные психические реакции и состояния.

Кроме общих особенностей, отличающих боевое дежурство и караульную службу от других видов деятельности, существует специфика каждого из них по отношению друг к  другу.

19) Основные формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих

Индивидуально-психологические качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности. Наиболее доступным и широко применяемым методом является наблюдение. Это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях военно-профессиональной

Индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуально-психологических качеств конкретного военнослужащего на основе анализа содержания его ответов (биографической и другой информации, оценочных суждений и т.д.) на заранее определенный перечень вопросов. Это также один из доступных, важных и действенных методов изучения.

Следующим методом изучения подчиненного, рекомендуемым для применения сержантами и старшинами, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащего на основе анализа результатов его военно-профессиональной деятельности.

Кроме изложенных основных методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих в этой сфере профессиональной деятельности младших командиров применяются и ряд других. Среди них не менее эффективными являются метод независимых характеристик (предполагает изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа высказываний о нем других, не находящихся в его подчинении лиц) и биографический метод, суть которого заключается в изучении подчиненного на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития.

20.Сущность, основные задачи и направления работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

В своей деятельности по укреплению правопорядка и воинской дисциплины командный состав реализует дисциплинарные функции, которые являются звеном общей системы дисциплинирована и нацелены на решениеследующих задач: 1) поддержание индивидуальных и коллективных механизмов нормативного регулирования службы и быта на достаточном уровне активности, контроль и коррекция поведения воинов в соответствии с уставными нормами; 2) дисциплинирование вновь организуемой деятельности путем конкретных одноразовых указаний или предписания относительно стабильного порядка действий, обусловленного содержанием выполняемой задачи и складывающейся обстановкой; 3) совершенствование организации повседневной службы и быта личного состава путем разработки и внедрения уставного порядка решения повторяющихся задач (распорядок дня, правила действия по тревоге, ритуал подготовки и проведения учебных занятий, караульной и внутренней служб, организация увольнения в городской отпуск и т. д.); 4) упорядочение среды обитания, создание и совершенствование материально-технических условий службы и быта, необходимых для дисциплинированного поведения военнослужащих, последовательное исключение того, что мешает соблюдать правовые, нравственные и уставные нормы; 5) формирование индивидуальной и коллективной дисциплинированности, обучение подчиненных теоретическим и практическим основам дисциплины, воспитание их в духе уважения к воинскому порядку (учебно-воспитательные функции); 6) аналитико-оценочная деятельность, заключающаяся в изучении состояния дисциплины, ее психологических факторов и причин негативных явлений’, а также в разработке мер по совершенствованию всей системы поддержания воинского порядка в подразделении и ее отдельных элементов.

Основными формами работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины являются: занятия в системе боевой и общественно-государственной подготовки, информирование личного состава, воспитательная работа в вечернее время; индивидуально-воспитательная работа; общие собрания личного состава подразделения, «круглые столы»; совещания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) с анализом воинской дисциплины и дисциплинарной практики в подразделении; подведение итогов; вечера вопросов и ответов; тематические вечера, утренники, лектории, экскурсии, викторины; индивидуальные и групповые беседы по разъяснению требований военной присяги и уставов Вооруженных Сил; совещания и инструктажи актива подразделения по вопросам воинской дисциплины; обобщение и распространение передового опыта по укреплению воинской дисциплины. Выбор той или иной формы, а также порядок ее реализации определяются целями и задачами работы. Практика свидетельствует, что к выбору методов и форм работы надо подходить творчески, все время разнообразить их. Таким образом, знание офицерским составом психолого-педагогических основ деятельности по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в воинских коллективах, ее системный характер в повседневной жизни по-. может решению управленческих проблем в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации.

25) Оценка морально-психологического состояния военнослужащих

Морально-психологическое состояние личного состава — это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих, психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач, степень психологической готовности и способности личного состава выполнять эти задачи». Формируемое морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач, в правильности политики, проводимой военно-политическим руководством государства, что позволяет успешно решать боевые и служебные задачи, поступать в соответствии с требованиями военной присяги и воинских уставов, федеральных и иных законов, приказов коман-диров и начальников. «Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физи-ческой подготовленностью; эффективностью системы управления, ве-рой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; свое-временным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной ор-ганизацией восстановления боеспособности войск, включая психологи-ческую реабилитацию и восстановление духовных сил

26) Система работы должностных лиц по организации военно-социальной работы в подразделении

В подразделении (командир подразделения, заместитель по воспитательной работе).  Ежедневно:  изучение нужд, запросов военнослужащих, социально-правовых проблем в ходе боевой подготовки, несения караулов и внутренней службы;  контроль за доведением положенных норм довольствия (вещевого, продовольственного и др.);  индивидуальная работа с военнослужащими, нуждающимися в решении социальных проблем;  Еженедельно:  проведение информирования личного состава по доведению законов, нормативных актов Российской Федерации, определяющих права, льготы и обязанности военнослужащих, их социальную защиту;  организация и личное участие в проведении занятий в группах общественно-государственной подготовки по военно-социальным вопросам;  Ежемесячно:  обучение командиров (индивидуально-методические занятия), сержантского состава правовым основам служебной деятельности;  проведение вечеров вопросов и ответов по социально-бытовым проблемам;  обновление уголка правовых знаний, информации на стенде в комнате досуга личного состава. 

27) Формы и методы воспитательной работы (см. 10, 17)

28) Объект, субъект, цели и задачи воспитательной работы

Объектами воспитания являются:

проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;

проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие;

суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров;

воинские коллективы.

Субъектами воспитания выступают:

государство;

органы местного самоуправления;

средства массовой информации;

семьи и близкие родственники военнослужащих;

командиры и начальники всех степеней;

штабы, службы, другие органы военного управления;

органы воспитательной работы;

воинские коллективы;

военные учреждения культуры;

общественные организации в воинских частях.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:

с офицерами:

формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;

развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;

развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей;

с прапорщиками (мичманами):

формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил;

развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к подчиненным;

формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;

привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания;

с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;

развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;

с сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:

формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;

с военнослужащими-женщинами:

формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командиров (начальников), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе;

формирование ответственности за исполнение должностных обязанностей, повышение профессионального мастерства.

Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации являются субъекты и объекты.

34) Психологическое обеспечение несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы (см. 18)

35) Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении.

Планирование воспитательной работы осуществляется на основании приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, решений соответствующих командиров (начальников) исходя из стоящих перед войсками (силами) задач:

в видах Вооруженных Сил, в военных округах (на флотах), родах войск Вооруженных Сил, в главных и центральных управлениях Министерства обороны, объединениях, соединениях и организациях Вооруженных Сил — на учебный год;

в полках, батальонах (и им равных) — на период обучения;

в ротах (и им равных) — на месяц.

Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию подготовки войск (сил), учебно-воспитательного процесса, других решаемых войсками (силами) задач. При этом обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды деятельности нормативными документами. Текущее планирование воспитательной работы до объединения включительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным и комплексным планированием. В распорядке дня для солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, предусматриваются воспитательные мероприятия — не менее 2 раз в неделю по 50 минут в вечернее время.

37.Педагогическая профилактика различных отклонений в поведении военнослужащих

К методическому инструментарию, имеющему высокую эффективность, специалисты относят: наблюдение; беседу; биографический метод изучения личности; анализ документов; анализ результатов и продуктов деятельности; анализ поведения личности в естественных и экспериментально-созданных ситуациях свободного выбора; экспертный опрос; психолого-педагогический консилиум; социометрический опрос и др. Важным условием успешности диагностики ОП является целенаправленная высокомотивированная индивидуально-воспитательная и психолого-педагогическая деятельность командиров и начальников с подчиненными. Наряду с вышеперечисленными методами работы важное место в профилактике ОП занимает система практических мероприятий (организационных, воспитательных, правовых, культурно-досуговых, социально-психологических), целью которых является создание благоприятных условий службы, учебы, отдыха и взаимоотношений военнослужащих. При реализации вышеперечисленного важно усвоить и строго придерживаться принципов избирательности, практической целесообразности, координации и взаимосогласованности усилий всех участников процесса профилактики. В основе успеха данной работы лежит продуманная преемственность квалифицированных и разноплановых форм и методов работы с нуждающимися в ней военнослужащими.

38) Основные направления воспитательной работы (см. 4)

42) Профилактическая работа с различными категориями военнослужащих

Направления воспитательного характера включают в себя весь арсенал мер, средств и способов, которые выработаны наукой и практикой воспитания человека. Рассмотрим те из них, которые наиболее тесно связаны с предупреждением уголовно наказуемых деяний военнослужащих.

1. Морально-политические качества воинов формируются всем укладом нашей жизни, и в первую очередь целенаправленной идейно-воспитательной работой. 2. Составной частью воспитания является правовоспитательная работа, формирование у военнослужащих правосознания, привития им уважения к законам, к праву. Эта работа осуществляется теми же методами и формами, которые свойственны воинскому воспитанию. 3. Существенное влияние на предупреждение преступных проявлений среди подчиненных оказывает личная примерность командиров и других начальников в соблюдении законов. 4. Эффективной мерой раннего предупреждения преступности военнослужащих являются и индивидуальный подход в правовом воспитании военнослужащих, и умелое использование в индивидуальной работе с военнослужащими знаний по психологии, педагогике, криминологии и другим наукам. 5. Предупреждение и искоренение преступлений в воинских частях и подразделениях во многом зависит от степени участия армейской общественности в этой работе.

Профилактическая работа тесно связана со всем процессом обучения и воспитания военнослужащих. Важное значение в предупреждении преступности имеют, например, формирование профессиональных навыков, высоких морально-боевых и психологических качеств, нравственное воспитание, физическая закалка и т.д.

Наряду с перечисленными выше мерами воспитательного характера существенная роль в предупреждении преступного поведения военнослужащих принадлежит мерам организационного, управленческого содержания.Организационно-управленческие меры имеют целый ряд аспектов. Коротко остановимся на них.

1. Важнейшей из таких мер является строгое соблюдение установленных требований в организации жизни, быта и деятельности частей, подразделений, поддержание должного уставного воинского порядка.

2. Необходимую меру в предупреждении воинских преступлений представляет строгий контроль за деятельностью подчиненных.

3. К эффективным организационно-дисциплинарным мерам предупреждения преступного поведения военнослужащих относится также последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания за совершение тех или иных проступков.

46)Методика подготовки и проведения информирования личного состава

Информирование – это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части и подразделений, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации. Его целью является доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью.

Основными видами информирования военнослужащих являются:  единый день информирования; правовое информирование; военно-техническое информирование; информирование в особых условиях.

Подготовка к информированию включает в себя: 1. Составление предварительного плана выступления по информационной теме, который позволяет определить  направление для подбора необходимого материала, исходя из заданной темы. 2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, увязать информирование с жизнью воинской части и конкретного подразделения. При этом следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов. 3. Составление окончательного плана выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводов и задач. 4. Подбор и проверка исправности используемых технических средств.

49) Организация занятий по огп (см. 5)

50) Основные этапы психологического воспитания военнослужащих

Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание   

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Опыт показывает, что лишь целенаправленное и систематическое взаимодействие командиров подразделений и психолога способно обеспечить эффективность деятельности по данному вопросу. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими,  так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы – индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения – социально-психологические особенности воинского коллектива. 

Выделяется  ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологическому изучению военнослужащих:

проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;

изучение подчиненных на этапе приема молодого пополнения и его адаптации к условиям военной службы;

углубленное изучение военнослужащих;

последующее изучение военнослужащих

52) Документация по организации овп

В полку (на корабле).

1. Приказ об организации ОГП на период обучения

2. Планы проведения ежемесячных инструктивно-методических занятий с руководителями групп ОГП.

3. График проведения показных занятий для руководителей групп ОГП полка (корабля).

4. График контроля и участия руководящего состава полка (корабля) в проведении занятий по ОГП в подразделениях (разрабатывается ежемесячно).

5. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий, донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию ОГП личного состава, издаваемые в течение учебного года (периода обучения).

55) Системный и комплексный подходы к процессу воспитания военнослужащих (см. Также 1,29)