1) Системный и комплексный подходы к процессу воспитания военнослужащих (см. 29)

Системный подход

Воспитание военнослужащих — это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

Комплексный подход в воспитании означает: объединение гуманитарного, военного, правового и других направлений воспитательной работы в единый, неразрывный процесс; четкое размежевание деятельности каждой категории воспитателей в этом процессе; учет всех особенностей службы воинов: социально-демографических, социально-образовательных, социально-профессиональных, личностно-психологических и т. п.: целесообразный выбор методов, приемов и средств педагогического влияния с учетом определенных признаков и условий ситуации, которая составляется. Важное место в структуре воспитательной работы занимают методы воспитания.

2) Сущность основные задачи и направления информационно пропагандистской работы.

Общее руководство информационно-пропагандисткой работой в подразделении, части возложено на командира, а ее непосредственная организация — на заместителя по воспитательной работе. Офицер несет ответственность за планирование, методическое обеспечение информационно-пропагандисткой работы, организует и проводит подбор, расстановку и обучение руководителей групп, обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложения по комплектованию учебных групп, разрабатывает методические материалы и методику применения технических средств обучения и воспитания в ходе занятий.

В Руководстве по организации информационно-пропагандисткой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации подчеркивается: «Информационно-пропагандисткая работа является одним из основных предметом обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания».

13 стр., 6126 слов

Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости военнослужащих

... Родины». Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. - М.: ВУ, 1999. стр.73. «Воспитание у военнослужащих патриотического сознания, верности воинскому долгу ...

Цельинформационно-пропагандисткой работы заключается в разъяснении в Вооруженных Силах государственной политики в области обеспечения военной безопасности страны, формировании у личного состава осознанной готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооружённым Силам, своему виду войск, соединению, части, а также совершенствовании психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.

Основными задачами информационно-пропагандисткой работы являются:

а) в области обучения личного состава:

вооружение военнослужащих знаниями об истории Отечества, о традициях его вооружённой защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений;

формирование у военнослужащих умения и навыков анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооружённых конфликтов, умения аргументировано защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооружённых Сил;

совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений командиров, необходимых в практической деятельности по руководству воинскими коллективами;

б) в области воспитания военнослужащих:

формирование у личного состава государственно-патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций её вооружённых защитников;

воспитание у военнослужащих уважения к Конституции и законам Российской Федерации, сознательного отношения к исполнению воинского долга, требований Военной Присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, личной ответственности за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, выполнение поставленных задач;

10 стр., 4885 слов

Методологические проблемы применения информационных технологий в обучении детей с нарушением развития интеллекта

Оглавление Введение Глава 1. Современные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 1.1 Предпосылки развития специализированного обучения в России 1.2 Методологические основы обучения детей с нарушением развития интеллекта Глава 2. Методология применения информационных технологий в образовании 2.1 Информационные технологии в общеобразовательном процессе 2.2 Проблемы методологии ...

развитие у воинов стремления к добросовестному освоению воинских специальностей, качественному выполнению военно-боевых задач, повышение профессионального мастерства, формирование морально-психологической готовности к решительным действиям в боевой обстановке;

формирование у командиров осознанной потребности в совершенствовании знаний, навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчинённым[3].

Условием успешного решения всей совокупности постановленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и чёткая организация и функционирование всех звеньев системы информационно-пропагандисткой работы. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.

разрабатываются:

1. приказ об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения, в котором определяются:

задачи информационно-пропагандисткой работы на период обучения;

состав учебных групп, их руководители (заместители руководителя) и помощники;

время и места проведения занятий по информационно-пропагандисткой работы;

дни и время проведения инструктивно-методических занятий с руководителями информационно-пропагандисткой работы, а также должностные лица, отвечающие за их проведение;

порядок выделения руководителям служебного времени для подготовки к занятиям;

офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых занятий по информационно-пропагандисткой работы.

К приказу прилагаются календарные учебные планы информационно-пропагандисткой работы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала полка.

2. Планы проведения ежемесячных инструктивно-методических занятий с руководителями информационно-пропагандисткой работы.

3. График проведения показных занятий для руководителей информационно-пропагандисткой работы полка.

10 стр., 4683 слов

Деятельность заместителя командира подразделения по воспитательной работе по профилактике наркомании среди военнослужащих

КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: Деятельность заместителя командира подразделения по воспитательной работе по профилактике наркомании среди военнослужащих ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ I. СУЩНОСТЬ НАРКОМАНИИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РФ 1.1 Сущность и классификация наркомании .2 Наркомания в Вооруженных Силах РФ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА РОТЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ...

4. График участия руководящего состава в проведении занятий информационно-пропагандисткой работы (разрабатывается ежемесячно).

5. График контроля учебных занятий в подразделениях полка (разрабатывается ежемесячно).

6. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий (см. прил.3), донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию информационно-пропагандисткой работы личного состава, издаваемых в течение учебного года (периода обучения)[4].

В каждом воинском подразделении должны быть в наличии и своевременно разрабатываться:

1. Выписка из приказа командира части об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения и учебные планы в части касающейся.

2. Расписание занятий.

3. Раздел информационно-пропагандисткой работы в журнале боевой подготовки.

4. График проведения показных занятий для руководителей информационно-пропагандисткой работы подразделения.

5. Утвержденные непосредственным командиром планы (конспекты) проведения занятий у руководителей учебных групп по изучаемым темам.

3) Анализ состояния воинской дисциплины

Метод научного исследования, проводимый путем рассмотрения отдельных сторон, свойств и состояний частей воинской дисциплины.

Цели анализа:

Выявление реального положения дел

Вскрытие причини условий, способствующих нарушениям

Определение мер воздействия на нарушителей

Принципы:

Объективность

Всесторонность

Конкретность

Систематичность

Комплексность

Этапы:

Подготовительный — определение содержания, целей, методики анализа

Проведение анализа — сбор фактического материала, его систематизация, обработка и оценка воспитательной практики

Оценка результатов анализа — выводы по проведенной работе, предложения и рекомендации

Предмет изучения в процессе сбора данных

22 стр., 10897 слов

Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы

... Наблюдается дифференциация военнослужащих на три основные группы в зависимости от отношения к выполнению требований по воинской службе: ... и информирований на темы патриотического, воинского, правового, нравственного воспитания. Доведение до молодых воинов мер ответственности ... молодых солдат к воинской службе: особая общественная значимость целей и задач воинской деятельности, выполнение которых ...

Состояние учета военнослужащих и контроль над военнослужащими находящимися в отрыве от подразделения

Вопросы поддержания установленного порядка и службы войск

Количество и характер правонарушений и грубых дисциплинарных поступков

Уровень требовательности командиров всех степеней и их участие в дисциплинарной практике

Степень исполнительности должностных лиц и всех категорий военнослужащих

Источники информации:

Анализ результатов проверок

Отношение военнослужащих выполнению боевых задач

Личное наблюдение

Доклады командиров

Доклады лиц суточного наряда

Индивидуальные и групповые беседы

Участие в проводимых мероприятиях

Изучение служебных карточек и др. документов

Анализ приказов и материалов расследований

Анализ писем, жалоб и заявлений

По результатам анализа выпускается приказ командира подразделения

Оценка состояния правопорядка и воинской дисциплины (уд/неуд.)

Организаторская работа командиров по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, ее (работы) периодичность

Спланирована ли работа и обеспечен контроль над ее исполнением?

Налажено ли взаимодействие с военной прокуратурой?

Обеспечена ли необратимость воздействия на данных правонарушителей?

Фактическое состояние правопорядка и в.д.

Отсутствие случаев гибели военнослужащих или гражданских лиц в результате совершения правонарушения

Не больше чем в 50% подразделений имеются правонарушения

Нет суицидов

Подведение итогов состояния воинской дисциплины с личным составом роты каждую неделю

В документах необходимо изложить:

Как в целом исполняются требования министерства обороны

Оценка состояния в.д. в каждом взводе и отделении

4) Основные направления воспитания (такой же 40)

1. Государственно-патриотическое воспитание *+ Военно-патриотическое воспитание

2. Воинское воспитание 3. Нравственное воспитание 4. Правовое воспитание 5. Экономическое воспитание 6. Эстетическое воспитание 7. Физическое воспитание 8. Экологическое воспитание

27 стр., 13158 слов

Зависимость эффективности адаптации военнослужащих по призыву к воинской службе в условиях сокращенных сроков ее прохождения от их индивидуально-психологич

... воспитания и создания благоприятных социально-педагогических условий. 3. В связи с сокращением сроков прохождения военной службы по призыву, адаптации военнослужащих к воинской ... М.: Центр военно-психологических, социологических и правовых исследований Вооруженных Сил. 2002 - 128 с. Гальперин П. ... студентов // Вопросы профориен-тации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Ир ...

9. Половое воспитание

Государственно-патриотическое воспитание — оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Основными направлениями государственно-патриотического воспитания военнослужащих являются: формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Воинское воспитание — процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества. Основными направлениями воинского воспитания являются: создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам; моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

21 стр., 10121 слов

Особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе

... 79 Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, при нахождении их ... из традиционных систем воспитания [13]. В семье родители подчас не имеют возможности заниматься воспитанием ребенка из-за ... основе определенного положения, занимаемого каждым в системе военной организации. В воинском коллективе наиболее заметна иерархия отношений ...

Нравственное воспитание — оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств. Основными направлениями нравственного воспитания являются: вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы; стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Правовое воспитание — целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Экономическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов; создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира. Основными направлениями эстетического воспитания военнослужащих являются: формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач. Основными направлениями физического воспитания военнослужащих являются: организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды. Основными направлениями экологического воспитания военнослужащих являются: разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.

Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.

5) Содержание, организация и основные задачи общественно государственной подготовки и информирования военнослужащих (также 51) Общественно-государственная подготовка является неотъемлемой составной частью боевой подготовки войск (сил), средством поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава, важнейшей формой воспитания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Цель общественно-государственной подготовки — разъяснение в войсках (силах) государственной политики в области обороны страны, формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам, своему виду (роду) войск, соединению, части (кораблю), а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров. Основные задачи общественно- государственной подготовки: а) в области обучения личного состава: - вооружать военнослужащих знаниями об истории Отечества, о традициях его вооруженной защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений; - формировать у военнослужащих умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооруженных конфликтов, умение аргументированно защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооруженных Сил; совершенствовать психолого-педагогические и правовые знания, навыки и умения командиров (начальников), необходимые в практической деятельности по руководству воинскими коллективами. б) в области воспитания военнослужащих: формировать у личного состава государственно-патриотическое сознание, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций ее вооруженных защитников; воспитывать у военнослужащих уважение к Конституции и законам Российской Федерации, сознательное отношение к исполнению воинского долга, личную ответственность за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, выполнение поставленных задач, требований военной присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников; развивать у воинов стремление к добросовестному освоению воинской специальности, качественному выполнению учебно-боевых задач, повышению профессионального мастерства, формировать морально- психологическую готовность к решительным действиям в боевой обстановке; формировать у командиров (начальников) осознанную потребность в совершенствовании навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчиненными. Условием успешного решения всей совокупности поставленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и четкая организация всех звеньев системы ОГП. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.

Организация ОГП Основными документами, определяющими организацию и проведение общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах, являются приказ Министра обороны РФ 1993 г. № 250 «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, типовые учебные планы ОГП личного состава Вооруженных Сил РФ на очередной учебный год. Общее руководство общественно-государственной подготовкой в полку (на корабле) возложено на командира, а ее непосредственная организация — на заместителя командира по воспитательной работе. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля) несет ответственность за планирование, методическое обеспечение ОГП, организует и проводит обучение руководителей групп ОГП, обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложения по комплектованию групп ОГП, подбору и расстановке руководителей, разрабатывает методические материалы по ОГП, методику использования технических средств воспитания. Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает следующие основные элементы:

планирование ОГП; формирование учебных групп ОГП, подбор, назначение и обучение руководителей групп, а также их помощников; определение места и времени проведения занятий во всех группах ОГП; организация учебно-методического обеспечения ОГП, создание и совершенствование ее учебно-материальной базы; организация проведения занятий по ОГП в учебных группах; организация контроля за состоянием и ходом ОГП.

6) Организация военно-социальной работы подразделения

К формам проведения военно-социальной работы относятся: нормотворческая деятельность по улучшению социальной защиты военнослужащих и членов их семей; социологические исследования с целью выявления положения дел по вопросам социальной защиты военнослужащих;

выработка предложений по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала; индивидуальная работа; собрания военнослужащих, профсоюзных организаций, семей военнослужащих; работа общественных приемных; приемы по личным вопросам; ответы на обращения и жалобы военнослужащих и членов их семей, ветеранов военной службы, гражданского персонала по социальным вопросам. Содержание военно-социальной работы: 1. Прогнозирование развития социальных процессов в районах дислокации части, подразделений и их влияние на социальную защищенность военнослужащих и членов их семей. Изучение состояния военно-социальной работы и внедрение в практику передового опыта. 2. Выработка, принятие и организация выполнения управленческих решений в части касающейся социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала, и членов их семей. Внесение предложений и дополнений в разрабатываемые законодательные акты, другие нормативные акты (в т.ч. и органов военного управления), решения местных органов власти, влияющих на социальный статус военнослужащих, членов их семей. 3. Непосредственно социальная защита военнослужащих, гражданского персонала, членов их семей. 4. Участие в проверках, в том числе совместно с органами военной юстиции, внутрипроверочными комиссиями, общественными организациями, выполнения законов и иных правовых актов, определяющих статус военнослужащих. 5. Участие в решении вопросов, связанных с реализацией прав военнослужащих по обязательному государственному личному страхованию. 6. Координация деятельности, взаимодействие и партнерство с общественными организациями. 7. Представительство интересов коллективов военнослужащих, гражданского персонала, и членов их семей в местных государственных и общественных организациях, взаимодействие со средствами массовой информации.

9) Социальная работа с членами семей

Реальная социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов.

Организационные методы — это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, -- подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Данные методы помогают социальному работнику адекватно организовывать социально-правовую помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, информировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественно-полезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп. Методы психологического исследования: наблюдение -- систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя; эксперимент -- активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента: лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий; естественный эксперимент -- проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни; формирующий эксперимент -- сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

Данные методы позволяют социальному работнику выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Метод индивидуальной социальной работы с военнослужащими и членами их семей

представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).

В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах; изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой

предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей. Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.

Цель использования метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Метод социальной работы в общин

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам военнослужащих и членам их семей, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине — добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ. Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей военнослужащего как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья. Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.

В общем можно сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными.

10) Система принципов воспитания и условия их реализации в подразделении

Основными принципами обязательными для всех воспитателей являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда; сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания; согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное в воспитании.

Особенность реализации принципов состоит в систематическом и полном выполнении их требований. Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования военнослужащих, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы России (мужества, призывника и т. д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений, осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.

Применение методов, принципов, средств и форм воспитания военнослужащих осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.

12. Содержание деятельности должностных лиц подразделения по сохранению психического здоровья военнослужащих

Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности. Необходимость данного вида психологической помощи обусловлена прежде всего его ролью: болезнь (проблему) легче предупредить, чем вылечить.

Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальными работниками, юристом и др.).

Психологическая профилактика и психогигиена предполагают:

своевременное выявление таких индивидуальных особенностей военнослужащего, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;

предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в связи с возрастными и социализационными кризисами (психическое расстройство — общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает основание для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);

оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима деятельности и отдыха, выявление ситуаций и условий воинской деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологическое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания и т. д.).

13. Создание здоровой морально-нравственной обстановки в воинских коллективах

Особая роль отводится прапорщикам и мичманам, занимающим командные должности. От них требуются высокие организаторские способности и умелое руководство подчиненными в любой обстановке. Прапорщик или мичман в первую очередь сам должен неукоснительно соблюдать требования уставов и наставлений, показывать личный пример во всем и всегда. Необходимо подчеркнуть исключительную важность личного примера прапорщика (мичмана) в деле организации воспитания солдат и матросов. Личный пример — лучшая форма воздействия на подчиненных.

Высокая дисциплинированность прапорщика, помноженная на воинское мастерство и опыт, служит хорошим примером для подчиненных, вызывает стремление во всем подражать ему, укрепляет моральный дух солдат и сержантов, вселяет уверенность в успешном выполнении служебных обязанностей.

Успех деятельности прапорщиков в немалой степени зависит от их умения строить взаимоотношения с подчиненными. Искусство руководства это прежде всего искусство управлять сложными человеческими отношениями, способность сплотить личный состав в единый монолитный коллектив, умение распорядиться теми правами, которые даны прапорщику уставами, побуждать подчиненных к четкому выполнению воинского долга, совершенствованию боевого и служебного опыта.

Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от прапорщиков творческого применения разнообразных форм, методов и приемов воспитания военнослужащих с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного.

Работать с каждым — значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества воина, знать его мысли, настроения.

В подразделении, карауле, войсковом наряде прапорщикам предоставляется хорошая возможность непосредственно наблюдать за поведением подчиненных в трудных ситуациях. Здесь можно лучше оценить их выучку, морально-боевые качества. Эти знания, наблюдения надо умело использовать в индивидуальной воспитательной работе с воинами, направляя их сознание и волю на дальнейшее повышение боевой готовности подразделения, укрепление воинской дисциплины.

Глубоко знать личные качества подчиненных — одна из основных обязанностей командира и начальника, предусмотренная Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Разумно используя метод индивидуального подхода к подчиненным, прапорщики формируют из разных по уровню подготовки, духовному складу и физическому развитию молодых людей дружные, спаянные едиными целями воинские коллективы.

Чутко и внимательно относиться к людям, проявлять отеческую заботу о них, решительно утверждать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных — в этом долг и обязанность каждого прапорщика части.

Изучив и проанализировав индивидуальные особенности своих подчиненных, прапорщик приступает к осуществлению индивидуально-воспитательной работы.

Постоянной заботой прапорщика должна стать и деятельность по формированию в подразделении правильного общественного мнения, здоровой моральной атмосферы, уставных взаимоотношений между военнослужащими. Войсковой опыт свидетельствует, что каждый пришедший в воинский коллектив имеет свои привычки, взгляды, вкусы, обусловленные воспитанием в семье, школе. Иногда эти особенности личности могут вызвать у сослуживцев неодобрение, раздражительность, высокомерное отношение. И здесь очень важно, чтобы каждый солдат и сержант с пониманием, чуткостью, дружеским участием и вниманием относился к товарищам, скромно и самокритично оценивал свои достоинства, не подчеркивая своего превосходства, тактично помогал сослуживцу преодолеть трудности. В этих условиях задача прапорщика заключается в продуманной и четкой организации служебно-боевой деятельности своего подразделения, равномерном распределении нагрузок между солдатами различных сроков службы, понимании настроения воинов, умении опереться на сержантов и актив коллектива.

В создании здорового морально-психологического климата подразделения немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика прапорщика.

При определении вины военнослужащего он должен прини мать во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.

При наложении взыскания прапорщики должны помнить, что мера взыскания и сама форма его наложения должны восприниматься не как действия, направленные на унижение человеческого достоинства военнослужащего, а как стремление помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, а к боязни совершать проступки.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Прапорщики должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и моральных сил, способствовала развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности.

Таким образом, здоровый морально-психологический климат — это сложный и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть его заключается в том, что на основе личного примера и профессионализма прапорщиков в коллективе создаются необходимые условия повышения боевой готовности и укрепления воинской дисциплины.

14) Организация и проведение социометрического исследования

Поскольку в малой группе всякое поведение преломляется через межличностные отношения, обобщенным показателем служит ее структура и величина симпатий и антипатий ее членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами. Существуют следующие требования к проведению социометрического опроса: 1. Социометрический опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев. 2. Размер исследуемой группы не должен превышать .12−15 человек. 3. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно понимаемым всеми членами группы. 4. Опрос должен проводиться посторонним лицом. Процедура социометрического опроса состоит из следующих этапов: 1. Подготовительный, на котором определяется проблема, формулируются цели, задачи исследования, определяется объект, изучаются его социально-демографические характеристики. 2. Социометрическая разминка — установление прямого контакта с членами группы, определение содержания социометрического критерия. 3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор. 4. Обработка и анализ полученной информации. Социометрический тест является разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический критерий. Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур: - выбор, — выраженное желание сотрудничать с другими (+); - отклонение — отрицательный выбор — выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими (-); - опускание — оставление одним индивидом другого без внимания (*).

Социометрический критерий — это вопрос, основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации. При проведении социометрических опросов применяются самые различные типы критериев. Социометрическое исследование базируется на основе опроса (вопрос:"С кем бы из членов группы вы хотели бы проводить свободное время?").

Результаты опроса заносятся в социометрическую карточку, на основе которой строится социоматрица.

16) Основные методы воспитания военнослужащих

Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.

В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:

Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.

Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.

Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.

Эффективность и качество решения воспитательных задач зависит от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической культуры. В практической воспитательной работе это проявляется в знании закономерностей и противоречий воспитательного процесса и владении вытекающими из них принципами.

17. Планирование общественно-государственной подготовки в полку и подразделении

Общее руководство общественно-государственной подготовкой в полку (на корабле) возложено на командира, а ее непосредственная организация — на заместителя командира по воспитательной работе. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля) несет ответственность за планирование, методическое обеспечение ОГП, вырабатывает предложения по комплектованию учебных групп ОГП, подбору и расстановке их руководителей, проявляет заботу о создании учебно-материальной базы для проведения занятий. Он же организует и проводит обучение руководителей групп ОГП, принимает участие в обобщении и распространении передового опыта, направляет деятельность клуба и библиотеки в помощь руководителям групп и организации самостоятельной работы офицеров, разрабатывает методические материалы по ОГП, методику использования технических средств обучения и воспитания в ходе занятий. Организация общественно-государственной подготовки в полку

(на корабле) включает:

планирование ОГП;

формирование учебных групп ОГП;

подбор, назначение и обучение руководителей групп, а также их помощников;

создание внештатных лекторских групп;

подбор и назначение организаторов инструктивно-методических занятий с руководителями групп ОГП;

определение мест проведения занятий для каждой группы;

методическое и материально-техническое обеспечение учебных групп;

18. Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы

Боевое дежурство и караульная служба являются наиболее важными задачами, которые повседневно и повсеместно решают войска. Эти виды деятельности имеют свои особенности, обусловленные их спецификой. Боевое дежурство — это деятельность военнослужащих по обеспечению высокой готовности боевой техники и оружия к внезапному началу военных действийК факторам, определяющим особенности несения боевого дежурства и караульной службы, можно отнести следующие.

Частота и фиксированная временная цикличность несения службы вызывают одновременно действие противоречивых тенденций в сознании и поступках военнослужащих: с одной стороны, отрабатываются и закрепляются необходимые психологические образования (знания, навыки, умения), формируется опыт, а с другой — возникают негативные психические состояния, ведущие к притуплению бдительности.

Осознание особой значимости выполняемых задач, объективно мобилизующее возможности военнослужащих, со временем сменяется снижением функционального настроя психики вследствие включения ее защитных механизмов, поэтому у военнослужащего формируется привычка выполнять профессиональные действия при пониженном уровне психической активности.

Условия относительной изоляции, монотония, ограничения в комфортности рабочего места (места несения службы на посту), регламентированный режим труда и отдыха обусловливают относительно длительную депривацию обычных потребностей и привычек военнослужащего. А сочетаясь с такими факторами, как повышенная ответственность, потенциальная опасность, внезапность, новизна, повышенная интеллектуальная сложность, эти условия могут вызывать вследствие значительной нагрузки на психику различного рода негативные психические реакции и состояния.

Кроме общих особенностей, отличающих боевое дежурство и караульную службу от других видов деятельности, существует специфика каждого из них по отношению друг к другу.

19) Основные формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих

Индивидуально-психологические качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности. Наиболее доступным и широко применяемым методом является наблюдение. Это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях военно-профессиональной

Индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуально-психологических качеств конкретного военнослужащего на основе анализа содержания его ответов (биографической и другой информации, оценочных суждений и т. д.) на заранее определенный перечень вопросов. Это также один из доступных, важных и действенных методов изучения.

Следующим методом изучения подчиненного, рекомендуемым для применения сержантами и старшинами, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащего на основе анализа результатов его военно-профессиональной деятельности.

Кроме изложенных основных методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих в этой сфере профессиональной деятельности младших командиров применяются и ряд других. Среди них не менее эффективными являются метод независимых характеристик (предполагает изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа высказываний о нем других, не находящихся в его подчинении лиц) и биографический метод, суть которого заключается в изучении подчиненного на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития.

20.Сущность, основные задачи и направления работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

В своей деятельности по укреплению правопорядка и воинской дисциплины командный состав реализует дисциплинарные функции, которые являются звеном общей системы дисциплинирована и нацелены на решениеследующих задач: 1) поддержание индивидуальных и коллективных механизмов нормативного регулирования службы и быта на достаточном уровне активности, контроль и коррекция поведения воинов в соответствии с уставными нормами; 2) дисциплинирование вновь организуемой деятельности путем конкретных одноразовых указаний или предписания относительно стабильного порядка действий, обусловленного содержанием выполняемой задачи и складывающейся обстановкой; 3) совершенствование организации повседневной службы и быта личного состава путем разработки и внедрения уставного порядка решения повторяющихся задач (распорядок дня, правила действия по тревоге, ритуал подготовки и проведения учебных занятий, караульной и внутренней служб, организация увольнения в городской отпуск и т. д.); 4) упорядочение среды обитания, создание и совершенствование материально-технических условий службы и быта, необходимых для дисциплинированного поведения военнослужащих, последовательное исключение того, что мешает соблюдать правовые, нравственные и уставные нормы; 5) формирование индивидуальной и коллективной дисциплинированности, обучение подчиненных теоретическим и практическим основам дисциплины, воспитание их в духе уважения к воинскому порядку (учебно-воспитательные функции); 6) аналитико-оценочная деятельность, заключающаяся в изучении состояния дисциплины, ее психологических факторов и причин негативных явлений', а также в разработке мер по совершенствованию всей системы поддержания воинского порядка в подразделении и ее отдельных элементов.

Основными формами работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины являются: занятия в системе боевой и общественно-государственной подготовки, информирование личного состава, воспитательная работа в вечернее время; индивидуально-воспитательная работа; общие собрания личного состава подразделения, «круглые столы»; совещания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) с анализом воинской дисциплины и дисциплинарной практики в подразделении; подведение итогов; вечера вопросов и ответов; тематические вечера, утренники, лектории, экскурсии, викторины; индивидуальные и групповые беседы по разъяснению требований военной присяги и уставов Вооруженных Сил; совещания и инструктажи актива подразделения по вопросам воинской дисциплины; обобщение и распространение передового опыта по укреплению воинской дисциплины. Выбор той или иной формы, а также порядок ее реализации определяются целями и задачами работы. Практика свидетельствует, что к выбору методов и форм работы надо подходить творчески, все время разнообразить их. Таким образом, знание офицерским составом психолого-педагогических основ деятельности по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в воинских коллективах, ее системный характер в повседневной жизни по-. может решению управленческих проблем в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации.

25) Оценка морально-психологического состояния военнослужащих

Морально-психологическое состояние личного состава — это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих, психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач, степень психологической готовности и способности личного состава выполнять эти задачи". Формируемое морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач, в правильности политики, проводимой военно-политическим руководством государства, что позволяет успешно решать боевые и служебные задачи, поступать в соответствии с требованиями военной присяги и воинских уставов, федеральных и иных законов, приказов коман-диров и начальников. «Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физи-ческой подготовленностью; эффективностью системы управления, ве-рой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; свое-временным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной ор-ганизацией восстановления боеспособности войск, включая психологи-ческую реабилитацию и восстановление духовных сил

26) Система работы должностных лиц по организации военно-социальной работы в подразделении

В подразделении (командир подразделения, заместитель по воспитательной работе).

Ежедневно: изучение нужд, запросов военнослужащих, социально-правовых проблем в ходе боевой подготовки, несения караулов и внутренней службы; контроль за доведением положенных норм довольствия (вещевого, продовольственного и др.); индивидуальная работа с военнослужащими, нуждающимися в решении социальных проблем; Еженедельно: проведение информирования личного состава по доведению законов, нормативных актов Российской Федерации, определяющих права, льготы и обязанности военнослужащих, их социальную защиту; организация и личное участие в проведении занятий в группах общественно-государственной подготовки по военно-социальным вопросам; Ежемесячно: обучение командиров (индивидуально-методические занятия), сержантского состава правовым основам служебной деятельности; проведение вечеров вопросов и ответов по социально-бытовым проблемам; обновление уголка правовых знаний, информации на стенде в комнате досуга личного состава.

27) Формы и методы воспитательной работы (см. 10, 17)

28) Объект, субъект, цели и задачи воспитательной работы

Объектами воспитания являются:

проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;

проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие;

суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров;

воинские коллективы.

Субъектами воспитания выступают:

государство;

органы местного самоуправления;

средства массовой информации;

семьи и близкие родственники военнослужащих;

командиры и начальники всех степеней;

штабы, службы, другие органы военного управления;

органы воспитательной работы;

воинские коллективы;

военные учреждения культуры;

общественные организации в воинских частях.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:

с офицерами:

формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;

развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;

развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей;

с прапорщиками (мичманами):

формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил;

развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к подчиненным;

формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;

привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания;

с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;

развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;

с сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:

формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;

с военнослужащими-женщинами:

формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командиров (начальников), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе;

формирование ответственности за исполнение должностных обязанностей, повышение профессионального мастерства.

Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации являются субъекты и объекты.

34) Психологическое обеспечение несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы (см. 18)

35) Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении.

Планирование воспитательной работы осуществляется на основании приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, решений соответствующих командиров (начальников) исходя из стоящих перед войсками (силами) задач:

в видах Вооруженных Сил, в военных округах (на флотах), родах войск Вооруженных Сил, в главных и центральных управлениях Министерства обороны, объединениях, соединениях и организациях Вооруженных Сил — на учебный год;

в полках, батальонах (и им равных) — на период обучения;

в ротах (и им равных) — на месяц.

Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию подготовки войск (сил), учебно-воспитательного процесса, других решаемых войсками (силами) задач. При этом обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды деятельности нормативными документами. Текущее планирование воспитательной работы до объединения включительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным и комплексным планированием. В распорядке дня для солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, предусматриваются воспитательные мероприятия — не менее 2 раз в неделю по 50 минут в вечернее время.

37.Педагогическая профилактика различных отклонений в поведении военнослужащих

К методическому инструментарию, имеющему высокую эффективность, специалисты относят: наблюдение; беседу; биографический метод изучения личности; анализ документов; анализ результатов и продуктов деятельности; анализ поведения личности в естественных и экспериментально-созданных ситуациях свободного выбора; экспертный опрос; психолого-педагогический консилиум; социометрический опрос и др. Важным условием успешности диагностики ОП является целенаправленная высокомотивированная индивидуально-воспитательная и психолого-педагогическая деятельность командиров и начальников с подчиненными. Наряду с вышеперечисленными методами работы важное место в профилактике ОП занимает система практических мероприятий (организационных, воспитательных, правовых, культурно-досуговых, социально-психологических), целью которых является создание благоприятных условий службы, учебы, отдыха и взаимоотношений военнослужащих. При реализации вышеперечисленного важно усвоить и строго придерживаться принципов избирательности, практической целесообразности, координации и взаимосогласованности усилий всех участников процесса профилактики. В основе успеха данной работы лежит продуманная преемственность квалифицированных и разноплановых форм и методов работы с нуждающимися в ней военнослужащими.

38) Основные направления воспитательной работы (см. 4)

42) Профилактическая работа с различными категориями военнослужащих

Направления воспитательного характера включают в себя весь арсенал мер, средств и способов, которые выработаны наукой и практикой воспитания человека. Рассмотрим те из них, которые наиболее тесно связаны с предупреждением уголовно наказуемых деяний военнослужащих.

1. Морально-политические качества воинов формируются всем укладом нашей жизни, и в первую очередь целенаправленной идейно-воспитательной работой. 2. Составной частью воспитания является правовоспитательная работа, формирование у военнослужащих правосознания, привития им уважения к законам, к праву. Эта работа осуществляется теми же методами и формами, которые свойственны воинскому воспитанию. 3. Существенное влияние на предупреждение преступных проявлений среди подчиненных оказывает личная примерность командиров и других начальников в соблюдении законов. 4. Эффективной мерой раннего предупреждения преступности военнослужащих являются и индивидуальный подход в правовом воспитании военнослужащих, и умелое использование в индивидуальной работе с военнослужащими знаний по психологии, педагогике, криминологии и другим наукам. 5. Предупреждение и искоренение преступлений в воинских частях и подразделениях во многом зависит от степени участия армейской общественности в этой работе.

Профилактическая работа тесно связана со всем процессом обучения и воспитания военнослужащих. Важное значение в предупреждении преступности имеют, например, формирование профессиональных навыков, высоких морально-боевых и психологических качеств, нравственное воспитание, физическая закалка и т. д.

Наряду с перечисленными выше мерами воспитательного характера существенная роль в предупреждении преступного поведения военнослужащих принадлежит мерам организационного, управленческого содержания.Организационно-управленческие меры имеют целый ряд аспектов. Коротко остановимся на них.

1. Важнейшей из таких мер является строгое соблюдение установленных требований в организации жизни, быта и деятельности частей, подразделений, поддержание должного уставного воинского порядка.

2. Необходимую меру в предупреждении воинских преступлений представляет строгий контроль за деятельностью подчиненных.

3. К эффективным организационно-дисциплинарным мерам предупреждения преступного поведения военнослужащих относится также последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания за совершение тех или иных проступков.

46)Методика подготовки и проведения информирования личного состава

Информирование — это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части и подразделений, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации. Его целью является доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью.

Основными видами информирования военнослужащих являются: единый день информирования; правовое информирование; военно-техническое информирование; информирование в особых условиях.

Подготовка к информированию включает в себя: 1. Составление предварительного плана выступления по информационной теме, который позволяет определить направление для подбора необходимого материала, исходя из заданной темы. 2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, увязать информирование с жизнью воинской части и конкретного подразделения. При этом следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов. 3. Составление окончательного плана выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводов и задач. 4. Подбор и проверка исправности используемых технических средств.

49) Организация занятий по огп (см. 5)

50) Основные этапы психологического воспитания военнослужащих

Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Опыт показывает, что лишь целенаправленное и систематическое взаимодействие командиров подразделений и психолога способно обеспечить эффективность деятельности по данному вопросу. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологические особенности воинского коллектива.

Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологическому изучению военнослужащих:

проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;

изучение подчиненных на этапе приема молодого пополнения и его адаптации к условиям военной службы;

углубленное изучение военнослужащих;

последующее изучение военнослужащих

52) Документация по организации овп

В полку (на корабле).

1. Приказ об организации ОГП на период обучения

2. Планы проведения ежемесячных инструктивно-методических занятий с руководителями групп ОГП.

3. График проведения показных занятий для руководителей групп ОГП полка (корабля).

4. График контроля и участия руководящего состава полка (корабля) в проведении занятий по ОГП в подразделениях (разрабатывается ежемесячно).

5. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий, донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию ОГП личного состава, издаваемые в течение учебного года (периода обучения).

55) Системный и комплексный подходы к процессу воспитания военнослужащих (см. Также 1,29)