ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ТЕМА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Понятие коммуникативная компетентность

Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога.

Критерии развития коммуникативной компетенции

Упражнения для развития коммуникативной компетентности

 

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В настоящее время существует большое количество определений коммуникативной компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬрассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:

— точность (правильность) восприятия других людей,

— развитость невербальных средств общения,

— владение устной и письменной речью.

Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена как психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» и включает в себя такие способности:

— брать на себя и исполнять различные социальные роли,

— адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

— свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения,

— способность человека организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.

— осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей,

— техники работы с людьми, их чувствами, психологическими состояниями.

Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:

— знание типов характеров и темпераментов людей;

— знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации;

— знание о том, как интересы, потребности и состояния людей проявляются в их коммуникативной деятельности;

— знание норм и форм поведенческого и речевого этикета;

3 стр., 1254 слов

Формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте

... анализ полученных результатов исследования процесса формирования коммуникативной компетентности …..62 3. Заключение ………………….….………………………….……………..72 4. Библиография …………………………………………………..…………77 5. Приложение …………..…………………………………………………...81 Введение Для развития человека важен каждый возраст. И все ...

— знание приемов и методов убеждения, других способов психологического воздействия на людей;

— знание о том, как человек выглядит со стороны, что в нем нравится и не нравится окружающим людям;

— умение правильно оценивать окружающих людей;

— умение предвидеть то, как человек будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию;

— умение гибко подстраиваться под партнера по общению;

— умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм;

— умение наблюдать за людьми в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;

— умение правильно подбирать и исполнять социальные (коммуникативные) роли;

— умение располагать к себе людей, вызывать их доверие;

— умение убеждать людей, сохраняя хорошие взаимоотношения с ними.

Компетентность в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Общение, в котором проявляется коммуникативная компетентность человека, имеет две стороны: мотивационную и инструментальную.

Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.

Инструментальная сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется. Сюда входят перечисленные выше знания и умения.

 

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Под профессиональным общением психологов, с научной точки зрения, можно понимать:

А) Все виды общения, в которые вовлечен психолог, включая как повседневные бытовые контакты, так и рабочие, в широком смысле производственные отношения.

Б) Общение специалиста-психолога на работе, во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

В) Общение психологов между собой.

Первое понимание включает в себя остальные два, а второе и третье взаимно дополняют друг друга.

Профессиональное общение психолога может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.

С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием (психолог знаком с разными приемами и техниками убеждения, манипуляциями и т.п.).

Чтобы быть неопасным, необходимо довольно глубоко проработать свое внутреннее содержание, чтобы выстроить внутренний образ себя — как человека и как профессионала.

С позиции самого психолога его общение может рассматриваться с двух несовпадающих точек зрения:

1.Как инструмент, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.

2.Как условие собственной жизни — индивидуальной не в меньшей степени, чем социальной. Т.е. общение как ценность, а не средство.

В этой позиции психологу как профессионалу важно разграничивать сферы профессиональной и личной жизни.

С позиции коллеги-психолога общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач.

В настоящее время существую нормы и требования к профессиональному общению в диаде психолог – клиент, владение которыми говорит о коммуникативной компетентности психолога.

Характеристики профессионального общения:

Сензитивностъ.

Гибкость в средствах.

Целенаправленность.

Проницательность.

Рефлексивную позицию.

Долженствование.

Безоценочность.

8.Бесконфликтность.

 

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению коммуникативной компетенции психологов. В качестве показателей развития коммуникативной компетентности психолога можно считать следующие:

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Возможен следующий вариант их диагностики:

Показатели Используемые методики оценки уровня развития
Мотивационный компонент Анкета “Мотивы трудового поведения” (опросник Мюррея)
Ценностно-смысловой компонент Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии”
Эмоционально-волевой компонент Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина) Оценка уровня общительности (тест в.Ф. Ряховского)
Когнитивный компонент Тест «Вы сами» (Шейнов), психосемантические методы
Поведенческий компонент Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер) Трансактный анализ общения Тест оценки коммуникативных умений

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

Упражнение «Подарок».

Каждый участник без слов, только с помощью мимики и жестов, должен показать, какой подарок он «дарит» имениннице, все пробуют угадать, что это за подарок.

Обсуждение: сложно или просто было выполнить задание?

Упражнение «Сообщение».

Разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.

Обсуждение: легко ли удалось Вам выполнить задание? Что Вы для этого использовали?

Упражнение «Подсказка».

Разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, записывает их на отдельные листочки бумаги. Затем из противоположной команды выбирают человека, которому дают прочитать слово, и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его, затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась.

 

Упражнение «Передача чувств».

Все встают в затылок друг другу и последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй человек должен передать следующему это же чувство.

У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Упражнение «Речь без слов» (подготовительная часть).

При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения — жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку. Предлагаем вам к следующему занятию изучить основные сигналы этой азбуки. Возможно, придется воспользоваться специальной литературой, но многое можно подметить при повседневном общении или смоделировать логически и экспериментально. Например, известно, что если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно прикрывает руками рот. На протяжении всей жизни I человек непроизвольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста и его форма становится более завуалированной — иногда рот частично прикрывается одним пальцем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее.

Давайте подготовимся к тому, чтобы подмечать несоответствие между жестами, микросигналами организма и произнесенными словами. Подготовьтесь сделать некоторые заметки.

Ознакомимся с некоторыми известными наблюдениями. Ваша задача состоит в том, чтобы находить отличия в мимике и жестах вашего напарника при произнесении им каждой фразы. Что сигнализирует об обмане? Это может быть искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, поднятая бровь, бегающий взгляд, искривление уголков рта, румянец на щеках, учащенное моргание, нервозные движения и другие мелкие жесты, которые вы интуитивно можете заметить. Попробуйте в качестве домашнего задания понаблюдать разные позы собеседников при общении, чтобы на следующем занятии попытаться отличить правдивое или ложное утверждение.

Упражнение «Речь без слов» (игровая часть).

Давайте разделимся на три команды. В первую команду войдут те, кто не имел возможности ознакомиться со специальной литературой об изучении жестов и. телодвижений. Они будут испытуемыми. Кто желает участвовать в первой команде — просим вас выйти вперед. Пожалуйста.

Внимание! Каждый из представителей команды должен продумать два утверждения, одно из которых является правдой, другое — ложью. Например: «У меня на следующей неделе — день рождения», «Я получил очень выгодное предложение на новую работу» и т.д. Сформулируйте эти утверждения про себя. А пока давайте наберем вторую команду, в которой будут те, кто попытается определить, правдивы или ложны утверждения партнеров. Просим выйти тех, кто составит вторую команду экспертов и будет пытаться распознать ложные или правдивые утверждения. Внимание! Оставшиеся игроки составят третью команду, которая будет представлять жюри и постарается оценить деятельность первой или второй команды. Первая и вторая команды, занимают места в противоположных сторонах комнаты, жюри располагается посередине.

Сейчас предлагаем такую процедуру. Представитель первой команды выходит и здоровается с кем-то из представителей второй команды, вызывая его на разговор. Можно говорить стоя, а можно и расположиться на заранее подготовленных местах. В разговоре игрок сообщает свое первое утверждение, затем разворачивается и уходит на исходную позицию. Затем он повторяет свой выход, здороваясь с представителем второй команды, и сообщает ему второе, утверждение. В качестве собеседника он может выбрать того же самого игрока или любого другого, по своему усмотрению. Жюри внимательно смотрит и анализирует поведение собеседников. Игроки могут выбрать себе необходимый реквизит, подготовить места для размещения и создания необходимой ситуации. По окончании диалога жюри сообщает результат деятельности испытуемых и экспертов, с полным анализом жестов. Итак, представитель первой команды выходит, завязывается диалог с представителями второй команды, после чего эксперты определяют правдивые и ложные утверждения, а жюри производит анализ и оценку. Так повторяется несколько раз. Жюри руководит работой.

Завершается упражнение вопросами — что удалось и что оказалось сложным для чтения мыслей людей по их жестам, поступкам, телодвижениям. Все желающие могут взять слово. Жюри держит инициативу в своих •руках.

Упражнение «Превращения».

Вруках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями, имитируя действия с ним. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги — зеркалом, носовой платок — листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это — без единого слова. Итак, искусство пантомимы. Ведущий берет в руки некоторый предмет и превращает его в нечто другое. Когда всем становится ясно, во что же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто совсем-совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. И все это ~ без единого слова. Итак, ведущий выбирает предмет и начинает его превращать. Он передает его по кругу так, чтобы волшебниками стали все. Заботимся о том, чтобы ваша пантомима была понятна и интересна. Подводим итоги. Пускаем по кругу свои листочки. Выставим оценку всем участникам конкурса пантомимы. Определим суммарный балл вашего выступления, который дала вам группа.

В ходе обсуждения, для прояснения позиций участников упражнения, целесообразно обсудить следующие вопросы: «Что вы делали для того, чтобы выполнить упражнение с максимальным эффектом? Каковы ваши впечатления от работы ваших коллег? Ваши пожелания тем, у кого, на ваш взгляд, не удалось полностью выполнить задание».

Упражнение «Зеркало».

Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Задания следующие:

1) Пришиваем пуговицу.

2) Собираемся в дорогу.

3) Выполняем работу по дому.

4) Выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг напротив друга и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары; по-очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа «оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала.

Подведем итоги. Каждый участник вычисляет для себя суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала. Вопросы паре победителей: «Что вы делали для того, чтобы выполнить упражнение с максимальным эффектом? Каковы ваши впечатления от увиденного отражения в «зеркале»? Как копировать действия человека, не вызывая у него негативных эмоций или настороженности по отношению к вам? Ваши пожелания тем, кому, на ваш взгляд, не удалось полностью раскрепоститься и выполнить задание».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое коммуникативная компетентность?

2. Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога?

3. Значение коммуникативной компетентности в жизни человека?

4. Раскройте содержание основных характеристик профессионального общения психолога.

5. Что может являться критерием оценки развития коммуникативной компетентности психолога?

6. Какие методики могут быть использованы для оценки уровня развития коммуникативной компетентности?

7. Найдите одну из методик оценки уровня развития коммуникативной компетентности и проведите ее.