92-Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности

Вопрос № 92. Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность (по Петровской) – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личного взаимодейтсвия.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав включается совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1.давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок (уровень отношения людей (т.е. партнеров) к общению в целом).

Коммуникативная установка партнера — это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения; включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа «интересно — неинтересно», «удовлетворен — не удовлетворен» характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.

2. социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3.осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Особое значение имеет для выполнения управленческих функций.

В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, тон, верную пристройку к партнеру в ситуации делового общения. Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. Он социален с одной стороны и включает интериоризированные нормы и ценности культуры. С другой стороны, индивидуален поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических особенностях, связанных с общением в жизни личности.

8 стр., 3896 слов

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов

... - 45-60 минут. Тренинговая группа: педагогический коллектив одной школы, психолог. Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Доверие ... Упражнение «Мой директор» Цель упражнения: развитие средств эффективного общения с директором школы. Рассматривается ситуация общения учителя с директором школы, когда первый просит отпустить ...

В общении особую роль играет овладение социальными ролями организатора и участника общения. Здесь важен опыт восприятия искусства, так как искусство воспроизводит разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности — система знаний, историй и культуры человеческого общения, предполагает интеграцию всех источников коммуникативной компетентности.

Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности личность вступает в общение, имея определенный уровень самосознания и самоуважения. Личность становится персонифицированным субъектом общения — не только искусство адаптации к ситуации, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать коммуникативную индивидуальную дистанцию. Анализ составляющих компонентов коммуникативной компетентности рассматривается на трех уровнях: — соционормативный; — сигнификационный (система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении); — акциональный.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);

б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных и отрицательных сторон предстоящего общения);

в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т.д.);

д) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:

1) соционормативный опыт народной культуры;

2) знание языков общения, используемых народной культурой;

3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере;

4) опыт восприятия искусства.

Соционормативный опыт — это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знание норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс — источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность «выключается» из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

14 стр., 6624 слов

Роль общения в развитии личности

... происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение - это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты ...

Владение соционормативной культурой общения предполагает и овладение личностью сигнификационной культурой общества. Сигнификация — это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основой ее формирования является опыт общения с одной стороны, он социален (т.к. включает интериоризированные нормы и ценности культуры), с другой, индивидуален (т.к. основан на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности).

Понятие социально-психологического тренинга

Психологический тренинг — это особая форма групповой работы, со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути он представля­ет форму обучения, приобретения новых навыков, освоения иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, делания.

СПТ — форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать навыки построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализа социально-психологических ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, а также развивать в себе способности познания себя и других в процессе общения.

Начало работы

Эффективная работа СПТ-группы предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы. Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают становиться в позицию клиента и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, проходных упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что, по сути, видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний. Это важно помнить на этапе планирования работы, отбора участников. Самое лучшее — предварять работу СПТ-группы специальной клиентской группой, позволяющей участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч с будущими участниками. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.

2 стр., 854 слов

Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика

... – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 1. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика Под термином «психологическая коррекция» понимают ... и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 2003. – ...

1. Принцип добровольности

Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, это значит, что не может быть СПТ, стоящего в сетке учебных занятий подростков или являющегося обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, отработки навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии.

Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно и может быть опасно для его психического здоровья.

Люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию для того, чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о смысле и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Человек должен определить, нужно ли это ему? Готов ли он сейчас к этому?

2. Время и частота проведения

Оптимальный объем СПТ в академических часах — от 24 до 40. Оптимальная продолжительность рабочего дня — от 8 до 10 академических часов (6 — в самом крайнем случае).

Понятно, что это может быть реализовано только тогда, когда занятия проходят в специально отведенные для этого дни, больше ничем для участников не занятые: каникулы, выходные, в дни, освобожденные от другой работы. Чтобы тренинг был эффективным, только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия, а не совмещать их с уроками или рабочими делами, тем более что занятие, длящееся менее 4 часов, вообще не имеет к тренингу никакого отношения. Активное обучение предпо­лагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта.

Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями.

Как часто следует встречаться группе? Если занятия короткие — 4—5 часов, то желательно каждый день или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 9-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» участников тренинга, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не из-за нерешенной там проблемы.

3. Тренинговая программа

Тренинг — это не только упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника, но прежде всего это определенная концепция человеческих отношений, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

Итак, первый шаг — осознание участниками тренинга того взгляда на мир человеческих отношений, который тренер желает осуществить в своей работе. Второй шаг — выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая схема основана на очень простой логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта. В соответствии с ними и строится работа СПТ-группы.

12 стр., 5644 слов

Применение общедидактических принципов в организации занятий ...

... и недостаточная практическая разработанность проблемы. Актуальность изучения применения общедидактических принципов в организации занятий по развитию элементарных математических представлений обусловлена, с одной стороны, ... На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает ...

Психологический тренинг (по Петровской) — это средство воздействия, направленное на расширение знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Предполагается обучение знаниям, умениям, навыкам в совершенствовании межличностных отношений. Сформированность таких навыков поможет участникам группы повысить собственную компетентность в отношении мотивов социального поведения, позволит улучшить понимание других людей, осмыслить помехи общения и опробировать способы преодоления этих помех. Особенность этой формы обучения в том, что обучаю­щийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чув­ствования, делания. Участие в тренинге может быть только добровольным.

Форма проведения — дискуссионные группы, где предметом обсуждения являются реальные отношения участников. Происходит анализ собственной динамики, решаются частные задачи, такие как установление валидной коммуникации, т.е. участники группы должны свободно и точно информировать о своих чувствах, адекватно воспринимать свое место в системе внутригрупповых отношений. Решается еще одна задача-налаживается обратная связь, обязательно должен быть климат психологической безопасности, участники должны использовать не свои обычные модели поведения, а те, которые ими не используются в реальной жизни.

Т-группа-это группа, имеющая ограничения по количеству участников (от 7 до 15 чел).

Желательно, чтобы это были не знакомые между собой люди. Сроки проведения от 2-ух дней до 2 месяцев. Обязательная позиция – это позиция тренера. По своим функциям тренер обязан:

1. Обеспечить в группе атмосферу доверия и открытости;

2. Демонстрация участникам группы модели желаемого поведения предполагает терпимость, открытость и поддержку искренности у других, принцип «здесь и теперь»-не только невозможность обсуждения вне группы того, что здесь происходит, но обсуждаются только те события, которые имеют место быть в настоящем.

Цель Т-групп- это совершенствование социально-психологической компетентности участников.

Принципы работы тренинговой группы

1. Принцип активности- в тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия, это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений или наблюдение за другими по специальной схеме. Этот принцип является ключевым в СПТ. Поэтому тренинг относят к интерактивным формам обучения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе ... норм. Совокупность действий, не соответствующих установленным  в обществе нормам и принципам, образуют девиантное поведение. В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, ...

2. Принцип исследовательской позиции-участники в ходе тренинга открывают для себя какие-то закономерности, которые уже известны в психологии, и что особенно важно-открывают свои личностные особенности, они иссделуют, им не дают психологическую закономерность в готовом виду, у них есть возможность самостоятельно это прочувствовать, пропустить через себя, открывая свои личностные особенности;

3. Принцип объективации поведения- принцип осознания. Универсальное средство объективации-обратная связь. В качестве обратной связи используются не только высказывания других участников, но и технические средства (виде и аудиозаписи).

4. Принцип партнерского общения- такое общение, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а так же их чувства, эмлоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия и откровенности.

Тренинговая программа строится на логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта.

3