12 Периодов

Вопрос№8

Процесс торможения является результатом возбуждения особых тор-

мозных центров. Это – активный нервный процесс, результатом которого

является ослабление или подавление процесса возбуждения.

В лаборатории И.П. Павлова было выделено два вида торможения:

внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).

Внешнее торможение возникает с первых дней жизни и хорошо вы-

ражено у детей дошкольного возраста. Биологическое значение внешнего

торможения состоит в том, что организм сосредотачивает свою деятель-

ность на наиболее важных событиях. Внешнее торможение делится на два

вида: запредельное и индукционное.

Запредельное торможение возникает в нервных центрах коры голов-

ного мозга при действии сильного и длительно действующего раздражи-

теля. И.П. Павлов назвал его охранительным торможением.

У детей развитие запредельного торможения можно наблюдать в про-

цессе учебного дня по мере нарастания утомления и снижения умственной

и физической работоспособности. Внешне это проявляется в снижении

учебной активности ребенка, ослаблении замыкательной функции коры,

т.е. в ухудшении научивания и запоминания. В результате этого у детей

отмечается сонливость и вялость.

Биологическое значение запредельного торможения – предохранение

нервных клеток от истощающих воздействий. Этот вид легко возникает у

детей особенно в условиях однообразной деятельности или сложного нового материала, чрезмерного большого потока информации

на фоне дефицита времени.

Внутреннее торможение приобретается в течение жизни, оно не яв-

ляется врожденным. За счет торможения условных рефлексов достигается

лучшее приспособление организма к условиям существования, осуществ-

ляется аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга.

Основным условием для проявления внутреннего торможения является

неподкрепление условного раздражителя безусловным. Внутреннее тор-

можение делится, в свою очередь, на три вида: условное, дифференциро-

вочное и запаздывающее.

Развитие внутреннего торможения – сложный процесс, особенно у

детей, в силу недостаточной морфофункциональной зрелости коры голов-

ного мозга и высокой активности подкорковых структур. Внутреннее тор-

можение трудно выработать у детей со слабым типом нервной системы

(меланхолическим) и подкорковым безудержным типом (холерическим).

6 стр., 2753 слов

(внутренние, внешние педагогические процессы, этапы педагогического процесса)

... образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его ... частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае ...

Но при этом у них очень хорошо выражены безусловные (врожденные)

виды торможения. Внутреннее торможение обладает большой хрупко-

стью, и на фоне большой психоэмоциональной и физической перегрузок

(болезней) его сила значительно ослабевает, особенно это относится к

дифференцировочному и запаздывающему

Процессы внутреннего торможения усиленно развиваются у детей в

возрасте 4-7 лет, особенно это касается дифференцировочного торможе-

ния. В эти годы у них сильно развита реакция подражания, усиливается

процесс возбуждения и уменьшается иррадиация в коре больших полуша-

рий. Возрастает стойкость доминантного очага, ребенок меньше отвлека-

ется от своей игровой деятельности и меньше реагирует на случайные

раздражители. Это указывает на ослабление внешнего торможения в дан-

ном возрасте. У детей вырабатываются условные рефлексы, менее тормо-

зятся постоянными условными раздражителями, резко возрастает способ-

ность к различению сходных раздражителей. Сдерживающее влияние ока-

зывают различные запреты, создаются условия для дисциплинирования

ребенка и в этом особая роль принадлежит школе с ее определенным ре-

жимом, когда сдерживается двигательная активность ребенка на уроке.

Однако в этот возрастной период внутреннее торможение слабее, чем у

взрослого человека, поэтому ребенок не может долго сдерживать себя на

уроке, сосредоточенно и внимательно слушать. В 7-9 лет период активно-

го внимания составляет 20 минут, в 10-12 лет – 25 минут, в 13-15 – 35 ми-

нут. Если больше этого времени ребенок занимается учебной деятельно-

стью,

В возрасте 1,5-3 лет легко происходит последовательное образование

многих двигательных динамических стереотипов без их изменения. Пере-

делка двигательных стереотипов в этом возрасте – значительно более

трудная задача, чем образование новых. В возрасте 5-6,5 лет последова-

тельное образование многих стереотипов без их изменения происходит

быстрее и легче, чем у детей 1,5-3 лет, но значительно труднее, чем в 8-9

лет и особенно – в 10-12 лет. Во всех возрастах переделка отрицательной

двигательной реакции в положительную происходит быстрее, чем поло-

жительной – в тормозную.

У детей 7-8 лет при двигательном стереотипе величина условных

рефлексов зависит не только от физической силы и жизненного значения

условного раздражителя, но и от того места, которое оно занимает в сте-

реотипе. Например, если положительный условный раздражитель приме-

нять на том месте, где обычно применяется отрицательный, то он вызыва-

ет не возбуждение, а торможение.

У детей, по сравнению с взрослыми, образование новых стереотипов

и восстановление старых происходит быстро.

В 12-13 лет двигательный динамический стереотип образуется в ос-

новном так же, как и в 7-8 лет, т.е. сначала возбуждение иррадиирует, что

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... у мальчиков старшего дошкольноговозраста………………………………………………………..31 2.3.2. Подростковый возраст.……………………………………………………...34 III. Методы диагностики родительско-детских отношений.………………………………..41 ... первичныйсоциальный и сексуальный конт­роль; — экономическая поддержка детей; — поддержканетрудоспособных; — защитаправа ребенка на полноценное разви­тие. Базисныефункции направлены на то, ...

проявляется в значительной продолжительности движений и больших ко-

лебаниях их амплитуды, а затем оно концентрируется, уменьшается ла-

тентный период и продолжительность движений, выравнивается их ам-

плитуда. Но чем старше дети, тем быстрее происходит образование двига-

тельного динамического стереотипа и тем раньше он становится прочным.

У маленького ребенка, у которого еще слабы процессы активного внутреннего торможения,-концентрация нервных процессов при образовании временных связей еще очень затруднена, и процессы в коре головного мозга носят очень иррадиированный характер. По мере развития движение нервных процессов становится все более совершенным, и обе его формы — иррадиация и концентрация нервных процессов — уравновешиваются.

Вопрос№9

Дыхание — жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей его внешней средой. Почти все сложные реакции превращения веществ в организме идут с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен обмен веществ., и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода. При окислительных процессах образуются продукты распада в том числе и углекислый газ, которые удаляются из организма. При дыхании происходит обмен газов между организмом и окружающей средой, что обеспечивает постоянное поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа. Этот процесс протекает в легких. Переносчиком кислорода от легких к тканям, а углекислого газа от тканей к легким является кровь.

Органы дыхания включают воздухоносные пути и легкие. Нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы служат для проведения воздуха в альвеолы легких, где осуществляется газообмен. Полость носа Дыхательная система начинается полостью носа, которая образована костями лицевой части черепа и хрящами. Входом в полость носа служат ноздри, а выходом хоаны – отверстия, сообщающие его полость с носоглоткой. Вдыхаемый воздух, проходя через носовую полость, согревается кровью, протекающей по многочисленным, пронизывающим оболочку сосудам, и, кроме того, соприкасаясь со слизистой, увлажняется и частично очищается от пыли, микробов и ряда других примесей. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань. Гортань Гортань имеет сложное строение, так как служит не только для проведения воздуха, но и для образования звуков. Гортань состоит из хрящей различной формы, соединенных связками и суставами, приводимыми в движение мускулатурой. Скелет гортани образован непарными (щитовидный, перстневидный и надгортанный) и парными (черпаловидные, рожковидные и клиновидные) хрящами.

Трахея Трахея у взрослого человека имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в легкие и обратно. Полость трахеи выстлана мерцательным эпителием, реснички которого перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются. Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки – бронхи (правый и левый

Бронхи

Бронхи постепенно разветвляются на более мелкие, доходя до тонких и тончайших веточек – бронхиол, диаметр которых не превышает долей миллиметра. В целом разветвление бронхов образует густую сеть – бронхиальное дерево. Крупные бронхи, как и трахея, состоят из хрящевых колец, связанных между собой соединительной тканью. В бронхиолах хрящевой скелет отсутствует, однако из стенки не спадается, так как состоят из гладкомышечных волокон. Бронхиолы – последние элементы воздухоносных путей. Легкие Легкие представляют собой парные губчатые органы конусовидной формы. Ткань легкого образована бронхиолами и множеством крошечных легочных пузырьков – альвеол, которые имеют вид полушаровидных выпячиваний бронхиол. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток, окруженных густой сетью кровеносных капилляров. Из нутрии альвеолы покрыты жидким поверхностно-активным веществом (сурфактантом), ослабляющим силы поверхностного натяжения и предупреждающим полное спадение альвеол во время выдоха. Суммарная толщина стенок альвеолы и капилляра составляет несколько микрометров. Благодаря такому строению кислород легко проникает из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолы. Легкие (правое и левое) расположено в грудной клетке и тесно прилегает к ее стенкам

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... возродил идею Аристотеля о жизни как внутреннем развитии. Осознание наличия в человеческом развитии дифференцированных этапов и, в частности, такого своеобразного периода, как детство, привело к ... возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию. ...

Вопрос№10

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Проблема периодизации. Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения), и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).

Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»).

Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обря

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — 1 месяц- 1 год
  • Раннее детство — 1-3 года
  • Первое детство — 4-7 лет
  • Второе детство
    • мальчики 8-12 лет
    • девочки 8-11 лет
  • Подростковый период
    • юноши 13-16 лет
    • девушки 12-15 лет
  • Юношеский период
    • юноши 17-23 год
    • девушки 16-21 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 24-35 лет
    • женщины 22-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 36-60 лет
    • женщины 36-55 лет
  • Преклонный возраст
    • мужчины 61-74 года
    • женщины 56-74 года
  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

Биологический возраст, или Возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

18 стр., 8729 слов

Психологические особенности развития детей первого года жизни

... эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста, ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ... возрасте до одного года. Объект исследования – новорожденный ребенок (от 0 до 1-го года). Предмет исследования – психологические особенности развития детей первого года жизни. ...

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Критерии определения биологического возраста

  • зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
  • скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
  • зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);
  • наследственность;
  • конституция человека;
  • зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Вопрос №11

Гормо́ны (греч. Ορμόνη) (греч. hormao — возбуждаю, побуждаю) — биологически активные сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в организме и оказывающие дистанционное сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани-мишени. Гормоны служат гуморальными (переносимыми с кровью) регуляторами определённых процессов в различных органах и системах.

Существуют и другие определения, согласно которым трактовка понятия гормон более широка: «сигнальные химические вещества, вырабатываемые клетками тела и влияющие на клетки других частей тела». Это определение представляется предпочтительным, так как охватывает многие традиционно причисляемые к гормонам вещества: гормоны животных, которые лишены кровеносной системы (например, экдизоны круглых червей и др.), гормоны позвоночных, которые вырабатываются не в эндокринных железах (простагландины, эритропоэтин и др.), а также гормоны растений.

Назначение

Используются в организме для поддержания его гомеостаза, а также для регуляции многих функций (роста, развития, обмена веществ, реакции на изменения условий среды).

9 стр., 4148 слов

Адаптация и резервы роста и развития биологических систем

... процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно ... Кроме того, в этой стадии повышена секреция адренокортикотропного гормона (АКТГ) (тропный гормон, вырабатываемый эозинофильными клетками передней доли гипофиза.) гипофиза, соответственно, приводящая ...

Рецепторы

Все гормоны реализуют своё воздействие на организм или на отдельные органы и системы при помощи специальных рецепторов к этим гормонам. Рецепторы к гормонам делятся на 3 основных класса:

  • рецепторы, связанные с ионными каналами в клетке (ионотропные рецепторы)
  • рецепторы, являющиеся ферментами или связанные с белками-передатчиками сигнала с ферментативной функцией (метаботропные рецепторы, например, GPCR)
  • рецепторы ретиноевой кислоты, стероидных и тиреоидных гормонов, которые связываются с ДНК и регулируют работу генов.

Механизмы действия

Когда гормон, находящийся в крови, достигает клетки-мишени, он вступает во взаимодействие со специфическими рецепторами; рецепторы «считывают послание» организма, и в клетке начинают происходить определенные перемены. Каждому конкретному гормону соответствуют исключительно «свои» рецепторы, находящиеся в конкретных органах и тканях — только при взаимодействии гормона с ними образуется гормон-рецепторный комплекс.

Механизмы действия гормонов могут быть разными. Одну из групп составляют гормоны, которые соединяются с рецепторами, находящимися внутри клеток — как правило, в цитоплазме. К ним относятся гормоны с липофильными свойствами — например, стероидные гормоны (половые, глюко- и минералокортикоиды), а также гормоны щитовидной железы. Будучи жирорастворимыми, эти гормоны легко проникают через клеточную мембрану и начинают взаимодействовать с рецепторами в цитоплазме или ядре. Они слабо растворимы в воде, при транспорте по крови связываются с белками-носителями.

Выполнив свою задачу, гормоны либо расщепляются в клетках-мишенях или в крови, либо транспортируются в печень, где расщепляются, либо, наконец, удаляются из организма в основном с мочой (например, адреналин).

Железами внутренней секреции, или эндокринными органами, называются железы, не имеющие выводных протоков. Они вырабатывают особые вещества — гормоны, поступающие непосредственно в кровь. Гормоны оказывают возбуждающее или угнетающее влияние на деятельность различных систем органов. Они влияют на обмен веществ, на деятельность сердечно-сосудистой системы, половой системы и функционирование других систем органов. Нарушения деятельности желез внутренней секреции сопровождается изменениями во всем организме. Повышение деятельности той или иной железы (гиперфункция) или, наоборот, ее понижение (гипофункция) могут вызвать тяжелые последствия в состоянии организма человека. Биологическая активность гормонов очень велика.К железам внутренней секреции относятся: нижний придаток мозга (гипофиз), верхний придаток мозга (эпифиз), щитовидная железа, околощитовидные железы, вилочковая железа, островковая часть поджелудочной железы, надпочечные железы и внутресекреторная часть половых желез (яичко у мужчин, яичники у женщин).

Каждая железа состоит из железистой эпителиальной ткани, богатой кровеносными сосудами. Железа снабжена нервными волокнами (из вегетативной нервной системы).

Важно, что все железы внутренней секреции связаны между собой и представляют единую систему, в которой ведущая роль принадлежит гипофизу (а он, в свою очередь, связан с центральной нервной системой).

12 стр., 5752 слов

Современная система развития восприятия устной речи у глухих школьников

... функции, расширения сенсорной основы восприятия устной речи за счет этого развития. В основу системы развития слуховой функции у глухих детей Кузьмичева Е.П. заложила следующие положения: ... поставленной цели мы обозначили следующие задачи: - выделить научно-методические основы современной системы развития восприятия устной речи у глухих школьников; - проанализировать задачи и содержание организации ...

Гипофиз вырабатывает особые вещества, стимулирующие деятельность других желез внутренней секреции — он выделяет так называемые тропностимулирующие гормоны. Гормоны поступают в кровь, и их влияние называется гуморальным. Деятельность желез регулируется нервной системой. Регуляция осуществляется как непосредственно через подходящие к железам нервы, так и нейро-гуморальным путем (через гипофиз).

Сами гормоны в свою очередь оказывают влияние на функции различных отделов нервной системы. К настоящему времени установлена химическая природа многих гормонов, что дало возможность получать некоторые гормоны промышленным способом.

Вопрос№13

Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. в зависимости от того какой возрастной период изучает возрастная физиология выделяют: возрастную нейрофизиологию, возрастную эндокринологию, возрастную физиологию мышечной деятельности и двигательной функции; возрастную физиологию обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, систем пищеварения и выделения, физиологию эмбрионального развития, физиологию детей грудного возраста, физиологию детей и подростков, физиологию зрелого возраста, геронтологию (науку о старении).

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие: ·         изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; ·         выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; ·         определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); ·         установление закономерностей индивидуального развития. В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.

Вопрос№ 14

1.2 Возрастные особенности слухового анализатора

Ухо новорождённого в общих чертах морфологически развито, но имеются некоторые особенности:

наружный слуховой проход короткий;

барабанная перепонка имеет почти такие же размеры как у взрослого, но расположена более горизонтально;

слуховая труба короткая и широкая; —

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857 г.). В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с принципиальной важности открытиями и обобщениями ...

среднее ухо до рождения безвоздушно, оно заполнено слизистой жидкостью;

после рождения барабанная полость через слуховую трубу постепенно (в течение месяца) заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения.

Звуковая чувствительность

Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода.

Реакция на звук в виде вздрагивания отмечается не только у доношенных но и недоношенных новорождённых. Иногда она сопровождается изменениям дыхания, закрыванием глаз, открыванием рта, появлением пульсации родничка.

Для исследования слуха новорождённых применяется регистрация движений век в ответ на звук. Определяют также интенсивности звуков, вызывающих электроэнцефалографическую реакцию пробуждения у спящего ребёнка или появление на ЭЭГ так называемого вертекс-потенциала.

Новорождённые поворачивают голову и глаза в сторону источника звука, т.е. обладают элементами пространственного слуха. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется в конце 1-го месяца после рождения.

Дифференцирование различных звуков, например, гудка и звука колокольчика, возможно на 3-м месяце.

С первых дней после рождения самые низкие пороги звуковой чувствительности лежат в области средних звуковых частот (1000 Гц).

Пороги на низкие частоты меньше, чем на высокие. В процессе онтогенеза происходит постепенное уменьшение порогов, что указывает на увеличение звуковой чувствительности.

Наименьшая величина порогов ощущения звуков достигается в 14-19 лет. По сравнению с этим возрастом слуховая чувствительность ниже как у детей более младшего возраста, так и у людей старше 20 лет.

В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми. Такая тренировка способствует развитию слуха и обогащению словарного запаса детей. Большое значение имеет также музыкальное воспитание.

Вопрос №12

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как ... детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих ...

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку