6. Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни ( н.М.Аксарина,к.Л Печора)

Самостоятельная работа по дисциплине : «Педагогика раннего возраста»

студент 2 курса, гр. ПППб-14-3, Ягудин Загир.

1. Содержание концепции развития детейй раннего возраста

Основой содержания программы является культурно-историческая концепция развития человека. В границы этой концепции вписывается ряд основополагающих принципов воспитания и развития ребенка.

  1. Принцип системности -в основу систематизации материала положены идеи физического,психического,личностного развития ребенка.
  2. Принцип развития-принимается обучение;целенаправленное на специально организованный процесс взаимодействия ребенка и взрослого
  3. Деятельный подход-разработка содержания образования детей раннего возраста

Содержание предметной деятельности-усвоение функций предметов,которые закреплены за ними в общественном опыте. Взрослый приобретает роль наставника,помощника в этом овладении.

В концепции развития детей раннего возраста представлена интеграция семейного и общественного воспитания ориентацией на ту социально-културную среду,в которой живет ребенок. Ведущими стредствами авторы концепции называют развивающее общение,развивающую предметно-пространственную среду,развивающие виды деятельности.

2. Факторы,отрицательно влияющие на развитие детей раннего возраста:

-наследственность,лекарственные препараты,болезнь матери,рацион питания,экология,курение,алкоголь.

3. Программа Кроха»-это программа воспитания и развития детей до 3-х лет в условиях семьи,она представляет с собой модель развивающего обучения детей раннего возраста,охватывая все периоды развития ребенка от рождения до 3 лет,включая подготовку матери к рождению малыша и адаптацию детей к поступлению в ясли. Общие педагогические правила воспитания детей раннего возраста:

1) Укрепление здоровья ребенка,закаливание,повышение работоспособности нервной системы

2)Развитие основных видов движения. (ходьба,бег,бросок и т.д)

3)Обогащение связи малыша с окружающим миром.

4) Расширение запаса понимаемых слов,обогащение активного словаря

5) Развитие навыков соблюдения опрятности и чистоты

6) Всопитание любви и бережное отношение ко всему живому и к миру вещей.

4. Кризис трех лет  характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

5 стр., 2322 слов

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ...

... в раннем возрасте ребенка, когда отношения в диаде «мать-дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Настоящая ... лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания детей. При этом на первой лекции им предлагается список тем с просьбой отметить ...

 

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

 

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

 

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

 

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

 

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

 

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

 

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

  1. Биологические и социальные факторы развития ребенка.

Биологическая наследственность-передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей,заложенных в их генетическую программу. (передается особенности телосложения,окраска волос,цвет глаз,копия,особенности нервной системы,но не готовые способности,а лишьиз задатки,проявление и развитие которых зависит от условий его жизни,образования и воспитания )

Наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы: загрязнение атмосферы,воды,экологическое неблагополучие.

Все больше рождается физически ослабленных детей,так же,имеющих нарушение в развитии: слепых и глухих в раннем возрасте. Для них разрабатываются специальные методики,позволяющие обучать их.

Социальные факторы.

Превращение биологического индивида в соц.субьекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество,в различные типы соц.групп

посредством усвоения ценностей,установок соц.норм,образование поведения,на

основе которых формируется социально значимые качества личности.

Именно в детстве происходит «закладка» фундамента организма ,которое происходит во взаимодействии с окружающей средой ,которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством разных социальных факторов.

Развитие речи:

Ребенок легко отвечает на инициативу взрослого в общении, иногда сам проявляет инициативу.

А) Понимание речи: Запас понимаемых ребенком слов быстро растет.

Б) Активная речь:  Лепечет, произносит отдельные облегченные слова в момент радости и двигательной активности.

30 стр., 14976 слов

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...

... логопедических групп и логопедов по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Выпускная ... своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении [35]. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие ...

Как определить?

  1. Понаблюдайте за ребенком во время игр и в быту.
  2. Попросите найти игрушку (например, часы, машину, мишку, собачку).

    Находит предметы обуви, одежды.

  3. Дайте игрушку и попросите поиграть с куклой Лялей, поплясать, положить спать. Малыш выполняет действия с куклой по Вашему слову, демонстрируя понимание Вашей речи.
  4. Спросите малыша, где кроватка, где стол, где мы кушаем, где мы моем ручки. Понимает ли он Вашу речь? Ориентируется ли дома по Вашему слову?

Сенсорное развитие: Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (может показать большой и маленький предмет  из двух предложенных, разница в размере 3 см).

Как определить: Возьмите два вкладыша – куба. Один размером грани 10 см, другой – 7 см. Выложите из большого куба маленький и положите рядом. Попросите ребенка вложить маленький куб в большой. Дайте ему возможность попробовать 2-3 раза. Не помогайте и не подсказывайте! Малыш делает задание сам.

Игра и действия с предметами: Воспроизводит в игре действия с предметами,  ранее разученные со взрослым (кормит куклу, нанизывает кольца на стержни).

В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых.

Как определить?

  1. Поставьте перед малышом куклу и игрушечную тарелочку или мисочку и предложите ему покормить куклу.
  2. Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка»  и предложите построить самому.
  3. Дайте малышу пирамидку с 4-5 кольцами и предложите нанизать колечки на стержень пирамидки (кольца одинаковой величины, их размер не учитывается).

    Ребенок должен выполнить все три действия.

Движения: ходит длительно, не присаживаясь (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игр и прогулки.

Навыки: самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте, как ест ребенок — во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге.

 

Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

Развитие речи:

Проявляет инициативу во взаимодействии со взрослыми по разным поводам.

А) Понимание речи: Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (например, по просьбе «дай собачку» может  дать разные игрушки-собачки из предложенных, так как выделяет главные, отличительные признаки собаки в отличие от других зверюшек)

Как определить? Поставьте перед ребенком на столике предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Попросите малыша найти собачку (можно дать другое задание – найти кошку).

Затем поменяйте игрушки местами и еще раз скажите: «Где собачка? А где другая собачка?». Для задания лучше взять незнакомые игрушки.

Б) Активная речь: Произносит облегченные слова (би-би, кис-кис и другие) правильно. Произносит название предмета полностью в момент сильной заинтересованности (киса, утя)

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... срок. Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) исподтишка. По мнению ... 1. Трудности коммуникации. 2. Сильные реакции на сенсорные раздражители. 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская ...

Как определить? Возьмите красивую коробку или мешочек. Сюрпризный момент – Вы неожиданно показываете малышу игрушки, которые достаете из коробки или мешочка – например, куклу, зайчика, котенка, петушка или машинку. Спрашиваете при этом «Кто это?» Или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченными словами или правильно (ляля, кукла).

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4- контрастных формах предметов (отличает шар, куб, призму, кирпичик).

Как определить? Положите перед ребенком 3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы. Прокатите шарик по горке (сделайте горку с желобком из подручных материалов).

Попросите малыша найти еще шарики и скатить их. После этого возьмите один кубик, поставьте его. Попросите ребенка найти еще кубики и построить дом.

Игра и действия с предметами: Отображает в игре отдельные наблюдаемые жизненные и бытовые действия

Воспроизводит действия взрослых, ставит кирпичик на узкую грань (строит забор).

Как определить? Положите перед малышом предметы: куклу и расческу или куклу и носовой платочек. Скажите либо «Кукла не причесана», либо «У куклы грязный нос». Малыш причесывает куклу, вытирает ей нос.

Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.

Движения: Перешагивает через препятствия приставным шагом.

Как определить? Положите на пол брусочки или палку. Покажите, как перешагнуть через них приставным шагом. Попросите малыша перешагнуть.

Навыки: Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время кормления. Малыш в 1 год 6 месяцев съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки. При этом он держи черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Изобразительные умения: Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге.

Возраст 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев

Развитие речи:

Контактирует не  только со взрослыми, но и со сверстниками, эмоционально отзывается на общение.

А) Понимание речи: Понимает несложные рассказ по сюжетным картинкам, отвечает на вопросы взрослого. Отыскивает на картинках изображения знакомых действий.

Как определить? Покажите малышу одну за другой картинки с изображением знакомых сюжетов (4-5 картинок, например: «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают»).

По каждой картинке задайте вопросы ребенку: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом (не обязательно предложением).

Б) Активная речь: Пользуется предложениями из двух слов. Обозначает свои действия во время игры словами и двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игры и  в быту. Ребенок в 1 год 9 месяцев сопровождает свои действия двухсловным предложением (пример — «Кукла спать»).

11 стр., 5341 слов

Особенности коррекционного обучения, воспитания детей с нарушениями речи

... задания, чем в условиях зрительной. Детям сложно, почти недоступно распределять внимание между языком и практическими действиями. Большинство детей с нарушением речи не могут сосредоточиться и поддерживать ... развитием. В процессе выполнения учебного задания дети реагируют даже на незначительные раздражители окружающей среды: малозаметное движение предметов или слабый звук отвлекают их внимание. ...

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубиков, колец пирамидки) с разницей в 3-4-см.

Как определить? Вам понадобятся кубы-вкладыши (4 см, 7 см, 10 см).

Достаньте кубы один из другого и поставьте их на столе вразнобой. Предложите малышу их собрать. Малыш в 1 год 9 месяцев собирает вкладыши – кубы в соответствии с их величиной.

Игра и действия с предметами: Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «Ворота», «Самолетик», «Дом», «Скамейка».

Как определить? Покажите малышу, как строить (поставить два кирпичика вертикально, положить один кирпичик на них сверху горизонтально).

Предложите построить ворота.

Движения: Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см (доска, скамейка) и приподнятой над полом на 15-20 см)

Как определить? Малыш в 1 год 9 месяцев должен пройти по доске данного размера без Вашей помощи (войти на доску и сойти с нее может при помощи взрослого).

Навыки: Частично раздевается с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Во время раздевания ребенок снимает ботинки (с развязанными шнурками), туфли (расстегнутые).

Взрослый может немного помогать.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа.

Возраст 1 год 10 месяцев – 2 года.

Развитие речи:

А) Понимание речи: Понимает рассказ без показа, особенно бывший в опыте ребенка.

Как проверить: Расскажите малышу рассказ о хорошо знакомых ему событиях ( как на прогулке видели собачку или кошку, как кормили голубей и т.п.).

Не используйте картинок или игрушек при рассказывании. После рассказа задайте вопросы по его содержанию (3-4 вопроса).

Ребенок отвечает на них словом или коротким предложением, демонстрируя понимание содержания Вашего рассказа.

 Б) Активная речь: При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.

Как определить: Во время игр, прогулки, общения малыш обращается к взрослым с речью, говоря трехсловными предложениями (т.е. предложениями из трех слов).

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу и по слову 3-4 контрастных цвета. Подбирает пары предметов по цвету (найди такого же цвета).

Как определить? Вырежете из цветного картона три пары носков или варежек (силуэты).

Они должны быть трех цветов: красные, зеленые, синие. Разложите перед ребенком получившиеся картинки в следующей последовательности: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Малыш подбирает к каждой варежке ( или к каждому носку) пару по цвету.

Игра и действия с предметами: В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетных игр).

Например, куклу сначала купает, затем вытирает полотенцем. Или мишке сначала моет лапки, потом завязывает нагрудник, потом кормит. Строит несложные постройки (стол, стул, кровать).

Играет рядом со сверстниками (как другие дети кормит куклу, вставляет фигурки в отверстия и др.), проявляет интерес к играм сверстников.

Как определить: Положите перед малышом предметы и игрушки: куклу – голыша, кубик (вместо мыла), губку, полотенце, ванночку. Создайте игровую ситуацию, скажите «Кукла грязная, испачкалась». Ребенок сначала сажает куклу в ванночку, намыливает, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый не подсказывает последовательность действий.

5 стр., 2209 слов

Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

... речи детей раннего дошкольного возраста. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности [22]. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, ... дошкольном образовательном учреждении. Предметом исследования являются особенности использования малых форм устного народного творчества в речевом развитии детей раннего дошкольного ...

Движения: Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Как определить? Разложите на полу 4 брусочка на расстоянии 20 см друг от друга. Покажите, как перешагивать через них чередующимся шагом (не приставляя одну ногу к другой во время перешагивания).

Попросите малыша пройти так же.

Навыки: Частично надевает на себя одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Понаблюдайте, может ли ребенок сам надеть шапку, ботинки, носки. Допустима небольшая помощь взрослого.

 Изобразительные умения: Рисует горизонтальные и вертикальные линии, подражая взрослому («дождик», «травка», «салют», «дорожка» и т.д.)

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (н. М. Аксарина, т.В. Пантюхина).

Возраст 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев

Развитие речи

Активная речь: Ребенок говорит многословными предложениями (в предложении более 3 слов).

В речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»

Понимание речи: Понимает рассказ без показа о событиях, которые были в опыте ребенка.

Как определить: Понаблюдайте за малышом в повседневном речевом общении, побеседуйте  с ним на любую интересную для ребенка и близкую ему тему. В диалоге малыш хотя бы раз использует трехсловное предложение, может ответить на Ваши вопросы, сам задает вопросы.

Сенсорное развитие:

А) Воспроизведение формы: По образцу подбирает геометрические формы. Ориентируется в 6 контрастных формах предметов – шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Как проверить: Попросите малыша подобрать такую же форму по образцу.

Б) Воспроизведение цвета: Подбирает по образцу разные предметы 4 основных цветов – красный, синий, желтый, зеленый («Спрячь мышку» и другие игры).

Как проверить: Вам понадобятся цветные карточки (красная, зеленая, синяя, желтая).

Также подготовьте 8 предметов, должно быть по два предмета каждого цвета. Например, красный цвет – красный карандаш, красный кубик. Желтый цвет – желтый игрушечный утенок, желтый маленький мячик. Покажите малышу цветные карточки. Возьмите один предмет в руки и спросите, куда его нужно положить. Малыш подбирает по цвету два предмета к каждой цветной карточке.

Сюжетная игра: В игре сюжетного характера ребенок отражает взаимосвязь и последовательность 2-3 действий.

Как определить: Понаблюдайте за игрой малыша. В ней должны присутствовать цепочки последовательных логически обоснованных действий (например, сначала нужно помыть лапки мишке, завязать нагрудник, а потом уже его кормить, а не наоборот).

Дайте ребенку игровой набор для игры в продавца, доктора или парикмахера. Понаблюдайте, выполняет ли малыш в игре цепочку из 2-3 связанных между собой действий.

5 стр., 2339 слов

Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической ...

... нию передачи социального опыта — подчинены все ее основные компоненты: коммуникативное намерение, предмет речи, образ ав- тора и адресата, условия общения, — отражение которых очевидно, например, ... с тем конкретизируется, приобретая вполне определенное содержание. Концепция – сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме. Разработка концепции – не ...

Изобразительные умения: умеет рисовать замкнутую кривую линию.

Конструктивные умения: Самостоятельно делает сюжетные постройки из строительного материала и называет их.

Движения: Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см.

Навыки: Ест достаточно аккуратно. Самостоятельно одевается, но не умеет сам застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Как определить: Понаблюдайте за ребенком после сна, во время сбора на прогулку. Малыш в два с половиной года может самостоятельно надеть шапку, рубашку, штаны, пальто (без завязывания шнурков и застегивания на пуговицы).

Возраст 2 года 7 месяцев – 3 года.

Развитие речи.

Активная речь: Начинает употреблять сложные предложения. Появляются вопросы «Когда?», «Почему?»

Понимание речи: Понимает сказки и рассказы о событиях, которых не  было в опыте ребенка, но ему знакомы отдельные элементы.

Как определить: Понаблюдайте за ребенком во время общения с ним на разные темы. Есть ли у него в речи сложные предложения (хотя бы одно), какие вопросы он Вам задает, понимает ли Ваш рассказ о новых событиях, в которых ему знакомы лишь отдельные элементы.

Сенсорное развитие:

А) Воспроизведение формы:  В своей деятельности правильно использует геометрические формы по назначению (накладывает на силуэт, вкладывает в отверстия соответствующей формы).

Б) Воспроизведение цвета: Называет 4 основных цвета.

Как определить: Возьмите 8 цветных предметов разной формы (это должны быть знакомые ребенку предметы) четырех основных цветов – красный (2 предмета – например, красный флаг и красный карандаш), зеленый (два предмета – например, зеленый мяч и зеленый игрушечный крокодил), желтый, синий. Показывайте предметы и спрашивайте, какого они цвета.

Сюжетная игра: Появляются элементы ролевой игры.

Как определить: Понаблюдайте за игрой ребенка. Он берет на себя роль и выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Сопровождает свои действия речью.

Конструктивные умения: Появляются сложные сюжетные постройки (дом, лестница, гараж) , ребенок называет их и обыгрывает с игрушками.

Изобразительные умения: С помощью карандаша, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, зайка, окно, мячик и так далее).

Движения: Перешагивает через веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см.

Навыки: Пользуется салфеткой при еде. Самостоятельно одевается при небольшой помощи взрослого. Может застегнуть пуговицы. Стремится к самостоятельности.

7. Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

— показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

12 стр., 5757 слов

Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности ...

... анализ самонаблюдений Скороходовой, показывают, что незрячие по запаху могут определить знакомого человека, находят необходимые предметы. У детей с глубокими нарушениями зрения с самого раннего возраста ... кожной чувствительности расширяет, обогащает объем представлений, их образность о предметах, явлениях, взаимосвязях. Знакомство детей с этими видами кожной чувствительности и формируемые на их ...

— совместные с воспитателем игровые действия

— включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

— демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

— применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

— подсказывающие вопросы

Приемы косвенного руководства.

— подбор игрушек с определенными свойствами

— рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

— наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

— разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

— подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

— рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

— создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

— изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

— постановка педагогом проблемной ситуации

Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носитознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.