Виды эмоц. процессов:

Психолого-педагогические основы развития эмоционально-волевой сферы личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений и навыков воплощения прекрасного в жизнь. Близость к природе как один из факторов эстетического воспитания сельских школьников.

Эмоциональные процессы- психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Эмоции (в узком смысле) — переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо.

Эмоции (в широком смысле) — целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Речь идет об эмоциональном состоянии человека.

Типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Свойства эмоций: универсальность, динамичность, доминантность, адаптация, субъективность, удержание в памяти, заразительность.

Виды эмоц. процессов:

1. аффект — эмоц. процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения — невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации;

2. эмоции — радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и др.;

3. чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью;

Свойства чувств:

  • более длительны, чем другие эмоциональные состояния;
  • чувства предметны — отражают устойчивое отношение к конкр. объектам (реальным или воображаемым);
  • чувства устойчивы и постоянны;
  • чувства возникают как обобщение эмоций.

Классификация чувств:

5 стр., 2009 слов

Эмоции и чувства человека

... развитии чувств может наблюдаться и угасание. 2. Классификация и характеристика эмоций и чувств Эмоции и чувства человека чрезвычайно ... или мешать, затруднять его деятельность (отрицательные чувства). Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями мышц лица (мимика) ... также отвлечением или переключением внимания. Психологический смысл этих приемов заключается в отвлечении внимания ...

1) нравственные (чувство любви, нежности, эгоизма);

2) интеллектуальные — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека (чувство ясности мысли, любознательности, радость открытия нового);

3) эстетические — чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов (чувство красоты, гармонии, возвышенного)

4. настроение — общее эмоц. состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта;

5. страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте;

6. стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на кот. ранее не сформирована, но д.б. найдена в сложившейся ситуации; неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутр. требования.

Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на:

  • непроизвольные действия (совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений, напр., поступки людей в состоянии аффекта);
  • произвольные действия (предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, кот. могут обеспечить ее достижение, их очередность, они производны от воли человека, отсюда и название).

Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Выполняя разл. виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут не сформироваться, если:

4 стр., 1578 слов

К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами,

... – один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека – гражданина, тесными узами связанного с трудящимися ... преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать ... детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера, глубоко раскрыл педагогическое значение ...

  1. ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись;
  2. ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен сам принимать решения.

Волевые действия м.б. простые (при кот. человек без колебаний идет к поставленной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться) и сложные, в кот. выделяют след. этапы:

  • осознание цели и стремление достичь ее;
  • осознание ряда возможностей достижения цели;
  • появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
  • борьба мотивов и выбор;
  • принятие одной из возможностей в качестве решения;
  • осуществление принятого решения;
  • преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют 2 следствия: 1-ое — достижение конкр. цели, 2-ое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соотв. уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

В значительной мере эмоционально-волевая сфера личности формируется в эстетическом воспитании.

19 стр., 9263 слов

Эстетическое воспитание детей

... тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. Вот основная задача и цель эстетического воспитания. Красота должна из редкой и праздничной вещи превратиться в требование ... науке и в теоретической педагогике ведутся относительно природы, смысла, цели и методов эстетического воспитания. С самых давних времен и до настоящих дней по ...

Эстетическое В.- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценить прекрасное, безобразное в творчестве и искусстве, жить и творить по «законам красоты» (Лихачев «Педагогика»).

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты:

  • эстетическое восприятие- способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образцы и испытывать эстетические чувства;
  • эстетические чувства- эмоциональное состояние, вызываемое оценочным отношением человека к явлениям искусства и действительности;
  • эстетические потребности- нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
  • эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
  • эстетические идеалы — социально и индивидуально психологические обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесн6о связаны с нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Но возможности ЭВ учащихся, предоставляемые учебным планом и программой ограничены. Эта ограниченность д.б. компенсирована в системе дополнительного образования, самодеятельности. Во внеурочное время ЭВ осуществляется посредством работы кружков, студии, коллективов художественной самодеятельности, театров.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. Организационная культура, социально-психологический климат организации, критерии здоровог

... 1. Теоретическая часть 1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. Организационная культура, социально-психологический климат организации, критерии здорового и нездорового климата ...

Теория эстетического воспитания рассматривается в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного. Данное направление осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий.

Природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красот эстетического отношения к действительности и искусству. Но большой поток художественно-эстетической информации порой пагубно влияет на становление эстетических ценностей. Главным методом их формирования у школьников является метод сопоставления (красивое — некрасивое, ужасное — прекрасное) через определенные эталоны.

Показатели эффективности ЭВ: сформированность компонентов эстетической культуры, способность переживать эстетические чувства, формирование способностей в области искусства.

Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений, навыков воплощения прекрасного в жизнь.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика — всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

7 стр., 3382 слов

Анализ тематических доминант как метод диагностики личности пациентов эстетической хирургии

... Интерес вызывает возможность выявления латентных установок особой группы пациентов клиник эстетической хирургии, для которых характерно стремление уклониться от процедуры психодиагностического ... акцентированные концепты могут служить отправными вехами для построения смыслового поля личности, для построения прогностического сценария поведенческой реализации установок. Сравнение количественной ...

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Формирование в начальный период воспитания, навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

11 стр., 5450 слов

Использование естественных сил природы в физическом воспитании школьников

... двигательной деятельности, состояние и возможности анализаторных систем. К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические ... М. Стань сильным. - М.: Детская литература, 1991. Искусство быть здоровым / Рец. - проф. Зациорский В.М. Ч ... личности. Этому, так или иначе, служат все отрасли наук, развивающиеся в сфере физического воспитания ...

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.).

Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически- утилитарного назначения.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

Близость к природе как один из факторов эстетического воспитания сельских школьников.

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. «Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, садить деревья.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда — это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со средой. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой — нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп. Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства. Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов.

В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений. Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения подростков к природе обнаруживают свою не развитость.

В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно. Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.

19Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Особенности становления воспитательной системы сельской школы. Характеристика отечественных и зарубежных воспитательных систем (по выбору).

Понятие «восп. система» становится все более распр. и стало уже ключевым в нашей педагогике. В практике совр. массовой школы в последнее время говорят о существовании 2-х систем:

1) дидактическая система — охватывающая учебно-познавательную деятельность школьников и метод. работу учителя;

2) восп. система — система восп. работы.

В наст. время педагоги пришли к выводу, что сфера воспитания — это особая сфера и она не может рассматриваться как дополнение к обучению и образованию. Более того, задачи обучения и образования не м.б. решены без выхода педагога в сферу воспитания, др. словами, дидактич. система является подсистемой восп. системы.

Воспитание — процесс управления развитием личности через создание благоприятных условий. Тогда восп. система выступает и как психо-педагогический фактор и как социо-педагогический.

Давно утвердилось понятие в педагогике «дидактической системы». Ее характеризуют через цели, содержание образования, методы, формы его организации. Естественно, что в процессе образования реализуются и восп. цели. Любое образоват. учреждение выполняет воспит. функцию, т.к. формирует у школьников целостное отношение к окруж. миру с осознанием себя в этом мире, нахождением собств. «Я» и самореализацией. Эти функции не м.б. реализованы только в сфере познания. Развивающемуся человеку нужна трудовая, творческая деятельность, связанная с удовлетворением индивид.потребностей.

Воспитательная система школы- совокупность взаимосвязанных компонентов (восп. цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания (пед. словарь).

Целью и объектом ВС является целостная личность. ВС включает в себя след. компоненты:

  • цели;
  • совокупность субъектов;
  • освоенная среда;
  • упражнение.

Признаки ВС школы:

  1. наличие одной единой концепции развития школьной ВС;
  2. формирование з.о.ж.;
  3. сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия;
  4. совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

Основные функции ВС (традиционные):

1) интегрирующая — соединение воедино разрозненных, несогласованных воспит. воздействий;

2) регулирующая — упорядочение пед. процессов и управление ими;

3) развивающая — обеспечивает динамику системы, ее обновление и совершенствование.

Новые функции:

  1. защитная — обусловлена соц.-экон. состоянием общества;
  2. корректировочная — связана с информационным бумом;
  3. компенсаторная — дети-сироты, неблагополучные семьи.

Среди понятий — таких, как «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», -«воспитательная система"занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов. А это значит, что оно и должно стать в педагогике исходным для характеристики всего круга системных понятий, ибо, не познав общего, нельзя понять частное, не натыкаясь на непознанные общие закономерности.

В педагогике давно уже получило признание понятие «дидактическая система». Как правило, дидактическую систему школы характеризуют через цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Естественно, что в процессе образования реализуются и воспитательные цели: под влиянием содержания усваиваемого материала, форм и методов включения школьников в образовательный процесс. Другими словами, дидактическая система, если ее рассматривать с позиций воспитания, является подсистемой воспитательной системы.

Таким образом, любое учебное заведение имеет как обучающую, так и воспитательную функцию. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее значимой является и воспитательная функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в сфере обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система сельской школы.Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно -нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно- воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

11_emotsionalnaya_i_volevaya_sfera — Стр 2

Восп. система В.А. Караковского. В 1963 г. в челябинской школе № 1 стали применять методику коллективного творческого воспитания. Воспитательная система К. ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. В школе К. восп. деятельность в учебном процессе и в соц. среде соединена в единое целое. Стиль отношений, по К., строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Основная форма организации школьного коллектива — подготовка и проведение неформальных школьных дел, имеющих нравственный смысл для учащихся Проводились коммунарские сборы, дидакт. театр, творческая учеба, «читай — город», аукционы знаний.

Восп. система А.А. Захаренко. Сочетает массовую и индивидуальную работу с учащимися на основе знания каждого школьника и опоры на лучшее в нем. Развивал идею Макаренко о близких и далеких перспективах. З. удалось сплотить педагогов, учащихся и родителей в единый коллектив и тем способствовать возрождению бывшего неперспективного села. Трудовое обучение З. ориентировал на реальные дела учащихся: в школьных цехах — по договору с предприятиями изготавливалась промышленная продукция; выпускники вместе с аттестатом получали и профессию.

Восп. система Р. Штайнера. Вальдорфская педагогика — разновидность «свободного воспитания», это система самопознания и саморазвития индивидуальности. Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия собственного опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Воспитание происходит без принуждения, без насилия духовного и телесного. Свобода как средство воспитания. Обучение неотделимо от воспитания: обучение есть воспитание определенных качеств личности. Культ творчества, творческой личности. Соединение восточной и европейских культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и астрального. Единая жизнь педагогов и учеников.

Восп. система М. Монтессори. Идея воспитывающей среды: силы развития заложены в ребенке, но они могут и не реализоваться, если не будет подготовительной среды Монтессори — материал — часть педагогической среды, психологическое орудие, инструмент опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, смотрит внутрь себя, манипулирует им и незаметно приобретает умения. В школьном периоде пед. средой является вся система: от материальной базы до псих. уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. В школе уроков нет. День начинается с общего круга, после все расходятся на свободную работу, каждый сам выбирает чем будет заниматься. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку. Детям никто не дает никаких заданий, оценка труда — в виде одобрения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector