«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП). Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Профессиограмма.»

Содержание:

Введение

1. Место ППФП в системе физического воспитания

2. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП.

3. Организация занятий, методика подбора средств ППФП.

4. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства

Список литературы

Введение

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях человеческого общества. В древней Греции гимнастику рассматривали как важное средство подготовки к трудовой деятельности и военному делу. Организация прикладной физической подготовки в армии и на флоте России связана с именем Петра I. По его указу гимнастика была введена как обязательный предмет в военно-морских учебных заведениях. В России те или иные элементы ППФП по традиции передавались из поколения в поколение. Игры и физические упражнения отражали и производственную деятельность людей и их прикладную направленность (охоту, земледелие, скотоводство и др.).

В народе были широко распространены ходьба на лыжах, катание на коньках и санках, плавание, гребля, верховая езда и др. ППФП в Советской России стала активно развиваться в 20-е годы XX века. В эти годы особенно большое внимание уделяется прикладной трудовой и военной физической подготовке. Центральным институтом труда (ЦИТ) в рамках Всевобуча (всеобщего военного обучения) была проведена работа по созданию «трудовой гимнастики», направленной на совершенствование производственного обучения и подготовки рабочих. В 30-е годы был разработан и введён комплекс «Готов к труду и обороне», который был направлен на укрепление здоровья и повышение производительности труда. Основоположником теоретических основ ППФП в нашей стране был профессор В.В. Белинович (50- е-60-е гг. ХХ в).

Особое место в его работах было отведено совершенствованию двигательных навыков, необходимых для овладения профессией. Им сформулирована цель, основная направленность и место ППФП в целостной системе физического образования учащейся молодежи. В 60-е и последующие годы эта тема получила активное развитие. В 1967г. профессором В. И. Ильиничем издано учебно-методическое пособие, в которых определено содержание ППФП среди студентов сельскохозяйственных вузов. Программно-нормативные требования ППФП в системе различных типов учебных заведений разрабатывалось рядом других авторов — Р.Т.Раевским, В.А.Кабачковым, С.С.Коровиным и др.

6 стр., 2887 слов

Спортивная подготовка в системе физического воспитания

... Таким образом, целью моего реферата стало подробное изучение спортивной подготовки в системе физического воспитания занимающихся физической культурой. Задачами, реферата стали рассмотрение структуры ... подготовки спортсменов (включая техническую и физическую, тактическую и психическую ее ...

1. Место ППФП в системе физического воспитания

Современное производство с его механизацией, автоматизацией и компьютеризацией производственных процессов характеризуется, с одной стороны, уменьшением удельного веса физического труда, с другой — повышением его сложности и интенсивности, требует большого напряжения умственных, психических и физических сил, высокой концентрации внимания специалистов. Поэтому соответствующие качества должны постоянно воспитывать и среди молодежи, обучающейся в СПТУ, техникумах и ВУЗах, а также у специалистов соответствующих профессий. Необходимо научно-обоснованное применение физической культуры и спорта с учетом особенностей и характера предстоящей профессиональной деятельности. Профессионально-прикладная физическая культура(ППФК) рассматривается как часть физической культуры, специфика которой заключается в направленности на содействие и развитие личности и оптимизацию необходимых условий для реализацию её физических и психофизических качеств и способностей в будущей профессиональной деятельности. Она является необходимой частью физического воспитания студенческой молодёжи. Физическая подготовка, которая осуществляется с учетом требований производства (ППФП), вида деятельности (военное дело), вида спорта (СФП) и т.д. может занимать в разных учебных заведениях от 10-15% до 70 % всего времени, отведённого на учебный процесс, и реализовываться как на учебных занятиях, так и в не учебное время.

Цель ППФП — достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. На основании этого выделяются следующие задачи ППФП:

? развитие ведущих для данной профессии физических качеств;

? формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

? повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

? воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

? повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

? содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.

Решение задач ППФП для конкретной профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера и специфики.

Чтобы лучше представить себе возможности ППФП, остановимся несколько подробнее на ее составляющих.

Прикладные знания — это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными. Например, экономисты в течение рабочего дня, как правило, 6-8 часов проводят сидя. Уже через 2-3 года с начала работы у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессиональной деятельности.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

Прикладные качества — это те же физические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников высокой квалификации. Например, все виды операторской работы (оператор на буровой, оператор на химическом заводе и т.д.) требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, развития внимания. Для представителей других профессий требуется или повышенная общая выносливость или сила отдельных мышечных групп, или ловкость. Поэтому становится существенно важным заблаговременное акцентирование и формирование этих прикладных качеств до профессионально необходимого уровня, что и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности. Каждая профессия предъявляет свои требования и к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми и т.п. Так, профессиографические исследования, выполненные на членах буровых бригад (Броун С. И.,1984) показали, что приоритетное значение придается функции внимания (концентрации, широты, переключения), а также- эмоциональной устойчивости, координации движений и другим качествам.

Поэтому в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей, способных более успешно овладевать профессией. Например, профессиональный отбор особенно важен при отборе специалистов для работы в экстремальных условиях (морское бурение, операторы химического производства, полевые геологи и многие другие).Многие виды спорта вырабатывают соответствующие качества. К примеру занятия борьбой, боксом, мотоспортом способствуют выработке смелости и решительности, марш-броски и кроссы длительностью 1-2 часа совершенствуют волю занимающихся. Занятия игровым видами спорта существенно повышают общительность (коммуникабельность) человека.

Таким образом, под прикладными специальными качествами подразумеваются способности организма человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами тран……..

Список литературы:

1. Афанасьева, С.В., Холопов, А.В. ППФК в аграрном вузе//Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры в высших учебных заведениях Минсельхоза России. Материалы Всероссийской научно- практической конференции с участием международных делегатов стран СНГ 10-13 ноября 2010 года. Тюмень,2010.-с.24-26.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и спорт: учеб.пособие для вузов/ М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич. — М.: Высшая школа, 2000. — 245 с.

11 стр., 5073 слов

Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

... разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов в высших учебных заведениях всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую ... литературы и источников Введение В России традиционные методы обучения не развивают качества и навыки, студенты и молодые специалисты не способны нарабатывать их самостоятельно, ...

3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента. — М., 2004. — 447 с.

4. Ильинич, В.И., Костин, А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства лесостепной зоны. — Саратов, 1972. — 125 с.

5. Остапенко, Е.А. Формирование профессионально-прикладной физической культуры специалистов аграрного профиля в высших учебных заведениях: дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / Остапенко Е. А. — Хабаровск, 2006.-165с.

6. Раевский Р.Т.,Канишевский, С.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений:учебно- метод.пособие/ Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский. — Одесса.: Наука и техника, 2010. — 380 с.

7. Хафизов, Э.Х., Новиков, И.В. Организация занятий по физическому воспитанию студентов с учетом специфики будущей трудовой деятельности. — С-П., 1994. — 45 с.

8. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2001. — 356 с.