Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 4-6

Глава 1 Теоритические аспекты проблемы………………………. 7-20

1.1 Социальный портрет отца-одиночки…………………………. 7-10

1.2 Социальные проблемы отцов-одиночек……………………… 10-15

1.3 Нормативно-правовая база в области социальной защиты неполной семьи…………………………………………………………… 16-20

Глава 2 Роль отца в системе социального воспитания детей в семье………………………………………………………………………. 21-33

2.1 Направления социальной работы с неполными отцовскими семьями…………………………………………………………..………. 21-25

2.2 Опыт социальной работы с отцовскими семьями зарубежом… 25-33

3 Направления социальной работы с неполной отцовской семьей 34-39

Заключение………………………………………………………….. 40-41

Список использованных источников……………………………… 42-43

Введение

Важнейшей социальной функцией семьи всегда было и остается воспитание подрастающего поколения. Семья призвана обеспечить ребенку необходимые условия для его развития, первичной социализации. В современной семье именно родители несут правовую, материальную, моральную ответственность за ребенка вплоть до приобретения им статуса взрослого члена общества.

Вместе с тем, в настоящее время, а точнее со второй половины ХХ в. во многих обществах наметилась тенденция перестройки в системе института семьи. Это связано с изменением взглядов на институт родительства.

Современный институт родительства отличается прежде всего системой норм и правил, предписываемых как обществом, так и культурой, традициями, ценностями общества. Этот подход лежит в основе распределения, как отмечал И.С. Кон, внутрисемейных обязанностей, моделей поведения, функцией ухода за детьми и воспитания.

При этом обратим внимание на исторические корни института отцовства, можно заметить, что в славянской культуре он определяет такими характеристиками как: глава семьи, властная сила, обеспечивающая систему воспитания, порядок, ответственность, соблюдение традиций семьи, заботу и защиту детей от социальных рисков.

В современном обществе отцовство, как свидетельствуют исследования несколько теряет свой смысл. Обусловлено это такими факторами как, отец не всегда становиться гарантом благополучия семьи, примером для ребенка, многие отцы устраняются от воспитательного процесса. Все это снижает социальный статус отцовства.

Между тем в последние время все отчетливее наблюдается тенденция исследования феномена отцовства в контексте его влияния на растущую личность ребенка. Причиной тому,

12 стр., 5935 слов

Социальная работа с детьми-сиротами в условиях детского дома

... численности детей, брошенных матерями после рождения. Воспитание детей с младенческого возраста вне семьи накладывает отпечаток на психическое, физическое и социальное развитие человека, затрудняет работу воспитателей ... специфика социальной работы в условиях детского дома. 4. Раскрыть проблемы и вопросы связанными с детьми-сиротами Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, ...

1) многих семьям воспитательный процесс стал в основном уделом матери:

2) — стал активно развиваться институт отцовства в форме семьи отца-одиночки в силу расторжения брачных отношений, овдовения, либо усыновления ребенка.

Данный феномен в научном плане сегодня только получает свое развитие. Этой проблеме посвящены работы Д.Аквиса, Т.Гурко, Ю. Евсенниковой, А. Поэтковой, В.Волович, В.Мухиной и др.

Вместе с тем, по нашему мнению, эта проблема должна найти отражение в исследованиях в области социальной работы.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в возникновении института отца-одиночки, который стал таковым по различным жизненным ситуациям. В юридической и правовой литературе в Республики Беларусь и Российской Федерации статус отца-одиночки не закреплен на уровне государства, в связи с чем матери-одиночки и отцы-одиночки не могут пользоваться одинаковыми правами.

Целью исследования — изучить особенности социальной работы с неполными семьями отца-одиночки. Объектом исследования в работе выступают социальные проблемы неполной семьи — отца-одиночки. Предмет исследования — процесс социальной помощи и поддержки неполной семьи отца-одиночки.

Задачи исследования:

— изучить сущность понятия «неполная семья»;

— выявить социальные проблемы не полной семьи отца-одиночки;

— проанализировать поведение и роли отца в семейном воспитании в исследованиях известных педагогов и социологов;

— охарактеризовать нормативно-правовую базу в области социальной защиты и поддержки неполных отцовских семей;

раскрыть направления социальной работы по социальной поддержке неполных отцовских семей.

Структура курсовой работы состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается феномен отца-одиночки в социальной работе. Во втором разделе курсовой анализируется жизненная ситуация, в которой оказался отец-одиночка, социальная помощь отцу-одиночке со стороны общественных организаций. Характер работы носит исследовательско-аналитический характер.

При подготовке данного исследования нами были использованы следующие методы исследования:

— теоретический — междисциплинарный анализ, изучение методики проведения исследований;

— эмпирические — беседа, наблюдение.

Теоретическую основу исследования составляются современные педагогические и психические идеи исследования, раскрывающие сущность семьи, как социального института и малой социальной группы.

Глава 1 Теоритические аспекты проблемы

1.1 Социальный портрет отца одиночки

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети, и т.д., а также санкции за их невыполнение.

9 стр., 4498 слов

11. Д. Гласс – исследование социальной мобильности

... гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и "Журнала социальных исследований". И тем и другим руководил в то время М. Хоркхаймер (1895 ... мировой войны Во введении Д. Гласе подчеркнул, что исследование направлено на анализ социального статуса или социального престижа, а не социального класса в классическом понимании данного термина. В центре ...

Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности [15, c.55].

Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

В России по состоянию на 2012г., по официальной статистике, было около 67 млн. семей. Из них 300 тысяч отцов-одиночек, т.е. 0,5 %. Для сравнения — в Америке около 15 % одиноких отцов. Из европейских стран самой экстремальной по части разводов с передачей ребенка на воспитание отцу можно назвать Францию. Здесь ребенок остается с отцом по решению суда в 20 % случаев. То есть в тех случаях, когда отец сам изъявляет желание единолично растить детей. Согласно статистике, в странах Западной Европы число «отцовских» семей составляет 10-15 % от общего количества семей с одним родителем. Причинами, по которым отцы становятся одинокими, являются следующие. Иногда отец сам принимает решение воспитывать ребенка в одиночку, иногда вынуждают обстоятельства. Самый сложный случай — это когда мужчина остается с ребенком на руках после смерти жены. Двойной стресс, двойное потрясение — не только потеря любимого человека, но и полная смена жизненных ориентиров: оказаться в абсолютно новой, незнакомой для себя ситуации. Отцам-вдовцам, как правило, приходят на помощь близкие (бабушка, семья брата или сестры) и даже соседи. Достаточно распространенной причиной является и тот случай, когда мать не желает брать на себя такую ответственность [16, c.94].

Социальный портрет отца-одиночки по данным «Центра психологической помощи» выглядит следующим образом [33].:

— возраст 35-40 лет;

— разведен;

— воспитывает одного ребенка;

— житель города;

— доход средний.

Но объединяют одиноких отцов не только эти статистические данные — всем им свойственна искренняя любовь к детям и забота о них. На первый взгляд, главная проблема «одиноких» семей — материальная. Это не совсем так. Как считают психологи, мужчина, оставшийся с ребенком один на один, без мамы, решает гораздо больше проблем, чем оказавшаяся в таком же положении женщина. Отцы-одиночки часто испытывают трудности бытового характера: в приготовлении еды, закупке продуктов, поддержании порядка в доме, распределении семейного бюджета и многих других.

10 стр., 4806 слов

Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием

... людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем ... к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; - забота о потребностях ребенка; - распределение обязанностей ...

Отцы часто комплексуют, оказавшись чисто в женской среде: на родительском собрании или на детской площадке. Мужчины боятся, что не справятся с воспитательными премудростями, особенно, если воспитывать приходится дочку: они считают себя некомпетентными в педагогических вопросах, при этом должны принимать решение, полагаясь лишь на собственную интуицию, не имея возможности посоветоваться с партнером по поводу решения какой-либо проблемы [7].

Самое сложное — то, что отец одновременно должен взять на себя как материнские, так и отцовские обязанности: быть в одном лице и строгим отцом, и нежной мамой, научиться быть подружкой для маленькой дочери и советчиком для подростка. Кроме того, отцам сложнее преодолеть существование без женщины и посвятить себя полностью детям: как правило, отец стремится найти себе спутницу жизни, но при этом боится создавать новую семью, опасаясь за детей. Конечно, не все трудности легко «поддаются», но преодолеть их можно, было бы желание. Тем более что и есть положительные моменты: одинокий отец может посвящать ребенку больше времени и внимания, получая взамен «большую порцию» детской любви, предназначенную и матери и отцу. Психологи отмечают, что дети, воспитанные отцами, как правило, отличаются зрелостью и ответственностью уже в раннем возрасте. Они больше ценят любовь и заботу родителя, скорее готовы прислушиваться к его советам, взрослеют быстрее обычного и становятся опорой и поддержкой одинокому папе. Если воспринимать такое отцовство не как «крест» и наказание, видеть во всем больше позитива, все будет хорошо. Психологи уверены: то, насколько эпитет «одинокий отец» деформирует мужскую судьбу, зависит только от самого человека. Большинство пап справляются и даже считают: «Так лучше, это позволило мне расти личностно, раскрыть новые грани жизни».

Мужчина, ставший отцом-одиночкой, пересматривает многое в своей жизни. Неважно, чем был изначально вызван тот факт, что мужчина-родитель остался один с ребенком, но важно то, что чаще всего он чувствует себя изолированным от социума, в непривычной для себя роли и действительно как на войне. Он острее, чем женщина, воспринимает тот факт, что за окнами яркое солнце, люди хотят веселиться и радоваться жизни, иметь хобби и увлечения, добиваться социальных целей. А в его жизни праздник теперь будет строго дозированным, и этот праздник ещё нужно заслужить. Карьера, скорее всего, если и сложится, то придется применить огромную изобретательность и недюжинную деловую хватку. К тому же у женщины есть шанс встретить человека, который, по крайней мере, поможет материально. У отца-одиночки такого шанса просто нет, и он предпочитает не жаловаться, справляясь со всем самостоятельно. Сложно в такой ситуации пересилить себя, жить без обид на окружающих с пониманием того, что в собственных руках не только своя жизнь, но и жизнь ребенка. По мнению Гурко Т.А — многие отцы-одиночки, решив основные бытовые и материальные проблемы, прекрасно научившись ухаживать за детьми, остаются жить с обидой: на легкомысленных, глупых и никчемных женщин, которые не хотят прийти и разделить с ними кров и стол; не хотят слушать упреки; не хотят лишних сложностей [8, c.11].

Таким образом получается, что социальный портрет отца одиночки выглядит следующим образом: мужчина 40 лет, имеющий высшее образование и одного ребенка. Предпосылками для приобретения статуса одинокого отца является смерть супруги, развод, лишение родительских прав супруги, решение суда об опеки над ребенком отцом.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ...

1.2 Социальные проблемы отцов-одиночек

В настоящее время общество становится все более мобильным, поэтому люди все чаще живут и работают вдалеке от родных и близких, а иногда и вдалеке от спутника жизни. Во многих странах усугубляет положение дел субкультура, подрывая такие институты, как семья и брак, дающие человеку чувство стабильности. В настоящее время в научной литературе выделяются следующие особенности неполных семей (рисунок 1).

Рисунок 1 — Особенности неполных семей

Источник: [32]

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами [9, c.103]. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей [4, c.12].

Другая ситуация, если женщина отказывается от воспитания своего ребенка или ее лишают родительских прав. В такой ситуации мужчина принимает ответственное решение сам, психологически он больше готов к своей миссии, хотя и в этом случае от помощи других родственников лучше не отказываться.

Одной из самых серьезных трудностей, которые испытывают отцы-одиночки, являются бытовые проблемы. Поначалу мужчине трудно выполнять «женскую» работу: готовить еду, присматривать за малышами, убирать, распределять бюджет. Еще одной психологической проблемой может стать то, что папа окажется одним мужчиной среди мам на родительских собраниях.

Больше сложностей у отцов возникает в том случае, если приходится воспитывать дочку. Многие мужчины комплексуют, считая себя……..

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь от 24 февраля 1993 г. Минск 1995 — с.66

2. Закон РБ от 5 ноября 1993 г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РБ» с доп. и изм. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — КонсультантПлюс — Дата доступа: 04.03.2013

3. Закон РБ от 24 июля 2000 г. № 87-3 «О государственной поддержке многодетных семей в РБ» с доп. и изм. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — КонсультантПлюс — Дата доступа: 04.03.2013

4. Арканцева, Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии, 1999, № 3 — с.12-13

5. В Екатеринбурге прошёл слёт одиноких отцов — [Электронный ресурс] — Режим доступа — < society/6934/> — Дата доступа: 17.03.2013

6. Вместо мамы: 10 знаменитых отцов-одиночек — [Электронный ресурс] — Режим доступа — < vmesto-mamy-10-znamenityx-otcov-odinochek/> — Дата доступа: 18.03.2013

7. Гроздей, Е. В. Сопоставительный анализ профильных портретов отца-одиночки и матери-одиночки — [Электронный ресурс] — Режим доступа — < conferences/evrika/index.php/ped-i-psih-detstva/57-r5s7.html> — Дата доступа: 12.03.2013

10 стр., 4635 слов

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных ...

... главным образом определяет актуальность данной курсовой работы. Цель: разработка структуры электронного портфолио младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в ... школьников; 3. Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения электронного портфолио в начальной школе; 4. Изучить методики оценки сформированности универсальных ...

8. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства. Социологические исследования, 2000, № 11 — с.10-14

9. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты. М. 2003 — 284с.

10. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 23. Л. 1981, — 427c.

11. Ильин, Е.Н. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб. 2002. — 194с.

12. Кон, И. Зачем нужны отцы? Литературная газета, 28 февраля 1973 — 8с.

13. Кон, И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М. 1988 — 402с.

14. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии, 1987, № 2. с.54 — 61

15. Малышева, М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: 2001 — 218с.

16. Общественная организация Объединение Отцов — одиночек Украины — [Электронный ресурс] — Режим доступа — < id223> — Дата доступа: 11.03.2013

17. Одинокий отец — не приговор! — [Электронный ресурс] — < content/view/52637/81/> — Режим доступа: 16.03.2013

18. Основные демографические показатели по всем странам мира в 2004 году // Демоскоп Weekly, № 167 — 168 30 августа — 12 сентября 2004

19. Отцы-одиночки в борьбе за права детей — [Электронный ресурс] — Режим доступа — < polozenie/34-otcy-odinochki-v-borbe-za-prava-detej.html> — Дата доступа: 17.03.2013

20. Отцы-одиночки Голливуда — [Электронный ресурс] — Режим доступа — < articles/tet-tet/4663.html> — Дата доступа: 19.03.2013

21. Прокофьева, Л., Валетас М. — Ф. Отцы и дети после развода. Население и общество, № 50, ноябрь 2000 — с.24-26

22. Подольский, А., Идобаева, О., Хейманс, П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. СПб 2004 — 152с.

23. Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. — 208с.

24. Социальная работа / под общей ред. В.И. Курбатова. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 576 с

25. Фирсов М.В. Психология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / М.В. Фирсов. — М., 2004. — 275 с.

26. Холостова Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. — М.: Дашков и К, 2004. — 567 с.

27. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. — М.: Дашков и К, 2006. — 340 с

28. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов / Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА — М, 2001. — 226 — 235 с.

29. Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов / А.А. Чернецкая. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 102 с.

30. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. / В.М Целуйко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 271 с.

31. Шишин Н.Ю. Семья как общественное явление / Н.Ю. Шишин. — Воронеж, 1999. — 188 с.

32. Я папа — [Электронный ресурс] — Режим доступа — < > — Дата доступа: 07.04.2013

33. Ясная Л. В. Проблемы семей с больными детьми по материалам зарубежных исследований // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сб. статей / Под. ред. Е. Ф. Ачильдиевой. — М., 1997. — С. 11 — 23.

8 стр., 3877 слов

Лекция 3 информационные мультимедиа-ресурсы для общего среднего образования

... информационных источников в отдельных школьных дисциплинах.      Основными видами электронных информационных ресурсов образовательного назначения, которые могут быть основаны на использовании мультимедиа ... Система общего среднего образования испытывает потребность в оперативном доступе к таким мультимедиа-ресурсам в целях сокращения затрат на приобретение дорогостоящего ...