Современные теории воспитания. Технология воспитания. Воспитательный процесс как система

Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К. Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).

В 20-30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А. С. Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы).

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:

· психоаналитическая теория (А. Гезелл, З. Фрейд, А. Фрейд,Э. Эриксон);

· когнитивная теория (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Д. Дьюи);

· поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Локк, Д. Уотсон,Б. Скиннер);

· биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);

· социоэнергетическая (культурно-родовая) теория ( Л. С. Выготский, П. А. Флоренский, Д. Радьяр);

· гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Воспитание — основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем.

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.

В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:

25 стр., 12123 слов

Предмет, задачи, структура и система основных понятий педагогической ...

... — процессов обучения, образования, воспитания и развития; — между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса; — процессов педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; ... компонентов в обучении. 4. Единство и взаимосвязь теории и практики. 5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от ...

· воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н. Е. Ковалев);

· воспитание в специальном педагогическом смысле — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности , ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский);

· воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский);

· воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности — ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.

Итак, перечислим основные закономерности воспитания:

· воспитание детерминировано культурой общества;

· воспитание и обучение — два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

· эффективность воспитания обусловлена активностью человека,включенностью его в самовоспитание;

· эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств,адекватных ребенку и педагогу.

Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осознать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе — педагогической действительности.

Цель воспитания в гуманистической педагогике — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

8 стр., 3531 слов

Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации ...

... Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с. 2. Методы воспитания духовности и нравственности в среде детей и ... на постоянную и нелегкую воспитательную деятельность, которая требует максимальной концентрации его ума,чувств и воли. Любой успех в деле становления личности должен переживаться ею как ...

Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения — признания способности человека к саморазвитию.

Средства воспитания — с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная — в младшем школьном, личностное общение — в подростковом, учебно-профессиональная — в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу в скором будущем потребует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.).

Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.

«Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями».

«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993) определяет методы воспитания как «совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий». Здесь же отмечается трудность классификации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.

Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобладали методы убеждения и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Естественно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъект — субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе само созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... педагога и егоцеленаправленное участиев изменение обучаемого. Системообразующей характеристикой любой деятельности, в том числе и педагогической, являетсяналичие цели. Цель педагогической деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности ... существом. Именно в семье начинается процесс "очеловечивания" ребёнка, взращивания в ...

Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, культуры педагога.

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс — целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на осуществление педагогических целей, — воспитательном или педагогическом процессе.

«Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.»

Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:

· безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

· проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

· осознание и признание права личности быть не похожей на других;

· предоставление права на свободный выбор;

· оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

· владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

· учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д.).

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе — задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

4 стр., 1697 слов

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО

... ряда дошколь­ных учреждений района. Во всех учреждениях используются: технология процесса алгорит­мизации предматематического развития ИВ. Житко, технология процесса обучения гра­моте и развитию речи в условиях двуязычия: в ... играм, ко­торые могут быть использованы музы­кальным руководителем не только с целью решения задач музыкального воспитания

Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 60-70-е гг. XX в., привлек педагогов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательным процессом. Под педагогической технологией понимается систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Педагогические технологии позволяют создавать гибкую и подвижную структуру учебно-воспитательного процесса, корректируемую на любом ее этапе благодаря наличию постоянной обратной связи. Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии обеспечивает достижение целей воспитания и обучения для всех учащихся.

Педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. Многих смущал сам термин «технология», который будто бы исключал творчество в деятельности педагога, оставлял педагогу лишь роль манипулятора. Однако интерес к педагогическим технологиям возрастал, внедрение технологического подхода в практику обнаружило тенденцию к быстрому накоплению новых технологий. В Казани под руководством М. И. Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное обучение; технологическая грамотность учителей росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов.

Так, в 70-е гг. получила известность и распространение методика В. Ф. Шаталова. Опыт украинского учителя математики, физики и астрономии В. Ф. Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию, не поддавался анализу и оценке с точки зрения традиционной педагогики и психологии, вызывал массу споров и порождал противоположные мнения.

Внедрение технологий воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе .

На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, — настроения, самочувствия педагога и детей.

Воспитательные технологии в целостном педагогическом процессе представлены теми же основными сущностными характеристиками, что и образовательные технологии, но создавать их значительно сложнее.

Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты:

· постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.).

В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;

· возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения;предварительная оценка уровня обученности или воспитанности;обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;

5 стр., 2210 слов

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление ... способы инициирования рефлексии учащихся. Проводят рефлексию     Приемы развития критического мышления   Приемы стадии вызова Верные и неверные ... «Дерево предсказаний» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Прием "Дерево предсказаний" заимствован ...

· обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.

Воспитание — сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.

Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнениюН. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это — эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно — ориентированная (Г. К. Селевко).

Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты.

Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно — ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

 

 

СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЦЕЛИ

Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воз-действия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготов-ки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но вос-питание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образова-нием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В на-правлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказываю-щие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют разли-чия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познава-тельных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, вос-питание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправ-ленный характер, который предполагает определенное направление воспита-тельной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осущест-вляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозгла-шенными тем или иным обществом.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитатель-ного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспи-тывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная госу-дарственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчиво-го, стремящегося к успеху человека.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности отражать свои впечатления – одна ...

Направления воспитания

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... минувшее столетие изменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональной деятельности. Если первоначально в системе «субъект - объект труда» ставились задачи подбора стандартных или «идеальных» ... Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и ...

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

• накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

• разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

• организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

• объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

• материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

• знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

• кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

• упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

• творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

• временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

• систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

• контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

• учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

• специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

9 стр., 4168 слов

Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как ...

... деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Формирование человека ... природы, техницизм в подходе к человеку. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в ... растущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды ...

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.

 

Современные пед подходы в воспитании

Актуальность исследования генезиса диагностического подходак процессу обучения и воспитания в истории отечественной педагогики обусловлена тем, что, во-первых, многие педагогические проблемы, поднятые в прошедшие столетия, до сих пор до конца еще не разрешены, и рассмотрение прежних попыток решения может дать новый импульс для такой работы; во-вторых, вновь становятся актуальными многие педагогические идеи прошлого, не востребованные в условиях господства социоцентристских философских концепций; в-третьих, в процессе педагогической деятельности необходимо видеть преемственность развития идей, методов, приемов.

Под диагностическим подходом в педагогике мы понимаем обусловленность образовательного процесса результатами диагностики. В настоящее время такой подход к процессу обучения и воспитания является неотъемлемой частью гуманистической парадигмы личностно ориентированного образования. В число существенных требований к технологиям такого рода входит направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, что предполагает диагностику развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процесса развития каждого ребенка.

 

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Деятельностный подход в воспитании растущего человека в непосредственно практическом аспекте своими истоками уходит в глубь истории. Человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функции деятельности, осознанной вначале лишь в форме производительного труда, были оценены еще на заре человеческой культуры и цивилизации. Труд как материальная преобразующая предметная деятельность явился первейшей причиной и предпосылкой выделения человека из природы, становления и развития в ходе истории всех человеческих качеств. Человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих видов и форм, породила культуру, вылилась в культуру, сама стала культурой – той средой, которая растит и питает личность. Подобная оценка роли деятельности и, в частности, труда впервые была осуществлена в рамках немецкой классической философии. Она была усвоена марксизмом, ее придерживаются и современные отечественные гуманитарные науки, предметом которых в том или ином аспекте выступает деятельность. Психология и педагогика – в особенности.

Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским.

Основы деятельного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н, Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности к внешней – обозначается термином «экстериоризация».

 

Интегративный подход как педагогический принцип обеспечивает успех и запрограммированную результативность тогда, когда теоретически обоснованы и практически задействованы его структурные стороны (элементы) с учетом реальных условий. Мы имеем ввиду не только кардинальные элементы и их взаимосвязь, но и специфические. В частности, нами сделана попытка исследовать специфику интегративного подхода к воспитанию в конкретных условиях адыгейской школы. Обращено внимание на такие аспекты, как место этнопедагогики в педагогической интегральности; роль и значение традиций, обычаев, социально-бытовых, этноязыковых, социально-психологических особенностей, социально-исторического опыта воспитания молодого поколения, накопленного в течение многих веков народом. Мы предположили, что, осуществляя контактирование национально-специфического с общими факторами интегративного подхода к воспитанию, можно создать более благоприятные педагогические условия активного содействия формированию подрастающего человека.

 

Основное содержание информационного подхода в педагогических исследованиях заключается в выделении и изучении именно информационного аспекта учебно-воспитательного процесса. Спецификой информационной педагогики является интеграция научного знания из разных областей. Она идет по нескольким направлениям: 1) переносятся идеи и представления из одной области знания в другую; 2) используются понятийно-концептуальный аппарат, методы и иные познавательные средства из разных наук; 3) формируются комплексные межнаучные проблемы и направления исследования; 4) создаются новые научные дисциплины пограничного типа на стыках ранее известных областей знания, например, педагогическая информатика, информационная методика и технология обучения. Информационный подход в педагогике не сводится к кибернетическому, его проблематика иная.