Отношенческо-коммуникативный компонент воспитательной системы школы

  • Особенности воспитательной среды:
  • Основные приоритеты отношенческо-

коммуникативного компонента ВС школы:

Приоритеты :

Обеспечение личностного развития каждого обучающегося школы.

Воспитание потребности к труду.

Формирование ключевых компетенций у каждого обучающегося.

Привитие каждому обучающемуся потребности здорового образа жизни

Значимые идеи ВС школы:

  • Воспитатель личностно значим для воспитанников!
  • Воспитатель социально положительно ориентирован!
  • Толерантность сторон; Компетентность воспитателя.
  • Учет базовых ценностей взаимодействующих субъектов, социума.
  • Взаимодействие не должно приносить вреда другим личностям, обществу;
  • Воспитание на личном примере.
  • Равенство субъектов ВС.
  • Справедливость и объективность;
  • Реальное взаимодействие в форме сотрудничества в ненадуманных ситуациях.
  • Достижение успеха в сотрудничестве через труд.

Схема внешних и внутренних отношений субъектов ВС школы.

1.Кадры: В школе трудятся 22 учителя, 3 педагога дополнительного образования, 2 инструктора по вождению автотракторной техники, 1 воспитатель, директор и 2 заместителя, 12 техработников, в том числе 1 заслуженный педагог, 5 отличников образования, 2 учителя высшей категории , 5 –1 категории.

2.Научно-методический ресурс: В школе накоплена база научно-методической литературы по организации воспитания обучающихся, через систему Интернет школа постоянно обновляет эту базу. Имеется возможность знакомиться с опытом школ России по вопросам организации и планирования воспитательной работы. В информатизации воспитательной среды значительна роль Ресурсных центров СВУ и нашей школы. Так же значительна информация, получаемая напрямую из РЦМО через электронную почту школы.

3.ВС школы использует 13 компьютеров школы моделей П1-П3,все ПЭВМ соединены в локальную единую сеть, подключены к ИНТЕРНЕТУ, имеется спутниковая антенна для увеличения скорости приема и передачи информации ,связи с мировой информационной системой. Школа имеет свой сайд, электронную почту.

С целью оптимального использования всех возможных ресурсов школы в школе построен Ресурсный центр, состоящий из 6 модулей-блоков, охватывающий весь потенциал школы. Через РЦ школы ВС может получать около 100 видов услуг. Так же воспитательная система школы использует медиаресурсы, транспортные ресурсы технологические ресурсы РЦ школы….

4.Наряду с нормативным финансированием из областного бюджета и нормированного из районного бюджета, школа сама зарабатывает финансовые средства через свои 11 подсобных хозяйств, дополнительные платные образовательные услуги. Так же ежегодно школе спонсоры выделяют различные денежные и материальные средства: в истекшем году НК Юкос спонтировала покупку ПЭВМ, в нынешнем году ПОХВИСТНЕВОАГРОСНАБ подарила школе швейный цех, колхоз «Новая жизнь» – зерноуборочный комбайн НИВА и т.д. Все воспитательные мероприятия школы за последние 10 лет финансируются из внебюджетного фонда школы. Со своим внебюджетным фондом школа так же является спонсором различных, общественно значимых мероприятий. Это финансирование ежегодного Нижнеаверкинского фестиваля гитарной песни учащихся школ Похвистневского района, слета туристов района, турнира ветеранов волейбола района …

5.В школе накоплена достаточная материальная база для организации и ведения воспитательной работы. Есть комплекты аппаратуры для ВИА, кукольного театра, драмтеатра, костюмы для занятий хореографией, банк музыкального сопровождения песен, станки и материалы для технического творчества, здания, стада животных и птиц, пчелосемьи , пахотные земли, пришкольный участок для организации трудовой деятельности , радиоузел, видеокамера, аппаратура для издательских целей и.т.д

6.Школа оснащена всеми видами технологического оборудования ,достаточными для организации и ведения воспитательной деятельности.

п/п

Параметры ВС.

Виды, формы диагностирования и мониторинга.

Критерии оценивания:

1.

Выявление потребностей села, района, области, страны в личностях с соответствующими качествами.

СМИ. Анализ Департамента образования и науки.

Анализы СВУ, ТОУО. Анализы школы. Концепция развития школы.

Актуальность прогнозирования

деятельности, планирования, корректирования.

2.

Выявление образовательных, культурных, творческих и социальных потребностей воспитанников школы.

Согласно системе диагностирования и мониторинга

В МОУ Нижнеаверкинской СОШ через опросники, планово.. (См. в приложении к настоящему разделу)

51% удовлетворенности- «уд»

66% и выше- «хорошо»

75% и выше — «отлично»

3.

Прогнозирование итогов функционирования и развития ВС, дополнительного образования школы. Целеполагание.

Прогнозирование Департамента образования и науки области, прогнозирование СВУ, ТОУО.

Прогнозирование администрации района.

Потребности социума, учащихся…

Актуальность — +

Не актуальность — -.

4.

Мониторинг результативности структур ВС и ДО школы.

1.Мониторинг результативности классных коллект

2.Мониторинг результативности кружков.

3.Мониторинг результативности подс. хозяйств.

4.Итоги соревнований, смотров, конкурсов.

1.Сравнение итогов с целями.

2.Выявление динамики (+ или -).

(См. систему диагностирования.)

5.

Удовлетворенность субъектов ВС деятельностью .

(Учащихся, родителей, педагогов,социума)

1.Плановое анкетирование всех субъектов ВС.

По различным методикам. (См. в приложениях)

Степень удовлетворенности .

Анализ итогов анкетирования,

выявление тенденций, проблем.

Разрешение проблем или изменение целей.

6.

Мониторинг личностного развития субъектов ВС.

(По методике Степанова )

1.Диагностирование субъектов ВС.(По Степанову..)

2.Исследования психолога.

3.Мониторинг администрации.(По Степанову..)

Степень достижения прогнозируемых результатов.

  • в обучении (по стандартам)
  • в личностном развитии (по13 показателям)

7.

Деятельная активность субъектов ВС.

1.Мониторинг деятельности.

Сравнение с предыдущим состоянием ВС, ДО.

8.

Компетенции выпускника школы.

Олимпиады, смотры, проекты, рефераты, конкурсы, аттестации, экзамены, итоги деятельности.

Степень успешности выпускников

«Устроенность» в дальнейшей жизни, итоги ЕГЭ.

9.

Влияние ВС и ДО на жизнь в селе, районе.

Опрос, анализ публикаций СМИ, рейтинг школы среди школ.

Рейтинг школы. Оценка деятельности ОУ социумом.

10.

Баланс функционирования и развития ВС и ДО школы.

Диагностирование потребностей субъектов ВС,

социума.

Удовлетворенность субъектов ВС, социума.

МОУ Нижнеаверкинская средняя общеобразовательная школа.

Утверждаю:_________________

Директор школы В. Н. Малышев.

Система

изучения динамики процессов в УВП школы, потребностей

и проблем обучающихся школы.

Способы изучения.

  1. Психолого-личностное обследование каждого обучающегося в 1,4,5,9,11 классах.

(ответственные — кл. воспитатели названных классов и психолог школы).

  1. Изучение обучающихся старшим воспитателем ;(Отв.- ст. воспитатель)
  2. Изучение обучающихся классными воспитателями ;(Отв.- кл.воспитатели)
  3. Изучение обучающихся руководителями объединений по интересам ;

(Отв.- руководители объединений).

  1. Изучение обучающихся руководителями подсобных ученических хозяйств.

( Отв. — руководители хозяйств.)

  1. Мониторинг состояния образования и ВС в школе ;(отв- зам.директора)

Методы изучения:

  1. Специальные -психологические ;
  2. Индивидуальные ;
  3. Групповые ;
  4. Беседы ;
  5. анкетирование ;
  6. творческие задания;
  7. выставки, смотры ;
  8. соревнования ;

Накопление, анализ и применение итогов изучения.

  1. Накопление ,переработка и анализ собранной информации

организуется Администрацией школы при участии психолога

школы, заинтересованных педагогов школы, ст. вожатого.

  1. Проанализированный материал Администрацией школы

в недельный срок доводится до педагогических работников

школы для использования в деятельности.

  1. Собранный материал хранится в Администрации школы в

специальной папке и выдается по требованию работников

школы для использования в деятельности.

  1. Администрация школы в планировании УВП , в организации

деятельности школы учитывает потребности обучающихся.

Заместители директора школы : ____________О.А. Сорочайкина. ___________Е.А. Арланова.

МОУ Нижнеаверкинская средняя общеобразовательная школа.

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВС школы:

  • постоянное наблюдение за функционированием и развитием ВС с целью выявления его соответствия прогнозируемым результатам , коррекции деятельности и (или) планов, целей ВС.

ПРЕДМЕТ МОНИТОРИНГА.

Что отслеживается:

Технологии отслеживания:

1. Динамика личностного развития субъектов ВС школы.

Тестовая диагностика личностного роста школьников (Степанов…)

Методика индивидуального диагностического собеседования .

2.Динамика формирования и развития детских коллективов как условие развития личности школьника.

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина

Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе

3.Компетентность воспитателей школы как условие развития личности школьника.

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания

4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания.

4.1.Ресурсное обеспечение ВС школы.

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.) исходя из реальных материальных возможностей образовательного учреждения.

4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания.

Анализ штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров (это могут быть классные руководители и классные воспитатели, зам. директора по воспитанию и организатор внеклассной работы в школе, старший вожатый и педагог дополнительного образования, социальный педагог и школьный психолог) и их профессиональной квалификации.

4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания.

Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения (См. рекомендации к проведению анализа в соответствующем разделе данного пособия).

4.4.Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников.

Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников (См. рекомендации к проведению анализа в соответствующем разделе данного пособия).

4.5.Программное обеспечение процесса воспитания.

Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении (См. рекомендации к проведению анализа в соответствующем разделе данного пособия).

5.Удовлетворенность субъектов ВС школы, социума.

По методике А.А. Андреева .

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.

  • личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.(Методика Степанова)

Отношение к миру.

Объекты отношения

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

1.Семья

уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

2.Отечество

гражданственность, патриотизм

обывательство и социальное иждивенчество

3.Земля

любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

потребительское отношение к природе и ее богатствам

4.Мир

миротворчество и неприятие насилия, пацифизм

милитаризм

5.Труд

трудолюбие, стремление к творчеству

лень

6.Культура

интеллигентность

бескультурье, хамство и вандализм

7.Знания

любознательность

невежество

Отношение к другим людям.

8.Человек как таковой (такой же, как Я сам)

гуманность

жестокость

9.Человек как Другой, как альтер-Эго (не Я)

альтруизм

эгоизм

10.Человек как Иной (не такой, как Я)

толерантность

ксенофобия, национализм, расизм

Отношение к самому себе.

11.Я — телесное

забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма

12.Я — душевное

самопринятие и душевное здоровье

комплекс неполноценности

13.Я — духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

превращение личности в “социальную пешку”

Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе»

/ Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского./

(+ Опросники и технология анализа по 13 направлениям )

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ в школе используются различные методики, например очень удобно по СТЕПАНОВУ.. ( опросник из 91 вопроса для диагностирования 13 параметров развития личности).

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

1.Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (По методике Степанова…)

Цель:- выявить проблемы субъекта ВС , источники профессионального и личностного роста.

1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность

2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя

3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения .

4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала

Диагностический лист №1

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия

педагога-воспитателя

Считаю необхо-димым

Считаю

важным

Считаю

необяза-

тельным

Считаю

ненужным

№ вопросов:

А

Б

В

Г

1.Равноправное общение с детьми

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11. Активизация воспитательного потенциала урока

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

14. Поддержка процесса самопознания ребенка

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье

20. Расширение и углубление

своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье

30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями

33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

Спасибо за сотрудничество!

К диагностическому листу№1.

вопроса

А

Б

В

Г

вопроса

А

Б

В

Г

1

19

2

20

3

21

4

22

5

23

6

24

7

25

8

26

9

27

10

28

11

29

12

30

13

31

14

32

15

33

16

34

17

35

18

Фамилия ,имя , отчество ___________________________________(По желанию)

Диагностический лист №2

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия

педагога-воспитателя

Делаю постоянно

Делаю

часто

Делаю

изредка

Не

делаю

№ вопроса.

А

Б

В

Г

1. Равноправное общение с детьми

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11. Активизация воспитательного потенциала урока

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

14. Поддержка процесса самопознания ребенка

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье

20. Расширение и углубление

своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье

30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями

33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

К диагностическому листу №2.

вопроса

А

Б

В

Г

вопроса

А

Б

В

Г

1

19

2

20

3

21

4

22

5

23

6

24

7

25

8

26

9

27

10

28

11

29

12

30

13

31

14

32

15

33

16

34

17

35

18