Вопрос №1 Слово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово ‘обмен’ в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем то свои чувства и т.п. (ср. англ. exchange и share).
Это – весьма существенное замечание, разделяющее подход к коммуникации на две парадигмы: механистическую и деятельностную. Под парадигмой здесь подразумевается система близких взглядов ряда ученых, совпадающих по своим основополагающим принципам (термин американского физика и философа Т.Куна, автора известной книги “Структура научных революций”).
В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. Более подробно различные модели коммуникации рассмотрим позднее, сейчас же отметим существенные различия двух подходов. Для механистического подхода характерно рассмотрение человека как механизма (механицизм = ‘философия заводной игрушки’), действия которого могут быть описаны определенными конечными правилами, контекст внешней среды коммуникации здесь рассматривается как шум, помеха. Для другого подхода характерны процессуальность, континуальность, контекстуальность. В целом, последний подход более близок к реальности жизни и более гуманистичен. В то же время, для некоторых прикладных применений теории коммуникации не вредно пользоваться механистическими метафорами (обмен информацией), не забывая при этом об условности этого термина.
7 вопрос) 2.1 Модель Лассуэла 1)Кто 2) Что говорит 3)По какому каналу 4)Кому 5)С каким эффектом 1)Коммуникатор 2)Сообщение 3)Средство 4)Реципиент 5)Эффект Модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: «Кто говорит» – изучение коммуникатора; «Что говорит» – анализ содержания сообщения; «По какому каналу» – изучение СМК; «Кому» – исследование аудитории; «С каким результатом» – измерение эффективности коммуникации. Эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой, а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в её русле. Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.
Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций
... -80х годов. В середине 20в коммуникации- мощное средство, обеспечивающее свободный обмен. В 1948г. ряд гипотез исследователей приводят к созданию моделей коммуникаций. Определенная роль информации в обществе, ... эффекта в ходе личного взаимодействия, диалога участников коммуникации. На практике часто передача массовой информации от коммуникатора к реципиенту происходит не сразу ко всем ...
2.4 Модель Осгуда – Шрама У. Шрамм коммуникацию определил как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения. При этом предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. Ее главная отличительная черта – постулирование циркулярного характера процесса коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации – отправителя и получателя, которые кодируют, декодируют и интерпретируют информацию. В одной из своих моделей У. Шрамм вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале, превращаясь при этом на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. В такой ситуации действие превращается во взаимодействие, а такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие. Таким образом, эта модель может быть соотнесена с «двусторонней симметричной моделью», которая предполагает активное взаимодействие субъекта и объекта в целях достижения взаимопонимания.
Вопрос №8. В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. В духе лингвистики Пражской школы, эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего ‘цель’), то есть показывает предназначение, функции языка. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов. В отличие от швейцарского языковеда, основателя структурной лингвистики, Фердинанда де Соссюра (точнее, от понимания идей Соссюра большинством его последователей), предлагавшего изучать языковую систему ‘в себе и для себя’, эта модель может учитывать не только сам язык, но и пользователя языка, включенного наблюдателя.
Общение как коммуникация Система отношения
... на друга. При этом эффективность коммуникации зависит от меры этого влияния, то есть идет речь об изменении типа отношений, которые сложились между комуникаторами. Такое ... результатов (согласование — несогласование, сравнение взглядов и тому подобное). Регуляторно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного ...
10 вопрос.Сущность и функции семиотики как науки Семиотика (греч. «знак, признак») — это наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию. Исторические корни семиотики уходят в глубь веков, но лишь в XIX в. она получает первичное теоретическое обоснование. Американский философ Ч.С. Пирс обосновал ряд ключевых семиотических понятий — знак, его свойства и значение, отношения знаков и их классификация и определил семиотику как учение о природе и разновидностях знаковых процессов Морис дал развернутое обоснование семиотики как «общей теории знаков во всех их формах и проявлениях: как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе» (Моррис Ч. 1983. С. 118).
В настоящее время термин «семиотика» употребляется в двух значениях: 1.) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых систем, и 2) система того или иного объекта, рассматриваемого с позиции семиотики как науки. Семиотика изучает общее в знаковых системах, функционирующих в человеческом обществе, например, в вербальном языке, языке глухонемых, в морской и дорожной сигнализации; в коммуникативных системах животных, птиц, насекомых (танцы пчел, тактильные сигналы муравьев); в системах кибернетических устройств Одной из семиотических закономерностей является оппозиция — противопоставленность знаков (символов) на основе различных признаков. Отношения противопоставленности формируют структуру как вербальной, так и невербальной систем. Например, такие слова, как «день — ночь», «близкий — далекий», противопоставляются на основе контраста; такие слова, как «дворец — хижина», «собака — кошка», «кошка – мышка В семиотике принято различать три аспекта по характеру соотнесенности знаков: синтактику — отношения между знаками в речевой цепи — в высказывании или в дискурсе; семантику — отношения между знаками (как формы) и обозначаемым объектом действительности и прагматику — отношения между знаком и говорящим и/или слушающим.По степени отношения к означаемому выделяют иконические, индексальные и символические знаки: • Иконические знаки – образы, они имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография).
• Индексальные знаки указывают на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком).
• Символические знаки условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в дискурсе и мысли (слова, некоторые символы-аллегории: орел, осел, медведь и т.п.).
Можно подвести итог, сформулировав основные законы или принципы семиотики: • принцип принципиальной арбитрарности знака, • принцип системно-исторической обусловленности знака, • принцип асимметричного дуализма, • принцип границы семиотической системы • принцип многоуровневости семиозиса. Как пишет Ю.С.Степанов, в основе всех употреблений языковых знаков любого языка лежат три элементарные функции. Эти функции принадлежат не конкретному языку, а языку вообще. Три элементарные функции состоят в том, чтобы • назвать предметы реального мира (номинация), • привести названное в связь друг с другом (предикация), • локализовать названное в пространстве и времени (локация).То есть, три названные функции соответствуют трем аспектам общей семиотики: семантике, синтактике и прагматике. Пирс, в свою очередь, считается одним из основателей семиотики как науки. Именно ему принадлежит идея о тернарных (троичных) отношениях в информационных системах (в противовес бинарным, двоичным – в системах физических).
Коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения ...
... "шум" (фон, помеха, барьер и пр.). Деятельностный подход подразумевает понимание "коммуникации" как процесса общения, обмена ... деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов". Признаки ... 5. Интернет ресурс Социология: Функции малых групп articles/category/2/message/160/ 6. Шарков Ф.И. Теория коммуникации. - М.:РИП-Холдинг, 2004. ...
Три измерения знаков, по Пирсу: • материальная оболочка знака, • обозначаемый знаком объект, • интерпретант/интерпретация знака.
опрос№15. Основные характеристики организ. Коммуникации.
В Коммуникации в организации — это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностные инструкций. — это процесс коммуникационного воздествия между людьми, ограниченный определенными четко заданными целями, тематикой и принадлежностью индивида к той или иной соц-й общности.
Свойства:1. В процессе задействованы статусы человека.
2.Предъявляются определенные формальные требования(особая лексика; опред.дрескод; опред.требования к окр.пространству; определённые модели поведения.)
Вопрос № 16 Виды организационной(специализированной) коммуникации.
ВИДЫ:1) Вертикальные коммуникации.- Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникационного процесса у руководителя. Составляющие вертикальных коммуникаций следующие: прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов; обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач; обсуждение проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствование и развитие способностей у подчиненных; сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещение подчиненных о грядущих изменениях; получение сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях. 2)Интерактивные (горизонтальные) коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению. Они обеспечивают человеку необходимую социальную поддержку. 3) Межличностные коммуникации в организации. Самым главным в межличностных коммуникациях является передача информации от одного лица к другому. В процессе межличностной коммуникации важное значение имеет обратная связь, поскольку она превращает коммуникационный процесс в двухсторонний. Составляющие межличностных коммуникаций: Процесс межличностного общения характеризуется множеством составляющих, например доверие, ожидания, статус, совместимость.
Межличностные коммуникации можно рассматривать как нисходящие, восходящие и интерактивные процессы. *Нисходящие коммуникации следует представлять скор как установление межличностных связей. Нисходящие коммуникации осуществляются с помощью разно-образных письменных (рабочие материалы, руководства, журналы, газеты, письма, доски объявлений, плакаты, меморандумы) и уст-ных (приказы руководителей, речи, заседания, программы для слу-шающих, которые передаются по внутренним телевизионным сетям, система публичных выступлений, телефоны. *Восходящие коммуникации практически лишены директивности Необходимым условием эффективных восходящих коммуникаций является свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями. Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, выполняют Функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях.
Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации ...
... делового общения и её роль в межкультурной коммуникации; .рассмотреть причины коммуникативных неудач в процессе деловой коммуникации и выявить факторы, влияющие на возникновение этих ... качестве частных предпринимателей. Деловое общение как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества ...
По признаку ориентации, направленности коммуникаций руководителя организационные коммуникации подразделяются на две большие группы: внешнеорганизационные и внутриорганизационные.
Вопрос № 19: Семантические барьеры, возникающие из-за плохо сформулированных сообщений, которые могут приводить к потере информации при передаче получателем, особенно много проблем такого рода порождается в многонациональной среде. Также он может возникнуть, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Например — филолог слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков. Вряд ли он поймет, о чем идет речь. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика нашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Например, партнер может не воспринять критического замечания собеседника, потому что оно было сказанные в панибратский манере.
Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера. Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное. Стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятным во время чтения и затрудненным в слуховом восприятии. Для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться.Существуют два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи. Суть первого правила состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, лекция, доклад или даже просто эффектное появление, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает структуру. Рамку в общении создает начало и конец разговора.
1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)
... информации. Информация – это содержание коммуникации. Социальный оттенок носит понятие коммуникации, связано с социальной жизнью. Каждая структура пронизана сетью каналов для коммуникации. Именно коммуникация ... общения: вербальные и невербальные. Деловая коммуникация-это процесс взаимодействия деловых партнеров направленных на ... сформулировать ответы на такие вопросы: какова его личная манера говорения? ...
В начале должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей. Необходимость использования правила рамки прежде всего обосновывается простым психологическим законом работы памяти, открытым в конце 19 в. Именно тогда немецкий психолог Герман Эббингауз установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Значит, соблюдая правило рамки, говорящий может быть уверен, что сама рамка запомнится, а в ней самое главное. Правильно построенная рамка позволяет организовать информацию так, чтобы структура соответствовала установкам слушающего, его представлениям. Структурирование сообщения может осуществляться за счет применения правила цепи. Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование, задавая строение общения «изнутри». Применение данного правила связано с тем, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь. Причем качество цепи может быть различным: простое перечисление «во-первых, во-вторых»; цепь может быть ранговой — «сначала о главном:и, наконец, менее существенное»; логической — «если это, то тогда — то-то, раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно».
Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две работы. Во-первых, она позволяет улучшить запоминание, и, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника. Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. ЭПотому что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл: например, слово «команда» — это и команда-распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников. Смысл. Таким образом, всегда индивидуально-личностен. Он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи. Таким образом, логический барьер возникает тогда, когда люди не могут найти общий язык, потому что у каждого Прежде чем высказать мысль вслух, человек сначала как бы «упаковывает» ее во внутреннюю речь, а уж затем выражает ее.
Процесс превращения мысли в слово называется вербализация. Выделяя в речевом потоке слова, слушающий расшифровывает значения, постигая, таким образом, смысл вербального сообщения. Понимание слов представляется наиболее элементарной операцией декодирования высказывания. Трудности возникают потому, что на осмысление слов в реальном общении существенное влияние оказывает конкретная ситуация. Например, такой диалог: «Черная?» – «Нет, красная». – «А почему белая?» – «Потому что зеленая». Рассмотренный вне ситуации общения диалог на первый взгляд кажется абсурдным. Однако если представить, что это разговор двух дачников около куста смородины, то сразу же все встает на свои места. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: «идти от партнера», пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения. Кроме сказанного, многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли.
Психология и основное содержание переговорного процесса, модели ...
... процесса. Целью контрольной работы является изучение содержания переговорного процесса, модели поведения участников переговорного процесса ... - 320 с. 7 Мирошниченко А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. / А. Мирошниченко - ... этом этапе осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта высказывают свои ... сталкиваются при: 1) решении вопроса о целесообразности вступления в ...
Вопрос №3. Коммуникационные субстанции.
Коммуникационные субстанции – это содержание сообщения. Субстанция (мат. или немат.) – бесформенная, зачастую, неупорядоченная идея или материя.
- Материальная субстанция – служит основанием для формирования объектов материального мира. Материальный предмет всегда имеет в себе информацию о том контексте культуры, который существовал в момент его создания. Все материальное пространство, которое нас окружает, состоит из знаков культуры. Для того, чтобы расшифровать знаки, нужны носители или прямые потомки носителей данной культуры.
- Идеальный – формирует информацию, не содержащуюся в объектах материального мира. Мысль – высказанная мысль – идея. Это слова, эмоции, переживания, чувства.
- Материально-идеальный. Материальные предметы, сущность и назначение которых носят природу идеального, например, книга. Вне данных типов информации не существует.
Вопрос№6.Модель К.Шеннона и У.Уивера
Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера, Warren Weaver) в конце 40-х годов. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.
Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности (линейная модель).
В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник (ср. телефон). Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.
Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.
Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию.
Понятие же избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии, чаще всего демонстрируют именно на примере естественных человеческих языков. Считается, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить кляксами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять их. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно понимать в условиях шума сообщение, использующее малознакомый код. Кстати, для изучения иностранного языка полезно слушать речь не только в стерильных условиях учебной аудитории, но и под аккомпанемент уличного или производственного шума, произносимую разными голосами и даже с другим акцентом (иностранный акцент – это тоже шум, препятствия для восприятия).
Межличностные коммуникации Вопросы к зачету
... атмосферу работы. Главное достоинство таких устных коммуникаций состоит в возможности быстрого и полного обмена информацией. Можно задавать вопросы и даже получать на них ... человека со своими собственными чертами) Особенности и функции неформальной коммуникации. Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения по различным интересам: житейским, психологическим, ситуационным. Это ...
Испытайте на себе свойство избыточности – одно из фундаментальных свойств человеческого языка – попробуйте прочитать следующее сообщение, часть которого стерта дождем.
Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), ‘отца’ этой науки. Модель стала более динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.
Вопрос №2.
3 подхода к пониманию коммуникации:
- Технический(математический): исторически первый. Был вызван технической революцией.
Коммуникация понимается как- процесс взаимосвязи 2-х и более технических устройств. (-без человека вся система процесса связи не нужна)
2) естественно-научный подход: Коммуникация как- процесс обмена сигналами между одушевленными существами.(- все сигнальные системы имеют рефлекторный характер.)
3) Социальный подход: коммуникация присуща только человеку; всегда имеет цель; ориентирована всегда на другого человека; предполагает результат.
Коммуникация – это целенаправленный, осознанный процесс взаимодействия 2 и более людей. С использованием искусственной системы знаков на вербальном и невербальном уровнях.
Все технические приборы – это инструменты коммуникации.
Вопрос№18. Функции массовой коммуникации.
Массовая коммуникация – это процесс взаимодействия индивидов, с целью обмена социально-значимой информации и апосредованной техническими средствами.
Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от групповой – количественные. В то же время, вследствие значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т.п.) создается новая качественная сущность, у коммуникации появляются новые возможности, создается потребность в особых средствах (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.).
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
... Социологическое интервью - метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя. Если при ... по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает ...
Выделим следующие общие условия функционирования массовой коммуникации (по В.П.Конецкой, с изменениями):
массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);
социальная значимость информации;
наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).
Свойства:
- Апосредованность(без технических устройств массовая ком-ция невозможна)
- Социальная значимость информации.
Вопрос№22.Современные концепции коммуникации
В современной коммуникативистике выделяется несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации.
Во-первых, это различные подходы технократического и интеракционного характера.
Во-вторых, в рамках интеракционизмаученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию — ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Дебаты о коммуникации в подобных терминах занимают одно из центральных мест в современной социологии, психологии и культурологии. В рамках именно этих наук складывались основные теоретико-методологические подходы к коммуникации и предпринимались различные попытки примирить объективную структуру и субъективную волю.
Вопрос №12. Определение межличностной ком-ции.
Межличностная коммуникация – это процесс взаимодействия 2-х и более людей для обмена сообщениями.
Чаще всего неапосредована технич. Устройствами, а если апосредована, то непубличными. Важную роль играет контакт(необходимость фиксации реакции индивидов на получаемые сообщения. Возможность фиксации реакций определяет кол-во вовлеченных в ком-цию индивидов.
Межл. коммуникация- всегда необратима, всегда спонтанна, всегда избыточна. В основе лежит рекреативная функция.
Вопрос №9.
Нелинейные модели коммуникации – 1)отрицают последовательность ком-ций
2)Ком-ция рассматривается как непрерывный повторяющийся процесс.
3)ком-ция рас-ся как субъект субъектный процесс.
1. Интертекстуальность (Юлия Кристива)-любая речь всегда цитирует чей-либо текст.
2. М.М.Бахтин:1) идея диалогизма(без слушающего нет говорящего, и наоборот)
2)идея хронотопа-единство времени и место коммуникации (любой ком. Процесс протекает в контексте тех условий, в которых он создается)
ОТК Ответы — 2 — Стр 2
3. Мераб Мамардашвили: 2-м говорящим бесполезно и бессмысленно понимать друг друга, проще понимать что-то 3.(человек из города и человек из деревни: точка зрения 1 никогда не будет в точности совпадать с мнением 2)
4. Нильс Бор: принцип дополнительности (каждый участвующий в процессе ком-ции даже пассивно, дополняет этот процесс новыми смыслами,действиями,словами).
5. Ф.Ницше : слово – то, что искажает смысл (слово снег и сам снег-разные вещи).
Если мы используем слово,то оно упрощает суть явления.
6. Ролан Барт: слововообще само по себе смысла не имеет, по причине своей излишней абстракции.
Слово преобретает значение только в предложении(в рамках контекста)
7. Умберто Матураку: languaging – постоянный неостанав. Процесс языка в ком-ции.