Невербальные знаки заинтересованности разговором

Конспект

Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное.

Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов-жестов и мимики говорящего — поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

8 стр., 3942 слов

Самосознание и мотивация общения

18 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Мотивационные свойства личности и общение 2 .Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ 1. Общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к ...

Оценочные суждения в деловом этикете. Принципы усиления суждений.

Оценочные суждения, как правило, вызывают у большинства людей дурную реакцию, а то и агрессию. Одно дело, если вы за что-то хвалите собеседника, но другое — если вы высказываете негативное суждение.

Например, своему другу вы можете попенять, что он такой дурак, каких нужно поискать. Если это стиль вашего общения постоянно, если ваше высказывание другу не кажется обидным, все хорошо. Но не раз приходиться видеть, как на переговорах, планерках и прочих деловых мероприятиях те, кто считает себя вправе высказывать мнение о качестве работы других людей (начальник или же ведущий партнер), «забывались», что они не на дружеской встрече, и говорили фразы по типу «какой-то кретин сдал мне безобразный отчет», «Сидоров полностью завалил работу» и т. п.

И отчет, если исходить из здравого смысла, был не безобразным, и работа «полностью» не была завалена, но тут действовал принцип усиления суждения за счет ухудшения имиджа автора отчета. Для них суждение выглядело только как несправедливое. Поэтому в деловом мире и принято отказываться от любых суждений с негативной подачей.

Оценочное суждение — умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и сопряжённый обычно с психологическим состоянием убеждённости или веры.

В оценочном суждении субъект приписывает объекту определенные моральные качества — достоинства или недостатки, при этом всегда выражает отношение к объекту, основанное на том, насколько субъект ценит свойства или характеристики объекта.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

Оценочное суждение представляет собой субъективное, или психологическое измерение. Вынося оценочное суждение, человек классифицирует, ранжирует, приписывает определенные числовые значения объектам, событиям или людям.

Оценочными суждениями, за исключением оскорбления или клеветы, являются высказывания, которые не содержат фактических данных, в частности, критика, оценка действий, а также высказывания, которые не могут быть истолкованы как содержащие фактические данные, учитывая характер использования языковых средств, в частности, употребление гипербол, аллегорий, сатиры.

Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости.

Правила общения

Самое главное в этикете общения — это обращение. На «ты» следует обращаться только к близким друзьям и детям, младше 18 лет. Ко всем прочим (даже к незнакомым людям одного возраста с вами) следует обращаться исключительно на «вы». При этом правила хорошего тонапредписывают при посторонних переходить на «вы» и называть по имени-отчеству друга или родственника. Также следует делать, когда неуместно демонстрировать в обществе родственные или фамильярные отношения.

Переход от «вы» к «ты» должен быть тактичным. Как правило, инициативу в отношениях берет на себя женщина и старшие по возрасту или положению.

Говоря с кем-то о людях, не принято упоминать их в третьем лице — «она» или «он». Даже о близких родственниках следует сказать: «Константин Львович просит передать…», «Алла Петровна будет ждать вас…».

В зависимости от ситуации используются 3 вида обращения.

  • Официальное (господин, гражданин, мадам; также используются титулы и звания представляемых.);
  • Неофициальное (по имени, часто на «ты», дорогой друг, брат, подруга);
  • Безличное (в случае обращения к незнакомому человеку следует пользоваться фразами «позвольте», «извините», «подскажите», «прошу прощения» и т. д.)

Правила этикета не приемлют обращение к человеку по половому признаку — «мужчина», «женщина»; рода занятий — «почтальон», «сантехник»; возраста — «ребенок», «старик». Работниц сферы услуг позволяется называть «девушка». Однако, в этом случае, все же предпочтительней безличное обращение.

4 стр., 1878 слов

Правила поведения торгового представителя при заключении сделки и пролонгировании отношений

Вы является носителем имиджа Фирмы Вы несете ответственность за репутацию Фирмы Каждый контакт для Вас является презентационным актом Фирмы. Ваш стиль общения формирует первичное впечатление об отношении Фирмы клиентам. Помните: ваш голос – это голос Фирмы. Ваши интонации – интонации организации, которую вы представляете. Ваш взгляд – олицетворяет ее отношение к клиенту. Поведение – стремление ...

Споткнувшись в произнесении или перепутав имя, следует извиниться.

При разговоре немаловажное значение играет расстояние между собеседниками. Оптимальная дистанция для малознакомых людей и деловых партнеров — две вытянутые руки. При этом любой из собеседников должен иметь свободный выход из разговора: неприлично загораживать проход или удерживать человека за лацкан или пуговицу.

Для общения нет ничего лучше хорошей темы для беседы. В обществе не приветствуются долгие монологи, продолжительные воспоминания, рассказы о своих личных делах, детях, заботах, снах, вкусах и привычках. Учтите интересы собеседника, недопустимо жаловаться на здоровье и перемывать кости знакомым. Если же общество вам незнакомо, то разговор о присутствующих — не просто дурной тон. Вы можете попасть в неловкую или щекотливую ситуацию.

Этикет требует избегать разговоров, которые явно неприятны собеседнику. Затронув подобную тему, стоит кратко извиниться и перевести беседу в нейтральную плоскость.

Также неуважением считается разговор на незнакомом остальным языке или жаргоне (в т.ч. профессиональном).

Кстати, просить профессионального совета (например, врача или юриста) в гостях — бестактно. В случае утомительного или неинтересного разговора хорошим тоном будет не показывать своего раздражения и нетерпения прерывать беседу. Само собой, неприемлемо перебивать собеседника, исправлять его речь или делать замечания.

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... собеседникам также выразить свои идеи, мысли и чувства." Регламентаторами беседы являются вопросы. Для уяснения проблемы целесообразно задавать вопросы ... поступки и ответная реакция на них. Научившись правильно применять правила делового этикета, люди смогут максимально ... за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным ...

Анекдоты и забавные истории хороши только к месту. Сыпать их как из рога изобилия — моветон. Неприлично пристально разглядывать и долго наблюдать за человеком, особенно если он ест.

Правила эффективного слушания

1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.

2. Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы.

3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо действовать заинтересованно. Слушая старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.

4. Устраните раздражающие моменты. Не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.

5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь войти в положение говорящего.

6. Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего.

7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.

8. Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.

9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.

10. Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него.

Как правильно задавать вопросы в деловом общении

Деловая беседа предполагает двустороннее общение. Она не должна превращаться в монолог, собеседникам важно стремиться настроить полноценный диалог. И знать, как правильно задавать вопросы друг к другу.

1. Четко представляем цели беседы и видим конечный результат, определились с важнейшими аргументами.

2. Предполагаем, каковы могут быть цели и мотивы встречи у наших собеседников.

3 стр., 1057 слов

Психологическиетипы собеседников

Интровертивный собеседник. Такой человек по натуре молчалив, не любит обсуждений своих и чужих личных дел, склонен к разговорам на конкретные или отвлеченные темы. Человек такого типа очень ответственный в дружбе и партнерстве, поэтому легко уязвим насмешками и обидами. С инторовертами следует вести разговор очень корректно. Экстравертивный собеседник. Люди такого типа дружелюбно настроены и ...

3. Настроились на терпимость к собеседнику. Продумали, как можно будет нейтрализовать попытки манипуляций и управлять собственными эмоциями.

4. Продумали, с каких фраз лучше начать деловую беседу.

Остался еще один пунктик — не менее, а иногда и более важный в деловой беседе: понять, как правильно задавать вопросы во время деловой беседы и как отвечать на вопросы собеседника.

Вообще, умение правильно задавать вопросы можно считать главным инструментом для людей различных профессий, которым важно быстро и точно получать нужную информацию. Как, например, журналист напишет статью, если не выудит необходимые сведения? Или как судья вынесет правильный приговор, если прокурор и адвокат не зададут подсудимому прямые, точные вопросы, гарантирующие однозначные ответы? Без умения правильно спрашивать и грамотно отвечать на чужие вопросы трудно представить и успешного управленца в любой сфере деятельности. Любая деловая беседа требует этого важного умения.

Чтобы понять, как правильно задавать вопросы (или отвечать на них), важно знать, какие бывают вопросы и в каких случаях их можно использовать.

1. Закрытые вопросы. Это вопросы с довольно жесткой структурой, предполагающие ответы «да», «нет» либо иные односложные ответы.

Например, на вопрос: «Нравится ли вам этот проект?» — собеседник ответит односложно, и, быстрее всего, скажет «да» — как и на любые иные вопросы с частицей «ли»: «Хотите ли???», «Согласны ли вы???». Вопросы типа: «Вы ведь не думаете?», «Не правда ли?» склоняет собеседника к отрицательному ответу.

Закрытые вопросы позволяют получать точную информацию, однако они не вызывают у собеседника желания дать развернутое сообщение, особенно если он сам не желает раскрываться. Такие вопросы применяем со строго определенной целью и осторожно — чтобы у собеседника не сложилось впечатление, будто его допрашивают. Задает их только тогда, когда хотим получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности.

7 стр., 3103 слов

Вопросы по «Ком.Навыкам» 2 курс

1. комплайенс больного 2. пути повышения приверженности больного к лечению 3.роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению 4. Особенности психологии пациентов с хроническими заболеваниями 5. Влияние психологических особенностей хронических пациентов на обучаемость 6. Приемы эффективного обучения 7. понятие коммуникативной компетенции врача 8.базовые психологические ...

2. Открытые вопросы. Начинаются со слов «что», «как», «зачем», «почему», «когда», «сколько» и т. п. и требуют пояснения. На вопросы: «Что вы думаете об этом проекте?» или «Как возникла идея создать этот проект?» — собеседник вынужден дать более или менее развернутый ответ.

Открытые вопросы используем для прояснения сложной, запутанной ситуации или чтобы точнее понять отношение человека к предмету беседы. При помощи таких вопросов выясняем дополнительные сведения о предмете диалога, мотивы и позицию собеседника по отношению к нам, его оценки, желания, установки и т. д.

Негативные стороны открытых вопросов:

— позволяют собеседнику отклониться от темы беседы. Тут важно умение управлять разговором, вовремя задавать иные наводящие вопросы и не терять инициативу;

— могут вызывать ненужные оценки. Важно стараться сохранять позитивную или нейтральную позицию. Недопустимы фразы: «Неужели вам это может нравиться?!», «В вашей ситуации разве можно думать об этом?!» и т. п. Лучше сказать: «Мне интересно ваше мнение по этому вопросу…» или «Как бы вы хотели, чтобы данная проблема разрешилась?».

3. Риторические вопросы. Они не требуют прямого ответа, а иногда и вовсе не требуют ответов — он и так известны. По сути, такие вопросы представляют собой утверждения, высказанные в вопросительной форме: «Мы же с вами хотим получить прибыль от реализации этого проекта?!».

Цель риторических вопросов — «включить» мышление собеседника и направить его в нужное нам русло, а также сделать нашу речь более выразительной, подчеркнуть что-то важное для нас.

К вопросам, определяемым по функциям, относятся:

1. Контрольные вопросы. С помощью их проверяем достоверность ответов собеседника.

Например, сначала спрашиваем: «Вы довольны своей работой?». Через некоторое время задаем первый контрольный вопрос: «Хотели бы вы перейти на другую работу?». Еще немного погодя спрашиваем: «Предположим, вы по каким-то причинам временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?». Сопоставление ответов на эти три вопроса дает нам информацию об искренности нашего собеседника.

2. Уточняющие вопросы. Их задаем следом за поставленным вопросом, уточняя или перепроверяя сказанное — чаще всего, когда предыдущие ответы неясны или неполны. С помощью их также мы можем получать более полные ответы или контролировать направленность беседы.

Например: «Что вы хотели этим сказать?», «Объясните, что значит???», «Что вы имели в виду, когда сказали это?».

3. Зондирующие вопросы. Они помогают получать как можно больше необходимой информации о собеседнике в ситуации, когда собеседнику либо не ясны причины его собственного поведения или эмоционального состояния, либо он пытается их скрыть.

В таких ситуациях требуется особая деликатность, проявление эмоционального сопереживания. Да и вопросы зачастую направлены на прояснение именно переживаний собеседника: «Как часто это происходит?», «Как это связано с вами?», «Что же там произошло?», «Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с агрессивным поведением коллеги на работе? Что вы делали? Почему вы поступили именно так? По-вашему, можно ли было поступить иначе — что бы произошло?» и т. п.

Группа функционально-психологических вопросов:

1. Зеркальные вопросы. Например: «Я правильно понял, что вы считаете… (следует повторение того, что сказал собеседник)». Или: «Вы сказали, что… (следует повторение сказанного собеседником).

Почему вы так решили?».

Нужны нам, чтобы точно понять переживания и чувства собеседника, а ему — чтобы услышать себя со стороны, уточнить сказанное. Строим зеркальные вопросы на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе.

2. Косвенные вопросы. Используются тогда, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне, попытается скрыть свою заинтересованность в чем-то или свое отношение к чему-либо.

Например, спрашиваем не о мнении собеседника, а о мнении его коллег по работе или об общественном мнении: «Как ваши коллеги могут оценить такое решение?». Человек, формулируя мнение своих коллег или сограждан, фактически выражает свое отношение к проблеме.

Иногда требуется целый ряд вопросов, которые помогут достичь цели. Например, вот так косвенным путем получаем информацию о том, был ли разговор у собеседника с интересующим нас объектом: «Вы заходили сегодня в такой-то отдел? Интересно, был ли там такой-то? Он обращался ко мне с просьбой, а вас он ни о чем не просил?».

3. Эстафетные вопросы. Подхватываем последние слова говорящего и развиваем тему. С помощью эстафетных вопросов поддерживаем и продолжаем диалог, логически и психологически уместно переходим от одной темы к другой.

4. Вопросы-мосты. Используем для перехода к иной теме деловой беседы: «Несколько вопросов по поводу. «или «Предлагаю поговорить вот о чем…».

5. Заключающие вопросы. Деловая беседа или переговоры обычно завершаются такими вопросами. При этом важно подчеркнуть равноправие собеседников, уважительное отношение между ними, уточнить содержание достигнутых договоренностей. Например: «Итак, вы сможете осуществить этот проект до апреля текущего года?»; «Смог ли я вас убедить, насколько важно наше решение?»…

Деловая беседа пройдет успешно, если ее участники знают, какие вопросы бывают и как правильно задавать вопросы. Каждый заданный вопрос должен содействовать достижению поставленных целей.

Как выслушивать критику в свой адрес. Как строить критическое высказывание

Выслушивать критику в свой адрес, даже если она конструктивная, всегда очень трудно. Для того чтобы научиться правильно воспринимать критику и адекватно на неё реагировать, не унижая себя и собеседника, нужно порой проделать большую внутреннюю работу — этому надо научиться.

Для начала выясним, что такое критика и что заставляет кого-либо прибегать к ней. Критика — это отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков. Критика может быть обобщенной, то есть не предполагающей указания конкретного предмета недовольства. В этом случае критикующий либо находится под влиянием сильных эмоций, либо это критика ради критики, а не ради улучшения ситуации, то есть способ манипулирования и воздействия на эмоциональное состояние собеседника. Говорить: «Ты невнимательна (невнимателен) ко мне», — значит ставить партнера в положение постоянной неправоты и заставлять его чувствовать себя виноватым. Но в чём конкретно? Не понятно. Исправив одно, можно столкнуться с тем, что имелось в виду другое, а потом третье и так до бесконечности. И вот, цель достигнута: тот, в чей адрес огульная критика была направлена, пытается «найти то, не знаю что», терпит и выполняет капризы, его самооценка стремительно падает вниз, а сложившееся положение вещей становится нормой. Кроме того, критикующий получает полное право мстить под лозунгом «Я тебя предупреждал» за то, что вы не прислушались к нему.

Второй тип критики — несправедливая. Высказывания подобного характера не отражают реального положения вещей. Обычно несправедливая критика принимает форму грубых выражений и даже оскорблений («неряха», «тупица», «круглая дура»).

Человек, позволяющий себе такие высказывания, как правило, находится под воздействием сильных эмоций и желает вызвать такие же эмоции и у вас. Грубо ответить — значит пойти у него на поводу, ввязаться в его «игру» по правилам, которые он установил. Это непременно приведет к конфликту, который по мере развития диалога (если взаимные упреки так можно назвать) будет только углубляться. Несправедливая критика может быть частичной. Выражаться она может не в такой грубой форме, но все равно задевать человека, отрицательно воздействовать на его самооценку.

Наконец, следует признать, что критика бывает справедливой, то есть опирающейся на конкретные факты и отражающая реальное положение вещей. Никто не застрахован от ошибок, а взгляд со стороны может помочь их вовремя обнаружить. Справедливая критика имеет целью улучшить ситуацию, может быть хорошим помощником как в отношениях с близкими людьми, так и в профессиональной деятельности.

Теперь поговорим непосредственно о том, как же следует реагировать на критику во всех её проявлениях. Самое первое и самое главное — обуздать свои эмоции. Даже конструктивная критика в первую очередь вызывает в нас отторжение на чисто эмоциональном уровне, так как уязвляет нашу самооценку и самолюбие (а это тоже очень сильный инстинкт).

Здесь необходимо выдержать паузу и призвать на помощь разум, чтобы правильно оценить критику и подобрать нужные слова. Эмоциональная реакция на критику психологи называют детской. Это:

— контратака: обида, желание отомстить (ответы типа «Сам дурак», «На себя посмотри», «А ты что, лучше…»);

— уход в себя, молчание и отрешенность от происходящего (говоря другими словами — «проглотить» обиду);

-долгие переживания и самобичевание (попытки оправдаться, самоуничижение).

У женщин реакции на критику может сопровождаться потоками слез, что является чистым проявлением эмоциональности, а значит нарушением самого первого и самого важного правила. Кто-то может сказать, что слезы — это способ самозащиты, но признайте — он неэффективен в подавляющем большинстве случаев. Самое большее, чего можно добиться с помощью слез — временный таймаут, а проблема так и зависнет в воздухе, чтобы снова вылезти наружу (или тихо изъедать отношения изнутри).

«Взрослая» реакция на критику:

— слышу и принимаю в расчет;

— помню, что это в первую очередь твое мнение, но оно может быть и несправедливым;

— готов обсудить проблему;

— готов признать справедливость претензий.

Итак, что советуют психологи? Специалисты в один голос говорят о том, что критические замечания следует конкретизировать. Спокойным, ровным, не предполагающим иронии тоном нужно поинтересоваться, что конкретно не утраивает человека, уточнить детали. Это поможет вам определиться со степенью справедливость критики, избежать попадания под психологический гнет (если критика, как говорилось выше, обобщенная), показать человеку, что готовы на разумный диалог и проявляете должное внимание к его мнению.

Как обращаться с просьбой

Наверное, каждому из нас в своей жизни приходилось сталкиваться с отказом на ту или иную личную просьбу, иногда высказанной в достаточно неожиданной и резкой форме.

В нашем сознании прочно укоренились формулировки, типа «Сам себе не поможешь — никто тебе не поможет», зачастую мешающие строить нормальные отношения и адекватно воспринимать окружающих. Многие из нас идут по жизни, вооружившись методами непродуктивной стратегии — интересоваться у других, что им самим нужно или приказывать в «корректной» форме.

При этом забывая о различиях между просьбой и требованием, не умея скрывать злость при отказе, подбирать нужные слова, чтобы обратиться за помощью и при этом не получить от ворот поворот. Конечно, такое поведение требует определенных усилий воли и искренности,

Сложно осознавать и тем более признавать факт, что зачастую под просьбой во многих случаях прячется банальное требование. Особенно часто такая двойственность обращения прослеживается во взаимоотношениях мужчин и женщин.

Главное — признать, что вы требуете, а не просите, и это будет первый шаг навстречу решения данной проблемы. Чувство злости, одолеваемое при отказе необходимо искоренять путем анализа своего поведения, а не проявлением капризности и недовольства на весь окружающий мир.

В нашем лексиконе существует множество приятных и ласковых слов, способных положительно повлиять на исход диалога, способствовать ответу «да» в ответ на свое обращение. Важно быть конкретным, целостным человеком, умеющим правильно и точно изложить свою мысль и донести ее до собеседника.

Очень нежелательно в своих просьбах употреблять глагол «быть», который несет неопределенность и негативно влияет на исход разговора.

Немаловажным фактором успеха считается и тон, с которым просящий обращается — напористый, агрессивный, не терпящий возражений и отказов скорее услышит «нет» чем «да» в ответ на свое обращение.

Обращаясь с просьбой, надо быть готовым к любому ответу — выглядеть на собеседовании достойно, уметь спокойно и сдержанно переносить нежелательный исход разговора.

Как правильно отказать человеку

В тех случаях, когда вы точно знаете, что откажете человеку, не стоит прерывать его, давая ему возможность полностью высказаться. Отказ не должен выглядеть как плевок на его интересы с высокой горы. Для того чтобы показать отсутствие безразличия по отношению к просящему вы можете показать человеку какие-либо альтернативные варианты выхода из ситуации. Нужно понимать, что очень часто нам приходится отвечать отказом на предложения или просьбы, на которые при других обстоятельствах или в другое время мы бы отреагировали согласием. Поэтому не забывайте предлагать различные варианты решения тех или иных задач.

Хорошо, когда отказ необходимо оформить в письменной форме, даже если общение происходит в реальном времени. У вас всегда есть время продумать свое «нет». Если вы контактируете с человеком в устной форме, никогда не отвечайте сразу, аргументируя это тем, что вам необходимо поразмыслить. Такая формулировка одновременно подготовит человека к возможному отказу и даст вам возможность выиграть немного времени для того чтобы обосновать свое «нет».

Когда вы наконец-то решились на отказ, продумайте все, что планируете сказать. Вы навряд ли отказываетесь от чего-либо уж очень приятного, поэтому ваши эмоции могут быть самыми разнообразными.

Нужно учитывать, что за вашим отказом последует в большинстве случаев еще одна попытка переубедить вас. Выслушайте вашего партнера, не перебивая его. Озвучьте свой отказ еще раз, если понадобиться — несколько раз. Эта техника носит название «заезженной пластинки». Формируйте четкие понятные аргументы.

Для того чтобы сделать ваш отказ чуточку мягче вы можете использовать так называемую технику «Отказа с пониманием». Дайте собеседнику понять, что вы сочувствуете его проблеме, и убедите, что ничем не можете помочь в данный момент. Не будет лишним добавить, насколько важно вам доверие человека к вам.

Подытоживая все сказанное выше, отметим, что, как бы вами ни пытались манипулировать, вы не обязаны оправдываться ни перед кем. Зачастую достаточно твердого «нет» без лишних разглагольствований для того чтобы вас больше никто и никогда не думал использовать в своих целях.

Не стоит также впадать в крайность, отвечая отказом на любые просьбы. Помните, что решение выполнить ту или иную просьбу должно быть вашим личным, а не продуктом манипуляции другого человека.

Правила выражения несогласия

1. Спокойно выразите своё несогласие, не вступая в противоречия. Выражая своё несогласие, назовите собеседника по имени и затем выскажитесь, глядя ему в глаза. Иногда мы ощущаем, будто должны доказывать свою правоту и отстаивать то, во что верим, но это не так. Мы должны сохранять спокойную уверенность в том, о чём говорим, не создавая конфликта.

2. Контролируйте свои эмоции. Другие не обязаны думать так же, как и вы и разделять ваше мнение. Но вы можете создать доброжелательную атмосферу беседы, несмотря на различие во мнениях.

3. Выслушайте точку зрения своего собеседника и какими он руководствуется фактами по данному вопросу. Иногда мы упрямо держимся за своё собственное видение чего-либо. Прислушайтесь, по какой причине собеседник не согласен с вами и верит в свою правоту. После этого вы и ваш собеседник, возможно, сможете прийти к компромиссу.

Как делать комплименты

Понять, каков из себя хороший и правильный комплимент, поможет определение этого понятия. Комплиментом называют любезные, приятные слова, лестный отзыв. И отличает его от лести именно мизерное преувеличение положительных качеств или характеристик человека. Для лучшего восприятия, думаю, стоит привести пример: «Вы прекрасно выглядите в этом платье» (комплимент) и «Вы самая прелестная женщина» (лесть).

Последнее очень явно показывает, что вам стремятся угодить, польстить. Часто по таким параметрам можно выявить, что именно хотел сделать человек: комплимент или затмить вас лестью. Часто лестные отзывы могут быть опровергнуты и не приняты из-за явной неправдивости. Не всем приятно такое отношение к себе, хотя и ситуации бывают разными.

Разумеется, в деловом межличностном взаимодействии чаще произносятся комплименты как проявления остроумия и тонкого исполнения мастерства общения. Но следует помнить, что ваши слова могут быть услышаны и поняты по-разному и следует тонко чувствовать момент исполнения комплиментов. Иначе можно испортить и настроение собеседника, и впечатление о себе.

Комплимент и похвала. Часто можно поставить в один ряд эти понятия. Но стоит заметить один нюанс применения этих инструментов общения. Похвала произносится чаще «верхами» в отношении «низов», говоря про служебные отношения, а комплимент произносят «низы» как бы восхваляя «верхи» над собой, позволяя им еще больше возвысится.

Исходя из выше сказанного, можно резюмировать, что правильный комплимент — это приятные слова, произнесенные о другом человеке, на фоне уменьшения своих достоинств. Вот случай из постоянных будней офиса. Один работник говорит другому: «Как ты умеешь так ласково обходиться с бухгалтерией? Я утром нашего главбуха час мучил из-за справки, а ты за 10 минут получил от нее справку и аналитику по последним делам».

Такому позитивному восприятию комплимента помогает применение в нем известных обеим сторонам жизненных ситуаций или достоинств партнера. Происходит раскрытие таких фактов, которые выставляют другую сторону процесса общения в более выгодном положении. А вот основывая комплимент на мифических предположениях, можно свести эти приятные слова до простых лестных высказываний или сделать их неправдоподобными. Поэтому, когда вы не уверены, знает ли человек о чем пойдет речь — стоит напомнить ему об этих фактах, а затем уже говорить комплименты в его честь.

Пробуждение фантазий. Великолепными считаются комплименты, позволяющие побудить собеседника мысленно продолжить их, дать волю фантазиям. Бывает, мужчине говорят, что его автомобиль очень хорош, мощный и что он сам отлично смотрится рядом с этим авто. Как реагирует человек на это: «Конечно, ведь я смог заработать на этот автомобиль, я успешен в своем деле. У меня все отлично на работе, да и дома крепкая и дружная семья, для которой я все это и делаю». Получается, сделав комплимент личным вещам, их владелец может отнести эти слова на свой счет.

Еще один немаловажный факт — для точного попадания в цель, необходимо, чтобы нужная часть комплимента была грамотно выстроена, была простой и четкой. Надо не накручивать предложение многочисленными оборотами, а, наоборот, сделать его проще и понятней. Уйдите от нравоучений, избегайте двусмысленности эмоций и слов при произношении комплиментов.

Общие фразы. Мы все знаем, что существует многообразное количество слов, которые приятно услышать любому человеку. Практически все из нас хотят быть здоровыми, любимыми, уверенными; быть преуспевающими, успешными; имеющими красивых детей, родных людей рядом и т. п. Межличностное общение помогает получить много другой, более персонифицированной информации. Учитывая положительные характеристики или действия конкретного человека, ваш комплимент будет выглядеть более выигрышным, и будет выше оценен собеседником.

Проведем эксперимент — произнесем комплимент человеку, которого вы считаете, скажем, не очень успешным в карьере. Подумайте, имеет ли он такое же мнение о себе? Скорее всего, нет. Возможно, он расставил свои жизненные приоритеты иначе. Он считает, что необходимо больше времени уделять своей семье и детям. Вот и повод для комплимента: «Как хочется, чтобы моя семья, так же как и ваша, проводила время вместе чаще».

Ошибки любителей. Мы заблуждаемся, когда думаем, что говорить приятные слова стоит только тем людям, от кого мы хотим или можем иметь выгоду. А как же практика? Без наличия определенного опыта, сказать нужные слова в нужный момент как раз и будет самой трудной задачей. Скорее всего, человек, к которому вы захотите обратиться, догадывается о вашем намерении, а вы и не потренировались. Следовательно, есть мысль, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Комплименты каждый день. Насколько часто стоит практиковаться в умении говорить комплименты? Постоянно. Любому человеку, который заслуживает приятных слов в свой адрес нужно говорить комплименты. Только тренировками и практикой вы сможете отточить свое умение делать комплименты четко, ясно и в цель. Не помешает даже учредить себе премию: «Комплимент дня». И при удачных высказываниях баловать себя хорошим настроением!

Старайтесь первое время произносить комплименты «без лишних ушей», чтобы другие люди вас не смущали. Выделите у собеседника такие его качества, которые у вас менее выражены, и проговорите это ему глядя в глаза. Мелкие промашки не станут слишком заметны либо будут простительны для начинающего мастера, поскольку все мы любим слышать лестные слова о себе. Когда вы почувствуете, что овладеваете навыками — дарите комплименты на людях. Так они произведут большее впечатление на собеседника.