14 Основные характеристики процесса общения

Основные характеристики процесса общения. Мотивационно-потребностная основа общения. Аффилиация как потребность в социальных контактах.

План ответа

  1. Основные характеристики процесса общения.
    1. Общение в системе межличностных и общественных отношений
    2. Общение и деятельность
    3. Структура общения
    4. Типология и динамика общения
    5. Цели и функции общения
  2. Мотивационно-потребностная основа общения.
    1. Общая характеристика
    2. Классификации потребностей и мотивов в общении
  3. Аффилиация как потребность в социальных контактах.
    1. Мотивы
    2. Причины
    3. Следствия

  1. Основные характеристики процесса общения.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.

Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

2 стр., 753 слов

Общение как социальная перцепция

... влияния на личность (например, влияние лидера группы на личность). Общение как социальная перцепция Социальная перцепция – это социально-психологический процесс установления контактов между людьми ... через восприятие и понимание людьми друг друга. Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия: 1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления ...

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

  1. Общение в системе межличностных и общественных отношений

Общение включено в общую систему отношений личности. В таких отношениях можно выделить макроуровень (общественные) и микроуровень (межличностные).

Согласно взглядам некоторых исследователей общение на макроуровне представляет собой своего рода реализацию социальной роли и фактически не имеет личностной «окраски» (безличностно и формально), но это не совсем так. Поскольку сама роль предполагает творческое участие личности в формировании стиля проигрывания роли. В системе общественных отношений межличностное общение предстает как пронизывающее все слои этих общественных отношений, оно имеет свою специфику и не может быть сведено или отделено от макроуровня, и в то же время оно его пронизывает. Таким образом, можно сказать, что общение является неотъемлемой частью жизни человека и общества в целом.

  1. Общение и деятельность

В отечественной психологии постулируется принцип единства общения и деятельности. Понимание общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфи­ческие формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда обща­ются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Об­щается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пере­секается с деятельностью других людей.

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

... общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения ... стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его ...

Однако характер этой связи понимается по-разному:

— дея­тельность и общение рассматриваются не как параллельно существу­ющие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов).

— общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев)

— общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее раз­новидности: в одной из них общение понимается как коммуникатив­ная деятельность, или деятельность общения, выступающая самосто­ятельно на определенном этапе онтогенеза, например у дошкольни­ков и в подростковом возрасте (Лисина-Эльконин) В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность) и относительно нее отыскиваются все элементы, свойствен­ные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. Деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней воз­никают новые связи и отношения между людьми.

  1. Структура общения
  • перцептивная сторона — процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания.
  • коммуникативная сторона — использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.
  • интерактивная сторона — взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).

В. Сатир — общение: самооценка, способы коммуникации, совокупность правил (семейная система), социальные связи.

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... точки зрения оратора входит в исполнительную фазу его коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная для современных исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и ... плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас. Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным ...

  1. Типология и динамика общения
    1. Типы общения

Существуют различные классификации типов общения. Вот некоторые из них:

  1. Модальное и Диктальное общение (цели внутри и вне общения).
  2. Ритуальное (социально-ролевое) — показ знания норм социальной среды, деловое (манипулятивное) — эффективность сотрудничества, интимно-личностное — понимание, сочуствие.
  3. Интимно-личностное, личностно-ориентированное, предметно-ориентированное (решается задача), социально-ориентированное (например, задачи кандидата в депутата), функционально-ролевое.
  4. Классификация по Берну:
    1. отсутствие/присутствие
    2. ритуалы (привычные действия)
    3. развлечения (полуритуальные обсуждения)
    4. совместная активность
      1. оба участника направляют усилия на решение задачи
      2. манипулятивное общение (один стремится к тому, чтобы задание выполнял другой)
    5. игры (стремление одного управлять другим)
    6. интимность (заинтересованное, эмоциональное, теплое)
  1. Динамика общения

Фазы беседы (Аверченко; Куницины, Казаринова, Погольша)

  1. фаза знакомства (установление первого контакта)

Цель: установление первого контакта с собеседником. Игнорирование этой стадии беседы или ее свертывание может привести к нарушению взаимоотношений. Успешный контакт подтверждает, что внимание партнеров по общению направлено друг на друга, что они видят и слышат друг друга и проявляют друг к другу взаимный интерес.

Средства: приветствие собеседника, обращение к нему, представление коммуникатором себя и обещание помощи, демонстрация интереса к собеседнику.

  1. фаза сбора информации (вопросы, слушание, установление отношения собеседника к обсуждаемой проблеме, определение правдивости собеседника)

Цель: сбор информации о проблемах, запросах, взглядах собеседника, выявление его мотивов и целей.

Средства:

(а) Постановка вопросов с целью:

— активизации собеседника, предоставления ему возможности высказать свою точку зрения;

— изменения направления беседы, перехвата инициативы в ней.

(б) Слушание собеседника

(в) Определение отношения собеседника к проблеме (вербальной открытости)

Речевая открытость — степень интенсивности и непосредственности взаимодействия между говорящим и объектом, о котором он говорит.

(г) Определение правдивости собеседника

  1. фаза передачи информации

Цель: создание достаточной информационной базы для аргументирования и убеждение собеседника в правильности своей позиции.

Фаза передачи информации включает в себя следующие этапы:

(а) Информирование собеседника (общее и целенаправленное):

— формирование основ для аргументации;

— предварительная проверка правильности отдельных узловых пунктов аргументации;

— актуализация в сознании собеседника новых проблем.

(б) Анализ и проверка позиции собеседника, осуществляется благодаря анализу его замечаний.

  1. фаза принятия решения

Цели:

— составление резюме беседы, понятного для всех присутствующих с четко выделенным основным выводом;

— достижение основной или, в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной) цели;

— стимулирование собеседника к последующему выполнению намеченных действий;

— обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы;

— поддержание в дальнейшем контактов с собеседниками и их коллегами.

Техники ускорения принятия решений:

(а) Вопросы типа «или». В конце беседы не имеет смысла задавать вопросы, на которые можно получить отрицательный ответ. Чтобы избежать этого, используют опросы с союзом «или»: «Как вы предпочитаете заплатить — наличными, кредитной карточкой или чеком?», «На чье имя выписать чек на этот товар — на имя компании или лично на ваше?», «Вы хотите, чтобы товар доставили срочно или вас больше устраивают наши обычные сроки доставки — две недели?», «Вы заказываете серый цвет; или коричневый?» и т. д. вместо «Как насчет покупки».

(б) «Прямое ускорение»: «Мы будем сразу принимать решение о переводе краткосрочных кредитов в долгосрочные? На какой день следует назначить заседание исполнительного комитета?»

(в) «Косвенное ускорение». Собеседника постепенно приводят к желаемой цели, задавая ему ряд коротких вопросов, связанных с разными аспектами и этапами решения проблемы, или предлагая альтернативные варианты решения.

По другой классификации, общение включает следующие фазы:

  1. подготовительная фаза общения
  • моделирование личности общаемого
  • создание у себя установки на общение
  • продумывание тактики поведения (приемы самопрезентации)
  • непосредственно фаза общения (набор перцептивных и коммуникативных действий)
  1. Цели и функции общения
    1. Цели
  1. Передача или получение информации
  2. Изменение аттитюдов реципиента
  3. Побуждение партнера по общению к какому-либо действию, организация деятельности
  4. «Общение ради общения», когда люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».
  5. Выражение отношения к партнеру, в т. ч. стремление оказать эмоциональную поддержку, продемонстрировать внимание.
  6. Самораскрытие, выражение своих переживаний
  7. Поддержание своего статуса и самооценки
  1. Функции общения
  • коммуникативная
  • когнитивная (представление о чем-либо, картина мира)
  • эмотивная (создание фона, от нее зависит желание общаться)
  • мотивационная
  • креативная
  • воспитательная

Другой вариант. По критерию цели

  • контактная функция
  • информационная
  • побудительная
  • координационная
  • функция понимания
  • эмотивная функция
  • функция установления отношений
  • функция оказания влияний

Каган, 4 ситуации общения:

Цель общения

Функция общения

1

Находится вне взаимодействия людей

Обслуживание предметной деятельности

2

В самом общении

Общение ради общения

3

В приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения

Приобщение другого к своим ценностям, воспитание

4

Приобщение инициатора к ценностям партнера

Приобщение к ценностям другого, самовоспитание

  1. Мотивационно-потребностная основа общения.
    1. Общая характеристика

Поскольку общение может быть рассмотрено как часть или отдельный вид деятельности, оно также основывается на определенных потребностях мотивах. Традиционно рассмотрение потребности как одной из видов побуждающих сил активности, биологического и социального характера. Однако потребности человека имеют особый характер, они становятся опредмеченными, что носит название мотива. Общение также основано на различных потребностях человека и движимо различными мотивами. Так, например, могут быть выделены потребность в принятии, позитивном контакте с другими людьми и т. д. Ученые следующим образом классифицируют потребности.

  1. Классификации потребностей и мотивов в общении
  1. Маслоу, потребность в принадлежности и любви (3), потребность в признании (4), познавательная потребность (5)
  2. Мюррей: вторичные, психогенные потребности. Среди них выделяется класс потребностей — в существовании привязанности между людьми — куда входят следующие потребности:
  • в присоединении (аффилиации)
  • в отвержении (презирать кого-либо)
  • покровительства (помогать)
  • в поддержке (искать помощи)
  • игры* (опционально)
  1. Хекхаузен выделяет определенный класс социальных взаимодействий, в основе которых лежит стремление к установлению и поддержанию межличностных связей. Их наличие приносит удовлетворение членам взаимодействия.
  1. Аффилиация как потребность в социальных контактах.
    1. Мотивы

Аффилиация — совокупность мотивов общения:

  • Стремление быть с другими, стремление быть в группе.
  • Потребность в единении с другими побуждает к установлению устойчивых и продолжительных контактов.
  • МакКлеланд и Аткинсон — аффилиация — потребность, выражающаяся в создании, сохранении и восстановления эмоциональных отношений с другими людьми.
  • Шехтер — аффилиация — потребность членства, быть принятым в группу, быть с другими людьми.

Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе.

Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции — стремление к сближению и страх, боязнь отвержения.

  1. Причины

Поведение типа сближения имеет место тогда, когда существует склонность к сотрудничеству, согласию и в конечном счете к любви. Поведение типа отвержения наблюдается в случае наличия разногласия, недоверия, отстраненности и враждебности.

  1. Следствия

Если потребность в единении с другими не удовлетворена, наблюдается рост тревоги, чувство одиночества, боязнь установления межличностных контактов. Выраженность потребности в аффилиации может быть разной. Неудовлетворенность этой потребности приводит к одиночеству (совокупность эмоций, возникающих в ответ на ощутимый дефицит в количестве и качестве соц связей).

Одиночество включает 4 комплекса чувств:

  1. отчаяние, чувство панического ужаса, беспомощности и брошенности
  2. депрессию, чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе, отчужденности
  3. невыносимая скука — чувство неловкости, нетерпения, невозможность сосредоточиться
  4. нелюбовь к себе — ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение опасности.

Люди с ярко выраженной потребностью аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя потребность в доверительных контактах. Воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя. Страх отвержения не приводит к снижению аффилиации, а усиливает поиск путей сближения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector