1.Педагогика как наука. Общее понятие

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово

появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь об-

ширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их при-

общением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык,

читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова —

«педагог» и «педагогика».

Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. По-

этому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть

процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу-

емая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обу-

чения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специаль-

ные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педаго-

гический процесс стал не только предметом специальной организации, но и

предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследо-

вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле-

жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова-

ния путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффек-

тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об-

ществе.

Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на

протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитыва-

6 стр., 2694 слов

Эстетическое воспитание детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования

Эстетическое воспитание детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические и практические основы эстетического воспитания детей второго года жизни на доизобразительном этапе рисования…………...9 1.1. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей ...

ет своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагоги-

ку рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с

передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь умест-

но говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогиче-

ским мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление

педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как от-

расль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы вли-

яния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общест-

венного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели,

прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и сис-

темного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией,

философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, вклю-

чающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспита-

ния.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания вхо-

дит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в

качестве педагогической культуры человека.

2. Динамика становления педагогики как науки

3. Основные признаки научного знания

6. Основные категории пед. Науки. Их взаимосвязь.

Наука — одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука — это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.

Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.).

6 стр., 2747 слов

Роль воспитания в социокультурном развитии личности. Этапы профессионального пути

1. Роль воспитания в социокультурном развитии личности 1.1 Термин «воспитание» и его парадигмы Воспитания - это процесс целенаправленного, систематического, организованного и планомерного взаимодействия воспитателя и воспитанника, во время которого происходит влияние на сознание, подсознание, познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы воспитанника с целью формирования у него ...

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.

Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов «канон» воспитания и его специфические особенности.

Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.

Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

На ранних стадиях развития человечества воспитание было слито с социализацией, т.е. осуществлялось в процессе участия детей в жизни взрослых (производственной, общественной, ритуальной, игровой).

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности» Югорск ХМАО 2004 Оглавление Введение ……………………………………………………………………………3 1. Усвоение и использование познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………………7 1.1. Задачи и средства выполнения познавательных действий……………...7 1.2. Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте ...

Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение.

С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объем знаний, умений, навыков, которые должен был усвоить человек. Это привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более важную роль начинает играть систематическое обучение, основная функция которого заключалась в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче.

С развитием производственных отношений воспитание становится одной из важнейших функций государства. Ставя перед воспитанием задачи эффективного формирования необходимого для него типа гражданина, государство все более последовательно занималось совершенствованием системы воспитания. Становление и развитие системы общественного воспитания обусловили начиная с XVII в. интенсивное развитие науки о воспитании — педагогики и интерес к ее проблемам в ряде других наук. Появились различные концепции воспитания (авторитарного, свободного, естественного, «нового» и др.), разработанные на принципиально различных теоретических основаниях.

Современная педагогическая наука, занимаясь интенсивными исследованиями проблем содержания, форм, методов воспитания, конструируя различные технологии, в центр исследований ставит развитие личности на основе общечеловеческих ценностей. Достижение этой задачи требует признания приоритетной роли воспитания в социально-экономической политике государства, гуманизации и демократизации его.

Важнейшая функция воспитания — передача новому поколению накопленного человечеством опыта — осуществляется через образование. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Через специально организованные образовательные учреждения, которые объединены в единую систему образования, осуществляются передача и усвоение опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.

11 стр., 5003 слов

Изучение влияния стилей семейного воспитания на психическое развитие подростков

Курсовая работа по психологии "Изучение влияния стилей семейного воспитания на психическое развитие подростков" Оглавление Введение 1. Cтили семейного воспитания 1.1 Семейное воспитание 1.2 Стили семейного воспитания 1.3 Факторы родительского воспитания 1.4 Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания 2. Дисгармония семейных отношений и подросток 2.1 Психологические деформации семьи ...

В буквальном смысле слово «образование» означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. В этом смысле образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.

В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро образования — обучение.

Обучение — процесс непосредственной передачи в усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. На схеме 2.1 процесс обучения представлен следующим образом.

В процессе воспитания осуществляется развитие личности. Развитие — объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных начал человека. Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

Знание основных педагогических категорий дает возможность понимать педагогику как научную область знания. Основные понятия педагогики глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущностную функцию каждого из них и на этой основе отличать их от других педагогических категорий

23. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека

Согласно последним государственным документам, понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей. Следовательно, образование можно рассматривать как явление общественное, которое в то же самое время решает и задачи социокультурного направления, а именно: 1) образование представляет собой средство социализации человека и взаимосвязь между сменой поколений; 2) образование является сферой, в которой происходит общение и знакомство с всемирной культурой, наукой и техникой; 3) образование, несомненно, является способом эффективного развития личности и определения человека как индивида, значимой единицы общества; 4) образование в то же самое время выполняет функцию определения и формирования духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня. Образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское), являясь процессом, показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования. Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание. В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный законченный и сформированный процесс. Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом. 1. Под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи. 2. Воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств. Процессы обучения и воспитания имеют как общее, так и отличительное начало, что наглядно видно в следующем примере (табл. 1).

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо – 5,5 г.) № Наименование разделов, тем ЗАОЧНАЯ форма обучения, 5,5 Аудиторные часы Самостоятельная работа Всего часов Формы текущего контроля Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные работы Всего Раздел 1. Теория и методика ...

13 стр., 6023 слов

Институт педагогики и психологии образования

... педагогики 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики 2. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс 4. Методология педагогики и методы педагогических ...

Таблица 1 Особенности процессов обучения и воспитания, общие и отличительные черты В образовательном процессе существует множество внешних и внутренних противоречий. В данном случае очень ценным является то, что движущей силой развития процесса образования и развития самой личности является разрешение этих противоречий. Основное внешнее противоречие – это противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы. К внутренним противоречиям относятся противоречия между: 1) существующими требованиями, предъявляемыми к подрастающему человеку и определенными способностями и возможностями их применить и решить; 2) наличием определенных знаний и возможностью и способностью их применить; 3) существующей формой коллективного способа подачи знаний и способом индивидуального метода усвоения этих знаний; 4) общим темпом образовательного процесса и конкретно индивидуальной скоростью усвоения учебного материала каждым учеником; 5) объективными требованиями и субъективными задачами и целями каждого отдельно взятого человека и т. д. Процессу обучения и воспитания присущи те же свойства, что и образовательному процессу вообще, например, такие как: 1) отношения учителя и ученика имеют двустороннюю направленность; 2) весь процесс имеет в основе своей цель – развитие личности, всестороннее и гармоничное; 3) содержание, формы и методы представляются в единстве и взаимодействии; 4) необходимая связность и единство всех элементов структурной цепи: цель образования – содержание образования – выбор средств, форм и методов решения задач – полученный итог-результат образования; 5) необходимое решение трех задач: обучение, развитие и воспитание ребенка. В итоге результатом разрешения поставленных проблем и задач всех функций процесса образования с учетом единства свойств и будет являться всестороннее развитие личности: интеллектуальное, социальное и нравственное.

10. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие — являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием. Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Кроме того,  методологическая функция философии по отношению к любой науке,  в том числе и педагогике,  проявляется в том, что она  разрабатывает  систему  общих  принципов и способов научного познания.  Процесс получения педагогического  знания  подчиняется общим  закономерностям научного познания,  изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги. Однако при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса (В. В. Краевский).

Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает В. В. Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она «не диктатор», поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности. Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественноприродного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый — теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости. Антропология — наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты. Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок. Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы (Р. Г. Гурова): использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках; участие педагогики в комплексных исследованиях человека. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят: общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания; коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи); частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи; отраслевая педагогика  (военная,  спортивная,  высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

5. Функции педагогической науки: теоретическая функция

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

 описательном, или объяснительном, — изучение передового и .новаторского педагогического опыта;

 диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

 прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Функции педагогической науки: технологическая функция

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

 проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный» (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

 преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции.

 рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

18. Сущность педагогического процесса

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система  Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.  Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии.  А успешное освоение опыта,  как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания  и  для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.   Педагогическая задача —  основная  единица  педагогического процесса.  Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса,  по которой только и можно судить о  его  течении, должна  удовлетворять следующим условиям:  обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;  являться общей  при реализации любых педагогических целей;  наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.  Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса. В реальной  педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации.  Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность.  Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности,  а воспитанники, в свою  очередь,  включены в их решение,  так как взаимодействуют с педагогами,  то и с этой точки  зрения  единицей  педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию,  характеризующуюся взаимодействием  педагогов  и воспитанников с определенной целью. Таким образом,  движение педагогического процесса,  его «моменты» должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности,  но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами  социального управления.  Однако «клеточкой» педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи,  ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их  то,  что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:   анализа ситуации и постановки педагогической задачи;  проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных  условий; осуществления плана решения задачи на практике,  включающего организацию взаимодействия,  регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализа результатов решения. Движущие силы педагогического процесса.  Поступательное движение  педагогического  процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических  противоречий,  являющихся следствием ошибочных педагогических решений. Наиболее общим внутренним противоречием объективного  характера,  определяющим  движение педагогического процесса,  является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или,  наоборот, занижены, то  они не становятся источниками движения школьника,  а следовательно,  и всей педагогической системы к намеченной цели.  Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении.  Это  говорит  о  необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников,  их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми. В последние годы в связи с демократизацией образования  выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте.  Это  несоответствие  между активно-деятельной  природой  ребенка  и социальнопедагогическими условиями его жизни.  Главное противоречие конкретизируется целым рядом  частных:  между общественными интересами и интересами личности;  между коллективом и личностью;  между сложными  явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др. К субъективным противоречиям относятся следующие:  между целостностью  личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического  процесса;  между  отставанием процесса  генерализации  знаний  и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между  индивидуальным  творческим  процессом  становления личности и массово-репродуктивным  характером  организации   педагогического процесса;  между  определяющим  значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на  словесное  воспитание; между  возрастающей  ролью  гуманитарных  предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации  педагогического процесса и др.

15. Принципы организации пед.Процесса

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);

взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;

организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;

индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;

создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.

Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;

организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;

опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.

Принцип наглядности — один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Выявленные физиологические закономерности говорят, что органы зрения человека «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. При этом, информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительной перекодировки и запечатляется в памяти человека достаточно легко, быстро и прочно.

Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:

применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.);

не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;

никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;

наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).

Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.

Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.

Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:

обучение для школьников – это жизнь, поэтому не надо разделять научные (теоретические) знания и практические (жизненные) явления и факты

применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем).

опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний.

обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность.

приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.