Психологическое содержание понятий «инновация» и «инновационные барьеры»

Содержание

Введение 3

1. Психологическое содержание понятий «инновация» и «инновационные барьеры» 5

2. Психологические барьеры по отношению к нововведениям 9

3. Методы преодоления сопротивления нововведениям 14

Заключение 19

Литература 21

Введение

Многие этапы в жизни каждой из зарождающихся, активно функционирующих и заканчивающих свое существование организаций связаны с различными моментами успешного или неуспешного, активного или пассивного, научно обоснованного или «слепого» внедрения инноваций, или нововведений. Уровень, широта и глубина инноваций, учет внутренних и внешних переменных организации во многом определяют успех нововведений. При этом внешние переменные успеха отражают стабильность либо нестабильность экономической системы или конкретной ситуации, тогда как внутренние переменные являются результатом решений, принимаемых руководством и сотрудниками организаций.

Эффективно работающая организация – это организация, руководство и коллектив которой понимают необходимость систематических новаций, но при этом предвидят социально-психологические последствия этих процессов, могут прогнозировать и управлять ими, т.е. планирует организационное развитие. Эффективно работающая организация – это организация, способная к инновационному риску, руководство которой может принимать решения в условиях неопределенности, когда не всегда можно оценить вероятность потенциальных результатов. Между тем, инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации, поэтому бесконфликтное и безоговорочное принятие изменений всеми членами коллектива является скорее исключением, чем правилом. В большинстве случаев нововведения вызывают ту или иную степень сопротивления у работников организации. Организационное сопротивление является одним из естественных явлений жизни организации, которое нужно попытаться понять и потом уже эффективно работать над преодолением сопротивления и использовать для более эффективного управления изменениями. Грамотный руководитель сопротивление инновациям может рассматривать как обратную связь.

Проблема сопротивления инновациям чрезвычайно актуальна на современном этапе общественного развития, поскольку не учет социально-психологических факторов в любом виде реорганизации влечет за собой существенные потери как для инициаторов, так и для организаторов и пользователей нововведений. Психологические аспекты проблемы сопротивления внедрению нововведений освещены в работах таких отечественных исследователей, как Н.И. Лапин, В.Ф. Галыгин, Е.Т. Гребнев, Ю. Вооглайд, А.И. Пригожин, Н.А. Ильина, О.С. Советова, зарубежных – К. Девис, Т. Питере, Р. Уотермен, Н. Тичи, М. Деванна. Между тем, данная проблема далека от своего разрешения.

7 стр., 3222 слов

Особенности организации морально-психологического обеспечения ...

... сопротивление дудаевских бандформирований не только замедлили продвижение колонн к городу Грозному, но и негативно отразились на морально-психологическом ... состава. В ходе боевых действий наиболее эффективными стали личный пример отваги, мужества, устные ... психологическому воздействию на личный состав. В зависимости от этапов операции, конкретных боевых задач и сложившейся ситуации в организацию ...

Итак, существует противоречие между необходимостью учитывать психологические аспекты проблемы сопротивления внедрению нововведений и недостаточной теоретической и практической изученностью данной проблемы. Это определило выбор темы данного исследования: «Психологические барьеры при нововведении: причины и основные методы преодоления».

Объект исследования – психологические аспекты инновационного процесса.

Предмет исследования – психологические барьеры при нововведении, их причины и основные методы преодоления.

Цель исследования – изучить проблему психологических барьеров при нововведении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психологическое содержание понятий «инновация» и «инновационные барьеры».

2. Изучить основные виды психологических барьеров по отношению к нововведениям и причины возникновения этих барьеров.

3. Изучить методы преодоления сопротивления нововведениям.

Методом исследования является теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 26 источников.

1. Психологические аспекты инновационного процесса

Нововведение, или инновация – это процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной деятельности, производства и промышленности. Этот процесс непосредственно связан с научно-технической революцией, которая предполагает существенные изменения в активно развивающихся компаниях каждые 4-5 лет. Причины нововведений определяются проблемной ситуацией: заказом, приказом; снижением качества, эффективности труда в организации и на производстве; стремлением к самосовершенствованию; новыми обстоятельствами, условиями деятельности, эксплуатации.

Нововведение – это процесс качественного изменения чего-либо, а также результат этого изменения. Это изменение одного или нескольких элементов социотехнической системы организации, направленное на повышение эффективности ее деятельности и воспринимаемое субъектом усвоения (работником организации, членом трудового коллектива, предприятием в целом) в качестве значимого и нового (изменение в технологических процессах, кадровой структуре, оплате труда, численности персонала и т.п.).

Любое нововведение имеет как технические, так и психологические последствия. Р.Л. Кричевский отмечает, что «традиционно нововведения принято рассматривать как некое безусловно положительное в жизни организации (или общества) событие… А между тем исторический и чисто житейский опыт свидетельствует, что это далеко не так. Отнюдь не все нововведения суть благо для людей, даже если и быть во благо – их предназначение». В связи с этим становится понятной чрезвычайно важная роль социально-психологических факторов при внедрении нововведений. Для психологов это выражается в решении задачи обеспечения «психологического сопровождения» инноваций, которое позволяет с наименьшими потерями преодолеть барьеры нововведений [5].

24 стр., 11755 слов

Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения ...

... членов коллектива и социально-психологическим климатом. Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как метод наблюдения ... Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива. ...

Поскольку при нововведениях идет замена старого – новым, это объективно порождает социальные противоречия. Любые преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Нововведения могут быть радикальные и модифицирующие; продуктные, технологические, социальные. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового.

Н.А. Ильина выделяет следующие виды нововведений:

— предметно-целевыми (направленные на производство и разработку новой продукции).

С психологической точки зрения они в наибольшей степени характеризуются ожиданием усложнения работы;

— технико-технологическими (новые средства производства и новые технологии).

От такого рода нововведений сотрудники организаций негативного ожидают меньше всего;

— организационно-управленческими (разработка и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом);

— социально-экономическими (социальная разработка и применение новых экономических механизмов функционирования предприятия) [24].

Два последних типа нововведений вызывают наибольшее число негативных ожиданий и последствий и часто оканчиваются неудачей, причинами которой могут быть:

1) стремление любой организации к стабильности;

……

Литература

1. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [текст] : учебное пособие / Т.Ю. Базаров. – М. : Юнити, 2002. – 560 с.

2. Инновационный менеджмент [текст] : учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб. : Наука, 2000.

3. Карпова, Ю. А. Введение в социологию инноватики [текст] : учебное пособие / Ю.А. Карпов. – СПб. : Питер, 2004.

4. Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность [текст] / Д.И. Кокурин. – М. : Экзамен, 2001.

5. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы : теоретический и прикладной аспекты [текст] : учебное пособие / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2009. – 320 с.

6. Махов, Е. Н. Инновационная культура в кадровой сфере [текст] : методическое пособие / Е.Н. Махов. – М. : Воскресенье, 2001. – 304 с.

7. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение [текст] / Дж.В. Ньюстром, К. Дэвис ; перевод с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – 448 с.

8. Обозов, Н. Н. Психология работы с людьми [текст] : учебное пособие / Н.Н. Обозов. – К.иев : Персонал, 2008. – 234 с.

9. Организационная психология [текст] : учебное пособие / под ред. Г.В. Суходольского. – Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. – 256 с.

10. Основы инновационного менеджмента : теория и практика [текст] : учебное пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева. – М. : Юнити, 2000.

11. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология [текст] : учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб. : Речь, 2002. – 298с.

10 стр., 4914 слов

Учебно-воспитательная работа в магистратуре университета

... наглядными пособиями, иллюстрационными планшетами. В 1992 году специальности «Металлорежущие станки и системы» и «Инструментальное производство» были аттестованы по IV уровню. Большое внимание преподаватели уделяют учебно-методической работе. ...

12. Пригожин, А. И. Методы развития организаций [текст] : методическое пособие / А.И. Пригожин. – М. : МЦФЭР, 2007. – 863 с.

13. Пузиков, А. Е. Социальные инновации и социальная работа [текст] / А.Е. Пузиков // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – №2.

14. Психология менеджмента [текст] : учебное пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. – Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 512 с.

15. Рабочая книга практического психолога [текст] / Под ред. А.А. Бодарева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М. : Институт Психотерапии, 2002. – 640 с.

16. Советова, О. С. Основы социальной психологии инноваций [текст] : учебное пособие / О.С. Советов. – СПб. : Издательство СПбГУ, 2000.

17. Технологии работы организационных психологов [текст] : учебное пособие / под ред. Л.М. Карамушки. – Киев : ІНКОС, 2005. – 366с.

18. Управление персоналом организации [текст] : учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2001.

19. Урбанович, А. А. Психология управления [текст] : учебник для вузов / А.А. Урбанович. – Минск : Харвест, 2007. – 640 с.

20. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент [текст] : учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб. : Питер, 2002.

21. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 470-473.

22. Филинова, И. М. Управленческая психология [текст] : учебное пособие для студентов ссузов под Грифом МО РФ / И.М. Филинова, А.Ф. Шикун,. – М. : Аспект-пресс, 2007. – 332 с.

23. Херцберг, Ф. Мотивация к работе [текст] / Ф. Херцберг, Б. Mocнер, Б.Б. Снидерман. – М. : Вершина, 2007. – 240 с.

24. Хуторский, А. В. Педагогическая инноватика : методология, теория, практика [текст] / А.В. Хуторский. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

25. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала [текст] : методическое пособие для специалистов, работающих с персоналом / В.А. Чикер. – СПб. : Речь, 2004. – 176с.

26. Шапиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала [текст] / С.А. Шапиро. – М. : Дело, 2006. – 145 с.