Педагогика 21

1. Понятие интеграции человека в жизнь об-ва означает процесс и результат предоставления ему прав и реальная возм-ть участвовать во всех видах соц. жизни, включ и образование на ровне с остальными членами общ-ва. В системе образ-ия интегр означает возм-ть минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образов. потреб. интегр осн-ся на концепции нормализации 1978г. в основу кот. положено идея о том что жизнь и быт д.б. как можно ближе приближен к условиям и стилю общ-ва, в кот они живут.Применительно к глухим детям: во-первых реб с особыми образов потребностями имеет общее для всех потре-ти, главная- иотребность вдоброжелат внимании, во-вторых реб д. вести жизнь maxприближенную к нормальной, в-третих лучшее место для реб. это родной дом, в-четвёртых, все дети могут учиться. Интеграция- мощн и длительн. процесс восп-ия всего об-ва. люди с огр. возможностями не приспосабливаются к правилам и условия об-ва, а включ в его жизнь на своих условиях Сущ. 2 формы интеграции: интернальная (интеграция внутри с-мы спец образования), эктермальная(взаимод-е спец и массового образ-я)Модели:а) совместное обучение в обычном классе общеобраз школы. В соврем России пед теории и практике есть опыт подготовки детей с нарушением и слуха и зрения в общеобр школах Интегр обучений детей с нар зрением- редкое явл.; б) спец классы общеобр школ(классы коррекции и компенсации) они создаются для детей с нарушение интеллекта и ЗПР, детей группы риска.В России с 1981 создаются школы дл детей с ЗПР Опыт показал что при соотв-щей организации обуч около ½ детей с ЗПР после окончания нач шк имеют способность учится дальше.Классы компенс обуч т.е. пед поддержки. В них дети не имеющие отклонения в развитии но с низким уровнем шк. зрелости и относящиеся к группе пед. риска.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в витии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается в данной статье как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

2 стр., 831 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... жизнь без самообразования, курсов повышения квалификации, которые не только отвечают на возникающие в процессе ... задача учителя начальных классов – найти ключик к каждому секрету души ребенка, быть готовым к ... раскрываю задатки. Я осознаю: мои нежные цветы обрели надежные корни, развернули и ... личности ребенка совместно с семьей» - методическая тема в воспитательной работе. Сведения о ребенке получаю ...

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, т.е. одну из моделей:

— комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);

— частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;

— временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

2. В странах западной Европы и США детей с нарушением интеллекта делят на тренируемых и обучаемых.

Тренируемые-это те, которые способны лишь к некоторому продвижению в спец. организ-му уч. проц.

Обучаемые- способны к обучению в масс-х уч. заведениях в рамках спец.програм.

По мнению западных специалистов ребку с нарушением интеллекта необходимо с первых дней преб-я в шк. Одекватно вести себя среди сверстников и обладать простейшими навыками.

Родителям предоставляется широкий выбор вариант. обучения.

Существует система защищённого труда, согласно которой, работая в разл. учреждениях, люди с нарушением интеллекта получают либо деньги, либо необходим нормой деньги. В Россия, где преподаётся как общеобразоват предметы, так и спец

Младш классы-занятия по развитию речи, ритмика

Старшие классы-(5-9)-соц бытовая ориетир большое внимание отводные воспитанию уч-ся, цель которого соорентировать воспитанников.

Большинство воспит. этих школ хорошо подготовл к жизни.

Обучение детей с нарушением интеллекта в общеобразов. школах требует особого внимания. Необходимо выбрать место, где будет сидеть этот ученик, чтобы оно было для него удобным, влекло его в учебную деятельность. Родители должны быть тоже включены.

4 стр., 1547 слов

Психодиагностика трудностей в обучении детей младших классов

... пути психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов. Задачи: 1. Изучить сущность психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов 2. Провести психодиагностическое исследование трудностей ... список литературы и приложение. 1. Сущность психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов 1.1 Внимание, как специфический процесс Для учителя начальной школы проблема ...

3. Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

  1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
  2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).
  3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи;

обеспечение общего и профессионального обучения.

Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, гомеопата, логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя.

1. Лечебно-оздоровительные мероприятия:

медикаментозное лечение,

гомеопатия,

различные виды массажа,

физиотерапия,

лечебная физкультура,

ортопедическая помощь,

водные процедуры.

2. Коррекционное обучение и воспитание (развитие двигательных, психических и речевых функций, подготовка к школе и обучение).

3. Социальная адаптация (формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации, навыков коммуникации).

4.

1. При комплексной педагогической коррекции дошкольников с детским аутизмом, ведущим направлением является формирование их коммуникативных навыков, принимая во внимание, что нарушение коммуникации — один из основных недостатков при детском аутизме.

2. Дифференцированный подход в процессе педагогической коррекции реализуется с учетом специфических особенностей и уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским аутизмом.

3. Разработка и внедрение системы педагогической коррекции, включающей использование игровых приемов и направленной на формирование коммуникативных навыков, позволит обеспечить их эффективное развитие.

Как лечить аутизм?

На современном этапе аутизм не лечится, но терапия поможет ребенку сравнительно нормально развиваться и снизить нежелательные модели поведения. В этом случае благоприятно влияет четко структурированная окружающая среда и соблюдение режима дня.

Терапия может включать комбинацию из следующих компонентов:

специальное структурированное образование, которое направлено на уникальные потребности ребенка;

модификация поведения включает стратегии на поддержание позитивного поведения и предупреждение негативного;

языковая, физическая или трудовая терапии, которые созданы с целью повышения функциональных возможностей ребенка.

20 стр., 9623 слов

Вопрос1 Сурдопсихология (психол лиц с наруш слуха) — это отрасль ...

... ребенок с нарушенным слухом может воспринять слог «га», а остальную часть слова не услышать; В речи слабослышащих детей ... плееры. Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играет неблагополучное протекание беременности, прежде всего ... не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, дети ...

медицинские препараты: на данный момент не существует препаратов для лечения аутизма, но они могут использоваться для терапии особых симптомов, таких как беспокойство, гиперактивность и поведение, которое может привести к повреждению.

Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

5. Аутизм – отрыв от реальн, уход в себя, отсут или пародакс-ть реакций на внеш возд,пассив и сверхранним в контакте со средой (Лебединская)

Аут встреч как симпт при др псих забол и проявл в ран детс возр.

При РДА одни псих ф-и разв замедл, а др патолог ускор (богат запас слов, но отсут коммун).

Нет четк клиники.

По крит ВОЗ при аут наруш –в сфере соц взаимод; -способ к общению; -повтор и стереот модели повед, интер и др виды деят.

Причины.1.роль генетики 2. органич пораж цнс 3. психоген фактор.

Диагностика 3-5 лет.Хар-ка.1)ребен не фикс взгляд, особ на лице 2)перв улыбка не адрес 3)к окруж относ безразл 4)на руки не прос 5)пред постав один 6)узн близк,но нет эмоц реакц 7)неадекв к ласке 8)спок относ к дискомфорт.

Хаар-н феномен стремл к сохр привычн постоян противодей-ю люб изм в окр мире(одежда, муз, книги).

Стереотипн в игре, игруш не по назнач, углов движ, неконкр страхи, аутент. фантазии, своеобр реч разв (мутизм-отсут речи, эхололия-повтор фраз; отсут обращ, поздн появ в речи Я).

6. Домашнее обуч.: родителям необход консульт со спец., необх. коммент. Все свои действия, это позвл. ребёнку воспринимать инф. С пом-ю других анализаторов.

Дошкольные учр-я: цель- воспит и лечен., возиожн. Вост. И развитие наруш ф-ий у детей, намыки самообслуж-я, подготовка детей к школе.

Школы сост. Из 3х ступеней: нач.,основная, средняя.

В нач. школе проводятся занятия по развитию зрит. Восприятия, слуха, осязания, ритмики, ориентир. в пр-ве. Учащ-ся приобрет. Умения и навыки к чтению и письму, счёту, самообслуж-ю.

Школа второй ступени: закл. Прочный фундамент общеобр-й и трудовой подготовки.

Ср-во обучения: учебники по сист. Браиля, учебники с рельефными рисунками, чертежами, схемами, Спец. Приборы, тость,

Труд подготовка имеет 3 ступени:

  1. обуч в 1-4 классах
  2. политех 5-10 классы
  3. Широкопрофильная

проф ориент ведется с учетом показаний и противопоказ.

7. От лат – слепой

Тифлопед это система научных знаний об образовании лиц с нар зрения.

Азбука для незрячих – Броиль

Предметом является теор и практика спец образования лиц с нар зрения

Задачи

  1. психолого-пед изуч зрения и др развития наруш зрения
  2. опред пути и услов компенсации, коррекции и восстан наруш недор ф-ций при слепоте и слабовиденни
  3. разраб методы и приемы обуч. Основн науки
  4. разработка уч планов, программ

врожд слепота следствие наследствпередачи дефекта зрения либо врожд слепота в периоде внутриутробного развития

21 стр., 10389 слов

Социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи ...

... детей к школе с нарушениями речи и без таковых нарушений. Объект исследования – дети с нарушениями речи. Предмет исследования – социально-психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушением речи. Гипотеза исследования – социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи ... детей — детях с речевыми нарушениями. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых наруше­ний ...

приобрет в рез-те травм головного мозга или глаз

Необходимо учитывать время потери зрения .

Слепые полностью отсутствует зрительное восприятие

Абсолютная слепота полностью утрачено зрительное восприятие

Практическая слепота остат зрение позволяет восприн свет или силуэты

Слабовидящие остат зрение ни в полном объеме позвол восприн окруж мир

8. Сущ. 20 способов сист. спец обучен глухих. Первая пед. сист. – билингвистическая (в нач. 80х годов 20го века).

В нашей стране пед. система обр.-я глухих на основе словесной речи. Перв.-но с со втор. пол.18 в и до конца 20 в гл.-ой зад. была выработка произношения глухих , мало чем отличающихся от произношения слышащих. До сер. 50 гг. преобладала точка зрения: речевое развитие глухих как рез.-т изучения грамматики. Зачков – разработал коммуникационную систему. Глухие должны усваивать язык как ср.-во обучения.

Важнейшие положения:

  • Формирование и развитие речи глухих детей в условиях предметно-практ. Деятельности
  • Целенапр. работа по развит. мышления
  • Успешное реч. развитие гл. ребёнка возможно только в спец. организ. Среде

Соц. Адаптация чел. Во многом зависит от его осознания себя той или иной общности, опр. фактором, котор. явл. язык. Профессиональная ориентация ведётся с учётом показаний и противопоказаний, установл. ими. Дети не всегда могут сами адекватно оценивать свои возможности с требованиями буд. профессии. Большинство гл. работают в сем. хозяйстве; художники и т.д.

Слабослыш.-стойкое понижение слуха(возможны самостоят. накопления речи).При поступлении в шк. у слабосл. обнаруж. след наруш. речи:1.ограниченн. запас слов2.недостатки произношения

Поэтому и уч планах школ наиб. число часов отведено на рус.яз. Анализаторы у слабослыш: зрение и остаточный слух. Т.о. чтение и письмо явл. самым полноценным ср-вом овладения языком. Наглядные ср-ва: видеоматериал, макеты и т.п.Используется общение с учениками массовых школ.Позднооглохшие владеют чтением с губ их обучают по методике глобального чтения т.е. связь глобал. звуков образа с графич. изображением: на 1-ом этапе п/о схватывает зрительно движения реч. органов.; на 2-ом подражание уч-лю; 3-й догадка, основанная на смысловом контексте. Важен навык чтения с лица.спец. обучения раннооглохших сущ.2 основных системы:1)билингвистический подход(2 равноценных ср-ва прцесса обуч: рус.яз и жестовый яз.) 2)словесная речь, т.е. чистого произношения при данном подходе глухой схватывает внеш. оболочку слова. Глухие должны усваивать язык как ср-во общения пользуясь им на всех этапах обуч.

9. Сурдопед-ка– система научных знаний о воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

В посл.годы %растет,4-6 им.наруш слуха.Предмет-теор и прак образ лиц с огран слух возм.Задачи: 1.разраб. и внедр иновац прогр и методик для лиц с наруш слуха 2.диагност и профилакт причин наруш у детей 3.обуч спец образ технол, обуч текст, родн яз,устной речи 4.соверш техн ср-в в корр(слух. апп) 5.профориен,трудоустр.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм становления ...

Причины нарушения слуха:инфек. забол.; токсические поражения; сосудист наруш; механич, аккустич или контузионные травмы.

Тугоухость и глухоту подразд на: наслед, врожд и приобр

Диагностика. 1.от 1 до 3 лет-метод рефлекторной реакции на звук 2. после 3- с пом. игровой аудиометрии (звук-действие).

Классификация: 1)глухие 2)слабосл=тугоух 3)поздноогл

Глухота — стойк поторя слуха, при кот не возм самост овлад речью и разборч восприят речи, даже на близ расст от уха.

Тугоухость-стойк пониж-е слуха при кот возм накопл реч запаса, но min.

10. Речь представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, служащую общению между людьми посредством языка.

Обязательными условиями развития речи являются нормальное состояние слуха и речевое общение ребенка со взрослыми.

Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения.

Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно. Полная неспособность читать – алексия, полная неспособность писать – аграфия.

Дисграфия-нарушение письма кот проявляется в стойких и повторяющ-ся ошибках письма связ. с недостат. готовностью псих. процессов к развитию речи.Она проявляется смешение букв по сходству [о-а] [д-б] [к-х] и т.п. слитное написание слов в фразе или же разрыв слов на части, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Дилексия- наруш. чтения, кот проявляются в многочислен. и повтор. ошибках в виде замен, перестановок, повторение слов, пропусков букв, что обусловлено в ходе разв-ия устной речи. Когда различ. многократн. ошибки письма и чтения, не следует заст. вып-ть одни и те же задачи и след. отправить к логопеду.

В системе образ. сущ. спец. ортопедич группы в детских садах общего типа, а также дошкольн. учр-я для детей с нарушением речи. При общеобраз. школах сущ. логопедич. пункты.

«Борьба» с дисграфией должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте, чтобы устранить сами причины возникновения ошибок.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

11. Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. (каша во рту).

Ребёнок может полностью не произносить звуки до еле заметного.Детям, страдающим дизартрией, необходимо с ранних лет оказывать логопедическую помощь,длительную коррекцию речи.

Заикание-нарушение плавности речи обусловлен судорогой мышц речевого аппарата. Заикание начинается в возрасте от 2 до 6 лет. Речь заик хар-ся повторением звуков, слогов, слов, слогов. Не смотря на реч. и психол. трудности уч-лю не следует заменять устные ответы на писменные.Устные опросы надо проводить с места а не у доски. Но спрашивать необ-мо. Можно спросить реб и после урока.

Работа:1.Выработка у заик умения устанавливать и передавать инфо в процессе межличностных отношений 2.Отроботка свободного общения 3. Закрепления навыков свободн общения.

10 стр., 4613 слов

Развитие речи ребенка 2

... цели в работе были рассмотрены вопросы развития речи ребенка, понимания и становления речи, факторы риска речевых нарушений и профилактическая работа в ДОУ. Развитие речи ребенка Речь является средством общения людей и формой ... в дошкольном возрасте, но и в про­цессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение фор­мируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного ...

Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.

В целом речь афазиков харак бедностью лексики, они редко употребляют прилаг, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Для этой патологии характерно:познее появление речи, замедленное развитие. Формы: 1.экспресивная- неоформляется звуковой образ слова. Для установки речи характерно: пропуски, перестановки, замена слов.2. импрессивная- нарушение восприятия и понимания речи при полноценном слухе. Такие дети либо вообще не понимают оброщённой к ним речи, либо это понимание ограничено.

12. Классификации нарушений развития речи у детей

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике.

I.Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.

Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.

Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.

II.Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание- нарушение плавности речи, обусловленное судорогой мышц речевого аппарата. Наблюдается у детей от 2 до 6 лет.).

III.Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии- непрвильное строение артикуляционного аппарата, неправильный прикус, строение зубов, ринолалия- нарушение звукопроизношения, связанное с врожденным анатомическим дефектом артикуляционного аппарата.).

IV.Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

Дислалия –(косноязычие) неумение произносить тот или иной звук, его искажение, или замена другим. Механическая дислания –непрвильное строение артикуляционного аппарата,особенность речевого воспитания. Функциональная дислания- (неправильное произношение взросл.) расстройство голосообразования (частичная, сильная, полная).

Нарушение звуков:

-рютацизм-неправильное произношение «р», «рь»

-неумение произносить «л», и «ль»

-диалекты смягчения

Чем раньше в семье обращают внимание на произношение, тем быстрее формируется речь. Недостатки сами исчезнуть не могут.

Методики исправления дислании:

-работа начинается при постоянном звуковоспоизведении отдельных звуков

-длительное произношение ставящегося звука

-произносятся слова, где ставится звук, находящийся под ударением, а затем без ударения.

Риполомия –нарушение звукопроизношения, связанная с враждённым анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Этот дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне. Речь развивается невнятно, логопедическая помощь оказывается как до операции, так и после.

4 стр., 1893 слов

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

... ­ких процессов, в первую очередь речи. Беседа с логопедом Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни. * * * Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит ... воспринималось и почему?»   Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его ...

13.

Необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.

Логопедия- наука, о нарушении речи, методах их выявления, устранение и предупреждение средствами спец. обучения и воспитания. Предметом – система знаний о псих деятельности человека, о речевых и языковых механизмов, обеспечивающих формирование речевой комунникации в норме и патологии.

ЗАДАЧИ: изменение детской речи, особенности её развития и принцип нарушения, коррекции речевой патологии.

Причины речевых наруш.

Биологические(наличие небольшой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем возрасте наследственность,) и социальные(дефекты речи окружающих, недостаточное речевое общение ребёнка со взрослыми) факторы

Отрицательное воздействие может оказать на речевое развитие в дошкольном возрасте усвоения 2-х языков, а также педагогическая запущенность.

14. К лицам с УО относят лиц со стойк.необрат. наруш. преимущ-но позноват.сферы,возник. в следств. органич. пораж. коры головн.мозга,имеющ.дииффузн.хар-р. Это выраж. в наруш. позноват.процесса(ощущен.,восприят.,памяти,мышл.,вообр.,вниман.), страдает моторика,личность в целом.

Олигрофренопед это часть спец пед-ки изучя реб с различ наруш интеллекта, вопросы его образования, воспитания, обучения, а также послед реабилитации и соц адаптации.

Задачи : 1) максимальное преодоление пед-ов познават деят-ти и волевой сферы

2) подготовка их к участию в производ труде; 3) развитие элем-ых санитарно-гигиен навыков и прост навыков самообслуж 4) соц адаптация в усл соврем общества

Причины УО: 1.Наслед.забол.2.Фактор,возд. на внутриутр.разв (внутриутр инфекции,хрон.болез.матери,вред.прив,лекарства,травмы,окр.средп,неправ.пит) 3. Иммунолог.конфл. матери и плода 4. Родовые травмы мозга 5.Нейроинф(менингит,инцефалит)

Виды УО:

1) Олигофрения(возн внутриутр,при родах-до 3лет)

2)Деменция (после 3 лет,ител.дефект не обрат)

3)Лица у кот УО сочетается с текущими заболеваниями н.с(шизоф,элепс)

Классиф. УО:

А)дебильность(70-80%)

Б)имбецильность

В)идиотия

Дебильность это незначит степень умственной отсталости дети отстают от норм развития сверстников,позже начинают ходить, физ слабые, мало интер окружающим,трудно поддерживают беседу, малый словарный запас.

Имбецильность – умер степень умствен отсталости проявл в раннем периоде развития реб-ка. В млад возрасте: позже начинают держать головку,позже начинают сидеть,ходить.

Идиотия тяжелая степень умственной отсталости

Причины: наследственные заболевания, нарушение в строении и числе хромосом, внутриутробные инфекции

Дебильность это незначительная степень умственной отсталости. Дети отстают в развитии по сравнению со сверстниками, позже начинают ходить физически слабые, к концу дошкольного возраста словарный запас мал. Трудно поддерживать беседу, т к не всегда понимают собеседника, инструкция из 2-ух-3-ёх слов для них трудна.

4 стр., 1812 слов

Принципы специального образования.Технология и методы спец образования.Средства ...

... 11 17. Спец образование детей с трудностями обучения (задержка психического развития) 12 18. Система спец учреждений для детей с нарушениями речи 13 19. Педагогические системы спец образования лиц с нарушениями слуха 14 20. Обучение детей с недостатками ...

Работа с детьми раннего возраста в услових дома ребёнка направлена на обогощение эмоциональных и личностных контактов со свестниками и взрослыми. В специал садах оказ-ся комплексная помощ, работают психологи, воспитатель, муз раб, логопед. С 7-8 лет дети нач-ют обуч-ся в спец корекц-ых школах 8-го вида.Преподаются как общеобразовательные предметы, так и специальные.В младших кл занятия по развитию речи.В старших классах социальнобытовая ориентировка. Цель социализация воспитанника. При оконч. школы проф.подгот. ниже.Но бол-во при выходе из школы мало чем отл от др по психометр. признакам.

Имбицильность – умер степень УО. Поражена кора бол. полуш. и низлеж.образ. Наруш выявл в ран. периоды разв. ребенка.Осн. черта-неспособн. к самост. понят. мышлен.

Дети позже начинают держать головку(до 6 мес), овладевают ходьбой после 3-х лет. Практически отсут лепет, речь появляется к к 6-7 годам. Эти дети вполне обучаемы т.е. способны овладеть навыками общения, соц.-бытовые навыки, элем. грамотой, счетом в пред. опред. операц.,к.-л. ремесло. Посещают спец. сады. С 7-8 лет-шк 8вида.

Идиотия – самая тяжёлая степеньУО. диагн. на 1 году жизни. Задержка проявляется в неадекв реакции на окруж. Резко нарушены пороги восприятия, мышления. Речь развита крайне медленно или не развита вообще, тяжёлые нарушения моторики, кот.приводят к лежачему обр жизни.

Ран. нач. корр работы позв. maxскор дефект и предотвр. появ. вторичного. Сущ. дома малютки,ребанка->интернат->спец.учрежд. В дет.саду:физич.разв.,форм. познав.акт,форм.нравст-волев. готовности. С 7-8 лет в спец. школах. Цель-подгот к самост жизни в социуме.После оконч шк они наход на присмотре соц педагога.

15. Бол. часть детей с труд. в обуч. сост. группа кот. опред. как дети с ЗПР.50%детей млад.школ.возраста. Понятие ЗПР употреб. по отнош. к детям с minорганич. поврежд. или функцион. недостаточностью цнс, а также наход. в усл. соц депривации(псих.сост, при кот люди испыт недостат удовл своих потребн.).

Для них хар-но:незрелость эмоц-вол. сферы,позноват.деят.

Сущ. критерии в отдел. ЗПР от др.сход.сост по особен.речи и умств. разв.1.ЗПР как правило связ. с мозаичными органич. поврежден. цнс.Хар-ся отстав. в псих. разв. во всехсредах деят-ти.2.наслед.предраспол.

Педагогика — Стр 2

Кол-во дошкол.-25%от детс. популяц.

Система коррек. разв. образ. и компенс.обуч.1981-док. о деят. спец-образ.школ для детей с ЗПР.1992-приказ МО о классах коррекции.

Система поддержки детей с ЗПР вкл в себя: 1.созд. разл. спец-образ. учрежд(дошк.детс.учреж.,спец.школы и школы-интернаты,классы компенсируещ.обуч); 2.ранее выявл. детей,отст. в разв.; 3.созд. системы лечебно-оздоров. и профилакт. работы в усл. общеобраз.учрежд.; 4.разраб. служб консультативной помощи семье; 5.подготовка пед. кадров. школы 8 видая отстав. и органич. связ. др.сходферы,позноват.деят.000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

16. Система общего и спец.образования в РФ (ВИДЫ ШКОЛ)

1 вид — для глухих;

2 вид — для слабослышащих;

3 вид — для слепых;

4 вид — для детей с остаточным зрением;

5 вид — для детей с тяжёлой речевой патологией;

6 вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7 вид — для детей с ЗПР (задержкой психического развития);

8 вид — для детей с нарушениями интеллекта.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть негосударственным.

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование).

Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения з условиях образовательного процесса.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких классов — обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками Школы и перехода в послешкольный период.

17. методы

  1. перцептивные(методы словесной передачи и слухового или зрительного восприятия учебного материала, а также практические
  2. логические (индуктивный и дидуктивный)
  3. гностические(репродуктивный, проблемнопоисковый, исследоват)
  4. методы спец воспитания
  1. информационный(беседа, примеры, личный пример)
  2. практическидейственные(поручение, упражнение, ручной труд)
  3. нетрадиционные(артерапия(ср-ва искусства) иппотерапия(верховая езда))
  4. побудительнооценочные (поощрения, наказания)

общие методы:активно-волевые деоректы, коррекция страхов, коррекция застенчивости,метод коррекции через труд

19 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.

Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т. е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:

1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля.

Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи.

В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.

Формы

Обучение людей с наруш. здоровья начинается как индивид-е.Глухих и незрячих обучали и восп-ли в монастырях или домах.В соврем. пед-ке индивид-ая форма обучения имеет место когда:1)обуч-ся им. тяжёлое и множественные нарушения развития;2) обуч-ся заним. в домашн. условиях;3)индивид. занятия явл. дополнением к фронтальным.

основной формой обуч. в спец школе как и в общеобраз. явл. классно-урочная форма. Уроки в спец. школе хар-ются широким использованием групповых форм работы, когда дети объеден. в группы в зависмости от индивид-ных спосбностей и темпов учебной деят-ти. На уроках используются бригадные формы работы когда дети объед. в бригады для выполнения какого-либо задания по собственному желанию или по указанию педагога. В спец. школе присутств. дополнит. формы обуч.: внеклассное чтение, доп. занятия.

средства обучения явл:1)речь уч-ля:жестовая и дактильная;2)зрительное восприятие устной речи или чтение с лица применима в обучение лиц с нарушением слуха;3)разл-ые ср-ва искусства;4)учебники;5)наглядность явл. ср-ом более глубокого осмысления материала;6)дидактический материал;7)ср-ва словестной наглядности: записи на доске, схемы реч-ых высказываний;8)моделирование: применяется для развития мышления;9) ср-ва ТСО.

20 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В самом начале пути обучения детей с нарушениями развития применялась только индивидуальная форма обучения, что определялось многообразием форм нарушений и малоизу-ченностью этого направления.

Сейчас такой подход используется в случаях, если в силу особенностей развития (дети с глубокими нарушениями интеллекта, дети с нарушениями слуха) или возраста (ранний возраст) ребенок не способен обучаться в коллективе, или же в случае, когда ребенок обучается на дому. При достижении положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в индивидуальной форме дополнительно может применяться индивидуально-групповая форма с небольшими группами детей для проведения определенных коррекционных занятий, не требующих строгого индивидуального подхода. Самая распространенная форма в системе организации специального обучения – классно-урочная, при которой педагог руководит деятельностью всех учащихся. Основная характеристика урока – постоянство состава группы учащихся. Эта форма обучения используется в основном в средней и старшей возрастных группах. В младших классах уроки чаще всего строятся по смешанному (комбинированному) типу в связи со сложностью усвоения материала учащимися в этом возрасте.

В специальной педагогике существует так называемая пропедевтическая система работы педагога, заключается она в том, что предварительно педагогом проводится подготовка для получения новых знаний. Эта подготовка может осуществляться на других занятиях, в процессе проведения индивидуальных занятий или каких-либо дополнительных форм обучения.

На уроках в специальной школе часто используется дифференцированно-групповая форма работы, когда педагог разбивает класс на группы в зависимости от их уровня развития, особенностей нарушения развития, объемов и темпов познавательной деятельности. Также используется бригадная форма работы, при которой дети группируются для выполнения какого-либо задания. При обучении в групповой форме дети получают возможности для развития навыков социального общения, речи и мышления; такая форма обучения стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, товарищества и взаимопомощи. К детям, имеющим значительные отличия в развитии от остальных детей в коллективе, применяют индивидуализированную форму обучения.

Также существует ряд дополнительных форм обучения, таких как внеклассные мероприятия, самоподготовка, экскурсии, факультативные и кружковые занятия и др.

21 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Широко распространенным средством обучения общеобразовательной и специальной школы является использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в развитии имеют свои отличительные особенности, зависящие от возраста, а также характера и тяжести нарушений способностей учащихся.

Специальное образование в работе с детьми широко использует разные виды речи.

Словесная речь должна быть внятной, четкой и грамотной. Педагог должен иметь хорошую дикцию, обладать умением импровизировать и способствовать активации речи у учащихся.

Дактильная речь осуществляется использованием ручной азбуки, когда каждая буква изображается при помощи пальцев и называется дактилемой. Буквы складываются в слова, слова во фразы. Такой вид речи используется в обучении глухих детей, так же как и калькирующая жестовая речь, в которой слова изображаются жестами. Существует также разговорная жестовая речь, она часто используется в неформальном общении людей с нормальным слухом. Существует средство, помогающее людям с нарушениями слуха воспринимать информацию с помощью зрения, – зрительное восприятие устной речи, или, как его принято называть, чтение по губам. Пиктографическое (символьное) письмо используется в работе с лицами, имеющими нарушения речевой деятельности.

В последнее время широкое распространение получило новое направление – арт-терапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства, это направление позволяет детям с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.

Для повышения эффективности применения различных видов речи и печатной продукции используется наглядность, которая может быть представлена в виде дидактического материала, средств словесной наглядности или моделирования.

Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.

К средствам словесной наглядности относят записи, дополняющие речь, словари, ноти-рованное письмо. Моделирование представляет собой алгоритм действий по построению и использованию какой-либо модели.

Широко применяются также технические средства обучения, такие как аудиовизуальные средства и персональные компьютеры.

Все используемые в процессе обучения средства подбираются таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и учитывало особенности излагаемого материала и уровня развития учащихся.

18. Принципы

Педагогич оптимизм

Каждый чел , независимо от его особ , включен в образ проц

Принцип ранней педагог помощи

Обеспеч раннего выявления и ранней диагностики отклон в развитии ребенка

Коррекционно-компенсирующий

Опора на здоровую силу обучающего

Развитие мышления и языка

Развитие высших псих процессов

Принцип дифференц и индив подхода

Напр на создание благоприят усл обучения, индивид особ реб-ка.

Специальная педагогика имеет определенную систему требований, описывающих концептуальные основополагающие положения, которые определяют характер организации образовательного процесса. Эта система называется принципами специального образования.

Каждый ребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педа-гогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей.

В развитии каждого ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, благоприятные для развития каких-либо психических процессов. Коррекционно-педагогическая помощь будет более продуктивна, если нарушение будет выявлено как можно раньше и необходимые меры приняты своевременно, в этом заключается принцип ранней педагогической помощи.

Принцип коррекционно-компенсирую-щей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся. При этом образование ребенка с нарушениями учитывает его индивидуальные особенности развития.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.

Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей. Большинство детей с нарушениями развития имеют проблемы в развитии речи, мышления и в общении с другими детьми. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление этих недостатков развития для дальнейшей социализации и адаптации человека в обществе.

Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционно-воспитательной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы.

Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.

19. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные права лиц с нарушениями развития закреплены в следующих международных документах:

1) Всеобщая декларация прав человека;

2) Декларация о правах инвалидов;

3) Декларация о правах умственно отсталых лиц;

4) Конвенция о правах ребенка;

5) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Основная идея этих документов: лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.

Закон «О социальной защите инвалидов», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» и Семейный кодекс РФ. Закон «Об образовании» гарантирует детям с нарушениями развития образование путем создания специальных образовательных учреждений.

Закон «О социальной защите инвалидов» закрепляет особые права инвалидов на социальную защиту:

1) на труд;

2) медицинское обеспечение;

3) жилищные льготы и т. д.

Основные важные моменты принятых законопроектов: закрепление прав детей; разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе и лиц с нарушениями жизнедеятельности, а также мер, направленных на повышение качества обучения и воспитания и предупреждение возникновения нарушений удетей, рождаемых от лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом; поддержка детей-сирот и приемных семей; определение системы компенсаций семьям, имеющим детей-инвалидов; создание института, защищающего интересы детей, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

Правовое понятие «инвалид» появилось в нашей стране только в 1996 г., оно определяется как лицо с нарушениями здоровья, возникшими вследствие заболевания, травм или анатомического дефекта организма.

Согласно Закону «О социальной защите инвалидов» дети-инвалиды получают дошкольное, внешкольное, общее среднее, общее и высшее профессиональное образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в общих и специальных образовательных заведениях.

20. Классификация нарушений

  • глухие
  • слабослышащие
  • позднооглохшие
  • незрячие
  • слабовидящие
  • лица, с нарушением опорно-двиг. аппарата
  • лица, с нарушением эмоц-волев. сферы
  • лица, с нарушением интеллекта
  • с тяж наруш. речи
  • со слож. недостатками в развитии.

В соотв. с локализацией-телесные\соматические(опор.-двиг.апп); сенсорные наруш(слух, зрение);наруш. деят. мозга(уо); наруш. движений; психо-речевые нарушения.

22. Объект-спец.образ.лиц с особ.образ.потребностями.

Субъект-чел.,с огран.возм.здоровья,жизнедеят.

Предмет-теория и практика спец.образования.

Цель-достижение ребенком maxвозм.самост.и независим.в жизни.

Задачи-изуч.закономерностей спец.образ..,спец.пед.систем,диагностика и прогноз.,разраб.и реализ.образ.коррек.-пед. и реабилит.программ,прогр.профориентации,проф.подгот,трудоустр.