Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Институт управления и регионологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Основы психологии
Контрольная работа №2
Выполнила студентка 2 курса
22группы заочного отделения
Соколова Алёна Васильевна
Проверила: преподаватель
кафедры Психологии
Шахова Людмила Ивановна
Архангельск
2011
Задание №1
Тема «Предмет психологии»
воображение внимание характер способность
Бихевиоризм — а, б
Начало бихевиоризму было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913).
В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями.
Поскольку было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.
Классический психоанализ — б, г
Классический психоанализ — направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности.
Ключевыми, определяющими понятиями психоанализа являются: свободные ассоциации, перенос и интерпретация.
Гуманистическая психология — а
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Задание №2
Тема «Сознание: бессознательное»
III Олимпиада «Психология без границ» задание для 6-7 классов
... который позволил бы это выяснить. 10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Рассмотрите историю в картинках Херлуфа Бидструпа «Домашнее задание». Перечислите отрицательные черты характера, которые могут появиться ... у ребенка, если такой способ выполнения домашнего задания станет для него привычным. ...
Механизм психологической защиты ОТРИЦАНИЕ — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.
Механизм психологической защиты ПОДАВЛЕНИЕ развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ. Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: «это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной». В других источниках эти же термины применяю Механизм психологической защиты, РЕГРЕССИЯ развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. В кластер регрессии входит также механизм ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения, для обозначения патологических расстройств восприятия.
Механизм психологической защиты КОМПЕНСАЦИЯ — онтогенетически самый поздний и когнититвно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. В кластер компенсации входят следующие механизмы: СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и ФАНТАЗИЯ, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.
Механизм психологической защиты ПРОЕКЦИЯ — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
Механизм психологической защиты ЗАМЕЩЕНИЕ развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.
26 Тревога и психологические механизмы защиты личности
... используют также и примитивные защиты. Первичные защитные механизмы Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что ... информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия ... из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы Я, имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов ребенка – в ...
+
Особенности защитного поведения : эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить.
_
Лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.
+
Тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.
_
Ипохондрия, иррациональный конформизм.
+
Поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.
_
Агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.
Задание №3
Тема «Восприятие»
Ответ № 2,5,10
Восприятие — субъективное (психическое) отражение предметов и явлений объективной действительности как результат их непосредственного воздействия на органы чувств. В ходе этого воздействия у субъекта формируются целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных. Оно определяется многосвязными отношениями типа объект-субъект и субъект-объект.
Свойства объектов, отражающиеся в образе восприятия: локализация в пространстве / удаленность от субъекта / направление движения относительно субъекта и(или) друг друга / рельеф / форма / величина / длительность воздействия объекта на субъект / последовательность воздействия.
Также восприятие характеризуется модальностью (качественные различия стимулов и анализаторов) и интенсивностью (количественно — энергетические особенности стимуляции).
Свойства восприятия более высокого порядка: предметность / константность / целостность / структурность / обобщенность.
После включения восприятия в структуру сознания в целом оно приобретает новые свойства: избирательность / осмысленность / целенаправленность / категориальность…
Характеристики восприятия в целостной психике выступают как системные качества.
Задание№4
Тема «Внимание»
При оформлении витрины необходимо учитывать: правильный -яркий не раздражающий глаз свет, привлекательные яркие предметы- дополняющие товар, размещение от самых тёмных до самых ярких красок товара, игра светом (световая реклама).
Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все же шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. При непроизвольном внимании возникновение участка с оптимальной возбудимостью в коре головного мозга обусловлено непосредственно действующими раздражителями.
Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли.
Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный. Это — интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.
Задание№5
Тема «Воображение»
А) Агглютинация
Агглютинация (Лат. agglutinatio — склеивание).
Сплавление в одно целое фрагментов различных мыслей, слов. Наблюдается при шизофрении (в частности, является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций).
Б) Заострение
Заострение-подчеркивание в воображении каких-либо признаков предметов и явлений.
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью
Воображение — (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.
Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.
Задание№6
Тема «Эмоции»
А) Фрустрация
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
Б) Стресс — это реакция организма на перенапряжение, тревогу и ежедневную суету. Когда нагрузки становятся чрезмерными, ухудшается самочувствие, появляются другие симптомы. При этом состоянии малейшее раздражение, даже легкое возбуждение, может вызвать чрезмерную реакцию, которая изнуряет организм.
Задание№7
Тема «Темперамент»
1.Сангвиник.
Бодрое повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, энергичность.
Холерик.
Сосредоточенность внимания, повышенная эмоциональная возбудимость.
Флегматик.
Спокойное настроение, терпеливость, однообразие мимики.
Меланхолик.
Неуверенность в себе, невыразительность речи, малая активность.
2.Достоинство холерика- в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостатком, в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к её концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медлительным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в начале её.
Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.
Задание№8
Тема «Характер»
характер |
темперамент |
||
Определение |
Общее качество личности в целом, совокупность ряда её черт, в которых наиболее отчётливо выражено её своеобразие. |
Совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. |
|
Свойства |
Расчётливость, рациональность, настойчивость, целеустремлённость, последовательность, интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность. |
Сензитивность- особенность, проявляющаяся в возникновении психич. реакции на внешний раздражитель. Реактивность- особенность человека, связанное с силой эмоциональной реакции. Активность- способность человека, заключающаяся в преодолении ограничении в производстве, усвоении духовной культуры. |
|
Формирование |
Во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью в его деятельности формируется и выявляется бесконечное множество различных индивидуально- психологических особенностей. |
Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. |
|
Проявление |
Индивидуально- психологические особенности человека, которые проявляются достаточно устойчиво и представляют собой существенные черты поведения (осторожность, выдержанность, спокойствии, впечатлительность ) |
Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления(впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.) |
|
Структура |
Стержень характера составляет воля: её особенности, переходя в свойства личности, образуют существеннейшие черты характера. |
Активность, пассивность, эмоциональность. |
|
Типы |
Гипертивный, педантичный, демонстративный, экстравертированный, интровертированный, садо -мазохистский, конформистский, мыслительный, чувствующий. |
Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. |
|
Задание№9
Тема «Личность»
А) Индивидуальность — это личность в её своеобразии. Существует целый ряд классификаций способностей Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, гденеобходимы особого рода задатки и и развитие(способности математические технические,литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).
Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
Б) Все свойства и особенности личности человека, обусловленные врожденными задатками, проявляются и формируются в его деятельности.
Такие личностные качества, как: добросовестность, быстрый темп деятельности, на мой взгляд, необходимы представителям профессии, которая связана с управлением. Относиться к выполнению работы добросовестно, к поручениям и просьбам, к коллегам и подчиненным. Быстрый темп деятельности, необходим для быстрого и качественного выполнения работы, как умственной, так и физической.
Задание№10
Тема «Способности»
Общие способности- способности, которыми определяются успехи в самых различных видах деятельности и общения. Для успешного освоения профессии управления необходимы общие способности, такие, как: умственные способности, развитая память и речь, точность.
Специальные — определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. В сфере управления необходимы следующие специальные способности: математические, литературно- лингвистические, художественно- творческие.
Задание№11
Тема «Общение»
Мой герой — Трейси Уитни, из рассказа Синди Шелдона «Если наступит завтра». Высокая, стройная, хорошо сложенная, с привлекательными формами женщина. Серьёзная, уверенная, с артистической хоризмой- именно такая мимика лица у этой женщины.
Все её движения изящны и очень спокойны. Всегда гордо-выпрямленная осанка, и изящная, неторопливая походка. Живая, правильная, хорошо поставленная речь, прямой разговор, умение острить, подчёркивать недосказанное собеседника.
Трейси всегда уверенна в себе, даже в очень сложной, почти в безвыходной ситуации, внешне она всегда сохраняет полное спокойствие и неприкосновенность, так же прекрасное чувство юмора, которое часто является её «изюминкой».
Мимика и поведение Трейси очень тесно связаны между собой, всегда присутствует спокойствие и полнейшая уверенность, расслабленность, и лёгкость. Когда она по -настоящему встревожена и ей страшно, она переживает и где то биться, только в душе она может думать об этом, но внешне всегда она сохраняет прекрасную манеру уверенного поведения. Она изящно кивает головой, кокетливо подмигивает, влечёт к себе, поманя пальцем.
По этой героине видно, как вербальные и невербальные средства общения прекрасно сочетаются друг с другом.
Задание№12
Тема «Психология малой группы»
А
Доверие, взаимная симпатия, чувство «Мы», общая цель, общение, общая мотивация, общие нравственные ценности, групповое мышление.
Б
Формальная группа — это социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации , а неформальная группа отличается социальной общностью, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.
Руководитель любого коллектива зависит не только от его деловых качеств и профессиональных знаний. Для того чтобы эффективно осуществлять руководство коллективом, руководитель должен проявлять интерес к существующим в коллективе неформальным отношениям, знать о симпатиях и антипатиях между членами коллектива и уметь разрешать возникающие в связи с этим конфликты.
Задание№13
Тема «Педагогика»
А
Кроме классических принципов обучения, появились новые, такие как: Самообучение (самоизучение, самопознание).
Это самоизучение материала, дополнительных полезных сведений, освоение их в работе, рассмотрение новых предложений, в коллективе.
Ролевые организационные игры. Игры, на применение и освоения новой должности, поведения, в различных степени ситуациях.
Корпоративные тренинги — это обучение, которое проводится только для сотрудников компании. Учебные программы тренингов учитывают специфику организации и полностью адаптируются под него.
Б
Активный метод обучения — тренинг.
Эффективность тренинга дает возможность получить рекомендации по дальнейшей системе, предполагающей обучение и развитие персонала. Такое сопровождение дает возможность закрепить и развить знания, полученные в процессе обучения, и перевести их в навыки, тем самым повысив эффективность обучения.
В
-Извинюсь, за опоздание. Обязательно добавлю, что это первый и последний раз, так же, что опозданием послужила уважительная причина.
-Соберу коллектив в полном составе, вежливо представлюсь. Узнаю мнение рабочих, почему им назначили звание «отстающего отдела». Пусть каждый подчиненный почувствует себя полноправным членом организации, мнение которого безусловно важно. Предложу им продуктивную и позитивную мотивацию к работе.
Список использованной литературы
1. Платонов К. К., Голубев Г. Г Психология — Москва. Издательство «Высшая школа», 1973г.
2. Радугин А. А Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А; Научный редактор Е. А. Коротков. — Москва: Центр, 1999
Размещено на