По курсу «Основы психологии и педагогики».

Семинар 1. Биологическая и психологическая подструктура личности

1. Ощущения первичная форма отражения действительности.

2. Восприятие как результат аналитико-синтетический деятельности нервной системы.

3. Иллюзии восприятия.

4. Внимание как ограничение поля восприятия. Свойства внимания.

5. Общая характеристика памяти и ее функции.

6. Сущность мышления как познавательного процесса. Виды мышления.

7. Мыслительный процесс и умственные операции.

8. Представление как вторичный психический процесс.

9. Речь как инструмент мышления.

Практическая работа: «Сформулируйте приемы управления памятью, основываясь на особенностях познавательных процессов человека.

Контрольные вопросы:

1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.).

Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

3. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.

4. Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?

5. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

6. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности?

7. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.

8. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, для себя?

9. В чем коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Существуют ли вещие сны?

2. Творческое мышление – врожденная или приобретенная характеристика?

 

Темы для рефератов:

1. Теория содержательности звуковой формы в языке А.П.Журавлева.

7 стр., 3169 слов

Обратная связь в системе восприятия человека человеком

Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека   Учебной и научной литературы     WWW.I-U.RU   М. Ю. Арутюнян, Л. А. Петровская. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СИСТЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ   Если подойти к восприятию человека человеком в аспекте динамики, а не как к одноактному процессу, то важным звеном всей этой системы оказывается меха­низм так называемой обратной ...

2. Мнемотехнические приемы запоминания.

 

Семинар 2. Формирование личности

1. Понятие личность в психологии. Механизмы формирования личности.

2. Социализация личности.

3. Формирование самосознания человека.

4. Понятие «самооценка» в психологии, эквивалентные понятия.

5. Потребности и механизмы их удовлетворения.

6. Характеристики потребностей, понятие «борьба мотивов».

7. Воля как устойчивость поведения. Волевое действие. Локус контроля.

8. Мотивационные процессы

9. Функции эмоций. Эмоциональные состояния. Управление эмоциями.

10. Определение психических состояний. Типичные психические состояния.

 

Практическая работа: диагностика эмоционального состояния при помощи теста Люшера.

 

Контрольные вопросы:

1. В каком возрасте можно человека называть личностью?

2. Можно ли назвать личностью следующих персонажей: Маугли, Робинзон Крузо, преступник, находящийся в местах лишения свободы, человек, страдающий аутизмом? Обоснуйте свой ответ цитатами определения понятие «личность».

3. Какой механизм формирования личности проявляется при формировании половой принадлежности человека? Можно ли влиять на данный процесс?

4. Что обозначает понятие «уровень притязаний»? Как связано это понятие с самооценкой личности.

5. Как можно влиять на формирование самооценки личности? Опишите личность с высокой самооценкой.

6. Какие факторы являются определяющими в процессе возникновения потребностей человека? Каким образом можно влиять на формирование потребностей человека?

7. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.

8. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. Объясните это явление.

9. Как влияет «локус контроля» на профессиональное поведение человека?

10. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и прочих процессах?

11. Предложите способы управления эмоциями. Какой способ вы считаете наиболее эффективным для себя, обоснуйте ответ.

15 стр., 7377 слов

Понятие общения в психологии

... формирования личности человека опосредована формами человеческого общения. И, наконец, следующая функция общения — это регулирование общественным поведением людей. Социально-психологическая сущность общения ... ». В указаниях даны общие представления о понятии общения в психологии, а также рекомендации по ... .   Печатаются по решению методического семинара кафедр общественных наук от, протокол № ...

12. Покажите факторы положительного влияния стресса на организм человека. Как это можно использовать в профессиональной деятельности.

 

Темы для рефератов:

1. Стресс как адаптивная реакция организма.

2. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

 

Семинар 3. Свойства личности и их влияние на поведение человека

 

1. Темперамент как свойство личности.

2. Способности как свойства личности. Факторы, влияющие на развитие способностей.

3. Характер, черта характера и акцентуация.

4. Общение как форма взаимодействия. Средства общения.

5. Каналы передачи информации.

6. Науки, изучающие передачу информации невербально: кинесика, проксемика, паралингвистика.

7. Механизмы социального познания: ролевое взаимодействие, межличностное взаимодействие, ситуации непонимания партнера.

 

Практическая работа по определению коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям (методика Е.П.Ильина).

 

Контрольные вопросы:

1. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

2. Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно ли социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента?

3. Можно ли изменить характер человека?

4. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

1. В чем заключается значение визуального контакта в коммуникативном процессе?

2. Раскройте специфику социальной перцепции по сравнению с «простым» восприятием?

3. В чем заключается значение способов и методов воздействия в процессе общения между людьми?

4. Что такое манипуляция? Какова роль манипуляции в межличностном общении?

5. Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга?

6. Как барьеры социокультурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6 стр., 2932 слов

2.Цель как компонент педагогической деятельности (общее понятие)

1. Социализация — третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования — высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, ...

7. Можно ли представить, чтобы в восприятии каких-либо социальных феноменов человек оказался вне типичных для него схем каузальной атрибуции. Ответ обоснуйте.

 

Вопрос для обсуждения:

Как сделать межличностное общение эффективным?

 

Темы для рефератов:

1. Теория трансактного анализа Э.Берна.

2. Процесс общения с точки зрения НЛП.

 

Семинар 4. Психология взаимодействия

 

Семинар 4. Психология взаимодействия

 

1. Социальные группы.

2. Структура малой группы.

3. Групповые процессы в контексте развития группы.

4. Статус и ролевые отношения в группе, система групповых ожиданий.

5. Конфликт, управление конфликтом.

6. Понятие «лидерство». Стиль лидерства.

7. Понятие «власть» в психологии. Психологические основания власти.

8. Понятие «управление» в психологии. Цели управления. Формы управления: прямое и косвенное.

9. Сущность деятельности руководителя. Основы делегирования.

10. Способы совершенствования техники принятия решений.

 

Практическая работа «Сделайте сравнительную характеристику основных направлений исследования лидерства».

 

Контрольные вопросы:

1. В чем сходство и в чем различие групп и организаций?

2. Что определяет положение индивида в группе? Дайте развернутый ответ.

3. В чем заключается психологический смысл феномена «группового давления»?

4. В чем заключается психологический смысл феномена «внутригрупповой фаворитизм»?

5. Что является условием реализации конструктивных функций конфликта?

6. Дайте сравнительную характеристику лидерства и руководства как форм социальной власти.

7. Можно ли рассматривать власть как регулятор управленческой деятельности.

8. Существует ли разница в подходах к управлению формальными и неформальными организациями? В ответе опирайтесь на основные причины образования неформальных групп.

9. Существует ли понятие «управленческие способности». Как вы думаете, что может определять состав данного понятия.

21 стр., 10079 слов

Тексты к теме факторы психического развития, детерминация психического развити (взаимодействие и характер влияния факторов), возраст и периодизация психиче

... значи­мые качества. Человек как личность формируется под определяющим воз­действием социальной среды. Среда как фактор психи­ческого развития—понятие сложное, многогранное, ... направленность его развития.    Каждая стадия развития создает основу для последующего развития. Но только активность человека делает его субъектом развития. Психические особенности человека определяют предпочитаемые ...

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Коллектив, как высшая стадия развития малой группы: преимущества и недостатки.

2. Что дает человеку лидерство? (по книге Дж.Ландрама «14 гениев, которые ломали правила».

 

Тема для реферата:

1. Явление социальной фасилитации.

2. Законы, определяющие эффективность деятельности руководителя.

3. Барьеры при передаче и обработке информации.

Контроль по курсу «Основы психологии»

 

Семинар 5.Образование как социокультурный феномен.

 

1. Функции образования. Идеал образования.

2. Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.

3. Образовательные парадигмы в ХХ веке.

4. Воспитание как сторона социализации человека.

5. Понятие и цель дисциплины. Реализация дисциплины через свободу.

6. Особенности альтернативного обучения: преимущества и недостатки.

7. Современные прогрессивные педагогические системы.

8. Система образования в РБ.

 

Практическая работа: «Факторы, обуславливающие эффективное обучение студентов в вузе»

 

Тема для дискуссии:

«Является ли дистанционное обучение равноценной заменой непосредственному взаимодействию педагога с обучающимся»?

 

Темы для рефератов:

1. Идеал образования.

2. Современные тенденции в построении образовательного процесса в вузе.

 

Семинар 6. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития

 

1. Образование как социокультурный феномен. Идеал образования.

2. Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.

3. Воспитание как сторона социализации человека.

4 стр., 1823 слов

Концепция валеологического образования студентов физкультурного вуза

КОНЦЕПЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Современные тенденции общественной жизни вызвали необходимость в создании гуманистической концепции, а вместе с ней и в соответствующих изменениях в структуре и содержании образования. В свою очередь это потребовало и предоставило возможность совершенствования на новой основе профессионального педагогического, в том числе и ...

4. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма

5. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности.

6. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

7. Объективные и субъективные факторы, позволяющие взрослому человеку достигать уровня «акме».

8. Семья как пространство жизнедеятельности человека.

 

Тема для дискуссии:

«Самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути зависит в большей степени от самого человека или окружающих его внешних условий, факторов и стимулов?»

 

Темы для реферата:

1. Современные тенденции в построении образовательного процесса в вузе.

2. Человек для себя (концепция Э.Фромма).

 

Контроль по курсу «Основы педагогики»