По курсу «Основы психологии и педагогики».

Семинар 1. Биологическая и психологическая подструктура личности

1. Ощущения первичная форма отражения действительности.

2. Восприятие как результат аналитико-синтетический деятельности нервной системы.

3. Иллюзии восприятия.

4. Внимание как ограничение поля восприятия. Свойства внимания.

5. Общая характеристика памяти и ее функции.

6. Сущность мышления как познавательного процесса. Виды мышления.

7. Мыслительный процесс и умственные операции.

8. Представление как вторичный психический процесс.

9. Речь как инструмент мышления.

Практическая работа: «Сформулируйте приемы управления памятью, основываясь на особенностях познавательных процессов человека.

Контрольные вопросы:

1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.).

Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

3. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.

4. Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?

5. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

6. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности?

7. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.

8. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, для себя?

9. В чем коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Существуют ли вещие сны?

2. Творческое мышление – врожденная или приобретенная характеристика?

 

Темы для рефератов:

1. Теория содержательности звуковой формы в языке А.П.Журавлева.

5 стр., 2041 слов

Механизмы восприятия человека человеком

... при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается следующим образом. В ... деятельности установление эмоциональных отношений [3] Межличностное восприятие обычно описывается как трёхкомпонентная структура. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия объект межличностного восприятия ...

2. Мнемотехнические приемы запоминания.

 

Семинар 2. Формирование личности

1. Понятие личность в психологии. Механизмы формирования личности.

2. Социализация личности.

3. Формирование самосознания человека.

4. Понятие «самооценка» в психологии, эквивалентные понятия.

5. Потребности и механизмы их удовлетворения.

6. Характеристики потребностей, понятие «борьба мотивов».

7. Воля как устойчивость поведения. Волевое действие. Локус контроля.

8. Мотивационные процессы

9. Функции эмоций. Эмоциональные состояния. Управление эмоциями.

10. Определение психических состояний. Типичные психические состояния.

 

Практическая работа: диагностика эмоционального состояния при помощи теста Люшера.

 

Контрольные вопросы:

1. В каком возрасте можно человека называть личностью?

2. Можно ли назвать личностью следующих персонажей: Маугли, Робинзон Крузо, преступник, находящийся в местах лишения свободы, человек, страдающий аутизмом? Обоснуйте свой ответ цитатами определения понятие «личность».

3. Какой механизм формирования личности проявляется при формировании половой принадлежности человека? Можно ли влиять на данный процесс?

4. Что обозначает понятие «уровень притязаний»? Как связано это понятие с самооценкой личности.

5. Как можно влиять на формирование самооценки личности? Опишите личность с высокой самооценкой.

6. Какие факторы являются определяющими в процессе возникновения потребностей человека? Каким образом можно влиять на формирование потребностей человека?

7. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.

8. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. Объясните это явление.

9. Как влияет «локус контроля» на профессиональное поведение человека?

10. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и прочих процессах?

11. Предложите способы управления эмоциями. Какой способ вы считаете наиболее эффективным для себя, обоснуйте ответ.

12. Покажите факторы положительного влияния стресса на организм человека. Как это можно использовать в профессиональной деятельности.

 

Темы для рефератов:

1. Стресс как адаптивная реакция организма.

2. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

 

Семинар 3. Свойства личности и их влияние на поведение человека

 

1. Темперамент как свойство личности.

2. Способности как свойства личности. Факторы, влияющие на развитие способностей.

3. Характер, черта характера и акцентуация.

4. Общение как форма взаимодействия. Средства общения.

5. Каналы передачи информации.

6. Науки, изучающие передачу информации невербально: кинесика, проксемика, паралингвистика.

7. Механизмы социального познания: ролевое взаимодействие, межличностное взаимодействие, ситуации непонимания партнера.

 

23 стр., 11392 слов

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных ...

... “Я”, раскрытием творческих потенциалов личности [52; 39]. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия ... Разработать и экспериментально апробировать систему мероприятий социального педагога, направленных на формирование социальных навыков у дошкольников с ЗПР. Методы исследования: ? обзорно-аналитическое ...

Практическая работа по определению коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям (методика Е.П.Ильина).

 

Контрольные вопросы:

1. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

2. Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно ли социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента?

3. Можно ли изменить характер человека?

4. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

1. В чем заключается значение визуального контакта в коммуникативном процессе?

2. Раскройте специфику социальной перцепции по сравнению с «простым» восприятием?

3. В чем заключается значение способов и методов воздействия в процессе общения между людьми?

4. Что такое манипуляция? Какова роль манипуляции в межличностном общении?

5. Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга?

6. Как барьеры социокультурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

7. Можно ли представить, чтобы в восприятии каких-либо социальных феноменов человек оказался вне типичных для него схем каузальной атрибуции. Ответ обоснуйте.

 

Вопрос для обсуждения:

Как сделать межличностное общение эффективным?

 

Темы для рефератов:

1. Теория трансактного анализа Э.Берна.

2. Процесс общения с точки зрения НЛП.

 

Семинар 4. Психология взаимодействия

 

Семинар 4. Психология взаимодействия

 

1. Социальные группы.

2. Структура малой группы.

3. Групповые процессы в контексте развития группы.

4. Статус и ролевые отношения в группе, система групповых ожиданий.

5. Конфликт, управление конфликтом.

6. Понятие «лидерство». Стиль лидерства.

7. Понятие «власть» в психологии. Психологические основания власти.

8. Понятие «управление» в психологии. Цели управления. Формы управления: прямое и косвенное.

9. Сущность деятельности руководителя. Основы делегирования.

10. Способы совершенствования техники принятия решений.

 

Практическая работа «Сделайте сравнительную характеристику основных направлений исследования лидерства».

 

Контрольные вопросы:

1. В чем сходство и в чем различие групп и организаций?

2. Что определяет положение индивида в группе? Дайте развернутый ответ.

3. В чем заключается психологический смысл феномена «группового давления»?

4. В чем заключается психологический смысл феномена «внутригрупповой фаворитизм»?

5. Что является условием реализации конструктивных функций конфликта?

6. Дайте сравнительную характеристику лидерства и руководства как форм социальной власти.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка занимается Ерохина Елена Ленвладовна. В своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий» она обосновывает необходимость четкого разграничения данных понятий, дает подробную характеристику указанных видов деятельности, выявляет главные дифференцирующие факторы, ...

7. Можно ли рассматривать власть как регулятор управленческой деятельности.

8. Существует ли разница в подходах к управлению формальными и неформальными организациями? В ответе опирайтесь на основные причины образования неформальных групп.

9. Существует ли понятие «управленческие способности». Как вы думаете, что может определять состав данного понятия.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Коллектив, как высшая стадия развития малой группы: преимущества и недостатки.

2. Что дает человеку лидерство? (по книге Дж.Ландрама «14 гениев, которые ломали правила».

 

Тема для реферата:

1. Явление социальной фасилитации.

2. Законы, определяющие эффективность деятельности руководителя.

3. Барьеры при передаче и обработке информации.

Контроль по курсу «Основы психологии»

 

Семинар 5.Образование как социокультурный феномен.

 

1. Функции образования. Идеал образования.

2. Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.

3. Образовательные парадигмы в ХХ веке.

4. Воспитание как сторона социализации человека.

5. Понятие и цель дисциплины. Реализация дисциплины через свободу.

6. Особенности альтернативного обучения: преимущества и недостатки.

7. Современные прогрессивные педагогические системы.

8. Система образования в РБ.

 

Практическая работа: «Факторы, обуславливающие эффективное обучение студентов в вузе»

 

Тема для дискуссии:

«Является ли дистанционное обучение равноценной заменой непосредственному взаимодействию педагога с обучающимся»?

 

Темы для рефератов:

1. Идеал образования.

2. Современные тенденции в построении образовательного процесса в вузе.

 

Семинар 6. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития

 

1. Образование как социокультурный феномен. Идеал образования.

2. Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.

3. Воспитание как сторона социализации человека.

4. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма

5. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности.

6. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

7. Объективные и субъективные факторы, позволяющие взрослому человеку достигать уровня «акме».

8. Семья как пространство жизнедеятельности человека.

 

Тема для дискуссии:

«Самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути зависит в большей степени от самого человека или окружающих его внешних условий, факторов и стимулов?»

 

Темы для реферата:

1. Современные тенденции в построении образовательного процесса в вузе.

2. Человек для себя (концепция Э.Фромма).

10 стр., 4639 слов

Театрализованная деятельность как фактор социализации воспитанников ...

... родителей, с ограниченными возможностями здоровья», мы занимаемся театрализованной деятельностью. Во-первых, каждый воспитатель, как и любой человек, стремится в своей работе заниматься тем, что ему ... удавшуюся социализацию на неудавшуюся, лишить ребенка веры в себя. Факторы социализации. Выделяют следующие факторы социализации: 1. Мегафакторы: Космос, планета, мир. Энергия Космоса, уровень ...

 

Контроль по курсу «Основы педагогики»