Психология личности в правоохранительной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Астраханский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

Учебная дисциплина: «Юридическая психология»

Контрольная работа

Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Астрахань 2014г.

1. Раскройте правовое значение понятия личности человека

Индивид, субъект, личность. Проблема личности — одна из центральных в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Достаточно внимательно посмотреть на целый ряд правовых норм, чтобы убедиться в том, какое большое значение придает законодатель понятию личности, требуя от правоохранительных органов не формально, а по существу учитывать психологическое содержание данного понятия, проявляя на деле «уважение чести и достоинства личности» участников уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК), руководствуясь принципами «неприкосновенности личности» (ст. 10 УПК), справедливости назначения наказания лицам, совершившим уголовное преступление (ст. 6 УК), административное правонарушение с учетом «личности виновного» (п. 2 ст. 4.1 КоАП).

Аналогичное положение содержится и в других правовых нормах. Например, при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного» (ч. 3 ст. 60 УК).

Выражение «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2 ст. 73 УК).

Целый раздел (VII) Особенной части УК посвящен «преступлениям против личности».

Термин «личность» используется и в процессуальном законодательстве. Так, при производстве по уголовному делу обязательному доказыванию в числе прочих подлежат «обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК).

В процессе судопроизводства устанавливаются «личность подсудимого», «данные, касающиеся его личности» (ч. 1 ст. 265 УПК) и т.д.

Также широко используется термин «личность» и в гражданском праве, особенно когда дело касается защиты чести и достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий с учетом его «индивидуальных особенностей» (ст. 150-152, 1099- 1101 ГК).

3 стр., 1345 слов

Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности

Содержание 1. Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности……………………………………………………………................3 2. Практическое задание № 4…………………………………………………...17 Список используемой литературы……………………………………………...27 Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности Традиционно в научных работах междисциплинарной сферы психологии и права, рассматривающих проблему ...

Кроме того, при рассмотрении целого ряда гражданско-правовых споров в суде, хотя в законе прямо и не употребляется сам термин «личность», однако без ее оценки просто невозможно объективно разрешать возникающие споры. Речь идет прежде всего о применении ст. 177 ГК в случаях признания сделки недействительной, «совершенной гражданином, хотя и дееспособным, но находящимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими». В этой связи справедливо обращается внимание на то, что для оценки и определения «такого состояния» требуются знания в различных областях науки, и в частности, не только в психиатрии, но и в психологии.

По существу, аналогичные взгляды высказываются в отношении завещательной дееспособности. В подобных случаях важно видеть связь между содержанием завещания и «психологическими особенностями личности» наследодателя1. Более того, в любом случае, когда оценивается «дееспособность — неполная (ограниченная) дееспособность — недееспособность» субъекта любой сделки, нельзя не учитывать психологических критериев, а следовательно, индивидуально-психологических особенностей личности субъектов тех или иных правоотношений, какой бы сделки или какого бы гражданско-правового спора это ни касалось.

Однако, если внимательно вчитываться в тексты УК, УПК, ГК, ГПК и даже в комментарии к ним, мы, к сожалению, не найдем обязательных к установлению психологических признаков, раскрывающих этот широко употребляемый термин. По утверждению О. Д. Ситковской, выход из сложившегося положения можно найти, если в законодательные акты будут введены более четкие, ограничительные формулировки, с тем чтобы сторонам процесса, суду было ясно, какие именно психологические признаки личности, к примеру подсудимого, должны быть обязательно установлены (подлежат доказыванию).

Суд должен учитывать «совокупность свойств и состояний личности виновного, проявившихся в механизме преступного поведения или иным образом значимых для индивидуализации наказания», и это должно быть прописано в законе2. Аналогичным образом необходимо конкретизировать понятие личности и в гражданском праве.

2 стр., 923 слов

Оценивание. Оценка и отметка. Виды. Самооценка.

Педаг. измерения и диагностика Измерение – проведение объективного количественного сопоставления оцениваемого св-ва ученика с неким эталоном. Св-во – зун, эталон – треб. учеб. Программы. Измерительный инструмент : контрольно-измерительные материалы и шкала для фиксации рез-ов. Процесс пед. Измерения сост. из предмета измерения (умение делать что-то), выбора хар-к, измерительных процедур, ...

2. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности

Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей; своего рода проекция его реального «Я» на «Я» идеальное. Самооценка свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой, поэтому она также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, проявление им своей личности. ‘Гак, слишком завышенная самооценка может говорить не только о незавершенном процессе формирования личности, но и о серьезных отклонениях от психической нормы. Человек с неадекватно завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможности, что служит иной раз причиной конфликтных отношений с окружающими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее признание, более высокий социальный статус. Заниженная самооценка также оказывает негативное влияние на формирование личности, только в ином направлении, способствуя возникновению у субъекта устойчивой неуверенности в себе, необоснованно повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге — формированию комплекса неполноценности.

Для объективной оценки личности субъекта помимо его самооценки необходимо также учитывать оценку личности индивида окружающими его людьми. Неоправданное завышение самооценки личности сопряжено со снижением ее оценки группой. И наоборот, повышение оценки, которую дает субъект окружающим, ведет к повышению реальной оценки его личности со стороны окружающих. Субъект с высокой самооценкой и с низкой оценкой его окружающими представляет тип конфликтной личности,склонной приписывать себе достоинства, а окружающим недостатки. Соотношение указанных оценок определяет психическое самочувствие субъекта в группе, влияет на эффективность его профессиональной деятельности, социальный статус человека.

Следующим критерием оценки личностной зрелости субъекта, тесно связанным с самооценкой, является уровень его притязаний.

Под уровнем притязаний в психологии понимается, с одной стороны, ют уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой стороны, -желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я-образа»).

2 стр., 860 слов

Стадии и уровни психического отражения

Стадии и уровни психического отражения Особенности поведения, связанны с данным Виды живых существ, находящихся на этой стадии І. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень Примитивная чувствительность и развитая раздражимость Б. Высший уровень Усложнение форм отражения, наличие ощущений, отражение отдельных свойств предметного мира, впервые возникает нервная система, и развиваются ...

Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Установление субъектом оптимального уровня притязаний свидетельствует о зрелости его личности, объективно взвешенной оценке им своих возможностей, знаний, опыта, личностных качеств, о его самосознании.

Субъект, отличающийся зрелостью своей личности, по мнению известного американского психолога Гордона Олпорта (1897-1967), должен отвечать следующим критериям:

1) иметь широкие границы своего «Я», активно проявлять себя, свою позицию в различных сферах деятельности, межличностных отношениях, объективно оценивать и видеть себя со стороны;

2) уметь поддерживать доброжелательные отношения, проявлять сочувствие, уважительное отношение к другим, отличаться терпимостью к различиям в людях, их взглядах;

3) быть эмоционально устойчивым, терпимо относиться к разочаровывающим, раздражающим явлениям, собственным недостаткам, не озлобляясь в случае неудачи, стараясь не мешать своими отрицательными эмоциями окружающим;

4) быть реалистом, стремящимся к достижению личностно значимых реальных целей;

5) демонстрировать способность к самопознанию, обладать чувством юмора, четко представлять свои сильные и слабые стороны;

6) обладать целостной жизненной философией, видя наиболее значимое в собственной жизни, свои ценностные ориентации, которые придают значимость и смысл всему тому, что он делает.

Таковы некоторые основные критерии оценки уровня развития и сформированности личностной зрелости человека.

3. Какова психологическая структура личности

Психологическая структура личности — целостное образование, представляющее собой иерархизированную внутреннюю систему, включающую единство и проявление трех ее взаимосвязанных сторон (индивидуально-личностной, мировоззренческой и социально-психологической).

Она отражает совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся пожизненно и определяющих его поведение и деятельность, регуляцию и саморегуляцию.

6 стр., 2561 слов

3. Контракт как составная часть индивидуальной социальной работы

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации кафедра общей психологии и социальной работы Дисциплина: «ППТСРУЗ» Контрольная работа 3. Контракт как составная часть индивидуальной социальной работы. 12. Основные подходы к целеполаганию в консультировании ...

Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы представляют собой психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества, моральный и нравственный облик, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Общественно значимые качества личности отражают сложившуюся у нее систему убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики (отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции и установки), позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

12 стр., 5938 слов

Анализ взаимосвязи между индивидуально — типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения

Размещено на Федеральное агентство по образованию Российский государственный профессионально-педагогический университет Кафедра психологии профессионального развития Курсовая работа по курсу "Психология профессионального образования" На тему: Анализ взаимосвязи между индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения Студент: Салин А.В ...

Отношение к другим людям представляет собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

4. Пройдите психологическое обследование через батарею тестов по диагностике личностных особенностей. Высказать суждения, возможно ли, и если да, то как именно, введение в заблуждение психолога недобросовестным испытуемым. Предложить систему защитных мер, позволяющих разоблачить симулирующего испытуемого до, в процессе и после завершения обследования

личность психологический обследование правовой

В связи с загруженностью психологов в самых различных подразделениях правоохранительных органов, довольно часто происходят случаи утаивания или предоставления ложной психологической картины сотрудников ОВД. Данные явления связаны с тем, что на огромное количество сотрудников выделяется считанное количество психологов (примерно 1 или 2).

Методика разработанная для проверки психологического и морального состояния обязывает проходить несколько тестов с огромным количеством вопросов каждого сотрудника ОВД по несколько раз в год. Тесты повторяются ежегодно (по этой причине некоторые даже сняли копии с ранее расставленными ответами-галочками).

7 стр., 3170 слов

Взаимосвязь социально-психологического климата с индивидуально-психологическими особенностями личности сотрудников коллектива

Оглавление Введение 3 Глава 1. Проблема социально-психологического климата в современной и научной литературе 6 1.1. Понятие и структура малой группы и коллектива 6 1.2. Межличностные отношения в группах и коллективах 13 1.3. Психологический климат в коллективе и методы его исследования 22 1.4. Социально-психологические факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива 31 Выводы по ...

На основании вышеизложенного нетрудно догадаться, что введение в заблуждение психолога недобросовестным испытуемым имеет место быть. Тем более, учитывая факт профессиональной деформации, подавляющая часть сотрудников пытается ввести в заблуждение психолога, да бы не попасть в «группу риска». Попав туда сотрудник становится посмешищем для окружающих и подвергается усиленной индивидуально-воспитательной работе.

Разрешением данного вопроса может являться улучшение морально-психологического климата внутри коллектива, предоставление психологам больших полномочий и добросовестное исполнение своих обязанностей сотрудникам находящихся на должности психолога. Ежегодное повышение квалификации сотрудников замещающих должность психологов.

Для разоблачения испытуемого до прохождения обследования необходимо руководствоваться характеристикой на данную личность. В процессе прохождения задавать вопросы с заранее известными ответами (с подвохом ), и в то же время диагностировать его поведение и ответы. А после обследования дать тест с такими же вопросами, но сформулированными иначе.

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

2) «Уголовный Кодекс Российской Федерации» (УК РФ) От 13.06.1996 N 63-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

3) «Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации» (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 21.07.2014)

2. Основная литература:

1) http://www.silchenkova.ru/komp_ps_stryktyri/index.html

2) http://txtb.ru/142/4.html

3) Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов Н.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристь, 1996. — 336с.

Размещено на