Презентация на тему: Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Вопросы:

Вопрос 1. Предмет педагогики как науки

Вопрос 2. Основные категории педагогики

Вопрос 3. Зарождение образования

Вопрос 4. Развитие образования в эпоху Средневековья, Нового времени

(Возрождения), Просвещения в Западной Европе.

Вопрос 5. Развитие образования в России

период (XVIII—XIXвв.)

Вопрос 1. Предмет педагогики как науки

Педагогика — наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах его воспитания, образования и обучения.

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе развития человека, на основе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания,

обучения.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет педагогики

воспитательные отношения, обеспечивающие развитиечеловека.

6 стр., 2998 слов

Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века

... в качественно иной подготовке. Потребность обновления образования и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в важную национальную проблему ведущих ... ребенка к учителю: помоги мне это сделать самому ключевой в педагогике Монтессори. Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное ...

Задачи педагогики

Научное обоснование развития систем

образования, содержания обучения и воспитания

Исследование сущности, структуры, функций

педагогического процесса

Выявление закономерностей и формулирование

принципов процесса обучения и воспитания людей

Разработка эффективных форм организации

педагогического процесса и методов его осуществления

Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его

профессионального мастерства

Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и

внедрения опыта обучения и воспитания

Вопрос 2. Основные категории педагогики.

Основные категории педагогики

В период становления педагогики как науки были определены три

фундаментальные категории (основные понятия педагогики) —

воспитание, обучение, образование.

Воспитание как понятие педагогики

целенаправленное создание социальных условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-историческогоопыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Развитие человека — это непрерывный,

необратимый и закономерный процесс изменения его качеств и свойств, становления его личности под воздействием различных факторов. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т. д.), психическое (эмоций, интеллекта, способностей, характера и т. п.), духовное (всего внутреннего мира человека) и социальное (человека как членаобщества).

Обучение — познавательный процесс, осуществляющийся в специально созданных условиях при взаимодействии обучающего (учителя) и обучаемого (ученика), в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности.

Представляет собой процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений при взаимодействии педагога и учащихся.

Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого

осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, иучение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление,

13 стр., 6256 слов

Наблюдение — ведущий метод экологического воспитания и ...

... процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста; анализ и систематизация опыта экологической практики в дошкольном учреждении. наблюдение экологическое образование ... преобладающему в этом возрасте. В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации ... Демонстрирует качества личности. Готов видеть в людях положительное, подражать им. Формируется характер, особенно ...

преобразование и использование

Образование — процесс и результат усвоения определенного уровня общечеловеческой культуры в виде системы знаний, навыков, умений, отношений путем воспитания и обучения. Данный процесс осуществляется в специально организованной системе внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Такаяобразовательная система включает в себя учебно-воспитательныезаведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, которая и

обеспечивает управление развитием человека

Самовоспитание — это процесс усвоения

человеком опыта предшествующих поколений посредством собственных внутренних факторов, обеспечивающих развитие. Он представляет собой целенаправленную, активную личную деятельность людей, способствующую формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Самообразование это целеустремленная

работа человека по расширению и углублению своихзнаний, совершенствованию имеющихся и

приобретению новых навыков и умений.

Презентация на тему: Вопрос 3. — Зарождение образования

Вопрос 3. — Зарождение образования

I период – педагогические знания донаучного периода

Первые педагогические теории и практические модели обучения и воспитания появились благодаря анализу путей эффективности процесса передачи накопленных знаний.

Систему таких знаний относят к народной педагогике, основой которой являются семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах,крылатых словах, заповедях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.

II период – возникновение теоретических педагогических концепций для построения системы светского образования.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)— один из крупнейших философов своего времени Ближайшим учеником Сократа был Платон (427 – 347

гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), писал трактаты по философии, физике, биологии, этике, политике, истории, искусству, Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний

Вопрос 2. Развитие образования в эпоху Средневековья, Нового времени (Возрождения),

Просвещения в Западной Европе

Педагогика мрачного Средневековья (XIV—XVIвв.) характеризуется двумя основными признаками: вопервых, не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса.Во-вторых,педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитаниеразвивались исключительно в пределах религиозной идеологии.

Педагогика мрачного Средневековья (XIV—XVIвв.) характеризуется двумя основными признаками:

Во-первых,не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса.

Во-вторых,педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитание развивались исключительно в пределах религиозной идеологии.

В эпоху перехода от Средневековья к Новому времениогромный вклад в развитие педагогики внес

великий чешский гуманист, философ, историк,

выдающийся общественный деятель Ян Амос Коменский (1592—1670). С научными трудами этого

ученого связывают возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от прошлых воззрений, должен был не

отвращать детей от занятий, а возбуждать в них радость, превращая процесс познания в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам наук без

скуки, окрика и побоев. Школа, по Коменскому,— дом радости. Его дидактика построена на принципе

целесообразности и природосообразности. Его

девиз: никакого насилия надчеловеком!

Вопрос 3. Развитие образования

вРоссии период (XVIII—XIXвв.)

Втот же период (XVIII—XIXвв.) в России активно разрабатывались основы обучения и воспитания. Эти исследования связаны с именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др. Так, например, Лев Николаевич Толстой(1828—1910)считал свободу ребенка — ведущим принципом обучения и воспитания,

призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающемупринуждение, отстаивал идею развитияличности как центральную в педагогике.

Целью воспитания Ушинский считал — формирование активной и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви.

Вальдорфская педагогика оригинальное направление образования и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером (1861—1925). Вальдорфская педагогика реализует систему взглядов Штейнера на общество и человека в нем, названную им антропософией. Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: духовнокультурную, экономическую и политикоправовую. Основная идея воспитания ребенка, по Штейнеру, состоит в том, чтобы дать ребенку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он не сможет

участвовать в них как гражданин.

Педология — наука о ребенке, включающая данные анатомии и физиологии детства, педагогики и психологии. Педология возникла в США в конце XIX — начале XX в. Ее основателем был Стенли Холл(1846—1924),известный как создатель психологической «теории рекапитуляции» — концепции развития ребенка, опирающейся на биогенетический закон: «развитие индивида повторяет развитие рода». Этапыпсихического развития ребенка, согласно взглядам Холла, соответствуют эпохам человеческой цивилизации.

Место педагогики в человекознании

Другие отрасли науки

Психология

Физиология Педагогика

Философия и социология

Экономические

науки

Науки о трудовой

Политология

деятельности

 

Этнология

Исторические

 

науки

 

Методологические основы педагогики