Теория эмоций Роберта Плутчика

Психологическая защита определяется нами как совокупность способов последовательного искажения когнитивной и аффективной составляющих образа реальной ситуации. Это искажение достигается за счет индивидуальных изменений в протекании психических процессов и имеет нейрофизиологическую основу.

Механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Они развиваются как специальные средства социально-психологической адаптации и предназначены для совладания с эмоциями различной модальности в тех случаях, когда опыт индивида сигнализирует ему о вероятных негативных последствиях их переживания и непосредственного выражения. Механизмы защиты предотвращают развитие внутриличностного конфликта между первоначальной эмоцией и эмоцией страха или его производных. Страх выступая как блокировка энергетически обеспеченного психического и поведенческого акта может привести к нарушению гомеостаза на всех уровнях функционирования энергетической системы. Различные способы искажения когнитивной оценки и аффективной нагрузки образа психотравмирующей ситуации, наиболее удобные и привычные для индивида, исходя из динамических особенностей его психики и особенностей ранних межличностных отношении, способствуют косвенному, опосредованному, отсроченному и т.п. реагированию, снимая напряжение и обеспечивая социально-психическую адаптацию

Механизмы защиты обладают свойствами смежности, полярности и интенсивности и различаются по критерию примитивности — сложности в зависимости от времени образования в онтогенезе и участия сознания в актуальном функционировании; а соответствующее защитное поведение — по критерию конструктивности — деструктивности в зависимости от соответствия социальным ожиданиям. При этом, поскольку превратности жизни обеспечивают комплексы смешанных эмоциональных конфликтов, они должны также вести к образованию комплекса разных механизмов защиты, необходимых для совладания с ними.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средства адаптации и разрешения конфликта могут при определенных условиях обеспечивать прямо противоположные состояния дезадаптации и перманентного конфликта. В основе этой неоднозначности лежит тот факт, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза. В зависимости от интенсивности этих конфликтов (интенсивности воздействия и соответствующей психической адаптации), они могут быть более примитивными или более сложными, более автоматичными или более осознанными, более или менее интенсивными и адекватным) общественно заданным стандартам поведения Поэтому они могут как способствовать, так и препятствовать эффективной адаптации индивида в новом, расширенном социальном контексте.

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...

... на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых определяются содержанием профессиональной ... индивидов и рабочих коллективов, так и на состоянии здоровья и продолжительности активного периода жизни. Профессиональную адаптацию ... общения с клиентом; помощницы бухгалтера изучают механизмы финансовых операций, постоянно консультируясь с коллегой. ...

Механизмы психологической защиты

1. ОТРИЦАНИЕ — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам Предпочтительна работа в сферах искусства и обслуживания.

Акцентуация: демонстративность.

Возможные девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Диагностическая концепция: истерия.

Возможные психосоматические расстройства (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи гиперкинезы. нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения

Тип групповой роли (по Г. Келлерману): «роль романтика»

2. ПРОЕКЦИЯ— сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

Различают:

— атрибутивную проекцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим);

— рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»);

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору; - скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, ... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ...

— комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств);

— симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель — ребенок).

Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Акцентуация: застреваемость.

Возможные девиации поведения: поведение, детерминируемое сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистский и ипохондрический симптомокомплексы, последний на базе недоверия к медицине и врачам.

Диагностическая концепция: паранойя.

Психосоматические расстройства и заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.

Тип групповой роли: «роль проверяющего».

3. РЕГРЕССИЯ — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения (Ситуация эксквизитная — ситуация противоречий и столкновений, приводящих к развитию личности. Конфликты как разновидность С. э. — закономерное явление в онтогенетическом процессе и в социальном взаимодействии, в т. ч. педагогическом. С. э. представляют собой психологическую репрезентацию назревших противоречий, которые требуют своего разрешения. Направленность и качество разрешения подобных ситуаций определяют возможности личности выходить на качественно новый уровень взаимодействия со средой, продуктивно структурировать процесс педагогического общения. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург, 2006)

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. В кластер регрессии входит также механизм ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлении, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

3 стр., 1009 слов

Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих ...

... – это:     семейные взаимоотношения Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту, принято называть   инфантильностью Среди морально-психологических условий, ... Обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта обучения должно:   личностно-ориентированное обучение Оценка управленческой ...

Акцентуация (по П.Б Ганнушкину): неустойчивость.

Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия.

Возможные психосоматические расстройства: данные отсутствуют.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

4. ЗАМЕЩЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.): приверженность к любой деятельности, связанной с риском; выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью; склонность к занятиям физическим трудом.

Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность).

Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды

Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П Б. Ганнушкину); возбудимая психопатия (по НМ Жарикову), агрессивный диагноз (по Р.Плутчику).

Возможные психосоматические заболевания (по Ф.Александеру) гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз (по Э.Берну язва желудка).

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

5. ПОДАВЛЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят также близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ. Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЮ, которые можно коротко выразить формулами: «это было где-то далеко и давно; как бы не наяву; как будто не со мной». В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т п.

Акцентуация: тревожность (по К Леонгарду), конформность (по П.Б.Ганнушкину).

Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.

Возможное психосоматические расстройства и заболевания (по Э.Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язвенная болезнь 12-перстной кишки.

Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р Плутчику).

Тип групповой роли: «роль невиновного».

6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят также механизмы: АННУЛИРОВАНИЕ, СУБЛИМАЦИЯ и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Последняя подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.

Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Акцентуация: психастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичность (по К.Леонгарду).

Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм: поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.

Диагностическая концепция: навязчивость.

Возможные психосоматические расстройства: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.

Тип групповой роли: «роль философствующего».

7. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии).

Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью; избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте); подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение. Из других особенностей: осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

Акцентуации: сензитивность, экзальтированность.

Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.

Диагностическая концепция: маниакальность.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф.Александеру) бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.

Тип групповой роли: «роль пуританина».

8. КОМПЕНСАЦИЯ — онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. В кластер компенсации входят также механизмы СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ и ФАНТАЗИЯ, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество

Акцентуация: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депрессивность.

Возможные психосоматические расстройства и заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: «роль объединяющего».

….

Синтезированные определения l6-ти механизмов защиты (по р. Плутчику)

  1. Двигательная активность — понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.
  2. Компенсация — интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности.
  3. Отрицание — отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.
  4. Замещение — высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.
  5. Фантазия — бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов.
  6. Идентификация — бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.
  7. Интеллектуализация — бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий.
  8. Интроекция — присвоение ценностей, стандартов или черт характера других людей в целях предупреждения конфликтов или угроз с их стороны.
  9. Изоляция — восприятие эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги, естественно связанного с ними.
  10. Проекция — бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям.
  11. Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.
  12. Образование реакции — предупреждение выражения неприемлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.
  13. Регрессия — возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.
  14. Подавление — исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций, или опыта и связанных с ним эмоций.
  15. Сублимация — удовлетворение вытесненного инстинктивного или неприемлемого чувства, особенно сексуального или агрессивного, путем осуществления социально одобряемых альтернатив.
  16. Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, сопровождаемых сильным беспокойством или чувством вины.

… Р.Плутчик предлагает 5 постулатов теоретической модели защиты

Постулат 1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.

Постулат 2. Существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.

Постулат 3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности.

Поступат 4 Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.

Постулат 5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

Образование механизмов защиты

Эмоции Спонтанное выражение

Результат

Страх и его социализированные формы

Механизмы защиты

Переоценка стимулов

Страх

Обесценивание

Стыд

Подавление

«Мне это незнакомо»

Гнев

Месть, наказание, обесценивание

Страх, стыд

Замещение

«Вот кто во всем виноват»

Радость

Наказание, отвержение

Страх, стыд

Реактивное образование

«Все, связанное с этим, отвратительно»

Печаль

Результат отсутствует Отвержение

Страх, чувство неполноценности

Компенсация

«Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…»

Принятие

Равнодушие отвержение

Чувство неполноценности

Отрицание

Оценка отсутствует

Отвержение

Отвержение

Страх самонеприятия

Проекция

«Все люди порочны»

Ожидание

Обесценивание

Растерянность, паника, чувство вины

Интеллектуализация

«Все объяснимо»

Удивление

Обесценивание

Чувство вины, страх самостоятельности и инициативы

Регрессия

«Вы обязаны мне помочь»

Базисные и вторичные механизмы зашиты

Базисные механизмы

Характеризация

Замещение

— Напади на что-то, заменяющее это

Проекция

— Обвини это

Компенсация

— Постарайся приобрести это

Идентификация

— Будь как это (чтобы не потерять его)

Фантазия

— Мечтай об этом

Регрессия

— Плачь об этом

Двигательная активность

— Сделай что-нибудь

Подавление

— Не помни об этом

Интроекция

— Не знай, откуда у тебя это

Изоляция

— Не чувствуй этого

Отрицание

— Не замечай этого

Образование реакции

— Обрати это в противоположное

Интеллектуализация

— Переопредели, переосмысли это

Рационализация

— Найди оправдание этому

Аннулирование

— Отмени, перечеркни это

Сублимация

— Трансформируй это

Источник: Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи: «Талант», 1996. — 144с.

Теория эмоций Роберта Плутчика

Психоэволюционная теория Плутчика разработывалась в виде монографического исследования в 1962 году.

Получив международное признание, она использовалась для раскрытия инфраструктуры групповых процессов и интеракций личности. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы.

Суть теории Эмоции Плутчика изложена шестью постулатами:

1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

  • Инкорпорация. Поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма.
  • Отвержение. Избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
  • Протекция. Поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
  • Разрушение. Поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
  • Воспроизводство. Репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
  • Реинтеграция. Поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
  • Ориентация. Поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
  • Исследование. Поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в (таблице 1).

Стимульное событие

Подразумеваемая когниция

Переживание

Поведение

Эффект

Угроза

«Опасность»

Страх, ужас

Бегство

Самосохранение

Препятствие

«Враг»

Гнев, ярость

Нападение, кусание

Разрушение

Потенциальный партнер

«Обладать»

Радость, экстаз

Ухаживание спаривание

Воспроизводство

Потеря значимого индивида

«Заброшенность»

Печаль, горе

Призыв к помощи и воссоединению

Реинтеграция

Член группы

«Друг»

Принятие, доверие

Ухаживание, содействие

Аффиляция, присоединение

Отвратительный объект

«Отрава»

Отвращение, ненависть

Извержение, отталкивание

Отвержение

Новая территория

«Что там?»

Ожидание

Обследование, организация

Исследование

Неожиданный новый

«Что это?»

Удивление

Остановка, тревога

Ориентация

Таблица 1. Стимул — эффект

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события когнитивно оцениваются, в результате оценки возникают переживания (эмоции) и физиологические изменения. В ответ на это организм осуществляет поведение призванное оказать эффект на стимул. Таблица 1.

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — производными или смешанными.

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2).

Классификация эмоций

Биологические регулятивные процессы

Поведение экспрессия

Адаптивная функция

Субъективные состояния

Черты характера

Диагнозы

Избегание

Бегство

Самосохранение

Страх

Робкий

Пассивность, тревожность

Приближение

Атака

Разрушение

Гнев

Скандальный, сварливый

Агрессивность

Объединение

Спаривание

Воспроизводство

Радость

Дружелюбный, общительный

Маниакальность

Разделение

Сигнал дистресса

Воссоединение

Печаль

Унылый

Депрессивный

Глотание

Еда

Инкорпорация

Принятие

Доверчивый

Истерия

Выброс

Извержение

Отвержение

Отвращение

Враждебный

Паранойя

Начало действий

Разведка

Исследование

Ожидание

Любопытный

Навязчивость

Остановка

Замирание

Ориентирование

Удивление

Импульсивный

Неустойчивость

Таблица 2. Эмоции и их производные

Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели защиты.

Теоретическая модель механизмов защиты была разработана Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Контом в 1979 году.

Включает пять постулатов модели защиты:

  1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
  2. Существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
  3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности.
  4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
  5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

Искажение реальности по средствам защит может происходить трояким образом. Нежелательная информация может:

  • игнорироваться или не восприниматься,
  • будучи воспринятой, забываться,
  • в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов, в целом они образуют шкалу примитивности-зрелости .

  • Первыми возникают механизмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания).

    Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

  • Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.
  • По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации, это рационализация.

Четыре группы основных психологических защит:

  1. защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
  2. защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
  3. защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
  4. защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.

Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика» которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля»(Life Style Index).

Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции (схема. 3).

Схема. 3. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику

Согласно психодиагностической системе анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.

При взаимодействии со стимулом, возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации, срабатывает защитный механизм призванный погасить недопустимую эмоцию, индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

Характеристика диспозиций

  1. Диспозиция мании

Ведущая эмоция — радость, потребность к избытку приятных стимулов — гедонизм. Защита — реактивным образованием, за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью « Super — Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Импульс – обрати это в противоположное.

Переоценка стимула: «Все, связанное с этим, отвратительно».

Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов.

  1. Диспозиция истерии

Ведущая эмоция – принятие.

Защита – отрицанием. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются).

Импульс — не замечай этого.

Переоценка стимула: не происходит, стимул не замечается.

Защитное поведение в норме: общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

  1. Агрессивная диспозиция

Ведущая эмоция – гнев.

Защита – замещением. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде автоагрессии.

Импульс — напади на что-то, заменяющее это.

Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».

Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины.

  1. Диспозиция психопатии

Ведущая эмоция – удивление.

Защита – регрессией. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

Импульс – плачь об этом.

Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».

Защитное поведение в норме: импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты. Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений. В эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь.

  1. Депрессивная диспозиция

Ведущая эмоция – печаль.

Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности.

Импульс – постарайся приобрести это.

Переоценка стимула: «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…».

Защитное поведение в норме: Постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности.

  1. Параноидальная диспозиция

Ведущая эмоция – отвращение (неприятие).

Защита – проекцией. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других.

Импульс – обвини это.

Переоценка стимула: «Все люди порочны».

Защитное поведение в норме: контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

  1. Пассивная диспозиция

Ведущая эмоция – страх.

Защита – подавление (вытеснение).

Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием впрямую зависимость от агрессора.

Импульс – не помню об этом.

Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».

Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

  1. Обсессивная диспозиция

Ведущая эмоция – ожидание.

Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация).

Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это.

Переоценка стимула: «Все объяснимо».

Защитное поведение в норме: повышенный контроль не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.

Литература:

  1. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика – Талант, 1996г. — 144 стр.
  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология – Питер, 2004г. — 539 стр.
  3. Лично А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. — 256 стр.
  4. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие — Казань, 2003г. — 98 стр.
  5. Лекционный материал по предмету «Клиническая психология» Медико-психологический факультет ГрГМУ, Беларусь, 2006г.
  6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп — Изд-во Института Психотерапии, 2002г. — 452 стр.

16