ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ: ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

1. Ощущения и восприятие.

2. Зрительные ощущения.

3. Зрительное восприятие.

4. Зрительные иллюзии.

5. Слуховые ощущения и слуховое восприятие

Для безошибочного управления автомобилем, водитель должен получать точную и своевременную информацию о состоянии автомобиля, дороги и дорожной среды. Эту информацию человек получает благодаря наличию у него зрения, слуха и других ощущений. Совокупность ощущений дает нам восприятие – некую более или менее целостную картину окружающей действительности, позволяющую ориентироваться в ней.

Ощущения, формирующие наше восприятие, бывают разной силы. Острота (сила) ощущения зависят от разных обстоятельств. Так она в большой мере зависит от индивидуального устройства (в т.ч. анатомического) органа чувств (глаза, уха и др), от врожденной чувствительности нервных клеток, являющихся частью органа чувств. Чем выше чувствительность, тем острее, четче, сильнее ощущения. При высокой чувствительности нервных клеток и других благоприятных особенностях органа чувств человек способен различать слабые раздражители (различать мелкие предметы на большом расстоянии, слышать слабые звуки и др.).

По причине травмы, различных заболеваний (катаракта или глаукома глаз и др.), неблагоприятных видах деятельности (работа за компьютером для глаз), просто возраста острота ощущений может резко или постепенно, но устойчиво снижаться. Снижение может быть необратимым. Сила ощущения может меняться также в зависимости от ситуации. Эти изменения временны. Так ощущения усиливаются при увеличении силы раздражителя и слабеют при её уменьшении, а также при утомлении, в состоянии болезни, при приеме алкоголя или некоторых фармакологических препаратов.

Восприятие… Восприятие формируется и может меняться с изменением условий.

2. Зрительные ощущения

Особенно большое значение для водителя имеют зрительные ощущения и зрительное восприятие. С помощью зрения мы получаем информации в 100 раз больше, чем с помощью слуха., Проведенными в Германии исследованиями установлено, что водители, имеющие дефекты зрения, становятся виновниками аварий в 5 — 6 раз чаще, чем водители с нормальным зрением, а у 96 % водителей, оказавшихся участниками ДТП, обнаружена недостаточная острота зрения.

Наиважнейшими характеристиками зрительных ощущении являются острота и поле зрения.

8 стр., 3853 слов

Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения ...

... в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение. Полное выпадение зрительных ощущений из процес­са восприятия наблюдается только в случаях ... точности, координации движений и др. Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредствен­но воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств ...

Острота зрения — это способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них. Различают центральное и периферическое или боковое зрение. Острота зрения к периферии снижается в 4 раза.

При нормальной остроте зрения водитель хорошо видит дорожные знаки и дорогу на расстоянии не менее 100 м. При близорукости водитель хорошо видит показания автомобильных контрольно-измерительных приборов, но плохо видит дорогу и находящиеся на ней объекты. Между тем установлено, что 80—90% времени взгляд водителя направлен именно на дорогу. Близорукий водитель, следовательно, достаточно опасен на дороге. При дальнозоркости водитель, наоборот, четко видит дорогу и хуже — показания приборов. При таких нарушениях зрения водители при управлении автомобилем должны пользоваться очками.

Поле зрения — это пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном состоянии глаз.

Поле зрения зависит от цвета рассматриваемого предмета. Поле зрения для белого цвета распространяется к наружной стороне на 90°, к внутренней — на 60°, кверху — на 50° и книзу — на 70°. Но это — поле зрения для одного глаза. Поле зрения двумя глазами (бинокулярное) составляет 120—130° и охватывает все пространство перед автомобилем (рис. 2.3).

Поле зрения при перемещении взгляда может быть увеличено до 150°, что обеспечивает достаточную безопасность дорожного движения. Для зеленого цвета поле зрения почти в два раза меньше, чем для белого, для красного и синего по сравнению с белым уменьшается на 10—20°.

Сужение поля зрения может быть в результате врожденного дефекта или перенесенного заболевания. Это снижает надежность водителя, который может не заметить пешехода на обочине дороги, упустить важные детали в опасных дорожных ситуациях или при проезде перекрестков.

Зрительные ощущения и зрительное восприятие в целом затруднены в условиях ограниченной видимости. Видимость зависит от времени суток и состояния атмосферы. Она снижается в темное время суток, в тумане, во время дождя, снегопада, на пыльной дороге.

3. Зрительное восприятие

В зрительном восприятии принято различать восприятие пространства и восприятие движения. Восприятие пространства – это оценка размера, формы, цвета наблюдаемых объектов, а также их взаимного расположения, расстояния между ними и удаленности от наблюдателя. Восприятие движения – это определение того, движется ли объект или он статичен, в каком направлении движется и с какой скоростью. Восприятие движения объектов влияет на временной прогноз свершения каких-либо событий, т.е. на прогноз того, когда, через какое время что-либо случится.

Водитель должен обладать совершенным, профессиональным восприятием пространства При управлении автомобилем необходимо правильно оценивать размеры дороги. размеры и место местоположение других участников дорожного движения – пешеходов, автомобилей, расстояние между ними до них, без чего невозможно безопасное управление автомобилем.

Хорошо развитый глазомер необходим водителю при выборе дистанций и временных интервалов, объезде и обгоне, въезде в ворота, разъезде на нерегулируемом перекрестке и смене полосы движения Так для обгона впереди идущего автомобиля водитель должен видеть перед собой дорогу на расстоянии не менее 600—800 м, чтобы обеспечить наибольшую безопасность движения. Это расстояние надо научиться отмерять глазом. Профессиональный водительский глазомер – следствие систематических тренировок.

14 стр., 6532 слов

Работоспособность водителя

... а именно — восприятия, внимания, памяти и мышления. Кроме того, снижается острота зрения, сужается поле зрения, ухудшается глубинное зрение, нарушается точность и координация движений, увеличивается время реакций, ... Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления автомобилем и количеством ДТП. Водители при продолжительности управления автомобилем от 7 до 12 ч совершают ДТП ...

Начинающий водитель из-за неспособности правильно оценить ширину дороги при ее сужении необоснованно подает звуковые сигналы, снижает скорость или даже останавливает автомобиль. Ошибки в оценке ширины проезжей части дороги могут допускать и опытные водители при смене маленького автомобиля на большой, и наоборот. Это объясняется изменением расстояния от глаз водителя до дорожного покрытия и расположенных на нем объектов.

Восприятие движения. При оценке скорости движущегося объекта необходимо учитывать, что при неподвижном взгляде движение воспринимается как более быстрое, а при поворачивании глаз по направлению движущегося объекта — как более медленное. Восприятие двумя способами одновременно отличается большей точностью. На восприятие скорости движения объекта влияет расстояние до него. Чем дальше движущийся объект, тем меньше воспринимаемая скорость его движения.

При управлении автомобилем оценка расстояний до движущихся объектов, скорости их движения особенна затруднительна, поскольку осуществляется с движущегося автомобиля. Так, для безопасного проезда нерегулируемого перекрестка необходимо точное восприятие скорости автомобилей, движущихся в поперечном направлении, их расстояния до перекрестка, расстояния от своего автомобиля до перекрестка и прогнозирование продолжительности движения своего и других автомобилей до перекрестка при различных скоростях. В результате учета всех этих обстоятельств водитель или пропустит автомобиль, или выберет такую скорость движения, которая позволит ему безопасно проехать перекресток.

4. Зрительные искажения и иллюзии

При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в искаженном виде. Искаженное восприятие называется иллюзией. Иллюзии возникают при определении размеров объектов, их удаленности или движения. Когда человек сидит в вагоне, а рядом трогается стоявший поезд, то у него возникает иллюзия движения поезда, в котором он находится. В некоторых случаях может возникнуть иллюзия движения поезда в обратном направлении.

В деятельности водителя иллюзии встречаются довольно часто и можно наблюдать типичные иллюзии.

Иллюзии восприятия пространства

Водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу как более узкую, чем она есть на самом деле. В результате он может непроизвольно отклониться в сторону от осевой линии.

Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности.

Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворота — увеличенной.

Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми.

6 стр., 2760 слов

Реферат «Транспортная психология» Тема: «Черты характера и особенности ...

... цели, подчиняется требованиям Правил дорожного движения, не думая об элементах управления автомобилем. Водительское мастерство состоит из множества ... превышающих скорость, составляют холерики. Если вдали вспыхивает красный свет светофора, а водитель продолжает свой путь на ... представители водителей. Мужчина - водитель этой категории на дорогах ведет себя спокойно, адекватно реагирует на изменения в ...

Причиной ошибок водителей может быть неправильная оценка расстояний по горизонтали и вертикали. Например, при движении по горной дороге перед водителем появлялась нависшая слева скала, а справа — крутой обрыв. При исследовании таких ситуаций А.А. Костиным было установлено, что водители, проезжая первый раз по этому участку, прижимают автомобиль к обрыву, хотя это опасно. Такие действия объясняются тем, что расстояния по вертикали оцениваются менее точно, чем по горизонтали. Поэтому, опасаясь, что скала заденет крышу автомобиля, водитель берет правее. Однако, проезжая второй раз по этому участку дороги, уже никто такой ошибки не допускает.

Если спуск происходит на крутом повороте дороги, то она кажется сужающейся. В результате водитель «прижимает» автомобиль к осевой линии, что создает опасность столкновения с выходящими из-за поворота встречными автомобилями

При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым.

Иллюзии восприятия движения

Когда фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создается впечатление движения по спуску. Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) — больше. По этой причине скорость движущегося электропоезда на переезде кажется меньше действительной и возникает соблазн «проскочить».

При окончании процесса торможения в прямолинейном движении центр тяжести тела перемещается против движения и создается впечатление, что автомобиль уходит вперед, т.е. движется ускоренно. После окончания разгона центр тяжести тела перемещается вперед, что воспринимается как торможение.

Цвет и восприятите скорости движения. Отмечено, что движение автомобилей темной окраски (черных или темно-зеленых) кажется более медленным, а расстояние до них — больше, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. Автомобили светлых цветов (белого, красного, желтого), хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются как находящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле. Это заставляет водителей встречных автомобилей быстрее принимать меры предосторожности, что повышает безопасность дорожного движения.

Датские эксперты установили, что 61,3% столкновений происходит между автомобилями темных цветов, 32,6 % — темных со светлыми и лишь 6,1 % — светлых со светлыми.

Швейцарские исследователи считают самым безопасным автомобиль, окрашенный в ярко-красный цвет, сотрудники английской полиции — в белый цвет, в США наиболее безопасным признан оранжево-красный цвет.

Однако вряд ли повысится безопасность дорожного движения, если весь транспортный поток будет состоять из автомобилей белого или красного цвета. Такая монотонность будет утомлять водителей и помешает вовремя заметить идущие с большой скоростью специальные автомобили, для быстрого восприятия которых предусмотрены специальные сочетания цветов (для милицейских автомобилей — это лимонный с синим, для пожарных — красный с белым, для скорой помощи — белый с красным).

14 стр., 6835 слов

Глава 4 психофизиологические особенности управления автомобилем ...

... разъезда, при котором под действием фар встречного автомобиля резко ухудшаются условия видимости и водитель вынужден снижать скорость движения; стесненный режим движения, при котором ощущается влия­ние других участников ... черно-белом цвете и различаются лишь по ярко­сти. Предметы, окрашенные в красный цвет, ночью кажутся чер­ными. Видимость объектов обнаружения может быть прямой или ...

Искаженное зрительное восприятие возможно по причине ограниченной видимости.

Зрительное восприятие зависит и от расположения солнца и тени. Так, В. Рихтер пишет, что если солнце стоит низко над горизонтом, то дорога сильно блестит, что вызывает резкое сужение зрачков и ограничивает поступление в глаза света. В результате силуэты людей на дороге теряются, ухудшается видимость объектов, находящихся в тени. Если солнце стоит низко и светит в спину, то возникающая впереди автомобиля тень ухудшает видимость.

Кроме того, солнечные лучи, отражаясь в рассеивателях светофоров и задних фонарей автомобилей, создают фантом-эффект. При этом возникает иллюзия горения невключенного светофора, в результате чего трудно определить, какой же сигнал светофора горит в действительности, а также включен или нет сигнал поворота или стоп-сигнал впереди идущего автомобиля.

В условиях тумана искажается восприятие цвета. Вероятно, мало кто задумывался над тем, почему для регулирования дорожного движения выбраны зеленый, желтый и красный цвета. Оказывается, такой выбор сделан не случайно. Дело в том, что туман поглощает синие и зеленые лучи, поэтому зеленый цвет в тумане воспринимается как желтый, а желтый — как красный. Если водитель и примет ошибочно желтый цвет за красный, а зеленый — за желтый, то такие ошибки не создадут опасности движения транспорта. Кроме того, лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны и распространяются с наименьшими потерями. Красный цвет виден очень далеко. Именно поэтому красный цвет, сигнализирующий об опасности (или как запрещающий сигнал), был избран вначале на железнодорожном транспорте, а затем и на автомобильном.

Причины иллюзий. У разных людей иллюзии возникают с различной частотой, Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у водителей являются отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость за рулем, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза и др. Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера и причин дорожных иллюзий, выработка прочных навыков управления автомобилем.

Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость. Так, у водителей нередко возникает сонливость при движении на прямых участках дороги большой протяженности. Чтобы это исключить, рекомендуется при строительстве через каждые 3 км предусматривать кривые участки дороги. Для снижения монотонности движения отдельные участки дороги окрашивают в разные цвета, озеленяют разделительные полосы и т.д.

7 стр., 3077 слов

Утомление и работоспособность, методы контроля. Инженерно-психологическое ...

... определяется психофизиологическая картина восприятия водителем препятствия? а). Размерами препятствия и скоростью движения автомобиля ; б). Остротой зрения, ... фон» из перечисленных: а). Синий на белом ; б). Красный на белом ; в). Чёрный на жёлтом ... совокупности информационно-кибернетической и метаболической частей.   10. Сигналы, поступающие в ЦНС, воспринимаются:   а). Эффекторами; б). ...

5. Слуховые ощущения и слуховое восприятие

Шум двигателя, вибрация автомобиля, трение колес, звуковые сигналы вне автомобиля являются сигналами, информирующими водителя о скорости движения, состоянии дорожного покрытия, изменении дорожной обстановки и т.д.

Благодаря слуху водитель выделяет из шумового фона сигналы, информирующие его об опасности, определяет по характеру шума двигателя его неисправности, а по звуку, издаваемому автомобильными шинами, можно косвенно судить о скорости движения.

Определение направления звукового сигнала обеспечивается нормальным функционированием обоих ушей. Если звук справа, то он быстрее воспринимается правым ухом, и наоборот. При глухоте на одно ухо, например правое, звуки с любого направления могут восприниматься как раздающиеся слева, что может стать причиной ошибок при управлении автомобилем.

Однако опыт показывает, что допуск водителей с пониженным слухом или даже глухих не приводит к росту ДТП. Так, допуск к управлению транспортными средствами людей с пониженным слухом в Германии показал, что по вине таких водителей происходит одно ДТП на каждые 750 тыс. км пробега, что значительно меньше среднего показателя по стране.

В США из 600 глухонемых водителей, управляющих автомобилем в течение двух лет, только один оказался участником ДТП. Более того, из 3000 глухих водителей лишь 0,14 % были виновны в ДТП, а из 3000 здоровых водителей — 4 %. Объясняется это тем, что к управлению автомобилем допускаются лишь те водители с нарушенным слухом, у которых нет никаких других отклонений в состоянии здоровья и которые при психологическом обследовании показали отличные результаты. Кроме того, их предупреждают, что если по их вине произойдет ДТП, у них немедленно будут изъяты права на управление автомобилем.

Огромное желание таких лиц управлять автомобилем, хорошее состояние здоровья, высокий уровень психологических качеств, строгое соблюдение ими Правил дорожного движения, рациональный режим труда и отдыха позволяют им компенсировать недостатки слуха.

Это объясняется также и закономерностью, которая заключается в том, что взамен утраченных функций у человека развиваются другие качества, которые могут их компенсировать. Водитель недостатки слуха или даже полную глухоту компенсирует повышенной внимательностью, хорошим самообладанием, высоким уровнем прогнозирования развития дорожной обстановки, оперативными качествами мышления, памяти, скоростью и точностью реакций.

И все же допуск таких лиц к управлению автомобилем разрешается как исключение, а не как правило, так как не каждый может достаточно надежно, с точки зрения безопасности, компенсировать этот недостаток. В нашей стране допуск к управлению автомобилем глухонемых и лиц со значительным нарушением слуха осуществляется индивидуально с периодическим переосвидетельствованием их и без права работы по найму.

 

9

14 стр., 6737 слов

Тема 1.3. Психологические основы труда водителя

... и выработать верное решение. Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной. ...