Тема 1.3. Психологические основы труда водителя

1. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя

Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относятся восприятие (ощущения), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества.

Водителю приходится выполнять самые разные работы: он принимает транспортное средство у водителя-сменщика; готовится к выезду на линию, оформляя необходимые документы; пополняет запас топлива, масел, охлаждающей жидкости; управляет транспортным средством, перевозя грузы или пассажиров; наблюдает за погрузочно-разгрузочными операциями, иногда принимая в них непосредственное участие; в конце рабочего дня сдает автомобиль сменщику и т. д. Однако наиболее важная и ответственная часть деятельности водителя — это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое — в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно получает информацию о дороге и находящихся на ней предметах (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности, освещенности и т. д.).

В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим его движения (скорость, направление).

Кроме того, водитель непрерывно контролирует результаты своих действий и, если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления.

Водитель является главным звеном системы «водитель — автомобиль — дорога» (ВАД) — ее оператором. Трудовые процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемой, пилот и др.).

В основном это операции по приему и переработке поступающей информации, принятие решений, управляющие действия, контроль выполненных действий. Однако деятельность водителя во многом отличается от деятельности других операторов. Для многих операторов основ­ными источниками информации об управляемом объекте являются показания приборов. Водитель основную информацию получает путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой. Информация от приборов для него имеет второстепенное значение. Характер и объем информации, получаемой водителем, могут быстро меняться.

2 стр., 738 слов

Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности ...

... Объективный» подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. «Субъективный» подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, ... внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим ...

Большой объем информации или быстрые ее изменения, например при интенсивном движении, часто лишают возможности своевременно и точно ее воспринять и переработать, а следовательно, и выработать верное решение.

Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной. Так, в условиях интенсивного движения в городе в течение рабочей смены (7- 8 ч) водители маршрутных автобусов или автомобилей-такси выполняют около 5,5 тыс. операций по управлению транспортным средством. При этом около 20 % этих действий являются ошибочными, вследствие недостатка времени для приема и переработки информации. Особенно большой дефицит времени испытывают водители при внезапном возникновении опасных ситуаций, когда промедление или невыполнение нужных действий может привести к ДТП.

Сложная обстановка на дороге, в которой возможны ошибочные действия, возникает у водителя несколько раз за смену. Приблизительно 1 раз в месяц он попадает в ситуацию, близкую к аварийной, и в среднем 1 раз в 6 лет он может стать участником ДТП.

Сложность деятельности водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развитие дорожной обстановки. На основе этой неполноценной информации водитель должен самостоятельно принимать весьма ответственные решения. Он работает в отрыве от своего трудового коллектива, ему невозможно обсуждать постоянно изменяющуюся дорожную обстановку. Работая в разнообразных условиях, он должен обладать высоким чувством ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.

На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Все это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его создает предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке. Перечисленные факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е. обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

9 стр., 4447 слов

Дифференцированный подход к учащимся при обучении двигательным действиям

... бега, ходьбы на лыжах). Происходило обращение к истокам двигательного действия, и, чтобы вызвать интерес к изучаемым движениям, полнее понять их основы, дети в игре повторяли путь ... создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений; в) изучение детьми происхождения каждого вида движений; г) повторение этих движений в форме игры с целью ...

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя — это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Чтобы получить пред­ставление о влиянии перечисленных характеристик на надежность водителя, рассмотрим основные психофизиологические процессы приема и переработки информации водителем.

2. Индивидуальные психофизиологические качества водителя: ощущение и восприятие, роль сенсорных и мыслительных навыков в оценке и прогнозировании дорожно-транспортных ситуаций.

Вся информация о дороге, расположенных на ней объектах и об автомобиле поступает к водителю через органы чувств, возбуждая у него ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Различают ощущения зрительные, слуховые, кожно-мышечные, вибрационные, вестибулярные, обонятельные и тепловые.

На основе ощущений формируется более сложный психический процесс — восприятие, благодаря которому в сознании отражаются свойства предметов и явлений во взаимосвязи в виде единого образа.

Например, в результате комплекса ощущений (зрительных, слуховых, вибрационных и мышечно-суставных) у водителя формируется так называемое «чувство машины», при котором водитель воспринимает даже небольшое изменение в положении автомобиля или скорости его движения.

Быстро изменяющаяся дорожная обстановка вынуждает водителя воспринимать большую по объему информацию от зрительных, звуковых и других раздражителей, поэтому его восприятие должно быть полным, быстрым и точным. Качества восприятия зависят от знаний и опыта водителя и могут характеризоваться отдельными свойствами внимания.

Дорожная обстановка, наблюдаемая водителем, непрерывно изменяется, и он должен все время принимать новое решение. Для правильной оценки обстановки и прогнозирования ее развития недостаточно ощущений и восприятия. Переработка поступившей информации и принятие решения осуществляются на основе мышления.

При прогнозировании развития дорожной обстановки водитель мысленно приводит в движение все элементы этой обстановки и анализирует результаты своих предполагаемых действий и, учитывая влияние, которое они окажут на дорожно-транспортную ситуацию, вырабатывает новое суждение о своих наиболее целесообразных действиях. Например, «Мне не удастся разогнать свой автомобиль так, чтобы опередить водителя, приступившего к обгону. Поэтому от намерения приступить к обгону я временно отказываюсь». В основе прогнозирования лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.

Часто дорожная обстановка меняется так быстро, что водитель должен принять решение в очень короткий промежуток времени. В этих условиях очень важна ассоциативная память, позволяющая быстро вспомнить оптимальный ответ.

7 стр., 3077 слов

Утомление и работоспособность, методы контроля. Инженерно-психологическое ...

... Какими факторами из перечисленных определяется психофизиологическая картина восприятия водителем препятствия? а). Размерами препятствия и скоростью движения автомобиля ; б). Остротой зрения, расстоянием видимости препятствия, ... и их оперативных качествах, психомоторике и реакции, эмоции и воле.   1. Какой аспект в деятельности водителя определяют физиологические процессы? а). Энергетический ( ...

Надежность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель нажимает на тормозную педаль или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют сенсомоторными (психомоторными) реакциями. Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью.

3. Оценка времени, расстояния и скорости движения

Для надежной работы водителя большое значение имеет его умение оценить расстояния до объектов и их взаимную удаленность, а также скорость и направление перемещения участников движения. Эти характеристики его интересуют в тех случаях, если объекты дорожной обстановки могут создавать помехи движению управляемого автомобиля. Например, перед выполнением обгона водитель должен оценить взаимное положение своего, обгоняемого и встречного транспортных средств, скорости их движения, путь обгона и др. Без такой оценки трудно определить возможность выполнения безопасного маневра. Большинство ДТП при обгоне является следствием ошибок в оценке перечисленных факторов. В оценке пространственно-временных характеристик наиболее важным бывает сравнение расстояний до объектов, которые могут оказать помехи движению, с тормозным путем или путем объезда.

Неточно оценив расстояние или скорость участников движения, водитель может чересчур резко нажать на тормозную педаль или слишком круто повернуть рулевое колесо.

Чтобы оценить степень опасности обнаруженного объекта, желательно как можно раньше определить расстояние до него. Расстояния до наиболее важных для водителя объектов, на котором они могут быть обнаружены, следующие, м:

Дорожные знаки (форма)……….. 600-250

Человек………………………………….. 1350-800

Легковой автомобиль……………… 1400-900

Грузовой ………………………… 2500-1600

Точнее всего можно определить расстояния до объектов неподвижных и перемещающихся в направлении; поперечном лучу зрения. Чаще всего водителю приходится оценивать расстояние вдоль луча зрения, например, до встречных и попутных транспортных средств. Точность оценки таких измерений намного ниже, чем при перемещении объекта под углом к лучу зрения, особенно если расстояние до объекта превышает 200-250 м. Если объект перемещается под углом к лучу зрения, то его скорость определяют по неподвижным относительно наблюдателя предметам, если предмет движется вдоль луча зрения, то по изменению угла, который охватывает объект. Точность оценки скорости в последнем случае наиболее низкая. Заметно снижается точность оценки скорости объектов при большой скорости управляемого автомобиля. Так, при скорости автомобиля 80 км/ч точность оценки на 30 % ниже, чем при скорости 60 км/ч. Водитель, желая оценить скорость встречного транспортного средства, вынужден задерживать на нем взгляд иногда более чем на 3 с. При этом он невольно отвлекается от наблюдения за другими объектами, что опасно.

Оценивать скорость движения попутных автомобилей водителю нужно при подготовке к обгону и особенно при движении в транспортном потоке для распознавания изменения режима движения автомобиля-лидера. Обычно торможение лидера водитель обнаруживает по включению сигнала торможения. Если стоп-сигнал не работает, то обнаружить торможение лидера можно по изменению его угловых размеров по мере приближения. Но эти изменения удастся заметить лишь с определенного расстояния, которое зависит от размеров автомобиля-лидера, интенсивности его торможения и индивидуальных свойств самого водителя. Легче и точнее воспринимается торможение автомобилей с большими габаритами. При более интенсивном торможении распознавание происходит раньше, т. е. на большем расстоянии. Однако даже при высокой чувствительности зрения водителя и максимальной интенсивности торможения обнаружить изменение режима лидера можно на расстоянии не более чем 90 м. При торможении со средней интенсивностью максимальное расстояние, с которого можно заметить снижение скорости, находится в пределах 40- 60 м.

4. Время реакции водителя.Простая и сложная реакции. Факторы, влияющие на

реакцию водителя

Время реакции — интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия. Время реакции включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические свойства водителя как оператора.

Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального опыта, а также в результате тренировки. Каждому водителю желательно знать свое время реакции и способы его снижения. Для этого полезно понимание основных закономерностей изменения времени реакции.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция связана, с ожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водитель должен выполнить определенное действие. Например, при включении красного сигнала светофора он должен нажать на педаль тормоза. При этом время приема и переработки информации минимально. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при виде пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или, наоборот, увеличить скорость, наконец, попытаться объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой, так как требуется переработать большее количество информации, оценить различные решения и выбрать наилучшее.

Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения.В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примернаяпродолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, а на звук 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особен­ностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно-транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18-22 лет равно 0,48-0,56 с, в возрасте 45-60 лет — 0,78-1,96 с, а сложной реакции — соответственно 1,05-1,96 с и 1,59-2,61 с. Моторный период у различных водителей одного возраста и с одинаковым стажем в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности. Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3-4 раза. В практике могут быть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

В сложной дорожно-транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20 %, а при семи сигналах почти на 50 % по сравнению с временем, необходимым для переработки информации от одного раздражителя.

Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в поле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение. На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120-200 авт/ч, а наибольшее — при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интенсивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.

В судебно-следственной практике при экспертизе ДТП время реакцииводителя принимают различным в зависимости от дорожной обстановки.

Если дорожно-транспортная ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения и водитель имел возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности, время реакции принимают минимальным (около 0,6 с). Таковы, например, случаи, когда из-за предмета, ограничивающего обзорность, выходят один за другим пешеходы.

Если ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о минимальной вероятности возникновения опасности и в поле зрения водителя не было объектов, создавших опасную ситуацию, время реакции максимальное, примерно 1,4 с. Примером такой ситуации может быть внезапный выезд другого транспортного средства с придорожной полосы из-за объекта, ограничивающего обзорность (густого кустарника).

При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из-за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала. Если прямые участки имеют протяженность 5-6 км и более, то человек ощущает сонливость, заторможенность. На участках, отличающихся монотонностью, интенсивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно.

При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наименьшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более. При скорости 30-50 км/ч это время было больше в среднем на 25 %. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоростью менее опасно. Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени при большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. В начале рабочей смены время обнаружения сигнала и время на формирование ответного действия невелики. В середине рабочей смены время реакции минимально, а ближе к концу смены оно может превышать это минимальное значение более чем в 2 раза. Особенно сильное увеличение времени реакции происходит у водителей к концу рабочей смены при движении по свободной от транспортных средств дороге, а также при интенсивности, превышающей 300 авт/ч. Особенно сильно время реакции увеличивается при болезненном состоянии и после приема даже небольших доз алкоголя.

У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно-транспортных ситуациях. Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информа­ции, чем неопытному водителю (рис. 1).

Водители, работающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы.

Рис. 1. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы:

1– на маневрирование;2– на торможение

Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП. Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкновение путем экстренного торможения или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70 % случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1 м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30-50 км/ч. Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0-1,5 м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10-0,15 с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокращения времени латентного периода, т. е. путем повышения внимания и совершенствования навыков оценки обстановки.

Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах. Поэтому в автошколах и кабинетах безопасности движения на автотранспортных предприятиях необходимо иметь стенды и тренажеры для упражнений водителей и приборы для регистрации времени психомоторной реакции. Такие регистрирующие приборы могут быть установлены не только на стендах и тренажерах, но и на автомобилях.

5. Общая характеристика внимания. Объем, концентрация распределение и

переключение внимания

Вниманием называется сосредоточение сознания на каком-либо объекте (явлении) или действии с одновременным отвлечением от остального. Несмотря на быстро меняющуюся обстановку, водитель старается получить как можно более полную информацию о том, что может способствовать или мешать движению автомобиля.

Внимание характеризуется несколькими свойствами. Способность водителя воспринять одновременно несколько объектов, явлений или действий оценивается объемом внимания. Обычно водитель может воспринять одновременно не более 5 объектов. Объем внимания зависит от опыта, психического состояния и условий движения. Так, при ограниченной видимости в течение 1 с можно воспринять одновременно всего 1-2 объекта. На сложных перекрестках при большом числе транспортных средств объем внимания некоторых водителей не позволяет им воспринять всю информацию, необходимую для безопасного управления.

Новую обстановку водитель изучает предварительно путем беглого осмотра. Для этого он пользуется центральным и боковым зрением, изменяет направление взгляда и поворачивает голову. Однако получить полную информацию о всех замеченных при беглом осмотре объектах невозможно. Чтобы изучить особенности объектов, водитель рассматривает их в определенной последовательности на основе преднамеренного (произвольного, активного) внимания. Из всех воспринимаемых объектов выделяются те, с которыми предстоит взаимодействовать при движении автомобиля и которые чаще всего представляют опасность для движения. Такими объектами являются пешеходы, попутные и встречные транспортные средства. Наблюдению за ними на узких дорогах уделяется примерно половина всего времени. Около 25-35 % времени тратится на изуче­ние объектов, расположенных на пути движения автомоби­ля, и 5-25 % на восприятие объектов, с помощью которых водитель ориентируется на проезжей части (дорожные знаки, разметка и светофоры).

Если в поле зрения водителя находятся пешеходы, то большую часть времени водитель наблюдает за ними. Следуя за автомобилем-лидером, водитель большую часть времени сосредоточивается на нем, ожидая возможного его торможения или маневра.

Водитель должен уметь переключать внимание с одного объекта на другой, чтобы при необходимости перейти от одних действий к другим, иногда даже противоречащим прежним. У опытного водителя развита такая избирательность, благодаря которой он может сосредоточить все внимание на дорожной обстановке, не отвлекаясь для наблюдения за движениями рук и ног. Преднамеренное внимание позволяет обнаружить опасность в самом начале возникновения сложной обстановки, оценить ее и предупредить нежелательные последствия.

Водитель должен быть готовым сосредоточить внимание непреднамеренно (непроизвольно, пассивно) на объектах и явлениях, возникающих неожиданно (удар колеса о незамеченное препятствие, неожиданное появление помехи на пути движения автомобиля).

В различной дорожной обстановке для восприятия одного и того же явления может потребоваться различная интенсивность (напряжение) внимания. Чем больше интенсивность, тем полнее и отчетливее восприятие, например в опасных ситуациях. Но такие ситуации в течение рабочей смены могут возникать неоднократно, особенно при длительном движении в плотных транспортных потоках, в сложных погодных условиях, в темное время суток. Поэтому у водителя способность к интенсивному вниманию должна отличаться устойчивостью.

Обычно, кроме опасного объекта, внимание охватывает не более трех других объектов. Например, при наличии пешеходов водитель наблюдает за встречными, попутнымиавтомобилями и проезжей частью. Эти объекты могут быть восприняты центральным зрением, если они смещены от объекта, на котором сосредоточено внимание, не более чем на 2°, а боковым — при смещении до 20°. При значительном смещении объекта, большой интенсивности внимания или недостаточной контрастности другие объекты могут быть незамечены. Опытный водитель в течение 1 с может зафиксировать взгляд 3 раза, а в некоторых случаях до 5. Следовательно, минимальное время, необходимое для восприятия одного объекта, 0,2- 0,3 с.

Характер распределения внимания зависит в основном от скорости управляемого автомобиля, интенсивности движения и расположения объектов. При небольшой скорости водитель имеет возможность, изучать дорожную обстановку без спешки. Высокая скорость требует от водителя более интенсивного внимания, время фиксации взгляда на отдельных объектах уменьшается. Так, при увеличении скорости от 40 до 80 км/ч длительность фиксации взгляда сокращается в среднем от 1,0 до 0,6 с.

Пространство, в котором большую часть времени концентрируется внимание водителя на разнообразных объектах, называется полем концентрации внимания. Форма этого поля обычно зависит от очертания воспринимаемой водителем дороги. Если часть дороги закрыта от наблюдения объектами, находящимися на проезжей части или на обочине, то форма поля соответственно меняет очертание. Взгляд водителя останавливается дольше всего и с наибольшей интенсивностью у границ поля, так как именно здесь можно ожидать появления новых объектов.

С увеличением скорости автомобиля водитель старается наблюдать за дорогой на большем расстоянии, и размеры поля концентрации внимания уменьшаются. Причем нижняя граница поля располагается выше, а боковые границы сближаются (рис. 2).

Рис. 2. Размеры поля концентрации внимания при различной скорости движения автомобиля

Чем больше скорость, тем меньше времени у водителя для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги, не рискуя допустить ошибку в управлении автомобилем. В результате с увеличением скорости он способен воспринять более узкое пространство. Небольшие объекты могут остаться незамеченными на сравнительно большом расстоянии. Затем по мере приближения автомобиля они окажутся вне поля зрения водителя. При скорости 80 км/ч и более вне поля зрения водителя находится участок дороги, расположенный впереди автомобиля на расстоянии 60-120 м. В таких условиях увеличивается опасность наезда на пешехода, который перемещается с обочины дороги к ее центру.

Чем выше интенсивность движения, тем больше вынужден водитель концентрировать внимание на встречных и попутных автомобилях, особенно на узких участках дорог. Поэтому поле концентрации внимания с увеличением интенсивности движения сокращается, так как сближаются его боковые границы. Так, на участке двухполосной дороги с интенсивностью движения 400-500 авт/ч при скорости 60 км/ч поле концентрации внимания вдвое меньше, чем на участке со свободным движением. Следовательно, уменьшается возможность водителя наблюдать за дорогой и объектами на ней слева и справа от полосы, по которой Движется автомобиль. Чтобы увидеть то же число предметов, не увеличивая напряженности внимания, при выезде на участок дороги с более интенсивным движением нужно снижать скорость автомобиля.

При дистанции более 60 м размеры поля концентрации внимания превышают размеры автомобиля-лидера, и водитель имеет возможность наблюдать за дорожной обстановкой. При уменьшении дистанции поле концентрации внимания сокращается. Это сокращение тем больше, чем выше скорость автомобиля. Водитель сосредоточивает внимание на движении лидера, ожидая его торможения. При дистанции менее 25 м напряженность внимания достигает предела, и водитель утрачивает возможность наблюдать за дорожной обстановкой. При движении с большой скоростью из-за сокращения размеров поля концентрации внимания и ограниченного времени, которым располагает водитель, он может не воспринять встречный автомобиль до того, как поравняется с ним.

Распределение вниманиязависит также от скорости изменения дорожной обстановки. В частности, при перестроении водитель затрачивает для бокового обзора дороги 0,8-1,6 с, а для осмотра дороги сзади 0,8-1,0 с. При подготовке к пересечению главной дороги время зрительного поиска транспортных средств, пользующихся преимущественным правом, 1,1-1,6 с. Причем чем сложнее ситуация, тем дольше водитель фиксирует взгляд на отдельных объектах.

6. Характеристики ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вестибулярные,

световая чувствительность

Основную роль в деятельности водителя играют зрительные ощущения. Благодаря им водитель получает информацию о положении управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, о форме, цвете, размерах этих объектов, о показаниях приборов. Слуховые ощущения дают информацию об источниках звуков (шум от агрегатов автомобиля, звуковые сигналы участников движения).

Кожно-мышечные ощущения информируют о положении тела в пространстве и о взаимодействии рук и ног с органами управления, вестибулярные сигнализируют об изменении скорости и направления движения автомобиля, а вибрационные — о состоянии дорожного покрытия и характере работы отдельных частей автомобиля. Обонятельные ощущения могут информировать о наличии в кабине паров топлива и отработавших газов, а тепловые — об изменении температуры на рабочем месте.

У разных людей ощущения неодинаковы. Они зависят от их природных данных, возраста, тренированности и опыта, профессиональных знаний, навыков и других качеств. Опытный водитель точнее начинающего ощущает разницу в освещенности дороги при ограниченной видимости, скорее замечает шумы, типичные для неисправных сопряжений автомобиля. Ощущение у одного и того же человека изменяется в зависимости не только от опыта, нои от его состояния.

Благодаря зрительному ощущению к человеку поступает около 85 % всех сведений, необходимых для управления автомобилем. С помощью зрения человек способен обозревать достаточно большое пространство, оценивать расстояния до объектов и между ними.

7. Зрение и его характеристики. Острота зрения. Глазомер. Световая адаптация. Ослепление. Изменение поля зрения взависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Зрительные иллюзии и ошибки в оценке дорожной обстановки

Видимое пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном глазном яблоке, называется полем зрения. Поле зрения одного глаза при разглядывании белого фона распространяется в среднем к наружной стороне глаза на 90°, к внутренней на 65, книзу на 75, кверху на 65°. Для цветных объектов поле зрения значительно меньше. Так, при голубом цвете оно сокра­щается на 15, а при зеленом на 50> %. Поле зрения двумя глазами составляет 120-130° и практически охватывает все пространство перед автомобилем (рис. 3).

Поле зрения не остается постоянным. Оно может расширяться и сужаться. При значительном сужении поля водитель может упустить важные детали дорожной обстановки на перекрестке, например не заметить пешехода, поэтому допустить серьезные ошибки при оценке обстановки. Лица, у которых поле зрения сужено более чем на 20°,

Рис. 3. Поле зрения человека: 1 — граница совмещения поля зрения; 2 — левого глаза; 3— правого глаза; 4 — поле периферического зрения; 5 — поле центрального зрения; 6 — граница удовлетворительного зрения

к управлению автомобилем не допускаются.

Способность глаз получать отчетливые изображения предметов, находящихся на разных расстояниях, обеспечивается аккомодацией. Способность различать форму предмета даже на значительном удалении от глаза называется остротой зрения, которая определяется минимальным расстоянием между двумя точками или линиями, когда глаз воспринимает их раздельно. Наиболее острое зрение -центральное в конусе с углом 3-4°, хорошая острота зрения — в конусе 7-8°, удовлетворительное- в конусе 12-14° (рис. 4).

Предметы, расположенные за пределами 14°, обычно видны без ясных деталей и цвета. Острота бокового зрения ниже в 4 раза, чем острота центрального. При нор­мальной остроте зрения водитель четко ощущает форму дорожных знаков и все объекты на дороге. Близорукий водитель хорошо видит показания приборов на щитке, но плохо видит дорогу, а дальнозоркий, наоборот, четко видит дорогу и хуже показания приборов.

Рис. 4. Зоны остроты зрения

Зрительное восприятие объекта зависит от его видимости. Видимостью называют возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздушной среды. Характеристиками видимости служат дальность и степень видимости. Под дальностью видимости понимают минимальное расстояние, на котором рассматриваемый объект невозможно различить на фоне окружающих предметов. Дальность видимости зависит от яркости объекта и контрастности его относительно фона, а также от скорости движения (табл. 1).

Таблица 1

Объект

Дальность видимости, м, при скорости движения, км/ч

40 60 80

Покрытие дороги (состояние)

Встречные автомобили

Общее направление дороги

25 43 57

200-300 200-500 300-500

200-1000 500-1000 1000-15 000

Степенью видимости называют возможность различать отдельные детали наблюдаемого предмета. Степень видимости зависит от яркости и контрастности объекта, а также от его освещенности. Видимость ухудшается в темное время суток, в тумане, в дождливую погоду, при снегопаде и движении по пыльной дороге.

В темное время суток зрительное восприятие резко ухудшается из-за плохой освещенности дороги, а также при засвете глаз (ослеплении) водителя светом фар встречных транспортных средств. Фары высвечивают лишь узкое пространство перед автомобилем. Часть дороги и многие предметы на ней не освещаются, и водитель может лишь догадываться о возможных помехах. В освещенной зоне объекты появляются внезапно, и время на их опознание увеличивается. В темное время суток и при плохой видимости водитель может воспринять за 1 с лишь 1-2 объекта.

Большое значение имеет контрастность наблюдаемого объекта и фона. Летом водитель на фоне темной дороги увидит на большем расстоянии пешехода, одетого в светлую одежду, и может не заметить пешехода в темном костюме. Зимой на фоне заснеженной дороги, наоборот, отчетливее выделяются пешеходы в темной одежде, а пешеходы в светлом почти незаметны.

В темное время суток почти невозможно цветоощущение предметов и они различаются не по цвету, а по контурам и яркости. При недостаточной яркости и отсутствии контрастности водитель не различает контуров объектов. Поэтому ночью расстояние обнаружения объектов сокращается вдвое по сравнению со светлым временем, хотя водителю может казаться, что они находятся далеко.

Из-за резких колебаний освещенности дороги в темное время суток зрению водителя приходится приспосабливаться к каждому новому участку дороги. В течение времени адаптации способности различать предметы и оценивать их характеристики ухудшаются еще сильнее. Опасными являются и темновая, и световая адаптация. Если после продолжительного пребывания в темноте включить яркий свет, то в глазах появляется небольшая боль. Однако почти одновременно человек все видит, так как для световой адаптации требуются доли секунды. Для полной темновой адаптации после сильного засвета глаз (в зависимости от силы света, интенсивности его нарастания и индивидуальных особенностей водителя) может потребоваться от нескольких секунд до 2 мин. Для водителя особенно опасно внезапное ослепление на поворотах, на переломах вертикального профиля дороги или на перекрестках.

При управлении автомобилем водитель может неправильно воспринять какие-либо предметы и явления. Такое искаженное восприятие называется иллюзией.

На поворотах или при выполнении обгона дорога может показаться водителю уже, чем на самом деле. Относительно пологие подъемы, следующие за затяжными спусками, воспринимаются более крутыми, круговые кривые -эллипсами, а повороты — более сложными. При искусственном освещении сухое асфальтовое покрытие блестит и кажется мокрым. Если фары автомобиля неправильно отрегулированы, создается иллюзия движения по пересеченной местности: когда фары светят слишком низко, кажется, что автомобиль движется по спуску. Движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. Этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в ДТП.

Склонность к иллюзиям усиливается при неправильной рабочей позе и ослабленном внимании, при утомлении, алкогольном опьянении, а также под влиянием отрицательных эмоций (сомнения, страх, неуверенность).

Надежными средствами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, развитие навыков распределения внимания, знание водителями своего характера и причин возникающих у него иллюзий.

8. Ускорение и вибрации, их влияние на работоспособность и надежность

водителя

Ощущения равновесия, ускорений, вибраций. Равновесие — это способность воспринимать изменения положения тела в пространстве, а также действия на организм ускорений и перегрузок. В сохранении равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов. Статическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое — с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нарушению.

Ускорениевозникает при изменении скорости или направления движения тела. Прямолинейное ускорение возникает при увеличении или уменьшении скорости движения без изменения его направления (разгон, торможение на прямолинейном участке дороги); радиальное, или центростремительное, ускорение — при изменении направления движения (движение по кривой).

Линейные и радиальные ускорения в зависимости от продолжительности их действия условно делят на ударные (до десятых долей секунды) и длительные.

Направление сил инерции всегда противоположно направлению ускорения. В медицине и биологии часто употребляют термин «перегрузка» (инерционные силы).

Перегрузки не имеют размерности и выражаются относительными единицами, показывающими, во сколько раз увеличилась сила тяжести, действующая на тело при данном ускорении, по сравнению с обычной земной гравитацией. В зависимости от направления действия перегрузок по отношению к вертикальной оси тела различают продольные и поперечные перегрузки. При направлении вектора перегрузки от головы к ногам говорят о положительных перегрузках, а от ног к голове — об отрицательных. Кроме того, различают поперечные (спина — грудь и грудь — спина), а также боковые (бок — бок) перегрузки. Направление вектора перегрузки имеет важное значение для определения характера ответных реакций организма. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенная роль принадлежит величине ускорения, времени его действия, скорости нарастания и направлению вектора перегрузки по отношению к туловищу, а также исходному функциональному состоянию орга­низма, зависящему от многих условий внешней и внутренней среды.

Общее состояние человека при действии ускорений характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полной невозможностью движений, особенно конечностями. При больших ускорениях наблюдается расстройство зрения. При своевременном прекращении действия перегрузок происходит нормализация всех функций.

В реальных условиях движения перегрузки, действующие на водителя, невелики. Даже при движении по кривой малого радиуса и при высокой скорости перегрузки теоретически не могут быть больше 5…10g. Если такие ускорения действуют на организм водителя не более 10 с, они не могут вызвать значительных физиологических расстройств. Однако при этом наблюдается изменение тонуса мышц, вследствие чего человек не всегда может выдержать прямолинейное направление движения и ошибается в ту сторону, на которой тонус мышц уменьшается.

Так, при прохождении со значительными скоростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлекторно смещает автомобиль на наружную сторону дороги, в ряде случаев заезжая на полосу встречного движения.

В результате длительного периодического воздействия ускорений (подъемы и спуски, движения по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния (так называемой морской болезни).

Основные проявления: плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

Вибрация (механические колебания) оказывает существенное влияние на человеческий организм, причем интенсивность и характер ее воздействия зависят от вида колебаний, способа их возбуждения и интенсивности.

Вибрация, как и любая другая форма периодических движений тела около положения равновесия, имеет определенные физические параметры. Основными из этих параметров являются:

амплитуда — наибольшее отклонение вибрирующего или колеблющегося тела от положения равновесия;

частота — число полных колебаний, происходящих в течение 1 с;

период — величина, обратная частоте, т. е. время одного полного колебания.

Под влиянием вибрации в организме наступают различные органические и функциональные изменения, в том числе изменения в системе кровообращения (особенно в кровеносных сосудах), в центральной и вегетативной нервных системах, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Воздействие вибрации может привести к функциональным нарушениям, которые не носят затяжного характера и быстро исчезают после непродолжительного отдыха. Под действием вибраций ухудшает­ся зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, понижается точность действия.

Чаще влиянию вибраций подвергаются водители тяжелых грузовых автомобилей. Наиболее опасными являются резонансные колебания, т. е. колебания, частота которых соответствует собственной частоте колебаний отдельных органов тела. Действием резонансных колебаний можно объяснить нарушение деятельности органов пищеварения и возникновение болевых ощущений в соответствующих областях тела у водителей большегрузных автомобилей. Для уменьшения влияния на организм ускорений и вибраций необходимо тренировать вестибулярный аппарат. Для этого делаются движения, раздражающие его: наклоны, повороты, прыжки, упражнения на батуте, перекладине и т. п. Кроме того, необходимо повторное воздействие на организм угловых и прямолинейных ускорений с помощью вращающихся установок (центрифуги, качели и др.).

9. Утомление и переутомление водителя

Основной причиной снижения работоспособности является утомление.

Утомление — это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжелая напряженная работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной работы. Работоспособность не является постоянной. Она изменяется в течение дня, суток, недели.

Первая стадия характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости обычно продолжается 1-1,5 ч, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2-2,5 ч. В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии Поэтому несмотря на то, что наибольшая интенсивность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП. Третья стадия характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое можно приостановить, устроив перерыв на обед. Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, чем в первой, но характер ее изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, и третий период — снижение работоспособности — наступает раньше.

Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков. У водителя это проявляется, например, в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперед или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование рулевым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомленный водитель менее точно выполняет приемы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, пропускает необходимые корректирующие действия.

Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции (плохое настроение) приводят к быстрому утомлению, вызывают чувства неуверенности, сомнений, страха.

На утомление водителя влияют не только характер информации и его отношение к ней, но и ее количественные характеристики, называемые информационной нагрузкой. Часть информационной загрузки для водителя составляет интенсивность движения. При большой интенсивности движения (более 300 авт/ч на двух- и трехполосных дорогах) утомление наступает относительно быстро. Однако при управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте, из-за монотонной обстановки и вынужденной бездеятельности водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения, хотя признаков утомления при этом еще может и не быть.

В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, поэтому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального напряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности дорожных условий, переход от монотонных условий к напряженным, например при выезде из тихого переулка на оживленный проспект крупного города. Если водитель, зная о предстоящей смене условий движения,, внутренне подготовился к такому усложнению дорожной обстановки, то эмоциональ­ное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.

Уставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном усложнении дорожной обстановки, если он будет более внимателен к ней и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря которому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат дополнительной энергии, что влечет за собой допол­нительное утомление и учащающиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.

Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит после отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быст­рее обычного, это свидетельствует о переутомлении. Причи­ной переутомления может быть недостаточный отдых. Нередко оно развивается у водителей, ежедневно работаю­щих по 12 ч и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днем и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. При неоднократном появ­лении признаков переутомления следует обратиться к врачу.

Основным средством предупреждения переутомления является правильная организация работы с обязательным полноценным и своевременным отдыхом. Зевота, ощуще­ние тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они не опасны и легко устраняются кратковременным отдыхом. Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулем, что нередко приводит к ДТП. Утомленный водитель может некоторое время преодолевать сонливость и надежно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезапно. Поэтому если водитель за рулем почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражне­ния. Продолжать путь можно только после снятия сонли­вости.

Для предупреждения сонливости или заторможенного состояния, вызываемого монотонными условиями движе­ния, можно включить радиоприемник, беседовать с пасса­жиром, жевать кислые конфеты или сушеные фрукты. Согласно действующему законодательству, продолжи­тельность ежедневной работы водителей при 6-дневной неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных дней 6 ч. При этом время на подготовительно-заключитель­ные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность смены опре­деляется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. В тех случаях, когда невозмож­но соблюдать указанный режим работы, допускается введе­ние суммированного учета рабочего времени. Причем продолжительность рабочей смены не должна превышать 10 ч, а с разрешения министерства (ведомства) и ЦК проф­союзов — не более 12 ч.

В течение рабочего дня также нужно чередовать труд и отдых. Если движение продолжается 3-5 ч, необходимо примерно через час делать 5-10-минутный перерыв, во время которого полезны кратковременные (2-3-минутные) физические упражнения для мышц спины, рук и ног. После 2-го и 4-го часа работы целесообразно выпить сладкий чай, кофе.

Особое значение для водителя имеет правильно органи­зованное питание, так как нарушение режима и плохое качество питания приводят к быстрому нарастанию утомле­ния и заболеваниям. Нежелательно изменять привычное время обеда и заменять горячие блюда холодной закуской. Водителям, совершающим дальние рейсы, рекомендуется брать с собой горячую пищу в термосе. Правильный режим работы и отдыха водителя является основой борьбы с утомлением и переутомлением.

Работоспособность снижается при болезненном состоя­нии водителя, после употребления им алкоголя или нарко­тиков и в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

климат кабины. Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излиш­нее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности.

Загрязнения, повреждения и завешивание стекол, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих -поле зрения водителя, недопустимы, так как ухудшают условия обзорности и приводят к более быстрому утомлению.

Микроклимат кабины характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения. Температура воздуха в кабине должна быть в пределах +15…+25 «С, а наиболее благоприятная температура +18…+20 «С. Пониженная температура воздуха уменьшает быстроту и точность движений, а работа при повышенной температуре быстрее утомляет водителя, снижает его внимание и увеличивает время реакции. Эффективной мерой снижения температуры воздуха при сильной жаре является вентиляция кабины. Большая влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева тела человека, а при низкой температуре способствует его переохлаждению и простуде. Для большинства людей нормальной является влажность воздуха 30-70 %.

10. Стрессовое состояние. Способы его предупреждения и преодоления. Приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Понятие об аутогенной тренировке. Предрейсовая тренировка

Под влиянием сильных эмоций у человека иногда возникает состояние, которое называют стрессом. Сресс (напряжение) может возникнуть и у водителя в сложной дорожной обстановке. Различают эвстресс и дистресс. Эвстресс — «хороший» стресс, характеризующийся мобилизацией функций организма. Дистресс — «плохой стресс», когда сильные эмоции приводят к истощению организма, угнетению его психофизиологических возможностей, что выражается в снижении работоспособности и дезорганизации поведения человека.

Для уменьшения влияния отрицательных эмоций реко­мендуется аутогенная тренировка, которая заключается в самостоятельном настрое перед рейсом. Например, водитель мысленно говорит: «Сегодня я должен быть спокойным, внимательным, дисциплинированным, тогда я не совершу дорожно-транспортного происшествия…» Повторение с полной серьезностью этих слов помогает снять эмоцио­нальное возбуждение, избавиться от неуверенности, вну­шить себе спокойствие перед выездом в рейс. Подробнее об аутогенной тренировке можно узнать из специальной литературы.