Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколь­ко групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учеб­ного материала и ориентации в пространстве,

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользу­ются в основном тактильно-слуховым способом воспри­ятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляет­ся с помощью осязания и слуха.

Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях,. зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не яв­ляется достаточно устойчивым и надежным. Оно мо­жет обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие под­лежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

Во время занятий слепые и частично видящие пользу­ются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Врайля), специальными техническими сред­ствами, необходимым дидактическим материалом. Час­тично видящие пользуются и оптикой. Все это позволя­ет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное исполь­зование и охрану остаточного зрения;

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до (У, 09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нару­шения зрительных функций. Наряду со снижением ост­роты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.

Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентиро­ванной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

13 стр., 6046 слов

Развитие творческого воображения детей подготовительной группы на занятиях по изодеятельности средствами нетрадиционных техник рисования

... рисования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей. 2. Продумывать каждое занятие, подбирать тот материал, в котором изображение предмета может быть решено ... деятельность - наиболее зрелищный, интересный, доступный вид деятельности для дошкольников. Ребёнок видит результат своей работы, а нетрадиционные техники изобразительной деятельности позволяют создать ...

Как правило, они подлежат обучению в специаль­ных школах для слабовидящих. При обучении этих де­тей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строч­ные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В свя­зи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании де­ятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно восприни­мают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные мето­ды и технические средства обучения, соблюдать опреде­ленные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Одна­ко некоторые из них при обеспечении необходимых усло­вий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4−0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться неко­торый щадящий режим.

10 стр., 4821 слов

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ

... двигательных функций глаза, расстройством бинокулярного зрения. Все это обусловливает значительное своеобразие зрительного восприятия слабовидящих детей. Вместе с тем для слабовидящих детей зрение остается одним из главных способов ... по главе I 37 Глава II. Методика формирования мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ 38 2.1. Содержание программы по ...

Таким образом, мы видим, что в зависимости от раз­ной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение диф­ференцированных форм их обучения в специальной шко­ле для слабовидящих и в массовой школе.

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельно­сти человека, обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Поскольку зрение имеет столь сложные и многообраз­ные связи с другими функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, его нару­шение ведет к появлению вторичных отклонений в пси­хическом и физическом развитии. Прежде всего страда­ют функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ори­ентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. При нарушении зрения отме­чаются недостатки в формировании двигательных функ­ций: скорости, точности, координации движений и др.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредствен­но воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании воз­никает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в про­цессе восприятия участвуют ощущения различных мо­дальностей.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе — восприятии.

Восприятие слепых и слабовидящих

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различ­ных видов деятельности тот или иной анализатор стано­вится ведущим. В зависимости от условий жизни и ха­рактера деятельности один из анализаторов соответствен­но становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме, у большинства людей формирует­ся зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько прочно, что даже такие серьезные на­рушения его функций, какие наблюдаются у слабовидя­щих и частично зрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия: у таких людей наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

21 стр., 10311 слов

Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников

... восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста посредством дидактической игры   1.1 Современные научные представления о зрительном восприятии Процесс восприятия ... Восприятие рассматривается как активная прогнозирующая деятельность мозга, связанная с предметной деятельностью. Форменное (предметное) зрение ... Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология ...

Только при наиболее значительных снижениях ост­роты зрения (от 0,03−0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее поло­жение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприя­тия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности про­должает в той или иной мере принимать участие в про­цессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Полное выпадение зрительных ощущений из процес­са восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. Так как более или менее полное отражение про­странственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой че­рез кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия.

Кроме того, формированию осязательного типа вос­приятия в высшей степени способствует характер, учеб­ной и трудовой деятельности слепых, т.к. овладение на­выками чтения и письма, а также всеми трудовыми дви­гательными навыками происходит на основе осязатель­ного восприятия предметов и орудий труда.

8 стр., 3944 слов

Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения

... восприятия частичнозрячих и слабовидящих. Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия ... зрения имела мысль об охране нарушенного зрения; - методические материалы и техника, создаваемые для обуче­ния и реабилитации нарушенного зрения, были основаны на опыте обучения слепых ... в долговременной памяти более полугода, ...

Независимо от того, какой тип восприятия склады­вается у слепого или слабовидящего, оно обладает все­ми свойствами, известными в общей психологии: изби­рательностью, осмысленностью, обобщенностью, аппер­цепцией и константностью, При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений неко­торых свойств восприятия. Так, избирательность вос­приятия ограничивается узким кругом интересов, сни­жением активности отражательной деятельности, мень­шим по сравнению с нормой эмоциональным воздей­ствием объектов внешнего мира; осмысление и обобще­ние образов осложняется недостаточностью чувствен­ного опыта и снижением полноты и точности отобра­жаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают не­адекватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические осо­бенности, зрительное восприятие частично зрячих и ела" слабовидящих в своих основных закономерностях протека­ет принципиально так же, как и в норме.

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничи­вая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлени­ях, т. к. того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Представления слепых и слабовидящих

Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих качественно. Характерными осо­бенностями этих представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм.

Фрагментарность представлений частично зрячих и слабовидящих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ неполон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений с дефектами зрения отчетливо проявля­ется при воспроизведении образов путем лепки, рисова­ния или моделирования, а также при узнавании объек­та. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для не­зрячего ребенка наиболее важной деталью может являть­ся пушистый хвост, а в образе зайца — короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность является причиной несоответствия образа оригиналу. Неадекватность образов отчетливо проявляется при по­вторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй — короткие.

4 стр., 1552 слов

Процессы и виды памяти. Память как деятельность

... суммой знаний, приобретаемой в процессе обучения. 3. По характеру целей деятельности память может быть: o непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что ... представления такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятии, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событии в ...

Схематизм особенно отчетливо проявляется при реп­родуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и т. п. в не только на основе имею­щихся представлений, но и вовремя восприятия, В пер­вом случае они отмечают лишь наличие головы, тулови­ща, крыльев и двух ног? а во втором — колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки — форма, величина и др. — остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.

С невозможностью осязательно или зрительно вос­принимать те или иные объекты в целом- или их отдель­ные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сто­рону преодоления последнего или полное отсутствие чув­ственных элементов в словесном описании объектов. Например, описывая, мухомор, незрячий (слепорожден­ный) ученик говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами «При воспроизведении образа путем лепки оказывается, что конкретного единично­го представления о мухоморе у ученика нет — он лепит гриб, лишенный каких бы то ни было характерных при­знаков мухомора.

16 стр., 7964 слов

Опосредованная память и ее развитие

... задачах : - исследовать память в системе познавательной деятельности; - рассмотреть виды, типы и процессы памяти; - уделить внимание развитию памяти в онтогенезе; - ... рассматривать каждый раз как бы с другой точки зрения, увязывая уже известные факты с новыми, ... замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д. [26] Словесно-логическая память характеризуется тем, что ...

Практика обучения в специальных школах показы­вает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают запас пред­ставлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающем мире.

Память слепых и слабовидящих

Важнейшим процессом памяти является запомина­ние, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. Среди осо­бенностей процесса запоминания того или иного мате­риала слепыми и слабовидящими школьниками, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие ис­пытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классифика­ция и т. д. Но несмотря на недостаточный уровень раз­вития логической памяти, у детей с нарушенными зри­тельными функциями запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, нежели материа­ла, не связанного смысловыми отношениями.

Кроме того, у слепых и слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала. Слепые и слабовидящие наи­более продуктивно запоминают начало материала.

Несмотря на наличие некоторых специфических осо­бенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидя­щих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.

Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих иссле­дователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих яв­ляется достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

Сохранение и забывание — процессы памяти, отра­жающие прочность и динамичность временных нервных связей, — зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. У слепых и слабовидящих наряду с длительным сохранением мож­но наблюдать быстрое забывание. Своеобразие протека­ния этих процессов памяти в первую очередь обусловле­но тем, что такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняет­ся и недостаточной значимостью объектов и обозначаю­щих их понятий, о которых слепые могут получить толь­ко вербальное знание.

Однако недостатки процесса сохранения, возникаю­щие как следствие нарушений в сфере чувственного от­ражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зритель­ного анализатора наглядно-действенном обучении сле­пых и слабовидящих.

Узнавание как деятельность, в процессе которой со­поставляется образ памяти с объектом восприятия, за­висит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие — существенные или несущественные — свойства и при­знаки были выделены и теперь сравниваются.

Формирующиеся у слепых и слабовидящих слабо диф­ференцированные, фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объек­тов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществ­ляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от ос­троты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с час­тично зрячими она возрастает примерно в 1,5 раза.

. Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у сле­пых и слабовидящих так же, как ив норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность пос­леднего при нарушениях функций зрительного анализа­тора замедляет развитие этого процесса.

В процессе специально организованного обучения не­зрячие, частично зрячие и слабовидящие овладевают со­ответственно навыками осязательного, осязательно-зри­тельного и зрительного узнавания. Процесс узнавания претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. Восприятие, в отли­чие от узнавания, предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследова­ний памяти слепых и слабовидящих отмечается недоста­точно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.

Приобщение лиц с глубокими поражениями зритель­ного анализатора к различным видам деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения явится стимулом и объектив­ным условием для гармоничного развития всех видов (словесно-логической, образной, эмоциональной и дви­гательной) памяти.

Мышление

В познавательной деятельности, в компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций огром­ную роль играет мышление, т. е. высшая форма обоб­щенного отражения действительности. Мышление чело­века теснейшим образом связано со словом. В мысли­тельной деятельности ребенка, связанной с чувственным познанием и практикой, значительную роль играют зна­ния. Чем выше уровень знаний, тем полнее и разносто­роннее мыслительные операции.

Физиологические механизмы мышления у слабовидя­щих и нормально видящих одни и те же. Мыслительные операции, логика, стадии мышления у слабовидящих подчиняются законам, которые являются общими для всех детей. Рядом авторов показано, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, В. Фромм, Я. Ясенский и др.).

Мышление может быть высоко развито даже у абсолютно слепых. Человеческое мышление носит речевой характер. Обоб­щающая роль слова в познании действительности имеет важное компенсаторное значение и помогает слабовидя­щим даже при глубоком нарушении зрения выйти за пре­делы обедненного чувственного опыта. В ходе обучения и целенаправленной практической деятельности у слабови­дящих, как и у нормально видящих, изменяется соотно­шение между чувственным и словесно-логическим позна­нием. С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственного чувственного опыта. Учащи­еся с очень низким зрением и даже полностью слепые могут получать глубокие знания, используя резервные компенсаторные возможности мыслительной деятельнос­ти. Опираясь на знания, слабовидящие школьники могут делать обобщающие выводы относительно многих пред­метов, процессов, явлений, которые ими никогда непос­редственно не воспринимались.

Внимание

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточе­ние сознания на отражаемом объекте. Избирательная на­правленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превра­щая в направленную деятельность. Внимание обеспечивает также сосредоточение сознания на объекте деятельнос­ти при одновременном его отвлечении от всего посторон­него, мешающего деятельности в заданном направлении. Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зритель­ное отражение мира, в результате чего из сферы ощуще­ний и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что ком­пенсация этих пробелов' в чувственном опыте возможна. только при активизации деятельности сохранных орга­нов чувств. В этой активизации существенная роль при­надлежит вниманию. Внимание' характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость), проявление и развитие которых у слепых имеют не­которые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнооб­разию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания: скорость переключения внимания связана со скоростью и точнос­тью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.

Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хоро­шая распределяемость внимания, тогда как его концен­трация, широко представленная в аналогичных процес­сах у зрячих, для слепых попросту вредна. Действительно; выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех осталь­ных раздражителей, сосредоточение же сознания толь­ко на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точ­ность ориентировки.

Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятель­ности, требуют от них гораздо более внимательного от­ношения к ряду операций, В результате подсознательно формируется установка на более тщательный контроль за своими действиями. Например, если нормально видя­щий ориентируется на местности преимущественно ав­томатически, то слепой почти все время должен внима­тельно наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять) за происходящими вокруг него изменениями обстановки. Если у нормально видящего сравнительно легко форми­руются целостные образы объектов, то слепой, лишен­ный возможности одномоментно охватить их взглядом, должен гораздо более внимательно обследовать их, что­бы образы были адекватны оригиналам,

В заключение следует заметить, что слепота вносит некоторые специфические особенности в развитие и про­явление внимания. Однако в целом развитие внимания слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уров­ня развития.

Особенности развития речи при слепоте

Поскольку деятельность речевого общения при де­фектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также ее структурой при слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нор­мально видящих, однако нарушение или отсутствие зре­ния накладывает на этот процесс определенный отпеча­ток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразитель­ных движений, своеобразии соотношения слова и обра­за? содержании лексики, некотором отставании форми­рования речевых навыков и языкового чутья.

Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т. е. формирование фонетического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом вос­приятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существен­но страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со сле­пым ребенком окружающих его людей. Основным де­фектом речи при слепоте является косноязычие, широ­ко распространенное у слепых детей дошкольного и млад­шего школьного возраста. Среди разновидностей косно­язычия наблюдаются: сигматизм — неправильное произ­ношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм — неправильное произношение звука л; ротацизм — недостатки произ­ношения звука р; имеют место также нарушения произ­ношения звуков д, т и др.

Развитие звукопроизношения зависит от времени по­тери зрения: по данным М, Е. Хватцева, среди слепорож­денных и ослепших до появления речи недостатки произ­ношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте — до 5−7 лет, т. е, до окончательного завершения процесса формирования звукопроизношения, — только в 6% случаев.

Речевые расстройства у слепых детей отражаются на их письме. По данным М. Е. Хватцева, 25% ошибок связаны с неправильным произношением соответствую­щих звуков, а в 46% случаев неправильно произноси­мые звуки обусловливают неверное написание.

Кроме того, и это наиболее существенно, дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, причем в гораздо большей степени, чем нормально видящих. Не­достатки произношения отрицательно влияют на рече­вую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения ряда детей с дефектами зрения, что зат­рудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм).

На основе развивающегося у ребенка к концу 1-го года жизни фонематического слуха и формирования го­лосового аппарата начинается овладение смысловой ре­чью. Выделение и развитие обозначающей функции речи относится примерно к полутора годам и характеризует­ся быстрым ростом словарного запаса, одновременно с которым происходит и овладение грамматическим стро­ем родного языка.

Выпадение или серьезные нарушения функций зре­ния ограничивают количество воспринимаемых объек­тов, затрудняют выделение многих существенных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональ­ное воздействие свойств и качеств предметов (например, цвет).

Это ведет к замедлению процесса познания дей­ствительности и, следовательно, сказывается на темпах речевого развития.

Развитие словарного запаса может рассматриваться в двух аспектах: количественно — как увеличение чис­ла используемых и понимаемых слов и качественно — как смысловое развитие словаря, как соотношение слов и обозначаемых ими предметов, как процесс все больше­го и большего обобщения значения слов.

Неограниченные у слепых детей возможности ре­чевого общения (непосредственное общение со взрос­лыми, прослушивание радиопередач и т. д.) способ­ствуют накоплению словарного запаса, который уже в среднем школьном возрасте может не только достичь уровня нормы, но и, по данным некоторых исследова­телей, превзойти его. Богатый словарный запас явля­ется одним из непременных условий компенсации ог­раниченного чувственного опыта, однако для этого он должен хотя бы минимально опираться на конкрет­ные представления.

Степень соотнесенности слова и образа характеризу­ет качественную сторону словарного запаса. Процесс ус­воения значения слов начинается с соотнесения звуча­ния слова с чувственно воспринятыми свойствами объек­та, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным овладение обобщен­ным значением слов независимо от конкретных ситуа­ций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность к овла­дению обобщенным значением слов и выше его уровень.

Невозможность чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойства лишает слепых возможности произвести сопоставление усвоен­ных слов с обозначаемыми объектами и, следовательно, обедняет значение слов.

Несмотря на то, что слепые обычно правильно упот­ребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а зна­чение слов либо неправомерно сужается — слово остает­ся как бы привязанным к единичному признаку, объек­ту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлекает­ся от своего конкретного содержания, тем самым утра­чивая свое значение.

Однако отсутствие соответствия между словом и об­разом, вербализм знаний могут быть в значительной сте­пени преодолены путем специальной работы по конкре­тизации речи.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового вос­приятия и последующего подражания. При нормальном общении с окружающими слепые дети имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем родного языка. Но достаточно часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко ограничивающих возмож­ность общения, что отрицательно сказывается на форми­ровании у них речевых навыков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение граммати­ческого строя речи родного языка способствуют разви­тию связной речи. Понимание и овладение связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей, осу­ществляется у слепых детей по тем же закономернос­тям, что и у нормально видящих. Ранняя коррекционная работа позволяет преодолеть задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы.

В специфику развития речи слепых детей включают­ся также особенности усвоения и использования ими неязыковых средств общения — мимики, пантомими­ки, интонации, являющихся неотъемлемым компонен­том устной речи. Сокращение или отсутствие возможно­сти зрительно воспринимать и непосредственно подра­жать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается как на понимании ситуатив­ной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи, так и на внешнем оформлении речи.

Слепой ребенок не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же выска­зываниям самые различные оттенки и значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами он существенно обедняет свою речь, она становится маловыразительной.

Наиболее тесно со временем и степенью потери зре­ния связаны из неязыковых средств общения мимика и пантомимика. При врожденной и рано возникшей сле­поте страдают как инстинктивные, так и прижизненно формирующиеся социальные выразительные движения"

Последние у данной категории слепых вообще отсут­ствуют, а инстинктивные мимические движения (напри­мер, сопровождающие смех и плач) оказываются слабо выраженными.

Несмотря на многочисленные отклонения в разви­тии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь слепых при правильном формирующем воз­действии со стороны родителей и воспитателей достига­ет нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности сле­пых во всех видах деятельности.

Развитие в условиях сенсорной недостаточности под­чинено тем же закономерностям, что и развитие в норме. С помощью компенсаторных приспособлений осуще­ствляется восстановление нарушенного равновесия между человеком, природой и социальной средой, приходят в норму смещенные или нарушенные связи и отношения. Развитие или восстановление активнос­ти, проявляющейся в деятельности, одна из важнейших задач реабилитационной работы.

Включение в деятельность людей при слепоте или слабовидении приводит к формированию нового способа поведения" Например, компенсаторные приспособления, обеспечивающие ориентацию в пространстве, возника­ют в тех случаях, когда слепой активно и самостоятель­но овладевает пространством. Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно пользующихся услу­гами сопровождающих, ориентировочные навыки не формируются.

Включение в деятельность слепорожденных или рано потерявших зрение также благотворно влияет на ком­пенсаторное приспособление. Участие в игровой, а затем учебной и трудовой деятельности повышает их активность развивает мотивационную сферу, сенсибилизиру­ет чувствительность сохранных и нарушенных, анализа­торных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос