Общая характеристика психологии как науки

Психология в переводе с греческого языка – наука о душе. Термин вошел в употребление в 18 веке. Психология изучает психику.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Субъективное отражение объективной реальности.

· Психикой обладает живая материя, имеющая НС

· Отражение связано с возникновением образа

· Благодаря психике мы регулируем свое поведение

Сознание – высшая форма отражения. Есть только у человека. Бессознательность – нет источника образа, не осознаем его.

Поведение – внешнее проявление психической деятельности: мимика, речь, движение, эмоции, физиологические процессы.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция – выработка знаний о мире.

Принципы научного познания:

· Принцип детерминизма (причинности) – внешние причины действуют через систему внутренних условий.

· Принцип развития – все развивается

· Принцип системности

Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования— это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.

К психическим явлениям относят:

· Психические процессы (познавательные, эмоциональные, воля)

· Психические состояния

· Психические свойства (темперамент, способности)

 

 

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным… · Психикой обладает живая материя, имеющая НС

Психология в системе наук.

Какое место психология занимает в системе наук. ( Кедров и Пиаже)

Кедров представил «треугольник наук» Вершину его составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый угол – философские науки. Между естественными и философскими – математика, между естественными и общественными – технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющиеся со всеми тремя группами наук.

Пиаже в отличие от Кедрова считал что связи психологии с науками должны быть двусторонними. ( Кедров рассматривал лишь влияние наук на психологию, а не взаимодействие)

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

... даже вредна. Те же, кто находится на стороне научного познания, понимают психологию иначе — как науку о психическом отражении мира, о психических функциях и процессах, об особом ... основных русла понимания. Те, кто испытывает настороженность и недоверие к науке как типу познавательной деятельности, понимают психологию прежде всего в первоначальном значении как слово о душе ...

 

Кедров представил «треугольник наук» Вершину его составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый угол –… Пиаже в отличие от Кедрова считал что связи психологии с науками должны быть…  

Методы психологии. Классификация Ананьева.

Метод – путь познания – «как».

Методология – путь исследования, совокупность методов.

Методы:

· Организационные

1. Сравнительный

2. Лонгитюдный

3. Комплексный (различные науки)

· Эмпирические

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Психодиагностика (тесты)

4. Анализ продуктов деятельности

5. Моделирование

 

Ассоциативная психология.

Ассоциация(лат. – соединение) – связь между психологическим явлением, при которой восприятие одного из них ведёт к появлению другого.

Аристотель: « Связь без внешней причины – ассоциация»

Виды: по сходству(голубое – синее)

по смежности в пространстве и во времени (испуг в тёмной комнате – боязнь темноты)

по контрасту(чёрное – белое)

Положения ассоциативной психики:

— Душа принимается как сознание

— сознание состоит из простых элементов, которые объединяются в сложные образы

— Исследовать сознание возможно только при помощи интроспекции

— Предмет изучения только индивидуальное сознание

Дж. Локк вводит термин «ассоциация». Простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные.

Основные положения ассоциативной психологии:

· Душа понимается как сознание.

· Сознание состоит из простых элементов, которые, соединяясь, образуют сложные.

· Исследовать сознание возможно только с помощью интроспекции.

· Предмет исследования – только индивидуальное сознание.

Идеи ассоцианизма используются для объяснения законов памяти, в исследованиях мотивации, в практике судебной экспертизы, в диагностических исследованиях патологических изменений психики.

18 век. Д. Гартли – базировался на учении о вибрации. Внешняя вызывает внутреннюю.

2 круга: Большой – от органов чувств через мозг к мышцам – поведение.

Малый – в белом веществе мозга – психические проявления.

Материалистическая теория бессознательного.

Психика состоит из: ощущений, представлений, чувств, отражающих силы вибрации.

В основе психической жизни лежат ассоциации. Психика – деятельность мозга.

 

Аристотель: « Связь без внешней причины – ассоциация» Виды: по сходству(голубое – синее) по смежности в пространстве и во времени (испуг в тёмной комнате – боязнь темноты)

Психология как наука о душе.

Древняя Греция. Предмет психологии – душа. Первые представления о душе в мифах. Донаучная психология – до 17 века. Метод умозрительных рассуждений.

1. Душа – космическая категория.

2. Душа – бессмертная сущность, одухотворенное тело.

3. Душа – внутренний мир человека.

4. Душа – воплощение природной стихии.

Пифагор ввел понятие о числовой гармонии. Его последователи говорили о взаимодействии души и тела (дуализм!)

10 стр., 4644 слов

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

... только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления - все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены равны. Из ... разум и отыскивал истину в науках. В трактате о страстях души, он рассматривает понятия души и тела, их взаимосвязи и взаимодействии. Еще в Ля Флеши Декарт пришел ...

Анаксагор – Нус – всеобщий разум.

Натурфилософия – душа из природных явлений.

Гераклит – огненная стихия – психея. Душа отдельного человека – копия мировой души. В основе мироздания огненный логос – творческое начало.

Элийская школа – отрицание развития и движения. Впервые использовались доказательства.

Зенон – система доказательств (апории).

Демокрит – душа состоит из атомов. Принцип дискретности (целое состоит из частей).

Душа – орган мышления. Принцип детерминизма (причинности).

Гиппократ – первая теория темперамента.

Софисты – речевое поведение. Предмет – публичные выступления. Человек – есть мера всех вещей.

Сократ — идеалистический подход. Идея диалогического мышления – беседа. Майевтика – метод сократической беседы.

Платон – теория припоминания.

· Существует 2 мира: идей и вещей. Идеи – общие понятия. Мир, невидимый для человека. Идеи открываются только Богу. Посредник м/д миром идей и вещей – мировая душа.

· Душа обслуживает тело. Тело ограничивает познавательные способности, органы – ложная информация, припоминания – истинная.

· 3 части души – разумная, вожделеющая и аффективная. Внутренний конфликт разумной и вожделеющей.

Аристотель. Душа – сущность живого тела, особая функция тела. Уровни души:

· Разумная (бессмертная) – мышление.

· Неразумная

1. Растительная – питание и ощущения.

2. Животная – стремление, память, движение.

Схема: органы чувств à ощущения à представление à ассоциации (образы).

 

Эпикурейцы – идеи совершенствования души. Удовольствие – цель жизни, — отсутствие страдания.

Эпикур— самый большой страх – смерти. Материалист. Ощущения – особые нити от вещей. В момент смерти атомы души рассеиваются и выходят из тела.

 

1. Душа – космическая категория. 2. Душа – бессмертная сущность, одухотворенное тело. 3. Душа – внутренний мир человека.

Психология как наука о сознании.

Механицизм – утверждение, что все естественные процессы являются механическими по своей природе и могут быть объяснены на основе законов физики и химии. Часовой механизм – мать всех машин. Вселенная – образец часового механизма.

· Детерминизм

· Редукционизм – учение, объясняющее сложные явления на основе явления более низкого уровня.

· Эмпиризм – ориентация на познание путем наблюдения и эксперимента.

Ф. Бэкон- экспериментальное знание. Есть религия и есть наука. Ощущения несовершенны. Вводит метод индукции.

Дж. Локк- прижизненное формирование психики. Душа ребенка – чистая доска и лишь жизнь оставляет на ней свои письмена. Два вида опыта:

· Ощущения – внешний мир

· Рефлексия – внутренний мир

Ощущения – появление копии вещи. Единственное точное знание – рефлексия.

 

Р.Декарт- дуалист. Основное свойство души – мышление, а свойство тела – протяженность. Взаимодействие души и тела. Душа – не материальна. Она – главный инструмент познания (душа=сознание).

Б/с не существует. Основной метод – интроспекция. Принцип сомнения. Сомнение является мышлением. Душа интеллектуализирована. Роль тела – движение, активность. Открывает принцип работы рефлекса. Тело движется под воздействием рефлекса, энергия души не нужна. Действие рефлекса может быть нарушено под действием ассоциаций или страстей (эмоций).

6 стр., 2530 слов

Яновский_место метода самонаблюдения

... — неиллюзорен; поэтому он способен послужить базой для развития соответствующего варианта экспериментального метода. С этого, собственно, и началось развитие психологии как науки, добывающей факты в ... должен был преодолеть В.Вундт, чтобы получить право применять эксперимент в исследовании души. Сама проблема недостоверности субъективного внутреннего опыта во многом оказалась порождена классическим ...

Эпифиз – место соприкосновения души и тела.

 

Б. Спиноза— монист. Одна субстанция – природа. 2 основных свойства природы: душа и тело. Монистический параллелизм – душа и тело независимы друг от друга. Идея всеобщего одухотворения. Человек состоит из модуса души и модуса тела. Душа неотделима от тела. Часть души бессмертна. Душа состоит из идей. Закон ассоциации – порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. С этим связана память. Ведущим является интуитивное знание. Интуиция – самопознание. Идея о свободе воли. Свобода связана с принуждением, а не с необходимостью.

 

Лейбниц- монадология. Вселенная состоит из монад (единица, простая сущность).

Перцепция (восприятие) и апперцепция – две части души. Отличаются по степени осознанности содержания. Наиболее осознанное – в апперцепции.

 

· Детерминизм · Редукционизм – учение, объясняющее сложные явления на основе явления более… · Эмпиризм – ориентация на познание путем наблюдения и эксперимента.

Возникновение экспериментальной психологии сознания.

Было несколько направлений, но один предмет – сознание. Метод исследования – интроспекция.

Структурализм.

В. Вундт. Основная идея – непосредственный опыт сознания надо разложить на элементы, выделить связи и законы связей. Элементы – ощущения, представления, чувствования. Перцепция/апперцепция. Анализ индивидуального сознания.

Законы: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста, закон гетерогенности целей (непредсказуемость).

Вебер, Фехнер, Гернгольц. Эббингауз исследовал память.

Время и скорость – количественные методы обработки данных. Только простые познавательные процессы изучаются экспериментом.

Титченер – Метод аналитической интроспекции. Ошибка стимула – смешение восприятия и влияния самого объекта. Очерки психологии – 44 тысячи простейших ощущений.

Ф. Брентано – Теория актов сознания. Элемент сознания – психический акт.

 

Функционализм. У. Джеймс. Психика – целостная моторно-биологическая концепция психики. Представление о динамичности психических процессов. Приспособительная функция. Личностное измерение сознания (Я = личность).

И.М. Сеченов – теория рефлекса. Все акты сознательной и б/с жизни рефлекторны. Рефлекс – гибкое согласованное движение с чувствованием.

Интериоризация (присвоение).

Умственные операции, возникающие во внешней деятельности, благодаря механизмам торможения переходят во внутрипсихические.

Ребенок, вырастая, интериоризирует образы тех людей, которые регулировали его поведение.

 

Причины кризиса: возникновение прикладной психологии во всем ее объеме. Практика не соответствует теории, независимы друг от друга. Перестройка всей методологии. Метод интроспекции – нельзя применять ее везде (в медицине, например).

Итоги: появление новых психологических школ, каждая из которых выбирала свой предмет изучения. Крах основных направлений психологии.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

... безопасности челвека в проце труда.   Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками. Принцип – это осн ... залож основы экспер-х методов оценки проф важных кач-в рабочиз 0 тестологии. Эти идеи распростр и на нач школу как 1ю ступень подготовки кадров (педология). ПС ...

 

Структурализм. В. Вундт. Основная идея – непосредственный опыт сознания надо разложить на… Законы: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста, закон гетерогенности целей…

Кризис в развитии психологической науки

Было несколько направлений, но один предмет – сознание. Метод исследования – интроспекция.

Структурализм.

В. Вундт. Основная идея – непосредственный опыт сознания надо разложить на элементы, выделить связи и законы связей. Элементы – ощущения, представления, чувствования. Перцепция/апперцепция. Анализ индивидуального сознания.

Законы: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста, закон гетерогенности целей (непредсказуемость).

Вебер, Фехнер, Гернгольц. Эббингауз исследовал память.

Время и скорость – количественные методы обработки данных. Только простые познавательные процессы изучаются экспериментом.

Титченер – Метод аналитической интроспекции. Ошибка стимула – смешение восприятия и влияния самого объекта. Очерки психологии – 44 тысячи простейших ощущений.

Ф. Брентано – Теория актов сознания. Элемент сознания – психический акт.

 

Функционализм. У. Джеймс. Психика – целостная моторно-биологическая концепция психики. Представление о динамичности психических процессов. Приспособительная функция. Личностное измерение сознания (Я = личность).

И.М. Сеченов – теория рефлекса. Все акты сознательной и б/с жизни рефлекторны. Рефлекс – гибкое согласованное движение с чувствованием.

Интериоризация (присвоение).

Умственные операции, возникающие во внешней деятельности, благодаря механизмам торможения переходят во внутрипсихические.

Ребенок, вырастая, интериоризирует образы тех людей, которые регулировали его поведение.

 

Причины кризиса: возникновение прикладной психологии во всем ее объеме. Практика не соответствует теории, независимы друг от друга. Перестройка всей методологии. Метод интроспекции – нельзя применять ее везде (в медицине, например).

Итоги: появление новых психологических школ, каждая из которых выбирала свой предмет изучения. Крах основных направлений психологии.

Структурализм. В. Вундт. Основная идея – непосредственный опыт сознания надо разложить на… Законы: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста, закон гетерогенности целей…

Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.

Бихевиоризм – направление в психологии, которое отвергло сознание и бессознательное. Предмет – поведение. Объективный подход и методы нужны. Исследования психики животных. Торндайк и Павлов.

Торндайк – эксперименты показали, что интеллект можно изучать без обращения к элементам сознания. Идея проб и ошибок – регулирующее начало поведения. У истока любого действия лежит проблемная ситуация (условия, к которым организм не приспособлен).

Выходит за пределы сознания.

4 основных закона научения:

· Упражнения (чем чаще, тем быстрее закрепляется)

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

· Эффекта (роль наград и наказаний)

· Готовности (состояние самого субъекта, его готовность)

· Ассоциативного сдвига (при реакции на один из нескольких раздражителей, потом появляется реакция на другой)

Павлов – условный рефлекс.

1913г. Дж. Уотсон – программа бихевиоризма.

Поведение – наблюдаемая активность. Активность описывается через реакцию.

Реакция – изменения, зафиксированные объективными методами (движения, секеторные).

S à R Стимул порождает реакцию. Задача: научиться управлять поведением.

Подобные стимулы – подобное поведение.

 

30-ые годы – необихевиоризм.

Э. Толмен – Связь между реакцией и стимулом может опосредоваться. Вводится промежуточная переменная.

S à O à R

Промежуточной переменной может являться:

· Состояние организма

· Первичные / вторичные потребности

· Когнитивная карта

Когнитивная карта – целостная структура представления мира. Формирование ее происходит под влиянием опыта, методом проб и ошибок.

Поведение связано с прошлым опытом.

 

Скиннер – возможно влиять на поведение вознаграждением или наказанием.

Различает оперантное научение и учение Павлова.

Оперантное: подкрепление своего поведения à активность.

 

60-ые годы – социобихевиоризм.

А.Бандура- социализация детей. Основная идея: человек может овладеть своим поведением через наблюдение за другими и последствиями.

Механизм подражания. Детская агрессивность. Наказывая, взрослый показывает агрессивную форму поведения.

Этапы развития подражания:

· Взрослым

· Сверстникам

Коррекция поведения – фильмы, игры, занятия.

Торндайк – эксперименты показали, что интеллект можно изучать без обращения к элементам сознания. Идея проб и ошибок – регулирующее начало… 4 основных закона научения: · Упражнения (чем чаще, тем быстрее закрепляется)

Феномен бессознательного и психоанализ.

Классический психоанализ. З.Фрейд.

Психика состоит из 3 слоев:

· Сознательное

· Предсознательное

· Бессознательное

Бессознательное недоступно для сознания. Всем движут инстинкты. Цель инстинкта – подавить потребность.

Инстинкты жизни Эрос – голод, жажда, секс. Проявление связано с либидо. Инстинкты смерти Танатос (вовнутрь, вовне).

3 гипотетических структуры личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

· Ид – в б/с – энергетическая основа личности, врожденные инстинкты, нужды – принцип удовольствия.

· Эго – врожденное, между сознательным и предсознательным. Посредник между внешним и внутренним миром.

· Супер-Эго – неврожденное. Формируется в детстве, правила и нормы поведения. Механизм формирования: идентификация с близким взрослым своего пола. Эдипов комплекс, комплекс Электры.

Постоянный внутренний конфликт. Нет четкой границы между патологией и нормой.

Механизмы психологической защиты:

· б/с· внутриличностный конфликт

· защитные механизмы

Все причины расстройств в детстве.

Психосексуальные стадии развития личности.

· Оральная (0-2 года)

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... деятельность; как высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида. Сознание характеризуется: ... Эти контакты, в свою очередь, по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Категория сознания. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, ...

· Анальная (2-3 года)

· Фаллическая (4 год)

· Латентный период (5-12 лет)

· Генитальная стадия (с 12 лет)

 

К.-Г. Юнг – основатель аналитической психологии. Пересмотрел вопрос о природе либидо, отверг Эдипов комплекс, предположил, что человек может меняться на протяжении всей жизни, добавил понятие в понимание б/с – коллективное б/с – врожденный опыт человечества как вида. Коллективное б/с состоит из архетипов.

Архетип – универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.

Архетипы: эго, персона, анима, анимус, тень, самость.

 

А.Адлер – индивидуальная психология. Целостность личности.

Комплекс неполноценности. Стремление к превосходству à развитие общества в целом.

 

Неофрейдизм. Пересмотр положений классического психоанализа.

К. Хорни – основоположница женской психологии. Базальная тревожность – глобальное чувство одиночества, беспомощности.

Влияние родителей.

Тревога – поведенческая реакция, долго продолжается.

Тревожность – закрепленное качество личности.

2 вида тревоги:

· Физиологическая тревога

· Психологическая тревога – формирование адекватного образа Я.

Состоит из 2 составляющих: знание о себе, отношение к себе.

Несколько образов Я: реальное, идеальное, глазами других людей.

3 основных вида защиты:

· Стремление к людям

· Стремление против людей

· Стремление от людей

 

Э.Эриксон – эго-психология. Развитие идет постоянно. Развитие собственной личности. Психосоциальное развитие. 8 стадий. Каждая характеризуется кризисом.

2 пути выхода: адаптивный, неадаптивный.

Э.Фромм. Среда – социальный строй.

 

Фрейдомарксизм. Движущие силы развития – бессознательные и врожденные – потребность в укоренении и индивидуализации. Человек пытается их соединить. 4 механизма защиты от их конфликта:

· Садизм

· Мазохизм

· Конформизм (стать как все)

· Деструктивизм

Психика состоит из 3 слоев: · Сознательное · Предсознательное

Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики.

Психология формы. Целостный образ человека в нашем сознании сразу возникает как целостный. Развитие связано с качественным и количественным изменением гештальтов.

М. Вертгеймер— восприятие. Фи-феномен (восприятие движения в отсутствие самого движения).

Основные понятия: психическое поле – в котором существует человек, принцип изоморфизма – взаимодействие индивида с миром), феноменология.

Основные компоненты поля – фигура и фон.

Переструктурирование – внезапное обнаружение связей между элементами.

Кёлер вводит понятие инсайт (внезапное озарение).

Законы гештальта:

· Фигуры и фона – если отдельные части фигуры могут восприниматься и как фигура, и как фон, то возникает двойственность восприятия.

· Транспозиции – психика реагирует на соотношение раздражителей.

· Прегнантности (хорошей формы)

· Константности – образ вещи стремится к постоянству

9 стр., 4493 слов

Историческое развитие человеческого сознания

... руководствоваться этим осознанием в своей деятельности. Познавая окружающую природу и других людей, она узнавала себя саму. Историческое развитие сознания человека был одновременно и развитием ее самосознания. Сознание человека определяет его общественное бытие. ...

· Близости – объединение в целостный образ элементов.

· Замыкания – заполнения пробелов в воспринимаемой фигуре

К. Левин – автор теории поля. Человек видит психологическую картину мира, а не сам мир. Равновесие в поле нарушается от потребностей и возникает напряжение. Биологические потребности и квазипотребности (потребности, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации).

Повеление полевое и волевое (на эскалаторе девушка с меховым воротником – пример).

М. Вертгеймер- восприятие. Фи-феномен (восприятие движения в отсутствие самого движения).

Основные понятия: психическое поле – в котором существует человек, принцип… Основные компоненты поля – фигура и фон.

Культурно-исторический подход в психологии. Выготский.

Культурный аспект – социальность. Исторический – развитие.

У человека есть ряд особых функций, которые возникли под воздействием социализации – ВПФ (словесно-логическое мышление, произвольная память, произвольное внимание, речь, восприятие, творческое воображение).

Важнейшее отличие человека от животных – использование орудий труда. Во внутреннем мире есть свои орудия труда. Они дают возможность для непроизвольного поведения.

2 уровня психического развития:

· Натуральные психические функции – свойственны природному существу

· Высшие психические функции – внутренний процесс

4 основных свойства ВПФ:

1. Опосредованность – знак

2. Социальность

3. Сознательность (системность возможно)

4. Произвольность

Механизм развития ВПФ – интериоризация (перенос во внутренний план социальной формы поведения).

Проблема обучения и развития. Обучение должно вести за собой развитие.

Зона ближайшего развития – перспектива развития (взрослый помогает).

Зона актуального развития – отражает уровень трудности, которую ребенок может сам преодолеть.

Развитие через другого.

Обучение – развивающее сотрудничество.

Проблема культурного развития ребенка.

 

У человека есть ряд особых функций, которые возникли под воздействием социализации – ВПФ (словесно-логическое мышление, произвольная память,… Важнейшее отличие человека от животных – использование орудий труда. Во… 2 уровня психического развития:

Деятельностный подход. Рубинштейн. Леонтьв.

С.Л. Рубинштейн – принцип единства сознания и деятельности. Сознание – предпосылка и результат деятельности. Деятельность – предмет психологического исследования, а с другой стороны – объяснительный принцип. Деятельность отличается от реакции. Деятельность – активное отношение к действительности. Деятельность – отпечаток личности.

 

А.Н. Леонтьев – принцип единства психики и деятельности. Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней психической деятельности и имеет принципиально то же строение. Изучая практическую деятельность, мы изучаем закономерности внутренней психической деятельности.

Внутренние структуры, возникшие в процессе интериоризации, являются основой для порождения внешний действий.

Внешняя à Внутренняя àВнешняя

Принцип интериоризации — экстериоризации.

 

Структура деятельности.

Деятельность – определенная форма активности. Порождается потребностью (состояние дискомфорта).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Поисковая активность à встреча потребности с ее предметом à появление мотива

Мотив может говорить о деятельности. Деятельность – совокупность действий.

Действия – главная структурная единица, процесс, направленный на достижение цели.

Цель – осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели к мотиву представляет собой смысл.

Действия осуществляются на основе операций. Операции зависят от условий. Могут быть осознанными / неосознанными.

Цель, заданная в определенных условиях – задача.

Психофизические функции – определенные способности нашего организма (ощущения, мимика, врожденные механизмы).

 

Сдвиг мотива на цель. Когда цель становится мотивом.

 

Деятельность может быть направлена на объект внешнего мира, на себя, на другого человека.

Деятельность может различаться по предмету: игровая, трудовая, учебная.

Д.Б. Эльконин – ведущая деятельность – в ходе которой формируются новообразования данного возраста, основные изменения.

 

  А.Н. Леонтьев – принцип единства психики и деятельности. Внутренняя… Внутренние структуры, возникшие в процессе интериоризации, являются основой для порождения внешний действий.

Гуманистическая психология.

60-ые годы 20 века.

Критика бихевиоризма и психоанализа.

Предмет: цели, смыслы личности.

Принципы:

· Целостности, уникальности

· Позитивности – природа человека изначально добра.

Противопоставляют внешний детерминизм самодетерминизму.

· Развития – личность стремится к росту и развитию

· Активности – самодетерминизм, человек не жертва обстоятельств.

А. Маслоу. Становление личности. Максимальная творческая реализация – залог психологического здоровья. Креативность – творческая направленность. Всем врожденна. Но большинство ее утрачивают из-за неблагоприятного влияния внешней среды.

Экзистенциализм – стремление к росту, саморазвитию.

Пирамида Маслоу: физиологические потребности à в безопасности à любовь и принятие à уважение и самоуважение à самоактуализация

В гуманном обществе человек — главная ценность.

К. Роджерс – Тенденция к актуализации – человек становится более сложным, независимым. Вместе с формированием Я у ребенка возникает потребность в положительном самоотношении, одобрении.

Неконгруэнтность – Расхождение между опытом и представлением о самом себе.

Основная работа – создать более адекватный образ самого себя, соответствующий возможностям человека.

Психическое здоровье – позитивный способ жизни.

Безусловное принятие – единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка.

 

В. Франкл – лого-терапия – обретение смысла жизни. Свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни.

Самоактуализация – одна из составляющих свободы воли. Задача психотерапевта – помочь найти смысл жизни.

 

Критика бихевиоризма и психоанализа. Предмет: цели, смыслы личности. Принципы:

Генетическая психология.

Интеллект ученый Пиаже рассматривал как механизм глобальной адаптации организма к среде, поскольку благодаря нему человек может решать бесконечное множество проблемных ситуаций.

Ж. Пиаже придумал так называемый, «клинический» метод исследования, который состоял в том, что он давал ребенку задание, близкое к игровому, и наблюдал за его действиями. При этом он разговаривал с ребенком по поводу его действий, спрашивал его мнение о разных явлениях. В таком наблюдении он провел огромное число часов, но только такой метод сбора информации позволил ему выйти на открытые им закономерности. С помощью традиционного тестирования этот материал невозможно собрать, поскольку тестирование ограничивает возможности ребенка, а также отстраняет его от экспериментатора.

Ж. Пиаже выделил четыре основных стадии развития интеллекта.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х лет).
Ее содержание составляет овладение ребенком операциями с реальными объектами (игрушками и вещами).

Ребенок научается манипулировать с ними, тем самым, развивая «ручной» интеллект.

2. Стадия допонятийного интеллекта (от 2-х до 6-7 лет).
Главные достижения этой стадии — овладение речью и с ее помощью формирование предпонятий. От понятий они отличаются неполнотой заложенных в них представлений.

3. Стадия конкретных операций (от 6-7 до 10-11 лет).
На этой стадии, которая совпадает с началом обучения в школе, ребенок начинает осваивать простые мыслительные операции с объектами (классификации, сериации, нахождение соответствий между объектами).

4. Стадия формальных операций (от 10-11 до 13-14 лет).
На этой стадии подросток уже овладевает логическими операциями. Он научается обратным операциям (сложение — вычитание, умножение -деление), благодаря чему овладевает способностью к прослеживанию хода своего мышления и проверке полученных результатов.

 

 

Ж. Пиаже придумал так называемый, «клинический» метод исследования, который состоял в том, что он давал ребенку задание, близкое к… Ж. Пиаже выделил четыре основных стадии развития интеллекта. 1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х лет).

Ее содержание составляет овладение ребенком операциями…

Активность психического отражения

Отражение – результат взаимодействия двух или более объектов мира, при котором один из них воспроизводит посредством своих особенностей особенности другого и наоборот.

В психологии сложились два подхода, два взгляда на процесс порождения чувственного образа. Один из них воспроизводит старую сенсуалистическую концепцию восприятия, согласно которой образ является непосредственным результатом одностороннего воздействия объекта на органы чувств. Принципиально другое понимание процесса порождения образа восходит к Декарту.

 

В психологии сложились два подхода, два взгляда на процесс порождения чувственного образа. Один из них воспроизводит старую сенсуалистическую…  

Характеристика сенсорной психики.

Элементарная сенсорная психика – первичная, наиболее примитивная. Свойственна от простейших насекомых до некоторых позвоночных. Животные реагируют на отдельные абиотические свойства объекта. Активность носит нерасчлененный, целостный характер. Однофазный акт: ощущение à результат.

Перемещения – таксисы.

 

К.Э. Фабри – выделяет низший и высший подуровни. При переходе на высший подуровень – прорыв в формировании НС. Типичные представители 1 этапа: насекомые.

Пищевое поведение паука.

Воздействия должны носить последовательный характер.

 

 

Перемещения – таксисы.   К.Э. Фабри – выделяет низший и высший подуровни. При переходе на высший подуровень – прорыв в формировании НС.…

Характеристика перцептивной психики.

Перцептивная психика – реакция на целостный предмет, действительность в форме образа вещей, объект отдельно от условий восприятия.

Появление операций. Бурное развитие головного мозга (кора больших полушарий).

Характерно для большинства позвоночных. Особенность: основа всех форм поведения – инстинкт.

Характеристики инстинкта: всегда биологически целесообразны и фиксированы (ригидны).

Научение приводит к изменению инстинктов.

Инстинкт – совокупность внешних и внутренних стимулов.

Проявляются навык и игра. Навык – закрепленная операция. Игра – отрабатывание операций.

 

Появление операций. Бурное развитие головного мозга (кора больших полушарий).

Характерно для большинства позвоночных. Особенность: основа всех форм… Характеристики инстинкта: всегда биологически целесообразны и фиксированы (ригидны).

Характер интеллекта животных.

Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации

 

Проблема объективного критерия возникновения психики.

 

Происхождение и структура сознания.

 

Сознание – такое отражение действительности, в котором выделяются объективные свойства, и формируется устойчивая картина мира.

А.Н. Леонтьев – основной предпосылкой сознания является совместный труд (разделение трудовых функций), язык (обобщенное знание).

Сознание возникает тогда, когда появляется новый вид деятельности, для выполнения которого необходимо представлять ее ход и результат.

Разделение обязанностей так же способствует возникновению сознания.

Сознание необходимо, чтобы отрефлексировать связь цели и мотива.

Развитие сознания – круг осознаваемых предметов расширяется.

Самосознание появляется в филогенезе позже, чем само сознание. У ребенка самосознание появляется примерно к 3 годам.

Самосознанию предшествует осознание группы.

В сознании человека 2 области:

· Сознание внешнего мира

· Сознание себя (самосознание)

 

Трехаспектная структура сознания по Леонтьеву:

1. Чувственная ткань сознания (чувственные образы, впечатление).

Функция – создание чувства реальности внешнего мира. Второстепенная составляющая.

2. Значение. Совокупность значений. Значение событий, состояний, а не только слов. Значения объединяются в системы. Системы индивидуальных значений – психосемантика.

3. Личностный смысл – фиксация того, как событие влияет на конкретного человека. Задает пристрастность нашего сознания, делает его Моим.

Сознание – такое отражение действительности, в котором выделяются объективные свойства, и формируется устойчивая картина мира. А.Н. Леонтьев – основной предпосылкой сознания является совместный труд… Сознание возникает тогда, когда появляется новый вид деятельности, для выполнения которого необходимо представлять ее…

Ощущения. Основной психофизический закон. Механизмы изменения чувствительности.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.Ощущение — источник познания объективного мира.Благодаря своей отражательной сущности ощущения являются для человека источником познания окружающего его внешнего мира.Ощущение — продукт деятельности мыслящего мозга.У человека ощущения, как и все другие психические процессы, есть «функция мозга», они возникают как продукт деятельности головного мозга, вызываемой воздействием материи на органы чувств.Ощущение — отражение материального мира.Наши ощущения вторичны по отношению к материи, они являются всего лишь внутренними, субъективными образами вещей и явлений внешнего мира.

Классификация.

По расположению рецепторов:

1.Экстероцептивные – на поверхности кожи

2.Интероцептивные – во внутренний органах

3.Проприоцептивные – связки и сухожилия

По взаимодействию с раздражителем:

1.контактные – непосредственное воздействие, тактильные, вкусовые….

2.дистантные – зрительные и слуховые

По модальности:

1.Зрительные

2.Слуховые

3.Обонятельные

4.Осязательные

5.Вкусовые

Психофизический закон. Вебер — Фехнер

величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя — то есть возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, где было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен его собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и его можно применять использовать как единицу измерения ощущения

 

Механизмы изменения чувствительности:

1. адаптация (пониж чувствительность сенсорной системы)

2. синестезия

3. явление контраста

4. сенсибилизация

 

  Механизмы изменения чувствительности: 1. адаптация (пониж чувствительность сенсорной системы)

Общее понятие о восприятии.

Восприятие(перцептивная система) — целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических развитий на наши органы чувств.

Восприятие – активный процесс сбора и отбора информации.

Действие по опознанию предмета – перцептивные уровни:

1. отражение

2. различение

3. идентификация

4. опознание

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное,вкусовое и обонятельное восприятие.

Основные свойства восприятия –целостность,, обощённость, избирательность, константность.

Предметность предполагает целостность и осмысленность.

 

Восприятие – активный процесс сбора и отбора информации. Действие по опознанию предмета – перцептивные уровни: 1. отражение

Вннмание как ВПФ.

 

Внимание как ВПФ

По Выготскому внимание образуется в результате трансформации или идентификации

Эксперимент

Ребенку предложена игра . 2 чашки в одной чашки конфета

Если угадает где находится конфета , то он ее получает ,. На чашках наверху находится на картон (подсказка ) конфеты находится там, где картон темнее . ребенок ищет и не может понять , и затем взрослый указывает на ту чашку где находится конфета,

2 вывода способствующие вывода

взрослый указал на важный признак

происходит установление связи между признаком и целевым объектом

 

Параллелограмм внимание нужен

 

Переход от высшего к низшим ф-ям

 

Дошкольники использовали карточки (но не эффективно)

Школьники использовали карточки (эффективно )

Взрослые не использовали карточки , но результат не хуже чем у школьником

 

 

Развитие внимание

У дошкольников внимание опосредованное , не произвольное

У школьников внешняя опосредованная память

У взрослых внутренняя опосредованная память , опосредованная речью и интеллектуальными процессами

 

Внимание как ВПФ По Выготскому внимание образуется в результате трансформации или… Эксперимент

Внимание.

?? направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте или действии при определённом отвлечении от объектов или явлений.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

1.высшие формы внимания – произвольные; низшие формы внимания – непроизвольные

2. направленность – н внешний мир; на внутренний мир

Непроизвольное(низшая психическая функция): звук, неожиданность, интенсивность раздражителя

Произвольные(высшая психическая функция): целенаправленность, устойчивость.

Послепроизвольное: от произвольного к непроизвольному.

Основные свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

5. Рассеянность и внимательность.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и… Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может… Виды внимания:

Процессы и виды памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Процессы памяти

Сами процессы памяти проходят три этапа:

1) Запоминание — происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее

2) Сохранение — Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3) Воспроизведение — Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную

4) Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идёт на убыль.

5) Повторение – одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти различают:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

А) Двигательная — запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) — прочно сохраняет пережитые человеком чувства

В) Смысловая (словесная) — запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

Г)Образная — позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

2) По характеру целей деятельности:

А)Непроизвольная –запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека).

Б)Произвольная — запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. ( Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания).

3)По продолжительности сохранения и закрепления материала:

А)Кратковременная — очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

Б)Оперативная – вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.( Чтение, списывание).

В)Долговременная – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения

1) Запоминание — происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее 2) Сохранение — Определяется степенью участия материала в деятельности… 3) Воспроизведение — Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и…

Память как ВПФ. Параллелограмм развития пямяти.

Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.

Человек переходит от использование своей памяти к физиологическим потребностям господству над ней. Посредству знаковым систем

ПП блонский. Генетическая классификация отражает путь развития памяти у ребенка. Методика Выготского – Сахарова . Метод двойной стимуляции

Стимул объекты- слова

Стимул средства- картинки

Проводился эксперименты с дошкольников школь и взрослыми

 

Дошкольники не использовали карточки (память не опосредованно)

У дошкольников возрастал темп развития памяти (с помощью карточек)

Темп развития с карточками превышал развития памяти , чем без карточек.

В ходе развития памяти как ВПФ

Память стала опосредованно речью (стала преобладать речь)

 

28.Мышление: основные особенности, виды, формы. Мыслительные операции.

Под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Основные формы мышления:

1)понятие суждение умозаключение, понятие почти одинаково у всех людей , имеет словесную форму соответствующую содержанию

Систематизирующие понятия- знания человека

Понятия : конкретные и абстрактные

Общие единичные понятия

2) Суждение – отражение связи между предметами или их св-вами или их признаками

истинные или ложные

общие частичные или единичные

суждение раскрывает содержание понятия.

Истинность суждения проверяется практикой

Суждение имеет словестную форму в виде предложения

3) умозаключение – связь между мыслями понятиями суждениями в результате которой из одной или нескольких суждений мы получаем другое суждение исходное суждение посылки а новое суждение – заключение.

 

 

Мыслительные операции:

1) Анализ

2) Синтез

3) Сравнение

4) Абстракция

5) Обобщение

6) Конкретизация

 

29(28).

Мышление и речь.
Мышление – процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Мышление – обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности.
Основные особенности мышления:
1)Опосредованный характер мышления;
2) Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений;
3) Мышление исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
4) Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме;
5) Мышление человека всегда связано с практической деятельностью.
Виды мышления.
1 Генетическая классификация (Выготского).
Мышление разделяют на допонятийную и понятийную стадии. Допонятийная стадия – это начальная стадия развития мышления у ребёнка, когда его мышление имеет другую чем у взрослых организацию. Понятийная стадия – мышление на этой стадии происходит не сразу, а через ряд промежуточных этапов. Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.
Допонятийная стадия включает: наглядно действенное мышление (происходит через манипулирование с предметом) (непосредственное восприятие предметов) 2-3 года, наглядно-образное мышление (до 6-7 летнего возраста).

Понятийная стадия включает словесно-логическое мышление, оперируемое языковыми средствами (начинает формироваться с началом школьного обучения).
2 По характеру решаемых задач выделяют теоретическое (связано с познанием определенных законов или правил) и практическое (Б.М.Теплов практическое мышление протекает в той деятельности, которая характеризуется малым количеством времени, высоким уровнем опасности и большое ответственностью) мышление.
3 По степени осознанности выделяют аналитическое и интуитивное мышление.
4 По степени оригинальности выделяют репродуктивное и творческое мышление.
Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятия разделяют на конкретные (отражают связи и отношения между конкретными предметами объективного мира) и абстрактные(отражают свойства предметов абстрактно пример: величина, сила, белизна…).

Также понятия бывают общие и единичные. Суждения – отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные. А так же общие, частные и единичные. Суждения раскрывают содержание понятия. Истинность суждения подтверждается практикой. Умозаключение – связь между мыслями или понятиями, или суждениями в результате которой, мы получаем новое суждение. Различают индуктивные (путь от частного к общему), дедуктивные и по аналогии(вывод на основе частичного сходства) умозаключения.
Речь – особый вид деятельности, процесс общение по средствам языка.
Главные элементы языка: словарный запас (активный, пассивный), грамматический строй языка.
Мышление и речь взаимосвязаны. Структура языка определяет мышление. Согласно культурно-исторической теории Выготского, линии развития мышления и речи в животном мире не зависимы друг от друга, а в психическом развитии они пересекаются. В животном мире и в самом раннем детстве человека происходит доречевая стадия развития мышления и доинтеллектуальная стади

 

Человек переходит от использование своей памяти к физиологическим потребностям господству над ней. Посредству знаковым систем ПП блонский. Генетическая классификация отражает путь развития памяти у… Стимул объекты- слова

Виды, функции, свойства речи.

Речь – особый вид деятельности для общения посредством языка

Язык- средство общение: система знаков для передачи , приема и использовании информации

Благодаря речи возможно развитие ВПФ.

Функции речи : коммуникативная, интеллектуальная

Виды речи:

1) по способу возникновения :

а) ситуативная

б) контекстная

2) Внешнее и внутреннее:

3) письменная и устная

Речь служит для формирование мыслей

Согласно теории Выготского развитие мышление и речи в животном мире не зависит друг от друга А в психологии развития человека эти линии пересекаются

 

31.Воображение: общее представление , функции и виды

Воображение- психический процесс создание нового в форме образа , представление , идеи на основе переработки мысленной реконструкции представления, имеющих в опыте человека, опережающей отражение реальности

Виды воображения:

1)Активное

2)Пассивное

3)Воссоздающее

4)Творческое

5)Преднамеренное

6)Непреднамеренное

7)Акцинтирующая

Механизмы создания образов

1) комбинированный

2) акцинтирование:

а) утрирование

б) гипербализация

 

 

32. Память как ВПФ. Параллелограмм развития памяти.
Память как ВПФ возникла из натуральной психической функции – непроизвольная.
Человек переходит от использования своей памяти , как физиологической способности к господству над ней по средствам знаковых систем. П.П. Блонский предложил генетическую классификацию, которая отражает путь развития памяти у ребенка.
Двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память.
Методика Выготского – Сахарова. Методика двойной стимуляции, стимула объекта и стимула средства. Группы исследования: дошкольники, младшие школьники, старшие школьники и взрослые. Начиная с дошкольного возраста темп развития памяти происходит с помощью внешних средств.
Параллелограмм развития памяти .
В ходе развития памяти, как ВПФ, память становится опосредованной знаковыми системами (речью), во вторых произвольной и сознательнорегулируемой.
+методики

 

 

Язык- средство общение: система знаков для передачи , приема и использовании информации Благодаря речи возможно развитие ВПФ. Функции речи : коммуникативная, интеллектуальная

Общая характеристика воли.

Воля — это сознательное управление человеком своими действиями и поступками, своей деятельностью и поведением.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия.

При этом осущеcтвляется сознательная рефлексия на разных уровнях.

1-й уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего стояния, режима и направленности активности.

2-й уровень — активное изменение функционирования психики, выбор

необходимого способа его преобразования.

 

Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека.Активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия, сознательно поставленной целью.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможно без торможения.

Воля формируется, проявляется и познается в процессе преодоления трудностей. Квалификацию трудностей разработал П.А. Рудик. Он выделил объективные и субъективные трудности, характерные для занятий физической культуры.

Объективные трудности связаны:

1) с усвоением требований учебной программы по гимнастике, легкой атлетике, баскетболу и т.д.;

2) с организационными особенностями проведения уроков;

3) с обстановкой проведения уроков.

Субъективные трудности связаны с индивидуальными и возрастными особенностями субъективного отношения учащихся:

1) к общим условиям проведения занятий;

2) к конкретным условиям выполнения гимнастических, легкоатлетических, игровых и других физических упражнений;

3) к конкретным условиям выполнения двигательных действий, направленных на проявление волевых качеств.

Объективные и субъективные трудности на занятиях определяются характером учебного материала, нормативными требованиями программы, а также индивидуальными особенностями учащихся.

Волевую (произвольную) активность характеризует преднамеренность и волевое усилие. Преднамеренность связана с планированием действий и поступков заранее, с учетом обстановки и возможностей.

Волевое усилие — сознательное переживание психического и физического напряжения в момент совершения волевого действия с целью преодоления внешней или внутренней трудности.

Приемы активизации волевых усилий принято делить на внешние и внутренние. К первым относятся те, которые исходят от учителя или кого-то другого, т.е. действуют на ученика извне (приемы стимуляции); ко вторым — те, которые исходят от самого ученика и направлены на него же (приемы самостимуляции).

В школе учителя чаще всего используют следующие приемы стимуляции волевых усилий: требование, убеждение, оценку, внушение, соревнование, похвалу и т.д. А в подростковый период успешно применяются приемы самостимуляции волевых усилий, такие как самоубеждение, похвала, пример друга.

Волевое усилие имеет различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявление тем или иным человеком силы воли.

Сила воли — степень волевого усилия для достижения цели.

Воля, как особая форма активности человека, включает сознательную саморегуляцию. Волевую саморегуляцию личности называют волевыми свойствами личности.

 

34. 

 

 

35. Характеристика основных типов темперамента.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью — ригидностью, экстраверсией — интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»).

Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).

Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия. … При этом осущеcтвляется сознательная рефлексия на разных уровнях. 1-й уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего стояния, режима и направленности активности.

Характер как система отношения к миру.

Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

В содержательном плане характер рассматривается каксистема отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность — неуверенность;

2) согласие, дружелюбие — враждебность;

3) сознательность — импульсивность;

4) эмоциональная стабильность — тревожность;

5) интеллектуальная гибкость — ригидность.

 

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и… В содержательном плане характер рассматривается каксистема отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим…

Общее понятие о характере

Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.

Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д. Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д.

В связи с этим характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных черт личности, к которым относятся:

1. Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.

2. Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость, аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.

3. Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или скрытность.

4. Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Характер проявляется в тех целях, которые человек ставит себе в жизни, и в типических особенностях поведения, направленного на достижение этих целей. И в том и в другом отношении ведущей стороной характера являются волевые проявления человека. Общественная значимость характера данного человека оценивается тем, насколько его жизненные цели могут быть оправданы с точки зрения их общественного значения («серьезный» или «пустой» характер), и тем, насколько эти цели являются устойчивыми, насколько постоянно и неуклонно проводятся они в жизнь («твердый» или «слабый» характер).

Характер, как совокупность социально обусловленных черт личности, всегда получает со стороны общества ту или иную моральную оценку. К темпераменту же нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он рассматривается как составная часть характера. Сам по себе темперамент, будучи определен в основном физиологическими особенностями личности, не может оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку, поскольку проявления темперамента затрагивают общественные отношения человека, они характеризуются как допустимые или недопустимые, достойные или недостойные

 

Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к… В связи с этим характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда… 1. Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к окружающему миру, к общественным явлениям и…

Природа и виды способностей. Понятие одаренности

Существуют разные классификации способностей.

По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:

1) природные (естественные) способности — это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфически человеческие способности — это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на

общие и специальные высшие интеллектуальные способности,

теоретические и практические,

учебные и творческие,

предметные и межличностные.

Общие способности — способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные способности — способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

Теоретические способности — способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.

Практическиеспособности — способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.

Учебныеспособности — способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности — способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностныеспособности — это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.

Предметные способности — способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образам

Определение. Одаренность — высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант’.

 

 

По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности: 1) природные (естественные) способности — это способности биологически… 2) специфически человеческие способности — это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и…

Мотивационно-потребностная сфера личности

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющая поведение человека, его начала, активность и направленность.

Внутренние условия (Внутренняя детерминация ) могут проявляться в двух вариантах .

Первый и второй в индивидуальной устойчивости.

Потребность – объективная потребность субъекта в чем-то внешнем , обладающим предметным содержанием.

Основные характеристики человеческой потребности:

1) сила

2) периодичность возникновения

3) способ удовлетворения

Возникновение потребности(стадии):

1 Латентная

2.Неосознанная модальность

3.Осознания потребности

Мотив- опредмеченная потребность(предмет потребность )

Мотив внешний внутренний

Виды:1) сильные слабые

2) низшие(биологические), высшие (социальные)

теория мотивации:

1) Бихеовериоризм

2) Психоанализ

3) Когнетивные теории

 

Внутренние условия (Внутренняя детерминация ) могут проявляться в двух вариантах . Первый и второй в индивидуальной устойчивости. Потребность – объективная потребность субъекта в чем-то внешнем , обладающим предметным содержанием.

Человек, индивид, индивидуальность, личность.

 

Человек-представитель вида Homo Sapiens.

 

Индивид – человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных природнообусловленных свойств.

— отдельный представитель человеческого общества

Как представитель чел общества использует орудия труда, знаки; через них овладевает собственным поведением, затем псих функциями.
Св-ва индивида:

1)пол,возраст

2)динамика психофозических функций
3)структура органических потребностей

 

Индивидуальность – совокупность психических, физиологических, социальных особенностей с точки зрения уникальности и неповторимости конкретного человека.

 

Личность – человек, как типичный представитель сформировавшего его общества.

Д.А.Леонтьев

Представлял личность в виде концентрированных кругов: мотивационное ядро в центре круга, на периферии – смыслы, соц роли, оболочка – уровень индивидуальных предпосылок существования личности.

А.Н.Леонтьев

Источник развития личности – деятельность.
Личность рождается тогда, когда социальный мотив подчиняет себе биологический.

 

1.Первое рождение личности появляется в дошкольном возрасте.

2.Второе наступает в подростковом возрасте.

 

Я-концепция

Представление о себе, отношение с миром.

-реальная(я реально о себе знаю)

-идеальная(нарисованный образ идеальной личности)

 

Человек-представитель вида Homo Sapiens.   Индивид – человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных природнообусловленных свойств.

Общая характеристика и функции эмоций. Современная теория эмоций

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами человека и отражение в форме непосредственных субъективных переживаний, значимо действующих на человека объектов и явлений.

Функции эмоций:Функция оценки; Сигнальная; Регулирующая; Функция побуждения; Функция активации; Синтезирующая; Экспрессивная; Смыслообразующая.

Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающего в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Праметры (аффекта) :

Устойчивость

Время провождение

Интенсивность

Чувство- устойчивые эмоциональные образование имеющие предметный характер может продуцировать широкий спектр эмоция

Настроение – самое устойчивое достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности , которое образует эмоциональный фон

Состовляющие эмоций

1) физиологическое

2) субъективное

3) экспрессивное

Функции эмоций:

1) Оценочная функция

2) Мобильная

3) Следообразование

4) Побуждение поддержание деятельности

5) Компенсации информационного дефицита

6) Коммуникации

7) Дизорганизации

Изард К. 10 фундаментальных эмоций (самые основные)

Радость, интерес(возбуждение), горе, гнев, отвращение, презрение, страх , стыд, вина, удивление

Теория эмоций

Физиологические

1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.

2. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

3. Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис).

П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

 

Функции эмоций:Функция оценки; Сигнальная; Регулирующая; Функция побуждения; Функция активации; Синтезирующая; Экспрессивная; Смыслообразующая. Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального… Праметры (аффекта) :

Воля как активность и как функция иерархии мотивов

 

Делает человека свободным от внешних обстоятельств.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

 

Функции волевых процессов:
1.Инициирующая (не хочу,но заставляю себя)
2.Стабилизирующая (раз начала,продолжаю себя заставлять)

3.Ингибирующая (тормозящая) торможение мотивов и желаний, кот не согласованны с нашей целью)

4 стадии волевого акта Рубинштейна:

1.Возникновение побуждения и предпостановка цели.

2.Обнаружение и борьба мотивов (человек способен выбирать желания)

3.Решение: 1)если есть борьба мотивов
2)если нет борьбы мотивов
3)если мотивы равны

4.Выполнение. от внутреннего волевого действия к внешнему выполнению

 

Узнадзе выделяет три осн характеристики волевого акта:

1)Субъект оценивает себя и свои мотивы со стороны
2)Воля всегда перспективна (направлена в будущее)
3)Воля всегда переживается как активность Я.

 

Леонтьев: Воля как функция иерархии мотивов.

 

Ситуация выбора, преодоление препятствий, наличие физические усилия не свидетельствует о проявлении воли социальных и индивидуальных мотивов над предметными и наглядными.

 

У человека приоритет открыто социальной мотивации.
(При борьбе мотивов решение направлено на социальный по происхождению и идеальный по форме мотив в ущерб биологическому и наглядному)

 

Личность развивается и формируется волевых процессах.

 

 

Делает человека свободным от внешних обстоятельств. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и…