Специальность 030602 «Связи с общественностью»

27

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра связей с общественностью и рекламы

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой СОиР

Л.А. Максимова____

«___» _____ 2010г.

Учебно-методический комплекс

Дисциплины «Психология массовой коммуникации»

Блок дисциплин ОПД.Ф

Специальность 030602 «Связи с общественностью»

Факультет истории и международных отношений

Форма обучения дневная, заочная

Сыктывкар 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра связей с общественностью и рекламы

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой СОиР

Л.А. Максимова____

«___» _____ 2010г.

Рабочая учебная программа

Дисциплины «Психология массовой коммуникации»

Блок дисциплин ОПД.Ф

Специальность 030602 «Связи с общественностью»

Факультет истории и международных отношений

11 стр., 5435 слов

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального ...

... и зарубежной литературы. Содержание программы учебной дисциплины соответствует о новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина «Социология» рассчитана на 60 часов ... с жизнью и другими общественными науками. Основные понятия социологии: "социальные отношения", «социальный факт», «социальный фактор», «социальная закономерность» и др. ...

Форма обучения дневная

Курс3

Семестр 5

Всего учебных занятий – 102 ч.

В том числе:

Лекций – 34 ч.

Практических –18 ч.

Самостоятельных – 50 ч.

Контроль – коллоквиум

Итоговый контроль – экзамен

Сыктывкар 2010

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Автор рабочей программы (УМК)

д.психол.н., профессор _____________ С.Л.Колосова

Рабочая программа (УМК) составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и

учебного плана специальности 030602 «Связи с общественностью»

Рабочая программа (УМК) рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры связей с общественностью и рекламы

Протокол заседания № 1 от «23» сентября 2010 г.

Заведующий кафедрой

к.и.н., доцент Л.А. Максимова

Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии выпускающей кафедры

к.и.н. И.И. Лейман

Для дисциплин блоков ЕН, ГСЭ:

Декан-эксперт соответствующего блока

Звание………….__________(Ф.И.О.)

подпись

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Психология массовых коммуникаций»

Данная рабочая программа разработана для преподавания дисциплины «Психология массовых коммуникаций» студентам, обучающимся по специальности «Связи с общественностью» на факультете истории и международных отношений Сыктывкарского государственного университета.

Цель курса:формирование профессиональной компетенции студентов в психологических аспектах управления массовыми настроениями и поведением массы

Задачи курса:

  • сформировать научно-гуманистическое мировоззрение;
  • овладеть системой знаний о закономерностях и принципах психологии массовых коммуникаций;
  • ознакомить с психологическими механизмами и феноменами, влияющими на эффективность массовых коммуникаций;
  • сформировать сознательное и ответственное отношение студентов к организации психологического воздействия в процессе массовых коммуникаций;
  • развить умение применять теоретические знания в области психологии массовых коммуникаций к разработке стратегий по организации связей с общественностью;
  • сформировать коммуникативные качества и навыки;
  • овладеть способами применения психологических знаний в процессе управления массовыми настроениями и поведением массы;

Курс разработан на основании классических и современных первоисточников по психологическим проблемам массовых коммуникаций и обеспечения связей с общественностью и имеющегося практического опыта в данной области.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Студент должен знать:

  • основные теоретические сведения в области психологии массовых коммуникаций;
  • методологические, технологические, методические, этические принципы, подходы и нормы психологии массовых коммуникаций

Студент должен уметь:

— применять имеющиеся теоретико-методологические знания для решения практических задач организации массовых коммуникаций;

— выбирать адекватные психологические средства для решения задач организации массовых коммуникаций

Студент должен владеть:

— культурой мышления, общения, речи;

— организационно-деятельностными умениями;

  • современными методами деятельности по управлению массовыми коммуникациями

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия

102

Лекции

34

Практические занятия

18

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

50

Контрольная работа

1

Коллоквиум

1

Вид итогового контроля

экзамен

Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Разделы и темы дисциплины

Лекции

Практ. занятия

Для

самост. изучения

1.

Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии

10

4

1.1.

Социально-психологические аспекты функционирования средств массовой коммуникации

2

1.2.

Личность как субъект восприятия информации.

4

4

1.3

Психология процесса коммуникации

4

2.

Психологические эффекты массовой коммуникации

16

8

2.1.

Влияние массовых коммуникаций на личность

4

2

2.2.

Подражание и заражение как психологические механизмы влияния массы на личность

4

4

2.3.

Психологические закономерности массового поведения

8

2

3.

Психология творчества в области журналистики и рекламы

4

4

3.1.

Творческие способности и закономерности их развития

2

2

3.2.

Методы активизации творческого мышления журналиста и специалиста в области рекламы

2

2

4.

Психологические исследования массовых коммуникаций

4

2

4.1.

Имидж коммуникатора

2

4.2.

Психологические аспекты изучения аудитории

2

2

Итоговый контроль

Коллоквиум

Контрольная работа

Экзамен

Итого:

34

18

Содержание разделов дисциплины

1. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии

1.1. Социально-психологические аспекты функционирования средств массовой коммуникации. Понятие массы в науках о человеке и обществе. Классификация масс. Соотношение понятий «группа» и «масса». Механизмы возникновения масс и особенности психологических механизмов ее функционирования. Понятие и виды массовых коммуникаций. Система массовых коммуникаций. Средства массовых коммуникаций, их преимущества и недостатки. Социальные и социально-психологические функции МК: функция социальной ориентировки, функция аффилитации, функция контакта с другими людьми, функция самоутверждения.

1.2. Личность как субъект восприятия информации. Структура личности как база восприятия информации. Типология аудитории, сегментация аудитории. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации.

1.3. Психология процесса коммуникации. Общение в условиях массовой коммуникации. Три стороны общения в условиях МК. Функции и трудности общения. Особенности коммуникаций с использованием электронных и печатных СМИ. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ. Интерес как фактор коммуникации. СМИ и чужой эмоциональный опыт. Проявление эмоций и СМИ. Внимание, восприятие, понимание и запоминание в процессе коммуникации. Соотношение логических и эмоциональных аппеляций к аудитории.

2. Психологические эффекты массовой коммуникации

2.1. Влияние массовых коммуникаций на личность. Понятие толпы. Виды толпы. Основное свойство толпы. Личность и масса. Индивидуальное и массовое сознание. Потребности личности, удовлетворяемые в массе. Теории поведения личности в массе.

2.2. Подражание и заражение как психологические механизмы влияния массы на личность. Понятие подражания и заражения. Понятие массовых вкусов.

2.3. Психологические закономерности массового поведения. Реклама. Усвоение информации из рекламы. Закономерности и механизмы поведения толпы: циркулярная реакция и семантическая коммуникация. Приемы управления и манипуляции. Массовая паника: факторы и механизмы.

3. Психология творчества в области журналистики и рекламы

3.1. Творческие способности и закономерности их развития. Творческое мышление: определение, источники, механизмы. Вербальное и невербальное мышление. Влияние индивидуально-психологических особенностей специалиста на творческие способности.

3.2. Методы активизации творческого мышления журналиста и специалиста в области рекламы. Технологии, техники и приемы развития творческого мышления. Продуктивность творческой профессиональной деятельности.

4. Психологические исследования массовых коммуникаций

4.1. Имидж коммуникатора. Составляющие имиджа коммуникатора. Критерии эффективности коммуникативного поведения. Построение имиджа.

4.2. Психологические аспекты изучения аудитории. Функционирование и восприятие каналов МК. Изучение предпочтений каналов МК. Общие основы исследования СМИ. Оценка содержания. Оценка продолжительности воздействия.

Планы практических занятий

К теме 1.1. Социально-психологические аспекты функционирования средств массовой коммуникации:

1. Теории массовых коммуникаций.

2. Теории социализации личности (теория социального научения, теория культивирования, теория использования и удовольствия и др.).

3. Культура и социальное познание.

4. Социально-психологические функции СМИ.

Рекомендуемая литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002
  2. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М, 1987
  3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1996
  4. Залевский Г.В., Залевский В.Г.. Фиксированные формы поведения как коммуникативные барьеры в кросскультурном контексте //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.
  5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001
  6. Петренко В.Ф.. Психосемантическая трансформация ментальности в условиях массовых коммуникаций //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.

К теме 1.2. Личность как субъект восприятия информации:

1. Избирательность восприятия информации как проявление активности личности

2. Установки. Установки и поведение. Устойчивость и изменение установки.

3. Проблема предпочтений коммуникационных каналов, источников

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002.
  2. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни //Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. – М., 1994.
  3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология //Бехтерев В.М. Избранные работы по общественной психологии. – М., 1994.
  4. Леонтьев Д.А.. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельностью //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.
  5. Шейнов В.П.. Психология влияния. Скрытое управление, манипулирование и защита от них. – М., 2002.
  6. Шепель В.М.. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М., 1997.

К теме 1.3. Психология процесса коммуникации:

1.Интерес как фактор коммуникации.

2. СМИ и эмоциональный опыт личности.

3. Механизмы идентификации, эмпатии, юмора.

Литература:

  1. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М, 1987.
  2. Крэйхи Б.. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.
  3. Лебон Г. Психология народов и масс. – Спб., 1995.
  4. Московичи С. Век толп. – М., 1996
  5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001
  6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М., 1997.
  7. Тернер Джон. Социальное влияние. — СПб., 2003
  8. Фернхем А., Хейвен П.. Личность и социальное поведение. – Спб., 2001
  9. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникаций. – М., 1973

К теме 2.1. Влияние массовых коммуникаций на личность:

1. Восприятие человеком самого себя.

2. Восприятие других людей. Впечатление о других людях как целостный образ.

3. Формирование впечатления о других людях: стереотипы, когнитивные конструкты, атрибуция.

4. Соотношение логических (рациональных) и эмоциональных механизмов в индивидуальном и групповом поведении.

Литература:

  1. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М, 1987
  2. Крэйхи Б.. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003
  3. Лебон Г. Психология народов и масс. – Спб., 1995
  4. Московичи С. Век толп. – М., 1996
  5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001
  6. Тернер Джон. Социальное влияние. — СПб., 2003
  7. Фернхем А., Хейвен П.. Личность и социальное поведение. – Спб., 2001
  8. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникаций. – М., 1973

К теме 2.2. Подражание и заражение как психологические механизмы влияния массы на личность:

1. Понятие конформизма.

2. Роль групповых факторов в процессе формирования мнения, отношения, поведения

3. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор подражания и заражения

4. Индивидуальное и массовое сознание

Литература:

  1. Андреева Г.М.. Социальная психология.- М., 2001.
  2. Шибутани Т. Социальная психология. – СПб, 1998.
  3. Дергач А.А. Социальная психология. – М., 1999.
  4. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. /Акоп Погосович Назаретян. – М. , 2005
  5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001
  6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М., 1997
  7. Петренко В.Ф., Митина О.В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. – М., 2000

К теме 2.3. Психологические закономерности массового поведения:

1. Массовые настроения: механизмы возникновения, динамика развития, прогноз.

2. Слухи как социально-психологическое явление.

3. Слухоустойчивая среда: профилактика и оперативное устранение слухов.

4. Паника и способы противодействия панике.

5. Циркуляторная реакция и семантические коммуникации.

Литература:

  1. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. /Акоп Погосович Назаретян. – М. , 2005.
  2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001.
  3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М., 1997.
  4. Петренко В.Ф., Митина О.В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. – М., 2000.

К теме 3.1. Творческие способности и закономерности их развития:

1. Индивидуально-психологические особенности коммуникатора и специалиста по рекламе как фактор креативности

2. Мотивация творчества

3. Условия развития творческих способностей

ЛИТЕРАТУРА

  1. Основы творческой деятельности журналиста. /Ред.-сост. С.Г. Корконосенко – СПб., 2000.
  2. Свитич Л.Г.Профессия: журналист.- М.,1991
  3. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста //Логос.Общество. Знак. Отв. ред. Б.Я. Мисонжников — СПб.,1997

К теме 3.2. Методы активизации творческого мышления журналиста и специалиста в области рекламы:

1. Искусство и приемы убеждения и внушения.

2. Эффективные психологические модели убеждающего воздействия.

3. Приемы работы с механизмами психологической защиты

4. Активизация подсознательных ресурсов личности

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2002.
  2. Вацлавик П., Бивит Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. Пер с англ. – СПб., 2000.
  3. Вересов Н.Н. Психология управления. — М.: Московский психолого-социальный институт; — Воронеж: 2001.
  4. Лапаева В.В. Общественное мнение и законодательство //Социологические исследования, 1997, №9.
  5. Левада Ю. Активы и ресурсы общественного мнения //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1998, №4.
  6. Левада Ю. Человек, толпа и масса в общественном мнении //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1997, №5.
  7. Морозов А.В. Деловая психология. — СПб., 2000.
  8. Синяева И.М. Паблик рилейшенз в коммерческой деятельности. — М.,2000.

К теме 4.1. Имидж коммуникатора:

1. Язык как инструмент социального влияния.

2. Имидж и культура речи.

3. Структура публичного выступления.

4. Критерии эффективности массовых коммуникаций.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М.,1991.
  2. Зверинцев А.Коммуникационный менеджмент. – СПб.,1997.
  3. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшенз. — Триз-шанс, 1995.
  4. Гуревич П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. — М., 1991.
  5. Крикунов И. Б. Создай свой имидж. – СПб.,1997.
  6. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М., 2001.
  7. Катлин Скот, Сенткр Аллен, Брум Глен. Паблик рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд.. Пер. с англ. – М., 2001.

К теме 4.2. Психологические аспекты изучения аудитории и массовых коммуникаций.

1. Проблемы исследования массовых коммуникаций.

2. Методы исследования воспринимающей аудитории и источников массовой коммуникации (контент-анализ, опрос, наблюдение, тесты, эксперимент, психографика).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. — М., 2001.
  2. Григорьева А.В., Живодеров В.А. Изучаем нашу аудиторию. — М.,1971.
  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы, защита.-М.,1996.
  4. Евстафьев В.А. Введение в медиапланирование. — М.,1998.
  5. Журналистика и социология /Под ред. И.Д.Фомичевой. – М.: МГУ,1995.
  6. Засурский И. Масс-медиа второй республики. — М.: МГУ, 1999.
  7. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000.
  8. Моль А. Социодинамика культуры.- М.: Прогресс,1973.
  9. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М.: Мысль, 1980.
  10. Эффективность средств массовой коммуникации. — Минск, 1986.

Задание к коллоквиуму по курсу «Психология массовых коммуникаций» Тема: Личность. Группа. Масса

  1. Психологические механизмы влияния группы на личность
  2. Поведение личности в массе
  3. Массовое и индивидуальное сознание

Рекомендуемый список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002
  2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1996
  3. Московичи С. Век толп. – М., 1996
  4. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. /Акоп Погосович Назаретян. – М. , 2005
  5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001
  6. Тернер Джон. Социальное влияние. — СПб., 2003
  7. Фернхем А., Хейвен П.. Личность и социальное поведение. – Спб., 2001

Темы контрольных работ

  1. Отличие циркулярной реакции от семантической коммуникации
  2. Психологические приемы управления массовыми коммуникациями
  3. Обратная связь в массовых коммуникациях
  4. Эффекты массовых коммуникаций
  5. Требования к построению сообщения и публичного выступления
  6. Критерии эффективности сообщения и публичного выступления
  7. Использование стереотипов в сообщении и публичном выступлении
  8. Классификация СМИ и этапы их развития
  9. Специфические черты современных средств массовой коммуникации
  10. Особенности использования речевых средств в массовых коммуникациях
  11. Механизмы воздействия на массовые настроения.
  12. Общие механизмы стихийного поведения.
  13. Массовые психические состояния и проявления.
  14. Факторы и механизмы возникновения паники.
  15. Массовые коммуникации как средство профилактики деструктивного стихийного массового поведения.
  16. Приемы психологического воздействия на неорганизованную массу.
  17. Личность в массовых движениях и политических партиях
  18. Психология веры и суеверий.
  19. Религиозный культ: психология религиозных действий.
  20. Психосемантический подход к формированию ментальности

Вопросы для самостоятельной работы

1. Отличия межличностного общения от массовых коммуникаций

2. Преимущества и недостатки различных средств массовой коммуникации.

3.Психологические аспекты системы массовых коммуникаций

4. Массовые коммуникации как механизм формирования массовых движений и политических партий

5. Психология религиозного воздействия и массы

6. Субъективные условия, влияющие на вероятность возникновения паники.

7. Приемы психологического воздействия на неорганизованную массу: противодействие панике, управление толпой

8. Массовые движения и политические партии: определение, функции, классификация.

9. Особенности стимулирования внимания в рекламе

10. Взаимоотношение массовой коммуникации и общественного мнения

11. Психологические войны

12. Методы активизации восприятия в рекламе

13. Основные проблемы, рассматриваемые в СМИ (сиротство, наркомания, насилие, благотворительность и т.д.)

14. Воздействие рекламы на визуальный канал восприятия

15. Стереотипы в общественном сознании

16. Побудительные механизмы активности (поведения) человека

17. Теории массовой коммуникации.

18. Сообщение-компонент массовой коммуникации

19. Оценка продолжительности воздействия. Оценка последствий.

20. Факторы, учитываемые при определении субъектом вероятности достижения успеха.

21.Эмоциональная сторона восприятия. Взаимосвязь эмоций и логики при восприятии информации.

22. Потребность в общении. Группы коммуникативных потребностей. Классификация мотивов общения.

Вопросы к экзамену

1. Классификация масс и ее значение для управления массовыми коммуникациями

2. Понятие толпы и ее отличительные признаки, механизмы и закономерности поведения.

3. Установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации

4. Психологические эффекты массовых коммуникаций

5. Реклама и PR –воздействие в массовых коммуникациях

6. Классификация слухов и предпосылки их возникновения

7. Типы искажений информации в процессе распространения слухов

8. Приемы создания слухоустойчивой среды и коррекции слухов

9. Общие психологические механизмы стихийного массового поведения.

10. Массовые психические состояния и проявления.

11. Механизмы воздействия на массовые настроения и поведение.

12. Приемы психологического воздействия на неорганизованную массу: противодействие панике, управление толпой

13. Стимулирование внимания и запоминания в рекламе

14. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

15. Проблема исследования эффективности массовой коммуникации

16. Формирование имиджа, как одна из задач public relations

17. Эмоции и их роль в психологии массовых коммуникаций

18. Структурные компоненты массовой коммуникации.

19. Функционирование и восприятие каналов массовой коммуникации.

20. Аудитория средств массовой коммуникации, ее особенности. Типологии аудиторий.

21. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.

22. Коммуникатор. Социально-психологическая модель коммуникатора. Имидж коммуникатора.

23. Проблемы исследования эффективности массовой коммуникации.

24. Роль средств массовой коммуникации в формировании потребительского спроса. Потребность как нужда, как необходимость, как состояние.

25. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивации (просьбы, предложение совет, убеждение).

26. Императивные формы организации мотивации (приказ, требование, принуждение).

27. Понятия заражения и подражания.

28. Понятие массовых вкусов.

29. Психология моды.

30. Роль групповых факторов в процессе убеждения. Конформизм и нонконформизм.

31. Влияние гендерных различий на восприятие средств массовых коммуникаций

32. Влияние возрастного и образовательного цензов при восприятии средств массовых коммуникаций.

33. Особенности творчества журналиста. Психологический профиль журналиста.

34. Творческое мышление и способности. Вербальное и невербальное мышление.

35. Виды рекламы и психологические способы ее воздействия на зрителя.

36. Психологические аспекты рекламы и антирекламы. Негативная реклама.

Рекомендуемая литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002
  2. Асмолов А.Г. Президент по выбору: моделирование желаемого будущего. – М., 2002
  3. Беззубцев С.Н. Слухи, которые работают на вас. – СПб., 2003
  4. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни //Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. – М., 1994
  5. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология //Бехтерев В.М. Избранные работы по общественной психологии. – М., 1994
  6. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.,1991
  7. Вацлавик П.,Бивит ДЖ., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: пер. с англ. — СПб, 2000
  8. Вересов Н.Н. Психология управления: Уч. пос.- М.: Московский психолого-социальный институт; — Воронеж: 2001
  9. Горячев С.М. Язык подсознания. Красноярск, 1998
  10. Григорьева А.В., Живодеров В.А. Изучаем нашу аудиторию. — М.,1971.
  11. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М, 1987
  12. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1996
  13. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т.. Неформальная политическая коммуникация. – М., 1996
  14. Дмитриев А.В., Тощенко Ж.Т. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности //Проблемы информационно-психологической безопасности: Сб. статей и материалов конференции. – М., 1996
  15. Доценко Е.Л. Психология манипулирования: Феномены, механизмы и зищита.-М.,1996
  16. Залевский Г.В., Залевский В.Г.. Фиксированные формы поведения как коммуникативные барьеры в кросскультурном контексте //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.
  17. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. — М.: 1994. — 265 с.
  18. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. – М.,2000.
  19. Катлин Скот, Сенткр Аллен, Брум Глен. Паблик рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд: пер. с англ.-М2001
  20. Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ –М, 1983.
  21. Крэйхи Б.. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003
  22. Лебон Г. Психология народов и масс. – Спб., 1995
  23. Леонтьев Д.А.. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельностью //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.
  24. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974
  25. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. – М., 1999
  26. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Молчанов Ю.В. Психология телевизионной коммуникации.- М., 2000
  27. Московичи С. Век толп. – М., 1996
  28. Мугалова Ж.А. Причины и факторы возникновения конфликтов на этнической почве //Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. — №1 (50), 2007.
  29. Мухина О.В. Психологическое воздействие электронных СМИ (политико-психологический анализ).

    – М., 1999

  30. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. – М., 1996
  31. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. /Акоп Погосович Назаретян. – М. , 2005
  32. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001
  33. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М., 1997
  34. Петренко В.Ф., Митина О.В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. – М., 2000
  35. Петренко В.Ф.. Психосемантическая трансформация ментальности в условиях массовых коммуникаций //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.
  36. Понидилко А.В., Лукашев А.В. «Черный PR».- СПб, 2000.
  37. Понидилко А.В., Лукашев А.В. «Черный PR».- СПб, 2000.
  38. Прангишвили А.В. Социальная психология паники в свете понятия установки //Прангишвили А.В. Исследования по психологии установки. – Тбилиси, 1967
  39. Психология влияния. Хрестоматия. – Спб., 2001
  40. Психологические исследования общения. /Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко. – М., 1985
  41. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия в 2-х т. – Самара, 1999.
  42. Райх В. Психология масс и фашизм. – Спб.- М., 1997
  43. Тернер Джон. Социальное влияние. — СПб., 2003
  44. Фернхем А., Хейвен П.. Личность и социальное поведение. – Спб., 2001
  45. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //Фрейд З. Избранное. Т.1. L.: Academic Press, 1969
  46. Фрейд З. «Я» и «Оно». – Тбилиси, 1991
  47. Хлопьев А.Т. Групповое и массовое сознание в поле слухов //Проблемы информационно-психологической безопасности: Сб. статей и материалов конференции. – М., 1996
  48. Шейнов В.П.. Психология влияния. Скрытое управление, манипулирование и защита от них. – М., 2002
  49. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком.- М.,2001
  50. Шепель В.М.. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М., 1997
  51. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973
  52. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникаций. – М., 1973
  53. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник. – М., 2002

Составитель: С.Л. Колосова