Развитие коммуникативных технологий в XX в.

Введение.

 

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым.

Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Итак, современная российская действительность с убедительностью демонстрирует возможности массовой коммуникации как средства формирования «моделей» социальной реальности, как важнейшего источника нормативных образцов, циркулирующих в обществе.

Данное исследование посвящено проблеме адаптации коммуникаций к условиям нового информационного общества, которое развивается в результате появления новых онлайновых ресурсов и освоения аудиторией новых каналов доставки информации. Обратимся к понятию.

Коммуникационная технология — это последовательность действий в коммуникации, воздействующая на массовое сознание и использующая особенности механизмов восприятия, изменения мнений или отношений к предмету, а также другие социальные и социально-психические механизмы. Соловьев А.И. Основы информационно-коммуникационной деятельности. http://slou.net/index.htm

Обязательными структурными элементами коммуникационных технологий являются источник коммуникации, канал, сообщение и получатель сообщения. Необходимо также учитывать и другие элементы коммуникационных моделей, такие как код, инструмент-манипулятор, фигура умолчания, обратная связь, автор сообщения, информационный шум. Коммуникационные технологии заключают в себе набор методик, техник, приемов и специальностей, объединенных по сфере применения и целям.

Коммуникационные технологии не являются исключительно сегодняшним изобретением, ведь, например, и проповедь, и книга, и шаманское пение, — все это является коммуникационной технологией разной степени интенсивности. В конечном счете, все они направлены на те или иные изменения сознания. И делают это с вполне предсказуемыми последствиями.

8 стр., 3900 слов

Общество как предмет исследования. Социальная реальность и социальное познание

... сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие "социальная динамика" вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне ... Человеческий индивид с его страстями, желаниями оказывается "первичным" по отношению к обществу. Жизнь общества определяют человеческие интересы, правильно или неверно понятые, воплощённые в планы, ...

К таким технологиям в первую очередь следует отнести рекламу, маркетинговые коммуникации, информационный менеджмент, паблик рилейшнз, промоушн, пресс-посредничество, паблисити, имиджеологию, выставочное дело, избирательные технологии, психологию, управление кризисными ситуациями, новостями, слухами, и др. Не менее интересны вопросы информационных и психологических войн, защиты информации от несанкционированного доступа, промышленный шпионаж, а также вопросы информации и дезинформации. Соловьев А.И. Основы информационно-коммуникационной деятельности. http://slou.net/index.htm

Развитие коммуникативных технологий в XX в.

Двадцатый век подвел итоги. Наряду с открытиями в науке, технике, медицине век был отмечен бурным развитием средств и способов передачи информации. Основы, заложенные в прошлом веке работами П.Л. Шиллинга, А.Г. Белла, Д. Л. Баэда, дали толчок тому, что в большей или меньшей степени является нашей повседневностью: телефонная и телевизионная связь, электронная почта, автоответчики, интернет. На смену старому термину “средства связи” пришел новый: “технологии коммуникации” или “коммуникационные технологии”.

Совершенствование коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на форму и функционирование организации, включая такие аспекты, как структура, система управления, направление информационных потоков и способ передачи информации, организационная культура. Исследования характера и последствий этого влияния проводятся как в нашей стране, так и за рубежом, где в силу исторических причин старт подобным изысканиям был дан раньше. В этой статье предлагается обзор усилий западных специалистов в данной области на протяжении последних двух десятков лет.

В своей книге «Коммуникационные технологии XX века» Г.Г. Почепцов рассматривает «большинство технологий XX века»: «Эти коммуникационные технологии обладают большим объемом общих характеристик, что и позволяет их систематизировать. Характерной чертой является попытка влияния на массовое сознание, что отличает их от других вариантов межличностного воздействия… Коммуникационные технологии, являясь в основном изобретением века двадцатого, перейдут вместе с нами в век двадцать первый, где и получат свое полное развитие. Профессии будущего следует готовить сегодня» Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Рефлбук, Ваклер, 2000. — С. 4.

Какие профессии имеются в виду? Это: менеджер PR, имиджмейкер, спиндоктор, спичрайтер, пресс-секретарь, избирательный технолог, переговорщик, псиоператор, кризисник, специалист по слухам, рекламист, психотерапевт.

Те или иные виды профессиональной деятельности используют соответствующие им коммуникационные технологии, которые, в свою очередь, являют собой особые и эксклюзивные ноу-хау.

Интересно, что и слухи являются своего рода «мягкой» коммуникационной технологией, где важна не столько передача самой информации, как передача чаще всего негативной эмоциональной реакции.

Хочется остановиться на некоторых коммуникационных технологиях, наиболее популярных на рынке.

Паблик рилейшнз.

12 стр., 5874 слов

Теоретико — методологические основы исследования паблик рилейшнз

... населения и организаций. Именно по этой причине в демократическом обществе наиболее эффективными средствами построения межгрупповых связей являются средства и технологии паблик рилейшнз, призванные влиять ... и взаимопонимания между организацией и общественностью”. Также распространено следующее определение: PR – это специальная наука и искусство управления социальной информацией в условиях внеценовой ...

Связи с общественностью — явление намного более глубокое и широкое, чем просто отделы, функционирующие в отдельных организациях и учреждениях, или самостоятельные консультативные фирмы паблик рилейшнз, к услугам которых обращаются клиенты. И теоретики, и практики системы паблик рилейшнз постоянно подчеркивают, что она является наукой и искусством формирования общественного мнения в желаемом направлении.

Паблик рилейшнз — это функция управления, призванная оценивать отношение публики, идентифицировать политику и действия частного лица или организации относительно общественных интересов и выполнять программу деятельности, направленную на достижение понимания и восприятия ее массами. [21. — C. 7]

Как функция управления паблик рилейшнз охватывают:

· предвидение, анализ и интерпретацию общественного мнения, отношений и спорных вопросов, способных положительно или отрицательно повлиять на деятельность и планы организации;

· консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления действий и коммуникации с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом;

· постоянную разработку, выполнение и оценку программ деятельности и коммуникации для обеспечения понимания целей организации информированной публикой, что является важной предпосылкой их достижения. Это могут быть программы маркетинга, финансирования, сбора средств, отношений со служащими, правительственными учреждениями.

· планирование и реализацию усилий организации, направленных на совершенствование социальной политики;

· определение целей, составление плана и бюджета, подбор и подготовку кадров, изыскание средств, другими словами, управление ресурсами для выполнения всего вышеизложенного.

Коммуникационное пространство наполняется сообщениями из различных источников. В задачи PR не входит управление всем этим отнюдь не броуновским движением, что практически невозможно. PR старается создать в рамках данного коммуникационного пространства среду, благоприятную для своих объектов. Это более узкая задача, поэтому достижение ее представляется возможным. Идет борьба за попадание в фокус общественного внимания, борьба за сбалансированное сочетание положительных и отрицательных высказываний об объекте PR. [29. — C. 28]

PR опирается на имеющиеся коммуникационные потоки, будь то масс-медиа или слухи, стараясь готовить для них свои варианты сообщений. Сложность подобных единиц как раз и состоит в том, что они должны удовлетворять требованиям сразу двух систем: внешней, формирующей коммуникационное пространство, и внутренней, отвечающей конкретным целям PR-работы. [15. — C. 56]

В целом можно отметить, что независимо от того, занимается или нет данная фирма или организация специально PR, последняя все равно занимается ими, поскольку существуют коммуникационные потоки, образуется та или иная репутация. А ведь человек имеет тенденцию покупать известные ему продукты, обращаться в известную фирму, игнорируя неизвестные продукты, неизвестную фирму. Как пишет Питер Грин: «PR не создает продаж, оно создает атмосферу, в которой продажи скорее будут сделаны». [29. — С. 33]

12 стр., 5922 слов

Технологии спиндоктора

... является книга Г. Почепцова "Коммуникативные технологии 20 века". Недостающие данные и комментарии были взяты из Интернета. 1. СПИНДОКТОР В ПОЛИТИКЕ Политическое манипулирование посредством СМИ ... предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов и технологий воздействия на сознание ...

 

Имидж

Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж (образ).

Независимо от желаний, как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж — объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса.

Корпоративный, или организационный имидж — это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций. [31. — C.28]

Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Иначе говоря, одна и та же организация может по-разному восприниматься (или стремиться к специфическому восприятию) инвесторами, госструктурами, местной и международной общественностью. Например, для широкой национальной общественности предпочтительна гражданская позиция компании. Для международной общественности глобальные компании стремятся быть «корпоративными гражданами мира». Для партнеров важна высокая конкурентоспособность компании. Кроме того, существует внутренний имидж организации — как представление персонала о своей организации. Можно сказать, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности — свой. Синтез представлений об организации различных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации.

Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции.

Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.

Существует еще одна функция имиджа, которую мы обязаны учитывать. Назовем ее идеализацией. В этом случае имидж пытается выдать желаемое за действительное. И в том, и другом случае имидж имеет функцию противопоставления, поскольку он строится системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей.

Корпоративный имидж значим и в финансовом менеджменте. Имидж представляет собой неявный (нематериальный) актив, отражается в соответствующей статье активной части балансового отчета Североамериканских и Западноевропейских компаний в стоимостном выражении. [31. — C. 56]

Имидж, несомненно, — инструмент достижения стратегических целей организации. Стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Позитивный имидж создается основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности.

Спиндоктор

Работа спиндоктора заключается в подготовке ожиданий аудитории. Ей заранее предписывается, как именно она поступит при наступлении какого-то события. Чаще всего спиндоктор (spin doctor) занят исправлением освещения события в масс-медиа, после того как информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок. Само слово «spin» означает «верчение, кружение». То есть это подача событий в более благоприятном виде. На современном языке мы можем определить эту область как менеджмент новостей.

9 стр., 4395 слов

Имидж организации структура и психологические факторы эффективности

... имиджа организации, имеющие сходную структуру. Разработчики этих моделей полагали, что общее впечатление об организации формируется на основании интегрирования различной информации о самой организации, ... организации, обусловливающей успешность ее деятельности. Такая регуляция отношений с другими организациями, группами, общественностью ... использованием психологических технологий «тайного принуждения»). ...

Спиндоктор организует и реорганизует событие в его коммуникационной плоскости. Основным аспектом каждого организуемого события становится его последствия для массовой аудитории («как это аукнется?»).

Каждый шаг измеряется исходя из этой перспективы. Для события с позиции спиндоктора главенствующим оказывается чисто коммуникационный аспект.

Спиндоктор в состоянии обыграть ситуацию, и это его наиглавнейшее свойство. Он делает это, отбирая наиболее эффективные сообщения, помещая их в наиболее важные каналы, выбирая для этого нужное время. Лучшие из них являются виртуозами работы с масс-медиа. Спиндоктор нацелен не столько на создание, как на предупреждение создания не того события, которое требуется. Спиндоктор может также совершить утечку информации, может развернуть по стране группы давления, которые призваны поддержать те или иные требования. Возможности его широки, если не беспредельныПочепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Рефлбук, Ваклер, 2000. — С. 58 . Но все же возможности спиндоктора не беспредельны. Однако эта новая специальность демонстрирует нам совершенно новые возможности по управлению массовым сознанием.

Интернет

Новые информационные технологии типа Интернета сегодня активно используются в целях распространения различной информации.

Появление и развитие Интернета прибавило целый ряд инструментов, чья функция состоит в достижении цели продвижения товаров, а также несколько дополнительных задач, связанных с использованием Сети — к ним относятся создание и продвижение собственного web-сайта и формирование собственного уникального имиджа в Интернете, организация обратной связи через форумы, электронную почту и др.

Коммуникационная политика, проводимая в Интернете — это курс действий предприятия, направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе использования комплекса средств коммуникаций Интернета, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижение товаров и услуг на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

Web-сайт компании обычно выступает центральным элементом коммуникационной политики, проводимой в Интернете. Поэтому так важна задача его продвижения, от успешной реализации которой в значительной степени зависит эффективность всей коммуникационной политики.

Наличие хорошо разработанного традиционного брэнда может также значительно облегчить задачу построения эффективной политики взаимодействия в Интернете, однако не исключено, что для достижения максимальной эффективности коммуникаций в Интернете потребуется создать новый брэнд или трансформировать существующий, сделав его интерактивным.

По интенсивности воздействия коммуникационные технологии можно разделить на низкоинтенсивные и высокоинтенсивные.

Высокоинтенсивные технологии позволяют осуществлять перемены в сознании общественности за краткий период времени. Низкоинтенсивные технологии рассчитаны на более долговременный период. В результате их действия создается благоприятный контекст для возможных будущих действий. Низкоинтенсивные технологии имеют преимущество в том, что их цели известны коммуникатору, но неизвестны получателю информации. В случае высокоинтенсивных технологий цель коммуникации является явной и для отправителя, и для получателя. Поэтому она может встречать сопротивление аудитории, в случае низкоинтенсивной технологии цель оказывается «спрятанной», что дает возможность подавать ее в качестве нейтральной информации.

10 стр., 4530 слов

Тест По «теории массовых коммуникаций» Основные положения теории ...

... и осуществляется путем распространения информации при помощи технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории? Массовая коммуникация Кто в массовой коммуникации выступает в виде ... взаимодействие Как называется процесс, посредством которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности? Проективное Как называется активное воспроизводство индивидом ...

К числу низкоинтенсивных технологий можно отнести мифологические коммуникации, когда происходит создание той или иной базовой системы ценностей. Практически все периоды нашей истории связаны с той или иной системой мифологических ценностей, которые в свою очередь позволяют интерпретировать события следующих уровней.

Высоко- и низкоинтенсивные технологии решают разные типы задач. Комбинация и тех, и других позволяет осуществлять широкий круг конкретных заданий. Но в любом случае сначала должна вступать в действие низкоинтенсивная технология, создавая положительный контекст для последующего вступления в действие высокоинтенсивной технологии.

Коммуникационные технологии помогают усилить имеющиеся положительные характеристики и скрыть или уменьшить влияние негативных характеристик. В рамках единой коммуникационной кампании могут быть низкоинтенсивные и высокоинтенсивные элементы. Одни из них сориентированы на долговременный результат, другие — на кратковременный. Одни действуют косвенно, другие прямо. Но именно долговременные элементы позволяют системным образом соединить элементы кратковременного воздействия.

При этом более удачной с точки зрения воздействия является реакция на низкоинтенсивные элементы, поскольку они не требуют существенных сдвигов в сознании. [29. — C. 268]

Коммуникационные технологии являются именно технологиями, поскольку дают большую долю вероятности в достижении планируемого результата. Это не случайный, а системный процесс, направленный на безусловное воздействие на аудиторию. [12. — C. 21]

В содержании коммуникационной политики не должно быть ничего случайного. Коммуникационная программа должна определяться, исходя из целей предприятия, которые зависят от его общей политики. Классификация коммуникационного инструментария является удобной техникой выявления пробелов в коммуникационной политике предприятия.

Каналы распределения.

Решения о выборе каналов распределения одни из самых сложных и ответственных, которые необходимо принять фирме. Каждый канал характеризуется присущими ему уровнями сбыта и издержек; выбрав конкретный маркетинговый канал, фирма должна, как правило, пользоваться им в течение достаточно длительного периода времени. Выбор канала окажет существенное влияние на прочие составляющие комплекса маркетинга и наоборот.

Каждой фирме необходимо разработать несколько вариантов достижения рынка. В отличие от прямой продажи эти пути к рынку представляют собой каналы с одним, двумя, тремя и более уровнями посредников. Для каналов распределения характерны постоянные, нередко драматические перемены. Три самые существенные тенденции последнего времени распространение вертикальных, горизонтальных и многоканальных маркетинговых систем. Тенденции эти имеют важные последствия с точки зрения сотрудничества, конфликтов и конкуренции каналов распределения.

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...

... 1.2 Теория развития умений к. Фишера Понятие умений К. Фишер заимствует в основном из теории аттитюдов (установок). Он считает, что субъект изначально ориентирован на информацию, раскрываю ... 3) подражание, 4) кон­троль, 5) созревание. Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова “операция ...

 

 

Медиасистемы XXI века.

Массовая коммуникация медиасистема.

Начало XXI века ознаменовалось новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиасистемы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь — ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиасистемах в первые годы нового столетия.

Наиболее важными аспектами, определявшими пути развития СМИ в конце XX в., были оцифровка (дигитализация), глобализация и конвергенция с интернетом, ставшим основным интегрирующим фактором. Сегодня заявили о себе важные нововведения: мобильные телефоны начали демонстрировать свой интегрирующий и конвергенционный потенциал, благодаря которому они, вероятно, смогут стать новым важным элементом информационного пространства — в противовес или в дополнение к интернету. Глобальное телевидение открыло возможности для конкуренции в освещении новостей и международных отношений, особенно в сфере экономики и финансов. История коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов — информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры. Потребность в информации заставляла вождей древних племен рассылать гонцов и принуждала римских императоров и халифов создавать эффективные почтовые и дорожные системы; печатная революция Гутенберга открыла новую эру периодической печати, потребности общества и политическая борьба во Французском королевстве заставили Людовика XIII начать выпуск «Газетт»; экономические и финансовые нужды семьи Фуггер способствовали созданию периодической печати в Германии; свобода прессы, рост числа грамотных людей в Англии создали аудиторию для британской печати XVIII столетия и породили общественную сферу, которая способствовала развитию гражданского общества. Технологические реалии создали возможности для дальнейшего развития СМИ, в то время как политические и экономические условия, культура, социальные и коммуникационные потребности диктовали, каким должно быть содержание журналистской продукции — новости, комментарии, реклама, развлечения, спорт.

Наиболее существенный вызов для объединенной вокруг интернета коммуникационной структуры исходит от мобильных телефонов, чьим преимуществом является возможность предоставления двух коммуникационных услуг сразу — это и доступ к содержанию СМИ, и его передача, что приводит к их настоящей интерактивности. В ходе второй войны в Ираке мобильные телефоны доказали свою исключительную эффективность. Благодаря им появился очень удобный в использовании способ доступа к информации. Мобильные телефоны, по всей видимости, имеют неплохие шансы стать новым средством информации и способом преодоления цифрового неравенства. Другим вызовом оказывается демонополизация глобальных телевизионных сетей. Арабская глобальная телесеть «Аль-Джазира» попыталась конкурировать с Си-эн-эн в освещении второй иракской войны. Благодаря таким сетям, как «Евроньюс», «Дойче велле», Би-би-си и TВ-5, глобальное телевидение стало более плюралистичным, подрывая монополию Си-эн-эн. Демонополизация глобального телевидения открыла новые пути для развития плюралистичных и ориентированных на общественный интерес медиаструктур. Взаимоотношения между глобальными, региональными и общенациональными медиасистемами стали еще одним важным фактором развития новых путей к плюрализму в медиаструктурах, базирующихся на новых технологиях, и это поднимает ключевую проблему современного развития новых СМИ: речь идет о доступе к интернету, новым средствам информации и мобильным телефонам.

17 стр., 8491 слов

1 Возникновение и развитие психики, анализ современных теорий

... конструкт, объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить ... мысль очерчивала грани своего предмета. 4 Свойства внимания, возрастные особенности развития внимания. Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на ...

С Олимпиады в Токио начался новой этап развития международного информационного пространства. Глобальное освещение Олимпиады средствами спутникового телевидения позволило жителям всех континентов одновременно наблюдать за различными соревнованиями — и это означало создание глобального информационного пространства, главным элементом которого явились глобальные телесети. Составными частями глобального информационного пространства стали не только глобальные телевизионные компании, но также и вещающие на весь мир глобальные радиостанции и газеты.

Интегрирующим стержнем глобальной информационно-коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур.

Интернет интегрирует шесть каналов СМИ — прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно-коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире.

Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий.

Новые и старые провайдеры содержания для новых и старых средств информации не могут удовлетворить стремительно растущий спрос, который стимулируется разнообразием СМИ и скоростью доставки информации пользователям. Тексты онлайновых версий традиционных СМИ — газет, журналов, радио и телевидения составляют значительную часть содержания в интернете. Эту же функцию в еще большей степени осуществляют информационные агентства, которые подверглись большим изменениям: в дополнение к новостному обеспечению аналитических данных они удовлетворяют спрос на обеспечение ряда видов содержания: статистические данные, графики, индексы фондовых бирж, финансовая, экономическая, техническая и научная информация, сведения о культуре, литературе, музыке, театре, кино и спорте. В результате агентства серьезно увеличили свои объемы и доли в удовлетворении общественного интереса, стали важным элементом индустрии содержания. Но еще более важную роль сыграла конвергенция, которая позволила рекламным и пиар-компаниям, сейчас тесно взаимодействующим, приспосабливать свои многочисленные услуги к новым носителям; более того, конвергенция вовлекает в качестве ресурсов содержания интернет-сайты исследовательских институтов, программных компаний, консультантов и специализированных банков данных. Конвергенция сегодня — сердцевина наиболее важных преобразований индустрии содержания, а интернет, в свою очередь, — основное его хранилище.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... критику. В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, ... педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой ...

Теория коммуникации в контексте новых технологий, перспективы развития.

В начале XXI века наблюдается рост интереса к теоретическому осмыслению проблем коммуникации — массовой и межличностной. Как и в конце XX века, в начале современно теоретики коммуникационных процессов не только в России, но и в европейских странах и в США все более активно говорят и пишут о роли и власти средств массовой информации. Это становится общим местом в рассуждениях политиков о том, как влиятельны средства массовой информации, как они управляют миром, как они безответственны, как ими управляют и с их помощью манипулируют общественным мнением.

В XXI веке роль коммуникации охватывает все новые сферы жизни, а информационно-коммуникационное пространство расширяется, массовые модели сочетаются с межличностными, находя новые поля применения прежде всего на межличностном и персонально-индивидуальном уровне.

Научные центры, которые занимаются массовой коммуникацией, пытаются подводить итоги развития СМИ в XX веке и определять пути развития теории массовой коммуникации. Это особенно интересно, поскольку в нашей стране эта дисциплина не сформировалась в полной степени, хотя она находится в поле зрения не только журналистов, но и психологов, философов, социологов, политологов. Всех занимает роль массовой коммуникации, но до сих пор мы не можем назвать российский стандартный учебник по коммуникации. Из трудов западных теоретиков выделяется «Теория коммуникации» Дениса МакУэйла, которая выдержала шесть изданий и принята в качестве учебника во многих университетах.

Исследования коммуникации расширили свою географию, они перестали быть англо-американской монополией. Сегодня книги и журналы по медийным и коммуникационным проблемам издаются во многих странах Европы, Азии, Америки. Важную роль в интернационализации исследований коммуникации играют международные организации — IAMCR (Международная ассоциация исследований массовой коммуникации) и ICA (Международная ассоциация коммуникаций).

И, соответственно, в них представлены теории не только американские, но и канадские, британские и даже российские.

Особый интерес вызывает исследование трех авторов из Университета Иллинойса в Чикаго — Кевина Барнхерста, Майкла Вари и Игоря Родригеса, — посвященное визуальным коммуникациям. По их мнению, способствуют внедрению образного, зрительного начала в сферу коммуникации Интернет, мобильная телефония, не говоря уже о телевидении. Визуальная коммуникация превращается в важнейшую часть исследования коммуникации и становится самостоятельным участком, или, как говорят, самостоятельной дисциплиной. Интересно отметить, что авторы работают одновременно в отделении коммуникации, а также в отделении истории искусства.

Одним из факторов, способствующих медийной визуализации, стало резкое увеличение каналов коммуникации и дефицит содержания.

Особое место в системе коммуникаций занимают связи с общественностью. Обстоятельное исследование посвящено паблик рилейшнз, которые рассматриваются Карлом Ботаном и Морин Тейлор как новая прикладная коммуникационная дисциплина. Кроме того, авторами подготовлена специальная статья по теории и исследованию массовой коммуникации, где представлены своего рода каталогизация и классификация современных многочисленных и разнообразных теорий коммуникации.

В США согласно приведенным данным представлены 26 теорий коммуникаций. Авторы исследования — Дженнингс Брайант и Дарина Майрон из Института исследований коммуникаций и информации.

Роксанн Паррот из Университета Аризоны делает акцент на коммуникации, связанной со здоровьем. Интерес общества к проблемам сохранения здоровья человека стал настолько важным, что это считается сегодня важнейшей областью коммуникации и в большинстве американских университетов имеется специализация по этой сфере человеческих интересов.

Это связано с возросшими опасностями для здоровья: наркотики, СПИД и все прочие «прелести» современной цивилизации, заставляющие людей постоянно заботиться о здоровье, которое становится одним из острейших глобальных проблем существования человечества и поэтому оказывается в центре внимания в процессе современных коммуникаций.

Собранные все вместе эти исследования показывают изменяющуюся структуру коммуникационных процессов в современном мире.

Таким образом, в современной коммуникации происходят существенные сдвиги. В чем-то мы возвращаемся к традиционным основополагающим законам коммуникации — к коммуникации «уха» и «глаза». Возрастает роль визуальной коммуникации в восприятии мира на всех уровнях: бытовом, научно-теоретическом, политическом. Во всех видах коммуникации, на всех уровнях грамотности визуальный аспект очень важен. И этому способствуют новые технологии, прежде всего Интернет, который даже текст визуализирует: когда речь идет о гипертексте, визуальная сторона становится особенно существенной, да и научная информация, которую вы получаете из Интернета, связана с определенным визуальным оформлением. В сфере экономической и индустриальной проблема так называемой упаковки, или дизайна, становится чрезвычайно важной.

Определяя особенности коммуникационной визуальной сферы, авторы сосредоточивают свое внимание на четырех направлениях: это прежде всего искусство (имеется в виду изобразительное искусство), дизайн, который связан с искусством, фото и фильм. Эти четыре момента являются определяющими в сфере визуализации коммуникации. Все они имеют свои практические зоны. Искусство, прикладное искусство, дизайн действуют во всех сферах, а фото и фильм в сегодняшней системе коммуникаций тоже очень важны. Эти четыре направления определяют характер того, что называется новой коммуникационной дисциплиной — визуальной коммуникацией.

Культура «глаза» и восприятия мира через глаз становится сегодня особенно существенным факторам и важным аспектом теории и реальностей коммуникаций. В этом смысле, исследуя коммуникацию, мы соединяем текст с визуальными качествами, которые опираются на искусство, дизайн, фото и фильм. Объединяясь, сливаясь, все это переплетается в особую зрительную коммуникационную систему. Она сегодня настолько важна, что превращается в каком-то смысле в глобальный универсальный язык образов, где нет словесного текста, но уже появляются элементы общечеловеческой или глобальной визуальной культуры, начиная с того, как мы находим самые нужные для нас учреждения в самых разных странах и разных ситуациях по этим общечеловеческим визуальным сигналам, и кончая чтением материалов по Интернету, в компьютере, в сотовом телефоне.

Идет обновление и развитие коммуникаций, которое охватывает все стороны нашей жизни. Таким образом, происходит дифференциация теорий коммуникаций и самой коммуникационной сферы. И это очень важный аспект.

Особый интерес к теории коммуникации связан прежде всего с развитием конвергенции в сфере коммуникации. Она происходит в компьютере, в новом современном сотовом телефоне и в сфере общения, где все виды коммуникации очень важны. А о том, насколько важна визуальная коммуникация, можно судить даже по последним предвыборным кампаниям, где сигнальная роль цвета приобретает большое значение. Если, например, оранжевый или голубой галстук говорит больше, чем слова, о политической ориентации, вы можете даже не говорить, к какой партии вы принадлежите, — на это указывает цвет вашего галстука. Визуализация становится еще более многомерной. Раньше цвета радуги делились иначе: цвет надежды, печали, любви и т.д. Теперь появился технологический аспект, который усиливает эффект визуализации.

Сегодня в мире полтора миллиарда мобильных телефонов, они олицетворяют возвращение к коммуникации слуха, которая во вмонтированном в мобильный телефон фотоэлементе объединяется с коммуникацией глаза, создавая синкретическую зрительно-слуховую, визуально-звуковую коммуникацию.

 

Заключение.

 

На рубеже XX и XXI вв. наступил новый этап развития информационно-коммуникационных процессов — современные коммуникации в XXI веке изменили весь стиль современной жизни, теория коммуникации стала важнейшим направлением научной мысли. Международные организации, работающие в этой сфере, пытаются подвести итоги исследований, значительно расширившихся в прошлом столетии, все больше внимания уделяют теории коммуникации.

Вопросы теории коммуникации приобретают все большее значение для общества, для научной среды, для научного сообщества, и соответственно впервые возникает такой своего рода коммуникационный бум.

Быстрое развитие новых и, в особенности, информационных технологий оказывает серьезное влияние на формы существования и деятельности организаций. Изменения происходят столь быстро, что ученые успевают только описывать и систематизировать происходящие изменения, отодвигая задачу методологического осмысления на будущее.

Индивидуализация и персонализация медийной коммуникации открывает новую эпоху человеческого общения, теперь у нас в кармане газета, книга, фильм, музыка в мобильном телефоне — человеческое общение получило новый стимул, а личность новые возможности для самовыражения и новый масштаб, включающий и массовую глобальную сферу, и сугубо интимную область межличностного общения.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. — СПб. — Изд-во СПбГПУ, 2004. — C. 4-11.

2. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания //Компаративистика III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2008.

3. Луман Н. Невероятные коммуникации. Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2009.

4. Луман Н. Что такое коммуникация? //Социологический журнал. 1995. №5

5. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарные знания. 1999. С.11-21.

6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2008.

7. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

8. Третьяк Г.Е. Сущность коммуникации и ее место в социокультурной реальности.

9. Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. №3.

10. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001