Проблемы социальной адаптации религиозных сектантов в социуме: социально-антропологический подход

3

Курсовая работа по теме:

«Проблемы социальной адаптации религиозных сектантов в социуме: социально-антропологический подход»

Содержание

Введение

Часть I. Общий обзор поведения и деятельности тоталитарных сект

1.1 Влияние тоталитарной секты на личность

1.2 Потенциально опасные последствия сектантства для семьи индивида (адепта)

Часть II. Социальная адаптация религиозных сектантов

2.1 Психологические особенности адаптации религиозных сектантов в социуме

2.2 Социологические особенности адаптации религиозных сектантов в социуме

2.3 Проблемы социальной адаптации религиозных сектантов с позиции социально-антропологического подхода

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы. По своей этимологии слово «секта» означает нечто отделенное от целого. Понятие религиозной секты в современной общественности определяется как термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления. Существенные признаки религиозной секты, отличающие ее от церкви — неприятие мира, добровольное и сознательное вступление (обращение), отсутствие бюрократической организации, менее формализованное и более эмоциональное богослужение. Наряду с этими признаками свойственно стремление усовершенствовать или видоизменить некоторые положения вероучения или обрядовой практики «исторических религий» .

Сегодня, в обществе так называемой культуры постмодерна, когда человек ориентирован более на что-то материальное, сфера духовная зачастую играет для него не самую главную роль (в особенности, в Западных, постиндустриальных странах).

Здесь имеет место быть и кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии, отсутствие общегосударственной национальной идеи и пр. Но, тем не менее, человек — существо целостное во всех его проявлениях; он всё равно ищет в итоге какой-то духовный оплот, и там, где традиционная религия по каким-либо причинам отвергается или частью не принимается сознанием общества, пристанищем человеку как раз становятся так называемые сектантские образования, а точнее, представители различных, которые стремятся заполнить образовавшиеся в духовной сфере прорехи. Иначе они называются «деструктивными культами» (организациями), «неокультами» и т.п.

19 стр., 9226 слов

Социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития

... учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития, в котором многие малыши впервые переходят ... Глава 1. Теоретические аспекты проблематики социальной адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития 1.1 Понятие социальной адаптации С поступлением ребенка в дошкольное учреждение ...

Условно наиболее распространенные деструктивные организации можно разделить на несколько типов [Электронный ресурс] Секты современной России. Режим доступа: http://marsiada.ru/360/609/2231/619/:

1. Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения, например, «Завет». Ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и изменяя смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все последователи утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена.

2. Секты, претендующие на обладание «новым откровением» — мормоны (или «церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна («Церковь Объединения» с ее фронтовыми организациями), «Аум Синрикё», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, бахаизм.

3. Учения и секты из движения New Age («Новая эра», «Век водолея»), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы — кришнаизм, йогические практики, в том числе сахаджа-йога, трансцендентальная медитация (ТМ), неоведантизм, теософия, «живая этика» (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта Порфирия Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр «Дианетика», «нарконон», «криминон» и т.д.), астрология, «Академия фронтальных проблем» («Академия Золотова»), неоязыческий центр «Юнивер», и др.

4. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей привлекают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок-концертах. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Все моральные преграды сознательно разрушаются, принципом становится безнравственность, а культом — сила и безжалостность.

Современные секты — это организации, представляющие вниманию общества множество разнообразных идей, но все они, так или иначе, ориентируются более на обогащение лидера организации, чем на духовный поиск.

По мнению кандидата философских наук Академии труда и социальных отношений А.В. Тонконогова, секты — это особые социальные группы, имеющие свои ценности, принципы, цели (явные и тайные), для достижения которых руководители сект (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) применяют к адептам и неофитам методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания), что приводит личность в состояние частичной или полной психологической личностной и групповой зависимости. Используя духовные и материальные результаты деятельности личности в узкогрупповых интересах, осуществляя контроль (тотальный или локальный) за всеми сферами жизни адептов, сектанты открыто или тайно противопоставляют себя отдельным социальным группам, обществу, государству или мировому социуму в целом, лишая при этом прав одних членов и наделяя особыми правами других [электронный ресурс] Тонконогов А.В. Сектантство как социальный феномен. Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=843/.

3 стр., 1101 слов

Организация психологической помощи

... 4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации. Организация психологической помощи 1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного ... проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д. 3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и ...

Каждый человек приходит в такую общность своим путем (в поисках верного жизненного пути, в стремлении попробовать что-то новое, быть не таким, как все, в желании знать больше, чем остальные, проявить свои лидерские качества или приобрести (возможно, развить) знание о котором не хватало информации ранее и т.д.), но последствия этого «вступления» для каждого человека одинаковы. При вступлении в секту у человека происходит изменение сознания как следствие воздействия последователей-вербовщиков (в последнее время с применением новых опасных практик и особенностей вербовки), которые приглашают его прийти на какую-либо лекцию или под иным предлогом, которых у сектантов существует немало.

Вот примерный список организаций, под видом которых обычно действуют секты [Электронный ресурс] Что такое профилактика? — Информационно-аналитический портал antiCEKTA.ru. Режим доступа: :

· технологий оптимизации бизнеса;

· курсов повышения мотивации;

· курсов переквалификации;

· агентств по трудоустройству;

· правозащитных организаций;

· психологических тренингов;

· курсов психологической помощи;

· антистрессовых программ;

· курсов самопомощи в преодолении депрессии;

· медицинских центров;

· оздоровительных центров;

· центров реабилитации для нарко-, алко- и табакозависимых, бывших заключенных;

· курсов английского языка;

· религиозных организаций;

· кружков йоги и медитации;

· молодежных организаций;

· детских кружков творчества;

· организаций по распространению биодобавок и другой продукции и т.д.

Наблюдаемая трансформация личности адепта заключается в том, что люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, или же просто находящихся в ситуации какого-либо выбора, как правило, легко внушаемы (то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей), получают воображаемый смысл жизни, но мышление их может строиться лишь по примитивным схемам, о чем подробнее будет сказано в гл.1. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты иногда сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Привыкание к обычной жизни для людей, попавших в секту, — явление однозначно непростое, а для некоторых (как показывает практика специалистов, работающих в области психологической помощи и реабилитации бывших адептов религиозных сект) — и вовсе неосуществимое, так как человек со слабой и восприимчивой психикой может не справиться со значительной психологической нагрузкой во второй раз.

Явление адаптации членов тоталитарных сект в социуме было объектом пристального внимания специалистов разных областей. Плотно занимались изучением адаптации специалисты как с социологическим, так и психологическим уклоном, пытаясь объяснить данный феномен каждый со своей стороны: психологи изучают процесс путем объяснения психических процессов и предпосылок, особенностей психики человека, его врождённых свойств, темперамента; социологический подход состоит преимущественно в поиске социальных условий, особенностей межличностных отношений, взаимодействий и пр.; то есть, очевидно, что данные подходы рассматривают процесс адаптации к обществу бывших религиозных сектантов, несколько односторонне для того, чтобы увидеть наиболее полную картину и наиболее полно описать последний.

9 стр., 4207 слов

Социально-педагогическая адаптация личности

... преодоления культурно шока…………………..22-23 Заключение…………………………………………………………………24 Литература………………………………………………………………….25 Введение Социально - психологическая адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной педагогики, так как ...

Всё это позволяет сделать вывод о том, что логичнее было бы применить такой подход, который объединил бы в каком-то смысле названные выше, и решение этой проблемы я вижу в рассмотрении ее с социально-антропологической точки зрения, то есть, используя подход более полный, комплексный, рациональный и объективный.

Научно-теоретическая степень разработанности проблемы

Исследования сектантства до настоящего времени велись, за редким исключением, только в конфессиональном направлении, а именно в области религиозного сектантства.

Такие западные ученые, как М. Вебер, Р. Нибур, Э. Трельч, рассматривали сектантство в области религиозного христианского сектантства.

В дореволюционной России активно исследовали феномен сектантства П. Милюков (религиозное сектантство) и С. А. Нилус (религиозное и псевдорелигиозное сектантство).

Феномен религиозного сектантства исследовался в советский период такими учеными как — В. Бонч-Бруевич, А. Катунский, Д. Фурман. Особого внимания заслуживают фундаментальные труды А. И. Клибанова и Н. М. Никольского.

Некоторые современные западные учёные, изучая сектантство, пришли к выводу о целесообразности использования термина новые религиозные движения (НРД), что указывает на их узкопредметный подход к изучению данного феномена. Но есть среди западных исследователей учёные, пытающиеся разобраться в причинах возникновения сектантства, активно использующие понятие «секта». Особо следует отметить работы — Т. Гандоу, Р. Лифтона, У. Мартина, Дж. Макдауэлла, Д. Стюарта.

Среди российских учёных и религиозных деятелей, изучающих религиозное сектантство и особенности адаптационного процесса личности, следует отметить работы таких исследователей, как: А. Васильев, Е.Н. Волков, Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко, И. Куликов, А. В. Кураев, Л. Н. Митрохин, А. В. Саввин, О. Стеняев, Д. А. Таевский, Н. А. Трофимчук, А. И. Хвыля-Олинтер, Н. В. Кривельская, А. А. Скородумов.

Наиболее интересными современными российскими работами в области исследования сектантства во всех его проявлениях можно по праву считать труды А.Л. Дворкина, рассматривающего феномен сектантства с позиций Православного христианства, что, безусловно, отразилось на позиции и выводах, которые он сделал в своих работах.

Следует отметить, что исследование теоретических и практических проблем сектантства не сможет избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена. Научная дисциплина, изучающая различные аспекты развития сектантства, влияющие на жизнь отдельной личности и всего общества в целом, находится в стадии становления.

Проблема: ограниченность социологического и психологического подходов в анализе проблем адаптации в социуме религиозных сектантов.

26 стр., 12541 слов

Понятие религиозного опыта в современной психологии

... впервые осуществлен феноменологический анализ «встречи с Божественной реальностью» в религиозном опыте личности.   1 РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА   & ... в феноменологическом анализе «встречи с Божественной реальностью» в религиозном опыте личности. Объект исследования - современный религиозный опыт людей зрелого возраста. Предмет исследования – «встреча ...

Объект исследования: проблемы социальной адаптации человека, испытавшего влияние религиозных сект.

Предмет исследования: особенности социальной адаптации религиозных сектантов.

Цель: выявление и анализ особенностей социальной адаптации религиозных сектантов с позиции социально-антропологического подхода.

Задачи:

1. Изучить механизмы социально опасной деятельности религиозных сект, заключающейся в стремлении их руководителей контролировать сознание и поведение личности в социуме;

2. Рассмотреть последствия сектантства для самой личности, освободившейся от ее влияния, и для её близких;

3. Провести сравнительный анализ двух подходов к изучению адаптационных процессов бывших религиозных сектантов.

деятельность опасность секта адаптация сектант социум

1. Общий обзор поведения и деятельности тоталитарных сект

1.1 Влияние тоталитарной секты на личность

Отечественные ученые констатируют, что «в начале третьего тысячелетия религия, которая традиционно считалась архаической формой культуры, находится «в центре драматических событий современного постиндустриального общества», а ее влияние на поведение и мироощущение значительной части человечества трудно переоценить» Кононова Е.Ю. Современные особенности распространения сектантства на территории России. — Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2009. — №1. — С.111-116..

Сегодня перед человеком открыты сотни путей и миллионы возможностей, и зачастую человек, затерявшийся в потоке этого разнообразия и обилия информации, неосознанно делает свой неверный выбор. Вариантов такого выбора можно назвать бесконечно много. Но в данном случае речь идёт о многообразии деструктивных религиозных культов, которых в нашем обществе становится всё больше и которые наносят вред нам, нашему благосостоянию, связям с обществом и всем нашим нереализованным возможностям в том числе.

Так как феномен сектантства сегодня — тема довольно актуальная и широко обсуждаемая в научных кругах, подходов к определению понятия секта (религиозная секта, тоталитарная секта, культ и пр.) существует немало, как и мнений о том, что же, собственно, представляет собой это образование на самом деле. К примеру, Большой Юридический словарь гласит, что «Секта (религиозная) — это отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п. Для Секты характерны замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли» Большой юридический словарь..

Также второй вариант:

«Секта религиозная (лат. secta — замкнутая группа людей), обособленная от той или иной церкви или общины. Термин «секта» не прилагается к старообрядческим согласиям и толкам. Иногда сектами называют ряд протестантских организаций (меннониты, адвентистыиеговисты и др.).

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

... людьми в обществе: конформистский –нонконформистский тип личности (Э.Фромм и Р. Мертон). 5. Типы социальных характеров Э. Фромма, в основе которыхлежат социологические факторы (политических, экономических, религиозных ... контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида (запреты, нормы, правила). Личность – человек, стремящийся к удовольствию, общество – система запретов на пути этого ...

Так называемые «тоталитарные секты», получившие распространение в 20 веке («Общество Муна», «сатанисты», «Белое братство» и др.), основаны на культе вождя, безоговорочном подчинении рядовых членов руководству организации. Противоправные действия таких организаций (изуверские обряды, психологическое давление) преследуются законом».

И. Б. Воробьёва, доцент кафедры криминалистического обеспечения расследования преступлений Саратовской государственная академия права, предлагает следующее определение: «Секта — это объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны».

Определений такого рода организаций невероятно много, и, если выбрать основные понятия и главную мысль каждого, на базе вышеизложенного можно сформировать общее определение: «Религиозная секта — это маргинальное по отношению к тем или иным религиозным направлениям течение, для которого характерны претензии на исключительность своего учения, настроения избранничества, тенденция к изоляционизму, поклонение лидеру-основателю и строгое, местами (в зависимости от характера организации) доходящее до фанатизма выполнение нравственных и ритуальных предписаний»

К этому можно добавить, что в деятельности деструктивных религиозных образований доминирует тенденция к дезинтеграции и дестабилизации общества и индивида. Секта провозглашает своё учение единственно открывающим путь к спасению и формирует мышление типа «свой-чужой».

Мне близка точка зрения профессора А.Л. Дворкина Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. / Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. — Нижний Новгород: 2002., который говорит, что человеку совсем не обязательно искать секту, чтобы в нее попасть. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.

Дворкин пишет: «Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле. Вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным, заинтересованным в крайней степени; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас».

Иногда люди поддаются на уговоры сектантов, так как для них просто чужды принципы традиционной церкви с ее застывшими нормами и учениями, преобладанием внешних форм религиозности. Особенно такое поведение характерно для молодежи, склонной, в большинстве своем, к новаторству и отрицающей вековые традиции.

На молодого человека производит неизгладимое впечатление бьющая ключом радость и восторженный тон, с которыми миссионеры рассказывают о своей вере.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Сопоставление подобного миссионерского рвения с мирными и спокойными проявлениями веры у последователей традиционных религий нередко приводит к убеждению в том, что присоединившиеся к новым религиозным движениям лучше знают, каков должен быть мир, стараются воплотить в жизнь увлекшую их мечту. Винокуров В.В., Забияко А.П., Лапина З.Г. История религии. М.: Высш. шк., 2002.

Также акцент делается на рекламе: листовки и рекламные буклеты обещают не только приобщить к истинной вере и помочь обрести вечное спасение, но и достичь успехов в карьере, улучшить здоровье, в общем, пообещать то, что имеет более ли менее важное значение для каждого человека Там же..

М. Лангоуни в своей статье, касающейся этических соображений при рассмотрении социального влияния, вырисовывает континуум влияния для оценки характера любой группы Langone M.D. Social influence: Ethical considerations. — Cultic Studies Journal. 1989, 6(1).

P.16-24.. Он проводит различие между методами влияния, уважающими выбор, и методами, добивающимися уступчивости. Последние он определяет как неэтичные. Этими методами как раз и пользуется большая часть культов. Спектр способов достижения уступчивости: от рациональных аргументов с применением убеждения, и тактик, нацеленных на согласие, до контролирующих методик, в основе которых чистой воды манипулирование (создание диссоциативных состояний с целью подавить сомнение и породить уступчивость, публичные исповеди под давлением, изоляция, истощение и физические ограничения и наказания).

Langone M.D. Social influence: Ethical considerations. — Cultic Studies Journal. 1989, 6(1).

P.19.

Ф. Макховек отмечает тот факт, что внутрипсихическая динамика личности может повысить восприимчивость к культовой вербовке. MacHovec F.J. Cults, personality and pathology. 1991. У жертв культов могут быть когнитивные потребности типа чувства цели и направления в жизни. Он соглашается также с наблюдениями, сделанными С. Эшем Ash S.M. Cult-Inducted Psychopathology. — Cultic Studies Journal. — 1985. — 2(1).

P.31-90., которые показывают, что «некоторых людей делают особенно уязвимыми для культовых манипуляций следующие факторы: высокий уровень существующего в настоящий момент страдания, культурное разочарование у несостоявшегося искателя, отсутствие подлинной системы религиозных верований/ценностей (о чем уже упоминалось ранее) и склонность личности к зависимости, нехватка адекватного самоконтроля (например, застенчивость) и восприимчивость к трансовым состояниям».

Р. Энрот считает главным фактором предрасположенности людей к участию в религиозных культах недостаток общения между родителями и детьми и сильную жажду духовной истины среди молодых людей, которую охотно предлагают секты с их четкими, определёнными ответами. Enroth R. Youth, brainwashing and the extremist cults. Exeter, England: Potemaster Press: 1977.

Таких «факторов предрасположенности» большое количество. Некоторые исследователи говорят о том, что потенциально вовлекаемые в секты люди необязательно должны быть каким-либо образом к этому предрасположены, и они просто подвергаются техникам гипноза и психологической обработки. Я считаю, что человек, без каких бы то ни было внутренних предпосылок, по крайней мере, в большинстве случаев, не поддастся влиянию и воздержится от настойчивых предложений вербовщиков с тайным подтекстом.

43 стр., 21421 слов

«Защита прав соотечественников за рубежом: состояние законодательства ...

... российских регионов». Будучи отражением нового направления миграционной политики, программа привлечения соотечественников получила широчайший ряд откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок; на ее основании в ... работы здесь, переселенцы могут пополнить московский рынок труда и т. п.). В ходе осуществления дипломного исследования ... учета мнений самих мигрантов. Руководствуясь этим принципом, ...

Способы вербовки и удержания для разных сект различны, но мы смело можем говорить о том, что большая часть этих способов имеет одинаковую сущность, одинаковый социально-психологический подтекст. Для того, чтобы «новичок» отреагировал положительно (то есть дал хотя бы намек на согласие), вербовщиков учат некоторым приемам. Один из них — зеркальное отражение интересов новичка. Он заключается в том, чтобы показать: вербовщики увлечены как раз «именно тем, чем и вербуемый», и тем самым доказать, насколько «много у них общего».

Затем применяется явление позитивного переноса и так называемой «бомбардировки любовью» (этот термин применялся изначально только для секты мунитов, но позже распространился и на другие организации, по причине, опять же, относительной идентичности вербовочных приемов).

Новичок воспринимает своих найденных друзей, как воплощение «добрых» и щедрых родителей по причине их особого к нему отношения: его всячески пытаются одарить заботой и лаской, он буквально купается во внимании, начинает чувствовать, что он для них особый, нужный им со всеми совими проблемами и недостатками, особенностями, и в той «нужности» у него не возникает сомнения, так как эта мысль на протяжении какого-то определенного периода времени сектантами подтверждается и прочно закрепляется в сознании вербуемого.

Для наглядного примера при продолжении описания техник вербовки и удержания возьмем уже названную религиозную секту Церковь Объединения (иначе называемую «Дети Муна» по имени руководителя организации).

Одновременно с приемом Бомбардировки Любовью используется еще один, называемый «Сэндвич»: к новичку прикрепляются два опытных «друга»-члена секты для постоянного его сопровождения, цель этого — не дать новообращенному сосредоточиться на своих мыслях и подвергать услышанное в больших количествах смысловому анализу; таким образом, постепенно новая информация становится истиной для новичка, насильственным образом вытесняя прежние нормы, ценности и идеалы и устанавливая в сознание новые групповые, начинает происходить ломка сознания.

Затем через несколько дней, когда новообращенный уже более ли менее привык к своим новым друзьям и уже в них нуждается, применяется еще один психологический прием, очень хорошо работающий как среди молодежи, так и для людей других возрастов. Предположим, что новичок допускает некоторый промах: задает какой-то «не тот» вопрос или как-то не так себя ведет (совершает неуместный поступок), — реакция «лучших друзей» такова, — сразу же становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от него, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих вопросов и сомнений, только бы вновь обрести этих людей, без которых мир теперь кажется ему совершенно пустым. Теперь нам становится понятна сущность такой необычной чистой «любви».

Следующей частью в процессе контролирования сознания психологи выделяют три общих для разных сект этапа Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. / Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. — Нижний Новгород: 2002. — с. 58.. Первый — отказ от всего прошлого: человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в секту. Второй этап — разделение сознания и воли человека. Достигается это в разных сектах различными способами. Например, это может делаться посредством мантры. Когда голова человека постоянно занята этой мантрой, очень трудно сосредоточиться, управлять своей волей.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ...

Так он постепенно утрачивает эти навыки и становится послушным инструментом организации. Плюс у человека физически нет времени — нужно постоянно работать и очень мало спать, все время находиться на людях, — в подавляющем большинстве случаев члены секты живут в общежитиях, где у рядовых адептов никогда не бывает отдельных комнат. Человек постоянно испытывает мощное групповое давление. Третий этап: на фоне того, что новый адепт полностью стер прошлое из своего сознания, а нормальное функционирование мозга у него уже нарушено, включается тотальная индоктринация — внушение нового учения, новой веры.

Человек не только много работает, мало спит и ест, но и посещает молитвенные собрания и занятия, на которых все время внушаются новые идеи. У хаббардистов, например, дают на день задание: прочитать столько-то трудов Хаббарда, прослушать столько-то наговоренных им пленок. И задания эти таковы, что нужно целый день читать и слушать, чтобы их выполнить. На следующий день человека экзаменуют: сколько он прочел и сколько усвоил? Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. / Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. — Нижний Новгород: 2002. — с. 59.

К слову, американский исследователь Т. Лири выдвигает несколько измененную систему этапов [Электронный ресурс] Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Режим доступа: http://gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/Liri/index.php, ее структура такова: размораживание прежней личности (разрушение личности), ее замена новой (процесс индоктринации) и замораживание новой личности (процесс построения и укрепления новой личности, необходимой секте) как завершающий этап. Сюда можно ещё добавить, что некоторые секты по окончании «курса» вербовки часто отправляют своих членов на повторную индоктринацию, и этот цикл может повторяться многократно на протяжении нескольких лет. Со временем ему доверяют обучение новичков.

В общем, следуя мысли учёных, основой деятельности большинства тоталитарных религиозных организаций (основой вовлечения) по привлечению новых адептов и вовлечению в культ можно назвать технологию формирования DDD-синдрома (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх): камуфлирование «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, подавление собственной личности с полным подчинением культу и страх как главный инструмент манипулирования, основанный на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

1.2 Потенциально опасные последствия сектантства для семьи индивида (адепта)

Человек, вступивший в секту, не дает себе полного отчета в том, что же, собственно, с ним происходит. Это не значит, что он с первого дня своей заинтересованности, предположим, путем вербовочных действий на улице, стал неуправляемым зомби. Но этот человек определенно изменил свое мышление в иную сторону, пусть и не прямо противоположную. И на первых этапах после вступления в секту новообращенный сектант как раз наоборот становится более чем когда-либо раньше, открыт для близких ему людей: он рассказывает о том, с какими прекрасными людьми он познакомился, как стал намного интереснее проводить досуг, как много узнал новых и интересных, предельно простых и истинных вещей, и многое другое, Баркер А. Новые религиозные движения. — Издательство Русского Христианского гуманитарного института. — С.- Петербург, 1997. — с. 57. так как ему просто необходимо с кем-то поделиться всем объемом волнующей сознание, полученной от новых друзей информации.

Однако, по причине того, что не все религиозные образования допускают своих адептов до прежнего общения со своими друзьями (на ранних этапах или позднее), родителями, родными, то важно помнить, что, не предприняв вовремя ответственных действий, вполне возможно «доверить» близкого человека власти мошенников, чьи возможности по овладению его интеллектуальным потенциалом и, в общем, всей сущностью, по сути, безграничны.

Всё написанное верно при учёте личности только этого индивида. Но стоит принять во внимание тот факт, что он вполне справедливо, согласно правилам своего членства в новой организации, может сделать неоднократные попытки обратить в свою «истинную веру» своих домашних: родителей, жену, детей, а также друзей, знакомых и др.

По мнению директора Новосибирского отделения Межрегионального «Центра религиоведческих исследований», протоиерея А. Новопашина, секты несут в себе четырехкратную опасность, а именно: для государства, общества, отдельно взятой личности и, собственно, семьи.

Начав предварительно с описания личностной опасности сектантства, хочется отметить, что разрушительное воздействие направлено уже на его будущую семью, которая создастся и будет функционировать полноценно, естественно, не со стопроцентной гарантией, а в зависимости от того, как сложится жизнь данного индивида: будет ли он способен создать полноценную ячейку общества, если свяжется с данной организацией?

Рассматривая воздействие секты на отдельно взятую сложившуюся семью, можно с уверенностью говорить о не менее большой опасности, ей угрожающей: каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить собой подлинную, настоящую семью; она вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. [Электронный ресурс] протоиерей Новопашин А. Тоталитарные секты — угроза семье. — Новосибирский Епархиальный Вестник. — Спецвыпуск. Май, 2006. Режим доступа: http://orthedu.ru/nev/spez-06/10.htm Согласно Итоговой декларации Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», прошедшей в ноябре 2004 года в Новосибирске, деятельность деструктивных тоталитарных сект не только попирает фундаментальные права человека, но и создает серьезную угрозу целостности семьи. Секта делает всё, чтобы вырвать попавшего под её влияние человека из семьи, лишая его тем самым последней, (в случае чего) опоры.

Хотя согласно некоторым авторам, ученым-исследователям и, опираясь на собственную практику и жизненный опыт, я могу выделить несколько случаев того, что адепты, которых я встречала, сообщали о том, как только после вступления в какую-либо «организацию истины» они наладили связи с родными и улучшили свои отношения с семьей, приобрели какой-то ценный опыт в понимании важных вещей, раньше им не доступных, я всё-таки определенно компетентна в том, чтобы выделить те секты, что с понятием семья несовместимы. Это тоталитарные секты, в которых совершается насилие над детьми («Семья», «Богородичный Центр», «Международное Общество Сознания Кришны»), детей развращают принуждением вступать в половые связи с членами организации и/или лидером; порноцентричная секта «Дети Бога» («Семья»), основатель которой Д. Берг поощрял и занимался производством детской порнографии и пр.

Как правило, если секта не позволяет поддерживать прежние связи с семьей, то сектант определенно попытается переманить родных на сторону «истины», и если взрослые будут способны заподозрить неладное и противостоять вербовочным действиям попавшего в зависимость человека, то совершенно беззащитными в данном случае предстают малолетние и несовершеннолетние дети, которые вынуждены полностью быть подчинены воле своих родителей. С подобными случаями на протяжении многих лет существования культов было связано множество споров и всячесикх судебных разбирательств, которые, к сожалению, не всегда заканчивались в пользу заинтересованных родных.

2. Социальная адаптация религиозных сектантов

2.1 Психологические особенности адаптации религиозных сектантов в социуме

Что означают слова «зомбированные», «запрограммированные», применяемые для характеристики адептов религиозных сект?

В своей работе «Социодинамическая психиатрия» известные психиатры Цезарь Петрович Короленко и Наталья Витальевна Дмитриева пишут о том, что «участие в сектантских группах приводит к появлению эмоциональной регрессии, в процессе которой изменяется точка зрения человека на происходящие в мире события с незаметным, постепенно углубляющимся разрывом с реальностью. Предлагаемое сектами бегство в призрачный мир приводит к самоизоляции и отчуждению. Существует угроза расщепления сознания, что клинически проявляется в появлении психических нарушений вплоть до развития шизофреноподобных состояний. Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям». Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В Социодинамическая психиатрия. — М.: Академический проект, 2000. — с.156.

Были известны случаи когда адепты наносили вред здоровью граждан, которые «не желали признавать» их богоподобность, и таких случаев практика насчитывает немало.

Кроме того, человек, испытавший воздействие религиозного культа, выйдя из организации, не будет стремиться найти специалиста-психолога, который помог бы ему справиться с нанесенным психологическим вредом. Всё это происходит просто-напросто по причине того, что в самих культах их последователям внушается неприязнь, недоверие и осторожность по отношению к разного рода специалистам, депрограмматорам и прочим людям, работающим в сфере помощи бывшим адептам сектантских организаций, нуждающихся в реабилитации или же помощи по выходу из какой-либо тоталитарной организации.

Причинение вреда здоровью может иметь разные причины. Например, создание конфликтной, психотравмирующей ситуации в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в секту способно быть источником развития невротических реакций, психогенных декомпенсаций (то есть обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов).

Кроме того, наблюдаются случаи, когда лицо, порвавшее с сектой и находящееся в состоянии реадаптации после полученных в секте психических расстройств, подвергается попыткам активистов сект вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью. [Электронный ресурс] Кондратьев Ф.В. Современные культовые образования как психолого-психиатрическая проблема. Режим доступа: http://gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/kondr/06.php

Немецкий психолог Венди Форд Вольфберг в своем труде Реабилитация пострадавших от психологического насилия как характерные пагубные последствия участия в культах называет такие последствия, как потеря спонтанности(непосредственности, непринужденности) и чувства юмора, психологические: галлюцинации, тревожность, паранойю, дезориентацию и расщепление личности и др.

Здесь можно отметить тот факт, что человеку-участнику секты зачастую бывает очень трудно в принципе найти общий язык с людьми-не представителями его культа. Причина также проста: внутри организации, противопоставляющей себя окружающему обществу, складываются не только другие нормы и ценности, но и социальные, межличностные отношения, тоже далеко не всегда совпадающие с тем моделями отношений, которые существуют в обществе. Об этом подробнее в следующем пункте моей работы.

2.2 Социологические особенности адаптации религиозных сектантов в социуме

По причине того, что в религиозных сектах зачастую пропагандируются не совсем обычные для общества социальные отношения, члену деструктивного культа бывает более ли менее сложно применять модель своей группы на практике «в миру». Он также зачастую сталкивается с непониманием и осуждением близких и просто знакомых ему людей, не разделяющих его точку зрения (если таковая имеется у адептов сект) относительно его действий и поступков.

Лидером секты обычно диктуются абсолютно все нормы, которые строго регламентируют поведение адептов, будь то стиль одежды, образ жизни, питание, количество свободного времени, организация досуга и, в конце концов, межличностные взаимоотношения адептов, включая указы на то, как организовать личную жизнь и какого выбрать партнера, поддерживать ли контакты с приверженцами других организаций и в какой форме вести с ними общение и поддерживать связь. В общем, как видно из перечисленного, в секте регламентируется жесткое тоталитарное подчинение и строгое выполнение приказов руководителей.

В противном случае адепта ждет наказание, тоже характеризующееся особой суровостью и трудностью выполнения с большой затратой умственных и физических сил.

Как следствие такого жесткого распорядка групповой жизни сектанта, В.Ф.Вольфберг называет неспособность индивида завязывать близкие дружественные отношения вне культа (трудно найти общий язык и темы для разговора) или наслаждаться гибкими (непринужденными, нежесткими) связями, потеря свободной воли и контроля над своей жизнью, развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность), невольно (недобровольно), де-факто — рабство или эксплуатация. Но однако нужно заметить, что не все из этих пагубных последствий могут проявляться у тех, кто имеет опыт пребывания в деструктивном культе.

Список использованной литературы

1. Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. -Минск.: БГУ, 2008. -С.11-24.

2. Общественные науки и современность. №3, 2009. Журнал./ под руководством Президиума РАН/ Под главной ред. В.В. Согрина. — М.: Наука, 2009. — 176с.

3. Винокуров В.В., Забияко А.П., З.Г.Лапина. История религии./ Учебник. Под общей ред. И.Н.Яблокова. — М.:Высш. шк., 2002. — 639 с.

4. Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство». Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г.

5. Православный миссионер. № 10 (68), октябрь, 2010/ Издание Новосибирской епархии РПЦ.

6. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости/ Под науч. ред. Волкова Е.Н. — СПб.: Речь, 2008. — 392 с.

7. [Электронный ресурс] Секты — опасные сети для нас и наших детей. — Режим доступа: www.astromeridian.ru/psy/sekty_opasnye_seti_dlja_nas_i_nashih_detei.html

8. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. — Новосибирск: Наука, 2002.

9. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. / Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. — Нижний Новгород: 2002.

10. Баёв П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума. — СОЦИС. — 2011. — № 2.

11. Курачев Д.Г. Самосознание молодых приверженцев культа кришнаитов. — СОЦИС. — 2010. — № 9.

12. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян. — СОЦИС. — 2010. — №9.

13. [Электронный ресурс] Секты современной России. Режим доступа: http://marsiada.ru/360/609/2231/619/

14. [Электронный ресурс] Что такое профилактика? — Информационно-аналитический портал antiCEKTA.ru. Режим доступа:

15. Баркер А. Новые религиозные движения. — Издательство Русского Христианского гуманитарного института. — С.- Петербург, 1997.

16. Современные секты в России. — Вестник Всецерковного Православного Молодёжного Движения. Специальный выпуск. — М.- С.-Петербург, 1995.

17. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. — М.: Фонд «Благовест», 1999.

18. Кононова Е.Ю. Современные особенности распространения сектантства на территории России. — Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2009. — №1. — С.111-116.

19. [электронный ресурс] Тонконогов А.В. Сектантство как социальный феномен. Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=843/

20. [электронный ресурс] Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Режим доступа: http://psyfactor.org/sekta4.htm

21. Воробьева И.Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции. // Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал. — 2010. — №3(73)

22. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 16. Ро-Ск. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С. 169

23. [Электронный ресурс] Секта. Статья. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0#cite_note-17

24. Большой юридический словарь.

25. Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения «Современные секты в России». — спецвыпуск. — М.: СПб, 1995.

26. Мудрик А.В. Социализация человека. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

27. Федоров В. Почему человек выбирает секты? — Любите друг друга. Культурно-религиозный журнал для молодежи — «Miіujcie siк». [Режим доступа]: http://media.catholic.by/lubite/n3/article14.htm

28. Дворкин А.Л. О некоторых подходах к методологии православного сектоведения — Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского — Ефим Воинов. М.: Центр священномученика Иринея Лионского, 2000. [Режим доступа]: .

29. Langone M.D. Social influence: Ethical considerations. — Cultic Studies Journal. 1989, 6(1).

P.16-24.

30. MacHovec F.J. Cults, personality and pathology. 1991.

31. Ash S.M. Cult-Inducted Psychopathology. — Cultic Studies Journal. — 1985. — 2(1).

P.31-90.

32. Enroth R. Youth, brainwashing and the extremist cults. Exeter, England: Potemaster Press. — 1977.

33. Пугина Е.И. Анализ механизмов манипуляции в повседневных практиках Церкви Объединения. — Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости/ Под науч. ред. Волкова Е.Н. — СПб.: Речь, 2008.

34. [Электронный ресурс] Хассен С. Контроль сознания и феномен культа. Режим доступа: http://psyfactor.org/sekta7.htm

35. [Электронный ресурс] Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Режим доступа: http://gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/Liri/index.php

36. [Электронный ресурс] Кондратьев Ф.В. Современные культовые образования как психолого-психиатрическая проблема. Режим доступа: http://gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/kondr/06.php

37. [Электронный ресурс] протоиерей Новопашин А. Тоталитарные секты — угроза семье. — Новосибирский Епархиальный Вестник. — Спецвыпуск. Май, 2006. Режим доступа: http://orthedu.ru/nev/spez-06/10.htm

38. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В Социодинамическая психиатрия. — М.: Академический проект, 2000. — с.156.

39. [Электронный ресурс] Пережогин Л.О. Психопатическая личность: Биологические и социальные слагаемые поведения. Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listmed/lich.htm

Размещено на