Методика изучения уровня социальной активности студентов

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина

Факультет психологии

Кафедра психологии развития и образования

ОТЧЕТ

по практике

Вид практики: научно-исследовательская и квалификационная

Сорокин Иван Сергеевич

791 группа

Руководитель практики от кафедры:

Пинчук Оксана Андреевна

Руководитель практики

от организации

Головешкин Иван Дмитриевич

Санкт-Петербург

2014

Глава 1. Общие сведения об организации, на базе которой проводилась

практика

психологическая диагностика самооценка мотивация

Базой прохождения производственной практики явился Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина.

Психологическая служба, созданная на базе факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина, начала свою работу в сентябре 2007 года. Главной целью её создания заключается в повышении эффективности процесса обучения в интересах развития личности будущего специалиста, посредством активации его индивидуально-психологических и личностных ресурсов на основе повышения уровня адаптированности (повышения социально-психологичесокй комфортности) к условиям обучения в вузе. На данный момент в её составе насчитывается 43 сотрудника, которые занимаются различными видами психологической деятельности.

На момент прохождения производственной практики структура психологической службы выглядит следующим образом:

руководство психологической службой;

департаменты психологической службы;

отделы — структурные подразделения департаментов.

Исходя из такой структуры, роли каждого участника психологической службы регламентированы задачами подразделения, в котором он выполняет свои обязанности.

Психологическая служба представляет собой иерархическую структурную организацию, которая выглядит следующим образом: возглавляет службу только один преподаватель «Головешкин И. Д» (проведение тренингов, и индивидуальная работа со студентами).

13 стр., 6154 слов

Тема 1. Юридическая психология в системе научного знания и правовой практики. История юридической психологии

... юридической психологии в Московских ВУЗах. В начале 80-х стали разрабатываться психологические основы организации службы в ... не имеют специального психологического образования. До настоящего времени основная переподготовка специалистов психологического профиля осуществлялась на ... вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и ...

Имеющие соответствующий опыт работы. Руководителями департаментов и отделов на выборной основе назначаются наиболее подготовленные студенты старших курсов. Сложившаяся структура позволяет приобретать опыт не только в качестве исполнителей, но и организаторов и руководителей небольших подразделений.

В состав психологической службы факультета входят два подразделения, которые носят название департаментов. Департаменты отличаются стоящими перед ними задачами и имеют свои направления работы.

Структура психологической службы факультета психологии:

Глава 2. Специфика деятельности психолога в данной организации

2.1 Условия деятельности психолога в данной организации

Для проведения психологической работы со студентами университета создан специальный кабинет. Он находится на 2 этаже. Это светлое, уютное помещение. В кабинете созданы благоприятные условия для работы всех отделов. Так же предусмотрена зона для хранения отчетной документации (специальных шкафах), и для проведения индивидуальных консультаций и психологической коррекции.

Тестирование студентов осуществляется в просторных светлых аудиториях факультета психологии.

Мебель функциональна и удобна.

Таким образом, в данном учреждении созданы благоприятные условия для успешной психологической работы со студентами.

2.2 Нормативные документы, методические рекомендации, регламентирующие деятельность психолога

Деятельность психолога психологической службы определена должностными обязанностями. К ним относятся:

Участие в процедуре отбора студентов университета.

Проведение психологической работы, способствующей успешной адаптации новых студентов к условиям в данном университете.

Изучение отношения студентов к профессиональной деятельности и особенностей взаимоотношений в учебном коллективе.

Проведение психологической работы по повышению стрессоустойчивости у студентов и развитию у них коммуникативных навыков.

Составление отчета о проделанной работе за каждый месяц текущего года.

Помимо должностных обязанностей иные нормативные документы, а также методические рекомендации в данной организации не предусмотрены. В целом деятельность психолога жестко не регламентирована и носит свободный, творческий характер.

2.3 Особенности учета психологической информации студентами

Отношение большинства студентов к психологической работе позитивное, серьезное. Наибольший интерес для них представляют тренинги, которые позволяют ознакомиться с различными техниками расслабления, способами саморегуляции, а также представляют собой вид неформального общения с коллегами.

Практически все студенты посещают рекомендуемые индивидуальные консультации, в ходе которых обсуждаются психологические аспекты достижения профессионального успеха, способы предупреждения и разрешения конфликтов, а также появляется возможность просто выговориться, рассказать о существующих личных, семейных проблемах.

Руководство рассматривает проводимую психологическую работу как необходимое условие эффективного функционирования университета и поддержания в нем благоприятного психологического климата. Поэтому руководители подразделений регулярно знакомятся с результатами деятельности психолога и по возможности учитывают ее при принятии управленческих решений, уточнении режима работы сотрудников и т.д.

2.4 Основные направления деятельности психолога

Основные направления деятельности психолога психологической службы, виды психологической работы и используемые методы представлены в таблице.

Направление работы

Вид психологической работы

Используемые методы

1.Отбор студентов

Психологическая диагностика

Беседа, тестирование

2.Адаптация новых студентов

Психологическая диагностика

Беседа, тестирование

3. Изучение мотивации учебной деятельности студентов

Психологическая диагностика

Беседа, тестирование

Психологическое консультирование

Индивидуальные консультации

Психологическая коррекция

Тренинги

4.Изучение взаимоотношений студентов в учебном коллективе

Психологическая диагностика

Беседа, тестирование

Психологическое консультирование

Индивидуальные консультации

5.Повышение стрессоустойчивости студентов

Психологическая диагностика

Беседа, тестирование

Психологическое консультирование

Индивидуальные консультации

Психологическая коррекция

Тренинги

6.Развитие навыков делового общения у студентов

Психологическая диагностика

Беседа, тестирование

Психологическое консультирование

Индивидуальные консультации

Психологическая коррекция

Тренинги

2.5 Перечень отчетной документации, которую заполняет психолог в процессе профессиональной деятельности

Ежемесячные планы работы психолога университета;

Протоколы и психологические заключения по результатам профессионального психологического отбора абитуриентов;

Журнал учета психологического обследования студентов;

Протоколы и психологические заключения по результатам обследования студентов, систематизированные по основным направлениям работы психолога;

Журнал учета психологических консультаций студентов;

Журнал учета тренинговых занятий со студентами;

Ежемесячные отчеты о проведенной психологической работе.

2.6 Особенности психологической диагностики, проводимой психологом

Направление работы

Название методики

Цель использования

1.Отбор абитуриентов

1.МЛО «Адаптивность»

А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина

Изучение нервно-психической устойчивости, коммуникативных навыков и моральной нормальной нормативности, составляющих личностный потенциал, а также выявление акцентуаций характера.

3.Изучение мотивации профессиональной деятельности

Методика «Мотивация на успех или избегание неудач», методика «Мотивация обучения в ВУЗе»

Выявление доминирующих мотивов, направленности личности на достижение успеха или избегание неудач

Глава 3. Организация и методологические принципы исследования

Цель: Изучение влияние самооценки на учебную мотивацию студентов 1 и 5 курсов факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Задачи:

1. Выявить мотивы учебной деятельности студентов 1и 5 курсов факультета психологии;

2. Изучить высоту самооценки и уровень притязаний;

3. Определить уровень выраженности способности к эмоциональному отклику;

4. Определить смысложизненные ориентации

Предмет: Мотивация студента

Объект: Студенты 1 и 5 курсов факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Характеристика выборки

В обследовании принимали участие 20 студентов 1 и 5 курсов факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина. Возраст испытуемых от 17 до 24 лет, из них 16 девушек и 8 юноши.

Характеристика методов и методик

Для изучения социальной активности студентов 1 и 5 курсов факультета психологии были использованы следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева), «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой), «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн), в том числе была разработана анкета, состоящая из 21 вопроса, позволяющая определить уровень социальной активности.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана)

Автором методики является А. А. Реан. Направлена на изучение мотивации успеха. Тест состоит из 20 утверждений, на которые испытуемый должен отвечать «да», «нет».

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

«Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева)

Джеймс Крамбо и Леонард. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, в 1968 г. разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life).

Д.А. Леонтьев исследовал факторную структуру теста осмысленности жизни и на основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).

Цель данной методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я.

Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал.

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой)

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Цель теста: диагностика учебной мотивации студентов.

Методика включает в себя 7 шкал — коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа, всего 34 мотива учебной деятельности, каждый из которых испытуемому предлагается оценить по 5-балльной системе по значимости для самого испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

«Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан)

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн названа по именам двух ее авторов. Тамара Дембо данную методику разрабатывала с целью изучения представлений о счастье. С. Я. Рубинштейн создала модификацию методики Дембо для изучения самооценки.

А.М. Прихожан также модифицировала методику, добавив еще три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А вместо шкалы «счастье» введена шкала «уверенность в себе». Таким образом данная методика имеет 7 шкал.

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки, устойчивость самооценки, степень реалистичности (адекватности) самооценки, степень критичности, требовательности к себе, степень удовлетворенности собой.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).

Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

Затем рассчитывается средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.

Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн)

Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним.

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия или несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.

Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.

Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.

Для анализа полученных данных использовались методы математико-статистической обработки данных:

Описательная статистика;

Корреляционный анализ.

Глава 4. Результаты исследования

«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой)

В результате проведенного исследования было выявлено, что у студентов с высоким уровнем социальной активности преобладают учебно-познавательные и профессиональные мотивы в учебной деятельности, это можно объяснить тем, что студенты с высоким уровнем социальной активности удовлетворены выбором профессии и стремятся наиболее полно овладеть ей, участвуя в работе психологической службы на факультете благодаря этому они получают профессиональные навыки, что позволяет им быть успешными в учебной деятельности.

У студентов с низким уровнем социальной активности преобладают творческие и профессиональные мотивы, что можно объяснить удовлетворенностью студентов в отношении выбранной профессии и желании стать квалифицированным специалистом, узнавать новое, в результате чего все свободное время посвящается наиболее глубокому изучению учебного материала.

Рис. 1. Средние показатели мотивов учебной деятельности у студентов с высоким уровнем социальной активности и студентов с низким уровнем социальной активности.

Методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева).

В результате проведенного исследования студенты с высоким уровнем социальной активности набрали высокие баллы по шкалам «локус контроля — жизнь» и «цели в жизни». В связи с этим можно предположить, что студенты с высоким уровнем социальной активности являются целеустремленными и убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, Участие в работе психологической службы дает студентам возможность не только профессионально развиваться, но и достигать поставленных целей и воплощать в жизнь многие идеи.

В свою очередь у студентов с низким уровнем социальной активности

были получены высокие баллы по шкалам локус контроля-жизнь и «процесс жизни», что можно объяснить нацеленностью студентов на беззаботное проведение досуга и нежелание строить планы на отдаленную перспективу.

Рис. 2. Средние показатели смысложизненных ориентаций студентов с высоким уровнем социальной активности и студентов с низким уровнем социально активности.

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана)

В результате исследования было выявлено, что для студентов с высоким уровнем социальной активности характерна мотивация на успех, что характеризует их как уверенных в себе, в своих силах, ответственных, инициативных и активных, так же они настойчивы в достижении цели, целеустремленны.

У студентов с низким уровнем социальной активности, по результатам исследования, мотивационный полюс ярко не выражен, однако, можно отметить тенденцию к мотивации на неудачу, для них характерно ожидание неудачи от начатого дела, что можно объяснить их пассивностью в повседневной жизни, потребностью избежать срыва, порицания, наказания.

Рис. 3. средние показатели мотивации успеха и боязни неудач у студентов с высоким уровнем социальной активности и студентов с низким уровнем социальной активности.

Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн)

В результате проведенного исследования было выявлено, что у студентов с высоким уровнем социальной активности уровень выраженности способности к эмоциональному отклику находится на более низком уровне, чем у студентов с низким уровнем социальной активности, исходя из этого можно сделать вывод о том, что студенты с высоким уровнем социальной активности, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, склонны к рациональным решениям, тогда как студенты с низким уровнем социальной активности эмоционально зависимы от других людей, болезненно ранимы, что затрудняет эффективную социализацию, тем самым можно объяснить их некоторую пассивность в социальном плане.

Рис. 4. Средние показатели по уровню выраженности способности к эмоциональному отклику у студентов с высоким уровнем социальной активности и студентов с низким уровнем социально активности.

Методика «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубенштейн» (Модификация А.М. Прихожан)

В результате проведенного исследования было выявлено, что в целом у испытуемых самооценка и уровень притязаний находятся на среднем уровне. Что свидетельствует об адекватной самооценке и подтверждает оптимальное представление о своих возможностях у испытуемых как с высоким, так и с низким уровнем социальной активности.

Рис. 5. Средние показатели самооценки у студентов с высоким уровнем социальной активности и студентов с низким уровнем социальной активности.

4.1 Результаты корреляционного анализа

В ходе математико-статистической обработки данных у студентов с высоким уровнем социальной активности было выявлено:

отрицательная корреляционная связь между показателями по методике мотивации успеха и боязнь неудач и показателями по шкале мотивы избегания, т.е., тем ниже неуверенность в себе, боязнь критики. (r = 0,85, при p<0,01)

отрицательная корреляционная связь между показателями по методике мотивации успеха и боязнь неудач и показателями по шкале мотивы престижа, т.е. чем выше нацеленность на успех и потребность в успешном достижении и цели тем менее важна для студентов высокая социальная значимость высшего образования. (r = 0,77, при p<0,01)

положительная корреляционная связь между показателями по методике мотивации успеха и боязнь неудач и показателями по шкале цели жизни, т.е. чем выше целеустремленность и наличие цели в жизни, тем выше нацеленность на успех и потребность в успешном достижении и цели. (r = 0,69, при p<0,05)

положительная корреляционная связь между показателями по шкале локус контроля — я и показателями по методике мотивации успеха и боязнь неудач, т.е. чем выше представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, тем выше нацеленность на успех и потребность в успешном достижении и цели. (r = 0,91, при p<0,001)

прямая корреляционная связь между показателями по методике мотивации успеха и боязнь неудач и показателями по шкале осмысленность жизни, т.е. чем выше осмысленность жизни, наличие целей и увлечений в жизни, тем выше нацеленность на успех и потребность в успешном достижении и цели. (r = 0,81, при p<0,01)

отрицательная корреляционная связь между показателями по шкале осмысленность жизни и показателями по шкале мотивы избегания, т.е. чем выше осмысленность жизни и наличие целей в жизни, тем ниже неуверенность в себе и боязнь критики. (r = 0,74, при p<0,05)

отрицательная корреляционная связь между показателями по шкале осмысленность жизни и показателями по шкале мотивы престижа, т.е. чем выше осмысленность жизни и наличие в ней целей, тем меньше значения студенты предают высокой социальной значимости высшего образования. (r = 0,73, при p<0,05)

обратная корреляционная связь между показателями по шкале локус контроля — я и показателями по шкале мотивы избегания, т.е. чем выше представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, тем ниже неуверенность в себе и боязнь критики. (r =0,82, при p<0,01)

отрицательная корреляционная связь между показателями по шкале локус контроля — я, и показателями по шкале мотивы престижа, т.е. чем выше представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, тем меньше значения студенты предают высокой социальной значимости высшего образования. (r =0,81, при p<0,01)

отрицательная корреляционная связь между показателями по шкале локус контроля — я, и показателями по шкале мотивы творчества, т.е. чем выше представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами тем ниже желание заниматься творческой деятельностью и творчески подходить к решению учебных задач. (r = 0,65, при p<0,05)

Рис. 6. Корреляционная связь между показателями осмысленности жизни, мотивы избегания, мотивации успеха, цели жизни, мотивы престижа, локус контроля — я и мотивами творчества.

В ходе математико-статистической обработки данных, у студентов с низким уровнем социальной активности было выявлено:

положительная корреляционная связи между показателями по методике мотивации успеха и боязнь неудач и показателями по шкале локус контроля — я, т.е. чем выше представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, тем выше нацеленность на успех и потребность в успешном достижении и цели. (r = 0,67, при p<0,05)

положительная корреляционная связь между показателями по методике мотивации успеха и боязнь неудач и показателями по шкале социальные мотивы, т.е. чем выше потребность занять определенное место в системе социальных отношений, тем выше нацеленность на успех и потребность в успешном достижении и цели. (r =0,64, при p<0,05)

положительная корреляционная связь между показателями по методике мотивация успеха и боязнь неудач и показателями по шкале мотивы престижа, т.е. чем более важна для студентов высокая социальная значимость высшего образования, тем выше нацеленность на успех и потребность в успешном достижении и цели. (r =0,66, при p<0,05)

положительная корреляционная связь между показателями по методике шкала эмоционального отклика и показателями по шкале социальные мотивы, т.е. чем выше потребность занять определенное место в системе социальных отношений, тем выше уровень развития эмпатии и склонность проявлять альтруизм в реальных поступках. (r =0,65, при p<0,05)

положительная корреляционная связь между показателями по шкале высота самооценки и показателями по шкале мотивы престижа, т.е. чем более важна для студентов высокая социальная значимость высшего образования, тем выше у испытуемых тенденция сравнивать себя с другими. (r =0,67 , при p<0,05)

положительная корреляционная связь между показателями по шкале процесс жизни и показателями по шкале коммуникативные мотивы, т.е. чем выше восприятие испытуемым самого процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, тем выше потребность заводить новые знакомства, общаться с интересными людьми и работать непосредственно с людьми. (r =0,66, при p<0,05)

положительная корреляционная связь между показателями по шкале социальные мотивы и показателями по шкале цели жизни, т.е. чем выше потребность занять определенное место в системе социальных отношений, тем выше целеустремленность и наличие цели в жизни. (r =0,66, при p<0,05)

Рис. 8. Корреляционная связь между показателями мотивации успеха, локус контроля — я, социальными мотивами, целями жизни и способностью к эмоциональному отклику, мотивами престижа и высотой самооценки,

Рис. 9. Корреляционная связь между показателями процесса жизни и коммуникативными мотивами.

Заключение

В результате проведенного исследования и в ходе анализа результатов по методикам на изучение уровня социальной активности студентов были получены следующие результаты:

По методике «Диагностика учебной мотивации студентов» было выявлено, что у студентов с высоким уровнем социальной активности преобладают учебно-познавательные и профессиональные мотивы в учебной деятельности, это можно объяснить тем, что студенты с высоким уровнем социальной активности удовлетворены выбором профессии и стремятся наиболее полно овладеть ей, участвуя в работе психологической службы на факультете, благодаря этому они получают профессиональные навыки, что позволяет им быть успешными в учебной деятельности.

У студентов с низким уровнем социальной активности преобладают творческие и профессиональные мотивы, что можно объяснить удовлетворенностью студентов в отношении выбранной профессии и желании стать квалифицированным специалистом, узнавать новое, в результате чего все свободное время посвящается наиболее глубокому изучению учебного материала.

По результатам методики на определение смысложизненных ориентаций студенты с высоким уровнем социальной активности набрали высокие баллы по шкалам «локус контроля — жизнь» и «цели в жизни». В связи с этим можно предположить, что студенты с высоким уровнем социальной активности являются целеустремленными и убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Участие в работе психологической службы дает студентам возможность не только профессионально развиваться, но и достигать поставленных целей и воплощать в жизнь многие идеи.

В свою очередь у студентов с низким уровнем социальной активности

были получены высокие баллы по шкалам локус контроля-жизнь и «процесс жизни», что можно объяснить нацеленностью студентов на беззаботное проведение досуга и нежелание строить планы на отдаленную перспективу.

С помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» удалось установить, что для студентов с высоким уровнем социальной активности присуща мотивация на успех, что характеризует их как уверенных в себе, в своих силах, ответственных, инициативных и активных, так же они настойчивы в достижении цели, целеустремлены.

У студентов с низким уровнем социальной активности, по результатам исследования, мотивационный полюс ярко не выражен, однако, можно отметить тенденцию к мотивации на неудачу, для них характерно ожидание неудачи от начатого дела, что можно объяснить их пассивностью в повседневной жизни, потребностью избежать срыва, порицания, наказания.

По результатам методики «Шкала эмоционального отклика» было выявлено, что у студентов с высоким уровнем социальной активности уровень выраженности способности к эмоциональному отклику находится на более низком уровне, чем у студентов с низким уровнем социальной активности, исходя из этого можно сделать вывод о том, что студенты с высоким уровнем социальной активности, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, склонны к рациональным решениям, тогда как студенты с низким уровнем социальной активности эмоционально зависимы от других людей, болезненно ранимы, что затрудняет эффективную социализацию, тем самым можно объяснить их некоторую пассивность в социальном плане.

По результатам методики «Диагностика самооценки по методу Дембо-Рубенштейн» было выявлено, что в целом у испытуемых самооценка и уровень притязаний находятся на среднем уровне. Что свидетельствует об адекватной самооценке и подтверждает оптимальное представление о своих возможностях у испытуемых как с высоким, так и с низким уровнем социальной активности.

Размещено на