Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

  1. Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.
  2. Структура социологии.
  3. Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии.
  4. Предпосылки возникновения социологии.

1. Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.

Вопрос «Что такое социология?» до сих пор оказывается слож­ным для многих, а в нашей стране — для большинства людей. В обы­денном представлении социология чаще всего ассоциируется с про­ведением опросов, изучением общественного мнения и сообщениями в средствах массовой информации, в которых говорится о том, сколько процентов населения думают так, а сколько — иначе. Однако исследовательский интерес социологов не ограничивается прове­дением опросов, выявляющих общественное мнение по той или иной проблеме. Он простирается от сбора информации о предпочтениях разных людей до изучения причин и последствий безработицы, преступности или внутрисемейных конфликтов и до разработки теорий, объясняющих особенности исторического пути народа, страны, цивилизации. Широта сферы интересов социологов приводит к тому, что социо­логию путают с психологией, демографией, философией и т. д. Поэтому из­учение социологии следует начинать с определения ее научного статуса, предмета и структуры.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского — societas- общество и греческого – logos — слово, наука. Это понятие возникло в 30-40-е годы ХIХ века. Его автором, равно как и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857).

Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опередил свое время. Только в конце ХIХ века появляется плеяда великих ученых — прежде всего это Герберт Спенсер (1820-1903), Карл Маркс (1818-1883), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Макс Вебер (1864-1920), воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Хотя этим в массе своей занимаются социологи всего мира.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному отвечают на вопрос, что такое социология. Приведем несколько примеров: «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. — М, 1994. С.8).

12 стр., 5762 слов

1.1. Предмет и задачи курса социологии

... разумной воли индивидов. Соц-ия, по мнению Конта, единственная наука, котор изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общес-ной ... Так возникает социология. 2.2. О. Конт – родоначальник позитивистской социологии а) Огюст Конт - основатель социологии. Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Термин «позитивный» Конт позаимствовал у ...

«Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений». (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С.14).

«Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18).

«Социология — это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». (Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998. С.69).

Объект и предмет.

Чтобы дать определение науке нужно выяснить, каков её объект и предмет. Под объектом обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. У объектов, изучаемых естественными науками и биологией, имеется одно важное свойство: они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли. Объектом социологии является общество, т.е. люди, объединенные в нем, и протекающие в обществе многообразные процессы между людьми, объединенными в различные группы. Общество, как и физические или биологические явления существует вне сознания людей, т.е. объект социологии в данном смысле объективен. Но в отличие от физического мира, процессы, происходящие в обществе, связаны с сознанием людей. Они осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но большей частью осознаются людьми. Именно этим и определяется своеобразие объекта социологии.

Вернемся к дословному переводу названия новой науки — социологии. Определение социологии как науки об обществе не совсем правильно. Общество является объектом изучения многих наук — истории, философии, экономических теорий, политологии, культурологии, психологии и других, называемых общественными науками. Это не означает, что каждая из гуманитарных наук не имеет своего объекта изучения. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта социологии. Для того, чтобы правильно уяснить суть и значение этого положения, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое социальное.

Термин «социальное» ис­пользуется в двух значениях. В широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совмест­ной жизни людей — экономические, политические, религиозные, правовые и т. д. Но социальное в широком смысле означает не просто сумму эконо­мических, политических, правовых, религиозных и т. п. явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Например, об экономиче­ских явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективно­сти, но и от политического строя и этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества. При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику: 1) Социология - социальная философия Сходство в объекте заключается в том, что обе ...

В узком смысле оно выделяет особую наряду с поли­тикой и экономикой сферу общественной жизни — социальную, включающую образование, здравоохранение, помощь неимущим и т. д. Социальное в узком смысле означает не просто часть общест­венной жизни, включающей все то, что не вошло в сферу политики и экономики, но те явления и процессы совместной жизни людей, кото­рые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Образование, например, мы относим к социальной сфере, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаи­модействовать с ними и добиваться признания с их стороны. О системе пенсионного обеспечения, помощи неимущим мы рассуждаем как о компоненте социальной сферы, когда стремимся подчеркнуть ее роль в оказании взаимной помощи, в поддержании у людей чувства справедливости и солидарности.

Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, предпола­гающей, что они социально обусловлены, т. е. обусловлены связями, складывающимися между различными видами деятельности, собы­тиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей; тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, свя­занным с принадлежностью к общности — этнической, религиозной, профессиональной и т. п.

Выяснив особенности объекта, можно определить, что составляет предметсоциологии.Предмет науки – те стороны объекта, которые наука изучает (закономерности, особенности объекта).Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом дело обстоит иначе. Он находится всецело в голове того человека, который его изучает. Нельзя забывать, что выделение предмета науки может занимать длительный период времени. Общество в качестве объекта предстало перед выдающимися философами античности еще 2,5 тысячи лет тому назад. И лишь О. Конт четко сформулировал, что социология должна быть наукой об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом. Таким образом,предметом социологииявляетсяисследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение социологии:

Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и общества в целом, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и внутри их.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно, из социологии необходимо устранить все предпонятия, ... на индивида принудительное воздействие. Э. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты». Он пишет: «Социологию можно определить как науку об институтах, их ...

Определив, таким образом, социологию, нам становится понятным, что же она изучает.

Во-первых, личность. Каждый человек имеет черты и свойства, отличающие его от других людей. Но гораздо больше общего, того, что делает их похожими. Эти качества и черты изучает социология. (Индивидуальное является предметом изучения психологии).

Во-вторых, это социальные общности и группы (то, из чего состоит общество).

Каждый человек одновременно входит в несколько групп — социальных, территориальных, этнических, производственных, политических.

В-третьих, социальные институты. Они регулируют определенные сферы жизни общества, обеспечивают его прочность, воспроизводство человеческих отношений. В качестве основных социальных институтов выступают государство, образование, религия и культура, производство, семья.

В-четвертых, социология изучает системы социальных отношений и взаимодействий, которыми связаны друг с другом отдельные индивиды, их общности (отношения кооперации – разделения труда, интеграции — сотрудничества, дивергенции — конфликта).

В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества).

И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система.

2. Структура социологии

Современная социология — сложная, внутренне дифференцированная сфера деятельности, включающая различные компоненты. Структура современной социологии, т. е. сочетание и соотношение в ней этих компонентов, определяется в основном тремя видами дифференциа­ции: по критерию предмета (предметная дифференциация), по кри­терию способа познания (методологическая дифференциация), по критерию цели и использования результатов исследования (прагма­тическая дифференциация).

1. Предметная дифференциация (ЧТО ИЗУЧАЕМ?) внутри социологии обусловлена, существованием различных научных подходов. В социологии сформировались два подхода к определению социальной реальности, т. е. того, что «на самом деле» существует и потому является предметом социологии:

Макросоциология — это совокупность исследований, изучающих крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет структурам общества таким, например, как социальные институты (семья, образование, религия).

Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.

Микросоциология — это совокупность исследований по изучению поведения людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Социологи, работающие в рамках данного направления, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии. Главный предмет их исследования – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействия между людьми.

10 стр., 4699 слов

Социальная структура общества 4

... ролей. Социальную роль можно определить как ... индивида как элемента социальной структуры включает в себя 2 понятия: социальная роль и социальный статус. С точки зрения социологии любой элемент структуры общества предполагает наличие совокупности ...

Частные отрасли социологии развиваются па основе выделения из общего ряда социальных явлений каких-либо явлений и процессов в ка­честве особенного предмета, требующего специального исследования. Частные отрасли социологии еще называют теориями среднего уровня. Этот научный термин введен в оборот в 1947 году американским социологом Робертом Мертоном (1910 — 2003).

Эти теории помогают обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социального знания. Они породили узкую специализацию среди социологов и множество отраслевых социологий (семьи, образования, религии, культуры и т.д.).

Все теории среднего уровня делятся на 3 группы:

  1. теории социальных институтов (социология образования, политическая, экономическая социология);
  2. теории социальных общностей (социология молодежи);
  3. теории специализированных социальных процессов (социальные изменения и процессы).

2. Существующая внутри социологии методологическая дифферен­циация, т. е. разделение исследовательской работы по критерию спосо­ба познания (КАК ИЗУЧАЕМ?), находит выражение в выделении в структуре социологии таких компонентов, как теоретическая и эмпирическая социология. Теоретическая социология — это совокупность исследований, основ­ным содержанием которых является построение концептуальных моделей, т. е. систем логически связанных утверждений, описывающих и объясняющих социальные явления. Особенностью теоретических исследований является то, что они ведутся без обращения к объекту не­посредственно в процессе исследования. Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основным содержанием которых яв­ляется сбор и анализ фактических данных об объекте.

3. Прагматическая дифференциация внутри социологии, т. е. разделе­ние по критерию цели и использования результатов исследования (ДЛЯ ЧЕГО, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ИЗУЧАЕМ?), разграничивает академическую и прикладную социологию. Акаде­мическая социология — это совокупность исследований, целью кото­рых является получение фундаментального научного знания. Основ­ным результатом исследований в рамках академической социологии является развитие социологии как науки, т. е. создание новых теорий, получение новых эмпирических обобщений, разработка и апробация новых методов и приемов сбора и анализа данных. Исследования фундаментального характера ведутся главным образом на базе научно-исследовательских институтов и университетов. Здесь социология развивается как строго научное знание и самостоятельная научная и учебная дисциплина. Прикладная социология — это совокупность исследований, цель которых — получение практически полезного знания. Основным результатом прикладного исследования является выработка с помощью научных средств решения конкретной проблемы за пределами сферы поиска научной истины. Исследования прикладного характера осуществляются главным образом специализированными организа­циями, действующими на коммерческой основе и образующими сво­его рода индустрию исследований на заказ. Заказы на проведение прикладных социологических исследований могут поступать из сферы бизнеса (от промышленных предприятий, коммерческих и финансовых организаций), из сферы политики (от государственных структур, политических партий, средств массовой информации, кандидатов, ведущих избирательную кампанию), от общественных организаций (профсоюзов, правозащитных, экологических организаций и движений и т. п.).

24 стр., 11819 слов

В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются ...

... науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология и ...

Прикладные социологические исследования в современных условиях, как правило, являются элементом или инструментом марке­тинга, менеджмента, связей с общественностью.

Структурные компоненты социологии выделяются на основе раз­личных критериев. Поэтому деление социологии на макро- и микро­социологию, общую и отраслевые социологии, теоретическую и эм­пирическую социологию, академическую и прикладную социологию является многомерным, т. е. вполне возможно выделение, например, теоретических микросоциологических исследований, эмпирических макросоциологических исследований и т. д. Зачастую такое деление довольно условно. Следует учитывать, что предложенная модель структуры социоло­гии — это не установление границ, разделительных линий внутри социологии, а схема, позволяющая систематизировать разнообразные виды и аспекты исследовательской деятельности социологов.

3. Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии

Мы пояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах.

1. И здесь нужно, прежде всего, сопоставить социологию и социальную философию. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. У социологии и социальной философии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие проявляется в предмете исследования. Социальная философия изучает общественную жизнь с точки зрения мировоззренческих проблем, центральное место, среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще больше различия между социологией и социальной философией проявляются в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, а социология использует количественные методы с применением сложных математических процедур.

2. Вопрос о том, как различать социологию и другие науки об обществе и личности остается. Довольно остро он стоит, когда мы сравниваем социологию и психологию. Нужно учесть, что социальная психология является разделом социологии. Схема решения этого вопроса такая. Психология, в основном, сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия — «Мы».

3. Социология и экономическая наука. Экономическая наука сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую науку, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической науки.

10 стр., 4902 слов

Бергер П. Общество в человеке

... себя. Самоидентификация в рамках общества нуждается в постоянной социальной поддержке. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать идентичностью без общества. Офицер может быть офицером ... момент, мы перейдем к рассмотрению трех областей социологического знания: теории ролей, социологии знания и теории рефрентных групп. Ролевая теория почти целиком является достижением ...

Но если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология — значительно более общие, широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сферы, стороны общественной жизни, а другое — специфические проявления более общих, социологических законов в этой сфере общества. Первое — это задача экономической и других специальных общественных наук, а второе- задача социологии.

Задачи социологии определяются тем, что наблюдать социальные процессы и явления, а затем описывать их — это ещё не социология. Она должна быть руководством для изучения общества, следовательно:

Первая задача социологии — изучение социальных фактов, понимание социальных взаимоотношений и взаимодействий.

Вторая задача — выделить из всей совокупности факторов, событий, процессов основные, воспроизводимые, повторяющиеся и на этой основе определить социальную структуру общества.

Третья задача — объяснить развитие общества.

Четвертая задача — осуществить прогноз наиболее вероятных социальных событий и тем самым выступить в роли инструмента реальных социальных изменений.

Пятая задача — сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений.

Рассмотрим вопрос о функциях социологии в обществе (функции – та польза, которую приносит наука):

1.Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологи, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отражение сущности закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие её функции. Т.обр., теоретико-познавательная функция состоит в получении знаний об обществе, понимании его.

2.Практически-политические функции социологии включают в себя

политическую функцию и функцию социального контроля. Дело в том, что прикладная социология не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, её проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. Т. обр., практически-политическая функция состоит в выработке рекомендаций и предложений, вариантов действия для властных структур, заказчика.

4 стр., 1595 слов

Стереотипы. Их роль и влияние в жизни человека

... категории: стереотипы реагирования стереотипы восприятия и оценки стереотипы мышления. Роль стереотипов в жизни человека Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих ... Всю жизнь его окружают другие люди. И поэтому, совершая тот или иной поступок, люди так или иначе оглядываются на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь их осуждения, ...

3.На основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Отсюда вытекает прогностическая функция социологии.

4.Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами — и сегодня одна из самых актуальнейших задач развития нашего государства и общества, поэтому функция социального планирования имеет большое значение в жизни общества.

5.Социология продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследования могут использоваться в интересах различных социальных групп для достижения ими своих целей. Т. обр., идеологическая функция состоит в выработке идейных ориентиров развития общества.

6.Социология как наука может служить и служит улучшению взаимопонимания между людьми. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

Ряд ученых, в частности, академик Бабосов Е.М. выделяет оценочную, управленческую и образовательную функции. Академик Т.И. Заславская называет научно-познавательную, политическую и гражданскую функции социологии в обществе.

Что можно сказать о значении социальных знаний для каждого человека, для будущего молодого специалиста?

В современных условиях человеку все сложнее и сложнее адаптироваться к реалиям жизни. Но как бы не изменялось общество, какой бы совершенной не становилась техника, все-таки все, в конечном итоге, упирается в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций. Чем более развитым является общество, тем большую роль в нем играет личность и её знания о человеке и обществе.

Какими бы узкопрофессиональными проблемами не занимался специалист, он должен учитывать и социальные последствия своих решений. Для этого нужны социологическое мышление и знания. Но каждому из нас необходимо не только хорошо знать свое дело, но ориентироваться в общественной жизни, строить отношения в семье, в коллективе.

Социология помогает вам разобраться в важных проблемах общественной жизни. Понять и познать окружающий мир можно посредством жизненного опыта, но для этого подчас требуется слишком много времени, иногда целая жизнь.

Социология сама по себе она не решает наши проблемы. Но человек, разбирающийся в проблемах разрешения конфликтов, воспитания детей, семейно-брачных отношений имеет больше шансов на успех в семейной жизни, карьере, общении с окружающими.

Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм сказал о значении социологии так: «Социология не стоила бы и часа труда, если бы она не позволяла улучшить общество».

9 стр., 4204 слов

Социология наука об обществе

... социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века. В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества ... взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей ... была упразднена социология ,на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена ...

4. Предпосылки возникновения социологии

Очень часто для описания и объяснения явлений и процес­сов, которые происходят в обществе, необходимо воспользоваться теориями и методами, разработанными основателями науки. Для этого нужно знать об их существовании и со­держании, т. е. знать историю социологии. Знание истории социоло­гии — это также знание тех условий, в которых создавались теоретические модели и эмпирические методики. Знание истории социологии дает представление о возможностях и ограничениях использования созданных в прошлом теорий и концепций.

Для комплексного изучения истории социологии, как и любой науки, необходимо рассмотреть три основных компонента:

  1. Социально-исторические условия развития социологии, ее место и роль в культуре и общественной жизни соответствующей эпохи.
  2. Эволюцию предметной области науки (т. е. круга изучаемых проблем).
  3. Становление и изменение организационных форм исследовательской деятельно­сти и структуры сообщества социологов.

Исходная проблема истории социологии — вопрос «Когда началась социология?». Современные исследователи придер­живаются одной из двух основных точек зрения. Согласно первой, социология существует столько же, сколько само общество. Еще со времен далекой древности известны ученые, рассуждавшие о том, как должно быть устроено общество. Идеи Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Мора, и других мыслителей рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей XIX-XX веков. Согласно второй точке зрения, социология сформирова­лась лишь в середине — конце XIX века, когда Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие уче­ные стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее, с одной стороны, традиционной философии, а с другой — таким нау­кам, как политическая экономия, психология, история.

Первая точка зрения предполагает, что социологией является любое ученое рассуждение о том, как устроена совместная жизнь людей. Такой подход позволяет отыскивать в самом отдаленном прошлом идеи относительно того, каким должно быть государственное устройство, как следует организовывать ведение хозяйства или воспитывать молодежь. Но подобные идеи являются частью произведений философских, как, например, диалог «Государст­во» Платона, теологических, как трактат «О граде Божьем» Блажен­ного Августина, или художественно-назидательных, как «Утопия» Томаса Мора. Все произведения такого рода и содержащиеся в них концепции можно в отличие от социологии назвать социальными уче­ниями, поскольку 1. в них главным является изображение идеального, т. е. наилучшим образом устроенного, общества, а не исследование того, как в действительности взаимодействуют люди, как организо­вана их совместная жизнь, 2. выдающиеся мыслители прошлых эпох опирались на собственные впечатления и учения предшественников, а не на систематическое исследование социальных процессов. Но это отличие их произведений от работ современных социологов не сле­дует считать недостатком. Социальные учения про­шлого были адекватной формой объяснения общественных явлений в свою эпоху. Различия между социологией и социальными учениями в способе изучения общества связаны с тем, что современные процессы взаимодействия и совместной жизни лю­дей кардинальным образом отличаются от того, с чем имели дело мыслители Античности, Средневековья или эпохи Возрождения.

Вторая точка зрения по вопросу о времени появления социологии основывается на констатации того, что с середины XVIII века в Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей и ставшие социально-историческими предпо­сылками или факторами развития социологии как особого рода на­учного знания.

Во-первых, началась так называемая промышленная революция. В Античности, Средневековье и в эпоху Возрождения экономиче­ская деятельность замыкалась в основном в родовой или соседской общине: большинство людей (до 90%) возделывали землю около сво­его дома, небольшая часть работала в домашних ремесленных мас­терских или на небольших мануфактурах, и лишь немногие профессионально занима­лись торговлей, финансами, наукой и искусством. В конце XVIII — начале XIX века на основе внедрения станков, приводимых в действие водяными мельницами, а затем и паровыми машинами, было органи­зовано производство на фабриках. Привлечение множества людей на фабрики в качестве наемных работников привело к распаду тради­ционного образа жизни общин. На промышленных предприятиях и в урбанистических районах вокруг них складывались новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью.

Во-вторых, произошла серия так называемых буржуазных рево­люций. До конца XVIII века политическая деятельность замыкалась в основном в узком кругу двора монарха — его родственников и свиты или собрания граждан — привилегированных жителей городов-рес­публик. Однако в ходе Американской войны за независимость (1775-1783), Великой французской революции (1789-1795) и последовав­ших за ними других революций в Европе и Америке в политическую борьбу включились массы простых людей, прежде всего горожан, имевших собственный бизнес. Появился новый социальный слой – буржуазия, которая отвергала традиционную власть аристократии и добивались политических прав под лозунгом «Свобо­да, равенство, братство». Организация государственной власти на принци­пах демократии и распространение избирательных прав на все большее число людей привели к появлению новых форм взаимодействия: массовых политических партий и движений, агитации через прессу, политических забастовок, маршей и т. д.

В-третьих, с развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились социальные проблемы. Фабричные рабочие трудились по 12-14 (до 17-19) часов в день и, принося владельцам фабрик огромные прибыли, получали за свой труд гроши. Пользуясь отменой традиционных ограничений предпринимательства и полученными свободами, буржуазия наращивала свой капитал и не старалась поддерживать рабочих. Рабочие и их семьи жили скученно в ветхих и грязных домах. Массовая бедность, безработица, бездомность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как ту­беркулез, оспа, вызывали недовольство, протесты и поли­тические дебаты.

Для разрешения этих конфликтов требовалось точное знание того, как устроено общество, как устройство общества влияет на жизнедеятельность людей и приводит к этим проблемам. Но такое знание в новых условиях невозможно было получить путем философского диалога заинтересованных граждан, как это делали Сократ и Платон в условиях небольшого антич­ного полиса. Невозможно было получить такого рода знание и путем рассуждения о моральном долге правителей и подданных, как это де­лали Блаженный Августин или Томас Мор в условиях строго иерар­хического общества в средневековой Европе. Процессы, в которых участвовали большие массы индивидов, борю­щихся за свои личные права и благополучие, потребовали нового способа познания социальных явлений. Кроме того многие явления в новых исторических условиях приоб­рели характер социальных явлений.

Помимо социально-исторических факторов, формирование социологии было об­условлено интеллектуальными, научными факторами. В первую очередь, к ним относятся радикальные изменения в сознании людей. Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что создаваемая ими новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров. Мировосприятие, прежде всего у ученых, становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства (лозунг французской революции) был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе жизни и поведении людей.

В первой по­ловине XIX века происходило размежевание науки и философии. В XVII—XVIII веках естествознание развивалось в виде так называемой натуральной философии, основывавшейся на представлении о законах природы как правилах некоего мирового разума. Исходя из такой картины мира ученые создавали концепции, в которых опытные данные встраива­лись в систему умозрительных рассуждений. При­мерами подобного рода концепций могут служить «Математические начала натуральной философии» Ньютона и «Монадология» Лейб­ница. К середине XIX века утвердилось новое научное мировоззрение, для которого характерно представление о природных явлениях как эффектах, вызываемых движением и взаимодействием множества элементов — мо­лекул, клеток и т. п. В рамках данного подхода ученые описывают факты, делают эмпирические обобщения и представляют закономер­ности как проявляющиеся связи между явлениями. В качестве примеров научных работ нового типа можно привести ставшие в конце 50-х гг. XIX века событиями в физике и биологии соответственно «Динамическую теорию электромагнитного поля» Джеймса Максвелла и «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина. Науки стали играть принципиально новую роль в жизни общества. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают физика, биология, химия. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась по образу и подобию естественных наук.

В условиях успешного развития на основе новой картины мира естественных наук стали возникать идеи о пре­вращении изучения общества в строго научное исследование, противо­поставляемое исторически предшествующему философствовании.

Литература:

1. Бабосов, Е.М. Общая социология [Текст] / Е.М. Бабосов. – Мн., 2004.

2. Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия. [Текст]. — Мн., 2004.

3. Кравченко, А.И. Социология [Текст] / А.И. Кравченко. – М., 2001.

4. Фролов, С.С. Социология [Текст] / С.С. Фролов. – М., 2004.

5. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. – М., 1999.

6. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – М., 1994.

7. Социология. Энциклопедия [Текст]. – Мн., 2003.

«Социологические исследования», журнал (М., с 1974 г.).

«Социология», журнал (Мн., с 1997 г.).

Soc.lib.ru

Ecsocman.edu.ru

9