Концепции развития личности сущность и специфика

[Введите текст]

Введение

Актуальность проблемы. Сегодня проблема развития и воспитания личности является, наверное, одной их наиболее актуальных социальных проблем в общественной жизни, по-прежнему требующая глубокого научного обоснования психологической сущности отдельных факторов данного процесса. Проблема личностного развития также всегда была центральной в истории становления психологической науки. Именно поэтому выражения подобные следующим: «личность — это развивающаяся система», «личность существует в развитии» и «вне развития не может быть личности» прочно закрепились в научном обиходе. Следствием наблюдаемого в последние десятилетия процесса гуманизации общественной жизни явилось то, что сегодня основной целью системы воспитания и образования признано становление такой личности, которая хорошо себя знает, владеет собой, самореализующется и саморазвивается в гармонии с обществом и с самим собой. Приведенные личностные качества являются сегодня определяющими в отношении перспектив ее развития, и лично я считаю это правильным. Учитывая это, сегодня в числе актуальных проблем общей психологии также присутствует проблема гармоничного развития индивида, для современного решения которой необходимо переосмысление феномена развития личности в представлениях не только прошлых, но и современных концепций именно с позиций саморазвития и самореализации. Все это позволит нам выделить основные принципы развития личности, на которые можно опираться при разработке моделей личностного развивития в современном воспитании и образовании, и которые будут отвечать потребностям современной личности и современного общества.

Тема исследования. Для исследования в данной курсовой работе мной была выбрана тема — «Концепции развития личности сущность и специфика». Объектом исследования является эволюция представлений, взглядов и теорий личностного развития в психологической науке. Предметом исследования является личность и ее развитие в специфическом понимании представителей отдельных концепций развития личности прошлого и современности.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в анализе и осмыслении исторически сложившихся теоретических предпосылок и современных подходов к исследованию аспектов развития личности в психологии. Для решения данной проблемы и достижения цели исследования, ставлю перед собой следующие задачи:

Выявить различные методологические подходы к исследованию проблемы развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

10 стр., 4821 слов

Гуманистическая теория развития личности и изменения личностного ...

... психологической науке сложилось 3 основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая, глубинная или психоаналитическая психология и топологическая психология. ... личности А. Маслоу 2.1  Основные представления 2.2  Самоактуализация 2.3  Исследование ... способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о ...

Исследовать и обобщить опыт исследований проблемы развития личности как одной из стержневых в психологической науке.

Проанализировать основные направления изучения личности в исследованиях зарубежных психологов.

Рассмотреть основные актуальные проблемы исследований развития личности в работах отечественных авторов.

Выявить основополагающие принципы развития личности и определить основные факторы устойчивого развития личности в современном меняющемся мире.

Методологическая и информационная база исследования. В качестве методов исследования в работе используется теоретический анализ учебной и научной литературы по обозначенной проблеме; исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта; аналогия и сравнение; а также другие общенаучные и частные методы. Информационную базу исследования составляют научные труды известных зарубежных и отечественных психологов, учебные пособия, научные статьи и публикации в Интернете, периодические профильные издания, методические и справочные источники.

Структура исследования. Работа состоит из трех глав, первая из которых посвящена описанию значимости проблемы личности и ее развития в психологии; вторая глава посвящена исследованиям зарубежных авторов; третья глава повествует о вкладе и достижениях отечественных психологов в изучение проблемы развития личности.

1. Проблема личности и ее развития в психологии

1.1 Основные подходы к пониманию личности в психологии

В современной психологии понятие «личность» является одним из базовых понятий, хотя оно и не является только психологическим понятием, поскольку изучается различными общественными науками, включая социологию, педагогику, философию и другие. Нашей задачей является рассмотрение категории «личность» и специфику ее изучения в научных рамках психологии.

Исследование психологической литературы показывает, что различные авторы дают разные определения понятию «личность», что явно свидетельствует о том, что сам феномен личности представляется весьма сложным и многогранным. При этом с одной стороны, личность рассматривается как конкретный индивид — как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой же стороны, под данным понятием подразумевается социальное свойство человека, как совокупность интегрированных в нем социально значимых качеств, сформировавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. В большинстве случаев под личностью понимается — человек в совокупности его социальных и жизненно важных свойств (черт), приобретенных им в процессе социального развития. Свойства личности — представляют собой черты и характеристики индивида, описывающие его внутренние (глубинные) особенности. Это то, что необходимо знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на различные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

2 стр., 923 слов

ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...

... может и не быть. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками ... в силу своей специфики не без трудностей. В психологии принято подразделять эмоции на стенические и астенические. ... иэстетические. Интеллектуальные– это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, ...

Между тем, практически любое из имеющихся в научной литературе определений личности представляет собой не просто фантазии различных авторов, а содержит убедительные теоретические обоснования и подкрепляется экспериментальными исследованиями, а значит должны быть учтены при рассмотрении понятия «личность».

Понятие «личность» является одной из центральных категорий современной психологии, вместе с понятием «личностное» оно имеет свою историю и понимается зачастую по-разному. При этом к числу личностных не относятся обусловленные физиологически или генетически особенности человека, и которые никак не зависят от жизни в социуме. Так, например, к личностным особенностям не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни. Рассмотрим же понятие в его трех разных пониманиях — широком, среднем и узком его понимании.

Личность в широком смысле — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей. Так например, погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника. При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Личность в среднем смысле предстает как социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Американский философ, психолог и социолог Д.Г. Мид определяет личность как совокупности социальных и личностных ролей. Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии — А. Адлер говорил, что личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У американского философа и психолога У. Джеймса личность — это «социальное я», Я для других. По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать. Социальное я — это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Также личность предстает как социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну и т.д.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и ... и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек); - индивидуальные особенности различных психических процессов, или психических функций, как форм отражения (которые ...

Личность в узком смысле представляет собой — культурный субъект, так называемую самость. В данном ее понимании личность есть человек, самостоятельно строящий и контролирующий свою жизнь, индивид как ответственный субъект волеизъявления. Личность так понималась в частности Козловым, Леонтьевым, Юнгом, а также экзистенциальной психологией.

Следует отметить, что в психологии различные направления и подходы содержат свою специфическую, отличную от остальных, теорию личности. Так например в теории Джеймса личность рассматривается посредством трех аспектов — как физическая, социальная и духовная личность, основатель школы бихевиоризма в психологии — Уотсон определяет личность как совокупность поведенческих реакций, присущих отдельному индивиду. Отец психоанализа — Зигмунд Фрейд рассматривал личность как веяную борьбу ее компонентов. Согласно его учению структура личности состоит из трех частей: «Оно», «Я» и «Сверх — Я», которые находятся в постоянном взаимодействии. «Я» в структуре личности Фрейда это то, как человек воспринимает себя и свое поведение. «Сверх — я это то, как личность воспитали люди вокруг: семья, воспитатели, друзья, все те с кем мы общаемся и кто значим для нас. «Оно» — это все то плохое, что случилось с человеком в прошлом, и то, что он не осознает.

Согласно деятельностного подхода нашего советского психолога, философа и педагога Алексея Николаевича Леонтьева — личность выступает как иерархия мотивов, как особое качество, «которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается». А ныне здравствующий российский психолог, публицист, писатель, популяризатор практической психологии — Н.И. Козлов считает, что личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком.

В различных разделах психологической науки существуют также свои определения и понимания личности. Конкретно в общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. При этом личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть в юриспруденции, социологии, педагогике, этике и других дисциплинах.

В понимании психолога личность — не является некой загадкой, а представляет собой то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Другими словами это то, что внутренне, в своей сущности отличает конкретного человека от других. сами отличия — это наша индивидуальность. Личность же для психолога — это те внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека).

18 стр., 8581 слов

Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна

... и роль сновидений в развитии человека. Процесс развития в целом можно рассматривать как результат взаимодействия двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы. Ч. Райкрофт. Критический словарь ...

Таким образом, это формирующийся в нас внутренний стержень, представляющий собой некий сплав врожденного и приобретенного, и определяющий наши ценности, желания, взгляды и поступки.

1.2 Психологические подходы к развитию личности

личность психология концепция выготский

Понятие «развитие личности» в сущности намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.

Процесс постепенного развития личности субъекта представляет собой это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под категорией развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий. Представители науки всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И даже сегодня данная проблема не утратила своей актуальности.

Анализ литературы показывает, что в психологических теориях можно выделить два направления о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.

Биологизаторский подход обуславливает развитие личности, главным образом, наследственными факторами. В силу этого предположения процесс развития личности носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Опираясь на постулаты данной теории, исследователи предполагали, что индивид с самого рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. В частности, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие имеют все предпосылки к успешной административной работе. В соответствии с данной концепцией изначально в человеке заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.

Так известный американский физиолог Э. Торндайк утверждал, в частности, что все духовные качества личности, ее сознание — это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Сторонники же концепции, которая известна в психологии как «биогенетический закон», один из пионеров американской психологической науки С. Холл, его ученик К. Гетчинсон и другие, полагали, что человек в своем развитии с раннего детства постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный (Приложение Б).

Были и такие (как например, американский философ и педагог Д. Дьюи), который утверждали, что индивид вообще рождается уже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями.

2 стр., 534 слов

Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе

... ресурс]. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html     Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе Вопросы для изучения: 1.Особенности развития личности в студенческом возрасте. Противоречия студенческого возраста, кризис идентичности, кризис ...

Биологизаторская теория личностного развития личности находит свое отражение также и в теории Фрейда, который считал, что развитие и становление личности, преимущественно, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается определенными желаниями. При этом здоровая в психическом отношении личность формируется лишь при условии удовлетворения подобных желаний. Если же эти желания не удовлетворяются, то личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям (Приложение Б).

Социогенетический подход рассматривает процесс развитие личности как результат прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Сторонники данной концепции склонны игнорировать собственную активность прогрессирующего индивида, отводя при этом индивиду пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Но даже при поверхностном рассмотрении данной концепции, остается неразрешенным вопрос: почему в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные люди? Ясно, что представители данного направления, подобно генетикам, недооценивали внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности. Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности. В начале прошлого возникла педологическая концепция развития личности, которая придерживалась теории двух факторов развития: биологического, или наследственного, и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя в какой-то степени открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности. Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.

Тем не менее, и сегодня существует множество различных взглядов на процесс личностного развития. Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. При этом сторонники данной теории утверждают, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.

Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии. Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.

3 стр., 1111 слов

Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного ...

... Главная педагогическая идея - это художественно-эстетическое воспитание, создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение ... процессы усвоения искусствоведческого знания, умения, навыков, развития способностей к художественному творчеству. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным ...

В нашей отечественной психологии, в особенности в ее советский период, считается, что личностное развитие совершается в процессе ее социализации и воспитания. Человек является социальным существом, с самого своего рождения он окружен себе подобными, включен в систему различных социальных связей. При этом социализация представлена не как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Данный социальный опыт усваивается исключительно субъективно, и процесс усвоения зависит во многом от целей и ценностей самого человека. Одни и те же социальные ситуации могут восприниматься людьми по-разному.

1.3 Роль воспитания в духовно-нравственном развитии личности

Главным в формировании смысловой характеристики человеческой жизни является его отношение к другим субъектам или социуму в целом. Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от стремлений индивида к отношениям, какие конкретно отношения способен индивид устанавливать. При этом природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения индивида к соответствующему виду деятельности. Именно воспитание индивида определяет проявление и совершенствование его способностей. Воспитание не только определяет развитие личности, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В свое время еще Л. Выготский выдвинул идею, что ключевой задачей воспитания заключается в опережении данного уровня развития.

Именно воспитание корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации, как своеобразный механизм управления процессом социализации. Если говорить о роли воспитания, то по мнению различных авторов она оценивается по-разному. При этом диапазон оценок довольно широкий: от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды), до определения воспитания как единственного средства изменения человеческой природы. При этом оно выполняет две главные функции: во-первых, воспитание упорядочивает весь спектр воздействий на личность, во-вторых оно создает необходимые условия для ускорения процессов развития личности. Эффективность и степень влияния воспитания на развитие личности заключается в целеустремленности, систематичности и в правильном подходе. Однако оно требует участия индивида и базируется на его сознании, в отличии от наследственности, действующей подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в развитии личности.

Здесь следует отметить, что долгое время в психологии такие понятия как духовность, духовное развитие, духовное воспитание не рассматривались с научной точки зрения. Однако на нынешнем этапе развития психологической науки, многие научные теории и концепции уже ориентированы на рассмотрение человека в единстве телесного, душевного и духовного. Тема духовности и нравственности оказалась в центре внимания только современных психологов. Анализ литературы показывает, что такие понятия, как — дух, душа, духовность, вводятся в учебную литературу наравне с научно обоснованными психологическими терминами. Кроме этого значительная часть отечественных и зарубежных психологов признают объективность существования данных понятий.

5 стр., 2498 слов

Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

... ещ одит шаг в развитии своего самосознания. После поисковсебя, личностной нестабильности у него формируется Я-концепция - система внутреннесогласованных ... нужные их реб нку. А подросток, считаясебя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться ... уровню и неустойчивой.Подростки, изучая себя, представляют,что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это ...

Многие психологи теперь определяют понятие «духовность» как целостное психическое явление, вбирающее в себя способность индивида выходить за пределы безусловно-необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями, и строить свою жизнь в гармонии своих идеалов с общечеловеческими ценностями, в основе которых лежат служение людям, добру и постоянное стремление к самосовершенствованию. Понятие «духовно-нравственное развитие» интегрирует в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. А собственно процесс духовно-нравственного развития рассматривается как человеческий результат освоения действительности, детерминированный познанием высших жизненных ценностей и деятельностью человека, основанной на них.

Специфическая особенность такого духовно-нравственного развития выражается в психическом новообразовании, которое возникает в процессе критического осмысления представлений о себе и окружающем на основе моральных норм и духовно-нравственных ценностей, в процессе развития человека как активного, творческого субъекта деятельности, способного преодолеть противоречия личностного роста и выйти на новый уровень духовного развития. Уровень такого развития обусловливаться сформированностью представлений о духовно-нравственных ценностях, степенью их интериоризации и участием в процессе самореализации.

Воспитание является неотъемлемой частью образования и концепции духовно-нравственного развития личности. Именно благодаря семейному воспитанию и школьному образованию происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям социума. Необходимо привить детям способность проживать в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, тем самым толкая их на созидание и осуществление принятых нравственных ценностей.

В нынешних условиях акцент в концепции духовно-нравственного воспитания делают на целенаправленность воспитательного процесса, а также на универсальную этику, а это означает, что нужно не допустить сведение воспитания к узко национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Важно сочетание в воспитательном процессе целенаправленности универсальных ценностей людей и опоры на традиционные, национальные духовные ценности социума. Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.

Смещение ориентации происходит с внешних ограничений моральности на внутренние установки нравственности и направленность субъекта в сторону приумножающейся роли нравственных установок в качестве внутренней саморегуляции личности, а не в сторону моральности, которая больше представляет собой внешние регуляторы поведения. Важна проблема способности личности к самоопределению, целенаправленности на смысловую и ценностную составляющую воспитательного процесса. Она должна заключаться в том, чтобы учащийся сам смог вырабатывать ценностные смыслы посредством приобретения нравственных знаний, их эмоционально прочувствовать, опробовать на персональном опыте построения взаимоотношений с другими индивидами и окружающей средой, и занять активную позицию в таком процессе. Именно усвоение, постепенность развития, приобретение опыта и знаний поведенческих отношений должно составлять базис духовно-нравственного развития. Целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие грамотных, высоконравственных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями индивидов, деятельность которых направлена на созидание.

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... завышать уровень своей общительности (около 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими ... Цель работы - психологические и социальные особенности личности безработного человека. При написании работы необходимо решить следующие задачи: .Необходимо описать психологическую и социальную ...

2. Концепции развития личности в зарубежной психологии

2.1 Преформистские концепции развития личности

На первых этапах развития психологической науки были достаточно широко распространены так называемые преформистские (от лат. praeforma — заранее образую) теории развития личности, идеи которых берут свое начало еще с античных времен. Представителей и авторов данных концепций объединяет то, что они основаны на идее о формировании человека как личности по какой-либо изначально заложенной в нем «программе». Причем свойства и параметры, которые заложены в данной «программе» развиваются в человеке спонтанно (самопроизвольно).

При этом многие из них не отрицают влияния внешних социальных факторов и условий, а также влияние воспитания. Однако данным факторам отводится лишь вспомогательная роль. Среди них находятся и такие, которые вообще считают, что социум с его катаклизмами и социальными потрясениями действует на личность разлагающе и что только в отрыве от него человек может достичь своего совершенства.

Преформистское течение в психологии представлено биологизаторским подходом к пониманию развития личности. В рамках данного подхода развитию личности первоначально происходило накопление фактов и их систематизация, нескладывающаяся на временную сетку развития индивида. Существенное влияние на появление первых концепций развития личности оказала теория Ч. Дарвина, впервые сформулировавшего идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития. Многие представители данного направления в качестве идейной основы стали опираться на открытый в 1862 г. немецкими биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером биогенетический закон: онтогенез повторяет филогенез. Согласно данному закону развитие человека повторяет все стадии биологического развития предков. Следует отметить, что в самой биологии этот закон встретил критику и вокруг него развернулась научная борьба. Тем не менее, основываясь на этом законе, сторонники биологизаторского подхода пытались доказывать, что индивид не только в своем биологическом развитии, но и в личностном формировании повторяет все те стадии, которые люди прошли в процессе своей социальной и духовной эволюции.

Данной точки зрения, к примеру, придерживался французский исследователь Ш. Летурно, который всевозможные моральные человеческие пороки (пьянство, воровство, убийства и прочее) причислял к явлениям атавизма. Другими словами он считал их врожденными и необратимыми наклонностями человека, связанными с влиянием инстинктов предков, для которых указанные действия составляли нормальный образ жизни. Причисляя мораль к наследственным качествам человека, Летурно полагал, что индивид постоянно находится во власти «психических остатков» прошлого и может проявлять рецидивы всех видов нравственности. При этом он считал, что воспитание оказывается якобы бессильным что-либо изменить. Придерживаясь подобных рассуждений, итальянский психиатр Чезаре Ломброзо зашел еще дальше, пытаясь доказать, что якобы но внешним признакам человека, в частности, по очертаниям черепа, можно выявлять потенциальных преступников, и предлагал в превентивном порядке изолировать их от общества.

Оригинальное отражение биологизаторская концепция развития личности получила в учении австрийского психиатра З. Фрейда. Теория Фрейда по своей сути являлась концепцией взаимодействия двух факторов (наследственности и среды) в ходе психического развития ребенка. Он утверждал, что развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений, которые проявляются уже в детстве и сопровождаются определенными желаниями. Если эти желания удовлетворяются, то это ведет к формированию психически здоровой личности. Если же они не удовлетворяются, то это может порождать неврозы и другие психические отклонения, что, по мнению Фрейда, не может не сказываться на личностном развитии человека (Приложение Б).

Созданный Фрейдом метод психоанализа привел его к пониманию значения бессознательных переживаний детства в жизни взрослой личности и позволил автору создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. В понимании отношений «ребенок — взрослый», «ребенок — общество» (которые изначально являются антагонистическими), Фрейд наметил основные ориентиры. Согласно его взглядам общество является источником различных травм (рождения, отнятия от груди и т.п.).

Отсюда и возникает проблема включения подрастающего индивида в общество — проблема социализации личности — в системе онтогенетических отношений между ребенком и обществом.

Следует отметить, что до сих пор в западной литературе можно встретить отзвуки подобных биологизаторских воззрений. В частности, в 1993 г. в свет вышла книга американских авторов «Развитие ребенка и его отношений с окружающими». В данной книге авторы прямо ссылаются на утверждения известного американского психолога Г.С. Холла, который полагал, что «люди в своем развитии от оплодотворенной яйцеклетки до взрослого состояния проходят те же стадии, которые прошло в своем развитии все человечество». Его концепция рекапитуляции явилась результатом перенесения биологического закона на процесс онтогенетического развития ребенка (Приложение Б).

Поэтому при анализе духовного развития детей он часто обращался к историческим аналогиям, причисляя игры детей к проявлению охотничьих инстинктов, а игры подростков к воспроизведению образа жизни воинственных племен древности. Все это, несомненно, довольно поверхностные обоснования упомянутого выше закона. Однако рассматривались и более убедительные: в частности, процессы развития рисунка в истории человечества и в детстве весьма похожи друг на друга. Подобные схожие моменты можно также наблюдать в истории речи и в ее становлении у ребенка (указательный жест, обрывки слов, односложные предложения, глагол и т. д.).

В рамках концептуальной схемы биогенетического подхода (с его признанием ведущей роли наследственности в детском развитии, преформированного характера этого процесса) создавалась теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Эта теория интересна попыткой качественного анализа особенностей процесса развития (выделения стадий или этапов развития поведения).

К. Бюлер выделил три ступени развития — инстинкт, дрессура, интеллект — и связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием (Приложение Б).

В процессе развития представления об источнике и причинах развития личности в онтогенезе актуальным становился вопрос о том, как возникают приобретенные формы поведения. Исследования показали, что они возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. Но как соотносятся среда и наследственность? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. Штерном, который являлся специалистом в области дифференциальной психологии, где наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, одинаково имеющие право на существование, -эмпиризм и нативизм. Если из двух противоположных точек зрения каждая может опираться на серьезные основания, то истина должна заключаться в их соединении, так полагал В. Штерн. С его точки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями (Приложение Б).

Заметный представитель французской школы экспериментальной психологии А. Валлон, исследуя внутренние причины развития психики, акцентировал внимание на связи социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивал, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. По мнению А. Валлона, ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого. В процессе развития ребенка А. Валлон отмечал два кардинальных момента: переход от органического к психическому и переход от действия к мысли. В концепции А. Валлона намечены стадии развития личности. Итак, нацелившись на раскрытие внутренних причин психического развития ребенка, концепция А. Валлона развивалась в направлении преодоления биогенетического подхода к исследованию психики ребенка.

Взгляды многих представителей биологизаторского направления по вопросам развития личности послужили основой для разработки за рубежом особой пауки о детях — педологии, представители которой исходили из идеи наследственной обреченности психического развития личности. В этой связи они обратили внимание на изучение зависимости поведения и развития детей от их наследственности. Обследуя детей с определенными отклонениями в поведении и развитии, они пытались выискивать причины отклонений в дефектах наследственности. Дефекты связывались с теми или иными психическими аномалиями предков, например с алкоголизмом, умственным помешательством, проявлениями аморальности и т.д. В конечном итоге это приводило к выводу, что, поскольку наследственный потенциал ребенка является постоянным, значит, его можно определенным образом измерять. В 1905 г. но заданию Министерства общественного образования Франции психологи А. Бине и А. Симой разработали набор тестов, т.е. стандартных словесных и практических заданий для измерения «коэффициента умственной одаренности», по нынешней зарубежной терминологии «Ай-Кью» (IQ).

Подобные тестовые испытания детей в западных странах практикуются до сих пор.

Хотя тестовые испытания приносят определенную пользу и позволяют судить об умственном кругозоре и развитии детей, однако это развитие определяется чаще всего не столько их биологической наследственностью, сколько условиями их жизни и воспитания. Вот почему многие ученые относятся к этой методике критически полагая, что биологизаторские концепции, сводя личностное развитие человека к его природной наследственности, искажают истинные источники и важнейшие факторы этого развития и, с другой стороны, снижают роль воспитания в его формировании. Поэтому подводя итог можно заключить, что преформистские биологизаторские концепции развития и становления личности не давали и не дают убедительного научного обоснования этой чрезвычайно важной для психологической науки проблемы.

2.2 Концепция развития личности Э. Эриксона

Известный американский психологи и психоаналитик Э. Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида. Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.

Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона — это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности. «Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному поведению (Приложение Б).

По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения. Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия. Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.

Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности (Приложение А):

Первая стадия — это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.

Вторая стадия — автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.

Третья стадия — инициатива. В этой стадии появляется установка — «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.

Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).

Пятая стадия (от 6 до 11 лет) — школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».

Шестая стадия — это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет).

Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».

Седьмая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос — «Могу ли я иметь интимные отношения?». Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».

Восьмая стадия — поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.

Можно сделать вывод, что основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.

2.3 Современная концепция личности А. Менегетти

Сегодня так и осталась самой загадочной проблема познания природы самого человека. Историю возникновения различных теорий личностного развития следует условно разделить на этапы: этап формирования психоанализа (Фрейд, Адлер, Юнг), этап гуманистического объяснения психоанализа в контексте частичного его одоления — гуманистическая концепция развития личности (Эриксон, Маслоу, Роджерс, Фромм), этап теории личности (А. Менегетти) — современная психология.

В рамках же данного исследования следует остановиться подробнее на последнем этапе — концепции личности Менегетти. Автор данной концепции говорит о том, что наука психология познает индивида на всех уровнях, при этом изучая и скрытые аспекты бытия субъекта. Базисом его концепции является понятие семантики. Манагетти полагал, что посредством семантического поля проявляется человеческая природа. Из этих же предпосылок исходила и с структуралисткая школа философии. Семантическое поле — это такое пространство, в котором индивид взаимодействует с различными объектами среды, которая его окружает. В таком процессе задействованы следующие составляющие личности: «Я» сознательное и зона комплексов, пролегающая в подсознании. Только 30% взаимоотношений между субъектами проходят осознанно, остальные 70% проходят на уровне подсознания.

Менегетти раскритиковал моральные принципы в их национальных и личностных проявлениях. Так как он считал, что моральность не обеспечивает истинности и точности актуализации личности индивидов, а скорее наоборот, принуждает «Я» вывести на чистую воду свои комплексы в качестве защитных механизмов и латентные компоненты «Я», часто выдающие себя за «Я». Менегетти представлял индивида как Ин-се (т.е. внутренняя сущность субъекта) с неизменной величиной «Н». Он предполагал, что бытие в конкретном теле проявляется в условиях конкретной семьи, обрастая рядом разнообразных признаков, сохраняя себя как субъекта с неизменной величиной «Н». Данная величина представлена интеллектом, т.е. структурой жизнедеятельности, эмоциональным полем, результатом осознанного восприятия. Он воспринимал человека, как следствие такой разумной деятельности. Также в величину «Н» входит и гуманистический личностный потенциал. К нему относятся: возникновение творческих импульсов, позитивные и негативные конфигурации личностного развития. При этом позитивные конфигурации развивают личность индивида, а негативные, наоборот, блокируют развитие. Именно это он и считал единственным признаком моральности с точки зрения психологической науки. «Я» — это сознательная часть структуры Ин-се, а все остальное относится к бессознательному, которое оказывает более фундаментальное влияние на жизнь индивида. Именно в области гуманистического потенциала и зарождаются комплексы.

Комплексы формируются в результате характера любви, которую получает индивид с рождения. Они формируются на протяжении первых лет жизни и обуславливаются любовью родителей, которые всегда отягощены собственным бессознательным потенциалом, что непосредственно воздействует на ребенка. Психическое строение комплексов остается с индивидом, не развиваясь на протяжении всей жизни. Однако, все равно при этом являясь неотделимой частью личности. Комплекс воздействует на личность на протяжении жизни, искажая абсолютно все ее проявления, т.е. действуя как «лже-Я». Следовательно, получается, что «Я» не хватает энергии, так как она уходит на его «лже-Я». При этом истинное «Я» совсем не может контролировать проявление комплексов, однако любой комплекс управляет действиями «Я». Поэтому основная задача психологии лежит в том, чтобы помочь личности постигнуть всю ее структуру, которая может залегать глубоко в подсознании.

Так как по мере того как «Я» растет и взрослеет, ему все больше нужна энергия, которую «Я» забирает у комплексов. Целью развития личности, Менегетти считал стремление к целостности Ин-се. Он утверждал, что изначально познание образуется на телесном уровне. Это происходит потому, что и животное, и человек обретают информацию из окружающих условий, только человек еще и обладает разумом. В идеале возможности «Я» должны развиться до полной их реализации. Рождение и актуализация «Я» должны длиться непрерывно. Это объясняет онтопсихология концепцией иммагогии. Дословно данный термин обозначает действие внутри меня (во мне).

Корни данного понятия лежат в медитациях, йоге и гипнозе. Иммагогия означает проникновение в бессознательное, в так называемый осознанный сон. Именно с ее помощью и можно достигнуть полного осознания «Я».

Подводя итоги, можно сделать вывод, что концепция развития личности выдвинутая Менегетти заключает в себе «Я» в качестве центра сознания. «Я» — это всего лишь верхняя часть айсберга под названием бессознательное, которое содержит в себе равномощные элементы «Я» — комплексы. Такие комплексы образуются как следствие отрицательного взаимодействия «Я» с окружающими условиями и миром в целом. Источником личности он считал Ин-се, содержащую в себе матрицу осуществления человеческого бытия. А комплексы выражаются в заслоне информации, идущей от Ин-се к «Я». «Я» имеет двойственную структуру: «Я» логическое (т.е. это логический аспект личности) и «Я» априорное, формируется вследствие привязанности индивида к историческим факторам своего проявления. Мудрым становится человек тогда, когда у него гармонично развито две структуры «Я» и Ин-се. Их взаимодействие и проявление заключается в подключении Ин-се к априорному «Я», выражающееся посредством «Я» логического.

Сегодня наиболее актуальной остается концепция развития личности, предложенная Менегетти. Однако у всех ранее существовавших теорий личности есть некоторые общие видения: первичным является детерминированность поведения субъекта, корни которого лежат из детского опыта, но взгляды во взрослой жизни у субъекта могут быть различными.

3. Взгляды отечественных психологов на проблему развития личности

3.1 Подходы к изучению личности и ее генезиса в работах советских и российских психологов

Исследование работ отечественных ученых-психологов позволяет выделить три наиболее актуальные и методологически обоснованные проблемы: во-первых, это развитие личности как результат взаимодействия генотипа и социальной среды и тем самым создание предпосылок для становления; во-вторых, это развитие личности вследствие деятельностно-опосредствованных взаимоотношений с референтными для нее группами; в-третьих, это особенности социогенеза личности и межличностных отношений, обусловленные включенностью в трудовую деятельность в рамках конкретной социально экономической формации. При решении данных проблем в отечественных психологических исследованиях, соответственно выделяются три основные взаимосвязанные концепции, которые вполне отвечают принципам общепсихологической теории личности.

Одной из таких теорий является — психогенетическая концепция индивидуальности, которая представлена научной школой дифференциальной психологии советского психолога — Б. М. Теплова. Данная концепция при изучении происхождения индивидуальных психологических особенностей человека пытается установить роль генотипа и среды в их формировании, применяя при этом преимущественно близнецовый метод. При этом предполагается, что в онтогенезе происходит смена механизмов, которыми реализуются психические функции человека, а также смена элементарных форм, царивших на ранних его этапах, социальными формами, опосредствованными общением и деятельностью. Помимо этого испытывается продуктивная гипотеза, в соответствии с которой со сменой механизмов перестраивается отношение индивидуально психологических особенностей к генотипу. В данном случае имеется в виду, что с ростум значения специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов сжимается доля генетической изменчивости в развитии индивидуальных по своему происхождению факторов, в развитии индивидуально психологических особенностей индивида. Следует отметить, что данная концепция — представляет собой прямое продолжение нейрофизиологической концепции факторов индивидуально психологических различий, рассматриваемая концепция по всем позициям должна быть соотнесена с теориями, отводящими наследственности роль фатального фактора, и вообще — с различными модификациями теории двух факторов.

Далее следует отметить концепцию развивающейся личности советского и российского психолога, специалиста в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности — А. В. Петровского. Содержательное ядро его теории развития личности — это концепция трех фаз становления личности в группе.

Первая фаза становления личности в группе — фаза адаптации. На протяжении этой фазы индивид стремится максимально приблизить свои личностные проявления к нормам, ценностям и приемлемым образцам деятельности и общения, бытующим в данной группе. Следствием прохождения данной стадии становления личности должна стать максимальная адекватность члена группе, слияние с ней. Автор данной концепции утверждает, что в группах низкого уровня развития, а также асоциальной направленности данный итог является единственно приемлемым, в противовес группам высокоразвитым и характеризующимся просоциальной направленностью. Пытаясь реализовать свои потребности быть личностью, потребность в персонализации, член группы, первоначально успешно адаптировавшийся в ней, вступает в следующую фазу развития личности в группе — фаза индивидуализации, утверждая собственную личностную неповторимость, свои отличия от общности. На данной стадии должно быть преодолено диалектическое противоречие: тезис адаптации, антитезис индивидуализации преодолеваются в превосходящем их синтезе интеграции. Далее наступает фаза интеграции наступает как завершение становления личности в данной группе и характеризуется достигнутым единством индивидуальных особенностей члена и требованиями общности к нему. На основе данной концепции предложена возрастная периодизация развития личности, не совпадающая с существовавшими ранее концепциями психического развития человека.

Еще одна концепция в числе рассматриваемых находит свое воплощение в историко-эволюционном подходе к пониманию личности российского психолога, политика и ученого — А. Г. Асмолова Его подход основан на принципе деятельностного опосредствования и выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего развитие личности и способствующего его конкретно исторической специфике в той или иной культуре, опосредствующий фактор — совместную предметную деятельность. Таким образом, все три рассмотренные теоретические конструкции связаны между собой и отвечают общему методологическому принципу — деятельностному опосредствованию.

Вместе с тем анализ литературы показал, что в отечественной психологии общепринятым является представление о том, что решающую роль в развитии личности играет деятельность. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе, поэтому, как отмечает Л. И. Анциферова, адекватнее вести речь о действующем индивиде, о личности, находящейся в состоянии деятельности. С этой точки зрения деятельность может быть понята как динамическое многофазное развертывание личности, особый тип последовательности личностных преобразований, как закономерная смена ее функциональных состояний.

Несмотря на различные подходы к понятию личности, пришло определение личности через ее целостно рассматриваемую деятельность. Из примата деятельности, в которой человек утверждает свою личность, исходил уже С. Л. Рубинштейн. Он считал, что совершенно недостаточно признавать только проявления человека в деятельности, необходимо учитывать и ее обратное воздействие на субъекта: «личность и формируется и проявляется» в деятельности. Л. Н. Леонтьев убедительно показал, что личность представляет собой «особое качество», которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, деятельностью.

Рекомендуя «…рассматривать личность как новое качество индивида, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность», А.Н. Леонтьев подчеркивает, что личность — не результат преобразования человека под внешними воздействиями, но продукт деятельности самого человека, «…то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя». Мы намеренно обрываем цитату на этой фразе, поскольку именно она важна для дальнейшего изложения. Действительно, можно считать показательным, что еще А.Н. Леонтьев выделил в качестве важного момента в становлении личности момент ее влияния на другие личности, отражения в них в контексте активного созидания человеком собственной личности. Исследуя развитие личности в деятельностном контексте, очень важно учитывать методологические посылки, выделенные С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым, Д. И. Фельдштейном.

Во-первых, формирование личности рассматривается как процесс формирования ее деятельности, представляющей собой систему, имеющую свое внутреннее строение, переходы и превращения, свое развитие. Именно в процесс ее развития деятельности индивида, ее расширения и усложнения формируются его отношения, общественные связи, выступающие основой становления личности. Только благодаря интериоризации внешней, социальной, развернутой деятельности, опосредованной орудиями (знаками), человек осваивает общественно выработанный опыт, в результате чего и формируются внутренние, интрапсихические формы его деятельности, свернутые в своей структуре и опирающиеся на образы и понятия.

Во-вторых, источники развития личности ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью (успех которой зависит от организации во взаимосвязи всего комплекса разнообразных видов деятельности), но именно ведущая деятельность, оказывая решающее воздействие на формирование личности, определяет уровень и характер функционирования психических процессов. Смене ведущих типов деятельности соответствуют переходы от одних возрастных периодов к другим, а преемственность этих типов деятельности обеспечивает единство психического развития человека.

В-третьих, существенную роль играет ориентация исследователей не на традиционные деятельностно обусловленные психологические особенности детей вообще, а на современного ребенка, живущего в изменяющихся рыночных условиях.

В современной психологии стало общепринятым положение о том, что не всякая деятельность развивает личность и не всякое развитие способностей равнозначно развитию личности. И развитие личности, и проявление потребности в деятельности связаны с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, с наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, с желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

3.2 Концепция развития личности Выготского

Отдельно хотелось бы выделить концепцию развития личности по Выготскому. Известнейший советский психолог и исследователь Лев Семенович Выготский в своей концепции трактовал социальную среду не как «фактор», а как «источник» личностного развития. Воздействие среды обуславливается переживаниями ребенка. Ребенок развивается двумя переплетенными путями. Первый лежит в естественном созревании. А второй — через овладение культур, способами мышления и поведения. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения являются системы символов и знаков, например, письмо или язык. Именно овладение ребенком связи между значением и знаком, применении речи влияет на возникновение новых функций психических процессов, которые и отличают поведение человеческой личности от животного.

Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребенком и его поведением. При этом направляет ребенка на совершение какой-либо непроизвольной функции. Далее, на следующем этапе, ребенок применяет к себе такие способы управления, которые взрослые использовали по отношению к нему. Теперь ребенок применяет их к взрослым. Именно таким образом согласно Выготскому каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды — первый раз как коллективная деятельность, а во второй — в качестве мышления ребенка. Направляясь как-бы внутрь «натуральные» функции психики преобразуются, приобретая автоматизированность, произвольность и осознанность. После этого становится возможным и обратный процесс — экстериоризация, т.е. вывод наружу результатов мыслительной деятельности. Такой принцип получил название «внешнее через внутреннее».

Личность Выготский представлял как социальное понятие, так как она объединяет в себе надприродное и историческое в человеке. Такое понятие не может охватить все приметы индивидуальности, но может поставить знак равенства между детской личностью и его культурным развитием. В процессе развития индивид осваивает собственное поведение. Личность не может быть врожденной, но может возникнуть в процессе культурного развития. Путем присвоения выбранных форм и способов в деятельности, которые исторически сложились, происходит развитие ребенка. Поэтому обязательным в процессе личностного развития становится ее образование и обучение.

Обучение является своеобразной движущей силой развития. Однако это не означает, что обучение становится тождественным развитию. Оно просто образует область ближайшего развития. Такая область обуславливает функции, которые еще не созрели, но уже находятся в процессе развития, определяет дальнейшее развитие ума. Феномен области ближайшего развития подтверждает ведущую роль обучения в развитии умственной деятельности. В процессе такого развития личность индивида проходит определенный ряд изменений, которые имеют социальную природу.

Вследствие накопления новых возможностей, разрушения одного социального условия и появление другого, устойчивым процессам развития на смену приходят критические периоды жизни индивида, в которых происходит бурное создание психологических образований. Таким кризисам характерно единство негативной и позитивной сторон. Они играют роль своеобразных ступеней в дальнейшем развитии человека. Появившиеся в любом периоде образования качественно изменяют функционирование психики личности. Например, возникновение подростковой рефлексии полностью перестраивает психическую деятельность.

Таким образом, личность как система обнаруживает себя дважды: с одной стороны — в актах социально ориентированной активности, в действиях и поступках; а с другой стороны — в завершающих поступок актах «вторичного творческого синтеза», обусловленного встречной активностью другого человека. Основные теоретические наработки Выготского вплотную подводят к пониманию личности как особой формы организации взаимной активности данного индивида и других индивидов (Приложение Б).

В данном случае реальное бытие человека органически связано с идеальным бытием других людей в нем (аспект индивидуальности) и где вместе с тем человек идеально представлен в реальном бытии других людей (аспект персонализации).

Основные научные идеи Выготского были успешно экстраполированы из возрастной психологии, педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов в сферу исследования психологии личности, где сыграли неоценимую роль при разработке целого ряда теоретических принципов.

Заключение

В отечественной и зарубежной психологии имеют место различные подходы к осмыслению законов развития личности. Многогранность самого феномена «личность» обуславливает наблюдаемые серьезные расхождения во взглядах, касающиеся понимания движущих сил развития личности, значения общества для ее развития, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов и других существенных моментов. Различные концепции личностного развития личности обладают своим представлением о развитии личности. Так например, Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. При этом сторонники данной теории утверждают, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия индивидов. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако анализ литературы показал, что в психологических теориях можно выделить два основных направления о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности, а также еще биосоциальная концепция — представляющая собой единство этих двух подходов.

Биологизаторский подход основан на следующих суждениях: что личность — сугубо природное существо; что все в личности предопределено наследственностью; что поведение объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов; подчиняясь требованиям социума индивид вынужден при этом постоянно подавлять естественные потребности; а чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску.

Социогенетический подход рассматривает процесс развитие личности как результат прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Сторонники данной концепции склонны игнорировать собственную активность прогрессирующего индивида, отводя при этом индивиду пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Человек рождается и представляется как «чистый лист», а все дальнейшее его развити зависит от окружающей социальной среды и обучения.

Биосоциальное направление основывается на том, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Тем не менее, такое понимание личности также оказывается неспособным убедительно обосновать ни ее поведение, ни ее развитие. Поэтому современная психология рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. При этом изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Решающую же роль в развитии личности играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для саморазвития, т.е. преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

Проведенное исследование показало, что в развитии личности биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, однако преобладающее значение имеют все же социальные факторы, где воспитание человека является третьим существенным фактором развития и становления личности. При этом человек не должен рассматриваться как некий пассивный объект влияния среды и воспитания. Поскольку очень большое значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность, самовоспитание. При этом активность и внутренняя позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям определяет направления формирования личности и служит основой для саморазвития и самовоспитания.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Активность

одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обусловливающая ее эффективность.

2

Бессознательное

характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

3

Восприятие

процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

4

Гуманистическая психология

направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

5

Деятельность

специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

6

Желание

состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

7

Защитные механизмы

психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я» — образ.

8

Личность

понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

9

Межгрупповые отношения

совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

10

Межличностные отношения

субъективно перживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности.

11

Самоактуализация

стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

12

Самооценка

оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

13

Саморегуляция

процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

14

Экстериоризация

процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Список использованных источников

1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. — Киев: «Наука жить», 1997.

2. Анциферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования личности. — М., 1981.

3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: МПСИ, 1996. — 768с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.

5. Джемс Уильям, Научные основы психологии, Минск «Харвест», 2003 г., с. 329.

6. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2008 г.

7. Иванников В.А. Основы психологии. СПб.: Питер, 2010.

8. Козлов Н.И. Формула личности. — СПб: Питер Год выпуска: 1999.

9. Кон И.С. Социологическая психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

10. Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. — 432с.

11. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006. — 254с.

12. Леонтьев А. Н.. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.- М.: Педагогика,1983.-320 с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.

14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс.- СПб.: Питер, 2007.-794с.

15. Мид Д.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — 290 с.

16. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М. 2008.

17. Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской — М.: Академия,2005. — 528с.

18. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2005.-430с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. — 3-е изд. (1946г.) — СПб.: Питер, 2011. — 720 с.

20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М: Академия, 2011.- 287 с.

21. Тарасова Л.Е. Основы общей психологии. — М.: Высшее образование, 2008.

22. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова, М.: АСТ, 2008.

23. Экзистенциальная психология / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с.

24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

25. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / 2-е изд. М.: «МОДЭК», 1997. 416 с.

Размещено на