Содержание Введение….3 Фалес. Первооткрыватель психики и философии… 4 Анаксимандр. Идея нейтральной материи… 8 Анаксимен. Изменение без личности… 16 Заключение… 1 Введение. Становление собственной греческой философии происходит в 7 в до н.э. Это столетие ознаменовано важными революционными процессами, переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, зак онодатели, художники, ко торые в своей деятельности выражали интересы нового общ ества.
Они известны как, «7 мудрецов». Среди них — ос нователь милетской философской школы Фалес. Ми летская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был сознательно поставлен вопрос о перво ос нов ах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического),главный интерес всех представителей школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: ос нову мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа тяготеет к материализму.
Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материально го и духовно го принципов. Вместе со стихийным материализмом появляется и «наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, мно гообразии форм и противоречивости).
При помощи диалектики милетские представители стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.
При помощи принятого ими материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические представления о мире. На ос нов ной вопрос о перво ос нове мира они давали вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный. Цель этого реферата — показать, насколько важен был шаг, сделанный первыми натурфилософами в Древней Греции.
Они изменили сознание людей того времени. Фа лес, Анаксимандр и Анаксимен по лож или начало новому типу мышления. Они произвели переворот в греческой мысли- они сов ер шили «греческое чудо», так его называет ученый и антиков ед Эрнест Ренан. До появления философии люди представляли мир, со образовывая его с мифом (точнее с представлениями о мире, ко торые были прописаны Гомером и Гесиодом), теперь же люди становятся причастны к «логосу». Традиционная мысль претерпевает критику.
Люди задумываются, насколько справедливо и обязательно то, что осталось от неписанных зак онов их предков. Задумываясь, люди стараются найти свой ответ на этот вопрос. Теперь люди стараются решать те или иные вопросы, по большей части, руководствуясь разумом, а не традицией. 1.
150 вопросов с ответами по Философии
... критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. - мысли о бытии. Вопрос 8. Философия и религия являются близкими ... действенный и теоретический. - все перечисленные. Вопрос 7. В отличие от мифологии и религии, философия опирается на: - теоретико-логическое размышление человека о мире. - веру и размышление. - ...
Фалес. Первооткрыватель психики и философии
Греки считали Фалеса великим изобретателем за его успехи инженера. Насколько они недооценивали его, видно по тому, что Фалес мог бы не без ос нований назвать своими изобретениями понятия «материя», «физика», «наука» и «философия». Как ни странно это звучит, все эти понятия надо было открыть.
И чтобы открыть их, надо было расстаться с мифологией. Утверждение Фалеса, что «все вещи — вода», может показаться мало обещающим началом для тех науки и философии, ко торые мы знаем сегодня. Но по сравнению с мифологией, внутри ко то рой оно родилось, это была революция. Разрыв с мифологией не был, да и не мог быть полным. Фа лес еще не мог представить себе материю как нечто абстрактное и отделить понятие о ней от мысленно го образа морской воды: одно было не отъемлемо от другого.
А его представление об изменении еще ос новывалось на чувстве, что «все полно богов». Но Фалес задал вопрос нового типа, и этот вопрос придал четкую форму западной мысли. В одной старинной китайской книге сказа но: «Все, что сущ ествует, находится в пространстве; и все, что находится в пространстве, имеет звук». Сегодня мы вряд ли согласимся со вто рым из этих высказываний, но первое более правдоподобно.
В число тем, ко торыми сейчас занимаются наши ученые-исследователи, входят вопросы о природе пространства и материи, о способах превращения массы в энергию, новые кон струкции циклотронов и т. д Мы считаем все это «наукой», и порой мы — или, по крайней мере, научные обозреватели наших газет — пишем, что сегодняшняя наука занята поисками глубочайшей приро дной ос новы нашей действительности. Так ли это на самом деле, зависит от того, истинно ли утверждение, что все существующее в мире распо ложено в пространстве и со стоит из вещества, а это скорее общефилософский вопрос, чем узко научный.
Именно Фалеса из Милета мы должны благодарить за возникновение на Западе и философии, и науки. Как бывает в большинстве случаев при рождении чего-то нового, появление философии на свет выглядело достаточно скромно; и как во многих случаях бывает с тем, что старо, ее историю трудно выделить из потока информации и восстановить. Фактически наш главный источник сведений о Фалесе — это ко роткая цитата из Аристотеля, ко то рая начинается словами: «Фалес из Милета учил, что все вещи — вода». До Фалеса никто в Древней Греции и на Ближнем Востоке не пытался ответить, «что такое все вещи». Ранние греки на примитивном уровне своей культуры считали, что мир природы населен обожествленными сущ ествами, похожими на людей, только живущими далеко и большими по размеру, ко торые «делают то, что происходит». А Фалес, наоборот, пытался формулировать объяснения в терминах причинно-следственных связей между сущ ествующими в пространстве и времени предмета ми, а не в терминах субъективных ассоциаций между идеями.
Давайте рассмотрим ближе тот фундаментальный вопрос, на ко торый ответил Фалес. Поиск ответа на вопрос «Что такое все вещи?» требовал огромной проницательности и огромной силы воображения, поскольку этот вопрос под разумевает, что все в мире — это части едино го мира «бытия» и что все вещи имеют какое-то общее свой ст во.
Философия 98
... достигнуто только с помощью разума без влияния ощущений, чувств, эмоций. Основные вопросы и направления философии. Вопросы философии: «Что первично?» «Познаваем ли мир?» Направления: Монизм – направление предполагающее ... стороны материальное бытие ограничено не бытием, производно от него. Особенности бытия: Бытие вещей Бытие «первой природы» Бытие «бытие второй природы» Бытие человека Природное ...
Он влечет за собой вопрос о том, что такое «бытие», в отличие от менее об общенных вопросов о том, что такое те или иные конкретные живые сущ ества.
И прежде чем ответить на этот вопрос, Фалес пред по лож ил, что бесконечное разнообразие того, что сущ ествует в мире, структурировано настолько, что позволяет дать какой-то один ответ. С этого допущения и началась философия. Философия в том смысле, в ко то ром мы будем применять этот термин, кроме всего прочего — попытка найти единственное интуитивное определение бытия, единственную систему реально го мира, ко то рая могла бы синтетически объединить и скрепить мно гочисленные специализированные компоненты наших знаний и нашей общ ественной структуры. Нет никаких указаний на то, что кто-либо до Фалеса занимался этим вопросом или ожидал, что если бы кто-то заинтересовался им, то наблюдения над физическим миром и их об общение могли бы дать на него ответ.
Ближневосточные легенды, в ко торых описано, как мир подни мается из воды после Всемирно го потопа, отвечают на другой вопрос: как возник мир? Они не задаются вопросом о том, что он такое.
Они дают ответ другого рода: «кто-то сделал мир». Нет, определенные вещи всегда действуют определенным образом. В греческом языке эпохи Фалеса слово hydor (вода) означало не только Н20, но применялось и для обозначения «любого жидкого вещества». Что привело Фалеса к его идее? Хотя мы этого не знаем, мы можем пред по ложить, что к его теории имеют отношение четыре фактора. Во-первых, он был инженером. Ми лет был центром обучения инженеров персидской армии, а в рассказах о Фалесе говорится, что он был человеком этой профессии.
Во-вторых, он был из Милета. В Милете, где смешивались в одной толпе греческие, персидские, египетские и лидийские купцы и путешественники, отбросить принять в Греции представления было легче, чем где — либо еще. В-третьих, он был путешественником и морякам: из более поздних рассказов мы узнаем о его путешествиях и созданных им новых правилах навигации.
Как и у других ионийских греков, центром его мира было Эгейское море. В-четвертых, вода в этой части мира не была чем-то, что дается даром. Ее огромное значение для всех живых сущ еств и ее вкус здесь оценивали по достоин ству: через сто лет после Фалеса поэт Пиндар написал: «Лучшая из всех вещей — вода». Как бы ни сочетались между собой эти стимулирующие компоненты прошлого опыта, в любом случае из них родилась новая идея — мысль, что различия между вещами каким-то образом обусловлены преобразованиями воды — ее переходами из жидкого со стояния в огненное, иначе говоря, газообразное, или твердое, а именно: что в ос нове этих различий лежит определенная зак оно мерность, потому что все вещи, сущ ествующие в природе, — это материя в покое или в движении.
Если говорить ко рот ко, то Фалес определил ос новные сущностные свой ства материи как такие, ко торые отвечают на его новый философский вопрос; поэтому он имеет право называться первооткрывателем не только философии, но и науки.
Вто рой отрывок мысли Фалеса — это снова ко роткая цитата из его высказываний, сохраненная Аристотелем: «магнит имеет душу («психе»), потому что двигает железо». Так же, как слово «гидор» в греческом языке времен Фалеса не всегда означало только один вид жидкости, так и «психе» не имело того значения «сознательное «я», ко то рое сразу же подсказывает нам перевод «душа». Для Фалеса «психе» могло означать всего лишь источник движения, внутреннюю силу. (Другую такую же силу-душу Фалес видел, когда наблюдал за электростатической силой притяжения предметов к янтарю).
Вопрос20. Идея структурности материи. Концепция атомизма
... 2 больших класса материальных систем: системы неживой природы и живой природы. В неживой природе в качестве структурных уровней организации материи выделяют элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, планеты, ... звёзды, галактики и метагалактику. В живой природе к структурным уровням организации материи относятся системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты и белки, ...
Но эта информация все же показывает, что «жидкая материя» Фалеса все-таки была в какой-то степени живой и что изменения и действия, происходящие в природе, частично объяснялись тем, что материя живая.
Представления о безличной природе, в ко то рой нейтральная материя автоматически передает импульсы движущих сил, не возникало у Фалеса. Поэтому мы не совсем правы, когда, говоря о его идеях, применяем термины «природа», «материя» или «автоматические причинно-следственные отношения». Полное разграничение представлений о природе как о чем-то механическом и представлений о природе как о чем-то живом произошло только через восемьдесят лет после него. То, что слова «жидкость» и «душа» были такими двусмысленными в греческом языке во времена Фалеса, не случайно.
До него никто даже не вступал на путь формирования ясно го представления о материи, а без понятия «материя» никому не могли прийти на ум ни понятие «физика» (изучение движущейся материи), ни понятие «материализм» (философский взгляд, согласно ко то рому все, что сущ ествует, материально).
У греков тогда еще не было ясно го представления о человеческом «я», оно же душа, оно же сознание; они склонялись к тому, чтобы отождествлять «я» человека с его телом.
Представление о душе человека как внутреннем «я», отдельном от тела, появилось на сцене философии почти через два столетия после Фалеса. Не ко торые философы будут спорить с этим, доказывая, что ясновидение и проведение четких границ несовместимы.
Они полагают, что философия неизбежно теряет дар ясновидения по мере того, как наука, жизнь и учеба создают эти четкие границы. Рассматривая историю мысли, мы должны спросить себя, действительно ли факты показывают, что такое противопо ложение обязательно, то есть сущ ествует всегда. 2.
Анаксимандр. Идея нейтральной материи
Фалес стал для греков великим первопроходцем в области мысли. Но современные ученые скорее выберут своим героем его преемника, более поэтично го и пылкого Анаксимандра.
Анаксимандр пошел дальше блестящего, но прост ого утверждения, что все вещи сделаны из одной и той же материи, и показал, как глубоко должно проникать средствами объективно го анализа в реальный мир. Он сделал четыре четко определяемых крупных вклада в понимание людьми мира: 1. Он понял, что ни вода и никакое другое обычное, как она, вещест во не может быть базовой формой материи. Эту базовую форму он представлял себе — правда, довольно смутно — в виде более сложно го органично го нечто (ко то рое назвал «апейрон»).
Его теория прослужила науке двадцать пять веков. 2. Он перенес понятие закона из человеческого общ ества в физический мир, и это было полным разрывом с прежними представлениями о капризной анархической природе. 3. Он первым догадался применять механические модели, чтобы облегчить понимание сложных природных явлений. 4. Он сделал в зачаточной форме вывод о том, что Земля изменяется с течением времени и что высшие формы жизни могли развиться из низших.
ПРИРОДА СОЗНАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
... действительности. 3. Сознание функционально связано с деятельностью высокоорганизованной материи (мозга). 4. Природа сознания – социальна. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма психического отражения действительного мира, свойственная только ...
Каждый из этих вкладов Анаксимандра — открытие первой величины.
Мы можем получить представление о том, насколько они важны, если мысленно уберем из нашего современно го метода мышления все, что связа но с понятиями, что такое нейтральная материя, законы природы, вычислительный аппарат масштабов и моделей и что есть эволюция. Мало что осталось бы в этом случае от науки и даже от нашего здравого смысла.
Анаксимандр был младшим земляком Фалеса, осознал и высоко оценил новизну его идей и развил их — как именно, уже было сказа но. Анаксимандр был философом в том смысле, что занимался в числе интересовавших его вещей и философскими вопросами. Он был первым греческим географом, ко торый составил карту; то, что он видел высоко в горах окаменевших рыб, говорит о том, что он, вероятно, поднимался в горы Малой Азии и внимательно всматривался в то, что видел вокруг. Добавляя к этому традиции Милета, родины инженеров, и то, что Анаксимандр применял технологические приемы, когда конструировал инструменты, карты и модели, мы также можем пред по ложить, что он, как и Фалес, был по меньшей мере знатоком инженерно го дела, а возможно, и профессиональным инженером.
Первым крупным вкладом Анаксимандра в науку были его новый метод анализа и понятие «материя». Он соглашался с Фалесом в том, что все в мире состоит из какого-то одно го вещества, но считал, что это не могло быть ни одно привычное для человека вещест во вроде воды, скорее это было «безграничное нечто» (апейрон), в ко то ром изначально содержались все формы и свой ства вещей, но ко то рое само не имело никаких ха рактерных для него конкретных признаков.
В этом месте Анаксимандр сделал в своих рассуждениях интересный ход: если все сущ ествующее в действительности — материя с определенными свой ствами, эта материя должна иметь возможность быть в одних случаях горячей, в других холодной, иногда мокрой, а иногда сухой.
Анаксимандр считал, что все свойства материй группируются в пары противопо ложност ей. Если отождествить материю с одним свой ст вом из такой пары, как сделал Фалес, сказав «все вещи — вода», то из этого последует вывод: «быть — значит быть мокрым. А что же тогда происходит, когда вещи становятся сухими? Если материя, из ко то рой они со стоят, всегда мокрая (так Анаксимандр определил Фалесово слово гидор), высыхание уничтожило бы материю в вещах, они стали бы нематериальными и перестали сущ ест вовать.
Точно так же материю нельзя отождествить ни с каким одним качест вом и тем самым исключить его противопо ложность. Отсюда следует, что материя есть нечто безграничное, нейтральное и неопределимое. Из этого «резервуара» вычленяются противопо ложные качества: все конкретные вещи возникают из безгранично го и в него возвращаются, когда перестают сущ ест вовать. Это движение философской мысли от примитивного определения материи, как гидор (вода), к пониманию материи как бесконечной субстанции — огромный шаг вперед.
Ввод Анаксимандром моделей в астрономические и географические исследования был не менее важным переломным шагом в развитии науки. Очень мало людей понимают, как велико значение моделей, хотя мы все их используем и не можем обойтись без них. Анаксимандр пытался кон струировать предметы, воспроизводя присущие им линейные соотношения, но в меньшем масштабе. Одним из резу ль татов этого стала пара карт: карта земли и карта звезд. Карта показывает расстояния до различных мест и направления, в ко торых надо к ним двигаться.
Философское направление, приписывающее активную, творческую роль ...
... nbsp; двойственна 4 Познаваем ли мир? нет 5 Сущность мира неизменна? нет 6 да ... агностицизм в) индивидуализм г) плюрализм 18. Окружающий мир враждебен человеку, а его бытие иррационально и лишено смысла ... – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность Задание 1 ...
Если бы людям приходилось узнавать, где находятся другие города и страны, по дневникам путешественников и собственным впечатлениям, то путешествия, торговля и географические исследования были бы очень тяжелыми занятиями. Анаксимандр построил также модель, воспроизводившую движения звезд и планет; она со стояла из колес, вращавшихся с разными скор остями. Подобно проекциям в наших современных планетариях, эта модель позволяла ускорять видимое движение планет по их траекториям и находить в нем зак ономерности и определенные соотношения скор ост ей.
Чтобы ко рот ко объяснить, сколь многим мы обязаны применению моделей, достаточно напомнить, что атомная модель Бора сыграла ключевую роль в физике и что даже химический эксперимент в пробирке или опыт над крысами в биологии — это применение техники моделирования. Первая астрономическая модель была довольно простой и безыскусной, но при всей своей примитивности она была прародительницей современно го планет ария, механических часов и множества других родственных им изобретений.
Анаксимандр пред полож ил, что земля имеет форму диска, распо ложена в центре мира и окружена полыми трубчатыми кольцами (современный дымоход — хорошее подобие того, что он имел в виду) разно го размера, ко торые вращаются с разными скор остями. Каждое трубчатое кольцо полно огня, но само со стоит из твердой оболочки вроде скорлупы или коры (эту оболочку Анаксимандр называет флойон), ко то рая позволяет огню вырываться наружу только из нескольких отверстий (дыр для дыхания, из ко торых огонь вырывается, словно его раздувают кузнечные мехи); эти отверстия — то, что мы видим как солнце, луну и планеты; они движутся по небу, когда вращаются круги.
Между круглыми колесами и землей распо ложены темные облака, ко торые вызывают затмения: затмение происходит, когда они закрывают отверстия в трубах от наших глаз. Вся эта система в целом вращается, делая оборот за один день, и, кроме того, каждое колесо движется само по себе. Было ли в этой модели такое толкование и для неподвижных звезд, не вполне ясно. Похоже, что Анаксимандр скон струировал глобус неба, но нам неизвестно, как это расширение области применения техники карт и моделей было связа но с движущимся меха низмом из колец и огня. Великим вкладом Анаксимандра в науку была общая концепция моделей, ко торые он применял таким же образом, как мы применяем ее теперь.
В составлении первой карты известно го ему мира он проявил то же самое сочетание технической изобретатель ности и научной интуиции.
Точно так же, как движущаяся модель может показать соотношения длительных астрономических периодов в меньшем масштабе, в ко то ром их легко наблюдать и контролировать, карта представляет собой модель расстояний между объекта ми и их взаимно го распо ложения в меньшем масштабе, так что человек может охватить все это одним взглядом; карта избавляет его от необходимости путе шест вовать долгие месяцы или пытаться разобраться в разрозненных заметках, где путешественники описывали свои маршруты, чтобы определить распо ложение мест, расстояния и направление движения.
Переговоры в ситуации конфликта. Модели ведения переговоров
Выводы…………………………………………………………………...28 8. Список литературы……………………………………………………...29 1. Ведение В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: * теоретико-игровое (М. Дойч); * теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон); * теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер). Мы подробнее остановимся на ...
Мир у Анаксимандра имел форму круга с центром в Дельфах (где священный камень, как считали греки, отмечал точный центр Вселенной) и был окружен океаном. Как и колеса-«дымоходы», эта карта стала примитивным предком огромно го потомства: она прародительница карт и чертежей, ко торые сделали возможным сущ ест вование современной навигации, изыскательских работ в географии и геологии. «Карта звезд», возможно, еще более яркий пример того, как работал этот оригинальный научный по своей природе древний ум: мысль нанести небо на карту вместо того, чтобы смотреть на узоры, в ко торые складываются звезды, как на предзнаменования или украшения, под разумевает, что земные и небесные явления имеют одинаковую природу, и означает попытку понять мир не путем эстетической фантазии и не безответственным путем религиозного суеверия.
Но это применение моделей для дублирования изучаемых зак ономерност ей природы, какой бы огромной ни оказалась их роль за прошедшие с тех пор века, всего лишь побочное дополнение к более общей идее о том, что природа регулярна и предсказуема.
Эту идею Анаксимандр выразил в своем определении приро дно го закона: «Все вещи возникают из безгранично го они возмещают друг другу ущерб, и одна платит другой за свою вину перед ней, когда сов ершает несправедливость, согласно счету времени». Хотя, кажется, что Анаксимандр повторяет идеи высо кой трагедии, в ко то рой «гиб рис» (избыток горд ости) неизбежно приводит к «немесис» (падению-возмездию), он говорит чисто юридическим языком, позаимст во ванным из судебной практики, где вред, который один человек причиняет другому, компенсируется уплатой денег.
Здесь он использует в качестве модели для периодической смены природных явлений не часы, а маятник. «Все вещи», ко торые по очереди нарушают закон и расплачиваются за это, — это те противопо ложные друг другу качества, ко торые «вычленяются» из безгранично го.
События в природе и в самом деле часто имеют форму постоянно го движения от одно го крайнего со стояния к другому, противоположному, и обратно; наглядные примеры этого — прилив и отлив, зима и лето. Это движение и стало моделью для «зак онов природы» Анаксимандра: одно качест во пытается развиться больше, чем следует, вытесняя свою противопо ложность, и поэтому «справедливость» отбрасывает его назад, наказывая за вторжение на чужую территорию.
Но с течением времени та из противопо ложност ей, ко то рая проигрывала вначале, становится сильнее, в свою очередь переступает запретную черту и, «согласно счету времени», должна быть возвращена в свои законные пределы. Это было огромным прогрессом по сравнению с миром Фалеса, где за изменения и движение отвечали индивидуальные «псюхе» вещей, хотя склонность к наделению всего человеческими свой ствами и мифологическому мышлению не угасла полностью.
С исторической точки зрения интересно, что определение закона природы возникло как перенос в другую область уже сложившегося в общ естве представления о судебном праве: мы скорее стали бы ожидать противопо ложно го, поскольку природа кажется нам гораздо более упорядоченной, чем человеческое общ ест во. Однако Анаксимандру свод зак онов показался самой лучшей моделью, какую он мог найти, чтобы пояснить свою новую интуитивную идею точной периодичности и зак оно мерности естественно го порядка.
По способу перемещения воздуха различают системы естественной ...
... микроклимата на раб. местах в производственных помещениях. По способу перемещения воздуха различают системы естественной и механической вентиляции. Естественная вентиляция.Это система ... и аэрации. Инфильтрация(естественноепроветривание) − неорганизованная естественная вентиляция. Она осуществляется сменой воздуха в помещениях через неплотности в ограждениях и элементах строительных конструкций ...
К идее эволюции Анаксимандра привели знаком ст во с окаменелыми останками ископаемых животных и наблюдения за младенцами. Высоко в горах Малой Азии он видел в толще камня окаменевших морских животных. Отсюда он сделал выводы, что эти горы когда-то находились в море, под водой, и что уровень океана постепенно понижался. Мы видим, что это был частный случай его закона чередования противопо ложност ей: разлив и высыхание разлившейся воды. Он сов ершенно верно рассудил, что если когда-то вся земля была покрыта водой, то жизнь должна была зародиться в этом древнем океане.
Он говорил, что первыми и прост ейшими животными были «акулы». Мы не имеем объяснения, почему именно они, но, вероятно, потому, что, во-первых, акулы казались ему похожими на ископаемых рыб, ко торых он видел, и, во-вторых, очень жесткая кожа акул казалась ему признаком примитивности. Глядя на человеческих детей — у него был, по меньшей мере, один собственный сын, — он пришел к заключению, что ни одно такое беспомощное живое сущ ест во не могло выжить в природе без защищающего окружения.
Жизнь на суше произошла от морской жизни: по мере того как вода высыхала, животные приспосабливались к этому, отращивая колючие шкуры. Но людям из-за их долгой беспомощности в детстве был нужен еще какой- то дополнительный процесс. Но перед этой задачей Анаксимандр встал в тупик: он смог лишь пред по ложить, что люди, может быть, развивались внутри акул и освобождались из них, когда акулы умирали, а сами к этому времени становились более способны к самостоятельной жизни.
Анаксимандр, сочетавший в себе любознательность учено го, богатое воображение поэта и гениальную дерзкую интуицию, несомненно, может разделить с Фалесом честь стоять у истоков греческой философии. После Анаксимандра греческие мыслители смогли увидеть, что новые вопросы, поставленные Фалесом, под разумевают нечто такое, что выходит далеко за пределы тех ответов, ко торые предлагали и Фалес, и сам Анаксимандр.
Мы словно видим, как наука и философия на миг замерли перед только что открывшимся для них новым миром — миром отвлеченной мысли, ко торый ждал своих исследователей. 3.
Анаксимен. Изменение без личности
Фалес и Анаксимандр стали первооткрывателя ми нового мира естественных наук и философии. Но все же они не были свободны от старых мифологических методов мышления: за изменения, происходящие в мире, у них отвечали персонифицированные силы: душа-«психе» у Фалеса и богиня Дике у Анаксимандра.
Человеком, преодолевшим последние остатки мифа, был Анаксимен, третий философ из Милета. Он открыл, что изменения в природе можно объяснить механическими процессами. Анаксимен считал, что все изменения в мире вызываются изменением — в резу ль тате конденсации или разрежения — плотности едино го для всего мира вещества-ос новы, ко то рое он называл «аэр». Огромным достоин ст вом этой новой идеи было то, что она дала ученым почву для новых экспериментов, модели и четкие физические объяснения происходящих в природе изменений и их причин.
2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире
... связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. ... внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отношении к миру. Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии ... о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. ...
Этого образа мыслей мы придерживаемся и сегодня. Когда в наши дни человек задает себе вопрос, почему вода превращается в пар, он уже думает не о «душе» или «грехе гордыни», а об огне, ко торый создает давление, то есть силу, «раздвигающую в сто роны» молекулы воды. И Анаксимен доказывал, что различные качества и со стояния вещества, ко торые можно наблюдать,— это просто резу льтаты сдвигов давления, создающих различные плотности. Его объяснение все же оставляет желать лучшего в смысле точности, поскольку представление о том, что вещест во со стоит из частиц, ко торые могут быть ближе придвинуты одна к другой или отодвинуты друг от друга, появилось лишь через столетие после Анаксимена.
У этого философа вещест во скорее было непрерывным и растягивалось каким-то образом, ко торый он определял не очень точно. Прикладное применение этой новой идеи в астрономии позволило улучшить первую модель Вселенной, принадлежавшую Анаксимандра.
Введя в нее «вращающийся вихрь», по-гречески дине, Анаксимен смог описать, как более плотные и потому более тяжелые клочья сжатого вещества собираются в центре этого вихря, подобно тому, как палка втягивается в центр водоворота, а более легкое вещест во выталкивается ближе к краям вихря. Одновременно с этим, по его мнению, происходили изменения и столкновения, ко торые постоянно меняли со стояние этой системы, поскольку нагревание и охлаждение изменяли плотность отдельных участков ее внешней части и центра. Если не считать необходимости объяснить, как начал ось движение, эта вихревая модель представляет собой полную и самоочевидную систему природы: для ее объяснения не нужны ни души, ни боги, а только движущаяся материя.
Модель вращающегося мира, сов ершенствуясь в деталях, оставалась ключевой схемой его строения в астрономии и физике в течение десяти веков после Анаксимена. Чтобы осознать величие и важность достижений трех милетских философов, каждый из ко торых глубже предыдущего проникал в мир и лучше видел его материальность, одноро дность и механический ха рактер причинно-следственных отношений в нем, — современный читатель должен понять, что перед нами — далекие предшественники современной физики и астрономии.
Кроме идеи о механическом ха рактере изменений в природе, Анаксимен выдвинул еще одну идею: что вещест во, ко то рое является ос новой мира, — не вода и не нечто безграничное, а то, что он называл «аэр», то есть воздух. То, что такой гениальный человек, каким проявил себя Анаксимен, мог посчитать такое представление о материи шагом вперед, кажется движением назад и может озадачить.
Но мы должны помнить, что наше понятие материи очень далеко от милетского понятия ос новы всех вещей. Если «безграничное» у Анаксимандра действительно было серым туманом, мы можем понять, почему слово «аэр» могло показаться Анаксимену более точным обозначением этого вещества без определенных свой ств. В то время воздух не считался «телесным». Только через пятьдесят лет греческие ученые доказали, что воздух все же занимает место в пространстве и в сжатом со стоянии оказывает сопротивление другим телам.
В самом деле, по сравнению с водой или землей воздух действительно кажется лишенным определенных свой ств и невещественным: он свободно пропускает через себя звуки и свет, и, если он не движется с большой скор остью, кажется, что он не оказывает сопротивления, когда мы проходим сквозь него. Анаксимен мог выбрать воздух еще и потому, что в те времена понятие «воздух» содержало в себе идею дыхания, души, дающей жизнь людям и животным. Признание воздуха ос новой вещей под разумевало связь между жизнью и материей.
Тем не менее, переход от понимания материи как безграничной субстанции к определению материи как «воздуха» был временным шагом назад. «Безграничное» — термин, побуждающий нас выходить в научных исследованиях за пределы наглядных образов, а «воздух» сов ершенно не подходит для этого. Обсуждая новую идею Анаксимена, мы указали на то, как сильно милетское представление о вращающемся мире похоже в своей ос нове на картину мира, принятую в нашей современной физике и астрономии.
Но понятие «аэр» указывает на большую качественную разницу между прозрениями ученых на том раннем этапе и теми же идеями сегодня.
Заключение
Милетская школа — первая из древнегреческих философских школ (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поиске причины всего сущего – того первоначала, из ко то рого произошло мно гообразие видимого мира. Отличительной их особенностью было то, что искали они это первоначало в материальном мире вещей.
Как бы ни определяли мыслители эту перво материю — как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что в мире сущ ествует лишь оно, а единичные вещи суть только сгущение этого первоначала Милетские «физики» – философы ранней греческой философии, ко то рым Аристотель дал собирательный образ, назвав их «физиками», философами, ко торые изучают природу. Именно они пытаются первыми увидеть мир умственным взором и пытаются начать поиск единства с миром.
По их убеждению не было бы сущ ественным ничего, что не было бы природой. Люди, божества, мир образуют единый универсум, весь находящийся как бы в единой плоскости – они суть части или аспекты одной и той же природы, в ко то рой действуют одни и те же силы. Ми летских физиков считали материалиста ми, потому что они ограничивались одной причиной бытия – материальным первоначалом, чем у Фалеса являлась вода, у Анаксимандра – «беспредельное», у Анаксимена – воздух.
Но у Анаксимандра можно встретить сущ ественный шаг вперед. В их суждениях просматривается некая зак оно мерность, ко торую они пытаются объяснить уже рациональной мыслью. Ми летская школа важна не своими достижениями, а исканиями. Она была вызвана к сущ ест вованию благодаря контактам Греции с Вавилонией и Египтом. Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать, как научные гипотезы.
Список использованной литературы. 1.Брамбо Роберт С. Философы Древней Греции 2.Эдуард Целлер. Очерк истории греческой философии 3.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.