Философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального

15. Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… идеализм.

16. Философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека – это… идеализм

17. Агностицизм – это:

а) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира,

б) теория познания,

в) отрицание сотворения мира Богом,

г) признание относительности любого человеческого знания.

18. Гносеология – это учение о:

а) бытии;

б) законах и формах правильного мышления;

в) ценностях;

г) познании;

д) морали

19. Философское учение о ценностях – это:

а) онтология,

б) гносеология,

в) аксиология,

г) антропология.

20. Заполните таблицу, поставив в соответствие каждому ответу на поставленные вопросы одно из следующих понятий:

а) материализм, б) агностицизм, в) идеализм, г) дуализм, д) монизм.

 

Что составляет основу мира? материя 1  
  дух 2  
Основа мира едина или множественна? едина 3  
  двойственна 4  
Познаваем ли мир? нет 5  
Сущность мира неизменна? нет 6  
  да 7  

Тема № 14 Философская антропология

Задание 1

Ответьте на контрольные вопросы:

1. В чем сущность понятия человека как объекта философского рассмотрения в историческом аспекте.

2. Как решалась проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества, проблема бессмертия.

3. Проблема человека в западной философии XX века.

4. Что означает феномен человека в русской философии.

5. Религиозные концепции бытия человека.

6. Б.Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека.

7. Э.Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б.Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения.

8. К.Маркс писал об отчужденном труде, что «если бы у людей была возможность, они бежали бы от него, как от чумы». Что, на ваш взгляд, представляет собой неотчужденный труд по своему характеру, условиям, результатам? Возможен ли такой труд в вашей будущей профессии?

9. Любовь – это животная страсть, либо это биосоциальное (окультуренное, очеловеченное) чувство, либо развивающийся во времени целостный комплекс мыслей, чувств, настроений, поступков?

10. Поэт Н.Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?

Задание 2

Выполните тестовое задание, выберите один наиболее пол­ный и правильный вариант ответа.

 

1.Учение о происхождении человека:

а)теология;             б) онтология;

в)антропогенез; г)герменевтика.

 

2.Приспособление организма к окружающей среде — это:

а) адаптация; б)аномалия; в) дисгармония; г)конкуренция.

 

3. Процесс размышления над собой, над тем, что в нас происходит?

а) реформация;   б) рефлексия;

в) сенсуализм;    г) дифференциация.

 

4.Воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство:

а)утилитаризм;  б) прагматизм;    в) гуманизм.

 

5. Конкретный человек, представитель определенного общества, общности, коллектива, занимающийся каким-либо видом деятельности, осознающий свое отношение кокружающему и имеющий свои индивидуальные особенности

а) личность; б) индивид; в) человек г) homo sapiens

 

6. Что характеризует человека как субъекта социального процесса?

а) взаимодействие с природой;

б) взаимодействие с достижениями мировой культуры;

в) взаимодействие с обществом.

 

7. Человек является единством …

а) биологического и социального; б) социального и религиозного;

в) религиозного и инстинктивного; г) воли и воспитания.

 

8. Смысл жизни дается человеку …

а) богом;                   б) выбираемся им самим;

в) обществом;          г) родителями.

 

9. Укажите верное суждение:

а) понятие «человек» обозначает только природные биологические качества личности;

б) понятие «человек» обозначает только социальные качества личности;

в) понятие «личности» обозначает как природные, так и биологические качества человека;

г)  понятие «личность» обозначает совокупность социальных
качеств человека.

 

10. Проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами разрабатывал античный философ…

а) Сенека

б) Эпикур

в) Сократ

г) Аристотель

 

11. Социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, выделял

а) Пифагор

б) Аристотель

в) Эпикур

г) Платон

 

12. Какие из перечисленных признаков отличают человеческую деятельность от поведения животных?

а) сознательность

б) планомерность

в) совершенствование

г) инстинктивность

 

13. Бессознательные явления и процессы в психике человека исследует…

а) феноменология

б) персонализм

в) психоанализ

г) сциентизм

 

14. Осознание человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения – называется …

а) психикой

б) вниманием

в) самосознанием

г) деятельностью

 

15. Единичного представителя человеческого рода, отдельно взятого человека, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям, обозначает понятие …

а) индивид

б) личность

в) индивидуальность

г) особь

 

16. Совокупность сложных врождённых реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения, — это

а) эмоции

б) инстинкты

в) оценки

г) мотивы

 

17. Приоритет личных целей человека над общественными утверждает …

а) коллективизм

б) агностицизм

в) индивидуализм

г) плюрализм

 

18. Окружающий мир враждебен человеку, а его бытие иррационально и лишено смысла с позиции…

а) экзистенциализма

б) дуализма

в) рационализма

г) прагматизма

 

19. Какое понятие соответствует приведенному определению: «Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющим ему функционировать в качестве полноправного члена общества»?

а) получение информации

б) социализация

в) обучение

г) воспитание

 

20. Как называется философская концепция, полностью отрицающая способность человека изменять предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход событий?

а) детерминизм

б) фатализм

в) волюнтаризм

г) агностицизм

 

21. Как называется мировоззренческий принцип, утверждающий человека как высшую ценность?

а) гуманизм

б) интернационализм

в) толерантность

г) натурализм

 

22. Проблема смысла жизни является основной в

а) марксизме

б) прагматизме

в) экзистенциализме

г) атомизме

 

23. Принцип «Познай самого себя» как главный принцип и цель философии сформулировал …

а) Сократ

б) К.Маркс

в) М.Монтень

г) А.Камю

 

24. Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее – это 

а) изменение

б) реформа

в) творчество

г) познание

 

25. НЕ относится к христианским заповедям?

а) не создавай себе кумира

б) не думай о земном

в) не совершай клятвопреступления

г) не принимай других религий

26. Как называется философское учение о человеке?

а) антропология

б) логика

в) гносеология

г) этика

 

27. Что в философии понимается под индивидуальностью?

а) собственное мнение человека по какой-либо проблеме

б) сущность человека

в) неповторимое своеобразие личности

г) особый внешний облик человека

 

28. Что такое толерантность?

а) терпимость к другим

б) конформизм

в) единство взглядов и общих представлений

г) конкуренция идей и программ

 

29. Какие из соответствий не соотносятся с понятием «справедливость»?

а) между правами и обязанностями

б) между преступлением и наказанием

в) между трудом и вознаграждением

 г) между пониманием и действием

 

30. Что такое добродетель?

а) человек, совершающий добрые дела

б) материальные блага

в) качество человека, признаваемое ценным в системе данного мировоззрения

г) моральные принципы

 

31. Какие права человека, согласно английскому философу Д.Локку, являются естественными?

а) право на жизнь

б) право на свободу

в) право на собственность

г) все перечисленные

 

32. Что означает свобода совести?

а) возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакую

б) возможность поступать согласно своим, а не общественным нравственным убеждениям

в) реализация творческих способностей человека

г) возможность высказывать своё мнение по любому вопросу в любой аудитории и в любое время

33. Какие из перечисленных мыслителей утверждали врождённое неравенство людей?

а) Ф.Ницше

б) М.Лютер

в) Дж.Локк

г) Платон

 

34. Разум является существенной характеристикой человека, – утверждали …

а) представители психоанализа

б) философы эпохи Просвещения

в) представители экзистенциализма

г) представители марксизма

 

35. «Человек есть его свобода, поэтому он создает себя сам и несет ответственность за все свои действия» – утверждает

а) позитивизм

б) неотомизм

в) экзистенциализм

г) структурализм

 

36. Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, называется

а) гуманизмом

б) гедонизмом

в) альтруизмом

г) антропоцентризмом

 

37. «Свобода человека не имеет основания» – утверждал русский религиозный философ

а) С.Л.Франк

б) Н.А.Бердяев

в) Н.О.Лосский

г) В.С.Соловьев

 

38. Протестантизм в качестве важнейшего принципа жизни человека провозгласил

а) трудолюбие

б) свободу

в) послушание

 

39. Какие из перечисленных функций свойственны морали?

а) познавательная

б) мотивационная

в) координационная

Задание 2. Объясните следующее высказывание И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благовением, чем чаше и продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

 

Тема № 15 Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность

Задание 1

Подготовьте презентацию по одной из тем:

 

1. Современные представления об уровнях организации материи.

2. Проблемы классификации форм движения материи.

3. Специфика социального времени и пространства.

4. Категория материи в современной философии и науке.

5. Информация как важнейшее свойство материи.

6. Проблема единства мира в современной науке и философии.

7. Основные формы бытия и их взаимодействие.

8.   Современная наука о материальных свойствах мира.

9. Мифология, теология, философия о происхождении мира.

10. Трактовка бытия в немецкой классической философии.

11. Проблемы самоорганизации материи.

12. Понимание материи в античной философии и философии французского просвещения.

13. Проблема бытия в неклассической философии XIX-XX вв.

14. Объективная, субъективная и историческая реальность в бытии.

15. Материальное и идеальное бытие.

16. Взгляды на пространство и время в истории философии.

17. Бытие и субстанция.

 

Задание 2.

Выполните тестовое задание, выберите один наиболее пол­ный и правильный вариант ответа.

1 Кто из древнегреческих философов отождествил бытие и мышление и пришел к выводу, что бытие есть, а небытия нет?

а) Фалес

б) Пифагор

в) Парменид

г) Аристотель

 

2.К какому из основных философских направлений можно отнести следующее высказывание: «Вызванная из небытия материя первоначально находилась в хаотическом состоянии. В промежуток между творением материи и появлением света дух Божий носился над водами»?

а) материализм

б) дуализм

в) объективный идеализм

г) субъективный идеализм

 

3. Какое из утверждений является верным?

а) Понятия «субстрат» и «субстанция» тождественны.

б) Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Субстрат – то, из чего все сделано.

в) Субстрат – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

г) Субстанция – то, из чего все сделано.

 

4.Что, с точки зрения Платона, является небытием?

а) мир идей

б) мир вещей

в) человек

г) материя

 

5. Атомистическая трактовка бытия присутствует в философии

а) Гераклита

б) Демокрита

в) Сократа

г) Эпикура

 

6. Под объективированным духовным бытием понимается

а) бессознательное

б) сознание

в) язык

 

7. Выберите материалистическое определение бытия?

а) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.

б) Бытие включает в себя все существующее, то есть материю и сознание.

в) Бытие – это форма психической деятельности

 

8. К какому виду бытия можно отнести истину, красоту, добро?

а) актуальное бытие

б) потенциальное бытие

в) ценностное бытие

г) абсолютное бытие

 

9. Закономерности самоорганизации систем изучаются

а) семантикой

б) семиотикой

в) синергетикой

г) социологией

 

10. Что означает понятие «пантеизм»?

а) тождество Бога и природы

б) творение Богом мира из ничего

в) многобожие

 

11. Ноосфера –

а) область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью

б) сфера природы, включающая в себя все умопостигаемое

в) сфера космоса, включающая в себя все, что не соотносится с земным

 

12. Материалистами являлись

а) Гераклит

б) Парменид

в) Платон

г) Демокрит

 

13. Неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и мыслиться, – это

а) акциденция

б) атрибут

в) критерий

г) субстрат

 

14. Выберите правильное понятие, обозначающее явление, данное в опыте, постигаемое при помощи органов чувств.

а) ноумен

б) феномен

в) атрибут

г) категория

 

15. «Общие понятия (универсалии) предшествуют существованию единичных вещей» – утверждали представители

а) реализма

б) номинализма

в) концептуализма

 

16. Какая из перечисленных категорий выражает бытие вещи в сопоставлении с небытием, совокупность всего существующего?

а) действительность

б) реальность

в) существование

 

17. К объективному идеализму относится учение

а) И.Канта

б) Г.Гегеля

в) Й.Фихте

г) Л.Фейербаха

 

18. Проблема человека стала центральной в философии

а) позитивизма

б) экзистенциализма

в) герменевтики

г) феноменологии

 

19. Совокупность элементов, их связей и отношений, образующая определенную целостность, единство называется

а) системой

б) структурой

в) материей

г) формой

 

20. «Основу действительности составляет сверхиндивидуальное сознание» – это высказывание следует отнести к

а) субъективному идеализму

б) объективному идеализму

в) механистическому материализму

г) диалектическому материализму

 

21. Часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование, называется

а) вещью

б) субстратом

в) бытием

г) сознанием

 

22. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений, называется

а) критерием

б) явлением

в) сущностью

г) формой

 

23. Соотнесите философа и утверждаемое им в качестве первопричины мира начало.

а) Пифагор

б) Фалес

в) Анаксимандр

г) Анаксимен

 

1. воздух

2. апейрон

3. вода

4. число

 

24. Механистический материализм получил распространение

а) в философии эпохи античности

б) в философии эпохи Возрождения

в) в философии эпохи Нового времени

г) в философии ХХ века

 

25. «В основе всего сущего находится одно начало» – утверждает

а) монизм

б) монотеизм

в) материализм

г) монадология

 

26. Как называется учение о сотворении мира, природы, человека Богом в едином творческом акте?

а) креационизм

а) концептуализм

в) кондиционализм

г) конвенционализм

 

27. Сознание как отражение внешнего мира, как продукт материи трактует

а) структурализм

б) солипсизм

в) утилитаризм

г) материализм

 

28. «В мире нет ничего, что не присутствовало бы в сознании человека» – утверждают представители

а) метафизического материализма

б) диалектического материализма

в) объективного идеализма

г) субъективного идеализма

 

29. Существование двух субстанции – материальной и духовной – утверждал

а) Р.Декарт

б) Ф.Бэкон

в) Б.Спиноза

г) Г.Лейбниц

 

30. «Общественное бытие определяет общественное сознание» – утверждает

а) позитивизм

б) марксизм

в) экзистенциализм

г) феноменализм

 

Задание 3.

 

Заполнить таблицу. Типы онтологий

 

  Философия Тип онтологии  Основные характеристики Представители
 Античности        
Средневековья        
Возрождения        
Марксизма        

 

Задание 4.  Виды и формы бытия

 

  Вид бытия Основные характеристики Формы бытия Примеры  
 Материальное        
Идеальное        
Бытие человека        
Социальное        

 

Тема № 16 Учение о сознании в философии

Выполните тестовое задание, выберите один наиболее пол­ный и правильный вариант ответа.

Задание 1

«Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Дайте критический анализ этого высказывания.

Задание 2 Тесты

1. «Бессознательное» по З.Фрейду, функционирует на основе…

а) первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия

б) интеллектуальной интуиции

в) коллективных инстинктов

г) импульсов, исходящих из области сознания

2.  Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», — считал…

а) Дж. Локк

б) Дж Беркли

в) Б.Спиноза

г) Р.Декарт

3. Наиболее сложной формой отражения является

а)Сознание

б) материя

в)мышление

г) отражение

 

4. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека

а)К. Юнг

б)К. Маркс

в)З. Фрейд

г) М. Ломоносов

5. Разработанный З. Фрейдом метод

а)Психоанализ

б) агностицизмом

в)сенсуализм

г) трансцеденция

 

6. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности

а) Оно

б) Она

в) Они

г) Мы

 

7. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

а) мозга

б) сознания

в)бессознательного

г)живого существа

 

8. Рефлексия – это:

а) отражение предметов

б) размышление личности о самой себе

в) комплекс рефлекторных реакций

г) медитативная практика

9. Наиболее сложной формой отражения является

а) Раздражимость

б) Сознание

в) Чувствительность

г) Психика

10. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей

а) Раздражимость

б) Сознание

в) Психика

г) Рефлексия

11. В структуре личности З.Фрейд выделяет

а) Оно, Сверх- Я, Я

б) Оно, До-Я, Пра-Я

в) Оно, Сознательное Я

г) Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы

 

12. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности

а) Личина

б) Оно

в) Пра-Мы

г) Персона

 

13. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.

а) Сверх-Я

б) Оно

в) Мы

г) Я

 

14. Оно в психоанализе Фрейда относится к:

а) сфере сознательного

б) сфере бессознательного

в) трансперсонального

г) интрасубъективного

 

15. По своей сущности сознание является:

а) идеальным;

б) материальным;

в) трансцендентальным;

г) биологическим.

16.Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения называется:

а) память;

б) внимание;

в) психика;

г) самосознание.

Задание3

Соотнесите понятия психики и сознания. Можно ли их отождествить?

Задание 4.

Вся материя отражает. Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?

 

Задание 5

В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе? Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: чувствительность, психика, сознание, мышление, раздражимость, ощущения.

Задание 6.

Мысль не существует вне языковой оболочки. Дайте философский анализ этого суждения.

 

Задание 6

Ответьте на контрольные вопросы:

1. В чем трудности изучения проблемы сознания?

2. Назовите особенности марксистской концепции сознания.

3. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его». Кому оно принадлежит?

4. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных?

5. В чем, по-вашему, отличие понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?

6. Как соотносятся мышление и язык?

Тема № 17 Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Задание 2

Подготовьте презентацию по одной из тем:

1. Соотношение философской, религиозной и научной истин.

2. Эмпирические знания (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение)

3. Факты науки.

4. Основные формы теоретического знания (научная проблема, гипотеза, теория, принципы науки, категории науки, законы науки, парадигма).

5. Методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия)

6. Восхождение от абстрактного к конкретному.

7. Исторический и логический методы познания

8. Метод идеализации.

 

Задание 2

 

Ответьте на контрольные вопросы:

1. Методология научного познания: метафизика и диалектика, агностицизм, скептицизм.

2. Методы научного познания в философии:

Эмпирические, общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, гипотеза, описание.

Логические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.

Теоретические методы:

ü Аксиоматический.

ü Гипотетико-дедуктивный.

ü Формализация (описательный).

3. Сравните два умозаключения. Выберите верное:

1) Все дети любят яблоки. Света — ребенок. Следовательно, Света любит яблоки.

2) Все дети любят яблоки. Света любит яблоки. Следовательно, Света — ребенок.

4. Заполните таблицу.

Вопросы Философия Религия Наука
Что изучает?
На что ориентируется?
Мировоззрение      
Мышление      
Сознание      

Тема  № 18 Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.

Задание 1

Выполните тестовое задание, выберите один наиболее пол­ный и правильный вариант ответа.

1. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний;

2. В философии «агностицизм» понимается как :

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

г) сомнение в возможности познания.

3. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своем определении зависит от концептуальной систе­мы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

5.  Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной стой, назы­вается:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

6.Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

7.  Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

8. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.

9.  Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

а) прогнозирование;

б)  предусмотрение;

в) целеполагание;

г) опережение.

10. Любое изменение, преобразование, процесс это:

а) эволюция;

б) развитие;

в) инволюция;

г) движение.

11. Субъект познания в современной гносеологии это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудова­ние и т.д.);

г) мыслительный коллектив.

12.Современные гносеологические исследования пред­полагают:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

г) теоретико-методологический плюрализм.

13. Формой практики не является:

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

14. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

16. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

17. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях (словах):

а) понятие;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин.

18. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» < философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

в) суждение;

г) умозаключение.

19. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я человек», сделайте умозаключение:

а) я отношусь ко всем людям;

б) все люди похожи на меня;

в) я мыслю;

г) животные тоже мыслят.

20. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:

а) смысл;

б) текст;

в) «суть дела»;

г) контекст.

21.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени.

22.В западноевропейской философии рационализм npеимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

в) дедукции;

г) анализа.

Задание 2

Ответьте на контрольные вопросы:

1. Что означают понятия «эпистемология», «гносеология»?

2. Кто из философов Нового времени был представителем эмпирического и рационалистического направления?

3. Как называются формы чувственного познания в философии? Что нужно для их проявления в практической жизни – на работе, в быту?

4. Какие формы рационального познания Вы знаете?

5. Какую роль в жизни человека играет логическое мышление, умение абстрагировать?

6. Что такое истина? Что такое правда?

7. Назовите виды истины.

8. В чем заключается суть объективной истины?

9. Почему практика является критерием истины?

10. Что представляет вненаучное знание? Какие его формы известны?

11. Что изучает гносеология?

12. Почему проблема познания является одной из наиболее принципиальных в философии?

13. Прокомментируйте парадоксальное утверждение Сократа: “Я знаю, только то, что я ничего не знаю”.

14. Как Вы понимаете смысл высказывания индийского мыслителя Рабиндраната Тагора: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти»?

Тема №  19 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы и общества.

Задание 1

Подготовьте презентацию по одной из тем:

1. Моральные нравственные ценности

2. Этический кодекс

3. Этический принцип

4. Этикет

5. Поступок – элемент нравственной деятельности

6. Мораль

7. Нравы

Задание 2

Ответьте на контрольные вопросы:

1. Этика античности

2. Этика Нового времени

3. Этика Средневековья

4. Структура морали

5. Категории этики: «Добро» и «зло», Совесть, Долг, Честь, Счастье – смысл — цель, Любовь, Дружба.

6. Прикладная этика, профессиональная этика

7. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика.

8. Насилие и активное непротивление злу.

9. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

10. Влияние природы и общества.

Тема № 20 Социальная философия. Социальная структура общества.

Задание 1

Выполните тестовое задание, выберите один наиболее пол­ный и правильный вариант ответа.

1. Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

Экзистенциализма

французского материализма XVIII века

Феноменологии

Постмодернизма