2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

1.Философская антропология как научная дисциплина и её предмет.

В современной философии есть раздел, посвященный исследованию человека, – «философская антропология». Под тем же названием существует основанная в 20 веке философская школа, главными представителями которойявляются: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.

Естественнонаучная антропология отстаивает положение о том, что «человек есть достаточно поздний итог развития жизни на Земле. Это существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире,степеньюсложности соединения энергий и способностей».

В философской антропологии преобладает целостный подход к пониманиючеловека. Философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Пример такого подхода дает позиция М. Шелера. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сферереального, где действуют жизненные инстинкты и потребности, главные из них– голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, гдецарят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность человека – духовная, она выражается в его способности кусмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания:любовь, отчаяние, стремление к свободе, почитание высшего. Дух противоположен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит человека выше жизненных влечений, поднимает его над миром.в попытке понятьчеловеческую сущность нельзя не учитывать того, что человек обладает нетолько внешними, но и внутренними, скрытыми характеристиками, которые всвоей совокупности формируют определенный его образ, отражаемый в такихпонятиях как индивид, индивидуальность, личность. Сущность человека нужноискать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отношении к миру.

Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии и в других науках о человеке. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов.

На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов.

Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов.

26 стр., 12811 слов

Философская антропология в 20 веке

... же выводу о дуалистической сущности человека. К вопросу о развитии философской антропологии Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них ...

Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека.

Большинством мыслителей единодушно высказываются идеи об основных качествах, характеризующих сущность человека и относящихся ко всем представителям человеческого рода: наличие сознания, интеллекта; способность к труду и материально-производственной деятельности; руки, как естественного орудия труда; членораздельная речь; свобода воли; общительность; нравственность; творчество и т.д.

3.Человек,индивид,индивидуальность,личность.

Термин индивид употребляется для обозначения отдельно взятого представителя человеческого рода.

Понятие индивидуальности направляет внимание на то особенное, своеобразное, что отделяет данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не внешний облик человека, а комплекс его внутренних качеств (особенности характера, памяти, темперамента, воли, интеллекта и т.д.).

Индивидуальность накладывает отпечаток на всю деятельность отдельного человека, именно она побуждает людей в одинаковой ситуации действовать по-разному.

Если понятие индивид говорит об особенностях каждого человека, его своеобразии и неповторимости, то понятие личность подчеркивает социальную роль человека, его социальную функцию. Личность есть человек, наделенный такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Понятие личность включает в себя мировоззрение человека, самооценку, ценностные ориентации и идеалы, правила образа жизни, убеждения, силу воли и т.д. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли: вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Можно сказать так: личностью становится каждый человек (если нет тяжелых дефектов развития психики).

Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Физическая личность- это телесная организация человека, егосамоощущения. К физической личности могут быть отнесены также одежда, домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам.

Социальнаяличность складывается в общении с людьми, начиная с общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека в разных группах.

Духовнаяличность определяется убежденностью в приоритетах тех общественных и культурных ценностей, которые находятся за пределами стремления к своему материальному благополучию.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до ... природа» используется как своеобразный эквивалент понятие «биосфера». Однако следует отметить, ... человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личности ...

На формирование личности влияют:

— семья, где закладываются основы личности; ее формирование начинается с первых лет жизни;

— социальное окружение человека (сверстники, школа, коллектив, общественные организации);

— церковь, если речь идет о верующих людях.

Т.е. личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю определенного общества с его историческими, национальными, культурными традициями.

4.Проблема соотношения в человеке биологического и социального

Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих в себе различные свойства: биологические, психические и общественные. Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек существо биологическое. Биологически обусловлены рождение и смерть, продолжительность детства, зрелого возраста и старости. Биологическими являются анатомические и физиологические свойства, наследственность, которая передается от родителей, наличие рефлексов и инстинктов (общих с животными),обмен веществ с окружающей средой. Человек, таким образом, является частьюприроды.Человек есть существо общественное(социальное), потому что только в обществе и благодаря обществу у него развивается мышление. Ребенок появляется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет.на камни.Итак, человек представляет собой единство биологического и социального уровней.

5.Основные подходы в теории возникновения общества. Марксистская теория общества

Согласно А.Тойнби, развитие общества осуществляется через мимесис, то есть  подражание. В примитивных обществах подражают старикам и предкам, что делает  эти общества статичными, а в «цивилизациях» — творческим личностям, что  создает динамику развития. Поэтому главной проблемой истории является  отыскание фактора динамизма, причем А.Тойнби отвергает расизм. Остаётся  влияние географической среды, и тут Тойнби предлагает весьма оригинальное  решение: «Человек достигает цивилизации не вследствие биологического  дарования (наследственности) или лёгких условий географического окружения, а  в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие» Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880—1936).

Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры.  Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, — это принципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация — это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается ее гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах. 

12 стр., 5752 слов

Современная система развития восприятия устной речи у глухих школьников

... функции, расширения сенсорной основы восприятия устной речи за счет этого развития. В основу системы развития слуховой функции у глухих детей Кузьмичева Е.П. заложила следующие положения: ... учащихся на общеобразовательных уроках, фронтальных и индивидуальных занятиях. Глава I. Современная система развития восприятия устной речи у глухих школьников 1.1 Научно-методические основы Среди отечественных ...

6. Общество как саморазвивающаяся система,сфера его бытия.

Человеческое общество — это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор).

Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор).

Развитие общества представляется как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействия характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного(каменного), до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.

Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему — значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность, для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. Источники развития общества следует искать в противоречиях таких, например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы. Таким элементом является человек и его деятельность. Сферы жизни общества — экономическая, социальная, политическая, духовная. Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться насоставные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.

7.Духовная жизнь общества, её структура и значение. Духовная сфера является возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно духовная деятельность отличает человека от других живых существ. Главной целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его ценности. Среди функций духовного производства выделяют: — духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной); — производство фундаментальных идей. — функция производства знания о новых идеях и распространении этого знания. — функция производства общественного мнения неразрывно связана с предыдущей функцией, однако в процессах специально направленных на формирование общественного мнения, доминирующее значение получает идеологический момент. Структура духовной сферы жизни общества.  Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Формы общественного сознания: политическое сознание (система взглядов, раскрывающая сущность классов и государства и формирующее отношение к ним), правосознание (система взглядов, раскрывающая сущность права и формирующая отношение к нему), нравственное (система взглядов, раскрывающая сущность человека, и формирующая отношение людей друг к другу), этическое(система взглядов, раскрывающая сущность прекрасного и безобразного формирующая отношение людей к нему), научное(система взглядов, раскрывающая сущность мира, формирующая отношение к нему (науки гуманитарные, естественные, технические, интегральные(изучающие мир в целом)), религиозное(система взглядов, раскрывающая сущность Бога, формирующая отношение людей к нему через культовую обрядность), атеистическое (система взглядов, раскрывающая сущность Бога, формирующая отношение религии к нему), религиозное сознание, эстетическое, философское.

10 стр., 4902 слов

Бергер П. Общество в человеке

... уважать себя. Самоидентификация в рамках общества нуждается в постоянной социальной поддержке. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать идентичностью без общества. Офицер может быть офицером ... которые он играет, важны не только для самых близких людей, но соотносятся с ожиданиями более широкого общества. Это постижение социальной реакции более высокого уровня абстракции ...

9.Проблема переодизации исторического процесса. Считается, что одна из первых теорий периодизации истории принадлежит итальянскому мыслителю Дж.Вико. Это теория исторического круговорота, согласно которой народ проходит три эпохи, три века: Век Богов, Век Героев, Век Людей. В Век Богов люди думали, что живут под божественным управлением, верили оракулам и жрецам. Форма правления – теократическая, главный авторитет — авторитет Бога, права людей зависят от Богов. В Век Героев правили аристократы, отличающие себя от плебеев; решающую роль в этот период играло правило силы: прав тот, кто сильнее. Форма правления этой эпохи – аристократическая, главным авторитетом были торжественные формулы законов (т.е. их строгое соблюдение).

Век людей признал всех людей равными по природе, право базируется на человеческом разуме, форма правления – демократическая, авторитетом пользовались благоразумные люди, которые вели себя сообразно общепринятым нормам и принципам. Иными словами, эпохи отличались нравами, обычаями, юридическими законами и т.п. каждая эпоха, по мнению Вико, имела свою специфику. Каждая нация, пройдя эти эпохи, возвращалась к первоначальному состоянию, но на более высоком уровне, потому что абсолютный возврат к первоначальному состоянию невозможен. Уже Вико подметил, что исторический процесс имеет определенные повторяющиеся циклы, но в то же время каждый цикл, каждая эпоха характеризуется специфическими чертами. При анализе исторического процесса одни исследователи подмечают момент повторяемости, другие – своеобразие. Первый подход подмечает единство истории, условно его можно назвать линейным. В соответствии с «линейной» концепцией исторический процесс прогрессивен, совершается путем перехода от одной стадии к другой, от менее совершенной к более совершенной. Второй подход – дискретный – подчеркивает многообразие, многовариантность развития истории.Линейный подход к истории впервые был сформулирован в Новое время и оформился в виде схемы «Древний мир – Средние века – Новое время. Ж.А.Кондорсе считал весь исторический путь человечества процессом перехода от одной стадии к другой. В основе деления на эпохи лежит прогресс человеческого разума.Эпохи у Кондорсе отличаются конкретными воплощениями деятельности разума человека: земледелие, одомашнивание животных, разделение труда, появление ремесел, религии, азбуки, знаний, книгопечатания т.п. Линейный подход к истории разделял Гегель, считавший, что всемирная история направляется с Востока (это начало истории) на Запад, являющийся завершением истории. Принимая во внимание природные условия и видя их связь с духом народа, Гегель отмечал, что Восток – это детский возраст истории. Второй временный этап – греческий мир – это период царства прекрасной свободы, где господствует гармония, мир и согласие. Третий период – римский мир – возмужание истории. В Риме индивиды становятся юридическими личностями, частными лицами. Четвертый период – германский мир, в котором дух достигает полного расцвета и зрелости. Вершиной всемирной истории Гегель считал прусскую монархию. Критерием деления всемирной истории на отдельные периоды у Гегеля выступает степень свободы духа, которая, в конечном счете, ведет к абсолютной форме (германскому миру).

10 стр., 4913 слов

Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе

... и педагогический процесс. 44. Социокультурные функции образования. 45. Модели образования в современном обществе. 46. Общемировые тенденции развития ... психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – М.-С.-Пб.: ... История зарождения и развития педагогического знания. 41. Методы педагогического исследования. 42. Структура педагогики. 43. Образование как общечеловеческая ценность ...

Сторонником линейного подхода к истории был К.Маркс, считавший, что история развивается по спирали, проходя определенные этапы. Критерием деления истории на качественные этапы у Маркса выступает материальный фактор – способ производства материальной жизни. К.Маркс обратил внимание не столько на особенности отдельных конкретных обществ, сколько на их сходство и повторяемость, заключающиеся в единстве (подобии) материальной основы – способа производства материальных благ. Если все единичные общества имеют свои фундаментом, базисом одну и ту же систему социально-экономических отношений, то эти общества относятся к одному и тому же типу (несмотря на другие различия).

Эти типы общества Маркс назвал общественно-экономическими формациями. Общественно-экономическая формация означала одновременно состояние и процесс, она отображала функционирование социальной системы через процесс становления и развития, через достижение конкретных результатов.

11.Движущие силы исторического процесса: народ, нации, лидеры

Общество представляет собой сложную самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему, в которой тесно взаимосвязаны все его элементы и взаимодействия, находящиеся в непрерывном изменении. Внутренним источником развития общества является разрешение противоречий, возникающих в процессе изменений в обществе. Если противоречия не будем разрешать, они будут накапливаться, обостряться, что может привести к застою, затем и разрушению общественной системы. Исторический процесс не осуществляется автоматически, он творится людьми в процессе создания материальных и духовных условий существования общества, разрешения противоречий как внутри самого общества, так и между обществом и природой. Движущей силой исторического процесса  является деятельность всех его участников: это могут быть социальные общности, организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. В их взаимодействии и противоборстве пробивается общая линия развития. В социально-философском смысле творцом истории выступает народ как широкая общность. Народ является главной производительной силой общества. Он создает материальные и в значительной мере духовные блага. Историческое творчество народа осуществляется через деятельность конкретных людей. Вклад некоторых личностей в развитие общества настолько велик и ярок, что это позволяет называть их великими личностями. Такая личность аккумулирует социальную энергию, улавливает и воплощает социальный заказ общества.

14 стр., 6648 слов

Роль государства в жизни общества

... это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на ... ее состоит в том, что там, где люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические ... государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Эту теорию разделяли Д. Фрэзер, 3. Фрейд ...

12. Проблема исторического прогресса и его критериев.

Прогресс (от лат. — движение вперед)- направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи исторического прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.

Выделяют три сферы материальной действительности: неорганическая, органическая, социальная, в каждой из которых проявляется критерии прогресса. Для неорганической критерием является степень усложнения структуры системы. Процесс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. Говоря об историческом прогрессе — это увеличение в обществе счастья и добра. И критериями исторического прогресса являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.

13. Философские подходы к проблеме ценностей.

Ценности — это все то, что обладает для людей особой значимостью в их обыденной жизни и чему отдается предпочтение в чувствах, мыслях и желаниях. В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.  В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека. В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности

11 стр., 5027 слов

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

... во все сферы бытия - космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Для объяснения ... коллективизма, выработанной, по его мнению, русской народной жизнью и философской мыслью, начиная со славянофилов. « ... ценности - потенциально могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ. По поводу проблемы "свободы воли" - возможности самоопределяемости человека ...

14.Ценностные отношения: оценка, норма, идеал.

Ценностное отношение к действительности с позиции должного (ценностей, норм и идеалов).

В нормах, ценностях и идеалах и отношении человека к ним находит выражение общественное и индивидуальное сознание. Ценности связаны с определением объекта реальности как имеющего положительное или отрицательное значение для человека или человечества. Для человека явления и вещи имеют смысл, освещенный обычаями и культурой. Все не только воспринимается, но и оценивается, вызывая чувство восхищения, любви, или ненависти, что связано со знаниями, вкусами и особенностями отношений людей к существующему. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия вещи, относящейся к материальной и духовной культуре. Поэтому ценности – это субъективно-объективная реальность. Оценочные суждения важны для разумной ориентации человека в жизни. В основании ценностей полагается тот факт, что вещь кроме физического имеет и общественное бытие, выполняя исторически определенную функцию, имеет общественную значимость. Оценка вещи происходит с точки зрения интересов и потребностей человека. Его отношение к миру в целом носит ценностный характер. Оценки могут быть объективными, или субъективными, нравственными, или безнравственными, прогрессивными, или регрессивными, истинными или ложными, абстрактными, или конкретными и т.п. Ценностные отношения формируются на высоком уровне сознания человека; общество стремится целенаправленно развивать их; такому развитию служит идеология государства и социальные институты. Ценности общества и культура взаимосвязаны. В мировоззрении взаимосвязаны познание и ценностные отношения, фиксируемые в обществе как социальная норма, обычай, идеал, традиция или правило. Новые поколения вносят в них изменения, что связано с изменением или пересмотром понятия «должного».

15. Виды ценностей и ценностных ориентаций

Общие виды ценностей: материальные (экономические),социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания. К духовным ценностям относится: книги, музыка, музеи и т.д. Человек реализует себя как творческую и нравственную индивидуальность. Социальные ценности. Представление об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости, рациональном государственном устройстве и т.д.

Виды ценностных ориентаций:

— Эвдемонизм (с греч. процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.(Демокрит, Сократ, Аристотель).

6 стр., 2586 слов

Функции дизайна в жизни человека, общества, бытии

... человека, общества в целом. Организующая функция дизайна Дизайн упорядочивает пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как ... с которой приходится бороться искусству. Фактически это парадокс (нет ... новых символических различий, обладающих ценностью для потребителя и привносящие ...

Гедонизм (с др.-греч. «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий(Эпикур).

Аскетизм (от греч.«упражнение»), аскетизм — воздержанность в удовлетворении своих потребностей, предельно возможный отказ от благ в целях достижения морального и религиозного идеала(Диоген).

Утилитаризм (прагматизм) (от лат.польза, выгода) — направление, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью(М.Бентам).

16.Смысл жизни; жизнь и смерть как аксиологическая проблема.

Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысле жизни это вопрос о смысле смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизнизначит определить свое место в вечном потоке изменений.

Вопрос о смысле жизни, так или иначе, встает перед каждым человеком — если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни — и стремится найти его. Но бывает, что о смысле жизни приходится думать и в старости, и в предсмертном состоянии. Не всегда легко это столкновение единичного человека с самим собой как частицей громадного, бесконечного мира. Страшно ощутить бесконечность в самом себе — и страшно не заметить ее. В первом случае — это невероятная тяжесть ответственности, слишком ликующая гордость, от которой может порваться душа; противоположность — чувство собственной нелогичности, безысходности существования, отвращение к миру и к себе. Однако размышление о смысле жизни необходимо любому человеку, без него нет полноценных людей

Смерть — это антипод жизни и что жизнь достойна того, чтобы жить. Жизнь каждого — это уникальный невозобновимый дар. А в силу того что невозобновимое всегда ценнее возобновимого, смерть лишь подчеркивает ценность жизни. Смерть — это таинство и тайна, отсюда и страх перед смертью как перед неизвестностью. Человек обеспечен минимумом человеческих благ — работает не больше, чем он может; пользуется поддержкой семьи или общества; восстанавливает свои физические силы ночью; имеет пищу, крышу над головой, надежду на будущее и т.д. Вместе с тем существуют ситуации, когда смерти желают, когда жизнь прекращают добровольно, совершают эвтаназию или суицид. Причины последнего могут быть разными. Основными из них в современных условиях выступают наркомания, бедность, неизлечимая болезнь, предательство, позор, другие психические потрясения. В конечном итоге человек приходит к убеждению, что смерть — единственное средство избавления от боли, пытки.

17.Свобода и ответственность: детерминизм и индетерминизм.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора).

Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор.Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:, историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д. По проблеме свободы человека существует две противоположные точки зрения:

ДЕТЕРМИНИЗМ —признает всеобщую закономерную связь между явлениями.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — отвергает какую-либо связь между явлениями во времени.

По мнению индетерминистов, в мире нет никакого порядка, в нем господствует хаос. Отсюда логически следует вывод о том, что человек может действовать по своему усмотрению, что его действия никак причинно не обусловлены.. Философы, стоящие на точке зрения детерминизма, по-разному понимают, однако, характер тех сил или процессов, к-рые осуществляют связи между явлениями. По мнению тех, кто придерживается религиозной концепции божественного провидения (Фатализм), закономерная связь всех явлений во времени устанавливается либо богом, либо судьбой. Материалисты же утверждают, что связи между явлениями обусловлены материальными процессами.

19.Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Выделяются проблемы: предотвращение войны и сохранение мира. Разрушение, социальное развитие и экономическом росте в мире, предотвращение экономической отсталости, рациональное использование природных ресурсов, осуществление активной демографической

Новые проблемы: Терроризм ,наркотики,молодежь,уязвимые группы,лишенные родины и отверженные,беженцы,новые виды бедствий,ядерная война,генная инженерия,промышленные аварии. Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

Определения

Антропосоциогенез— происхождение человека и общества. Исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Свобода— в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Шеллинг, утверждал, что свобода — это способность делать выбор на основе различения добра и зла.

Цивилизация— Социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства).

Гражданское о́бщество— это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

О́бщество— особо отбившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Культура— Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Человек— Высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длительного исто-рико-эволюционного процесса . Homosapiens( человек разумный) — не позднее 40 тыс. лет назад. Ч. — двойственное существо — природное и общественное.

Оценка— Процесс определения реального состояния объекта (процесса, явления, системы) по отношению к желаемому состоянию или другому объекту (процессу, явлению, системе).

Норма— 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции; задающее их внутреннюю соразмерность (упорядоченность).

Идеал— Идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы.

Индивид— Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность— Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

Це́нность— важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.

Аксиология— Учение о природе ценностей, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Филосо́фия исто́рии— раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

Способ производства— понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений.

Глобализация— Втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.

Личность— Внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания.

Ноосфера— Сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Общественное сознание— это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений и т.д., отражающих общественное бытие людей.

Лидер— Лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Общественный прогресс— Поступательное развитие и движение общества, характеризующее переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Движущие силы общества— Существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс общества.

Прагматизм— Субъективно-идеалистическое течение в современной буржуазной философии (преимущ. американской), которое отрицает объективность истины, истинным считает не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты.

Эпикурейство— Особый род мировоззрения, сформированный вследствие возвышения отдельных концепций бытовой философии, свойственной современному обществу.

Гедонизм— Философско-этическое учение, согласно которому высшей целью и наибольшим благом человеческой жизни является чувственное удовлетворение.

Эвдемонизм— Этическое направление, согласно которым единственным или высшим человеческим благом является счастье.

Аскетизм— Принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.