ПРИРОДА СОЗНАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Проблема сознания– однаиз центральных проблем философии, психологии и социологии.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существует в нем. На философском языке – это описание феномена (от греч. – являющийся) сознания. Второй имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались. А потому считалось, что если описаны способы, какими вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В ХХ веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующим мировоззрением, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

В первобытном обществе предметы и явления природы, рассматриваемые по аналогии с человеком и животными, воспринимались как одушевленные силы. В мифологическом мировоззрении не было четкой дифференциации материального и духовного, «души» и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой. Душа мыслится как проявление разумного начала.

Античная философия носила космоцентрический характер, поскольку все внимание было направлено в первую очередь на окружающий мир, на космос.

Сознание рассматривается как пассивное воспроизведение космоса. Платон, Аристотель использовали для описания феномена сознания метафору печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Разум и объект существуют независимо друг от друга. Только в момент восприятия объект оставляет след на «поле» разума.

Установка на познание внутреннего мира человека прозвучала в античной философии в устах Сократа: «Познай самого себя». Однако в силу господства космоцентрического мировоззрения проблема сознания как самосознания была только поставлена, но не разрешена в культуре античности.

Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Для Платона душа представляется бессмертной сущностью, отделенной от тела.

11 стр., 5122 слов

Актуальные проблемы классификации объектов правоотношений

... курсовой работы - изучить правовую природу объектов правоотношений. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и особенности правоотношений; проанализировать теории объекта правоотношения; дать классификацию объектов правоотношений; охарактеризовать актуальные проблемы ...

Разум человека, его мышление — искорка божественного разума.

Основоположник учения о «психэ» (психологии) Аристотель различал три вида души — растительную, животную и разумную, соответствующих определенному уровню органической жизни: растения, животные, человек.

Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В недрах христианства возникает идея понимания сознания как самосознания, как следствие обострения потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Эта потребность была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения – молитва. В ней человек должен освободиться от диктата тела, молится душа. Душа теперь – это то, что истинно существует. Христианство открывает одиночество как сущность души. Блаженный Августин (нач. V в. н.э.) говорил: хочу знать Бога и душу, и ничего больше, ровным счетом ничего.

Молитву всегда сопровождают душевные переживания, они и становятся предметом внимания со стороны средневековых мыслителей.

Наряду с молитвой возникла и практика исповеди, стимулировавшей умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет.

В учении Фомы Аквинского сознание охватывает все специфически человеческие психические процессы.

Т.о. в средние века сознаниеэто не только знание о внешнем мире, но, прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании.

Сознание как наказание человека за грех. Сознание постоянно напоминает человеку, что он не может долго пребывать в состоянии божественной простоты, заставляя страдать и мучаться.

Связь сознания и страдания признавали в дальнейшем многие философы.

В период Нового времени человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Единственной несомненной реальностью был признан индивид и его сознание.

Декарт впервые вводит понятие сознания, которое отличается от понятия «души». Отождествляя сознание с мышлением, Декарт не использует самого термина «сознание».

Спиноза, подвергнув критике дуализм Декарта, провозгласил единственной субстанцией природу. Индивидуальное мышление для него есть качество, присущее человеку от природы.

Французские материалисты XVIII в. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах трактовали сознание как функцию мозга и отражение действительности. Содержание сознания обусловлено общественной жизнью и зависит от воспитания. Только внешние обстоятельства способны лепить из ребенка гения или идиота.

Вплотную к проблеме социально-исторической природы сознания подошел Гегель, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление.

Философы, стоящие на позиции диалектического материализма, полагают, что материя обладает определенным свойством, родственным с ощущением — свойством отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи. Сознание рассматривается в соотношении с материей и ее свойством — отражением. К. Маркс сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности внешними, прежде всего, экономическими факторами. Бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе.

7 стр., 3089 слов

Проблема человека в философии 4

... рождается религия, а тем более философия. Древняя мифология не расчленяет мир: природа, человек и боги в мифологическом сознании слиты воедино. В этом сознании человек не рассматривается в качестве самостоятельного ...

Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознание как поток рече- и текстопроизводства, назначение которого в том, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому.

Традиционно в истории философии категория сознания определяется через категорию материи, поэтому в решении проблемы сознания четко прослеживается позиция идеализма и материализма.

Современная диалектико-материалистическая концепция исходит из следующих идей:

1. Сознание идеально и является продуктом генезиса материи.

2. Сознание – высшая форма психического отражения действительности.

3. Сознание функционально связано с деятельностью высокоорганизованной материи (мозга).

4. Природа сознания – социальна.

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма психического отражения действительного мира, свойственная только человеку.

 

Теория отражения.

Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.

Отражение, как всеобщее свойство материи – способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном смысле имеет место везде.

Отражение есть результат взаимодействия объектов.

С каждой формой структурной организации материи соотнесена и особая форма отражения. Выделяют три типа отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе, что соответствует биологической форме движения материи, и сознание, что соответствует социальной форме движения материи.

Отражение усложняется по мере развития материи. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире (проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек, капля, падая с крыши, образует «лунку» и т.п.). Это пассивное отражение осуществляется в форме механических и физико-химических изменений (реакций).

Отражение в живой природе связано с возникновением органической жизни на Земле.

Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость – способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей (цветок раскрывается или закрывается на свету или в тени).

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе — появление чувствительности (способности к ощущению).

Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение – форма отражения, специфичная для животного мира. Оно проявляется уже у простейших животных и предполагает способность реагировать не только непосредственно на биологически значимые факторы внешней среды, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, связаны с биологически значимыми. Иными словами, в механизм отражения все в большей степени возрастает роль отражения как внутренней работы организма, перерабатывающей информацию внешнего воздействия.

8 стр., 3782 слов

1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи

... от материи. Из этого также не следует, что сознание вообще нельзя изучать строго научными объективными методами. Хотя мы непосредственно чувствами не воспринимаем самого сознания других людей, ... на основе применения естественнонаучного метода стройную теорию высшей нервной деятельности животных и человека. Психика является результатом материальной деятельности мозга. Об этом говорит прежде ...

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение. Эта форма отражения по мере развития нервной системы дает возможность осуществлять сложные схемы оповещения.

Отражение у живых существ, обладающих нервной системой, — это прежде всего активная внутренняя работа по формированию схемы поведения. Это психическое отражение.

Психическое отражение возможно только у развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой. Как показали исследования И.П. Павлова и его последователей, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных элементарных форм психики позволяет говорить о предпосылках возникновения человеческого сознания.

Психика животного является продуктом биологического развития, человеческая психика — результат биосоциального развития. У человека опережающее отражение осуществляется взаимодействием двух сигнальных систем, при ведущей роли второй сигнальной системы — механизма речи и понятийного мышления.

Роль языка и социокультурных факторов в возникновении сознания и его развитии

Орудийность, язык, развивающиеся социальные формы общности, хозяйственный уклад и другие социокультурные факторы сыграли решающую роль в становлении сознания человека.

Различия человека и животных.

Поведение животных находится в зависимости от действия биогенетических факторов и условий окружающей среды. Оно ситуативно и инстинктивно. Благодаря длительной эволюции человека происходит необратимая перестройка и усложнение его поведения за счет:

1. появления новых свойств тела (прямохождение, освобождение рук и их новые функции, усложнение структур и функций мозга при одновременном возрастании его массы и объема);

2. применения, а затем и изготовления орудий труда;

3. формирования новых способов общения (функций тела и его органов, устной и письменной речи).

Сходство в использовании орудий животными и человеком. Высокоорганизованные животные, так же как и люди, могут использовать естественные (подручные) орудия (палки, камни), даже изготавливать орудия для определенных целей с помощью зубов и конечностей (очистить палку от веток, заострить ее, камнем разбить раковину или орех).

Но только человек может изготавливать искусственные орудия (технику) с помощью других, ранее произведенных им средств труда. В биологии не известен ни один вид животных, которых бы мог изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных им средств. Подобная орудийная деятельность есть привилегия человека.

Сложные формы поведения животных подчиняются генетически запрограммированным правилам, тогда как в действиях человека по мере его эволюции прогрессируют произвольные элементы при принятии решения и оптимизации поведения.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма. Значение памяти в жизни человека. Виды памяти. Память — форма психического отражения, заключающаяся ...

Речевые способности. Любой вид животных обладает средствами обмена информацией, позволяющей координировать направлять свои действия, предупреждать об опасности, привлекать к себе внимание, метить территорию проживания, но они эволюционно-генетически ограничены. Важнейшим признаком, отличающим человеческий язык от животного, является способность человека обмениваться информацией, воспроизводить с помощью языка ситуации прошлого и прогнозировать будущее, тогда как общение животных ограничено, как правило, контекстом ситуаций настоящего.

Итак, среди факторов эволюции человека, сыгравших решающую роль в отделении его от других живых существ, следует назвать орудийную деятельность (особенно изготовление искусственных орудий труда), речевую (языковую) способность, хозяйственный уклад жизни, формы общности людей и ряд других социокультурных обстоятельств. Можно перечислить следующие основные тенденции эволюции жизни первобытного человека и его сознания:

1. от кочевого образа жизни через кочевой с элементами оседлого к оседлому укладу;

2. от первобытного стада предлюдей через древние формы общины к родоплеменным отношениям и этносам;

3. от использования случайных орудий труда через намеренное использование и изготовление орудий к первобытной технике;

4. от естественных укрытий (пещер, землянок, шалашей) к строительству каменных и деревянных жилищ, хозяйственных и культовых построек;

5. от телесных способов общения и звукоподражания через звукосочетания и рисуночное письмо к членораздельной речи и иероглифическому письму;

6. от инстинктивного поведения к логике первобытного сознания;

7. зарождение элементов художественного и религиозного сознания.

Функции сознания.

Сознаниеэто высшая, свойственная только человеку функция высокоорганизованной материи (мозга), заключающаяся в способности отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся целеполаганием, самосознанием и языковым мышлением.

Структура сознания

1. Мышление

2. Воля — это способность сознательно действовать для реализации поставленной цели.

3. Эмоции (самостоятельно)

4. Самосознание (это представление о собственном я, восприятие себя, во всем многообразии своих свойств, отличие себя от других)

5. Память-это способность сохранять, воспроизводить и перерабатывать некоторую информацию.

6. Воображение-это способность представлять отсутствующий предмет или реально несуществующий предмет, мысленно манипулировать с ним.

Функции сознания:

Познавательная функция. Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира.

Оценивающая функция. Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

14 стр., 6974 слов

Способности человека в понимании Абая

... пищу для овладения знаниями, росту самосознания человека, развитию его умственных способностей, оно -- преграда на пути прогресса». ... воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был ... религиозному обучению Абай противопоставил светскую науку, приобщающую человека к научным достижениям человечества, открывающую глаза темному ...

Аккумулятивная функция. Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытых его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания. Накопленные знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий человека.

Целеполагающая функция. Построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения.

Конструктивно-творческая функция. Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.

Регулятивно-управленческая функция. Сознание на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями регулирует, упорядочивает действия отдельного индивида и действия человеческих коллективов.

Коммуникативная функция. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи.