ПРИРОДА СОЗНАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Проблема сознания- однаиз центральных проблем философии, психологии и социологии.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существует в нем. На философском языке — это описание феномена (от греч. — являющийся) сознания. Второй имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались. А потому считалось, что если описаны способы, какими вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В ХХ веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующим мировоззрением, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

В первобытном обществе предметы и явления природы, рассматриваемые по аналогии с человеком и животными, воспринимались как одушевленные силы. В мифологическом мировоззрении не было четкой дифференциации материального и духовного, «души» и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой. Душа мыслится как проявление разумного начала.

Античная философия носила космоцентрический характер, поскольку все внимание было направлено в первую очередь на окружающий мир, на космос.

Сознание рассматривается как пассивное воспроизведение космоса. Платон, Аристотель использовали для описания феномена сознания метафору печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Разум и объект существуют независимо друг от друга. Только в момент восприятия объект оставляет след на «поле» разума.

Установка на познание внутреннего мира человека прозвучала в античной философии в устах Сократа: «Познай самого себя». Однако в силу господства космоцентрического мировоззрения проблема сознания как самосознания была только поставлена, но не разрешена в культуре античности.

9 стр., 4073 слов

Философия сем1

... ;Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной)  ... . – гуманитарная наука, специфика которой состоит в соотнесении различных способов видения объектов. Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальные иссл-ия, и теоретическое ...

Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Для Платона душа представляется бессмертной сущностью, отделенной от тела.

Разум человека, его мышление — искорка божественного разума.

Основоположник учения о «психэ» (психологии) Аристотель различал три вида души — растительную, животную и разумную, соответствующих определенному уровню органической жизни: растения, животные, человек.

Античная философия открыла только одну сторону сознания — направленность на объект.

В недрах христианства возникает идея понимания сознания как самосознания, как следствие обострения потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Эта потребность была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения — молитва. В ней человек должен освободиться от диктата тела, молится душа. Душа теперь — это то, что истинно существует. Христианство открывает одиночество как сущность души. Блаженный Августин (нач. V в. н.э.) говорил: хочу знать Бога и душу, и ничего больше, ровным счетом ничего.

Молитву всегда сопровождают душевные переживания, они и становятся предметом внимания со стороны средневековых мыслителей.

Наряду с молитвой возникла и практика исповеди, стимулировавшей умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет.

В учении Фомы Аквинского сознание охватывает все специфически человеческие психические процессы.

Т.о. в средние века сознание — это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании.

Сознание как наказание человека за грех. Сознание постоянно напоминает человеку, что он не может долго пребывать в состоянии божественной простоты, заставляя страдать и мучаться.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная ... особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен объект спец.педагогики Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые ...

Связь сознания и страдания признавали в дальнейшем многие философы.

В период Нового времени человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Единственной несомненной реальностью был признан индивид и его сознание.

Декарт впервые вводит понятие сознания, которое отличается от понятия «души». Отождествляя сознание с мышлением, Декарт не использует самого термина «сознание».

Спиноза, подвергнув критике дуализм Декарта, провозгласил единственной субстанцией природу. Индивидуальное мышление для него есть качество, присущее человеку от природы.

Французские материалисты XVIII в. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах трактовали сознание как функцию мозга и отражение действительности. Содержание сознания обусловлено общественной жизнью и зависит от воспитания. Только внешние обстоятельства способны лепить из ребенка гения или идиота.

Вплотную к проблеме социально-исторической природы сознания подошел Гегель, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление.

Философы, стоящие на позиции диалектического материализма, полагают, что материя обладает определенным свойством, родственным с ощущением — свойством отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи. Сознание рассматривается в соотношении с материей и ее свойством — отражением. К. Маркс сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности внешними, прежде всего, экономическими факторами. Бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе.

Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознание как поток рече- и текстопроизводства, назначение которого в том, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому.

15 стр., 7078 слов

Изучение элементов сознания у животных

... к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики». Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности. Это отражение, которое ...

Традиционно в истории философии категория сознания определяется через категорию материи, поэтому в решении проблемы сознания четко прослеживается позиция идеализма и материализма.

Современная диалектико-материалистическая концепция исходит из следующих идей:

1. Сознание идеально и является продуктом генезиса материи.

2. Сознание — высшая форма психического отражения действительности.

3. Сознание функционально связано с деятельностью высокоорганизованной материи (мозга).

4. Природа сознания — социальна.

Сознание — это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма психического отражения действительного мира, свойственная только человеку.

Теория отражения.

Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.

Отражение, как всеобщее свойство материи — способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном смысле имеет место везде.

Отражение есть результат взаимодействия объектов.

С каждой формой структурной организации материи соотнесена и особая форма отражения. Выделяют три типа отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе, что соответствует биологической форме движения материи, и сознание, что соответствует социальной форме движения материи.

Отражение усложняется по мере развития материи. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире (проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек, капля, падая с крыши, образует «лунку» и т. п.). Это пассивное отражение осуществляется в форме механических и физико-химических изменений (реакций).

Отражение в живой природе связано с возникновением органической жизни на Земле.

8 стр., 3782 слов

1. Сознание — свойство высокоорганизованной материи

... что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку как субъекту, а ... идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ... вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического. Отражение вещей, их свойств и отношений в ...

Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость — способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей (цветок раскрывается или закрывается на свету или в тени).

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе — появление чувствительности (способности к ощущению).

Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение — форма отражения, специфичная для животного мира. Оно проявляется уже у простейших животных и предполагает способность реагировать не только непосредственно на биологически значимые факторы внешней среды, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, связаны с биологически значимыми. Иными словами, в механизм отражения все в большей степени возрастает роль отражения как внутренней работы организма, перерабатывающей информацию внешнего воздействия.

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение. Эта форма отражения по мере развития нервной системы дает возможность осуществлять сложные схемы оповещения.

Отражение у живых существ, обладающих нервной системой, — это прежде всего активная внутренняя работа по формированию схемы поведения. Это психическое отражение.

Психическое отражение возможно только у развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой. Как показали исследования И.П. Павлова и его последователей, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных элементарных форм психики позволяет говорить о предпосылках возникновения человеческого сознания.

Психика животного является продуктом биологического развития, человеческая психика — результат биосоциального развития. У человека опережающее отражение осуществляется взаимодействием двух сигнальных систем, при ведущей роли второй сигнальной системы — механизма речи и понятийного мышления.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... отражения действительности - селовеческое сознание. Сознание - высшаяинтегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный припостоянном общении с другими людьми ... съедает , чтоприходится лишь восхищается его способностям. Но эту точку зрения легкоопровергнуть. Бросим ... , условных рефлексах.Окружающая среда постоянноподбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их ...

Роль языка и социокультурных факторов в возникновении сознания и его развитии

Орудийность, язык, развивающиеся социальные формы общности, хозяйственный уклад и другие социокультурные факторы сыграли решающую роль в становлении сознания человека.

Различия человека и животных.

Поведение животных находится в зависимости от действия биогенетических факторов и условий окружающей среды. Оно ситуативно и инстинктивно. Благодаря длительной эволюции человека происходит необратимая перестройка и усложнение его поведения за счет:

1. появления новых свойств тела (прямохождение, освобождение рук и их новые функции, усложнение структур и функций мозга при одновременном возрастании его массы и объема);

2. применения, а затем и изготовления орудий труда;

3. формирования новых способов общения (функций тела и его органов, устной и письменной речи).

Сходство в использовании орудий животными и человеком. Высокоорганизованные животные, так же как и люди, могут использовать естественные (подручные) орудия (палки, камни), даже изготавливать орудия для определенных целей с помощью зубов и конечностей (очистить палку от веток, заострить ее, камнем разбить раковину или орех).

Но только человек может изготавливать искусственные орудия (технику) с помощью других, ранее произведенных им средств труда. В биологии не известен ни один вид животных, которых бы мог изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных им средств. Подобная орудийная деятельность есть привилегия человека.

Сложные формы поведения животных подчиняются генетически запрограммированным правилам, тогда как в действиях человека по мере его эволюции прогрессируют произвольные элементы при принятии решения и оптимизации поведения.

Речевые способности. Любой вид животных обладает средствами обмена информацией, позволяющей координировать направлять свои действия, предупреждать об опасности, привлекать к себе внимание, метить территорию проживания, но они эволюционно-генетически ограничены. Важнейшим признаком, отличающим человеческий язык от животного, является способность человека обмениваться информацией, воспроизводить с помощью языка ситуации прошлого и прогнозировать будущее, тогда как общение животных ограничено, как правило, контекстом ситуаций настоящего.

2 стр., 771 слов

Аналогии поведения человека и животных

... даже дельфины обладают самосознанием. Ещё одной способностью, которой обладают и люди и животные является язык.У всех животных есть голоса, и подчас довольно разнообразные ... найти ряд аналогий. Хотя некоторые способности, которыми обладают люди, обнаружить у животных очень трудно. Так считалось, что только человек способен создавать и использовать орудия ...

Итак, среди факторов эволюции человека, сыгравших решающую роль в отделении его от других живых существ, следует назвать орудийную деятельность (особенно изготовление искусственных орудий труда), речевую (языковую) способность, хозяйственный уклад жизни, формы общности людей и ряд других социокультурных обстоятельств. Можно перечислить следующие основные тенденции эволюции жизни первобытного человека и его сознания:

1. от кочевого образа жизни через кочевой с элементами оседлого к оседлому укладу;

2. от первобытного стада предлюдей через древние формы общины к родоплеменным отношениям и этносам;

3. от использования случайных орудий труда через намеренное использование и изготовление орудий к первобытной технике;

4. от естественных укрытий (пещер, землянок, шалашей) к строительству каменных и деревянных жилищ, хозяйственных и культовых построек;

5. от телесных способов общения и звукоподражания через звукосочетания и рисуночное письмо к членораздельной речи и иероглифическому письму;

6. от инстинктивного поведения к логике первобытного сознания;

7. зарождение элементов художественного и религиозного сознания.

Функции сознания.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку функция высокоорганизованной материи (мозга), заключающаяся в способности отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся целеполаганием, самосознанием и языковым мышлением.

Структура сознания

1. Мышление

2. Воля — это способность сознательно действовать для реализации поставленной цели.

3. Эмоции (самостоятельно)

4. Самосознание (это представление о собственном я, восприятие себя, во всем многообразии своих свойств, отличие себя от других)

5. Память-это способность сохранять, воспроизводить и перерабатывать некоторую информацию.

6. Воображение-это способность представлять отсутствующий предмет или реально несуществующий предмет, мысленно манипулировать с ним.

Функции сознания:

Познавательная функция. Познание, т. е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира.

Оценивающая функция. Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

Аккумулятивная функция. Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытых его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания. Накопленные знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий человека.

Целеполагающая функция. Построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения.

Конструктивно-творческая функция. Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.

Регулятивно-управленческая функция. Сознание на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями регулирует, упорядочивает действия отдельного индивида и действия человеческих коллективов.

Коммуникативная функция. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector