Термин « Философия» в переводе с древнегреческого означает

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологии и истории

 

Реферат

по дисциплине

«Философия»

 

 

Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

 

Выполнил: студент д/о 452 гр.

Петров В.В..

Научный руководитель:

Д. ф. н., проф. Резвицкий И.И.

 

 

Санкт-Петербург

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Под самостоятельной работой студентов здесь понимается планируемая кафедрой работа студентов, выполняемая по заданию и при руководстве преподавателя. Ее целью является организация изучения студентами учебного курса философии, направленного на получение углубленных знаний учебного предмета и формирование на их основе умений и навыков самостоятельного мышления, способности продуктивного их использования в профессиональной деятельности.

 

Самостоятельная работа студентов подразделяется на:

1) аудиторную СРС;

2) внеаудиторную СРС.

 

Аудиторная СРС проходит под руководством и контролем преподавателя и осуществляется в процессе работы студентов на:

1) лекциях;

2) семинарах;

3) консультациях.

 

Внеаудиторная СРС студентов:

1) подготовка к лекциям и семинарам;

2) самостоятельное изучение учебного материала;

3) написание реферата;

4) подготовка разных схем, таблиц и т.д.;

5) конспектирование первоисточников.

Формы отчетности студента

1) конспекты;

2) реферат;

3) доклад;

4) выступление на семинаре;

5) тестирование;

6) экзамен.

VI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Реализация программы по философии предусматривает самостоятельную работу студентов, которая включает в себя:

— освоение теоретического курса философии;

— подготовка к семинарским занятиям;

— работа над первоисточниками;

— написание реферативной работы;

— подготовка к зачету и экзамену.

Формы контроля включают в себя:

— устный опрос;

— семинар;

— реферат;

— контрольную работу;

— промежуточную аттестацию;

— промежуточные и итоговые тестирования;

— зачет;

12 стр., 5775 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

... студенту структурировать для себя информацию, выяснив основные понятия работы. 12. Контрольная работа сдается на кафедру философии ... подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными ... компьютерных вариантов контрольных работ, рефератов, курсовых работ. 5. Теоретическая часть работы должна содержать оглавление, ...

— экзамен.

Балльно-рейтинговая система, используется для контроля и оценки знания студентов по философии, включает в себя:

1. Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 60-баллов отводится на оценку работы студента в течении учебного процесса и 40-баллов отводится на оценку знаний на экзамене.

2.С этой целью весь курс философии разбивается на 19 тематических разделов, знания по которым оценивается в следующем порядке:

а) Посещение лекции- 10 баллов

б) Посещение семинара-10 баллов

в) Работа на семинарах- 20 баллов

г) Написание реферата- 20 баллов

д) Экзамен- 40 баллов

3. Итоговая экзаменационная оценка рассчитывается следующим образом:

а) 0-39 баллов — неудовлетворительно

б) 40-59 баллов — удовлетворительно

в) 60-79 баллов — хорошо

г) 80-100 баллов — отлично

4. К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

Термин « Философия» в переводе с древнегреческого означает

а) любовь к мудрости

б) любовь к слову

в) знание о мире

2. Назовите одного из первых древнегреческих философов, учившего, что начало всего есть « вода»

а) Демокрит

б) Фалес

в) Платон

3. Кто из античных ученых создал учение об «идеях»

а) Аристотель

б) Эпикур

в) Платон

4. У кого из древних философов материя и форма образует два начала предметов

а) Демокрит

б) Аристотель

в) Эпикур

5. Первой философской школой в древней Греции считается

а) Элейская

б) Милетская

в) Пифагорейская

6. Основным принципом средневековой философии является

а) Космоцентризм

б) Теоцентризм

в) антропоцентризм

7. Главной проблемой философии Нового времени (17в) является

а) бытие

б) метод научного познания

в) человек

8. Ф. Бэкон – основоположник

а) рационализма

б) эмпиризма

в) реализма

9. Эмпиризм в познании основан на

а) разуме

б) чувственном опыте

в) интуиции

10. Философский метод Гегеля является

а) скептическим

б) диалектическим

в) метафизическим

11. Какой характер присущ философии Фейербаха Л.

а) диалектический

б) антропологический

в) скептический

12. Экзистенциализм – это учение

а) о ценностях

б) о познании

в) о существовании человека

13. Герменевтика – это

а) учение о человеческом сознании

б) способ истолкования литературных текстов

в) учение о структуре общества

14. Неопозитивизм – это философское учение

а) о языке науки

б) о ценностях человеческого бытия

в) о познаваемости мира

15. Основная идея философии В. Соловьева является

а) соборность

б) всеединство

в) космия

16. В основе русской религиозной философии 19 в. лежит

а) философия Герцена

б) учение славянофилов

в) учение западников

17. В основе общественного развития у К.Маркса лежит

а) мировой разум

б) человеческое сознание

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание ... две взаимосвязанные функции: познавательно-ориентационную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками) и социально-практическую (которая основывается на мировоззренческих убеждениях и принципах ...

в) материальное производство

18. Категория « бытие» охватывает

а) все, что существует

б) материальный мир

в) бесконечную вселенную

19. Материя – это

а) природа

б) объективный мир

в) объективная реальность

20. Онтология – это учение о

а) человеке

б) бытии

в) морали

21. Гносеология – это учение о

а) познании

б) ценностях

в) человеке

22. По своей природе сознание является:

а) идеальным

б) биологическим

в) материальным

23. Критерием истины является

а) разум

б) практика

в) опыт

24. Согласно диалектике понятия « развитие» означает

а) всякое движение

б) необратимые изменения

в) количественные изменения

25. Общество представляет собой

а) собрание свободных личностей

б) саморазвивающуюся социальную систему

в) результат творения Духа

26. Понятие «личность» обозначает человека как носителя

а) биологических свойств

б) индивидуальных свойств

в) социальных свойств

27. Свобода – это

а) возможность поступать, как хочется

б) быть независимым от внешних факторов

в) способность поступать на основе знания необходимости

28. Ценности – это

а) сами вещи

б) отдельные свойства вещей

в) то в вещах, что значимо для человека

29. Н. Бердяев – это

а) представитель русской религиозной философии

б) основатель славянофильства

в) русский моралист

30. Ведущий глобальной проблемой сегодня является

а) экологическая проблема

б) угроза миру и безопасности человечества

в) Топливно-сырьевая проблема.

Оценка « 4» составляет 21-25 правильных ответов

Оценка « 3» составляет 16-20 правильных ответов

Оценка «2» составляет 0-15 правильных ответов

 

VII. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Абсолютная истина ¾ полное, исчерпывающее знание предмета, которое не может быть дополнено или уточнено когда-либо в будущем.

Абстрагирование ¾ метод теоретического познания, полагающий, что наше мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторонах, которые важны для нас в настоящий момент.

 

Абстрактное (абстракция) ¾ результат мысленного выделения отдельных сторон, свойств, связей и отношений изучаемого объекта и отделения его от совокупности других свойств, связей и отношений.

Агностицизм ¾ философская позиция, в соответствии с которой полное познание человеком объективной действительности в принципе невозможно.

Аксиология (от греч. axios ¾ ценности, logos ¾ знание) ¾ особый раздел философии, предметом которого являются ценности.

Аксиоматический метод ¾ такая организация теоретического знания, при которой формулируются исходные суждения, принимаемые без доказательств.

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

... и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая ... наличествование" бесконечного множества вещей и процессов, то философии свойственно стремление искать в бытии некую прочную ... переворачивание: не имея возможности объяснить сущность важнейших свойств - тепла, света, электричества, магнетизма, наука придавала ...

Анализ ¾ метод теоретического познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части с целью познания.

Аналогия ¾ сходство предметов в некоторых признаках.

Антагонизм ¾ вид противоречия, одна сторона которого существует за счет другой

Антинаука ¾ разновидность знания, пропагандирующая мистические учения, спиритуализм, представления о тайных природных силах, которые неподвластны традиционному научному исследованию и раскрываются лишь с помощью мистического откровения или медитации.

Антиномия ¾ противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.

Антисциентизм ¾ мировоззренческая позиция, в соответствии с которой роль и значение науки в жизни общества оценивается отрицательно.

Антропология ¾ совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Антропология фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны, на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое.

Антропоцентризм ¾ философская позиция, отдающая приоритетное положение человеку в познании мира.

Априорный ¾ доопытный. Образ, идея, понятие, сформировавшееся у человека до опыта, независимо от опыта.

Атеизм ¾ философская (мировоззренческая) позиция, отрицающая существование бога.

Атрибут ¾ неотъемлемое свойство.

Бытие ¾ исходная и наиболее общая категория философии, выражающая самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т. п., а именно ¾ их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т. п.

Вера ¾ 1) способность признавать адекватность своих чувственных образов вещам и явлениям, которые мы воспринимаем; 2) способность признавать в качестве истинных и не требующих обоснования те знания, которые были уже доказаны и получили выражение в письменных или устных высказываниях.

 

 

Возможность ¾ философская категория, выражающая объективные тенденции развития и возникающая на основе закономерности, необходимости, сущностных сторон изменяющейся вещи.

Восприятие ¾ форма чувственного познания, представляющая собой целостный чувственный образ, возникающий при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.

Время ¾ философская категория, представляющая собой порядок следования событий и последовательность, которым присущи длительность, необратимость и изотропность, т. е. равноправность всех возможных направлений.

Всеобщее ¾ категория, обозначающая свойства, которые обусловливают сходство отдельного со всеми предметами некоторого класса.

Генезис (греч. ¾ genesis) ¾ происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта.

Географический детерминизм ¾ направление в истории, социологии, этнографии и других общественных науках, утверждающее, что развитие народов и обществ полностью или почти полностью объясняется их географическим положением и природными условиями.

8 стр., 3899 слов

Философское направление, приписывающее активную, творческую роль ...

... принимай других религий 26. Как называется философское учение о человеке? а) антропология б) логика в) гносеология ... мира неизменна? нет 6     да 7   Тема № 14 Философская антропология Задание 1 Ответьте на контрольные вопросы: 1. В чем сущность понятия человека как объекта философского ... а) изменение б) реформа в) творчество г) познание   25. НЕ относится к христианским заповедям? ...

 

Географический индетерминизм ¾ направление географической школы, отрицающее причинность во взаимодействии природы и общества.

Герменевтика ¾ в философии ¾ искусство понимания истории, культуры, чужой индивидуальности.

Гипотеза ¾ идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов.

Глобализация ¾ процесс планетарного становления целостных структур в различных сферах общественной жизни.

Глобальные проблемы ¾ проблемы, решение которых предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как нерешенность глобальных проблем грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества.

Гносеологический оптимизм ¾ одна из позиций по вопросу о познаваемости мира, в соответствии с которой считается, что познавательные возможности человека не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть интересующие его законы природы и общества, раскрыть суть вещей и установить истинную картину мира.

Гносеология ¾ теория познания.

Государство ¾ важнейший социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, их групп и объединений.

Гуманизм ¾ направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как «меру всех вещей».

 

Движение ¾ философская категория, представляющая собой не только механическое перемещение различных тел в пространстве, но и любое изменение состояний природных процессов и явлений.

 

Дедуктивный метод ¾ метод, способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих суждений, аксиом, правил, законов.

 

Деизм ¾ философская (мировоззренческая) позиция, в соответствии с которой Бог, сотворив мир, не принимает в нем участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

 

Действительность ¾ 1) наличное бытие; мир, в котором мы живем; наше сознание как образ мира; 2) реализованная возможность.

Детерминизм ¾ философское учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

 

Деятельность ¾ 1) в социальной философии ¾ способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром; 2) в философии ¾ особая форма активности, присущая человеку и имеющая своим содержанием целесообразное изменение внешнего мира; 3) в психологии ¾ динамическая система отношений человека с миром, сопровождающаяся возникновением у субъекта психического образа и воплощением его в объекте, т. е. деятельность представляет собой такое отношение человека к любому объекту (миру), которое имеет своей предпосылкой не просто знание о нем, но и представление о том, что он может получить в результате его преобразования.

 

Диалектика ¾ философское учение о движении, развитии, изменении.

8 стр., 3884 слов

Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» ...

... Остановимся подробнее на вопросах внутришкольного контроля преподавания предмета «Человек и мир» в начальных классах. Предмет «Человек и мир» является одним из самых сложных для учителей начальных классов. ... и пр. Применяемые учителем методы, приёмы и сред­ства обучения должны отличаться разнообразием. Первостепенное значение придаётся наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрационным и ...

Диалектическое противоречие ¾ опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей.

Дискретный ¾ прерывистый.

Догматизм ¾ одностороннее, некритическое мышление, принимающее то или иное положение за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

 

Донаучное знание определяется как «палеомышление», или «этнонаука» (народное знание) и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмещения, а также комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и т. д. знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями.

Дуализм ¾ философское направление, представители которого считают материальную и духовную субстанции равноправными началами.

 

Единичное ¾ категория, обозначающая свойства, присущие только данному объекту.

Законы науки ¾ такие законы, которые раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями.

Знак ¾ материальный, чувственно воспринимаемый предмет, представляющий другой предмет, свойство или отношение и используемый для передачи, хранения или переработки сообщения.

Игра ¾ действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, вне сферы материальной пользы или необходимости. (Й. Хейзинга)

Идеал ¾ мысленный образ совершенства и завершенности, духовное выражение потребностей человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества.

 

Идеализм ¾ философское направление, которое исходит из того, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее.

Идеология ¾ структурный элемент общественного сознания, представляющий собой совокупность идей, взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных отношений.

Инвариант ¾ единица языка, выражающая понятие, содержанием которого является относительно стабильная совокупность основных признаков всех конкретных реализаций некоторого класса явлений.

 

Индивидуализм ¾ особая форма мировоззрения, противопоставляющая индивида обществу как таковому.

Индивидуальное сознание ¾ субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей.

Индивидуальность ¾ неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой.

Индукция ¾ метод теоретического познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, когда ход мыслей направлен от установления свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов.

Интеллект ¾ совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи. Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно использовать.

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...

... труду, достижению высшего уровня профессионализма [3]. Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых ... системой образования и производством. Любая профессия предъявляет определенные требования к организации жизни человека. В процессе профессионального обучения молодой человек в большей или ...

Интуитивизм ¾ направление в теории познания, рассматривающее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений.

Иррационализм ¾ позиция, отрицающая возможность разумного логического познания действительности.

Искусство ¾ термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире ¾ эстетически выразительных форм.

История философии ¾ дисциплина, которая изучает зарождение, становление и развитие философской мысли, эволюцию и характер философских идей с точки зрения того, как они представлены в учениях различных философов, школ, течений, направлений.

Категории диалектики ¾ форма познания универсальных связей бытия.

Категория (греч. kategoria ¾ определение, суждение) ¾ предельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений.

Каузальность ¾ причинность, закономерная связь причины и следствия.

Качество ¾ внутренняя определенность предмета, совокупность свойств, необходимых и достаточных для отличения предмета в данном отношении.

Классы ¾ социальные группы, различающиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу.

Количество ¾ степень выраженности, интенсивности некоторого свойства предмета.

Коллектив ¾ малая социальная группа, объединенная общей деятельностью, общностью интересов, норм поведения (трудовой, учебный, воинский, спортивный и т. д. коллективы).

Коммуникация в широком смысле ¾ общение. В экзистенциализме ¾ вид общения, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом.

Коэволюция ¾ совместная эволюция.

Креационизм ¾ религиозная концепция, в соответствии с которой все сущее появилось в результате божественного творения.

Культура (от лат. cultura ¾ возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) ¾ система материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей.

Личность ¾ явление социальное, отражающее то, как человек воспринимается, характеризуется, оценивается окружающими его другими людьми.

 

Логика ¾ наука, изучающая формы, законы и приемы мышления, с помощью которых человек осуществляет познание.

 

Магия (от греч. mageia ¾ волшебство) ¾ одна из форм первобытной религии, в основе которой лежит вера в то, что без помощи естественных сил можно неким таинственным образом, например совокупностью обрядов, специфических действий, воздействовать на вещи, людей, животных и даже на потусторонние силы ¾ духов, демонов и т. п.

Марксизм ¾ идейное течение модернистского типа второй половины ХIX-XX вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для марксизма самого Маркса выступала идея коммунизма ¾ процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства; сопряженное упразднение капитала будет означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуазии и национализация промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества.

11 стр., 5034 слов

Теории познания деятельности человека

... именно самосознание Человека. Основным содержанием сознания человека является знание. Знание  результат познавательной деятельности. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и ... предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек ...

Массовая культура ¾ вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус, стандартизованных по форме и содержанию, предполагающих коммерческий успех и распространяемых средствами массовой информации.

 

Материализм ¾ философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания.

 

Материальное производство ¾ производство, непосредственным образом связанное с изготовлением материальных предметов, вещей, вещественных ценностей и с оказанием материальных услуг (например, перевозка груза, стирка одежды), выполнение строительных, монтажных, земельных, ремонтных работ.

 

Материя ¾ философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Мера ¾ границы бытия предмета, которые определяются характером количественных и качественных изменений его свойств; это предел, при котором количественные изменения не разрушают качественной определенности вещи.

 

Метафизика ¾ в догегелевской и современной западной философиинаука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин, употребляющийся как синоним философии.

 

Метод (от греч. methodos ¾ путь, исследование, прослеживание) ¾ определенный способ достижения той или иной цели, а также совокупность приемов или операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности.

 

Метод идеализации ¾ метод теоретического познания, при котором происходит мысленное упрощение действительности.

 

Метод научного познания ¾ система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание.

 

Метод формализации (структурный метод) ¾ метод познания, сущность которого состоит в выявлении отношений между частями, элементами предмета независимо от их содержания.

Методология ¾ учение о методе, выработка принципов создания новых методов познания.

 

Мировоззрение ¾ система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

 

Мировосприятие ¾ представление окружающего мира в идеальных образах.

 

Мироощущение ¾ чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений.

 

Миропонимание ¾ познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

Миф (от греч. mythos ¾ повествование, сказание) ¾ упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

 

Модус ¾ временное свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

 

Монизм ¾ мировоззренческая позиция, исходящая, в противоположность плюрализму, из какого-то одного начала.

 

Монотеистические религии (от греч. mono ¾ один и theos ¾ бог) ¾ религиозные верования, основанные на поклонении одному богу: иудаизм, буддизм, христианство.

 

Мораль ¾ совокупность правил поведения, подкрепляемых общественным мнением (одобрением или осуждением поступка).

 

Мудрость ¾ эталон целостного понимания мира и места в нем человека.

Мышление ¾ процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности.

 

Наблюдение ¾ целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта.

 

Натурфилософия ¾ первая историческая форма философии; умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности

 

Наука ¾ сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.

Научная проблема ¾ осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний.

Научно-техническая революция (НТР) ¾ коренное преобразование производительных сил на основе познания и овладения новыми, более глубокими свойствами и законами природы, усиление взаимодействия науки, техники и производства, процесс интенсивного превращения науки в непосредственную производительную силу.

 

Научно-технический прогресс (НТП) ¾ единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей НТП ускоряется, что позволяет превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения достижений естественных и других наук.

 

Научное знание ¾ система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научный факт ¾ форма существования эмпирического знания.

Нация ¾ общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях.

Необходимость ¾ то, что можетпроизойти, то, что возможно.

Неотомизм ¾ философская доктрина католицизма, характеризующаяся: признанием независимого от человеческого сознания существования природы и общества, которые в то же время считаются продуктами творческой деятельности Бога; провозглашением превосходства истин откровения над истинами разума; теологическими истолкованиями научных теорий и др.

 

Ноосфера ¾ сфера разума или такое состояние биосферы, когда разумная деятельность людей оказывается определяющим фактором ее развития.

Норма ¾ общепризнанное правило, образец действия или поведения

 

Обобщение ¾ метод теоретического познания, который предполагает нахождение общих свойств, связей и отношений в исследуемых объектах, установление их сходства, свидетельствующего об их принадлежности к некоторому классу явлений.

 

Общественное производство ¾ многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни: воспроизводство самих людей; материальное производство, т. е. создание материальных условий сохранения и поддержания их жизни; духовное производство, т. е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее согласованность их деятельности, целостность и организованность общества.

 

Общественное сознание ¾ сознание, характеризующее коллективные представления, формирующиеся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов ¾ материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

 

Общественные отношения ¾ многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения ¾ важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено.

Общество ¾ такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Объективный идеализм ¾ разновидность идеализма, когда признается нечто нематериальное и не зависящее от человеческого сознания (т. е. существующее объективно).

Объяснение ¾ раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями внешнего мира, с одной стороны, и установленными в процессе познания закономерностями и фундаментальными свойствами уже исследованных явлений ¾ с другой.

 

Обыденное знание ¾ вид живого практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей.

Обыденное познание ¾ житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической и т. д.

Онтология (от греч. ontos ¾ сущее, logos ¾ слово, учение) ¾ учение о сущем.

 

Описание ¾ упорядоченное изложение процесса и результатов познания, уточняющее чувственный или мысленный образ познаваемого объекта.

Опыт ¾ 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности.

 

Отдельное ¾ относительно обособленный, качественно определенный фрагмент бытия, синоним понятия «вещь».

 

Отношение ¾ способ сопричастного бытиявещей, как условие и реализация скрытых в них свойств.

 

Отражение ¾ всеобщее свойство материи, которое заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта и проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе.

 

Отрицание ¾ категория, определяющаяся в марксистской (и гегелевской) диалектике как необходимое условие развития: не может быть развития, которое не отрицает своих прежних форм существования (по Ф. Энгельсу).

 

Отчуждение ¾ объективный процесс, характеризующийся превращением созданных трудом человека материальных и духовных благ в не зависящие от его воли и противостоящие ему силы.

Ощущения ¾ форма чувственного познания, представляющая собой продукт взаимодействия человека и природы и генетически, и процессуально.

 

Пантеизм ¾ философское учение, отождествляющее Бога с природой.

Парадигма ¾ совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование.

 

Персонализм ¾ концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценностиличности как таковой.

 

Перцепция ¾ восприятие.

Племя ¾ объединение двух и более родов, насчитывающее от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

 

Плюрализм (лат. pluralis ¾ множественный) ¾ философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. Плюрализм проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т. д.

 

 

Позитивизм (лат. positivus ¾ положительный) ¾ 1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос позитивизма заключается в отказе от философии («метафизики») в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом; 2) философское направление, фундированное означенной установкой.

 

Познавательные традиции ¾ элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению.

 

Познание ¾ духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений.

 

Политеизм ¾ религиозное верование, основанное на поклонении многим богам.

Политика ¾ деятельность государства, осуществляющего управление обществом, и деятельность общественно-политических организаций и учреждений по использованию институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов.

Политическая система ¾ совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе.

 

Понятие ¾ узловая форма мышления, отражающая конкретно-всеобщую природу или «общий тип» определенного рода явлений; синоним понимания сути дела.

Постулат ¾ принцип, положение, который служит основанием для осуществления содержательных рассуждений и выводов.

Право ¾ совокупность всеобщих норм поведения, санкционированных государством и опирающихся на его принудительную силу.

Правовая система ¾ совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей.

Прагматизм (греч. pragma ¾ дело, действие) ¾ философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.

Праксиология (от греч. рraktikos ¾ деятельный) ¾ один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности.

Практическая приложимость теории ¾ один из наиболее значимых для науки критериев, представляющий собой подтверждение теории практикой.

Предметно-практическое знание ¾ знание, связанное с задачей жизнеобеспечения человека, продолжения его рода.

Представления ¾ чувственно-наглядные, обобщенные образы предметов и явлений действительности, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

 

Президентская республика ¾ такая форма правления государством, при которой главой государства и главой правительства является президент.

Прибор ¾ устройство или система устройств, обладающих заданными свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека.

 

Принцип верифицируемости ¾ один из наиболее значимых для науки критериев, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном итоге установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

 

Принципы науки ¾ основополагающее теоретическое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов.

 

Природа ¾ совокупность естественных условий существования человеческого общества. Различают первичную и вторичную природы.

Природа (в философии) ¾ понятие, употребляющееся, когда необходимо выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа и т. п., а также когда требуется установить характер и принципиальные условия появления какого-то явления, события, определив, откуда и как оно произошло.

Причина (лат. causa ¾ причина) ¾ явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление ¾ следствие; взаимодействиемежду объектами, следствием чего является изменение обоих взаимодействующих объектов.

 

Производственная деятельность ¾ совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

 

Производственные отношения ¾ отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и обусловленные определенным уровнем развития производительных сил и формой собственности. В свою очередь производственные отношения обуславливают классовую структуру общества.

 

Пространство ¾ философская категория, представляющая собой порядок существования, характеризуемый протяженностью, однородностью, многомерностью

 

Противоположности ¾ стороны предмета, взаимоисключающие и взаимно предполагающие друг друга. Противоположности ¾ соотносительные понятия. Взятые в разных отношениях, они не составляют единства и могут не противоречить друг другу.

Противоречия ¾ отношения взаимоисключения и взаимопревращения противоположных сторон вещи или явления.

 

Псевдонаука ¾ разновидность знания, которая имеет своим содержанием продукты интеллектуальной деятельности, существующие на грани науки.

 

Развитие ¾ необратимое, определенно направленное изменение, приводящее к появлению нового качества.

Разделение труда ¾ обособление различных видов трудовой деятельности в процессе общественного труда. Различают общее разделение труда по отраслям общественного производства; частное разделение труда внутри отраслей; единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

 

Различие ¾ отношение несовпадения свойств одного и того же предмета при преобладании свойств, сохранившихся от прежнего состояния.

 

Рассудок ¾ тип логического мышления, который оперирует данными опыта в пределах сложившихся знаний в строгом соответствии с установленными правилами.

 

Рационализм ¾ философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

 

 

Рациональное знание ¾ опосредованное, отвлеченное, обобщенное знание, опосредованное чувственным знанием и накопленное практическим опытом.

 

Редукционизм ¾ сведение сложного к более простому.

 

Религиозное познание ¾ познание, основанное на религии как одной из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания.

 

Релятивизм ¾ философская позиция, в соответствии с которой все наши знания, ценности и оценки лишь относительны, условны.

Рефлексия ¾ размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний.

 

Самобытность ¾ своеобразие, уникальность, обусловленная относительной самостоятельностью и обособленностью развития культуры.

 

Саморазвитие ¾ сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

 

Самореализация ¾ цель моральной деятельности каждого индивида, раскрывающего и воплощающего в деятельности свою уникальную и неповторимую сущность.

 

Самосознание ¾ противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания, самоидентификации, самоопределения.

 

 

Санкция ¾ это составная часть нормыправа, которая указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений.

Свобода ¾ определенная сторона взаимоотношений, характеризуемая отсутствием связи между объектами.

 

Свойство ¾ сторона предмета, обусловливающая его отличие или сходство с другими предметами и проявляющееся во взаимодействии с ними.

 

Связь (в философии) ¾ специфическое отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других.

 

Семья ¾ важнейший институт общества, который основывается на браке или кровном родстве.

 

Сенсуализм ¾ философское направление, преувеличивающее роль чувственного познания в ущерб рациональному.

 

Символ ¾ знак, образ, воплощающий какую-либо идею.

 

Синергетика ¾ наука о самоорганизации сложных систем, призванная раскрывать особенности проявления причинно-следственных связей в неравновесных системах.

 

Синкретизм ¾ нерасчлененность, смешение разнородных элементов, обусловленное неразвитым состоянием какого-либо явления.

 

Синтез ¾ метод теоретического познания, который предполагает мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления.

Система ¾ органическое множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях, образующих определенную целостность.

 

Системный подход ¾ такой подход, который позволяет устанавливать закономерности системных отношений (независимо от свойств конкретных систем) и затем применять их к конкретным системам.

 

Скептицизм ¾ философская концепция, подвергающая сомнению достоверность человеческого познания и объявляющая все истины относительными.

 

Случайность ¾ то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обязательно возможно.

Смысл ¾ содержание того или иного выражения (знака, символа, предложения, текста).

Будучи воспринятым, содержание (инвариант) актуализируется в бесконечном многообразии вариантов, обусловленных мыслительным процессом каждого воспринимающего.

 

Собственность ¾ отношения между людьми по поводу владения, присвоения, распоряжения и пользования ресурсами; категория, используемая для обозначения системы экономических и правовых отношений, характеризующих организационные или социальные формы владения, присвоения, пользования и распоряжения имуществом; имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.

 

Содержание ¾ определенным образом упорядоченная совокупность частей, элементов, составляющих его основу и обусловливающих его существование, развитие и смену форм.

Сознание ¾ способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и оперировать этими образами в процессе мышления.

Сомнение ¾ один из важнейших элементов любого мировоззрения, оберегающий его от догматизма.

 

Социальная философия ¾ раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.

 

Социальная экология ¾ недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности.

Социальное пространство ¾ совокупность всех социальных статусов того или иного общества.

Специализированное вненаучное знание ¾ знание, включающее в себя такие разновидности, как псевдонаука, антинаука и девиантная наука.

 

Сравнение ¾ важнейший компонент эмпирических методовпознания, направленный на выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов.

Стандарты ¾ строго определенный образец качества, формы и размера, которому надлежит неукоснительно следовать в выполняемой работе.

Структура ¾ строение и внутренняя организация системы, единство устойчивых взаимосвязей между элементами.

Субстанция ¾ первооснова, сущность всех вещей и явлений.

 

Субъект культуры ¾ индивид (личность), социальная группа или общество в целом.

 

Субъективный идеализм ¾ разновидность идеализма, когда мир рассматривается только через призму индивидуального (субъективного) сознания.

 

Суверенитет ¾ полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане.

 

Суждение ¾ форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами или факт их существования.

Сущность ¾ внутреннее содержание предмета, представляющее собой устойчивое единство всех многообразных и противоречивых форм его бытия; совокупность глубинныхсвязей, отношений, свойств и внутренних законов, обусловливающих основные черты и тенденции развития любой системы.

 

Схоластика (греч. schola ¾ ученая беседа, школа и лат. scholastica ¾ ученый) ¾ интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения.

Сциентизм ¾ абсолютизация роли науки в системе культуры, в жизни общества.

 

Табу ¾ религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. В современном словоупотреблении ¾ заповедные, запрещенные предметы, мнения.

 

Творчество ¾ высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархиибытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур.

 

Теология ¾ система религиозных вероучений.

 

Теория ¾ логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

Теоцентризм ¾ философская позиция, ставящая в центр всего миропонимания Бога.

Техногенный ¾ связанный с техникой, обусловленный ее влиянием.

 

Технократический ¾ придающий технике первостепенное значение.

 

Технооптимизм ¾ мировоззренческая позиция, преувеличивающая роль научно-технического прогресса в решении различных проблем.

Технопессимизм ¾ мировоззренческая позиция, в соответствии с которой научно-технический прогресс объявляется источником и причиной деградации общества и природы.

Технотронное общество ¾ общество, вступившее в этап компьютерной революции.

Тоталитаризм ¾ политический режим, характеризующийся крайне широким контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме все население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными.

 

Тотемизм ¾ одна из форм первобытной религии, основой которой является вера в общее происхождение какой-либо группы людей с тем или иным животным, растением, предметом, объявляемым тотемом, т. е. предком, которому следует поклоняться.

 

Трансцендентальный ¾ предельно общий.

 

Умозаключение ¾ логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.

Умозаключение по аналогии ¾ метод теоретического познания, который основывается на сходстве предметов.

Условия связи ¾ среда, в которой предмет находится и которая может быть благоприятной либо неблагоприятной для установления связи.

 

Установка ¾ готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и совершению определенных действий по отношению к ним.

 

Фатализм ¾ мировоззрение, утверждающее, чтовсе события (даже незначительные) необходимы, неизбежны, являются неотъемлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следственных связей.

Феноменология ¾ философское учение о феноменах как идеальных сущностях, обладающих непосредственной достоверностью.

Фетишизм ¾ одна из форм первобытной религии, которая наделяет тот или иной предмет чудесными свойствами, способностями влиять на жизнь людей. Такой предмет обожествляется и становится объектом почитания и поклонения.

Философия (от греч. phileo ¾ люблю и sofia ¾ мудрость) ¾ форма общественного сознания, духовная деятельность, в которой отражаются общие принципы бытия и познания людей, их отношение к миру, вскрываются и формулируются наиболее общие законы природы, общества и мышления.

 

Философская антропология (от греч. sophia ¾ мудрость, anthropos ¾ человек и logos ¾ учение) ¾ философское учение, отражающее философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования человека как носителя особого рода реальности.

Философские категории ¾ наиболее общие, предельные понятия, в которых отражаются самые существенные связи, свойства и законы, касающиеся природы, общества, мышления.

Философское познание ¾ познание, направленное на духовную ориентацию человека в мире.

Флуктуация ¾ колебание, случайные отклонения от расчетных параметров.

Форма ¾ внутренняя связь, характеризующая строение, структуру предмета, способ организации, взаимодействия элементов содержания между собой и внешними условиями.

Футурология ¾ наука о будущем.

 

Художественное познание ¾ особая форма рефлексии,которая получает специфическую реализацию на всех этапах бытияискусства,начиная от замысла произведения и кончая его восприятием публикой.

 

Целесообразность ¾ соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

 

Целое ¾ единство частей, существующее благодаря их взаимосвязи, устойчивый характер которой выражается в структуре данного целого.

 

Целостность ¾ такая связь частей, которая обеспечивает единство частей целого, благодаря чему оно получает свойство системности, организованности.

 

Цель ¾ идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Ценность ¾ то, что обладает положительной значимостью для человека.

Цивилизация (от лат civilis ¾ гражданский, государственный) ¾ 1) историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности; 2) характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство («мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни» и т. п.); 3) синоним термина «материальная культура»: то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь, обслуживание и т. п.); 4) характеристика единства исторического процесса.

 

Частнонаучные категории ¾ понятия, использующиеся в отдельных областях научного знания и выступающие как результат обобщения знаний о локальной и специфичной областях познания.

Часть и целое ¾ философские категории, выражающие сложное строение любой вещи, которая состоит из более простых вещей, связанных между собой.

Эволюция ¾ развитие явления или процесса в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности в ходе качественно-количественных изменений.

 

Эгалитаризм ¾ идейнополитическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения.

Экологический кризис ¾ обострение экологической проблемы, когда ее последствия принимают необратимый характер

Экология ¾ наука о взаимоотношении живых существ с окружающей их средой.

Эксперимент ¾ такой прием научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях.

Эмпиризм ¾ философское учение, признающее чувственное восприятие и опыт основным источником познания.

 

Эпистемология ¾ философское учение о познании.

Эстетика ¾ наука о прекрасном, о сущности и формах творчества по законам красоты.

 

Этика ¾ учение о нравственности, морали.

Этимология ¾ происхождение того или иного слова или выражения.

Этногенез ¾ происхождение народностей или наций.

Явление ¾ событие, совокупность процессов в природе и обществе.

Ядро культуры ¾ система принципов, гарантирующих ее относительную стабильность и воспроизводимость. Оно формируется веками и обеспечивает адаптационные механизмы к изменяющимся условиям бытияобщества.

Язык ¾ универсальное средство коммуникации, взаимодействия и общения людей.