Беседа — метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Метод беседы применяется:
а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней об становки, его родителей, товарищей, интересов и т. д.;
б) при применении других методов исследования для получения допол нительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо иссле дование.
Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизиро-ванная (вопросы ставятся в свободной форме).
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее
проведения.
Успешность беседы зависит: от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета условий, места проведения и т. д.) и от искренности ответов (наличие доверительности, такта исследователя, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т. д.).
МЕТОД БЕСЕДЫ |
|||
Требования |
Основные приемы установления контакта: |
||
Сформулировать цель беседы. |
♦ деловые, естественные взаимоотноше- |
||
Составить план (целевые |
вопросы). |
ния; |
|
Подготовить «поддерживающие» вопросы. |
♦ учет интересов и потребностей собе- |
||
Определить способы регистрации (магни- |
седника; |
||
тофон, бланки записи, |
кодировка отве- |
♦ учет событий (объектов), имеющих эмо- |
|
тов, условные обозначения) |
циональный характер |
||
При формулировке и постановке вопросов |
|||
♦ Создать благоприят- |
Предпочитать |
Избегать |
|
ную обстановку (место, время и т.д.). |
вопросы |
||
, |
|||
♦ Обеспечить наличие |
♦в косвенной фор- |
♦ вопросов «в лоб»; |
|
контакта, атмосферу до- |
ме; |
♦малораспространенных слов; слов с |
|
верия. |
♦в определитель- |
двойным значением; |
|
♦ Уметь владеть собой |
ной форме; |
♦ формулировок, на которые могут |
|
(педагогический такт) |
♦ краткие, макси- |
дать шаблонные ответы; |
|
♦Следить за поведением |
мально понятные |
♦формулировок, внушающих опреде- |
|
собеседника, его мими- |
собеседнику; |
ленные ответы |
|
кой, эмоциональными. |
♦достигающие оп- |
слов, вызывающих определенное от- |
|
реакциями и особенно- |
ределенной цели |
рицательное (положительное) отноше- |
|
стями речи. |
ние; |
||
♦Фиксировать результа- |
неэтичного затрагивания интимных |
||
ты беседы |
сторон личности собеседника |
||
Основные приемы ведения беседы |
|||
1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью. |
|||
2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами. |
|||
3. Искренность ответов проверять соответствующими воп- |
|||
росами. |
|||
4. Поощрять собеседника. Слушать дружелюбно. |
|||
5. Соблюдать требования воспитательного процесса |
ВОПРОСЫ БЕСЕДЫ |
|
Прямые |
Косвенные |
Вопросы с однозначно |
Истинные цели для собеседника замаскированы: |
понимаемым смыслом: |
Всегда ли тебе хочется быть в группе? |
нравится ли тебе твоя |
или: |
группа? |
Предположим, что ты не успел закончить рисунок в отве- |
денное время, будешь ли ты его дорисовывать позже? |
|
Нравится ли вашим ребятам ваша группа? |
|
При ответе на такие безличные вопросы собеседник |
|
выражает свою точку зрения. |
|
Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника, и его ответ не искренен |
Проективный вопрос. В нем речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом его воображаемом человеке: — Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали? |
рос иногда смущает сособеседника и его |
В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностьюличностью. |
личностью. |
|
собеседника |
При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе и таким образом выразит свое собственное отношение |
минаемого в вопросе и таким образом выразит своё собственнон |
|
собственное мнение |
ВОПРОСЫ ВНУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ |
Очень внушающие: «Не согласен ли ты с тем, что…»; «не считаешь ли ты… Не кажется ли тебе…» |
Внушающие: «Поделки ты делаешь?» (Здесь совсем не известно, делает ли вообще ребенок поделки) |
Менее внушающие («или — или»): «Любишь ли ты делать поделки или рисовать?» |
Наиболее благоприятная форма вопроса: определительные вопросы типа «Чем ты любишь заниматься дома?» |
Любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, потому небходимо максимально оградить собеседника от внушения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ
ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ |
|
Определите цель беседы. Иначе беседа — бесплодный разговор |
Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику |
Определите целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать |
1. Распределите вопросы в порядке их значимости. 2. Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям. 3. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуа ции |
Определите вопросы,поддерживающие беседу |
Исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его) |
ВСТУПЛЕНИЕ В КОНТАКТ С СОБЕСЕДНИКОМ |
|
Вопросы общения |
Методические рекомендации |
Вопросы, поддер- |
Ставить вопросы, интересующие собеседника, и заинтересо- |
живающие беседу |
вать его |
Вопросы эмоцио- |
Победа на конкурсе, в спорте, случаи из жизни и др. |
нального характера |
|
Не начинать с |
1. Вникните в то, что его интересует. |
вопросов, вызываю- |
2. Взгляните на мир его глазами, почувствуйте его чувствами. |
щих у собеседника |
3. Если увидите пассивность собеседника: |
негативные |
вы начали с неудачного вопроса, |
переживания |
спросили его невпопад, |
у него нет настроения, |
|
взяли не тот тон, |
|
угодили в больное место… |
|
4. Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внима- |
|
тельными |
СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ |
|
Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу |
|
При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами; довериться |
|
Контакту способствует собственное «раскрытие». Доверительный рассказ о себе |
|
ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ |
Благоприятствующая: совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната. |
Неблагоприятствующая: присутствие, вмешательство других людей; незащищенность: беспокойство, тревога… i . ^ , 1 |
ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ |
j Не обнаруживайте признаков властности |
Не делайте упреков, реплик и т.д. |
Поддерживайте обстановку взаимного доверия |
ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ |
за особенностями речевого поведения собеседника: точностью формулируемых мыслей; оговорками, недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами; |
за эмоциональными реакциями (тембром голоса, интонацией; мимикой, жестами и др.); |
за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение |
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ БЕСЕДУ |
|
Как лучше ставить вопросы |
1. Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). 2. Вопросы не должны быть внушающими и носить форму |
утверждения. 3. Вопросы лучше ставить в определительной форме, краткие, понятные собеседнику. |
|
Слушать внимательно и доверительно |
1. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклонясь к собеседнику. 2. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать дове- |
рительно все. |
|
Дать возможность собеседнику высказаться |
1. Не торопить его! 2. Помогите освободиться от возможных страхов. 3. Одобряйте точность высказанных мыслей. 4. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью по мочь высказаться, освободиться от возможных страхов, одоб рения точности высказанных мыслей. |
Не прерывайте |
|
высказывания собеседника |
|
4. если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу. |
Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение опреленной цели.
ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
План беседы |
Что выявляется в беседе? |
Хотел бы ты принять участие в по- становке сказки «Теремок»? |
Общее положительное или отрицательное отношение к постановке сказки |
Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) участвовать в постановке сказки? |
Осознаваемые мотивы, желание или нежелание участвовать в постановке сказки |
Ты уже участвовал в таких постановках? |
Наличие олыта ребенка |
Какую роль ты бы хотел сыграть? |
Привлекательность отдельных ролей |
Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы занялся? |
Наличие интересов* ситуации свободного выбора |
Если бы тебе не дали желаемую роль, взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся? |
Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Элементы театрализованной деятельности, привлекательные для ребенка |
Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли? |
Наличие интересов в условиях проективного вопроса. В предыдущие два вопроса введены элементы проективной методики исследования |
При анализе беседы обратите внимание на следующее:
Получилась ли беседа, если нет, то почему?
Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменение голоса, рисунки и пр.?
Каковы особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интона ция речи, оговорки?
На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
Какие вопросы достигли цели и почему?
Каковы характер окончания беседы, ее воспитательный эффект?
Какие задачи решены в результате беседы?
Целенаправленный опрос называют «интервью». Своеобразная «псевдобеседа», при которой исследователь все время должен помнить, что он — исследователь, не упускать план и вести разговор в нужном ему русле.
Обычно интервью используется в социальной психологии. Решающее значение имеет доверительный контакт между исследователем и опрашиваемым. У интервьюера должна быть нейтральная позиция. Не следует демонстрировать своего отношения ни к содержанию вопроса и отвента, ни к собеседнику. I
Клиническая беседа необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т. д.
Клиническая беседа может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга.
В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты.