Беседа-схема

Беседа — метод сбора фактов о психических явлениях в процессе лич­ного общения по специально составленной программе. Метод беседы применяется:

а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней об­ становки, его родителей, товарищей, интересов и т. д.;

б) при применении других методов исследования для получения допол­ нительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо иссле­ дование.

Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизиро-ванная (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее

проведения.

Успешность беседы зависит: от степени ее подготовленности (нали­чие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особеннос­тей учащихся, учета условий, места проведения и т. д.) и от искренности ответов (наличие доверительности, такта исследователя, со­блюдения требований воспитательного процесса, правильности постанов­ки вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т. д.).

МЕТОД БЕСЕДЫ

Требования

Основные приемы установления контакта:

Сформулировать цель беседы.

♦ деловые, естественные взаимоотноше-

Составить план (целевые

вопросы).

ния;

Подготовить «поддерживающие» вопросы.

♦ учет интересов и потребностей собе-

Определить способы регистрации (магни-

седника;

тофон, бланки записи,

кодировка отве-

♦ учет событий (объектов), имеющих эмо-

тов, условные обозначения)

циональный характер

При формулировке и постановке вопросов

♦ Создать благоприят-

Предпочитать

Избегать

ную обстановку (место, время и т.д.).

вопросы

,

♦ Обеспечить наличие

♦в косвенной фор-

♦ вопросов «в лоб»;

контакта, атмосферу до-

ме;

♦малораспространенных слов; слов с

верия.

♦в определитель-

двойным значением;

♦ Уметь владеть собой

ной форме;

♦ формулировок, на которые могут

(педагогический такт)

♦ краткие, макси-

дать шаблонные ответы;

♦Следить за поведением

мально понятные

♦формулировок, внушающих опреде-

собеседника, его мими-

собеседнику;

ленные ответы

кой, эмоциональными.

♦достигающие оп-

слов, вызывающих определенное от-

реакциями и особенно-

ределенной цели

рицательное (положительное) отноше-

стями речи.

ние;

♦Фиксировать результа-

неэтичного затрагивания интимных

ты беседы

сторон личности собеседника

Основные приемы ведения беседы

1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.

2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами.

3. Искренность ответов проверять соответствующими воп-

росами.

4. Поощрять собеседника. Слушать дружелюбно.

5. Соблюдать требования воспитательного процесса

ВОПРОСЫ БЕСЕДЫ

Прямые

Косвенные

Вопросы с однозначно

Истинные цели для собеседника замаскированы:

понимаемым смыслом:

Всегда ли тебе хочется быть в группе?

нравится ли тебе твоя

или:

группа?

Предположим, что ты не успел закончить рисунок в отве-

денное время, будешь ли ты его дорисовывать позже?

Нравится ли вашим ребятам ваша группа?

При ответе на такие безличные вопросы собеседник

выражает свою точку зрения.

Прямой «личный» воп­рос иногда смущает со­беседника, и его ответ не искренен

Проективный вопрос. В нем речь идет не о самом собе­седнике, а о каком-то другом его воображаемом человеке: — Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?

рос иногда смущает сособеседника и его

В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной

личностьюличностью.

личностью.

собеседника

При ответе собеседник поставит себя на место лица, упо­минаемого в вопросе и таким образом выразит свое соб­ственное отношение

минаемого в вопросе и таким образом выразит своё собственнон

собственное мнение

ВОПРОСЫ ВНУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ

Очень внушающие: «Не согласен ли ты с тем, что…»;

«не считаешь ли ты… Не кажется ли тебе…»

Внушающие: «Поделки ты делаешь?» (Здесь совсем не известно, делает ли вообще ребенок поделки)

Менее внушающие («или — или»): «Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»

Наиболее благоприятная форма вопроса: определительные вопросы типа «Чем

ты любишь заниматься дома?»

Любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, по­тому небходимо максимально оградить собеседника от внушения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ

ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ

Определите цель беседы. Иначе беседа — бесплод­ный разговор

Истинные цели беседы не должны быть известны собе­седнику

Определите целевые воп­росы, которые экспери­ментатор будет задавать

1. Распределите вопросы в порядке их значимости.

2. Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям.

3. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуа­ ции

Определите вопросы,под­держивающие беседу

Исходя из потребностей, интересов собеседника (имен­но его)

ВСТУПЛЕНИЕ В КОНТАКТ С СОБЕСЕДНИКОМ

Вопросы общения

Методические рекомендации

Вопросы, поддер-

Ставить вопросы, интересующие собеседника, и заинтересо-

живающие беседу

вать его

Вопросы эмоцио-

Победа на конкурсе, в спорте, случаи из жизни и др.

нального характера

Не начинать с

1. Вникните в то, что его интересует.

вопросов, вызываю-

2. Взгляните на мир его глазами, почувствуйте его чувствами.

щих у собеседника

3. Если увидите пассивность собеседника:

негативные

вы начали с неудачного вопроса,

переживания

спросили его невпопад,

у него нет настроения,

взяли не тот тон,

угодили в больное место…

4. Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внима-

тельными

СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ

Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу

При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами; довериться

Контакту способствует собственное «раскрытие». Доверительный рассказ о себе

ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ

Благоприятствующая:

совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолиро­ванная комната.

Неблагоприятствующая:

присутствие, вмешательство других людей; незащищенность: беспокой­ство, тревога…

i . ^ , 1

ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ

j

Не обнаруживайте признаков властности

Не делайте упреков, реплик и т.д.

Поддерживайте обстановку взаимного доверия

ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ

за особенностями речевого поведения собеседника: точностью формулируемых мыслей; оговорками, недомолвками; желани­ем уйти от ответа; паузами;

за эмоциональными реакциями

(тембром голоса, интонацией; мимикой, жестами и др.);

за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение

КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ БЕСЕДУ

Как лучше ставить вопросы

1. Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме).

2. Вопросы не должны быть внушающими и носить форму

утверждения.

3. Вопросы лучше ставить в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

Слушать внима­тельно и довери­тельно

1. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклонясь к собеседнику.

2. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать дове-

рительно все.

Дать возможность

собеседнику

высказаться

1. Не торопить его!

2. Помогите освободиться от возможных страхов.

3. Одобряйте точность высказанных мыслей.

4. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью по­ мочь высказаться, освободиться от возможных страхов, одоб­ рения точности высказанных мыслей.

Не прерывайте

  1. В случаях волнения; импульсивности; несущественности высказываний; незначительности деталей; отсутствия полезной информации и т.д.

высказывания

собеседника

  1. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах
  2. Помните, что при прерывании беседы утрачивается контакт и важная информация может быть утеряна.

4. если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу.

Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение опреленной цели.

ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План беседы

Что выявляется в беседе?

Хотел бы ты принять участие в по- становке сказки «Теремок»?

Общее положительное или отрицательное отношение к постановке сказки

Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) участвовать в постановке сказки?

Осознаваемые мотивы, желание или неже­лание участвовать в постановке сказки

Ты уже участвовал в таких по­становках?

Наличие олыта ребенка

Какую роль ты бы хотел сыг­рать?

Привлекательность отдельных ролей

Если бы не участвовал в поста­новке этой сказки, то чем бы занялся?

Наличие интересов* ситуации свободного выбора

Если бы тебе не дали желаемую роль, взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся?

Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Элементы театрализованной деятельности, привлекательные для ребенка

Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли?

Наличие интересов в условиях проективного воп­роса. В предыдущие два вопроса введены эле­менты проективной методики исследования

При анализе беседы обратите внимание на следующее:

Получилась ли беседа, если нет, то почему?

Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменение голоса, рисунки и пр.?

Каковы особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интона­ ция речи, оговорки?

На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

Какие вопросы достигли цели и почему?

Каковы характер окончания беседы, ее воспитательный эффект?

Какие задачи решены в результате беседы?

Целенаправленный опрос называют «интервью». Своеобразная «псев­добеседа», при которой исследователь все время должен помнить, что он — исследователь, не упускать план и вести разговор в нужном ему русле.

Обычно интервью используется в социальной психологии. Решающее значение имеет доверительный контакт между исследователем и опрашиваемым. У интервьюера должна быть нейтральная позиция. Не следует демонстрировать своего отношения ни к содержанию вопроса и отвента, ни к собеседнику. I

Клиническая беседа необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т. д.

Клиническая беседа может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты.