Консультативная беседа ее этапы

КБ – это профессионально организованная беседа, содержанием которой являются психологические проблемы, к решению которых стремиться клиент.

Это общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений, оказывается психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

КБ может быть:

— начальной

— процессуальной

— завершающей

— поддерживающей

Основные отличия КБ от бытовой:

  • Консультант играет роль ведущего, а клиент – ведомого
  • Консультант использует большой объем теоретических знаний
  • В ходе беседы он использует профессиональные приемы
  • Он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение
  • Он не дает советов, но помогает клиенту понять самого себя и изменить самого себя

Этапы консультативной работы

  1. Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений. Психолог должен показать клиенту свою квалификацию и серьезное отношение к выполнению своих задач. Клиент должен быть уверен, что имеет дело с профессионалом и его проблемы могут быть решены. Многие клиенты проверяют психолога, их интересует методика работы, необходимое время для получения результата, действительно ли проблема разрешима. Важно обеспечить безопасность клиенту. Большинство клиентов хотели бы удостовериться в конфиденциальности бесед. Клиент нуждается в возможности:

— не ощущать напряжения

— не ожидать осуждения или пренебрежения

— чувствовать, что может довериться психологу

— раскрыться и быть принятым таким, какой он есть

Конструктивные рабочие отношения предполагают, что клиент и психолог вместе работают над общей задачей. (Рабочий альянс — здесь нас трое, мы с вами и ваша проблема) Беда в том, что многие клиенты приходят к психологу с изначально неверной установкой. Одни – занимают детскую позицию, и по умолчанию предполагают, что психолог несет всю ответственность за решение проблемы и должен очень хотеть им помочь, обязан их уговаривать. Другие – стремятся опровергнуть психолога и лишний раз убедиться в неразрешимости своих трудностей. И те и другие снимают с себя ответственность, они не понимают, что только они являются хозяевами собственной психики. Психолог не может ничего сделать с проблемой клиента помимо его воли. Он оказывает клиенту квалифицированную помощь, помогает что-то осознать, объясняет, подсказывает, обучает и ведет к необходимым изменениям.

9 стр., 4109 слов

Консультация взрослых по проблемам детско-родительских отношений

... коррекции на осоз­наваемом уровне. В случае неосознавания проблем клиентом задача психолога-консультанта в процессе работы максимально расширить зону осознавания, а в случае желания, ... коллективом [6]. 2. Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства ...

  1. Описание клиентом своей проблемы.Клиент рассказывает о своих затруднениях, симптомах и предположениях о том, каковы причины, породившие проблему. На этом этапе психолог может задавать наводящие вопросы, либо просто слушать , не вмешиваясь в процесс «исповеди». Важно внимательно слушать и вылавливать из его речи основные пункты, опираясь на которые можно создать ясную гипотезу. На этой стадии особенно важны внимательность, подстройка к клиенту и способность к эмпатии. Следует проявлять естественный резонанс его переживаниям (т.е. слушая трагическую историю уместно сказать «Это действительно ужасно»).

    Необходимо отделять сомнительные суждения клиента от тех фактов, которые вызывают доверие. Следует понимать, что ряд фактов, преподносимых клиентом, на самом деле является продуктом его собственной фантазии или результатом неверной интерпретации. Тем не менее эта субъективная картина и определяет проблематику клиента. Явные искажения или недомолвки обычно скрывают самые важные аспекты проблемы. Терапевт должен отмечать преувеличения, проекции, «слепоту», избыточное теоретизирование и другие признаки защитных механизмов. Важно наблюдать и за невербальными реакциями клиента, которые могут не совпадать с его же словами.

  2. Проблемный анализ. Предполагает более активное вмешательство в работу со стороны клиента. Терапевт использует факты, сообщенные ему клиентом, для построения некой логической системы, он задает дополнительные вопросы, позволяющие уточнять информацию и дополнять ее, чтобы достроить свою гипотезу (о логической системе) до конца. Вопросы, которые задает терапевт касаются того, как проблема:

— проявляется здесь и теперь,

— как это связано с жизненной ситуацией клиента,

— когда впервые возникла эта проблема,

— какие события этому предшествовали,

— зачем эта проблема может быть нужна клиенту,

— какую функцию она выполняет в его жизни – этот вопрос очень важен, т.к. любая проблема имеет адаптивный характер. Проблема, с одной стороны, неудобна и создает много трудностей и неприятных переживаний, но, с другой стороны она дает возможность приспособления к каким-то жизненным обстоятельствам. Поэтому клиент сопротивляется попыткам психолога освободить его от проблемы, хотя на словах очень хочет избавиться от страданий. Психолог должен продумать стратегию работы, позволяющую помочь клиенту найти более позитивную адаптацию.

4. Идентификация проблемы. Выражение целей и плана работы.Проблемный анализ заканчивается, когда гипотеза терапевта становиться достаточно ясной и убедительной, когда ее можно просто сформулировать и доходчиво объяснить клиенту. Это называетсяидентификацией проблемы. Затем эта психологическая концепция излагается клиенту, он подтверждает или опровергает точку зрения терапевта. Если клиент не согласен, это не значит, что терапевт не прав, между ними может произойти дискуссия, в процессе которой они должны прийти к соглашению. В ряде случаев, когда терапевт понял по различным признакам, что клиент не готов услышать новую точку зрения, что это может настроить клиента против терапевта и терапии, он не объясняет свои соображения. После достижения согласия терапевт договаривается с клиентом о тех целях, которые они должны совместно достичь в работе и обсуждает основные способы их достижения и временные рамки. На данном этапе не уместно полное обсуждение всех деталей работы, т.к. может разочаровать клиента, лишить его искренних и спонтанных проявлений, создать иллюзию, что если он все этапы понимает, то работа как бы уже сделана. На этом этапе необходимо заключитьконтракт.

8 стр., 3798 слов

В области социальной работы Подготовительный этап – выбор проблемы

... в большей степени необходима профессиональная помощь специалистов социальной работы. Уточнив характер проблемы и доказав ее актуальность, исследователь определяет целевую группу, ... подтверждающего необходимость исследования выбранной проблемы. Эта часть работы называется «Актуальность проблемы исследования» и является первой частью исследовательской работы, помещается во введении, начиная ...

5. Рабочая стадия. Гипотеза по ходу работы может уточняться или видоизменяться, а контракт перезаключаться. Это самая сложная и неформализуемая стадия работы. Стиль работы будет зависеть от основных теоретических предпочтений психолога:

— психоаналитик, его работа соответственно будет носить психоаналитический характер, он будет фиксироваться на детских переживаниях клиента, выявлять сопротивления и переносы и добиваться осознания;

— гуманистический психотерапевт, будет применять методы роджерианской беседы для самопринятия и самоисцеления клиента;

— гештальтист, будет стремиться находить незавершенные гештальты из прошлого и завершать их здесь и тепреь;

— бихевиорист, будет развивать в клиенте полезные навыки, заменяющие патогенные;

— когнитивный терапевт, будет выявлять автоматические мысли, определяющие ошибочное эмоциональное реагирование.

Каждый терапевт имеет свой излюбленный стиль работы и соответствующие теоретические убеждения. Подлинная системность работы психолога определяется, точной психологической диагностикой и уверенным владением тем или иным целостным методом коррекции. Задачи, которые решает терапевт: 1. Ведет процесс самопознания клиента, 2. Помогает ему в работе по самоизменению. Чаще всего необходимо осознание со стороны клиента того, что он хочет изменить в себе, и его согласие на эти изменения, но в ряде случаев возможно и незаметное для клиента воздействие, например как в эриксоновском гипнозе. Главное, что эти изменения преследуют цель избавить клиента от психологических трудностей и страданий и расширить его сферу жизнедеятельности, вернуть ему психологическое здоровье. Результаты должны соответствовать принципам психологической экологии, т.е. не должны создавать других проблем и страданий.

  1. Заключительная стадия. Если результаты терапии удовлетворяют клиента и терапевта, то остается подвести итоги и выразить друг другу удовлетворение от успешной работы. Можно дать клиенту какие-то советы на будущее, поговорит на общие темы психологии или философии жизни. Но могут быть и другие причины окончания работы:

— клиент хочет досрочно оставить терапию, следует обсудить причины этого и показать, что терапия необходима, несмотря на затрагивание неприятных для клиента тем;

10 стр., 4522 слов

Психосоциальная терапия в практике социальной работы

... выявляя их приоритетность у больного, психотерапевт предлагает специфический информационный набор лечебного характера «ключей», «якоря». Техники НЛП изменяют переживания в направлении изменения значения ... форма активной групповой психологической работы. Его виды. 2.1 Особенности применения методов терапии в социальной сфере. 2.2 Взаимоотношение психотерапевта с клиентом. 2.3 «Аутогенная тренировка - ...

— клиент убегает с терапии, не объясняя причин, поскольку понимают, что необходимо измениться, а они не хотят, либо чувствуют, что страдает их представление о самих себе, они вынуждены узнавать о себе нечто неприятное, и т.п.

— результат не достигнут, либо следует перенаправить клиента к другим специалистам, либо четко обозначить истинные, с точки зрения терапевта, причины неудачи, например, нежелание клиента выполнять рекомендации психолога и т.п.

— психолог прекращает терапию по своему усмотрению, если случай явно подходит для работы психиатра, если клиент стремиться манипулировать самим психологом, чем решать заявленную проблему, если терапевт понимает, что проблема не его профиля.

Во всех случаях занятия желательно заканчивать доброжелательно, и честно объявлять о истинных причинах завершения работы.

Сбор информации в процессе консультирования

Четыре уровня сбора информации:

  1. Предварительная информация– ФИО (фамилия – не обязательно), Адрес (не обязательно), телефон, возраст, профессия и образование, семейное положение, кем направлен, имеет ли опыт работы с психологм или психиатром, предварительная тема запроса;
  2. Тестирование и анкетирование. Это могут быть тесты разработанные для исследования личности: — тест для определения акцентуации характера, тест Люшера, тест тематической апперцепции, проективный рисунок и т.д. Информация получаема таким образом не всегда сообщает психологу нечто важное, чего он не мог бы узнать с помощью клинической беседы. Поэтому большинство психологов в нашей стране не проводят предварительное тестирование или используют очень короткие тесты;
  3. Специализированный опрос. Происходит на начальной стадии психологической беседы. Его цель – получить наиболее важную информацию, которая может оказаться необходимой для создания терапевтической гипотезы. Вопросы мотивируются типом проблемы, но всегда шире по охвату, чем это может казаться необходимым. Наиболее важные темы для опроса:

— отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками в детстве;

— особенности родительской семьи и принципов воспитания(авторитарность, избалованность, игнорирование, родительские директивы);

— те или иные события, оставившие сильный эмоциональный след в душе ребенка или взрослого, т.е психологические травмы (угроза жизни в результате аварии, катастрофы, нападения или болезни; развод родителей; физические недостатки; изоляция от родителей или сверстников; насилие физическое или сексуальное; смерть значимых родственников; травмы при рождении; унижения, переживания какой-то своей неполноценности; несчастная любовь и т.п.)

8 стр., 3817 слов

Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка

... апробация психокоррекционной программы для коррекции влияния акцентуации характера на формирование личности подростков.Для реализации поставленной цели следует решить следующие ... Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка». Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка.Объект исследования: характерологические ...

— цели жизни, желаемое будущее, амбиции;

— сексуальная и семейная жизнь;

— религиозные убеждения, философия жизни.

Нет смысла опрашивать по всем пунктам очень подробно. Можно задавать открытые вопросы: «Расскажите мне о вашем детстве..», «Как вы себя оцениваете…?», «О какой жизни вы мечтаете..?» и т.д. Опытный психолог по многим признакам уже понимает, о чем следует спрашивать в первую очередь.

  1. Поиск глубинной информации. Такой информации, которая могла бы объяснить происхождение тех или иных проблем клиента, но которая не осознается или скрывается последним. Терапевт может использовать различные методы, например в психоанализе – метод свободных ассоциаций, в эмоционально-образной терапии – диалог с частью личности и т.п. В результате такой работы осуществляется точная психологическая диагностика причин, породивших проблему клиента, что создает условия для быстрой и эффективной коррекции этих проблем.

Сбор невербальной информации о клиенте

Огромный массив информации терапевт получает не из вопросов и ответов, а из наблюдения за различными невербальными проявлениями. Сбор невербальной информации происходит не только в начале беседы, но и в процессе всей терапевтической беседы.

  1. Оценка телосложения и телесной брони. Современная наука не подтверждает теорию соответствия телосложения и характера, но все-таки в ряде случаев классификации Кречмера и Шелдона оказываются досточно точными и мы можем их учитывать. (Широко распространена теорияхарактера, предложенная немецким психологомЭрнстом Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:Астеник— худой человек среднего или высокого (за счет длинных ног) роста с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Соответствующий тип характера —шизотим.Пикник.Пикники– люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот. Соответствующий тип характера —циклотим.Атлетик.Атлетик— средний или высокий рост, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот. Соответствующий тип характера —иксотим, «вязкий характер». В телосложении У.Г.Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компонентытемперамента- висцеро — сомато — и церебротония.Эндоморф(пищеварительный тип,висцеротоники) — слабое телосложение с избытком жировой ткани. Характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Психологические черты — любовь к комфорту, пристрастие к еде, любовь к дружеским пирушкам, приветливость к людям, ориентация на общественное мнение, терпимость, хороший сон. АналогПикникапоКречмеру.Мезоморф(мышечный тип,соматотоники) – с широкими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Это люди склонные к физической деятельности, энергичные, склонные к риску, отличающиеся смелостью, шумным поведением и пониженнойсенситивностью. АналогАтлетикапо Кречмеру.Эктоморф(мозговой тип,церебротоники) – с вытянутым лицом, с высоким лбом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой и животом, отсутствием подкожного жира. Для таких лиц характерна склонность к уединению, к рассуждениям, социофобия, тихий голос и нестандартное поведение. Многие из этих черт отражают сверхчувствительный характер данного темперамента (физиологическую сверхреактивность, сверхвнимательность, тревожность, сопротивление привычкам и непредсказуемость установки), в то время как другие связаны с торможением и стремлением отгородиться от людей такими способами, как сдержанность в движениях, скрытность, социофобия, подавление способности к общению. АналогАстеникапо Кречмеру. Церебротония достигает своего максимального выражения вшизоидномтипе характера, соматотония находит свой максимум впсихопатическом, а висцеротония максимально связана с маниакально-депрессивным типом.)

6 стр., 2541 слов

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений и расстройств ...

... фототерапией; Самооценка и особенности Я- концепции клиента Депрессивный характер – ряд личностных черт, приводящих к частным ... терапии; невербальное выражение агрессии, страха и других негативных эмоций через арт-методы (выплеск, проживание, отреагирование); Арт – материалы и методы ... в большом количестве, может говорить о тревожности личности; Об агрессии могут говорить нарушения интеграции элементов; ...

Подобная информация полезна и самому психологу: если тип личности ярко проявлен, это может иметь существенное значение в проведении терапии.

Темпераменты также порой ярко отражаются в телосложении. Худощавый напряженный человек скорее всего меланхолик: он тревожен, мнителен и пессимистичен, но обладает повышенной чувствительностью. У него, вероятно, заниженная самооценка, он закрыт от других людей в смысле глубинных переживаний, боится довериться, пасует в случае конфликта, очень переживает неудачи. (Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» четырёх элементов, Меланхолик — элемент Земля, преобладание «черной желчи», Павлов И.П. называл такой тип Слабый).

Худой, высокий и сильный – скорее всего, холерик. Он резок, подвижен, раздражителен и агрессивен. Увлекается работой: работает до изнеможения, потом упадок сил. (по Гиппократу – элемент огонь, преобладание «желтой желчи», По Павлову – сильный неуравновешенный тип).

Флегматик скорее будет полным, медлительным человеком с невыразительной мимикой. Он любит стабильность, плохо привыкает к переменам, верен друзьям миролюбив, сдержан, спокоен. (по Гиппократу – элемент вода, преобладание «лимфы», По Павлову – сильный уравновешенный тип, инертный).

Сангвиник тоже обычно плотного телосложения, но подвижен, энергичен, его выдают большие сияющие глаза. Он легко приспосабливается к новым условиям и переносит трудности. Он открытый и живой, беззаботный и инициативный. (по Гиппократу – элемент воздух, преобладание «крови», По Павлову – сильный уравновешенный, подвижный тип нервной системы).

Для того чтобы адекватно судить о характере человека по каким-то мелким вербальным и невербальным признакам, психологу полезно знать психоаналитическую теорию характеров. (Блюм Г. Психоаналитические теории личности, 1996), типологию основанную на идеях К.Г.Юнга (Крегер О., Тьюсен. Дж. Типы людей. 1995), тепологию акцентуаций характера (Волков П. Психологический лечебник,2004).

11 стр., 5251 слов

Методы исследования поведения личности в организации

... аспектов у разных субъектов будет аналогичной. Цель данной контрольной работы - изучение методов исследования поведения личности в организации. Контрольная работа предусматривает решение следующих важнейших задач: 1 ... и т. п.). В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность). В-четвертых, пола. ...

Много полезных сведений дают классификации В.Райха и А. Лоуэна, которые позволяют различать шизоидный, оральный, психосамотический, мазохистский, ригидный, истерический и другие типы личности.

  1. Черты лица

Хотя черты лица очень много сообщают нам о человеке, большую часть этих сведений мы воспринимаем бессознательно. Лицо может быть красивым и некрасивым, интеллектуальным и тупым, благородным и подлым, волевым и безвольным и т.п. Лицо м.б. просто усталым или страдальческим, и об этом мы судим не только по мимике, о чем речь пойдет дальше, а по кругам под глазами, потемневшей или побледневшей коже лица и т.д. Но судить о человек исключительно по внешности было бы наивно. Важно научиться замечать противоречия между внешностью и заявляемыми проблемами.

  1. Мимика и пантомимика

Мимика лица служит чрезвычайно содержательным каналом информации об эмоциональных состояниях и характере клиента. Чтение эмоций по выражению лица происходит во многом бессознательно, и способности к этому заложены в каждом из нас, но психологу стоит обращать на это особое внимание. Если психолог не уверен в своих выводах, он имеет право спросить: Мне кажется, Вы чем-то подавлены? Или «На вашем лице написано разочарование, я прав?. Эмоциональные реакции показывают важность для клиента тех или иных обсуждаемых тем. Терапевт следит за теми реакциями, которые сопровождают рассказ клиента или ответы на вопросы, и по задержке реакции или другим проявлениям, иногда мельчайшим, иногда сильным, судит об истинных переживаниях последнего. Пантомимика включает в себя целостное телесное поведение, позы и движения. Типичные проявления пантомимики: закрытая поза (скрещенные руки и ноги, поворот боком к терапевту) и открытая поза.

  1. Жесты

Истинный смысл жеста на самом деле можно постичь только при наблюдении его в контексте всей ситуации, поэтому формальные законы их трактовки могут подвести, если не учитывать всех прочих факторов. Важно обращать внимание на несоответствие жестов тем словам, которые говорят. Если жесты недостаточно проявлены, можно попросить их усилить, чтобы смысл жестов был понятен не только терапевту, но и клиенту.

  1. Глаза

Контакт глаз очень много значит в общении клиента и психолога. Он создает ощущение близости и понимания. Считается, что одни глаза, если спрятать лицо за маской, не могут передавать эмоций, но тем не менее выражение глаз очень заметно и о многом сообщает терапевту. Взгляд может быть отсутствующим, застывшим, оживленным, пронзительным, радостным, сияющим, полным нежности или грусти и т.д. Опять же, важнейшим являются моменты несоответствия выражения глаз и содержания слов.

  1. Интонации и голос

Интонации придают словам эмоциональную окрашенность и указывают истинный смысл, подчеркивая, выделяя или скрывая те или иные слова. Интонации могут полностью отрицать смысл произносимых фраз , вскрывать какой-то подтекст, намек и т.д. (иронически, гневно, жестко, сдержанно, ласково, нежно, жалобно и т.д.).

Терапевт должен не только замечать интонации, но и четко их интерпретировать, указывать на их истинный смысл. Голос является более обобщенной характеристикой интонаций. Он может быть выразительным, мелодичным, вкрадчивым, чарующим, громким или тихим, резким или мягким. Терапевт по голосу может сделать вывод о том, что клиент принадлежит к аудиальному типу личности, или что клиент пытается манипулировать психологом и т.п.

13 стр., 6081 слов

Психодрама как метод терапии

... Перлз, Э. Берн, и другие. Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин "групповая психотерапия" введен в ... один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и ... Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во ...

  1. Манера одеваться, прическа, духи и косметика

Все эти проявления личности говорят о способе клиента подавать себя в общении, о степени самоуважения, о пренебрежении к одним аспектам жизни и уважении к другим. Терапевт обращает внимание не столько на моду и стиль одежды, сколько на их эмоциональный смысл, на отражение в них характера данного человека. Манера одеваться может быть вульгарной, демонстративной, скромной, интеллигентной, безвкусной, не соответствующей возрасту и т.д. Терапевт обращает внимание, прежде всего, на несоответствие желаний, слов, характера и манеры подавать себя. Особое значение имеет резкая перемена в стиле одежды, прически и т.д. Запах также может иметь значение. «Дышать нечем», применительно к духам, может говорить об излишнем беспокойстве, о стремлении хорошо выглядеть, об ощущении какого-то внутреннего дефекта, просто об отсутствии вкуса или о защите от прогнозируемых неприятных открытий в своем внутреннем мире. Бывает наоборот, от клиента пахнет потом. Это свидетельствует о его уровне культуры и неспособности уважать мнение собеседника.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Никакие техники не заменят живого человеческого понимания, мудрости и открытого сердца, но знание психологических приемов и техник неоспоримо обогащает возможности психолога в его работе. Психотерапия накопила огромный набор таких приемов, они исчисляются буквально сотнями, но важно не их количество, а мастерское владение ими.

Аналитические методы

Они предназначены для того, чтобы выявить истинные причины тех трудностей, разрешения которых ждет клиент от психолога. Терапия — это во многом процесс самопознания и лишь потом процесс самокоррекции . Поэтому психологу важно понимать если и не всю личность клиента целиком, то хотя бы все составляющие обсуждаемого психологического конфликта. Методы:

  1. Метод свободных ассоциаций З.Фрейд
  2. Метод анализа сновидений З.Фрейда
  3. Метод направленных ассоциаций К.Г. Юнга
  4. Метод активного воображения К.Г.Юнга
  5. Анализ проективных рисунков
  6. Различные методы арт-терапии
  7. Анализ семейных фотографий
  8. Анализ симптомов
  9. Анализ ранних воспоминаний А.Адлера

Моделирующие методы

Это методы, которые позволяют воспроизвести проблемную ситуацию здесь и теперь с тем, чтобы проанализировать ее и найти решение. Можно воспользоваться способностями человека к воображению и предложить ему представить, что какие-то события происходят с ним прямо сейчас. Существует множество способов моделирования проблемной ситуации. Методы:

  1. Тройная визуально-кинестическая диссоциация из НЛП (используется как вспомогательное средство, если события связаны с сильной эмоциональной травмой)
  2. Метод «пустого стула» в гештальттерапии (для моделирования взаимоотношений людей или частей личности)
  3. Метод перетягивания клиента из одной позиции в другую (используется в группе для прояснения выбора)
  4. Метод гештальтэксперимента и т.д.
  5. Метод ролевой игры — психодрама (позволяет моделировать любые проблемные ситуации)
  6. Метод живых скульптур Вирджинии Сатир
  7. Метод расстановки Хеллингера
  8. Метод эмоционально-образной терапии
  9. Метод метафор и т.д.

Методы обучающие

5 стр., 2368 слов

Роджерс — клиент-центрированная терапия

... эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ решить проблему — это погрузиться в нее), а на клиента: он свободен в терапии делать и ... лечения. В последние годы жизни Роджерс сконцентрировался на приложении своей теории и методов к обеспечению личностного роста и улучшению качества человеческих контактов в различных областях. ...

Клиента часто необходимо чему-то научить, чтобы он смог справиться с теми задачами, которые перед ним стоят. Обучение может быть прямым или косвенным, иногда необходимо открыто разоблачать заблуждения клиента и снабжать конкретными знаниями, иногда обучение происходит через притчи и анекдоты, примеры и намеки. Методы:

  1. Методы бихевиористской терапии (позволяют обучить клиента совершенно конкретным навыкам поведения)
  2. Методы когнитивной терапии (позволяют найти у клиента ошибки мышления и учат правильным мыслям)
  3. Методы психотерапии А.Адлера – учат кооперативным чувствам и способам сотрудничества с другими
  4. Методы логотерапии В.Франкла – учат обретению смысла своей жизни

Методы развивающие

Очень трудно отделить обучение от развития. Развивающие методы, как правило, часть работы в процессе традиционной разговорной терапии, когда обсуждаются философские проблемы жизни (например, о смысле жизни).

Эти методы направлены на личностное развитие пациента. Решение локальных проблем может приводить к мощному развитию личности, препятствие, сдерживающее ее энергию, исчезает, и она переходит к процессу самореализации. Методы:

  1. Тренинги личностного роста
  2. Занятия искусством — арттерапия
  3. Медитация
  4. Духовное и религиозное обучение (йога, православная терапия)
  5. Направление на занятия в спортивных, технических, творческих, танцевальных, театральных и других кружках. Особенно это актуально для детей.

Методы побуждающие

Хотя клиент приходит на сеанс с определенным намерением избавиться от мучительных проблем, одновременно он не хочет от них избавляться, или он хотел бы, чтобы кто-то, как по волшебству, избавил его от них, но осознавать свои чувства, свои недостатки да еще работать по их преодолению он обычно не хочет. Как правило проблема имеет под собой свою сильную мотивацию, поддерживающую болезненные процессы в клиенте. Индивид что-то получает благодаря ей, м.б. только в воображении, но получает. Эту мотивацию следует сделать осознанной. Поэтому терапевтам приходиться прибегать к разным приемам, стремясь найти позитивную мотивацию, которая стимулировала бы клиента на откровенный самоанализ и работу над собой. Важно, чтобы он не только хотел избавиться от неприятных последствий своей проблемы, но и имел конкретную заинтересованность в получении чего-то ценного для себя. Методы:

  1. Позитивная мотивация. (как это ни цинично, но удачная мотивация – деньги. Если клиент понимает, что его проблема мешает ему зарабатывать деньги, он затратит много усилий на свое исцеление и сможет очень быстро добиться успеха; следующая мощная мотивация – желание иметь семью, получить чье-то одобрение, ощутить себя любимым, достойным, добиться успеха и т.д.)
  2. Стимулирование клиента. (Стимулы — авторитет терапевта, положительный перенос, доверие, внимательное слушание – все это может стимулировать работу; отчаяние, упреки совести, страх перед будущим, ответственность за других людей обычно являются хорошим стимулом, но только на начальном этапе; похвалы и поддержка могут стимулировать неуверенных людей, но они д.б. разумно дозированы, в противном случае они могут стать наркотиком, ради которого клиент ходит на сеансы; выбор стимуляции имеет решающее значение, он делает с учетом обстоятельств и характера клиента)
  3. Высмеивание клиента, гротескное пародирование или уговаривание не решать свою проблему, провоцируя его на проявление злости и решительности.

Методы трансформирующие

В ходе терапии необходимо добиться требуемых изменений в характере, эмоциональном состоянии, мышлении, поведении или психосоматических симптомах. Поэтому все методы в итоге нацелены на достижение трансформации в той или иной сфере, при этом можно выделить класс приемов, непосредственно предназначенных для этих целей. Методы:

  1. Телесная терапия (позволяет непосредственно менять психологическое состояние)
  2. Метод парадоксальной интенции В. Франкла (позволяет избавиться от фобий или навязчивых мыслей)
  3. Методы НЛП или эмоционально-образной терапии (нацелены прежде всего на трансформацию, а не на осознание)
  4. И .тд.

Спектр всевозможных методов чрезвычайно широк, но большинство психологов-консультантов пользуются довольно узким базовым набором приемов.

10 основных инструментов:

  1. Когнитивное понимание– это интервенции клиента, которые ведут к разъяснению содержания мышления клиента, анализу когнитивных структур, выработке взглядов. («мне кажется вы сейчас думаете не о том, о чем говорите, а о чем-то другом?» или «какие мысли приходят вам в голову в моменты депрессии?»)
  2. Понимание эмоций– это объяснение, анализ, разъяснение и выявление чувств, обсуждение качест и нюансов чувств. («Можете скажать точнее, какое именно чувство вы тогда испытали? Гнев или печаль?» или «Вы только что говорили о своих добрых чувствах к этому человеку, а теперь явно злитесь?»)
  3. Переживание эмоций. Терапевт не анализирует чувства, а старается побудить клиента их пережить, обнаружить их для себя. («Дайте же проявиться этому чувству», «Зачем вы прячете свои слезы?, Тот, кто не позволяет себе выплакать слезы, собирается плакать всегда.»)
  4. Обучение. Использование моделей, утверждений, гипотез, разъяснений или дидактических высказываний для благоприятствования желательным или препятствование нежелательным способам поведения клиента. («Это вы сделали хорошо. Вы заметили также, что теперь отношения стали лучше» или «Вы опять повторяете прежние ошибки. Если вы не измените своих действий, то будете получать тот же результат»)
  5. Поддержка. = Понимание. Любые воздействия терапевта, которые выражают поддержку, принятие клиента, заботу о нем, обозначают в первую очередь, понимание. («Т, что вы рассказываете, просто ужасно, это вызывает большое сочувствие» или «Я вас понимаю, это пережить нелегко. Но что бы ни случилось, с этим можно справиться»)
  6. Активизация. Психотерапевтическое воздействие способствующее проявлению той или иной активности клиента. («Что бы вы посоветовали вашему другу, если бы он попал в подобную ситуацию?» или «А как можно было бы поступить иначе?»)
  7. Конфронтация.Психотерапевтическое воздействие направленное на то, чтобы показать пациенту его прежнее или теперешнее поведение, которое он избегает осознавать. («Замечаете ли вы, что когда речь заходит об этих чувствах, вы всегда уводите разговор в другую сторону» или «Вы настаиваете на своей беспомощности, но это вы делаете очень агрессивно»)
  8. Ответственность. Психотерапевтическое воздействие, цель которого побудить клиента взять на себя ответственность за свое состояние, мысли, чувства, поведение, а также за других людей, которые от него зависят. («Кто кроме вас, может решить эту проблему?» или «Вы понимаете, что от ваших действий зависит не только ваша судьба, но и судьба ваших близких?»)
  9. Передача информации. Ориентация клиента относительно процесса терапии или просвещение в области психологии. («Я думаю, что с этой проблемой мы можем справиться примерно за десять сеансов, но половина успеха зависит от вас. Вы будете получать домашние задания, и их необходимо выполнять»)
  10. Переживания тела. Психотерапевтическое воздействие, обращающее внимание клиента на телесные ощущения, вызывающие те или иные движения или расслабления. («Дышите глубоко и спокойно, сядьте поудобнее в кресле и расслабьте свое тело» или «Что вы чувствуете в своем теле, когда испытываете приступ?»)

К этому арсеналу можно добавить и моделирование критической ситуации в воображении, диалог с воображаемым партнером, и приемы ролевой игры в групповой работе, и рисование, и биоэнергетические упражнения, и использование притч и анекдотов, и тренировку в осуществлении правильного поведения и т.д.

Классификация техник, которые используют психологи независимо от основной теоретической школы (создатель Константин Владимирович Ягнюк отечественный психолог.)

  1. Поощрение- это минимальное средство для поддержания изложения клиентом собственной истории. К поощрениям относятся утверждения, которые демонстрирую признание того, что терапевт подтверждает и понимает слова клиента.
  2. Повторение– это почти буквальное воспроизведение сказанного клиентом или избирательное акцентирование определенных моментов его сообщения. Это создает у клиента ощущение, что его стремятся понять и прочувствовать то, что было им выражено. Также, повторение фокусирует внимание на сообщение клиента, позволяя ему осознать дополнительные значения и выразить невысказанное.
  3. Вопрос– это приглашение о чем-то рассказать, средство сбора интересующей информации, уточнения или исследования опыта клиента.Закрытый вопрос– это выяснение или уточнение конкретных фактов, упомянутых клиентом или предполагаемых консультантом. Предполагает короткий ответ или подтверждение, «да» или «нет».Открытый вопрос– это возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта. Такой вопрос призывает собеседника высказать свою точку зрения, собственное видение ситуации.Короткий вопрос– самый экономный способ повлиять на изложение клиентом истории. Это встроенные в контекст высказывания короткие фразы или отдельные слова с вопросительной интонацией.
  4. Прояснение– возвращение, как правило к более сжатой и ясной форме, к сути когнитивного содержания высказывания клиента. Прояснение состоит в сверке правильности понимания консультантом сообщения клиента, своего рояда сверка восприятий.
  5. Конфронтация– это обращение внимания клиента на то, чего он избегает, это выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта.
  6. Интерпретация– это процесс придания дополнительного значения, нового объяснения внутренним переживаниям, или внешним событиям, или связывание между собой различных элементов опыта клиента(идеи, эмоциональные реакции, поступки)
  7. Суммирование– высказывание, которое в краткой фразе собирает вместе основные идеи рассказа клиента, устанавливает определенную последовательность тем, подытоживает результат, достигнутый в ходе определенного отрезка беседы, встреч.
  8. Отражение чувств– отражение и словесное обозначение вербально или невербально выраженных клиентом эмоций. Отражение чувств поощряет прямое выражение чувств, помогает клиенту войти в более полный контакт с тем, что он говорит и чувствует в данный момент.
  9. Информирование– предоставление информации в форме объяснений, изложения фактов или мнений, либо по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента.
  10. Совет = рекомендация– высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, предложение клиенту сделать что-то или не делать чего-то.
  11. Убеждение. Необходимо понимать различие между внушением и убеждением. Внушение – это индуцирование терапевтом(авторитетная позиция) идей, эмоций, действий, различных психических процессов, у пациента(зависимая позиция) без учета рациональной оценки последнего. При Убеждении предполагается учет позиции, мнения, возражений клиента, которые, однако, консультант пытается преодолеть с помощью личного влияния, спора и тому подобных манипуляций.
  12. Парадоксальная реакция– создание необычной перспективы, призыв к альтернативному, нередко к прямо противоположному очевидному и рациональному для клиента восприятию ситуации или способу реагирования на нее.
  13. Обратная связь– описание поведения клиента, которое помогает ему узнать, как другие воспринимают его, как они реагируют на его поведение. ОС – это также способ помочь клиенту задуматься над коррекцией своего поведения. Критерии полезной обратной связи: а) описательность и безоценочность; б)предоставление точной и конкретной информации об аспектах поведения клиента; в)направленность на тот аспект поведения, с которым клиент способен что-либо сделать; г)своевременность, т.е. выражение ОС в след за той или иной реакцией клиента.
  14. Самораскрытие- разделение с клиентом собственного опыта, предоставление информации о себе, о событиях из собственной жизни или непосредственное выражение в отношениях с клиентом испытываемых чувств или желаний, возникающих идей или фантазий.
  15. Директива– способ вовлечения клиента в процесс исследования или модификации собственных чувств, знаний или поведения в ходе сессии или выполнение определенных заданий в промежутке между ними.

Все применяемы консультантом средства преследуют одну цель – помочь клиенту адекватно разрешить свою проблему.

СОЗДАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ И ЕЕ ПРОВЕРКА

Гипотеза – это обоснованное предположение консультанта о механизмах или психологических причинах, порождающих проблему клиента.

В литературе практически отсутствуют сведения о том, как создается гипотеза. Это связано с тем, что практически невозможно описать творческий процесс, с помощью которого терапевт приходит к своим догадкам. Кроме того, гипотеза создается на языке той или иной теории, поэтому и гипотезы разные, и процесс их создания неодинаков.

Редко гипотеза рождается в готовом виде. Сначала она имеет не очень определенную форму, дальше проверяется и уточняется. Информация для гипотезы собирается из самых разных источников. Для сбора применяются различные методики, позволяющие извлечь нужную информацию из бессознательного. Часть информации можно узнать с помощью прямых вопросов, касающейся истории жизни данной личности; некоторую информацию о самом себе клиент может сознательно скрывать, некоторую искажать, некоторую – просто не знать. Другую часть мы получаем из наблюдения за его невербальным поведением, что-то вычисляем исходя из сопоставления фактов, изложенных клиентом. Отдельные сведения о семье клиента, мы можем получить от третьих лиц, родственников клиента.

Хорошо сформированная гипотеза содержит в себе ответ на следующие основные вопросы:

  • Какое нереализованное желание или влечение клиента порождает проблему клиента;
  • Какова природа преграды, не позволяющей ему достичь желаемого;
  • Какие условия в прошлом клиента способствовали возникновению этого конфликта.

Гипотеза может включать много дополнительных идей, объясняющих:

  • Каким способом внутренний психологический конфликт порождает симптомы;
  • Почему клиент не осознает каких-то психических феноменов;
  • Как еще может сказываться внутренняя проблема на жизнедеятельности клиента;
  • Какие формы адаптации применяет клиент, чтобы избежать столкновения со своей проблемой;
  • Каким образом проблема связана с характером клиента или особенностями его родительской семьи и т.д.

Каким образом создается и проверяется гипотеза:

— Прежде всего основой создания гипотезы является некоторая психотерапевтическая теория (психоанализ, теория Адлера, трансактный анализ Берна, гештальттерапия, логотерапия Франкла и т.д.)

— облегчает поиск адекватной гипотезы знание так называемых частных моделей – это готовые теоретические конструкции, объясняющие возникновение тех или иных симптомов.

— Терапевту помогает знание различных терапевтических случаев. Новые случаи часто чем-то похожи на те, которые уже встречались в его практике, или на те, о которых он читал в литературе.

— Особое значение имеет его собственная клиентская практика, когда он был клиентом в процессе обучающей терапии.

— Гештальтисты шутят, что клиент всегда приносит нам нашу проблему. Поэтому психотерапия – это исцеление самого психотерапевта, а исцеление клиента – побочный результат.

— терапевту помогает широкая эрудиция, знание философии и религии, жизненный опыт и т.п.

— Его ведут интуиция, способность к эмпатии, эмоциональный резонанс к состоянию клиента, умение поставить себя на место клиента, внимание к деталям, способность к творчеству, медитации и инсайту.

— Терапевт должен обладать качеством проницательности, недюженным интеллектом. Его работа на этапе создания гипотезы похожа на работу следователя. Следует тренировать свое профессиональное психологическое мышление.

— Самое главное – это владение некоторой методикой поиска «улик». (в психоанализе это метод свободных ассоциаций или метод анализа сновидений, в терапии Адлера – анализ ранних воспоминаний, в эмоционально-образной терапии – работа с образами эмоциональных состояний, в когнитивной терапии – регистрация и анализ автоматических мыслей и т.д.)

Каким бы методом ни пользовался терапевт, он собирает всю информацию о проявлениях проблемы сейчас и об истории жизни клиента и старается связать ее в единое целое с точки зрения возможных причинных связей. Если в картине, которую он для себя построил, не хватает каких-то звеньев, он задает дополнительные вопросы, позволяющие заполнить эти пробелы. Все используемые методы и приемы служат лишь способами задать правильный вопрос. Задачей является получение ответов на ключевые пункты гипотезы, которые должны быть раскрыты. Поэтому терапевт:

  1. Ищет, как детектив, в психическом мире клиента основной мотив, порождающий проблему, и конфликтующие с ним силы;
  2. Ищет источники мотива и противоборствующих сил в прошлом клиента;
  3. Создает представление об истинных целях обращения к терапевту;
  4. Формирует представление о том, какую форму адаптации к жизненным проблемам создал клиент и какие выгоды он из этого извлекает;
  5. Выявляет смысл каждого симптома с точки зрения его места в структуре целостной проблемы;
  6. Прослеживает связи между характером клиента и структурой проблемы.

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

После того как гипотеза приобретает законченную форму, ее можно (но не всегда следует это делать) изложить клиенту. Подтверждение гипотезы клиентом является сильным аргументом в ее пользу. Однако находить подтверждение своей гипотезы терапевт может и другими путями. Это важно в тех случаях, когда гипотеза способна оттолкнуть клиента или вызвать его ожесточенное сопротивление. Можно доказывать гипотезу клиенту, приводя новые и новые аргументы, либо не сообщать ему ее до поры до времени, либо постепенно подводить клиента к осознанию причин своих трудностей, чтоб он сам назвал их.

Терапевт может «вычислить» те последствия, которые проблема имеет в самых разных областях жизни клиента, и, задав вопросы, на проверку, убедиться в своей правоте.

Критерием правоты терапевта может служить успешное решение проблемы на основе данной гипотезы, и это может стать ее окончательным подтверждением. Хотя в тех случаях, когда решение не было достигнуто, нельзя делать вывод о неправильности гипотезы. Правильная психологическая диагностика пролагает пути к успеху, но еще не обеспечивает этого успеха.

Принципы и способы решения психологической проблемы также недостаточно описаны в литературе, поскольку они определяются принадлежностью к той или иной терапевтической школе. Однако в рамках одной школы они не могут быть превращены в шаблонные действия, которые ведут к достижению искомого результата. Начиная с психоанализа, основной задачей терапии считается расширение самопознания клиента с помощью тщательной проработки темы до тех пор, пока не произойдет полное понимание – и благодаря этому исцеление.

Различные школы психотерапии делают разные ставки при решении проблемы, одни на осознание и понимание, другие на трансформацию, обучение и развитие. Однако, как бы то ни было, подлинным решением проблемы всегда будет освобождение клиента от эмоциональной фиксации. На решение этой задачи в конечном счете и направлены любые приемы психотерапии.

Консультант может выбрать различные приемы из разных школ, которые позволяют решить ту или иную задачу в конкретном случае. Однако важно помнить, что научиться применять те или иные методы на практике, прочитав о них в книгах, не пройдя индивидуальной и групповой терапии в рамках хотя бы одной терапевтической школы, невозможно.

Типы запроса

Запросом называется явно выражаемая клиентом просьба или жалоба, содержащая словесную формулировку своих трудностей, разрешения которых он ждет от психолога.

  1. Неконструктивные запросы

  1. Нереалистичные запросы. Такие запросы содержат в себе пожелание, которое явно невозможно выполнить, обычно оно предусматривает в качестве цели какое-то идеальное состояние. Клиент использует слова типа «всегда» или «никогда». «Хочу всегда быть спокойным» или Хочу больше никогда не злиться на мужа/жену» или «Как сделать , чтобы ребенок всегда меня слушался?» и т.д. Люди с подобными запросами ориентированы на идеализированные требования (перфекционизм) к себе, к людям и миру. На самом деле их пожелания служат лишь средством защиты от реальных проблем, решения которых они избегают. Им следует оказать помощь в переформулировании своих запросов, для этого необходимо показать неосознаваемые ими проблемы. «Наверное вам почему-то трудно сохранять спокойствие». Следует предложить клиенту для начала избавиться от завышенных и нереалистичных требований к самому себе, а затем поставить другие задачи.
  2. Неопределенные запросы. Клиент не может конкретно определить, что же он хочет. Например, клиент рассказывает длинную историю (или много историй) не делаю выводов и не формулируя своих желаний. Или формулирует проблему совершенно абстрактным и заумным способом, или просто высказывает гнев и возмущение по поводу других людей, или рассказывает о чем-то для него эмоционально значимом, но не говорит,что бы он хотел получить от терапевта. Такие клиенты часто либо сами не понимают, что они хотят, либо надеются на инициативу терапевта, ждут совета как от друга, хотят, чтобы их пожалели, либо бояться терапевта и т.п. Следует задавть наводящие вопросы и максимально конкретизировать запрос. Можно спросить «Чем же я могу вам помочь?».
  3. Манипулятивные запросы. Такой запрос содержит в себе просьбу об изменении не самого обращающегося, а третьих лиц, т.е. об управлении другим человеком без его согласия. Потрясает вопиющая безграмотность подобных обращений. В случае манипулятивного запроса психолог должен разъяснить, что мы не можем решать проблемы третьих лиц заочно, тем более если они этого не хотят. Такой запрос следует перевести в русло работы с самим обращающимся, с его проблемами, которые могут быть связаны с третьими лицами. Манипулятивный запрос проявляется в желании управлять отношениями другого, его мнением, его желаниями, поведением или эмоциями. Это неприемлемо. Особый случай – стремление клиента манипулировать самим психологом. Психолог может обнаружить его не сразу, но чем раньше, тем лучше. Некоторые клиенты приходят на консультацию только лишь для того, чтобы «победить» терапевта, или доказать что с ним все равно нельзя ничего сделать, или заставить терапевта проявлять к ним жалость, или для того, чтобы терапевт принял на себя ответственность за проблемы клиента и т.д.

  1. Конструктивные запросы

  1. Запрос об информации. Клиент хочет просто получить психологическую информацию по важным для него вопросам. Такие запросы достаточно часто встречаются ввиду вопиющей психологической безграмотности населения, нехватки популярных знаний по многим важнейшим темам, распространенности ряда заблуждений. Две формы такого запроса:

А) Запрос о границах нормы или причинах симптома. В данном случае клиенты интересуются тем, насколько серьезно то, что их дети, близкие или они сами проявляют какие-то неадекватные способы поведения или эмоциональные реакции;

Б) Запрос о возможностях психологического изменения и его прогноз. В этом случае клиентов волнует вопрос о возможности коррекции, прогноз событий, если заниматься или не заниматься коррекцией, какая нужна коррекция, какова ее длительность и т.д.

  1. Запрос о помощи в самопознании. Этот запрос имеет много общего с предыдущим, но требует более глубокого исследования. Три формы:

А) об определении способностей или выбора профессии; Здесь, прежде всего, необходима психодиагностика, порой лучше переадресовать запрос к специалисту в области профориентации. Однако может понадобиться простое собеседование, и иногда терапевтическая работа.

Б) о структурировании Я-концепции; Этот вариант предполагает исследование личности. Человек интересуется, какой он на самом деле, какой у него характер. Следует выяснить, а какие мотивы заставляют клиента искать ответ на вопрос, а что в его жизни не так.

В) о помощи в самопринятии и самопонимании. В Данном случае клиент хочет лучше понять самого себя, уладить какой-то внутренний конфликт, понравиться самому себе. В подоплеке таких запросов может быть чувство вины, родительские директивы типа «ты не такой» и др. глубинные причины. Поэтому здесь необходима серьезная терапевтическая работа.

  1. Запрос о помощи в саморазвитии. Несколько форм такого запроса:

А) о развитии когнитивных способностей(памяти, мышления, внимания и т.д.) В этом случае клиента лучше перенаправить в одну из многочисленных групп, занимающихся тренингами соответствующих способностей, или посоветовать соответствующую литературу для самостоятельных занятий. Однако следует выяснить почему возникла такая потребность, не скрывается ли за этим какая-то другая проблема, или комплекс неполноценности.

Б) о развитии коммуникативных навыков (общения)Данный вариант запроса решается также за счет специальных тренингов различного уровня и направленности. Существуют тренинги межличностного общения, тренинги уверенного поведения, тренинги делового общения и т.д. Также следует разобраться в подлинных мотивах клиента, может быть дело не в отсутствии навыков общения, а в наличии каких-то комплексов.

В) о развитии навыков саморегуляции (релаксации, управления эмоциями и т.д.)Этот вариант лучше всего решается на группах телесной терапии, йоги, релаксации, свободного дыхания и т.д. Иногда можно обойтись простыми советами по саморегуляции.

  1. Запрос о трансформации. В этом случае клиент хочет добиться серьезных изменений в своей личности или состоянии. Существуют четыре основные формы этого запроса:

А) О личностном росте. Это такое изменение личности, при котором достигается ее развитие, переход на новый эмоционально-интеллектуальный уровень. Это качественный переход, когда проблемы предыдущего этапа становятся простыми, легко решаемыми.Человек обретает большую широту взглядов, большую гибкость и способность понимать других людей, начинает воспринимать жизнь стратегически, а не реагировать на ситуацию, развивается его философия жизни. В случае такого запроса рекомендуются группы личностного роста. При этом важно выяснить какую цель преследует клиент, стремясь к личностному росту. Это поможет сориентировать его, либо поработать индивидуально.

Б) Экзистенциальный запрос.Предполагает вопросы типа: как найти смысл жизни? Как достичь самореализации? Как жить здесь и теперь? В. Франкл и экзистенциальная психология.

В) Об изменении жизненного сценария. «Хочу стать другим человеком», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь». Теория транзактного анализа Э. Берна и теория стиля жизни А.Адлера. Чаще всего причиной неудовлетворительного сценария являются детские решения, принимаемые ребенком на основе родительских предписаний.

Г) О достижении личной целостности. Выражается в первичном ощущении внутренней противоречивости, отсутствии подлинности бытия. «Хочу обрести внутренний мир», «Хочу стать самим собой» и т.д. За этим запросом может скрываться проблема личной идентичности, конфликт между желаниями личности и требованиями общества, последствия родительского предписания «не будь собой».

  1. Запрос о снятии симптома. Это наиболее распространенная форма запроса, когда клиент хочет избавиться от неприятных для него последствий своей психологической проблемы. Другой вопрос, хочет ли он решать эту проблему. Симптомов великое множество, но их можно объединить в следующие группы:

А) Жалобы на эмоциональные нарушения. Это и депрессии, и фобии, и тревоги, и постстрессовые состояния, и эмоциональные зависимости, и чувство вины и стыда, и душевная боль, и горе, и печаль, и разочарование, и неуправляемый гнев, и навязчивые мысли и действия.

Б)Психосоматические нарушения. Их чрезвычайно много: это головные боли, некоторые болезни органов дыхания (хронический ринит, астма), ряд сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма и др), ожирение, нервная анорексия, булимия, язва желудка и ДПК, запоры, диарея, определенные нарушения работы щитовидной железы, нейродермит, псориаз, ревматоидный артрит, некоторые гинекологические заболевания, предменструальный синдром, сексуальные расстройства.

В) Коммуникативные проблемы. Это не просто отсутствие навыков общения. Коммуникативные трудности могут быть следствием социофобии, речевой фобии, чувства стыда или вины, чувства неполноценности или отверженности. Они могут быть результатом тех или иных особенностей характера (вспыльчивость, дистимность), а иногда и следствием серьезного психологического заболевания. К этой категории можно отнести и застенчивость, и неспособность понимать и выражать чувства (алекситимия), и заикание и т.д.

Г) Когнитивные нарушения. Могут затрагивать любые психические процессы, ответственные за познание мира. Это нарушения памяти, внимания, мышления и восприятия, такие как ложные воспоминания, замедленное мышление, рассеянность внимания, те или иные виды амнезии, дезориентировка сознания и т.д.

Д) Нарушения характера. Искажения характера встречаются в той или иной форме повсеместно. Они предопределяют многочисленные психологические проблемы, с которыми сталкивается личность. Такие искажения в психологии называются акцентуациями характера, т.е. когда та или иная черта оказывается сильно выраженной и определяет неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции. При чрезмерном развитии той или иной патологической черты характера можно говорить не об акцентуации, а о психопатии (расстройстве личности).

В ходе консультаций можно диагностировать ту или иную черту характера, дать клиенту соответствующие разъяснения, дать совет, как найти позитивное применение данной особенности характера или постепенно компенсировать ее. Консультант должен помнить, что за фасадом многих симптомов и проблем стоят устойчивые черты характера, без коррекции которых первичная задача решена быть не может.

АНАЛИЗ ЗАПРОСА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Задача психолога — привести запрос в максимально конкретную форму, доступную для решения, или отклонить его ввиду неразрешимости, но предложить в этом случае реалистичную задачу, решение которой могло бы способствовать личностному росту клиента и улучшения его жизни.

Анализ запроса должен привести к заключению терапевтического контракта между клиентом и консультантом. Контракт всегда сосредотачивает усилия на главной задаче. Без контракта процесс терапии рискует постоянно отклоняться в неизвестном направлении, поскольку каждый частный вопрос может вызывать множество новых вопросов и ассоциаций, в результате производиться много работы, но она остается бессистемной и не приводит ни к каким результатам. (есть виды терапии где контракт не заключается – гештальттерапия, психоанализ, гуманистическая терапия).

Обычно контракт заключается устно в форме выражаемого соглашения о том, какая основная цель должна быть достигнута.

Важнейший смысл контракта состоит именно в том, что клиент обязуется работать над самим собой, ведь без его активного и ответственного участия ничего не получиться.

Над заключением контракта клиент работает вместе с терапевтом, но заключает его, по сути дела, с собой. Контракт иногда необходимо перезаключать по ходу терапии, если выясняется, что какая-то другая задача оказалась более значимой.

Контракты могут быть простыми и неопределенными.

Простой контракт – клиент сразу предлагает конкретную задачу, при этом понятно для чего ему необходимо ее решение, и очевидна его готовность к сотрудничеству.

Неопределенный контракт – клиент затрудняется с формулировкой своей проблемы, может бояться выразить свои истинные цели, может говорить очень неконкретно, не понимая для чего ему все это нужно. И здесь терапевту нужно провести работу по уточнению и формулировке действительно важного для клиента контракта. С помощью следующих средств:

  • Логический анализ (уточняющие вопросы, выявление противоречий, конкретизация понятий и сведение их к определенным терминам и т.п.)
  • Упрощение выражений (терапевт просит клиента сказать тоже самое, но простым языком)
  • Иллюстрация примером (терапевт просит клиента объяснить проблемную ситуацию с помощью примера)
  • Моделирование (проиграть проблемную ситуацию в «здесь и теперь»)
  • Выявление целей (спросить клиента для чего ему необходимы те результаты, к достижении. Которых он стремиться, «Что вы будете делать, когда данная проблема уйдет из вашей жизни?», «Что вы получите хорошего, когда избавитесь от этой фобии – депрессии, заикания?» «А зачем ванн надо это менять?»)

НЕПРИЕМЛЕМЫЕ КОНТРАКТЫ

В ряде случаев терапевт может столкнуться вроде бы с адекватно сформулированным, мотивированным, но все-таки неприемлемым контрактом, предлагаемым клиентом. Если терапевт допустил ошибку и принял такой контракт, то работа будет неуспешной до тех пор , пока контракт не будет пересмотрен.

  1. Родительский контракт. Это контракт исходящий из родительского Эго-состояния клиента. Заключая контракт, он предъявляет к себе требования, которые должен выполнить. Если «должен», это значит, что «не хочет» ничего выполнять. Поэтому, приступая к выполнению контракта, он превращается в Ребенка, который с помощью различных хитростей или прямого саботажа сопротивляется его выполнению. При этом терапевт, который принял контракт, начинает играть роль Родителя клиента, и уговаривает, распекает, пытается добиться от последнего выполнения его собственных пожеланий. В такой ситуации у терапевта ничего не получается, а клиент начинает еще суровее критиковать себя и испытывать свою разросшуюся вину. К родительским контрактам относятся, как правило, все контракты типа перестать пить, курить, переедать, принимать наркотики и т.д. Сюда же могут относится контракты заставить себя учится, писать диссертацию, рано вставать, убирать квартиру и т.д. С позиции Родителя клиент понукает и обвиняет самого себя, а с позиции Ребенка – сопротивляется, испытывает отчаяние и вину. Чувство вины, с его точки зрения, является достаточной расплатой за то, что он ничего не делает для достижения успеха. При обнаружении родительского контракта, терапевт договаривается с клиентом добавить в него следующие слова: «Я все равно добьюсь успеха, даже если это понравиться моему терапевту, моей группе, моей матери(отцу)». Одним из важнейших моментов, позволяющих решить эту проблему, является отказ клиента испытывать вину и стремиться к победе над Родителем. Бывает, что клиент предлагает нормальный контракт, но в ходе работы над его выполнением он незаметно подменяет его родительским, ставя терапевта в позицию Родителя по отношению к себе. При этом отвечает терапевту в духе6 «Да, это все правильно, но…», за этим «но» следует длительное объяснении почему он не может это сделать. Если вы это заметили, то стоит похвалить клиента за силу, ум, изворотливость, проявленные при сопротивлении. Например, «Ты молодец, здорово ты меня провел!», «Ты просто герой сопротивления, я бы тебе медаль выдал!». Так или иначе терапевт работает над тем, чтобы Внутренний ребенок клиента вновь решил жить и быть здоровым, чтобы клиент хотел добиться результата для себя, а не потому что он должен кому-то.
  2. Контракты на изменение других. Клиент считает, что для решения его проблемы необходимо, чтобы изменился не он, а кто-то другой: жена/муж, родители, дети, все люди на свете… А они об этом даже и не знают. На самом деле такая постановка вопроса помогает ему избегать ответственности за свои проблемы, он уверенно связывает свои страдания с поведением других людей или обстоятельствами или отрицает свою автономию. Более того, он настаивает на своей зависимости, он представляет себя жертвой других людей, не имеющей своей воли и, похоже, не имеющей разума. Подобный контракт необходимо отклонять, но вместо него следует предлагать другой, основанный на тех целях, к которым стремится клиент, предлагая достичь их вне зависимости от поведения других людей. Человек сам выбирает свои чувства и поведенческие реакции, никто не может заставить его чувствовать себя плохо и вести себя неправильно, за исключением случаев прямого насилия, угрозы жизни ограбления и т.д. (это краеугольное положение психологии).

    Если индивид ощущает эмоциональную зависимость от других людей или обстоятельств, то необходимо работать против этой зависимости, помогая ему обрести самостоятельность и уверенность. Если он подвергается эмоциональному шантажу и давлению, то можно помочь ему научиться противостоять подобным воздействиям. Манипулятивный контракт может проявляться не сразу. Сначала предлагается нормальный контракт, скажем, чтобы избавиться от чувства зависти. Однако когда терапевт пытается помочь клиенту изменить свои мучительные чувства, он выдвигает тезис о том, что не может изменить свои чувства, пока не будет иметь то, что не хуже, чем у кого-то другого. Поскольку терапевт не может дать клиенту, то, что тот хочет, то он чувствует себя в ловушке. В таком случае клиенту следует объяснять, что наверное он обратился не к тому специалисту, что психолог является специалистом во внутреннем мире человека, там он и может добиться изменений, но только при содействии самого клиента и никак иначе.

  3. Игровые контракты. Это контракты, которые втягивают терапевта в игру (по Э.Берну).

    Клиент хочет, чтобы терапевт одобрил то, что причинит ему боль или сделает его несчастным. На внешнем плане он выдвигает вроде бы благовидную цель, но на самом деле стремиться к достижению другой, скрытой цели, приводящей не к решению, а к усугублению проблемы.

  4. Вечные контракты. Некоторые клиенты готовы очень усердно работать над достижением цели, которой почему-то никак не могут добиться, но уверены, что в будущем это обязательно свершиться. Когда терапевт предлагает им изменить что-то в себе прямо сейчас, они находят разные предлоги, чтобы этого не делать. Такие клиенты, решая проблему, не рассчитывают на результат, он их пугают, они полагают, что это само произойдет когда-то. Их секретный план — оставаться несчастными до полного исцеления. Деятельность по самоанализу и «косметическому ремонту» становиться самоцелью. Предлагается заключать с такими клиентами единственный контракт – перестать заставлять себя страдать по поводу прошлого. Им необходимо помочь принять самих себя и научиться получать удовольствие от жизни.
  5. Скрытые контракты. Терапевт может невольно заключить с клиентом скрытый контракт, который препятствует исполнению основного контракта. Скрытый контракт состоит в том, что тем или иным образом терапевт вместе с клиентом отрицают наличие у последнего силы и автономии, достаточных для решения его проблемы, — клиент превращается в жертву. Это скрытое соглашение о том, что клиент может избегать достижения объявленной цели, а терапевт не будет ему в этом препятствовать. Например, терапевт потакает клиенту, когда тот избегает тех чувств, которые следует пережить, когда он не хочет думать над своей проблемой, не хочет действовать. Терапевт соглашается с тем, что клиент не может этого делать. Даже построение тех или иных вопросов порой содержит в себе разрешение на то, чтобы клиент мог избегать ответственности и не справляться с простыми задачами.(Можетели рассказать мне..?, Когданачаласьваша депрессия?).

    Слова клиента, когда речь заходить о необходимости что-то сделать: — Я попытаюсь, Я попробую. На деле это означает, что клиент собирается заменить действия попыткой. Поэтому необходимо сказать «Пробовать – значит не делать», или иронически «Попробуйте, попробуйте..», или директивно «Не надо пробовать — просто сделайте это прямо сейчас». Еще одно утверждение клиента «Я не могу». Как правило это относиться к простым и очевидным действиям, которые он, конечно же может, но не хочет. Нужно попросить его сказать «Я не хочу» или «Я не буду». (Если терапевт признает, что обстоятельства заставляют человека чувствовать, то клиент тут же оказывается жертвой и проблема не имеет решения.) Человек может считать, что другие люди заставляют его чувствовать злость, вину, унижение, обиду, страх. Однако это справедливо для случаев прямого физического воздействия. Человек сам выбирает свои чувства, и обычно это те чувства, которые уже стали чертой его характера. Еще один прием клиента, заключается в том, чтобы говорить о задаче в неопределенной форме, но так чтобы терапевт принял это выражение за конкретные намерения. Для этого используются слова «может быть», «вероятно», «возможно», «наверное». К категории способов обмануть терапевта и самого себя также относиться «первое жульничество». Клиент обычно в самом начале встречи объявляет о каких-то своих особенностях, которые делают результат терапии маловероятным. Он говорит об этом как бы между делом, и терапевт может этого не услышать, но у клиента создается ощущение, что он честно предупредил и может теперь следовать тому, что сказал о себе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ

Дополнительные контракты необходимы для успешного выполнения основного контракта. Виды:

  1. Клиенту предлагается сказать или вписать в основной контракт определенные фразы. Например, «Я добьюсь успеха даже если это понравиться моему терапевту, моей группе и моей маме.»
  2. Антисуицидальные контракты. Они необходимы в работе с клиентами, совершавшими попытки самоубийства или имеющими такие склонности.
  3. Антитабачный, антиалкогольный, антинаркотический. Эти контракты заключаются если ведется работа по избавлению клиента от табачной, алкогольной и т.п. зависимости.
  4. Антипсихозный контракт, заключается при работе с психотической личностью.

КОНТРАКТЫ С КЛИЕНТАМИ ПОНЕВОЛЕ

Это могут быть алкоголики, которых жены заставили лечиться; наркоманы, которых принуждают лечиться родители; дети с асоциальным поведением; подростки не желающие учиться и т.д. Клиент, пришедший поневоле, считает, что ответственность за его изменения лежит на тех, кто его направил на терапию. Ему это не нужно, и он скорее будет сопротивляться, чем сотрудничать. Поэтому предлагается первым делом узнать у клиента, что от него хотят эти другие, чтобы ни в коем случае не занять их позицию. А потом поинтересоваться, чего он сам бы хотел изменить в себе, чтобы добиться каких-то своих целей. Как ни странно, но решая вопрос об изменениях, которые хотят клиенты поневоле, терапевт способствует и достижению тех целей, которые ставят перед собой те, кто направил к нему этих клиентов.