Социализация личности ребенка через трудовую деятельность

Воспитатель первой квалификации МДОУ № 29 г. Астрахани Языкова Ольга Юрьевна

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас"

Эрнест Леизве

Социальная действительность — это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу.

Ко второй младшей группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребёнку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т. д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию ролевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начинает испытывать удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать трудности.

И, наконец — в-третьих, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

7 стр., 3463 слов

Конфликты, их влияние на деятельность трудового коллектива

... психологии на тему: «Конфликты, их влияние на деятельность трудового коллектива». Выполнил: студентка группы 217-к Посалина ... по конфликтам».Практика работы отечественных организаций, деятельность зарубежных фирм показывают, что современным руководителям необходимы ... участники конфликта становятся «заложниками» собственных позиций, начинают придерживаться их жестко и бескомпромиссно, становятся менее ...

В последние годы в программах воспитания детей дошкольного возраста все меньше предается значения задачам трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьёзным отрицательным последствиям.

К.Д. Ушинский: «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, — научить его трудиться».

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей, придаётся особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд — это проявление заботы людей друг о друге. Особенно ярко это видно на примере труда хлеборобов. Знакомство детей с трудом взрослых осуществляется через разные виды деятельности: занятия, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры и упражнения. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

6 стр., 2727 слов

Месть (нарушение доверительных отношений между ребенком и взрослым)

... конкретного человека, но и перенесено на всех взрослых. Ребенок учится делать больно, следуя примеру взрослых. Как определить, является ли месть целью деструктивного поведения ребенка? Взрослый может ... заблуждение и приводит к конфликту ожиданий, начиная с первых дней жизни молодой семьи. 5. Проведение переговоров — как удовлетворить ожидания друг друга ...

Например, мы, уже начиная с младшей группы, приучаем детей помогать накрывать на стол и убирать посуду после еды. Воспитываем у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая детей к самостоятельности, мы стремимся не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а дать ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку. Предоставляем детям как можно больше свободы и самостоятельности в действиях. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка распространённая форма «помощи» детям, но она только вредит!

…И заправить постель — в жизни пригодится.

Возникает вопрос: А зачем ему это уметь?

Наша повседневная жизнь за последние 20 лет изменилась на столько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. С этим трудно поспорить — действительно, взрослые должны научить детей отвечать на новые вызовы жизни. Что толку, например, если современный городской ребёнок будет уметь запрягать коня? Где и зачем пригодится ему этот экзотический навык? Пусть лучше научится ремонтировать автомобиль. Впрочем, может, и это ни к чему: ведь есть автосервис… Пусть уж учится в школе, в институте, становится докой в своей профессии! А труд в том смысле, в котором его понимали во времена родительского детства, это теперь атавизм.

Однако родители, которые пришли к такому выводу, должны быть готовы к тому, что жизнь однажды опровергнет их убеждение. И хорошо, если это произойдёт сравнительно рано, когда ребёнок ещё поддаётся воспитанию. К сожалению, понимание того, что дитятко, у которого нет разве что луны с неба, всё-таки следует приучать к обыденному труду, приходит тогда, когда родители вдруг видят: их чадо, совершенно не способно на какое бы, то ни было усилие. Ни в учёбе, ни в той самой престижной профессии, ради которой оно когда-то было освобождено от любых обязанностей по дому… Да оно, это чадо, попросту не понимает, что жизнь сама по себе требует ежедневного, последовательного усилия! А затем проявляются и другие следствия неприученности ребёнка к труду: он не знает, чем себя занять, ему скучно, у него депрессия, от которой он «лечится» алкоголем или, того страшнее, наркотиками…

4 стр., 1801 слов

Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

... мотивационной сферы ведет к возникновению внутренней жизни ребенка. Часто внутренняя жизнь не отвечает внешней. Ребенок думает, прежде чем что-то ... школьников первых и вторых классов - перед учителем и родителями, а у третьеклассников - перед одноклассниками). Значительное место ... это. Эта черта развивается в обучении и труде. У ребенка закрепляется стойкая личностная черта - мотив достижения успеха ...

«Лучше бы мы в своё время потребовали, чтобы он научился запрягать коня! — в отчаянии думают родители. — Или готовить обед, или убирать квартиру, или полоть грядки на даче…»

Между тем подобные требования никогда не являлись сногсшибательным педагогическим открытием. Достаточно обратиться к книгам о жизни состоятельных людей прошлых веков. В престижнейшем, предназначенном для мальчиков из лучших семей Тенишевском училище (его окончил, к примеру, писатель Владимир Набоков) обязательным предметом было столярное дело. Девочка из дворянской семьи обязана была уметь делать любую работу по дому. Хотя, как только она выходила замуж (а к этому, собственно, её и готовили), ей приходилось разве что руководить прислугой, которая эту работу и выполняла.

Всё дело в том, что «во вкусе умной старины» было заложено понимание: без привычки к труду человек не вырастит полноценной личностью. И в будущем его ожидают лишь вот эти самые депрессии (неважно, как они назывались 100 лет назад), и жизнь его пойдёт прахом.

Привычка к труду прививалась самыми разными способами, и, конечно, воспитывалась не сама по себе, а в единстве с пониманием того, что человек с ранних лет должен сам отвечать за своё благосостояние. Хорошо, если родители понимают: проблемы, возникающие с воспитанием, мало изменились за последние два-три века… Так же, как и навыки, с помощью которых эти проблемы решаются. Дело в том, что жизнь, как она есть, во всех её проявлениях может оказаться для подросшего ребёнка непосильной.

5 стр., 2345 слов

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

... постижению основ танцевального искусства. Обращаясь к проблеме работы с детьми дошкольного возраста при использовании основ классического танца ... определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. ... Общетеоретические основы профессиональной подготовки хореографа изложены в трудах А.Я.Вагановой, К.Я.Голейзовского, Р ...

Так, может, стоит последовать советам предков и вовремя приучить ребёнка к повседневному труду? Не спрашивая, зачем это надо. Просто надо, и всё!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта doshkolnik.ru/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector