Схема психологического анализа урока

Схема психологического анализа урока

Уровень психологического анализа урока

Задачи учителя по отношению

к самому себе

Задачи учителя по отношению к учащимся

Предваряющий

Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т.д.)

Психологическое обоснование целей,

задач, этапов, форм работы, методических приемов

Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей

Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся

Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей

учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов).

Учет уровня предметной подготовки к уроку

Учет межличностных отношений в группе

Текущий

Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных

целей, задач обучения и процесса педагогического общения

В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока

Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т.д.)

Ретроспективный

Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования)

Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока

АНАЛИЗ УРОКА

Этапы урока, дидактические задачи, время

Содержание обучения

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Показатели реальных результатов

1. Организа-ционный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

(1 минута)

Подготовка учеников к работе.

Выполнение требований.

Фронтальная, индивидуальная

Полная готовность класса. Быстрое включение в работу.

2.Подготов-ка к основ-ному этапу урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познаватель-ной деятель-ности, актуа-лизация опор-ных знаний и умений.

(3 минуты)

Совместное формулирование целей урока для учащихся для определения действий школьников во время лекции; обеспечение осознания учащимися необходимости изучения новой темы. Повторение определения иррациональных уравнений, известных способов решения иррациональных уравнений стандартного вида. Создание поискового режима для подготовки и восприятия содержания лекции с помощью работы над предложенным уравнением. Учащиеся активно работают. Грамотно и обоснованно отвечают на вопросы учителя, хорошо владеют вычислительными навыками. Оставили уравнение, чтобы решить его после изучения нового материала.

Мотивации и стимулирования; информационно-рецептивные; эвристические, волевые методы

Фронтальная, индивидуальная

Указаны планируемые результаты, чётко поставлены образовательные и развивающие цели, сформулированные вместе с учащимися в их действиях, но нет чёткости в постановке воспитательных целей. Обеспечена мотивация и принятие учащимися целей урока. Осознанное и быстрое включение школьников в деловой ритм. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе повторенных опорных знаний и проведённой поисковой работы.

3. Усвоение новых зна-ний и спосо-бов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

(25 минут)

Учитель представляет новый материал в виде лекции. Изложение последовательно, ло-гично, аргументировано, с выделением главных вопросов и представлением основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах. Материал доступен учащимся. Они не просто записывают излагаемый материал в тетрадях, но и предлагают разные способы для решения уравнений, вникают в суть темы, пытаются понять как им в дальнейшем применять полученные знания. Учитель одновременно представляет основной материал в словесной и знаково-символьной формах.

Лекция, диалог, символические методы, сочетание словесных и наглядных методов, опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, практические методы, логические методы

Фронтальная, индивидуальная

Активные действия учащихся при решении одного иррационального уравнения разными способами, при изучении разных подходов к решению уравнений в зависимости от вида иррационального уравнения. Использование самостоятель-ности в добывании знаний и овладении способами действий. Знания и умения, которые приобрели учащиеся. Проговариваются основные выводы, теория представлена в системе; доступна как аудиалам, так и визуалам, и кинестетикам. Представлены образцы решения уравнений.

4. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознан-ости усвоения нового учеб-ного материа-

ла; выявление пробелов и неверных представле-ний и их коррекция.

(10 минут)

Учащиеся отвечали на вопрос учителя: “Почему данное уравнение не имеет корней”. Предложено было 6 уравнений. При фронтальной работе ученики грамотно, обоснованно, аргументировано отвечали на поставленный вопрос, дополняли, уточняли, исправляли ответы одноклассников. Один ученик решал предложенное уравнение на доске методом возведения в квадрат дважды, уединив при этом радикал. Работа учащихся в группах по 4 человека по выполнению заданий двух видов. Все учащиеся активно участвовали в обсуждении.

Беседа, упражнение, выполнение учебного задания, алгоритмизация, создание ситуации успеха, волевые методы; познавательные, практические, логические методы; самоуправление; социальные методы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Усвоение сущности новых способов решения иррациональных уравнений на репродуктивном и конструктивном уровнях. Хорошее качество ответов учащихся.

Работа в группах дала возможность всем учащимся проговаривать новый материал, участвовать в обсуждении решения уравнений, использовать знания, умения, навыки, сформированные ранее.

5. Подведе-ние итогов урока.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наме-тить перспек-тиву после-дующей работы.

(2 минуты)

Проверка усвоения основного материала во фронтальной беседе. Анализ и оценка успешности достижения цели, перспективы последующей работы при изучении темы. Учитель отметил, что тема намеренно раскрыта не полностью и предложил учащимся найти ещё другие способы решения иррациональных уравнений в пособиях по математике. Ребята сформулировали выводы из теории, которую сегодня узнали. Учитель оценил работу класса.

Словесные, эмоциональные методы; оценка практической значимости содержания обучения, прогнозирование будущей деятельности; логические методы

Фронтальная

Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Чёткость и краткость этапа.

6. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

(2 минуты)

Учащиеся провели самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы:

1) что на уроке было главным;

2) что на уроке было интересным;

3) что нового сегодня узнали;

4) чему научились?

Учащиеся оценивали успешность своей деятельности, отыскивали причины, приведшие к успеху и неудачам. На один и тот же вопрос отвечали несколько учащихся. Учитель наравне с учащимися высказывал своё мнение.

Рефлексия деятельности и поведения, словесные методы, социальные методы

Фронтальная, индивидуальная

Открытость некоторых учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Не все учащиеся готовы правильно оценить свою работу на уроке, последовательно и чётко изложить свои мысли. Чувствуется собранность учителя, рабочий настрой учащихся. Речь учителя грамотная, эмоциональная. Обстановка на уроке доброжелательная, что располагало учащихся к рефлексии.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания

цели, содер-жания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствую-щих записей.

(2 минуты)

Учитель обсуждает с учащимися вопрос о том, что должно содержать домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. Домашнее задание предложено на выбор: 1) решить уравнения, которые записал учитель (5 уравнений); 2) подобрать или придумать иррациональные уравнения. Также дано индивидуальное задание для желающих: найти ещё другие способы решения иррациональных уравнений.

Словесные, наглядные, эмоциональные, познавательные методы

Фронтальная, индивидуальная

Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Соответствие содержания домашнего задания уровню обученности учащихся, т.к. оно осознано всеми учащимися в процессе обсуждения.

АНАЛИЗ УРОКА – ЛЕКЦИИ В 11 КЛАССЕ (физико-математический профиль) по теме “СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ” (45 минут).

Триединая дидактическая цель (ТДЦ)урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Чётко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Но в постановке воспитательных целей не было чёткости, так как трудно воспринималась учащимися, например такая цель как формирование ценностного отношения к математическим понятиям. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. образовательные цели были операциональны, так как точно определили, что учащиеся должны усвоить различные способы решения иррациональных уравнений и должны научиться применять их в соответствии с заданным уравнением. Эти цели были определены и находились в зоне ближайшего развития каждого ребёнка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учётом индивидуальных особенностей учащихся (аудиалы, визуалы, кинестетики).

Реальные результаты– на уроке активно участвовали все учащиеся (на репродуктивном, конструктивном уровнях) (запись лекции, обсуждение, работа в группах, рефлексия).

Ответы учащихся на уроке в основном были положительные.

Тип урока– урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа. Включает следующие этапы урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задача выполнена полностью. Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи.

Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу, который проходил с 5-ой по 30-ю минуту – положительно продуктивная часть урока. На этапе было обеспечено восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня, частично были использованы задания творческого уровня. Все аспекты ТДЦ урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы: словесные, наглядные, практические, логические, опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.

Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.

Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.

Формы организации познавательной деятельностисоответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.

Методы обучения, используемые учителем, были разнообразны (словесные, наглядные, практические, логические и другие) и способствовали лучшему усвоению учебного материала.

Для домашнего задания было предложено на выбор два задания, одно из которых требовало творческого подхода. Также было дано индивидуальное задание. Всё это способствовало изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития.

Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.

Рекомендации:

  1. Более тщательно отбирать и дифференцировать материал для учащихся разных уровней, включённый в содержание урока – лекции.
  2. Планировать проведение урока – лекции на двухчасовое занятие, так как за один урок изучается не очень большой объём нового материала.

Литература:

  1. В.В.Пикан Управление вариативным образованием в школе: Монография. – М.: АПКиППРО, 2005 г.
  2. Т.И.Шамова, Ю.А.Конаржевский Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления. – М., 1983 г.