VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

VI Вопросы к экзамену

Студент может быть допущен к экзамену при условии выполнения им всех заданий контрольной работы, а также положительных оценок на семинарских занятиях.

Представленный ниже перечень вопросов к экзамену отражает содержание всего курса. Способ организации и проведения экзамена может быть различным: традиционным (по билетам), активным (методом деловой игры), экспресс-диагностическим (блиц-опрос по всему курсу), тестовым. Вне зависимости от формы проведения экзамена знания студентов могут быть выявлены в любой из них.

 

Вопросы к экзамену

 

1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.

2. История становления педагогической психологии.

3. Предмет и задачи педагогической психологии.

4. Специфика методов исследования педагогической психологии.

5. Сравнительный анализ и содержательное обобщение понятий: учение, обучение, научение, обучаемость, учебная деятельность.

6. Виды научения.

7. Механизмы научения.

8. Факторы успешности научения.

9. Психологическая структура учебной деятельности.

10. Психолого-педагогические требования к содержанию учебной деятельности.

11. Формы и методы организации учебной деятельности.

12. Понятие о педагогических технологиях.

13. Активные методы обучения.

14. Структура деятельности субъектов образовательного процесса.

15. Сравнительный анализ психологической структуры учения и обучения.

16. Сравнительный анализ психологической структуры учебной и профессиональной деятельности.

17. Мотивы учебной деятельности. Произвольная мотивация (В.А.Иванников).

18. Развитие мотивации учебной деятельности школьников.

19. Развитие мотивации учебной деятельности студентов.

20. Проблема взаимообусловленности обучения, развития и воспитания.

21. Проблемы педагогического общения.

22. Развитие личности в обучении.

23. Организация и управление межличностным взаимодействием в учебной деятельности.

24. Сензитивность в обучении и развитии. Особенности обучения младших школьников.

25. Особенности обучения и воспитания школьников подросткового возраста.

26. Специфика обучения и воспитания старшеклассников.

27. Проблемы обучения студентов.

28. Проблемы обучения взрослых.

21 стр., 10428 слов

Принципы обучения психологии

... психологического познания и их культивирования. Обучение психологии фактически должно иметь дело преимущественно со сложными видами мысли­тельной деятельности — формальным и неформаль­ным. ... форм и средств обучения, определения акцентов в подготовке педагога — преподавателя психологии Принципы обучения психологии   Принципы обучения - это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно ...

29. Основные дидактические принципы экспериментальной системы обучения Л.В.Занкова.

30. Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

31. Теория содержательного обобщения: виды обобщения в обучении (В.В.Давыдов).

32. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

33. Концепция проблемного обучения А.М.Матюшкина.

34. Принцип проблемности в обучении.

35. Классификация проблемных ситуаций (А.М.Матюшкин).

36. Теория контекстного обучения А.А.Вербицкого.

37. Развитие мотивации в контекстном обучении.

38. Проблемы программированного обучения (Б.Ф.Скиннер).

39. Развитие профессиональной деятельности педагога.

40. Психологические требования к личности педагога. Профессионально важные качества педагога.

 

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, — М., 2013.

2. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, — СПб., 1999.

3. Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Перевод с англ. – М., 2002. – 572 с.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов, — М., 1998.

5. Теории учения. Хрестоматия./Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской, — М., 1996.

6. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб., 2004. – 474 с.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, — СПб., 1998.

Дополнительная литература

 

8. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. – М., 1994.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. /Под ред. А.А.Бодалева и Б.Ф.Ломова, М., 1980.

10. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие., М., 2006. – 184 с.

11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986.

12. Бине А. Измерение умственных способностей. – СПб., 1998.

13. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

14. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

15. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983

16. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1992

17. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение./ Монография. – М., 1999. – 75 с.

18. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. – М., 2000. – 200 с.

19. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1999. – 536 с.

20. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

21. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002. – 400 с.

22. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М., 1992

23. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб., 1997. – 608 с.

24. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, – М., 1972.

25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

11 стр., 5419 слов

Средства обучения и педагогического контроля

... обучение педагогический контроль Объектом нашего исследования является педагогический процесс в целом. Предметом исследования выступают средства обучения и педагогического контроля. Цель исследования: рассмотреть понятия средств обучения и педагогического ... четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят оценки ...

26. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. – М., 1998.

27. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М., 1997.

28. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

29. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963.

30. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М., 1986.

31. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – 144 с.

32. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.,1986.

33. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, — 2-е изд., расш., испр., доп., — Ростов н/Д., 1998.

34. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии, — М., 1972

35. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя, — Л., 1985.

36. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности, — Л., 1970.

37. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых, — М., 1985.

38. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследования познавательной деятельности учащихся вечерней школы, — М., 1977.

39. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, — М., 1979.

40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, — М., 1981.

41. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991. – 296 с.

42. Маркова А.К. Психология труда учителя, — М., 1993.

43. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, — М., 1983.

44. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, — М., 1990.

45. Матюшкин А.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе, — М., 1977.

46. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, — М., 1986.

47. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, — М., 1975.

48. Минияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя, — Самара, 1996.

49. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб., 2003. – 536 с.

50. Педагогические технологии: Учебное пособие/Под общей ред. В.С.Кукушкина. – Ростов н/Д, 2002. – 320 с.

51. Петровский В.А. Психология воспитания, — М., 1995.

52. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, — СПб., 1997.

53. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка, — СПб., 1997.

54. Пономарев Я.А. Психология творчества, — М., 1976.

55. Потребности и мотивы студентов в учебной деятельности / Отв. ред. Ю.М.Орлов, — М., 1976.

56. Практикум по дидактике и современным методикам обучения./ А.В.Хуторской. — СПб., 2004. -541 с.

57. Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник…, М., 1997.

58. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В.Брушлинского, — М., 1997.

59. Психология: Биографический библиографический словарь. / Пер. с англ. – СПб., 1999.

60. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса, — М., 1996.

21 стр., 10221 слов

Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве

... мягко, с особой деликатностью в процессе общения с людьми, через педагогическую деятельность и пропаганду юридических знаний. Овладение профессией адвоката предполагает высокий уровень ... методы психологического воздействия на окружающих его людей. Средствами воздействия в психологии традиционно считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, внушение, изменение окружающей ...

61. Психология, Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского и м.Г.Ярошевского, 2-е изд., — М., 1990.

62. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной, — М., 1991.

63. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся, — М., 1990.

64. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика, — Ростов н/Д, 1996.

65. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования, — М., 1958.

66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т. 2, — М., 1989.

67. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей, — М., 1996.

68. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство), — СПб., 1998.

69. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения, — М., 1987.

70. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, — М., 1990.

71. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя, — М., 1995.

72. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления общеобразовательным процессом. Учебное пособие, — М., 1997.

73. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин, — Минск, 1998.

74. Солсо Р.Л. Когнитивная психология, — М., 1996.

75. Стоунс Э. Психопедагогика, — М., 1984.

76. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ, — М., 1980.

77. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе, — М., 1983.

78. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, — М., 1984.

79. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т., — М., 1950.

80. Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой, — М., 1982.

81. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении, 1984.

82. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования, — М., 1997.

83. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя, — М., 1998.

84. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.Ильясова, В.Я.Ляудис, — М., 1981.

85. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А.И.Красило, А.П.Новгородцева, — М., 1995.

86. Хрестоматия по психологии. / Сост. В.В.Мироненко, — М., 1987.

87. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие. / Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе, — М., 1996.

88. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы, — М., 1993.

89. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей, — М., 1994.

90. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, — М., 1993.

91. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников, — М., 1972.

92. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды, — М., 1989.

93. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников, — М., 1980.

94. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов, — М., 1994.

14 стр., 6604 слов

Глава 6.Психология трудовой деятельности и познавательные процессы

... объективного мира, являются предметом исследования психологии и, в частности, психологии труда. В трудовой деятельности они отражают условия и содержание труда, определяют ... на изучении физиологии головного мозга. Однако проблемы психологии нельзя свести только к изучению высшей нервной деятельности. Психические явления, представляющие собой субъективное отражение ...

 

Периодические издания

1. Вопросы психологии

2. Вопросы психологии экстремальных ситуаций

3. Журнал практического психолога

4. Журнал прикладной психологии

5. Конфликтология

6. Культурно-историческая психология

7. Международный журнал социальных наук РАН (ЮНЕСКО)

8. Мир психологии

9. Молодежь и общество

10. Психологический журнал

11. Сотис: социальные технологии; исследования

12. ЧФ: Социальный психолог

 

Интернет-ресурсы:

1. http://flogiston.ru/library – классические труды по психологии;

2. http://www.psychology.ru/library – каталог текстов по психологии, классические авторы;

3. http://www.psychology-online.net – психологические статьи и материалы.