Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волжская государственная академия водного транспорта
Кафедра философии и социальных наук
С.В. Грибанов, А.Н. Шиндин
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методическое пособие
для бакалавров технического вуза
Нижний Новгород
Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»
2009
УДК 159.9
Г82
Рецензент:
Э.Ф. Звёздкина – доктор философских наук, профессор.
Грибанов, С.В.
Социально-психологические аспекты формирования и развития личности : учеб.-метод. пособие / С.В. Грибанов, А.Н. Шиндин. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 28 с.
Представлены теоретические и практические материалы для самостоятельной работы по дисциплине «Социальная психология». Предназначается для бакалавров технических высших учебных заведений.
Работа рекомендована к изданию кафедрой философии и социальных наук (протокол № 6 от 27.01.2009 г.).
Участие авторов:
С.В. Грибанов – часть I и III; А.Н. Шиндин – часть II.
© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009
I . Социально-психологические теории личности
Слово «личность» можно рассматривать как производное от: «лик» («облик»), «лицо», «личина». Понимание личности как «лика» связано с представлением об индивидуальных (биологических, генетических) характеристиках того или иного человека (конституция человека, тип нервной системы и т.д.).
«Личина» в русском языке означает маску, т.е. подчёркивает типическое (усреднённое) в личности. Тем самым, сама этимология слова ориентирует исследователя на рассмотрение как психологических, так и социальных аспектов «личности».
Личность формируется в результате взаимовлияния биологических (врожденных) характеристик психики индивида и его социального опыта. Поскольку человек уже с момента рождения оказывается в системе разнообразных социальных связей, практически невозможно разделить биологические и социальные детерминанты его будущей личности. Генетически обусловленные черты психики (пол, темперамент, природные задатки) определяют усвоение социального опыта. Последний, в свою очередь, призван преобразовать врожденные черты.
20. Теории личности и практика психологического консультирования
... – система психол защит: вытеснение, интеллектуализация, проекция и т.д. 5) Способ психологической поддержки личности. Найти ответ – где и когда впервые был сформирован конфликт, чтобы ... продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из ...
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в том, что он:
1) объясняет механизмы социализации личности;
2) раскрывает ее социально-психологическую структуру;
3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.
С точки зрения общепсихологического подхода личность рассматривается как некая данность – вне определяющих прошлых влияний и вне актуальных взаимоотношений с другими людьми.
Специфика социальной психологии личности связана:
Во-первых , с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы. В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.
Во-вторых , социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.
В-третьих , социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.
В-четвертых , социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т.е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.
Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности, акмеологический подход (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).
5 интеркационистские теории в социальной психологии
... Зиммелем, Т. Парсонсом Опираются на социально-психологические концепции Дж.Мида, связанные с понятие роль, введенным им в обиход социальной психологии. Основная идея Проблема связи индивидов ... компонент — self («самость» человека, личность, личностное я) — представляет собой совокупность импульсивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие. Личность у интеракционистов понимается как ...
Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
Один из основателей гуманистической психологии , А.Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться. Конкретизировав это утверждение А. Маслоу, американский ученый Э. Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй – манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализаторы, с одной стороны, и манипуляторы – с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес к ним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.
Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других – как манипуляторы, Э. Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное – форму выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя из этого, Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов:
— «диктатор» – для него в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения;
— «тряпка» – кажущаяся бесконечная игра в поддавки;
— «калькулятор» – холодная расчетливость;
— «прилипала» – имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке;
— «хулиган» – терроризирование окружающих в своих интересах;
— «славный парень» – разыгрывание «своего в доску» человека;
— «судья» – демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции;
— «защитник» – лицемерное разыгрывание роли защитника.
Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы – мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не предполагает абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В.Н. Мясищев, психологическими.
Психоаналитическая ориентация в социально-психологической теории имеет глубокие корни, уходящие в творчество «отца психоанализа» З. Фрейда, а также в теорию инстинктов социального поведения В. Макдугалла, книга которого «Введение в социальную психологию», вышедшая в 1908 г., ознаменовала окончательное утверждение социальной психологии в качестве самостоятельной дисциплины.
Основное положение теории Макдугалла состоит в следующем: целенаправленные влечения интуитивного характера, субъективно представленные эмоциями, влияют на индивидуальное сознание и, в конечном счете, определяют как социальное поведение индивида, так и структуру общества.
К психоанализу Фрейда восходят исторические корни психодинамических теорий личности. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня – сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об этом спрашивают. Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основных вида врожденного влечения: «эрос», т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и «танатос» – разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу: «цель», т.е. желание незамедлительного удовлетворения; «объект», посредством которого достигается удовлетворение; и «источник», т.е. орган, с которым он связан, например гениталии в случае полового инстинкта. Если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного «Я». Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на «Я» и стать причиной суицида.
Многие западные исследования социальной психологии личности в течение всего ХХ в. были ориентированы именно на психоаналитические концепции представителей разных школ этого направления (среди них – Адлер, Юнг, Шутц, Фромм, Хорни и др.).
Помимо психоаналитического, социальная психология личности испытала влияние двух других наиболее распространенных в ХХ в. теоретических направлений психологии: необихевиоризма (Доллард, Бандура, Тибо, Келли) и когнитивизма (Левин, Фестингер, Осгуд).
Необихевиоризм полагал социальное поведение детерминированным стимулами, положительно («пряником») или негативно («кнутом») «подкрепляющими» его. Индивид просчитывает количество «пряников» и «ударов кнута», прежде чем совершить действие. Он принимает во внимание не только собственный, но и чужой опыт. Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма* , неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией о мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, а также Павловского учения о высшей нервной деятельности, необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
Когнитивный подход , возражая как против излишнего, с его точки зрения, интуитивизма психоанализа, так и против бихевиорального механицизма, пошел гораздо дальше необихевиоризма в утверждении решающей роли рационального знания в социальном поведении субъекта. Специфика основной объяснительной модели психического в когнитивизме заключается в идее о том, что все поступки и действия индивида совершаются ради построения связной, непротиворечивой картины мира в его сознании. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида, которые поддаются рациональному (т.е. логически непротиворечивому) описанию.
Несмотря на историческое соперничество психоанализа, необихевиоризма и когнитивизма, в настоящее время наблюдается тенденция взаимопроникновения их идей. Социальная психология личности обогащается результатами исследований в русле всех трех теоретических направлений, дополняющих и уравновешивающих друг друга.
Контрольные вопросы
1. Назовите проблемы, которые изучает социальная психология?
2. Назовите основные социально-психологические проблемы личности?
3. В чём заключается сущность процесса социализации личности?
4. Назовите основные отличия межличностных отношений от социальных (общественных).
5. В чём состоит отличие социально-психологического анализа проблем личности от общепсихологического?
6. Назовите направления психологии, наиболее сильное влияние которых испытала на себе социальная психология личности в XX веке.
Практическое задание
Социально-психологическая характеристика личности в группе
Перед вами протокол опыта с перечнем качеств личности:
№ |
Положительные качества |
П |
Н |
С |
Отрицательные качества |
1 |
Доброжелательный |
Недоброжелательный |
|||
2 |
Общительный |
Замкнутый |
Окончание
№ |
Положительные качества |
П |
Н |
С |
Отрицательные качества |
3 |
Уравновешенный |
Вспыльчивый |
|||
4 |
С чувством юмора |
Скучный |
|||
5 |
Честный |
Лживый |
|||
Итого (Л) |
|||||
6 |
Дисциплинированный |
Недисциплинированный |
|||
7 |
Активный |
Пассивный |
|||
8 |
Опытный специалист |
Неопытный |
|||
9 |
Трудолюбивый |
Ленивый |
|||
10 |
Добросовестный |
Недобросовестный |
|||
Итого (Д) |
|||||
Общая сумма оценок (Л+Д) |
Вам необходимо выполнить три задания:
Представьте себе, что вам предстоит работать в студенческом отряде. Выберите из числа знакомых вам студентов наиболее предпочитаемого в качестве сотрудника по совместной работе и оцените его качества в столбце П.
Из числа знакомых вам студентов выберите наиболее не предпочитаемого в качестве сотрудника и оцените его в столбце Н.
В столбце С дайте оценку самому себе
Цель: ознакомиться с методикой исследования оценочных стереотипов восприятия и понимания людьми друг друга в совместной работе и общении.
Обработка результатов:
Оценку необходимо выставлять по 10-балльной системе за качества, помещенные в левой части протокола. Полярные качества в правой части приведены для контраста. Качество оценивается количественно по десятибалльной системе. Это качество присуще оцениваемому:
в высшей 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 совершенно
степени в средней степени не присуще
После выполнения протокола подсчитайте суммы баллов по столбцам и высчитайте индексы оценочной биополяризации сотрудников и самого себя: АСOобщ, АСОд (деловое), АСОл (личностное) и др.
Рассчитываются четыре индекса оценочной биополяризации сотрудников:
1) по личностному качеству (1–5 качества в протоколе): АСОл = Пл – Нл;
2) по деловым качествам (6–10): АСОд = Пд – Нд;
3) суммарный индекс АСOобщ = Побщ – Нобщ;
4) индекс оценочной биополяризации самого себя ОСС = Побщ – – Собщ.
Чем выше индекс оценочной биополяризации (т.е. чем больше разность между суммой оценок предпочитаемого и не предпочитаемого сотрудников), тем критичнее, категоричнее оценочные суждения индивида о других людях, тем консервативнее и эмоциональнее его оценочные стереотипы, тем больше может быть его склонность к проявлению авторитарных методов руководства и доминантности в общении с другими людьми. Различия в величине АСОл и АСОд могут свидетельствовать о предпочтительности для испытуемого деловой или межличностной ситуации общения. Так, если у испытуемого АСОл равен 6 баллам, а АСОд – 25 баллам, то это означает, что в ситуации совместной работы или общего дела он более склонен проявить повышенную критичность и категоричность в оценочных суждениях при восприятии партнера, нежели в ситуации межличностного общения. Можно предположить, что данный испытуемый сильнее ориентирован на дело, чем на межличностные отношения.
Интерпретация индекса предполагает, что чем выше величина ОСС, тем ниже самооценка индивида при восприятии самого себя в качестве партнера по общению и сотрудника по совместной деятельности в сравнении с выбранным эталоном предпочитаемого сотрудника. Величины ОСС, близкие к нулю, свидетельствуют об адекватности самооценки, а величины со знаком минус – о завышенной самооценке. Следовательно, образ предпочитаемого сотрудника может служить для человека своеобразным «социальным зеркалом», смотря в которое он получает возможность совершенствовать самооценку и самоконтроль.
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия : Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М. : 2001.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект – Пресс, 2002. – 363 с.
3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М. : 2001.
4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М. : Университет, 2000. – 336 с.
5. Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
6. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – СПб., 1999.
7. Аллахвердов, В.М. Психология / В.М. Аллахвердов и др. / М. : Проспект, 2000. – 584 с.
8. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.
9. Социальная психология. Программа и методические рекомендации. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. – 95 с.
II . Психология общения
как одна из сторон реализации личности
В поисках средств гуманитаризации образования мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. С этим связан растущий интерес к человекознанию, составляющему фундамент личности. Поэтому акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого обучаемого. Следовательно, характер учебно-воспитательного процесса изменяется в сторону ориентации на личность студента, его индивидуальные возможности, способности, интересы.
Образовательная деятельность по своей сути является деятельностью, которая строится по законам общения. Общение – основа, неотъемлемый элемент труда преподавателя, студента, руководителя. Лекция, семинар, практическое занятие, экзамен, внеучебная работа – это, прежде всего общение, общение со студентами, с коллегами, с администрацией.
Наш личный взгляд на мир и самих себя в нем влияет на наше поведение, стратегию построения своих отношений с окружающим миром и наоборот. Эта взаимозависимость используется при построении занятий и позволяет объединить растущего человека с обществом. Поскольку человек включен в мир, то его невозможно понять при абстрактном изучении вне системы отношений с этим миром. Без освоения всей системы мы никогда не поймем причин и вероятных последствий человеческого поведения. Очевидно, что мы не можем вести себя внутри социума как организованной структуры абсолютно независимо – так, как мы вели бы себя, будучи совершенно изолированными от этой структуры, ее влияния. Любая организация определяется подчиненностью ее элементов какой-то системе отношений. Следовательно, на свободу поведения отдельных элементов организации накладывается ограничение. Понимание ограничений и требований, предъявляемых обществом одному человеку, является необходимым условием развития этого человека и, как это ни парадоксально, его собственной свободы.
Когда общество, учебные заведения формируют систему сопровождения и поддержки жизненного пути подрастающего человека, следует понимать, что задача этого сопровождения состоит не только в передаче знаний. Освоение обучаемым культуры, формирование у него соответствующих норм имеет большую ценность, но важно также студенту научиться на каждом новом отрезке его жизни решать свои проблемы лучше, чем раньше. Тогда психологическое знание даст ему большую стабильность во всей жизни. Преподаватель показывает методы освоения человеческой культуры, с помощью которых можно найти то или иное знание, классифицировать при первом приближении проблемы, возникающие в человеческом общении. Если педагог будет не простым транслятором знаний, а организатором совместного поиска, аудитория будет воспринимать учебную деятельность на занятиях как естественную часть жизнедеятельности. Тогда обучение становится не насилием над личностью, а ответом на те вопросы, которые ставит перед нею жизнь, и, следовательно, жизненной потребностью.
Психология общения включает как психологические элементы процесса общения (потребности, мотивы, восприятие, понимание, взаимодействие и др.) так и психологические качества субъектов общения (способности, интеллект, волю, эмоции, чувства, темперамент и т.д.).
Проявления психологических свойств в процессе общения и взаимодействия личностей в конкретных ситуациях неоднозначны. Эти проявления зависят от многих факторов, имеющих как природное, так и социально-культурное происхождение.
Содержание общения во многом определяется интеллектом его субъектов. В простом понимании интеллектуальный человек – это умный человек. В более сложной интерпретации интеллект включает целый ряд структурных элементов. Его составляющими являются, прежде всего, внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
Во взаимодействии с окружающим миром человек вынужден сосредоточиваться на отдельных объектах, явлениях, событиях, а в общении – на определенной информации, суждениях, телодвижениях, эмоциональных проявлениях и отключаться от всего остального. Это сосредоточение сознания и деятельности и есть внимание. Его отсутствие и ослабление ведут к рассеянности, забывчивости, невнимательности, что затрудняет целенаправленную деятельность и человеческое взаимодействие.
Внимание бывает непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным).
Непроизвольное внимание возникает под воздействием сильных раздражителей (громкие звуки, шум, яркая окраска, дискомфортная температура, сильный запах, необычные явления, неожиданное поведение людей и т.д.).
Произвольное внимание требует волевых усилий. В общении это внимание предполагает деятельность органов слуха, зрения, запоминающих отделов головного мозга.
В процессе воспитания и самовоспитания внимание может трансформироваться в личностное качество – внимательность, которое имеет не только психический, но и этический характер. Внимание в этическом смысле предполагает внимательное отношение к преподавателям, студентам, коллегам, сотрудникам, своему поведению, речи, одежде и т.д.
Интеллектуальная деятельность невозможна без памяти. Память представляет собой процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком обстоятельств своей жизни, накопленного опыта, информации, полученной при общении с другими людьми и при взаимодействии с природой. Хорошая память дает значительные преимущества в различных контактах и отношениях, особенно в образовательной деятельности. Память бывает эмоциональная, или память на чувства, двигательная, или память на движения (трудовое уменье, игровые навыки и т.д.), образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), смысловая или словесно-логическая. Для более эффективного общения наиболее важна смысловая, зрительная, слуховая память. Преимущество имеет также долговременная память.
В процессе общения его субъектам приходится осуществлять активную мыслительную деятельность. Она направлена, прежде всего, на поиск путей и средств достижения поставленных целей, принятие оптимальных решений, улучшение взаимодействия преподавателей и студентов и т.д. Мышление, как и восприятие, и память, есть отражение окружающего реального мира. Но если первые два элемента интеллекта отражают действительность при помощи чувств, то мышление предполагает выяснение связей внутри данного явления, а также между этим явлением и внешней средой. Мышление – это процесс опосредованного (без участия органов чувств) отражения действительности, предполагающий познание и созидание нового. Мыслительный процесс имеет две важнейшие стороны: анализ и синтез. Анализ предусматривает расчленение познаваемого явления на отдельные части, выделение в нем элементов, свойств, связей. Синтез – это объединение выделенных в ходе анализа частей в одно целое. Анализ и синтез – тесно связанные между собой процессы.
Мышление трудно представить без языка. Он дает возможность отделять от предметов и явлений присущие им свойства и мысленно оперировать этими свойствами, судить о них, устанавливать связи и отношения между явлениями и делать умозаключения, т.е. на основе одного или нескольких исходных суждений выводить новые суждения. Благодаря языку мысль не исчезает сразу же после появления, а может фиксироваться, сохраняться, передаваться другим людям, ретранслироваться от поколения к поколению.
Для эффективности общения важны гибкость и быстрота мышления, самостоятельный и творческий его характер, умение выделять в явлениях и проблемах наиболее существенное. Большое значение имеет способность делать обобщения и выводы, находить новые подходы к решению задач, стоящих перед субъектами общения.
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регулирование совместной деятельности).
Общение в образовании – это, прежде всего, коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога и студента, а эффективность коммуникации зависит от многих условий: обеспечение положительной мотивации при передаче информации, ее понимание и принятие, привлечение внимания, вызывание интереса к теме общения и т.д.
Перцептивная функция общения очень важна и непроста в реализации, т.к. и для преподавателя, и для студента особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремительно изменяется объект познания – развивающаяся личность. Понять психические особенности преподавателей, студентов, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации помогают психолого-педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности, анализ произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами – управление деятельностью студентов. Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на занятиях, успешность тренировки, творческой внеучебной работы, обеспечивает положительный результат взаимодействия.
Стиль общения преподавателя и студентов – категория социально и нравственно насыщенная, т.к. в нем выражены индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия обучающего и обучаемых.
Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности студента, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения, в открытости контактов. Имеет место и стиль общение – дистанция, который начинающие педагоги часто используют для самоутверждения в студенческой среде.
Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение – устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение – заигрывание, основанное на желании нравиться студентам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение – превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над студентами; он не чувствует их, мало интересуется своими отношениями с ними, поглощен собой.
Для того чтобы сделать общение эффективным, необходимо обратить внимание на его педагогические аспекты. Особенно ценным является умение использовать обратную связь. Любая обратная связь должна информировать обучаемого, что он действует правильно и, следовательно, может продолжать в том же духе. Одновременно он, благодаря подкрепительному действию успеха, начинает действовать с большей уверенностью. Положительная обратная обеспечивает функцию поддержки, но что именно поддерживать в первую очередь и как эту поддержку выражать – это особый вопрос.
В этом процессе необходимо учитывать особенности психологии студенческого возраста (в среднем 17–23 г.).
Это возраст расцвета физического и умственного развития человека. Но расцвет – еще не зрелость. В этом возрасте наблюдаются развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения, проявление максимализма, эгоцентризма, преобладание совершения поступков над их обоснованием, безразличное отношение к опыту других людей, стремление к независимости, самостоятельности и т.п.
Но вместе с самоуверенностью возникает неуверенность в своих возможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности, негативизме. Наряду с любознательностью, стремлением к новому имеют место отрицание и скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Поэтому педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться, руководить.
Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе студентов.
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению студентов, поддерживает их право на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения – увещевания, уговоры.
Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности. Искусству общения надо учиться, но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, не любит тех, кого учит, не любит профессию.
Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах – уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, совести, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу отношений между людьми, особенно между преподавателем и студентом.
Вместе с тем в человеческом взаимодействии, в том числе и в учебном процессе, мы видим специфическое поведение, обусловленное особенностями той или иной профессии, национальными (этническими) традициями. В культурной среде обучения и воспитания общее и особенное учитываются, сочетаются, гармонизируются. Нравственно воспитанный человек не будет пренебрежительно или презрительно относиться к представителям якобы не престижных профессий, к обычаям других народов. Во избежание недоразумений и обострения отношений профессиональные нормы и правила, а также национально-культурные особенности общения необходимо знать и соблюдать.
Добро и зло – показатели нравственности в любой деятельности. Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. Если первое понятие в моральном смысле носит положительный заряд, то второе – отрицательный. В отношениях преподавателя и студента категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях. Как в общении в целом, так и в обучении, в частности, важное место издавна занимало «золотое правило нравственности». Суть его выражена в Евангелии от Матфея словами: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (Гл. 7. Ст. 12).
Исходя из этой мудрости, человек вправе ожидать от других такого отношения к себе, какое он проявляет во взаимодействии с партнерами по общению.
Знание психологических аспектов общения позволяет, прежде всего, правильно общаться, постоянно координировать свое поведение с нравственными общечеловеческими принципами и нормами – уважение человеческого достоинства, честь, благородство, порядочность, совесть, корректность, чувство долга, точность и др. Собственно, они составляют нравственную основу отношений между людьми, особенно между преподавателем и студентами, позволяют реализовывать себя как личность.
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя психология общения?
2. Что такое внимание, его виды?
3. Что такое память, ее виды?
4. Назовите функции общения.
5. Какие вы знаете стили общения?
6. Назовите основные стили руководства.
Практическое задание
Социально-психологическая характеристика личности в группе
Выберите двух людей из вашей социальной группы, которых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отношение к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение).
Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже:
Отрицательные качества |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Положительные качества |
|
Плохой |
Хороший |
|||||||
Неприятный |
Приятный |
|||||||
Непривлекательный |
Привлекательный |
|||||||
Ненужный |
Нужный |
|||||||
Бесполезный |
Полезный |
|||||||
Нежелательный |
Желательный |
|||||||
Неважный |
Важный |
|||||||
Незначимый |
Значимый |
|||||||
Несущественный |
Существенный |
|||||||
Грубый |
Мягкий |
Цель: определить эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый.
Обработка результатов:
Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части рисунка. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.
Библиографический список
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие : социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – М. : 1990.
2. Бодалев, А.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев. – Рязань, 1994.
3. Бородина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бородина. – М. : Инфра, 2004. – 294 с.
4. Браун, Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – СПб. : Питер, 2000. – 192 с.
5. Кузнецов, И.Н. Технология делового общения / И.Н. Кузнецов. – М. : Ростов-на-Дону, 2004. – 128 с.
6. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев : 1990.
7. Петрова, Н.И. Культура делового общения как мотивация деятельности личности : учеб. пособие / Н.И. Петрова. – Н. Новгород : 1999. – 27 с.
8. Аверченко, Л.К. Психология и педагогика / Л.К. Аверченко [и др.]. – М. – Новосибирск : Инфра-М-НГАЭ и У, 2000. – 174 с.
9. Шкуратов, И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция / И.П. Шкуратов. – Ростов : 1990.
III . Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов является внеаудиторной работой по изучаемому курсу. Она включает как подготовку к практическим (семинарским) занятиям, так и изучение 10% содержания курса, не вошедшего в аудиторную работу. Далее предлагается примерный перечень заданий по самостоятельной работе студента, не вошедший в рассмотрение в аудиторной работе, но усвоение которого требуется ГОС ВПО. В данном перечне предлагаются контрольные вопросы по изучаемой теме, работа с которыми может проходить по одному из видов внеаудиторной работы.
Виды внеаудиторной работы:
– составление развернутого (или сокращенного) плана основных положений мыслей изучаемой концепции, теории научного труда;
– иллюстрация основополагающих тезисов изучаемых психологических теорий конкретными примерами из первоисточников;
– рецензирование книг, статей по проблеме;
– сравнительный анализ психологических терминов и понятий по заданию преподавателя в психологических словарях;
– творческие задания (кроссворды, сочинения, наглядный материал, веб-сайты);
– составление тестового материала для компьютерной диагностики по теме.
Форма отчетности:
– микрозачет по контрольным вопросам;
– творческое сочинение;
– решение кроссворда;
– представление изученного материала в схематичной форме;
– тест-опрос;
– воспроизведение конспекта.
Виды работы и формы отчетности по каждой теме СРС указываются преподавателем.
Темы для самостоятельного изучения
Тема 1. История развития психологического знания
и основные направления в психологии
Контрольные вопросы
1. Каковы основные характеристики необихевиористской ориентации?
2. В чем состоят особенности когнитивистской ориентации?
3. В чем заключается специфика психоаналитической ориентации?
4. Что лежит в основе интерактивистской ориентации?
Терминологический словарь: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм.
Дополнительная литература
1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия : Теоретические подходы / Г.М.Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М. : 2001.
2. Ждан, Л.Н. История психологии / Л.Н. Ждан. – М. : 1990.
3. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т.В. Кутасова. – М. : 1994.
4. Шихирев, Н.П. Современная социальная психология в Западной Европе / Н.П. Шихирев. – М. : 1985.
Тема 2. Общение как социально-психологический
феномен. Вербальная и невербальная коммуникация
Контрольные вопросы
1. Что называют уровнями общения?
2. Что понимают под формами общения? В чем заключаются особенности ритуала? Какие особенности имеет времяпрепровождение? Чем отличается игра?
3. Что представляют собой игры транзактного анализа?
Терминологический словарь: транзактный анализ, транзакция, позиция, позиция Родителя, позиция Взрослого, позиция Ребенка.
Дополнительная литература
1. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – Л. : 1992.
2. Джеймс, М. Рожденные выигрывать / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М. : 1990.
3. Ивашов, А.Н. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии / А.Н. Ивашов, Е.А. Заика. – М. : 1991. – № 5.
4. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей / Д. Карнеги. – М. : 1990.
5. Социальная психология / под ред. А.В. Петровского. – М. : 1987.
Примерная тематика рефератов
1. Агрессия и влияющие на нее факторы.
2. Атрибутивные процессы как пример перехода от социального восприятия к социальному познанию.
3. Взаимосвязь между поведением и социальными установками.
4. Влияние людей друг на друга: теория и практика.
5. Методы исследования конфликтов и управление ими.
6. Конфликты в семье и методы их коррекции.
7. Конфликты и пути их разрешения.
8. Межэтнические отношения.
9. Проблема агрессии в социальной психологии.
10. Проблема аттракции в социальной психологии. Факторы, влияющие на аттракцию.
11. Проблема конформности в социальной психологии.
12. Проблема межличностных отношений в различных сферах деятельности человека.
13. Влияние психологической совместимости членов группы на социально-психологический климат группы.
14. Специфика гендерных ценностей в социальных группах (профессиональные, возрастные, этнические).
15. Психоаналитическая концепция массового сознания.
16. Социально-психологические механизмы общения.
17. Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.
18. Социально-психологические регуляторы принятия личностью информации.
19. Профессиональные деформации личности в системе «человек-человек».
20. Формирование установок, ценностей, убеждений, мировоззрения.
Методические рекомендации
по написанию реферативных работ
Реферат по социальной психологии является одним из видов самостоятельной работы студентов по изучению психологии. Данный вид работы способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, расширению круга рассматриваемых проблем, овладению научными методами анализа социально-психологических проблем.
Работая с литературными источниками, не следует ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемой работы, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам автора, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).
Реферируемый источник, списки использованной литературы, а также все ссылки на литературные работы должны быть оформлены по алфавиту с указанием фамилии и инициалов автора, названия источника, места и года издания; для журнальных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, журнала, год издания и номер.
Словарь социально-психологических терминов
1. Атрибуция каузальная (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
2. Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
3. Гипноз (от греч. hypnos – сон) – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипноз возникает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
4. Депривация (от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.
5. Заражение – 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию; 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.
6. Идентификация – 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. 2) Идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.
7. Идентификация внутригрупповая – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
8. Институт социализации – социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.
9. Когнитивная сложность – психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.
10. Контент-анализ – метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.
11. Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
12. Перцептивная защита – разновидность психологической защиты, являющаяся способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
13. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.
14. Предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.
15. Расизм – 1) индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы; 2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.
16. Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
17. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
18. Социальная дискриминация – неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, сопровождающееся ущемлением их прав и достоинства.
19. Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
20. Стереотип социальный (от греч. stereos – твердый, прочный и typos – форма, образец) – обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.
21. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
22. Установка социальная (аттитюд) – субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
23. Фасилитация социальная (от англ. facilitate – облегчать) – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
24. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
25. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
26. Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
27. Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
28. Эффект первичности – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
Оглавление
I. Социально-психологические теории личности…………………… |
3 |
Контрольные вопросы………………………………………………… |
8 |
Практическое задание…………………………………………………. |
8 |
Библиографический список ……………………………………………. |
10 |
II. Психология общения как одна из сторон реализации личности…….. |
11 |
Контрольные вопросы………………………………………………… |
18 |
Практическое задание…………………………………………………….. |
18 |
Библиографический список ……………………………………………. |
20 |
III. Самостоятельная работа студентов………………………………. |
20 |
Темы для самостоятельного изучения……………………………….. |
21 |
Тема 1. История развития психологического знания и основные направления в психологии…………………………………. |
21 |
Тема 2. Общение как социально-психологический феномен. Вербальная и невербальная коммуникация…………………… |
22 |
Примерная тематика рефератов………………………………………. |
22 |
Методические рекомендации по написанию реферативных работ…… |
23 |
Словарь социально-психологических терминов……………………….. |
24 |
Грибанов Сергей Владимирович
Шиндин Александр Николаевич
Социально-психологические аспекты
формирования и развития личности
Учебно-методическое пособие
Печатается по авторскому оригиналу
без редактирования и корректуры
Компьютерная верстка М.Е. Савинова
Подписано в печать 07.09.09.
Формат бумаги 60´84 1 /16 . Гарнитура «Таймс».
Ризография. Усл. печ. л. 1,74. Уч.-изд. л. 1,75.
Тираж 570 экз. Заказ 388.
Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО «ВГАВТ»
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
* Согласно бихевиоризму посредством стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение, манипулировать индивидом. Поведение индивида жестко детерминировано и он в какой-то мере – раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.