5 интеркационистские теории в социальной психологии

№5. Интеракционистский подход в социальной психологии.

План:

  1. Происхождение интеракционизма
  2. Символический интеркационизм
  3. Чикагская и Айовская школы интеракционизма
  4. Ролевые теории
  • Основные подходы к определению роли
  • Классификация ролей
  • Ролевые конфликты
  • Социальная драматургия Гофмана

5. Теории референтной группы.

Название интеракционистской ориентации происходит от по­нятия «интеракция», которое здесь обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в обще­нии, в группе, в обществе.

Наи­более значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником по­служили социально-психологические концепции Джорджа Мида. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социо­логии. Работы представителей интеракционистской ориентации печата­ются как в социологических, так и в психологических журналах. Они служат весьма наглядным примером «социологической соци­альной психологии». Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ори­ентации взяты в основном из социально-психологических концеп­ций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдель­ный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс ин­теракции индивидов в группе, обществе.

В интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления:

1. Символический интеракционизм.

2. Ролевые теории.

3. Теории референтной группы.

Символический интеракционизм.

Наиболее значимым трудом в этой области до сих пор являет­ся работа Дж. Мида «Сознание, личность и общество». Те, кто считает себя представителями данного направления, являются наиболее последовательными выразителями идей и кон­цепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользу­ются такие авторы, как Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др.

Символический интеркационизм.

Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, пред­ставители символического интеракционизма уделяют особенно боль­шое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. об­щению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

... что для всех людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная ...

По мнению Блумера, символический интеракционизм в ко­нечном итоге базируется на трех основных предпосылках:

  1. первая предпосылка указывает, что люди действуют в отношении «ве­щей» на основе значений, которыми для них обладают вещи.
  2. во второй предпосылке утверждается, что значения вещей со­здаются или возникают во взаимодействии с социальным окру­жением.
  3. третья теоретическая предпосылка указывает, что эти зна­чения используются и изменяются в процессе интерпретации че­ловеком окружающих вещей».

Представители символического интеракционизма всячески подчеркивают существование человека не только в природном,физическом, но и в «символическом окружении», а также опос­редствующую функцию символов в процессе социального взаи­модействия. По их мнению, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга, ситуацию общения и дей­ствуют на основе значений, полученных в процессе интеракции. Для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого», т.е. войти в поло­жение того человека, которому адресована коммуникация, и по­смотреть на себя его глазами. В случае более сложного взаимодействия, в котором участвует группа людей, для его успешного осуществления индивиду, вхо­дящему в группу, приходится как бы обобщить позицию боль­шинства ее членов.

Основной тезис символического интеракционизма: индивид, личность всегда соци­альны, т.е. личность не может формироваться вне общества.

Интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: /, те, self.

  1. Первый компонент — I (дословно — Я) — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.
  2. Второй компонент — те (дословно — меня, т.е. каким меня должны видеть другие)— это рефлексивное нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, осно­ванный на учете ожиданий-требований значимых других лю­дей и прежде всего «обобщенного другого».
  3. Третий компонент — self («самость» человека, личность, лич­ностное я) — представляет собой совокупность импуль­сивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие. Личность у интеракционистов понимается как активное творческое существо, которое способно оценивать и кон­струировать собственные действия.

Чикагская и Айовская школы интеракционизма.

Различия двух направлений.

Чикагская школа

Айовская школа

1.Чикагская школа во главе с самым известным учеником Дж. Мида Г. Блумером. — для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь применяе­мые в гуманитарных науках описательные методы, которые выяв­ляют лишь наиболее общие характеристики и тенденции. К таким методам относят изучение документов, различного вида наблю­дения, интервью и т.п.

2. Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет не­повторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным Я и рефлексивным Я, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения дру­гих людей.

3. Для Блумера и других представителей Чикагской шко­лы ролевое поведение, для обозначения которого ими часто ис­пользуется термин «делание роли» («role-making»), представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс.

1.М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей зада­чей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпи­рическим путем

2. М. Кун игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. Личность превращается лишь в рефлексивное Я и поэтому поведе­ние личности (в принципе) можно предсказать на основе интернализованных ожиданий. Кун и его сторонники рассматривают личность как структуру социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей, и при­дают им решающее значение в детерминации поведения личности.

3. Представители Айовской школы предпочитают говорить не о «делании роли», а об «исполнении», «проигрывании» роли или о «принятии роли», фактически исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности.

Критика:

  • социальные связи у интеракционистов сводятся лишь к межличностному общению, а при анализе общения они игнори­руют его содержание и предметную деятельность индивидов.
  • неопределенность большей части используемых понятий.
  • игнорирование роли эмоций в человеческом поведении.

Ролевые теории

Типы ролевых теорий

Структуралистские

Интеракционистские

Истоки происхождения

Основывается на социологических позициях. Закладывались М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом

Опираются на социально-психологические концепции Дж.Мида, связанные с понятие роль, введенным им в обиход социальной психологии.

Основная идея

Проблема связи индивидов и общества, и влияния общества на индивида. Рассматривались объективные стороны ролевых теорий, не затрагивая субъективные.

Рассматривалось понятие роль, изначально заимствованное Мидом из театральной сферы. Использовалось для обозначения ряда феноменов социального поведения, проявление схожего поведения у различных людей в сходных ситуациях. Позже понятие роль разрабатывалось Линтоном. Субъективистский подход к анализу социальных явлений, игнорирование содержательной стороны роли.

Основные подходы к определению роли.

  1. Дж. Мид. Понятие роль заимствовано из театра, не дал определения роли. Использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, таких как проявление схожего поведения у различных людей в сходных обстоятельствах.
  2. Р. Линтон. Разрабатывал статусно-ролевую теорию. Статус – то место, которое индивид занимает в общественной системе. Роль – представляет собой внешнее поведение, является динамическим аспектом статуса. Включает в себя установки, Ценности и поведение, приписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус.
  3. Понятие «социальной роли» активно изучалось в отечественной психологии. Это Социальная функция, неразрывное единство между видом деятельности и соответствующего способа поведения, выработанном в данном обществе, которые в конечном итоге детерминируются местом, занимаемым индивидом в системе общественных отношений.
  4. М.Дойч и Р. Краусс, выделили основные подходы к пониманию роли в социальной психологии:
  • Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
  • Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет себе модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
  • Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Классификация ролей.

  1. Т. Сарбин и В. Ален выделяют формальные и неформальные роли. Формальные роли – подразумевают у участников взаимодействия четких представлений о правах и обязанностях носителей ролей, часто зафиксированных в письменном виде. Неформальные не имеют таких четких представлений.
  2. Т. Шибутани выделили «конвенциональные» роли, т.е. те в отношении которых у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителей ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет таких представлений.
  3. Тибо и Келли ввели деление ролей на «предписанные», т.е. внешне заданные. Не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые», т.е. те которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.
  4. Р. Линтон вводит деление на активные и латентные роли. Индивид может являться носителем многих ролей, но в конкретный момент активно исполнять одну.

Ролевые конфликты.

Это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Бывают межролевые и внутриролевые.

Социальная драматургия Гофмана занимает особую позицию среди ролевых теорий. Наиболее полно идеи И. Гоффмана изложены в его моногра­фии «Представление себя другим в повседневной жизни». Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной термино­логией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на сим­волические формы ролевого поведения. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик ин­дивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых раз­личных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. Сводя весь смысл ролевого поведения, по существу, лишь к созданию определенного впечатления о себе у партнера по взаи­модействию или у «аудитории».

Теории референтной группы.

В работах последователей этих теорий не дает­ся однозначного общепринятого определения референтной группы, однако абсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологи­чески, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная груп­па служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных уста­новок и ценностных ориентации индивида. Авторы: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др.

Термин «референтная группа» был введен Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о соб­ственном имущественном статусе по сравнению со статусом дру­гих людей. Он использовал его для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего ста­туса. Результатом сравнения с референтной группой являлась са­мооценка испытуемым своего статуса.

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозна­чения группы, «к которой индивид причисляет себя психологи­чески» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам». В связи с этим выделялись позитивные и негативные референтные группы. Под первы­ми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых при­нимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной груп­пой считается такая группа, которая вызывает у него стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать.

Окончательное утверждение понятия «референтная группа» связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. Основные идеи М. Шерифа выражены в его книге «Основы социальной психологии». Он подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в «си­стему отсчета» не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей «картины мира». Шериф предложил проводить различие между актуальной группой «член­ства» и референтной группой.

Весьма существенный вклад в разработку проблемы референт­ной группы внес Р. Мертон. Он применил понятие референтной группы в своей работе 1950 г., написанной в соавторстве с А. Китт «Американский солдат». Он предпри­нял попытку объяснить обнаруженное в исследовании различие установок солдат, находившихся в одинаковом положении, имен­но тем, что у них были разные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение и которые служили для них ис­точником формирования определенных социальных установок.

В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он отмечает, что понятием «референт­ная группа» обозначаются два вида различных отно­шений между индивидом и группой. Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептив­ными процессами. На этом основании Келли выделяет две функ­ции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценоч­ную.

Условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной груп­пы не группу членства, а внешнюю группу. Мертон выделяет следующие факторы:

1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую груп­пу, которая, на их взгляд, обладает большей престижнос­тью, чем их собственная.

2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве рефе­рентной группы он выберет внешнюю группу, в которой он рассчитывает иметь более высокий статус.

3. Чем больше социальная мобильность в обществе и, следо­вательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зави­сит от его личностных характеристик

3