Учебно-методический комплекс по дисциплине психология масс

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

(ПГПУ)

Направление подготовки 30 300 «Психология»

Профиль подготовки: «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Пермь

ПГПУ

2013

Рецензент:

(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)

Автор-составитель: доктор психол. наук., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Корниенко Д.С.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология масс» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 30 300 «Психология».

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к базовой части.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов дневного отделения.

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан факультета психологии: _____________ Кирилова Н.А.

Согласовано:

Учебно-методическое управление:

«___» __________________2013 г.

______________________________

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № _______

«___» ________________2013 г.

Зав. кафедрой _______________

Содержание

1. Цель изучения дисциплины: 4

2. Место дисциплины в структуре ООП: 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины: 5

3.1. Принятая структура компетенций 5

4. Объем дисциплины 7

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 8

5. Содержание дисциплины 9

5.1. Программа дисциплины 9

5.2. Содержание семинарских и практических занятий 12

6. Формы и методы обучения 18

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 19

7.1. Методические рекомендации 19

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 20

7.3. План-график самостоятельной работы студентов 20

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 21

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 23

8.1. Основная литература 23

8.2. Дополнительная литература 24

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) 27

8.5. Материально-техническое обеспечение: 28

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации 28

9.1. Содержание и формы проведения входного контроля 28

9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний 29

9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации 31

1. Цель изучения дисциплины:

Роль курса «Психология масс» в системе профессиональной подготовки студентов факультета психологии педагогического университета играет важную и далеко не последнюю роль. Такое положение курса объясняется тем, что именно он дает в первую очередь общее представление, а затем последовательно конкретизирует различные аспекты, стороны, грани межличностных взаимодействий. Профессиональная деятельность будущего психолога протекает как раз в условиях межличностных взаимодействий, будь то общение, беседа, консультирование, психодиагностическое обследование или психологический тренинг. Каждый из студентов хотя бы раз в своей жизни наблюдал такое явление как «толпа» и именно поэтому студенту факультета психологии необходимо знать и понимать ее образование и механизмы, так как это неотъемлемая часть повседневной жизни.

Основная задача курса «Психология масс» заключается в том, чтобы вооружить студентов знаниями в области социально-психологической теории, сложившимися в мировой и в отечественной психологической науке. Важное значение придается изложению альтернативных точек зрения, теорий и концепций как зарубежных, так и отечественных авторов. Показывается роль массы в обществе, ее влияние на исторические события и современное время. У студентов формируется взгляд на общественные явления, такие как стихийное массовое поведение, закономерности толпы, массовые настроения и многие другие. Будущий психолог должен научиться принимать многообразие как данность и быть терпимым к человеческому разнообразию. Утверждение, таким образом, гуманистических позиций образует главный ценностный ориентир при чтении курса. Следующая задача, которая решается курсом «Психология масс», направлена на приобретение студентами знаний и умений, необходимых для их профессиональной деятельности в качестве практических психологов в системе образования.

Таким образом, основные цели изучения дисциплины «Психология масс» следующие:

— ознакомить студентов с основными положениями психологии масс;

— сформировать профессиональную компетентность студентов в понимании и объяснении социально-психологических явлений;

— развить у студентов способность к социально-психологическому пониманию межличностных и профессиональных отношений, их специфики в педагогическом процессе;

— научить студентов пониманию и распознаванию факторов и механизмов массовой психологии;

— способствовать развитию у студентов способностей к сотрудничеству.

2. Место дисциплины в структуре ооп:

Дисциплина «Психология масс» относится к базовой части профессионального цикла, шифр Б3.Б.7.

Для освоения дисциплины «Психология масс» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

  1. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии (1 семестр);
  2. Методологические проблемы психологии (1 семестр);

Освоение дисциплины «Психология масс» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

  1. Психология малых групп;
  2. Психология лидерства;
  3. Психология делового общения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина «Психология масс» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 30 300 «Психология»:

ОК-10 способность магистра планировать, выполнять и анализировать свою работу, осуществлять взаимодействие с другими субъектами правоотношений, на основе знаний о нормативной основе профессиональной деятельности в зависимости от конкретных ее видов (оказание психологических услуг физическим и юридическим лицам, организация образовательного процесса, принятие управленческих решений и т. п.).

Знать:

  • Особенности рефлексии участников образовательного процесса в реализации развивающего обучения
  • основания научной рефлексии деятельности психолога по реализации развивающего обучения;
  • основные нормативно-правовые акты в области образования;
  • нормативно — правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций различных типов и видов;
  • основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • основные права ребенка и формы их правовой защиты;
  • основные права и обязанности педагогических работников;

Уметь:

  • рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий, взаимодействие с участниками образовательного процесса, функции в реализации развивающего обучения на разных возрастных ступенях
  • анализировать нормативные правовые акты в различных областях профессиональной деятельности;
  • понимать и объяснять смысл правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах;
  • решать правовые задачи в рамках профессиональной деятельности.

Владеть:

  • навыками рефлексии своей деятельности по реализации развивающего обучения как профессионального психолога с целью ее оптимизации.
  • способами реализации правовых норм в процессе осуществления профессиональной деятельности
  • способами защиты прав субъектов профессиональной деятельности, в том числе детей

ПК-25 способность к профессиональному созданию психодиагностических методик оценки эффективности деятельности в развитии инновационного направления, соответствующих целям, задачам и адекватных контингенту респондентов.

Знать:

— основной спектр методов и методик, используемых для психодиагностики особенностей индивидуальности, эмоциональных состояний и поведения клиентов разного возраста;

— теоретические и практические основы создания психодиагностического инструментария;

— особенности и принципы организации психодиагностической работы с клиентами различных групп;

— особенности оценки эффективности инновационной деятельности.

Уметь:

— организовать профессиональное психологическое исследование в соответствии с особенностями инновационной деятельности;

— подбирать психометрически адекватные поставленным задачам методы психодиагностики, осуществлять обработку;

— писать развернутые и полные психодиагностические заключения, включающие диагноз, рекомендации и прогноз;

— осуществлять математико-статистическую обработку результатов психодиагностики;

— работать с наиболее распространенными пакетами программ статистической обработки результатов психологического исследования.

Владеть:

— приемами подбора психодиагностической батареи, адекватной запросу клиента или заказчика;

— навыками организации целостного психодиагностического обследования индивидуальных клиентов и клиентских групп;

— навыками анализа статистической информации, конструирования показателей, позволяющих решить задачи исследования;

— навыками сбора, обработки, хранения и передачи третьим лицам информации по психодиагностическим исследованиям;

— компьютерными приемами сбора, хранения и обработки данных психодиагностических исследований.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

(коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

Ауд.

Сам. раб

ОК-10

ПК-25

Раздел 1. Массы

    Тема 1. Массы и массовое сознание.

    3

    4

    +

      Тема 2. Человек в массе.

      3

      3

      +

      +

        Тема 3. Массовые психические состояния и проявления.

        2

        2

          Тема 4. Механизмы массовой психологии.

          6

          3

          +

          +

            Тема 5. Психология масс в прошлом и будущем.

            1

            3

            +

            +

              Раздел 2. Массовые настроения

                Тема 6. Массовые настроения в истории и современность.

                5

                3

                +

                  Тема 7. Психология массовых настроений.

                  4

                  3

                  +

                  +

                    Тема 8. Массовые настроения в политике.

                    2

                    2

                    +

                      Тема 9. Формирование настроенческих масс.

                      6

                      3

                      +

                        Тема 10. Возникновение и развитие массовых настроений. Динамика, циклы, уровни развития настроений. Основные функции массовых настроений. Механизмы воздействия на массовые настроения.

                        6

                        7

                        +

                        +

                        Итого:

                        38

                        34

                        4. Объем дисциплины

                        4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

                        Вид учебной работы

                        Количество часов по формам обучения

                        Очная

                        Заочная (полная)

                        Заочная (сокращенная)

                        Номера семестров:

                        Аудиторные занятия (всего):

                        В том числе:

                        38

                        Лекции (Л)

                        16

                        Семинарские занятия (СЗ)

                        16

                        Лабораторные работы (ЛР)

                        6

                        Самостоятельная работа (СРС) (всего)

                        В том числе:

                        34

                        Написание реферата

                        10

                        Написание доклада

                        6

                        Составление аналитических таблиц, схем

                        6

                        Подготовка презентаций

                        6

                        Конспектирование

                        к семинарам

                        6

                        Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

                        72

                        Входной контроль (вид, № семестра)

                        вводная лекция, 1 семестр

                        Текущий контроль (вид, № семестра)

                        Доклад, 1 семестр

                        Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) — № семестров

                        Зачет, 1 семестр

                        4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

                        п/п

                        Раздел/ тема

                        Неделя семестра

                        Всего час.

                        Сам. Работа

                        Лек.

                        Сем.

                        Лаб.

                        Обяз.

                        Доп.

                        Раздел 1. Массы

                        1.

                        Массы и массовое сознание.

                        1−2

                        7

                        1

                        2

                        2

                        2

                        2.

                        Человек в массе.

                        3−4

                        6

                        1

                        2

                        2

                        1

                        3.

                        Массовые психические состояния и проявления.

                        5−6

                        4

                        2

                        2

                        4.

                        Механизмы массовой психологии.

                        7−8

                        9

                        2

                        4

                        2

                        1

                        5.

                        Психология масс в прошлом и будущем.

                        9

                        4

                        1

                        2

                        1

                        Раздел 2. Массовые настроения

                        6.

                        Массовые настроения в истории и современность.

                        10−11

                        8

                        1

                        4

                        2

                        1

                        7.

                        Психология массовых настроений.

                        12

                        7

                        2

                        2

                        2

                        1

                        8.

                        Массовые настроения в политике.

                        13

                        4

                        2

                        1

                        1

                        9.

                        Формирование настроенческих масс.

                        14

                        8

                        2

                        2

                        2

                        1

                        2

                        10.

                        Возникновение и развитие массовых настроений. Динамика, циклы, уровни развития настроений. Основные функции массовых настроений. Механизмы воздействия на массовые настроения.

                        15−16

                        13

                        2

                        4

                        4

                        3

                        Итого

                        72

                        72

                        16

                        16

                        6

                        20

                        14

                        5. Содержание дисциплины

                        5.1. Программа дисциплины

                        Раздел 1. Массы

                        Тема 1. Массы и массовое сознание

                        Основные (ключевые) понятия: массы, массовое сознание, основные виды масс.

                        Содержание темы:

                        Появление термина «массы» в обществознании в контексте аристократичес­кой критики социальных перемен XVII—XIX вв.еков. Первый теоретик масс XIX века Г. Лебон (1896).

                        Модели массы. Исследования Г. Тарда, Р. Парка, Г. Блумера. Западное и отечественное понятия «массы». Теории «массового общества». Истоки теорий массового общества. Два основных варианта теорий массового общества середине XX века. Работа американских социологов Д. Белла и Э. Шилза и ее развитие в трудах Г. Шишкова. Особенности «массы». Роль масс в обществе. Стержневой элемент психологии масс. Массовое сознание. Структура массового сознания. Действенное проявление массового сознания. Основные характеристики (свойства) массового сознания. Оценка и дифференциация содержания массового сознания. Макроформы массового сознания. История изучения массового сознания. Основные виды масс. Причины воздействия на массу. Основные выводы.

                        Тема 2. Человек в массе

                        Основные (ключевые) понятия: заражение, подражание, внушение, феномен обезличивания, типы лидеров, психологическая масса.

                        Содержание темы:Потребность в идентификации индивида с большой группой по А. Маслоу.

                        Э. Фромм, 3. Фрейд и У. Макдауголл о индивиде и массе. Потребность индивида в массе. Влияние массы на индивида. Механизмы психологического влияния массы на индивида: заражение, подражание и внушение. Масса и ответственность. Феномен обезличивания. Б. Ф. Поршнев о факте растворения сознательного индивидуального «я» в массовом безличном «мы». Особенности поведения массы и ее влияния на входящих в нее индивидов. Лидеры, их типы и психологические качества. Четыре типа лидеров по Г. Лебону. Распад массы: освобождение индивида. Психологическая масса.

                        Тема 3. Массовые психические состояния и проявления

                        Основные (ключевые) понятия: общие механизмы стихийного поведения, основные субъекты стихийного поведения, основные формы стихийного поведения, циркулярная реакция, экспрессивная толпа, конвенциональная толпа, действующая толпа, публика, массовая паника

                        Содержание темы:Общие механизмы стихийного поведения. Циркулярная реакция. Этапы действия механизмов стихийного проведения. Основные субъекты стихийного поведения. Психология толпы. Виды толпы. Психология собранной публики. Несобранная публика по мнению Я. Щепаньского. Основные формы стихийного поведения. Массовая паника и условия ее возникновения: ситуационные, физиологические, психологические, идеологические и политика-психологические.

                        Цикл панического поведения. Массовая агрессия и условия возникновения массовой агрессии. Виды агрессии: аффективная агрессия и импульсивная агрессия.

                        Тема 4. Механизмы массовой психологии

                        Основные (ключевые) понятия: заражение, подражание, виды подражания.

                        Содержание темы:Заражение как механизм психологии массы. Позиция Б. Ф. Поршнева к феномену заражения. Подражание как следствие заражения. Различия между подражанием и заражением. Внушение как следствие заражения. Внушение как механизм психологии массы. Заражение как следствие внушения. Рассмотрение Б. Ф. Поршнев феномена внушения. Подражание как следствие внушения. Подражание как механизм психологии массы. Современная наука о подражании.

                        Тема 5. Психология масс в прошлом и будущем

                        Основные (ключевые) понятия: интерлюдия, интермедия, психология масс, феномен отчуждения, механизм консолидации.

                        Содержание темы:Интерлюдия: происхождение сознания. Интермедия: индивидуализация деятельности. Апофеоз: двойственная роль развития речи. Психологическая эволюция в истории человечества. Психология масс при рабовладении. Психология масс при феодализме. Психология масс при капитализме. Психология масс при социализме. Психология масс в социально-психологической перспективе.

                        Раздел 2. Массовые настроения

                        Тема 1. Массовые настроения в истории и современность

                        Основные (ключевые) понятия:массовые настроения, осознанные позиции.

                        Содержание темы: Массовые настроения в историческом развитии. Исследования массовых настроений. Европейская история настроений: европейское Средневековье, А. 3. Манфред и его исследования Франции XVIII — начала XIX века, исследования К. Маркса и Ф. Энгельса. Настроения в русской истории: анализ В. О. Ключевского. Массовые настроения в XX веке. Настроения современного «человека массы».

                        Тема 2. Психология массовых настроений

                        Основные (ключевые) понятия: социальность настроений, массовые политические настроения, настроения.

                        Содержание темы: Общепсихологические подходы. Психофизиологические трактовки. Индивидуальное и социальное в природе настроений. Настроения в теории деятельности. Социальная природа настроений. Попытки упрощенной социологизации. Генетическая трактовка «социальности». Содержательная «социальность» настроений. «Социальность» как свойство субъекта настроений. Массовые политические настроения.

                        Тема 3. Массовые настроения в политике

                        Основные (ключевые) понятия: концепция массовых настроений, массовые настроения в политике, социально-политические факторы, массовое настроение, политические последствия, психические состояния, активные настроения, пассивные настроения, политическое бессилие, политические настроения.

                        Содержание темы:Шесть основных параметров концепции массовых настроений. Три основных момента массовых настроений в политике. Специфическая сигнальная роль политических настроений. Возникновение функциональных общностей. Включение социально-нормативных составляющих в массовые настроения. Политико-психологическая природа массовых настроений и ее проявление при расхождении двух факторов: притязаний и реальных условий социально-политической жизни. Фактор «сдвига», динамики поведения.

                        Тема 4. Формирование настроенческих масс

                        Основные (ключевые) понятия: толпа, публика, механизм настроений.

                        Содержание темы: Фактор, который собирает толпу и образует массу. Распад толпы. Специфические политические акции: цель их проведения. Механизм настроений по Я. Щепаньскому.

                        Тема 5. Возникновение и развитие массовых настроений

                        Основные (ключевые) понятия: объективный фактор, субъективный фактор, напряжение, социальная апатия, социальная революция.

                        Содержание темы:Основные факторы возникновения массовых настроений. «Притязания», согласно Левину. Притязания как эмоциональная устремленность на предмет потребности. Д. Маклелланд. и его идея «уровня притязаний» .М. Дойч: «социальная апатия» и «социальная революция». Истоки массовых настроений.

                        Тема 6. Динамика, циклы, уровни развития настроений. Основные функции массовых настроений. Механизмы воздействия на массовые настроения.

                        Основные (ключевые) понятия:циклический механизм, пропаганда, циркулярный характер, брожение, поворот, подъем, отлив.

                        Содержание темы:Брожения масс. Динамике развития массовых настроений. Четыре основных этапацикл развития настроений. Три уровня развития настроений. Три основные функции массовых настроений и их механизм. Функции массовых политических настроений.

                        5.2. Содержание семинарских и практических занятий

                        Тема 1. Массы

                        Цель занятия: познакомить студентов с основными понятиями психологии масс, систематизировать основные понятия. Рассмотреть, как проявляет себя индивид в массе. Раскрыть и обозначить массовые психические состояния и проявления.

                        Ключевые понятия: массы, массовое сознание, основные виды масс, заражение, подражание, внушение, феномен обезличивания, типы лидеров, психологическая масса, стихийное поведение, циркулярная реакция, толпа, публика, массовая паника.

                        Вопросы для обсуждения:

                        1.Массы и массовое сознание

                        2.Человек в массе

                        3.Массовые психические состояния и проявления

                        & Список литературы

                        Базовый учебник

                        Социальная работа: современная теория [Текст]: пер. с англ.: [учеб. пособие] / Пэйн Малькольм; под ред. Камплинга Дж. — М.: Академия, 2007.

                        Список основных источников:

                        1.Психология масс/ под ред. Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).

                        13−31, 33−50, 51−68 с.

                        2.Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Андреева Галина Михайловна. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 50−121 с.

                        3.Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / ред. Столяренко А. М. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 80, 142 с.

                        Дополнительный список источников:

                        Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Сухова А. Н., Деркача А. А. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2002.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Андриенко Елена Васильевна; ред. Сластенин В. А.; Междунар. акад. наук пед. образования. — М.: Академия, 2002. — 264 с. ;

                        Тема 2. Механизмы массовой психологии

                        Цель занятия: сформировать представление о механизмах массовой психологии. Рассмотреть и охарактеризовать психологию масс в прошлом и настоящем времени.

                        Ключевые понятия: заражение, подражание, виды подражания, интерлюдия, интермедия, психология масс, феномен отчуждения, механизм консолидации.

                        Вопросы для обсуждения:

                        1. Механизмы массовой психологии

                        2.Психология масс в прошлом и будущем

                        3. Психология масс в социально-психологической перспективе

                        & Список литературы

                        Базовый учебник:

                        Организация и содержание социальной работы с населением [Текст]: учебник / Гуслова Маргарита Николаевна. — М.: Академия, 2007

                        Список основных источников:

                        1. Психология масс/ под ред. Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).

                        70−86, 89−111с.

                        2. Социальная психология [Текст]: учеб. для высш. шк. / Андреева Галина Михайловна. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с. ;

                        3.Социальная психология [Текст] / Шибутани Тамотсу; пер. с англ. Ольшанский В. Б. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

                        4.Современная социальная психология [Текст] / Шихирев Пётр Николаевич. — Екатеринбург; М.: Деловая книга: Ин-т психологии РАН, 2000. — 448 с.

                        Дополнительный список источников:

                        Социальная психология [Текст] / Майерс Дэвид; пер. с англ.: Гаврилов В., Шпак С., Меленевская С. — 6-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.

                        Тема 3. Массовые настроения

                        Цель занятия: углубить и закрепить приобретенные знания по истории психологии масс. Познакомить студентов с концепцией массовых настроений, рассмотреть массовые настроения в политике.

                        Ключевые понятия: массовые настроения, осознанные позиции, социальность настроений, массовые политические настроения, настроения, концепция массовых настроений, социально-политические факторы, политические последствия, психические состояния, активные настроения, пассивные настроения, политическое бессилие.

                        Вопросы для обсуждения:

                        1. Массовые настроения в истории и современность

                        2. Психология массовых настроений

                        3. Массовые настроения в политике

                        4. Активные и пассивные настроения

                        & Список литературы

                        Базовый учебник:

                        Социальная психология [Текст]: пер. с фр. / под ред. Московичи С. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007.

                        Список основных источников:

                        1. Психология масс/ под ред. Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).141, 158−190, 192−194 с.

                        2. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. фак., слушателей психол. дисциплин / Майерс Дэвид; пер. с англ. Меленевская С., Викторова Д., Гаврилов В. — 5-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2000. — 688 с.

                        3.Социальная психология [Текст] / Шибутани Тамотсу; пер. с англ. Ольшанский В. Б. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

                        4.Современная социальная психология [Текст] / Шихирев Пётр Николаевич. — Екатеринбург; М.: Деловая книга: Ин-т психологии РАН, 2000. — 448 с.

                        Дополнительный список источников:

                        Общая и социальная психология [Текст]: учеб. для вузов / Еникеев Марат Исхакович. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. — 624 с.

                        Тема 4. Формирование настроенческих масс

                        Цель занятия: закрепить основные понятия, изучить и разобрать механизм формирования массовых настроений.

                        Ключевые понятия: толпа, публика, механизм настроений, объективный фактор, субъективный фактор, напряжение, социальная апатия, социальная революция.

                        Вопросы для обсуждения:

                        1. Формирование настроенческих масс

                        2. Возникновение и развитие массовых настроений

                        3. Истоки массовых настроений

                        & Список литературы

                        Базовый учебник:

                        Психология большого города. 5 наболевших вопросов [Текст] / Курпатов Андрей, Т. Девятова. — М.: Олма Медиа Групп, 2007.

                        Список основных источников:

                        1.Психология масс/ под ред. Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).

                        189−194с.

                        2.Социальная психология [Текст] / Шибутани Тамотсу; пер. с англ. Ольшанский В. Б. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

                        3.Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Свенцицкий Анатолий Леонидович. — М.: Проспект, 2004. — 336 с.

                        4. Психология масс/ под ред. Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).

                        Дополнительный список источников:

                        Социальная психология [Текст]: пер. с фр. / под ред. Московичи С. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Крысько Владимир Гаврилович. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 432 с.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Андриенко Елена Васильевна; ред. Сластенин В. А.; Междунар. акад. наук пед. образования. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 264 с.

                        Темы докладов:

                        1. Толпа как социальное явление
                        2. Поведение на публике

                        Тема 5. Динамика, циклы, уровни развития настроений. Основные функции массовых настроений. Механизмы воздействия на массовые настроения.

                        Цель занятия: закрепить новые понятия. Рассмотреть динамику, циклы и уровни развития настроений. Проанализировать функции и механизмы воздействия массовых настроений.

                        Ключевые понятия: циклический механизм, пропаганда, циркулярный характер, брожение, поворот, подъем, отлив.

                        Вопросы для обсуждения:

                        1. Динамика развития настроений

                        2. Циклы развития настроений

                        3. Уровни развития настроений

                        4.Основные функции массовых настроений

                        5.Механизмы воздействия на массовые настроения

                        & Список литературы

                        Базовый учебник:

                        Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов учр. сред. проф. образования / Сухов Анатолий Николаевич. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 240 с.

                        Список основных источников:

                        1.Психология масс/ под ред. Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).

                        196−199, 205с.

                        2.Социальная психология [Текст]: краткий курс лекций для вузов / Горбунова Марина Юрьевна. — М.: Владос-Пресс, 2006. — 223 с

                        3.Психология масс/ под ред. Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).

                        4.Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Назаретян Акоп Погосович. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2005. — 160 с.

                        Дополнительный список источников:

                        Социальная психология [Текст]: учеб. для высш. шк. / Андреева Галина Михайловна. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.

                        Социальная психология в схемах и комментариях [Текст]: учеб. пособие / Крысько Владимир Гаврилович. — СПб.: Питер, 2003. — 286 с.

                        Планы лабораторных занятий

                        Лабораторная работа № 1. Человек в массе.

                        Цель работы:Рассмотреть, как проявляет себя индивид в массе.

                        Инструкция: Необходим доброволец. Этот человек на 1−3 минуты покидает аудиторию. Перед оставшимися стоит задача, обыграть одну из предложенных ситуаций и выбрать «лидера», который будет «вести» группу. На ситуацию дается не более 5−7 минут.

                        Ситуации:

                        -в транспорте украли кошелек;

                        -молодая (ой) девушка/парень помогает бабушке перейти дорогу;

                        -в магазине большая очередь и один из клиентов громко возмущается;

                        -вы ждете начало экзамена и ваш сокурсник очень сильно переживает.

                        Также вы имейте возможность предложить свою ситуацию.

                        Фиксация результатов: Если позволяет время можно проиграть все ситуации. После этого вы составляйте таблицу следующего рода:

                        Ситуация (название)

                        Поведение группы

                        Поведение лидера

                        Моя реакция

                        1.

                        Результаты: После заполнения таблицы, по желанию, вы озвучивайте свои впечатления. Так, как каждый человек ведет себя по-разному в массе, мнения по поводу проигранных ситуаций будет разное. Выполнение этой лабораторной работы позволит закрепить знания студента по материалу и на практике поможет проанализировать свое поведение и поведение окружающих.

                        Лабораторная работа № 2. Психология массовых настроений.

                        Цель работы:углубить и систематизировать полученные знания по психологии массовых настроений. Развить творческий потенциал и креативность студентов.

                        Экспериментальный материал: проектор, проекционный экран, колонки (если необходим звук), компьютер.

                        Инструкция: студентов предупреждают заранее, что необходимо подготовить презентацию по предложенной теме. Материал берется из литературных источников лекций и семинаров, интернета и других источников. Студенты могут выбрать любой раздел в данной теме и в творческой форме представить его на лабораторной работе.

                        Фиксация результатов: защита презентации.

                        Результаты: Студент откроет что-то новое в данной теме, будет вести исследовательскую работу, самостоятельно проанализирует материал.

                        Лабораторная работа № 3. Формирование настроенческих масс.

                        Цель работы: систематизировать и закрепить знания по данной теме.

                        Экспериментальный материал: доска, мел

                        Инструкция: Предварительно необходимо разделить доску на две части. На каждой половине вверху необходимо написать слова «публика» и «толпа». Студенты делятся на две группы. Одна команда будет характеризовать слово «толпа», а другая «публика». Задача каждой из групп любым способом показать, описать и дать понятие этим двум терминам. Побеждает так команда, которая более ярко и более точно опишет свой термин и наберет большее количество баллов. За каждую характеристику, сценку, рисунок, песню, связанную с одним из этих терминов, команде присуждается балл.

                        Фиксация результатов: благодаря этой лабораторной работе, студенты более точно будут разделять понятия «публика» и «толпа».

                        Результаты: углубленное изучение материала, его закрепление.

                        6. Формы и методы обучения

                        Курс «Психология масс» тесно связан как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии, так и с повседневной практикой образования и воспитания. Поэтому, с одной стороны, преподавателю следует уделить достаточное место классическим формам работы. Вузовская лекция в этом плане играет ключевую роль. Однако ее основная цель — формирование у студентов ориентировочной основы для последующей самостоятельной работы. Кроме того, желательно, если в ходе самой лекции преподаватель регулярно использует и контролирует результаты и ход самостоятельной работы студентов.

                        Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий (монологическая лекция по наиболее фундаментальным темам) рекомендуется также использовать

                        • проблемные лекции,
                        • интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;
                        • лекции‑визуализации (привлечение большого числа наглядной информации или заполнение таблицы, схемы в ходе лекции),
                        • лекция с заранее запланированными ошибками.

                        В ходе организации семинарских занятий наряду с классическими семинарами проводятся также семинары с элементами практических занятий в следующих формах:

                        • выступление с докладом, сообщением по реферату,
                        • компьютерная презентация, метод проекта,
                        • разбор конкретных ситуаций,
                        • рецензирование студентами работ друг друга;
                        • оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ;
                        • проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.

                        Практические занятия проводятся в следующих формах:

                        Игровые и имитационные технологии

                        • деловая игра,
                        • ролевая игра,
                        • мозговой штурм,
                        • дискуссия,
                        • дебаты

                        Комбинированные технологии

                        • психологический тренинг,
                        • разбор конкретных ситуаций,
                        • экспертные оценки проектов группами студентов.

                        Во время семинарских и практических занятий важно вести учет итогов работы студентов. Их активность учитывается в ходе промежуточной аттестации. В ходе организации текущего контроля, в том числе на семинарских занятиях, преподаватель последовательно знакомит студентов с критериями оценки их знаний.

                        7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

                        Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанное в соответствии с требованиями с ФГОС ВПО.

                        Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника.

                        Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее — СРС).

                        7.1. Методические рекомендации

                        Изучение курса «Психология масс» предполагает большую самостоятельную работу студентов. Особое место в самостоятельной работе по данному курсу занимает подготовка к семинарским и практическим занятиям.

                        Для самостоятельной работы используются списки литературы, материалы и иные пособия, которые будут предоставляться в планах семинарных занятий и в начале каждой лекции по данному предмету.

                        Самостоятельная работа студента предполагает также следующие формы работы:

                        • подготовка конспектов выступлений на семинаре

                        • подготовка презентаций,

                        • составление аналитических таблиц, схем,

                        • написание докладов,

                        написание рефератов,

                        • выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

                        Методические рекомендации должны мотивировать студента к самостоятельной работе, в том числе в аудиторной части нагрузки.

                        7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

                        № раздела дисциплины

                        Наименование раздела

                        дисциплины

                        Формы самостоятельной работы

                        (ак. час. / зач. ед.)

                        Написание реферата

                        Написание доклада

                        Составление аналитических таблиц

                        Подготовка презентаций

                        Конспектирование

                        к семинарам

                        Общая трудоемкость

                        (ак. час. / зач. ед.)

                        1.

                        Массы

                        5

                        3

                        3

                        3

                        3

                        17

                        2.

                        Массовые настроения

                        5

                        3

                        3

                        3

                        3

                        17

                        Итого:

                        10

                        6

                        6

                        6

                        6

                        34

                        7.3. План-график самостоятельной работы студентов

                        п/п

                        Формы

                        самостоятельной работы

                        Раздел

                        дисциплины курса

                        Вид сам.

                        работы

                        Сроки

                        (неделя семестра)

                        Форма

                        контроля

                        Обязат.

                        Допол.

                        1.

                        Написание реферата

                        Массы

                        Массовые настроения

                        +

                        +

                        В течение семестра

                        Защита реферата

                        2.

                        Написание доклада

                        Массы

                        Массовые настроения

                        +

                        +

                        По окончании изучения темы, раздела

                        Защита доклада

                        3.

                        Составление аналитических таблиц, схем

                        Массы

                        Массовые настроения

                        +

                        +

                        В течение семестра

                        Демонстрация

                        4.

                        Подготовка презентаций

                        Массы

                        Массовые настроения

                        +

                        +

                        В течение семестра

                        Защита презентации

                        5.

                        Конспектирование

                        к семинарам

                        Массы

                        Массовые настроения

                        +

                        +

                        В течение семестра

                        Проверка на семинаре

                        7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

                        Обязательной формой самостоятельной работы в ходе изучения курса «Социальная психология» является подготовка реферата. Каждый студент выбирает из прилагаемого списка и фиксирует у старосты группы тему реферата, которая не должна повторяться в данной учебной группе. Старосты сдают списки студентов с выбранными темами рефератов не позднее, чем через 2 недели после начала семестра, в котором изучается данный предмет. По согласованию с преподавателем может быть заявлена другая тема.

                        Реферат сдается на проверку преподавателю не позднее, чем за 10 дней до начала зачетной недели. Его проверка, анализ и собеседования по итогам работы проводятся также до начала зачетной недели.

                        • Обязательными структурными элементами реферата являются:
                        • Титульный лист;
                        • Оглавление;
                        • Введение (краткое указание актуальности, предмета, целей, задач работы);
                        • Основная часть (главы и параграфы реферата);
                        • Заключение (включает основные выводы по итогам раскрытия темы реферата);
                        • Библиографический список.

                        Рекомендуемый объем реферата 20−30 страниц. Тексты курсовых и квалификационных работ оформляются в соответствии с едиными требованиями к рефератам, курсовым и выпускным работам в Институте психологии ПГПУ:

                        1. Реферат должен быть напечатан на принтере, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, поля: слева — 3 см, справа 1,5 см, сверху, снизу — 2 см. Объем реферата может быть в пределах 20−30 страниц стандартного печатного текста. Все страницы работы (включая приложения), начиная с третьей (Оглавление), последовательно нумеруются. Нумерация проставляются сверху по центру. Листы работы прошиваются и помещаются в обложку.
                        2. Каждый раздел реферата начинается с новой страницы. Заголовок выделяется жирным шрифтом. Заголовки первого уровня (Содержание, Введение, Заключение, названия Глав и параграфов) выделяются 16-м размером (пунктом) шрифта Times New Roman.
                        3. Нумерация глав, параграфов и разделов внутри параграфа имеет сквозной характер (например: 1.2.1. — первый пункт второго параграфа первой главы).

                          Ведение и заключение не нумеруются.

                        4. Если имеются какие-либо графические материалы и таблицы, они также имеют сквозную нумерацию. Для таблиц и рисунков должна быть раздельная нумерация.

                        Библиографические ссылки на литературные или иные (интернет, законодательные нормы и т. п.) источники в автореферате обязательны. Их употребляют при цитировании, при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций, при необходимости отсылки к другому изданию, при анализе в тексте опубликованных работ. В ходе оформления реферата рекомендуются внутритекстовые ссылки. Они размещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Допускается использование двух вариантов оформления ссылок. Наиболее предпочтительным является следующий вариант, например: (Айзенк, 1995; Дружинин, 2000; Bowling & Mackenzie, 1996).

                        Если приводится цитата, обязательно указывается конкретная страница, например (Геодакян, 1989, с. 64).

                        Этот вариант позволяет оформлять ссылки уже на этапе подготовки черновиков рефератов, курсовых или выпускных работ.

                        • После текста реферата обязательно размещается «Библиографический список». Сведения о наличии списка отражаются в «Оглавлении», помещаемом, как правило, непосредственно после титульной страницы.

                        В реферате должно быть не менее 10 использованных источников, на которые содержатся ссылки в тексте самой работы. Предпочтение отдается новой литературе (за последние 5 лет).

                        Желательно также использовать статьи из научной прессы.

                        Все источники приводятся в библиографическом списке. Библиографический список является обязательной составной частью реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ и показывает умение студента применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих учебных дисциплин. В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

                        Тематика рефератов по курсу «Психология масс»

                        1. Структурный анализ психологии масс.
                        2. З.Фрейд. Психология масс и анализ человеческого Я.
                        3. Реклама как феномен отражения стереотипов массовой психологии.
                        4. Психология массовых коммуникаций.
                        5. Факторы модности.
                        6. Психология суеверий.
                        7. Мода как массовое подражание.
                        8. Система массовой коммуникации.
                        9. Психология рекламы и PR-воздействия.
                        10. Почему люди поддаются рекламе?
                        11. Психология массовых движений.
                        12. Средства массовой коммуникации.
                        13. Психология сплетни.
                        14. Религиозный культ: психология религиозных действий.
                        15. Прогнозирование на «проблемных сетях».
                        16. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
                        17. Стереотипы в массовом сознании.
                        18. Общие характеристики средств массовой информации.
                        19. О массовых коммуникациях.
                        20. Психология масс: человек и общение.
                        21. Психология слухов и сплетен.

                        Тематика докладов по курсу «психология масс»

                        1. Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду.
                        2. Феномен обезличивания
                        3. Подражание и человек
                        4. Идентификация внутри массы
                        5. Управление массой
                        6. Вождь и масса
                        7. Вожди в истории
                        8. Пропаганда и ее влияние на массы
                        9. Рекламные компании и их влияние на человека
                        10. Слухи, как социально-психологическое явление

                        8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

                        8.1. Основная литература

                        1. Гуслова, М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением учебник — М.: Академия, 2007.- 400 с.
                        2. Камплинга Дж. Социальная работа: современная теория [Текст]: пер. с англ.: [учеб. пособие] / Пэйн Малькольм; под ред. — М.: Академия, 2007. — 400 с
                        3. Курпатов Андрей, Т. Девятова. Психология большого города. 5 наболевших вопросов [Текст] / - М.: Олма Медиа Групп, 2007.- 320 с.
                        4. Московичи, С.Социальная психология [Текст]: пер. с фр. / под ред. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007.- 592 с.

                        8.2. Дополнительная литература

                        1.Абрамова Г. С.

                        Сборник задач по социальной психологии и психологии развития [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Абрамова Галина Сергеевна. — М.: Академия, 1999. — 144 с.

                        2.Андреева, Г. М.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Андреева Галина Михайловна. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.

                        Кол-во экземпляров: всего — 13

                        3.Андриенко Е. В.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Андриенко Елена Васильевна; ред. Сластенин В. А. — М.: Академия, 2000. — 264 с.

                        4.Ахвердова О. А.

                        Практикум по социальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Ахвердова Ольга Альбертовна, Гюлушанян К. С., Коленкина В. В. — М.: Сфера, 2006. — 336 с.; 21 см. — ISBN 5−89 144−635−9: 106−00.

                        5.Бороздина, Г. В.

                        Психология делового общения [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Бороздина Галина Васильевна. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 295 с. ;

                        6.Горбатенко, А. С.

                        Общая и прикладная психология [Текст] / Горбатенко Анатолий Силович; под ред. Сидоренкова А. В. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.

                        7.Горбунова, М. Ю.

                        Социальная психология [Текст]: краткий курс лекций для вузов / Горбунова Марина Юрьевна. — М.: Владос-Пресс, 2006. — 223 с.

                        8.Григорович Л. А.

                        Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Григорович Любовь Алексеевна, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2006. — 480 с.

                        9. Гуслова, М. Н.

                        Организация и содержание социальной работы с населением [Текст]: учебник / Гуслова Маргарита Николаевна. — М.: Академия, 2007. — 256 с.

                        10.Дорфман, Л. Я.

                        Социальная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс курса для спец. 20 400 — «Психология» / Дорфман Леонид Яковлевич, М. Т. Таллибулина; Федер. агентство по образованию, ПГПУ, Ин-т психологии, каф. теорет. и прикл. психологии. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2006. — 35 с.

                        11.Дубровина, И. В.

                        Психология [Текст]: учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Дубровина Ирина Владимировна, Данилова Е. Е., Прихожан А. М.; под ред. Дубровиной И. В. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2002. — 464 с.

                        12.Душков, Б. А.

                        Психология типов личности, народов и эпох [Текст]: учеб. для высш. шк. / Душков Борис Андреевич. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 736 с.

                        13.Еникеев М. И.

                        Общая и социальная психология [Текст]: учеб. для вузов / Еникеев Марат Исхакович. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. — 624 с.

                        14.Кабаченко Т. С.

                        Методы психологического воздействия [Текст]: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 544 с.

                        15. Карвасарский Б. Д

                        Клиническая психология [Текст]: учеб. для студентов / под ред. Карвасарского Б. Д. — Изд. 3-е, стер. — СПб.: Питер, 2008. — 960 с.

                        16.Коловская, А. З.

                        Я пойму тебя без слов [Текст] / Коловская Александра Захаровна, Н. Пекарж. — СПб.; М.: Ост: АСТ: Хранитель, 2008. — 349.

                        17.Коломинский, Я. Л.

                        Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений / Коломинский Яков Львович. — Изд. 2-е, доп. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.

                        18.Кондратьев, М. Ю.

                        Социальная психология закрытых образовательных учреждений [Текст] / Кондратьев Михаил Юрьевич. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

                        19. Конфликтология [Текст]: хрестоматия: учеб.-метод. пособие / РАО, МПСИ; сост. Леонов Н. И. — М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК, 2002. — 304 с.

                        20.Кроль, В. М.

                        Психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Кроль Владимир Михайлович. — М.: Высш. шк., 2005. — 736 с.

                        21.Крысько, В. Г.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Крысько Владимир Гаврилович. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 432 с.

                        22.Куницина В. Н.

                        Межличностное общение [Текст]: учеб. для вузов / Куницина Валентина Николаевна, Казаринова Н. В., Погольша В. М. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.

                        23.Курпатов, А.

                        Психология большого города. 5 наболевших вопросов [Текст] / Курпатов Андрей, Т. Девятова. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 320 с.

                        24.Леонов Н. И.

                        Конфликтология [Текст]: учеб.-метод. пособие / Леонов Николай Ильич; РАО, МПСИ. — М.; Воронеж: Изд-во МПСИ, 2002. — 192 с.

                        25.Литвак М. Е.

                        Если хочешь быть счастливым [Текст]: учеб. пособие по психотерапии и психологии общения / Литвак Михаил Ефимович. — 5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с.

                        26.Майерс Д.

                        Социальная психология [Текст] / Майерс Дэвид; пер. с англ.: Гаврилов В., Шпак С., Меленевская С. — 6-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.

                        27.Марцинковская, Т. Д.

                        История психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Марцинковская Татьяна Давыдовна. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 544 с.

                        28.Мириманова, М. С.

                        Конфликтология [Текст]: учеб. для студентов / Мириманова Мария Суреновна. — М.: Академия, 2004. — 320 с.

                        29.Морева, Н. А.

                        Тренинг педагогического общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Морева Наталья Александровна. — М.: Просвещение, 2003. — 304 с.

                        30.Мудрик А. В.

                        Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Мудрик Анатолий Викторович. — 4-е изд., доп. — М.: Академия, 2003. — 200 с.

                        31.Назаретян, А. П.

                        Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Назаретян Акоп Погосович. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2005. — 160 с.

                        32.Немов, Р. С.

                        Психология [Текст]: учеб. для студентов вузов: в 3 кн. Кн. 2: Общие основы психологии / Немов Роберт Семёнович. — 5-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 687 с.

                        33.Нуркова, В. В.

                        Психология [Текст]: учебник / Нуркова Вероника Валерьевна, Н. Б. Березанская; [МГУ им М. В. Ломоносова]. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 484 с.

                        34.Перелыгина Е. Б.

                        Психология имиджа [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Перелыгина Елена Борисовна. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.

                        35.Психология [Текст]: учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

                        36.Психология [Текст]: учеб. для гуманит. вузов / ред. Дружинин В. Н. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.

                        37.Психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / отв. ред. А. А. Крылов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Проспект, 2004. — 752 с.

                        38.Психология влияния [Текст]: учеб.-метод. комплекс курса: для спец. 30 301.65 — «Психология (форма обучения: заочная по сокращенной программе (ВВО)) / Федер. агентство по образованию, ПГПУ, каф. теорет. и прикл. психологии; [авт.-сост. М. Т. Таллибулина]. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2008.

                        39.Психология влияния и лидерства [Текст]: учеб.-метод. комплекс курса для спец. 30 301.65 — «Психология» / Федер. агентство по образованию, ПГПУ, каф. теорет. и прикл. психологии; [авт.-сост. М. Т. Таллибулина]. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2008.

                        40.Пэйн, м

                        Социальная работа: современная теория [Текст]: пер. с англ.: [учеб. пособие] / Пэйн Малькольм; под ред. Камплинга Дж. — М.: Академия, 2007. — 400 с.

                        41.Ромм, М. В.

                        Философия и психология адаптивных процессов [Текст]: учеб. пособие / Ромм Марк Валерьевич; РАО, МПСИ. — М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК, 2006.

                        42.Свенцицкий А. Л.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Свенцицкий Анатолий Леонидович. — М.: Проспект, 2004. — 336 с.

                        43.Сидоренко, Е. В.

                        Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Сидоренко Елена Васильевна. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

                        44.Смит, Р.

                        История психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Смит Роджер; [науч. ред. Сироткина И. Е.; пер. с англ. Дзкуя А. Р., Россиянова К. О.]. — М.: Академия, 2008.

                        45.Соснин, В. А.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов сред. проф. образования / Соснин Вячеслав Александрович, Е. А. Красникова. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2006. — 336 с.

                        46.Социальная психология [Текст]: пер. с фр. / под ред. Московичи С. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.

                        47.Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Сухова А. Н., Деркача А. А. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2003. — 600 с.

                        48.Социальная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс курса / М-во образования РФ, ПГПУ, каф. психологии; сост. Попова Т. А. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2003. — 29 с.

                        49.Стефаненко т. Г.

                        Этнопсихология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Стефаненко Татьяна Гавриловна. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 368 с.

                        50.Сухов, А. Н.

                        Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов учр. сред. проф. образования / Сухов Анатолий Николаевич. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 240 с.

                        52.Фетискин, Н. П.

                        Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Фетискин, Козлов В. В., Мануйлов Г. М. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 490 с.

                        53.Шпалинский В. В.

                        Психология менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Шпалинский Владислав Викторович; Ун-т РАО. — 2-е изд. — М.: [б. и.], 2003. — 184 с.

                        54. Социальная психология [Текст] / Шибутани Тамотсу; пер. с англ. Ольшанский В. Б. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

                        8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

                        1. Science — академический журнал Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS).

                        Ссылка — www.sciencemag.org/

                        2. Taylor & Francis — база периодических изданий, насчитывает около 1500 журналов, в том числе по психологии, социологии, образованию, математике, праву и др. Ссылка — www.informaworld.com

                        3. Научная электронная библиотека eLIBRAR. Доступ к журналам издательства «Наука» — 107 наименований. Ссылка — elibrary.ru/

                        4. ScienceDirect — Тематическая коллекция по психологии (Psychology).

                        Ссылка — www.sciencedirect.com

                        5. ProQuest Psychology Journals — содержит 650 наименований ведущих журналов в области психологии, из которых 540 в полном тексте. ProQuest Education Complete — содержит 790 наименований ведущих журналов в области образования, из них 615 в полном тексте. ProQuest Academic Research Library— содержит более 4000 наименований ведущих журналов, отвечающих гуманитарной и социальной направленности. ProQuest Dissertations — самое большое собрание диссертаций и тезисов в мире, более 1 200 000 из них доступны в формате PDF. Ссылка — proquest.umi.com/login

                        8.5. Материально-техническое обеспечение:

                        • компьютерное и мультимедийное оборудование,

                        • аудиовизуальные технические средства обучения,

                        • пакет прикладных обучающих видео-материалов,

                        • в метод. кабинете ИП ПГПУ доступна электронная библиотека курса.

                        9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

                        9.1. Содержание и формы проведения входного контроля

                        Входной контроль осуществляется в виде контрольных вопросов, на первом практическом занятии по курсу.

                        Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):

                        Знать:

                        • основные нормативно-правовые акты в области образования (ОК-10);
                        • основной спектр методов и методик, используемых для психодиагностики особенностей индивидуальности, эмоциональных состояний и поведения клиентов разного возраста (ПК-25);
                        • основные права и обязанности педагогических работников (ОК-10);

                        Уметь:

                        • рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий, взаимодействие с участниками образовательного процесса, функции в реализации развивающего обучения на разных возрастных ступенях (ОК-10);
                        • организовать профессиональное психологическое исследование в соответствии с особенностями инновационной деятельности (ПК-25);
                        • работать с наиболее распространенными пакетами программ статистической обработки результатов психологического исследования (ПК-25).

                        Владеть:

                        • способами защиты прав субъектов профессиональной деятельности, в том числе детей (ОК-10);
                        • приемами подбора психодиагностической батареи, адекватной запросу клиента или заказчика (ПК-25);
                        • навыками сбора, обработки, хранения и передачи третьим лицам информации по психодиагностическим исследованиям (ПК-25).

                        9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний

                        Код компетенции

                        Уровень сформированности

                        компетенции

                        Содержательное

                        описание уровня

                        Критерии оценки

                        знает

                        умеет

                        владеет

                        ОК-10

                        Пороговый

                        В результате освоения компетенции выпускник будет способен планировать, выполнять и анализировать свою работу, осуществлять взаимодействие с другими субъектами правоотношений.

                        Основные нормативно-правовые акты в области образования

                        Понимать и объяснять смысл правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах

                        Способами защиты прав субъектов профессиональной деятельности, в том числе детей

                        Повышенный

                        В результате освоения компетенции выпускник будет способен планировать, выполнять и анализировать свою работу, осуществлять взаимодействие с другими субъектами правоотношений. На основе знаний о нормативной основе профессиональной деятельности в зависимости от конкретных ее видов.

                        Основные права и обязанности педагогических работников

                        Анализировать нормативные правовые акты в различных областях профессиональной деятельности

                        Навыками рефлексии своей деятельности по реализации развивающего обучения как профессионального психолога с целью ее оптимизации.

                        ПК-25

                        Пороговый

                        В результате освоения компетенции выпускник будет способен к профессиональному созданию психодиагностических методик.

                        Теоретические и практические основы создания психодиагностического инструментария.

                        Организовать профессиональное психологическое исследование в соответствии с особенностями инновационной деятельности

                        Навыками сбора, обработки, хранения и передачи третьим лицам информации по психодиагностическим исследованиям

                        Повышенный

                        В результате освоения компетенции выпускник будет способен к профессиональному созданию психодиагностических методик оценки эффективности деятельности в развитии инновационного направления, соответствующих целям, задачам и адекватных контингенту респондентов.

                        Основной спектр методов и методик, используемых для психодиагностики особенностей индивидуальности, эмоциональных состояний и поведения клиентов разного возраста

                        Писать развернутые и полные психодиагностические заключения, включающие диагноз, рекомендации и прогноз

                        Навыками анализа статистической информации, конструирования показателей, позволяющих решить задачи исследования

                        Формы текущего контроля знаний

                        № п/п

                        Наименование раздела дисциплины

                        Форма текущего контроля

                        Работы на семинарских занятиях

                        Проверка конспекта

                        Доклад, презентация, реферат

                        Проверка заполнения таблицы и выполнения заданий

                        Раздел 1. Массы

                          Тема 1. Массы и массовое сознание.

                          +

                          +

                          +

                            Тема 2. Человек в массе.

                            +

                            +

                            +

                              Тема 3. Массовые психические состояния и проявления.

                              +

                              +

                                Тема 4. Механизмы массовой психологии.

                                +

                                +

                                +

                                  Тема 5. Психология масс в прошлом и будущем.

                                  +

                                  +

                                    Раздел 2. Массовые настроения

                                    +

                                      Тема 6. Массовые настроения в истории и современность.

                                      +

                                      +

                                      +

                                        Тема 7. Психология массовых настроений.

                                        +

                                        +

                                        +

                                          Тема 8. Массовые настроения в политике.

                                          +

                                            Тема 9. Формирование настроенческих масс.

                                            +

                                            +

                                            +

                                            +

                                              Тема 10. Возникновение и развитие массовых настроений. Динамика, циклы, уровни развития настроений. Основные функции массовых настроений. Механизмы воздействия на массовые настроения.

                                              +

                                              +

                                              +

                                              Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента

                                              9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации

                                              До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

                                              Форма аттестации по дисциплине зачет.

                                              Вопросы к зачету по дисциплине «психология масс»

                                              1. Массы и массовое сознание.

                                              2. Появление термина «массы».

                                              3. Макроформы массового сознания.

                                              4. История изучения массового сознания.

                                              5. Основные виды масс.

                                              6. Причины воздействия на массу.

                                              7. Истоки теорий массового общества.

                                              8. Потребность в идентификации индивида с большой группой по А. Маслоу.

                                              9. Особенности поведения массы и ее влияния на входящих в нее индивидов.

                                              10. Четыре типа лидеров по Г. Лебону.

                                              11. Лидеры, их типы и психологические качества.

                                              12. Общие механизмы стихийного поведения.

                                              13. Этапы действия механизмов стихийного проведения.

                                              14. Основные формы стихийного поведения.

                                              15. Массовая паника и условия ее возникновения: ситуационные, физиологические, психологические, идеологические и политика-психологические.

                                              16. Массовая агрессия и условия возникновения массовой агрессии.

                                              17. Виды агрессии: аффективная агрессия и импульсивная агрессия.

                                              18. Заражение как механизм психологии массы.

                                              19. Подражание как механизм психологии массы.

                                              20. Современная наука о подражании.

                                              21. Интерлюдия: происхождение сознания.

                                              22. Интермедия: индивидуализация деятельности.

                                              23. Психология масс при рабовладении.

                                              24. Психология масс при феодализме.

                                              25. Психология масс при капитализме.

                                              26. Психология масс при социализме.

                                              27. Психология масс в социально-психологической перспективе.

                                              28. Массовые настроения в историческом развитии.

                                              29. Психология массовых настроений.

                                              30. «Социальность» как свойство субъекта настроений.

                                              31. Шесть основных параметров концепции массовых настроений.

                                              32. Три основных момента массовых настроений в политике.

                                              33. Формирование настроенческих масс.

                                              34. Возникновение и развитие массовых настроений.

                                              35. Динамика, циклы, уровни развития настроений.

                                              36. Основные функции массовых настроений. Механизмы воздействия на массовые настроения.

                                              Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

                                              Отправить запрос

                                              Adblock
                                              detector